Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса

Обновлено: 19.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Предприятия могут претендовать на получение государственной поддержки, проводимой государством на основании ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в стране (№ 209, 24.07.2007), за счет средств федеральных и региональных программ.

Направления деятельности, которым оказывается поддержка

При принятии решения об открытии бизнеса с расчетом на помощь от государственных структур необходимо изучить направления деятельности, являющиеся приоритетными при оказании бюджетной помощи. В текущем году внимание государства уделяется:

  • сфере производства, особенно сельскохозяйственного;
  • научной деятельности, развитию инноваций и высоких технологий;
  • деятельности, имеющей социальную направленность;
  • туристическому кластеру, включая экологический туризм;
  • развитию народных промыслов.

В каждом регионе страны в качестве направлений для господдержки определяются приоритетные виды, наиболее значимые для конкретной территории. К таковым могут относиться:

  • оказание услуг транспортного характера;
  • приобретение разнообразного оборудования (производственного);
  • деятельность, связанная с переработкой древесины;
  • развитие сферы жилищно-коммунальных услуг;
  • предпринимательская деятельность в различных отраслях пищевой промышленности (производство, переработка);
  • поддержка организаций, занятых разработкой стартапов, технопарков.

Важно! Полный перечень вариантов деятельности, субсидируемых за счет бюджета государства, представлен в приказе министерства экономического развития РФ № 167 (25.03.2015).

Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству

На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:

  1. Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
  2. Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
  3. Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
  4. Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.

Варианты помощи малому бизнесу

Согласно законодательству поддержка предпринимателей может производиться в виде:

  • финансирования организаций и предпринимателей;
  • понижения размера обязательных налоговых выплат, установления налогового льготирования;
  • проведения возврата сумм, выплаченных по банковским займам в качестве процентов;
  • начисления субсидий, предназначенных для компенсации определенных конкретных трат;
  • установления квоты для проведения государственных закупок у представителей малого бизнеса;
  • выделения земельных участков по особой процедуре;
  • аренды государственного имущества или оборудования с применением льготных условий договора;
  • упрощенной системы по оформлению отчетности и разрешительной документации;
  • преимущественного права при участии в государственных закупках;
  • организации добровольных объединений и иных структур, предназначенных для оказания содействия в вопросах развития малого бизнеса.

Важно! Льготы по налогообложению применимы только в ситуации, когда заявленный вид деятельности предприятия является для него основным и его доля в итоговой сумме прибыли занимает больше 70%.

Предприниматели могут претендовать также на участие в следующих программах:

  • расширенной помощи занимающимся бизнесом в сельскохозяйственном секторе производства;
  • возмещения трат на обновление парка основных средств (частичное);
  • поддержки информационного плана (организации обучающих курсов, семинаров);
  • имущественной поддержки, охватывающей возможность аренды муниципальных производственных мощностей и строений (помещений) со скидкой (до 60%);
  • льготного кредитования региональных инвесторов, компенсации затрат по лизинговым сделкам;
  • возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению.

Для желающих получить денежное пособие предназначены субсидии:

  1. Для начала собственного бизнеса. Размер выплаты составляет годовую сумму пособия по безработице. Дополнительно сумма, равная вышеуказанной, выплачивается в случае трудоустройства гражданина, предъявившего направление на работу из центра занятости.
  2. Для развития бизнеса, действующего не больше 24 месяцев. Выделяется от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. при условии, что размер собственного участия претендента в инвестировании проекта составляет 35%-50%.
  3. Для переоснащения основных средств и развития предприятия. При занятости в приоритетной области хозяйства сумма выплаты составляет от 3 млн.руб. до 10 млн.руб.

Как принять участие в программе поддержки бизнеса

Информация о заявителе добавляется в специальный реестр для участия конкурсном отборе, проводимом местной администрацией или фондами по поддержке субъектов предпринимательства.

Одновременно с заявлением необходимо предоставить комплект правоустанавливающих документов по предприятию (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) и бизнес-план, содержащий описание направлений использования предполагаемых для привлечения ресурсов, расчет поступлений и расходов, периода планируемой окупаемости проекта, размера начисленных к уплате в бюджет налогов.

Особое внимание в документе должно уделяться значимости и востребованности предлагаемой для реализации идеи в регионе, а также факту создания дополнительных рабочих мест.

Весомым аргументом в пользу заявителя служит внесение самим предпринимателем определенной части инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-идеи, а также наличие у компании некоторого опыта деятельности.

Важно! Выделение государственной помощи производится преимущественно в виде траншей (частями). За каждую поступившую сумму получатель средств должен документально отчитаться перед государством, указав когда, на какие именно цели и куда расходовались поступления.

Безработные граждане для получения пособия должны зарегистрироваться в Центре занятости, предоставив паспорт и ИНН, СНИЛС, документ о полученном образовании (высшем, среднем, специальном) и справку о трудовой деятельности с указанием размера заработной платы за последние 6 месяцев (при наличии).

После постановки на учет требуется написать 2 заявления: о получении пособия по безработице и о намерении заняться частным бизнесом.

Информирование государственных структур о желании заняться предпринимательством должно сопровождаться представлением документа, развивающего идею (бизнес-плана). В нем должны найти отражение все обязательные пункты, касающиеся социальной значимости проекта, предполагаемых вложений собственных и заемных средств, создания рабочих мест.

Если план получит одобрение комиссии Центра занятости, то с гражданином оформляется соглашение о перечислении субсидии, только после этого следует регистрировать ИП или ООО.

Полученные в ФНС регистрационные документы следует предоставить в ЦЗН, после чего на карту заявителя перечисляются денежные средства.

Важно! По полученной безвозмездной субсидии через 3 месяца необходимо представить документальный отчет о целевом расходовании выделенных государством средств.

Детальное описание программ поддержки малого и среднего бизнеса размещено на официальных сайтах Правительства РФ, министерства социальной политики в регионах.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

 Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработаны меры, которые должны увеличить долю МСП в экономике страны до 32,5%.

Доля малых и средних предприятий (МСП) в экономике России должна увеличиться до 32,5%, а число занятых в МСП - до 25 млн человек. Это ключевые задачи нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".


Активные малые и средние предприятия (МСП) - признак развитой, "живой" экономики. В развитых странах сектор МСП в среднем обеспечивает почти половину ВВП и существенно влияет на налоговые доходы государства. Кроме того, малый и средний бизнес - это всегда новые рабочие места и, как правило, активное внедрение инноваций.

Большинство стран не одно десятилетие подряд делают ставку на МСП, создавая им комфортные условия - бизнесу доступны госгарантии, субсидии, льготные кредиты и другие преференции.

В России доля МСП в ВВП сейчас составляет 21,9%, но эта цифра достаточно условна. Сложности расчетов связаны в первую очередь с недолговечностью существования малого бизнеса - часть компаний, внесенных в реестр МСП, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), могут оказаться уже несуществующими. Более точный учет компаний и оказываемых им мер господдержки позволит вести Единый реестр МСП - получателей поддержки. ФНС запустит его в конце декабря.

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов, каждый из которых нацелен на формирование благоприятных условий ведения бизнеса малыми предприятиями.

Один из треков - образовательные программы, по которым к 2024 году должны быть обучены 450 тысяч человек. Часть программ реализует Корпорация МСП - например, "Мама-предприниматель", "Азбука предпринимателя", "Финансовая поддержка", где слушатели знакомятся с основами предпринимательства.

Для экспортеров действуют программы Российского экспортного центра. В рамках нацпроекта к 2024 году планируется повысить долю экспортеров МСП до 10% в несырьевом экспорте.

Другие задачи нацпроекта - повысить объем госзакупок у МСП до 5 трлн рублей, открыть не менее 100 центров поддержки "Мой офис", а также оказать финансовую поддержку МСП в размере 10 трлн рублей, в том числе за счет льготных кредитов. Для этого в регионах развиваются микрофинансовые и гарантийные организации.


Реестр МСП будет обновляться чаще

Согласно новому закону, который уже лег на стол президенту для подписания, Федеральная налоговая служба будет ежемесячно обновлять данные в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку только внесенные в реестр бизнесы имеют право на господдержку. Таким образом, предприниматели, исключенные из реестра МСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС, не дожидаясь 10 августа следующего года, как это предусмотрено действующей редакцией закона о развитии МСП.

Реестр уже был "внепланово" обновлен весной, чтобы антикризисные меры дошли до максимально широкого круга компаний и ИП.

Что изменится?

Обновленный нацпроект по МСП будет содержать четыре федеральных проекта, два из которых, как сообщило минэкономразвития, совершенно новые - они коснутся создания "одного окна" для бизнеса и поддержки самозанятых. Предусмотрено введение переходных налоговых режимов для растущих субъектов МСП.

Комфортные условия будут созданы для предпринимателей на упрощенке и патенте, в том числе тех, кто должен будет выбрать альтернативу ЕНВД (отменяется с 2021 года).

Правительство готовится снизить ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% или даже ниже и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Планируется развивать краудинвестинг и факторинг. Социальному бизнесу предоставят поддержку в виде грантов.

Нацплан восстановления экономики предусматривает введение "семейных патентов" - создания семейных предприятий через специальное приложение. При таком режиме не придется оформлять трудовые договоры, вести отдельную отчетность, платить налоги и страховые взносы по каждому члену семьи.

В качестве дешевой альтернативы эквайрингу правительство будет способствовать внедрению расчетов с покупателями через Систему быстрых платежей (комиссия для субъектов МСП не превышает 1%). В 2021 году к СБП планируется подключить 40 тысяч торгово-сервисных предприятий.

Проект единого плана по достижению национальных целей предполагает, что к 2030 году количество вновь созданных рабочих мест в крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) составит 46 тысяч человек. И для этого предусмотрены несколько форм поддержки - от льготного кредитования до создания комплексной системы поддержки экспорта МСП.

В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2020 году выделено почти 3,9 млрд рублей, сообщили в минсельхозе. Большой популярностью пользуются гранты для начинающих фермеров "Агростартап". По данным минсельхоза, в прошлом году их получили более двух тысяч фермеров, а заявок поступило 3,9 тысячи. За три квартала 2020 года грант оформили 988 фермерских хозяйств. В этом году на "Агростартап" будет направлено около 2,7 млрд рублей. Средства гранта фермеры используют на покупку земли сельхозназначения, строительство и модернизацию объектов для производства и переработки продукции, приобретение животных, посадочного материала, спецтранспорта и оборудования. Также в рамках нацпроекта дополнительную поддержку в виде возмещения части затрат уже получили 176 сельхозкооперативов.

Всего же на грантовую поддержку начинающих фермеров в этом году выделено 9,5 млрд рублей. Ей смогли воспользоваться 1340 фермеров, также финансирование получили 463 проекта по развитию семейных ферм.

За последние несколько месяцев федеральные власти приняли ряд мер, которые облегчили жизнь российским аграриям на фоне последствий COVID-19. Так, фермерам и сельхозкооперативам дали возможность использовать льготные инвестиционные кредиты (до 5%) и гранты для приобретения торговых объектов, оборудования и спецтранспорта.

За 8 лет количество КФХ сократилось на 40%, в начале 2020 года их было 176,3 тысячи. По оценке Россельхозбанка, в 2019 году КФХ произвели 14% продовольствия.


Максим Решетников, министр экономического развития:

"Главное, что мы ожидаем от платформы, - сервис должен работать в проактивном режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше".

Пять плюсов

С момента запуска приложения "Мой налог", которое позволяет оформить режим самозанятости, в нем зарегистрировались более 1,2 млн человек. У этого режима несколько преимуществ:

1. Низкие налоги - 4% от суммы своего дохода при работе с физлицами и 6% при работе с компаниями и ИП. Не нужно ничего платить, если вы решили сделать перерыв и временно не работать. Дополнительных взносов и отчислений нет, как в случае с упрощенной системой налогообложения ИП.

3. Можно совмещать основную работу с подработками в режиме самозанятого.

4. Самозанятым предоставляется налоговый вычет в пределах 10 тыс. рублей (ставка налога уменьшается на 1 или 2%). В этом году самозанятым в качестве антикризисной меры предоставлен дополнительный "налоговый капитал" в размере МРОТ (а еще им вернули налог, уплаченный за 2019 год). Правительство готовится предоставить молодым людям в возрасте до 18 лет, которые впервые зарегистрируются в качестве самозанятых после 1 января 2021 года, дополнительный налоговый вычет в аналогичном размере (12,1 тысячи рублей).

5. Перестать быть самозанятым так же просто, как и зарегистрироваться, - через приложение. Самые распространенные виды деятельности в приложении "Мой налог" - такси, аренда квартир, репетиторство.

Единая платформа для бизнеса появится в 2021 году

В России появится единый агрегатор мер поддержки и полезных сервисов для малых и средних предпринимателей, а также самозанятых. В обновленном нацпроекте по поддержке малого и среднего бизнеса предусмотрен отдельный федеральный проект для развития этой платформы. Власти планируют создать целую экосистему, "единое окно" для предпринимателей, самозанятых и тех, кто только планирует начать свое дело. Оператором платформы станет Корпорация МСП, у которой уже есть цифровая платформа "Бизнес-навигатор", на основе которого бизнес может определить рыночную нишу, рассчитать примерный бизнес-план, проверить контрагента, найти информацию о закупках. Пока вопрос, как две платформы будут взаимодействовать между собой, остается открытым.

Новая платформа предоставит доступ к оцифрованным услугам федеральных и региональных органов власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП и институтов развития, а также к широкому набору коммерческих сервисов через личный кабинет.

Первыми внедрят несколько приоритетных сервисов. Одни из них повысят доступность кредитных продуктов, другие протестируют навыки предпринимателя и подберут ему образовательную программу, третьи упростят контроль налоговой задолженности и уплату налогов. В первой очереди также сервисы доступа к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.

Предполагается, что платформа будет настраиваться индивидуально под пользователя. "В планах - наличие на платформе востребованных сервисов, индивидуально подобранных под профиль пользователя, маркетплейсов, финансовых продуктов и онлайн-офиса", - сообщили "РГ" в пресс-службе минэкономразвития.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2021 году.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии малого предприятия 2021: таблица

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения

не более 15 человек

не более 120 млн. руб.

  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО не может быть более 25% (суммарно)

не более 100 человек

не более 800 млн. руб.

не более 250 человек

не более 2 млрд. руб.

ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2021 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2018, 2019 и 2020 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2021 году сохраняется.

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

Налоговые льготы

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Государственный заказ

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

Критерии малого предприятия

Государство активно поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства и предлагает им различные льготы, от послаблений в бухгалтерии до пониженных налоговых тарифов. Но пользоваться льготами могут только те, кто полностью соответствует критериям отнесения к МСП. Иначе такую форму предпринимательства лишат привилегий.


В материале расскажем о нюансах работы субъектов малого предпринимательства и критериях соответствия этой категории.

  • Кто может стать субъектом малого предпринимательства
  • Доходные критерии малого и среднего предпринимательства
  • Критерии малого предприятия по численности штата
  • Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
  • Льготы для малого и среднего бизнеса
  • Единый реестр субъектов малого предпринимательства

Кто может стать субъектом малого предпринимательства

Стать субъектами малого предпринимательства могут:

  • ИП;
  • КФХ;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • потребительские и производственные кооперативы.

Критерии, которым должны соответствовать субъекты МСП, перечислены в Федеральном законе №209-ФЗ. Их делят на главные и дополнительные.

В соответствии с показателями, установленными для каждого критерия, субъекты МСП подразделяются на:

  • средние;
  • малые;
  • микропредприятия.

Доходные критерии малого и среднего предпринимательства

Первый критерий, по которому предприятие относят к субъектам малого бизнеса — доход за прошедший календарный год. НДС при расчетах не учитывается.

Так, у доходов субъектов малого и среднего предпринимательства такие ограничения:

Категория МСП Максимальный доход в рублях
Микробизнес 120 млн
Малые предприятия 800 млн
Средний бизнес 2 млрд

Доход считается суммарно по всем видам деятельности бизнеса.

А ИП Васильев ведет два вида деятельности. По одному он заработал 10 миллионов рублей, по второму — 5 миллионов. Суммарный доход — 15 миллионов. Бизнес предпринимателя подходит под критерии микропредприятия.

Критерии малого предприятия по численности штата

Кроме дохода, критерии малых предприятий включают ограничения по количеству работников в штате. Так, для разных категорий субъектов малого бизнеса установлены следующие показатели:

Категория субъектов малого бизнеса Максимальная численность людей в штате Пояснение
Микропредприятие 15
Малое предприятие 16 - 100
Средний бизнес 101 - 250
251 - 1000 Для хозяйственных партнерств и обществ, работающих в сфере легкой промышленности и входящих в список Минопторга в соответствии с условиями Постановления №1412
1500 Для заведений общественного питания (основной вид деятельности — класс 56). Актуально с 2022 года

В расчет численности работников включают только тех лиц, которые работают на предприятии по трудовым договорам. При этом неважно, были ли они фактически на рабочем месте. Если сотрудник находился в отпуске или на больничном, но числился в штате официально, то его учитывают.

Важно! Ограничения по доходу и численности сотрудников одинаково применяются к ИП и организациям. При этом важно, чтобы субъект малого предпринимательства соответствовал критериям в течение трех последних лет. Если хотя бы один из показателей нарушается три года подряд, субъект лишается статуса малого и среднего бизнеса или переходит в следующую категорию.

Например, микропредприятие в течение трех лет подряд (2018, 2019, 2020 гг) получало доход, превышающий 120 миллионов рублей. В 2021 году оно не может сохранить свой статус. Его лишат статуса МСП или отнесут к субъектам малого или среднего предприятия по критериям, актуальным в новом году.

Но если предприятие соблюдало ограничения хотя бы в одном из трех прошедших лет, то оно останется в прежнем статусе.

Например, то же микропредприятие соответствовало критериям в 2018 и 2019 годах, но в 2020 году численность сотрудников превысила порог в 15 человек. В 2021-м оно еще останется в статусе микробизнеса.

Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:

  • доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
  • доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.

Эти ограничения предприятия должны соблюдать ежегодно. Иначе в следующем календарном году компания потеряет статус субъекта малого бизнеса.

Льготы для малого и среднего бизнеса

Представители малого и среднего предпринимательства могут пользоваться некоторыми послаблениями. Например, им доступны такие льготы:

  1. Упрощенная работа с учетом и отчетностью. Субъекты малого бизнеса могут подавать облегченную отчетность. В перечень обычно входит два документа: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерия тоже упрощена. Например, малые предприятия могут начислять амортизацию не каждый месяц, а реже (иногда даже раз в год) или не создавать резерв для отпускных выплат.
  2. Кассовые льготы. Малые и средние предприятия могут вести кассовые операции в упрощенной форме. Например, им необязательно утверждать лимит остатка в кассе. А ИП освобождены от ведения кассовых книг и расходных ордеров.
  3. Административные наказания. Если малое предприятие впервые совершает правонарушение, то штраф заменят на предупреждение. При этом важно, чтобы в результате не пострадали другие люди, окружающая среда, памятники культуры и другие объекты в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
  4. Страхование счетов и вкладов. Представители малого и среднего предпринимательства попадают под программу обязательного страхования вкладов и счетов согласно закону №177-ФЗ. Если банк ликвидируют или лишат лицензии, субъектам малого бизнеса возместят вложенные средства в размере суммы, которая хранилась в банке. С небольшим условием — размер выплаты не может превышать 1 400 000 рублей по всем вкладам в одной финансовой организации.
  5. Гарантия госзаказов. Согласно закону №44-ФЗ, государственные организации обязаны ежегодно заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства в объеме 15% от общих закупок.
  6. Упрощенное трудоустройство. Владельцы малого и среднего бизнеса могут нанимать работников по срочным трудовым договорам, если численность их штата не превышает 35 человек. Для отраслей бытового обслуживания и торговли в розницу ограничение по штату чуть строже — 20 человек.

Субъекты малого и среднего предпринимательства также получили поддержку в период пандемии. Например, с апреля 2020 года они могут:

  • платить страховые взносы по льготной ставке 15% (к части выплат, превышающих МРОТ);
  • получить отсрочку для страховых и налоговых выплат;
  • продлить лицензии.

Другая мера поддержки касается малых предприятий, чей бизнес пострадал из-за ковидных ограничений, введенных в некоторых регионах с 1 августа 2021 года. Согласно постановлению Правительства №1513, субъектам малого предпринимательства выплатят субсидию в следующем порядке:

  • ИП: половина МРОТ на количество работников в июне 2021 плюс сам предприниматель;
  • ООО: половина МРОТ на количество сотрудников в июне.

Единый реестр субъектов малого предпринимательства

Проверить соответствие предприятия критериям МСП можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого нужно:

  • зайти на главную страницу сервиса;
  • ввести ИНН, ОГРН, наименование фирмы или данные предпринимателя в строку поиска;
  • запустить проверку.

В этом же окне можно скачать ПДФ-файл с выпиской из госреестра. Там вы найдете подробные сведения о субъекте малого бизнеса:

  • адрес компании;
  • место жительства ИП;
  • основное направление деятельности;
  • наличие госзаказов;
  • численность сотрудников и т.д.

На сервисе можно проверить, включен ли ваш бизнес в реестр. Если вы подходите под условия малого предприятия, но не нашли себя в списке, можно оставить заявку на включение в реестр на сайте сервиса.

Также стоит воспользоваться сайтом, когда вы заключаете сделку с контрагентом-представителем малого предпринимательства. Предварительная проверка поможет убедиться в благонадежности потенциального партнера и законности сделки.

Читайте также: