Налоговая политика тарифы и льготы в пест анализе

Обновлено: 17.05.2024

PEST-анализ также называемый STEP- анализом – это анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов внешнего окружения предприятия.

Изучение политических факторов важно, поскольку действующие и издаваемые в стране законы оказывают непосредственное влияние на внешнюю среду компании и ее функционирование.

Экономические факторы определяют то, на какие ресурсы может рассчитывать предприятие.

Социальные факторы определяют клиентов компании.

А технологические факторы помогают определить основное направление технологического развития, которое может стать причиной изменений на рынке в виду появления новых продуктов.

Рассмотрим пример PEST-анализа на примере компании системы и технологии .

Для разработки стратегии организации необходимо произвести системный анализ внешней среды организации ( PEST -анализ )

Экономические факторы . Экономический рост российской экономики, необходимость исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " неизбежно влечет за собой существенное изменение спроса на энергетические ресурсы как со стороны физических так и юридических лиц, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса .

Технологические факторы. Решаются задачи повышения качества диспетчерского управления, минимизации потерь электроэнергии в сетях, ввода новых энергетических мощностей, увеличилось электросетевое строительство.

Анализ факторов внешней среды ( ПЕСТ-анализ) представлен в табл 1.

Фактор

Проявление

Возможные ответные меры

Политические и правовые факторы

Ориентация на рыночное регулирование экономики

Возможность выбора среды хозяйственной деятельности

Изыскание новых направлений деятельности

Регулирование договорных отношений

Ослабление дисциплины платежей и поставок

Страхование поставок, стимулирование партнеров

Либерализация внешнеэкономического сотрудничества

Возможность выхода на внешний рынок

Получение международного сертификата на продукцию,

внедрение ИСО 9001

Ввод ограничений на ввоз импортного оборудования

Удорожания импортного оборудования

Поиск новых партнеров

Государственное регулирование конкуренции в отрасли

Реализация антимонопольного законодательства, пресечение рейдерских схем

Слияние (объединение) компаний

Поддержка инновационных предприятий

Финансирование, гранты, лоббирование интересов

Участие в инновационных программах Правительства РФ

Государственное влияние в отрасли, включая долю государственной собственности

Энергокомпании конкурентного сектора принадлежат частным акционерам и работают в условиях рыночной конкуренции, а в монопольном секторе сохраняется государственное регулирование и госсобственность

Степень обязательности правовых норм

Регулирование коммерческого учета комплексом нормативно-правовых актов РФ

Следование законодательной базе РФ и отраслевым стандартам Минэнерго РФ

Инвестиционный климат в отрасли

Увеличение объемов инвестиций в проектно-изыскательные, строительно-монтажные работы (электроэнергетика), диспетчеризацию

Направление ресурсов компании на развитие данных стратегических направлений деятельности

Угроза высоких темпов инфляции

Введение финансовых операций, сохраняющих покупательскую способность средств

Установление высоких налоговых ставок

Отток средств из сферы производства в бюджет

Завышение себестоимости продукции

производства, освоение новых сегментов рынка

Рост мобильности населения

Совершенствование системы стимулирования; автоматизация и механизация труда

НТП в сфере производства

Появление новых материалов, оборудования, технологий

НТП в социальной сфере

Рост уровня потребностей населения

Маркетинг, улучшение условий труда и быта работников предприятия

Возможность производства новой продукции (развитие конкурентных технологий)

Усовершенствованная база программных продуктов

Создание комплекса систем телеметрии

Фокус отрасли на технологическое развитие

Разработка инвестиционной программы модернизации и технологического перевооружения объектов энергетической отрасли, ввод новых мощностей

Наращивание объемов производства высокотехнологичной продукции, отвечающей требованиям рынка

К перспективам необходимо отнести увеличение спроса на основную продукцию компании по причинам, изложенным выше, возможность выхода на другие отрасли экономики (РЖД, нефтяные и газовые компании, подразделения Министерства обороны РФ), расширение экспортных возможностей за счет сертификации к требованиям законодательства стран таможенного союза.

Конкуренты. Развитие коммерческого учета электрической энергии в России началось позднее, чем в Западной Европе и США, и, поэтому, основой для создания систем АИИС КУЭ явилось, прежде всего, импортное оборудование и программное обеспечение.

На рис. 1 отражено распределение объемов продаж по регионам.

PEST-анализ — это инструмент, помогающий топ-менеджерам управлять компаниями. Решения менеджмента зачастую базируются на интуитивных действиях. Работа менеджера бывает неопределенной, и для придания его действиям большей формальности был составлен PEST-анализ.

pest анализ - Пошаговое руководство по PEST-анализу – увеличивайте прибыль грамотно

PEST-анализ — что это такое

PEST analysis — это инструмент работы менеджера. Аббревиатура PEST включает следующие понятия:

  • Political — внешняя политика компании;
  • Economics — экономические отношения компании;
  • Socio-culture — социально-культурные связи компании;
  • Technological — технологические возможности компании.

Исследование еще могут называть STEP-анализом, но суть остается прежней — как от перемены мест слагаемых не меняется сумма. Это такое исследование, которое позволяет взглянуть на деятельность компании как бы сверху. СТЕП-анализ оценивает положение компании на рынке.

pestle - Пошаговое руководство по PEST-анализу – увеличивайте прибыль грамотно

Автор методики — профессор Фрэнсис Агилар, преподающий в Гарварде. Он придумал методику в 1967 году, тогда она называлась ESTP. В последующем аббревиатуру видоизменили для удобства произношения.

Разница между SWOT и PEST-анализом

SWOT и PEST-анализы преследуют единую цель — определение долгосрочных перспектив предприятия. Однако SWOT-анализ разработан еще в 70-х годах. Он включает следующие положения:

  • strengths — сильные стороны;
  • weaknesseses — слабые стороны;
  • opportunities — возможности;
  • threats — угрозы.

SWOT-анализ учитывает как внешние, так и внутренние условия работы. Направленность ПЕСТ-анализа — в большей степени на внешние факторы.

Как провести PEST-анализ

Чтобы провести PEST analysis, необходимо:

  • определить внешние факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование компании;
  • оценить их долгосрочную динамику;
  • выработать стратегию дальнейшей работы предприятия в соответствии с динамикой внешних факторов.

Для сбора первичной информации следует воспользоваться специализированной экономической литературой, отследить рыночную ситуацию в регионах, изучить отчеты аналитических агентств.

Далее нужно оценить, как эти факторы могут повлиять на отрасль, которой занимается организация. В этом помогут эксперты. Они должны дать оценку каждому фактору в отдельности, а также оценить вероятность их изменения в ближайшем будущем.

Завершается PEST-анализ разработкой наиболее оптимальной стратегии функционирования организации. Стратегия должна учитывать вероятные риски.

Зачем проводить PEST-анализ

ПЭСТ-анализ нужен для правильной оценки возможностей организации. Малый бизнес, начинающие проекты могут позволить себе работать интуитивно, основываясь лишь на собственных представлениях об окружающей ситуации. Но для среднего и крупного бизнеса подобная тактика может окончиться провалом.

С помощью СТЭП-анализа компания может оценить внешнюю угрозу, выработать тактику защиты от конкурентов, разработать преимущества. Для максимально эффективной работы организации следует выработать четкую стратегию производства. PEST-анализ — пример стратегических шагов:

  • разработка выпускаемой продукции;
  • действия в отношении целевой аудитории;
  • усиление или ослабление влияния в регионах;
  • инвестиции или привлекаемое внешнее финансирование.

Исследование дает возможность оценить риски организации, особенно в отношении макроэкономики.

Необходимость PEST-анализа

PEST analysis — обязательный инструмент работы менеджера. Он нужен для объективной оценки положения организации на рынке, отслеживания рисков. Анализ снижает вероятность ошибок при интуитивном определении стратегии работы компании.

Для чего используется

Использовать PEST analysis должны менеджеры, отвечающие за продвижение компании на рынке. Методика позволяет создать четкое представление об условиях окружающей среды, правильно оценить риски и возможности. Это поможет определить дальнейший путь развития предприятия.

Алгоритм применения

PEST analysis включает следующие этапы:

  • сбор информации о внешних факторах и разделение ее по четырем группам;
  • определение степени влияния изученных факторов на отрасль организации — для этого понадобится привлечение экспертов;
  • разработка стратегии работы организации с учетом полученных рисков и возможностей.

Результаты ПЕСТ-анализа заносятся в сводную таблицу.

Алгоритм проведения PESTLE-анализа

Четырех групп внешних условий не всегда достаточно для создания полноценной стратегии. Поэтому PEST-анализ был модифицирован, и появились дополнительные блоки.

PESTLE-методика (или PESTEL-методика) включает две дополнительные группы условий:

  • L — legal, правовые особенности;
  • E — ecological, экологические условия.

Второй вариант — PESTLI-методика. Буква I в данном случае означает Industry — исследование конкурентов.

Последовательность действий не отличается от классического PEST-исследования.

Политические факторы

Обязательной оценке подвергаются следующие political, политические факторы:

  • состояние мировой политики — враждующие и дружащие страны, финансовые взаимоотношения между ними;
  • внешнеполитические отношения страны, где находится предприятие;
  • отношение страны к различным политическим союзам, обществам;
  • состояние внутренней политики;
  • состояние налоговой политики;
  • степень влияния государства на отрасль предприятия;
  • величина государственных субсидий для региона, где находится организация.

Оценка политических аспектов особенно важна для крупных организаций.

Экономические факторы

Экономические факторы играют важную роль в функционировании предприятия. На них следует обращать самое пристальное внимание:

  • инфляция;
  • уровень доходов населения;
  • уровень безработицы;
  • ставка рефинансирования;
  • изменение курса рубля;
  • цена нефти;
  • возможности конкурентов;
  • развитие отраслевых рынков.

От экономических аспектов PESTEL-анализа зависит закладка бюджета компании.

Социальные факторы

Социально-культурные факторы оказывают лишь косвенное влияние на работу организации. Сюда входят:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • уровень жизни населения;
  • средняя заработная плата;
  • культурные ценности, традиции;
  • развитие образовательной системы;
  • количество трудоспособных жителей.

Исследование социальных условий при проведении PESTLE-анализа необходимо для составления портрета целевой аудитории.

Технологические факторы

Современные технологии оказывают прямое влияние на бизнес. В этот раздел включены новые производственные технологии, интернет, реклама.

Особое внимание уделяется интернет-маркетингу, маркетинговым обновлениям. Интернет-реклама имеет колоссальное значение. Продвижение компании в социальных сетях, создание собственного сайта помогут повысить прибыль.

Факторы окружающей среды

В эту группу входят особенности климата, преобладающей погоды в регионе. Учитываются влияния экологической обстановки на покупательскую способность целевой аудитории.

Юридические факторы

Сюда включают изменения в законодательной базе, которые оказывают влияние на продуктивность предприятия. Учитываются законы о защите прав потребителей, трудовой безопасности.

Основные факторы PEST-анализа

PEST-анализ включает те же факторы, что и методика STEEPLE, за исключением правовых и экологических аспектов. Исследование может служить первичной тактикой, а по необходимости менеджеры оценивают риски по дополнительным аспектам.

P — political

Работа предприятия сильно зависит от политических факторов. При этом не важно, на каком уровне находится бизнес — региональный, государственный, общемировой. Убытки или прибыль компании могут зависеть от единственного принятого закона.

E — economical

Здесь важно изучать уровень спроса и предложения в рыночном сегменте компании. Отслеживать курсы валют, стоимость нефти. Также необходимо проводить сравнительный анализ затрат в прошлом году с затратами в текущем году. Это позволит спрогнозировать затраты на будущий год.

S — socio-cultural

Социально-культурные аспекты составляют портрет целевой аудитории. Особенности культуры, традиции, религиозные убеждения оказывают влияние на покупательский спрос на продукты предприятия.

T — technological

Ценность технологических факторов ежегодно возрастает. Технологии развиваются и оказывают все большее влияние на работу компаний в любой отрасли. Сюда относят научные открытия, разработку новых технологий, влияние интернета.

Преимущества проведения анализа PESTEL

Дополнительные критерии анализа ПЕСТЕЛЬ делают разработку стратегии компании более точной. С помощью экологических аспектов портрет целевой аудитории составляется эффективнее. Правовые аспекты исключают малейшую возможность рисков.

Для крупных предприятий методика PESTEL является оптимальным вариантом. Пример абстрактного предприятия, занимающегося изготовлением натуральной мебели. Оценка аспектов методики:

  • политические — риск минимальный;
  • экономические — риск минимальный, мебель всегда востребована;
  • социально-культурные — не оказывают негативного влияния;
  • технологические — не предполагается появления принципиально новых технологий изготовления мебели.

Если остановиться на этих четырех аспектах, то риски для организации минимальны, перспективы благоприятные. Но если оценить дополнительные аспекты и сделать из PEST-анализа PESTEL, то риски меняются. Экологические аспекты — вырубка деревьев может всколыхнуть внимание защитников природы. Правовые аспекты в данном случае менее влиятельны, но отслеживать их тоже нужно.

PEST-анализ, а также его разновидность PESTEL — обязательный элемент работы среднего и крупного бизнеса. Он позволяет оценить возможности предприятия, минимизировать риски, создать полноценную стратегию долгосрочной работы.

Читайте также: