Налоговая нагрузка методы расчета и приемы оптимизации

Обновлено: 18.04.2024

Каждый год ФНС публикует среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки - сведенные воедино данные в таблице за предыдущий год. Именно на эти показатели компаниям нужно ориентироваться при расчете своей персональной налоговой нагрузки.

Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, где найти показатели налоговой нагрузки по отрасли – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Налоговая нагрузка - это совокупный показатель всех налогов и сборов, которые компания должна перечислить в бюджет государства. До 2020 года налоговая нагрузка на бизнес в России неуклонно росла. Ощутимую динамику за последние пару лет налоговая нагрузка демонстрировала на рынке добычи полезных ископаемых, в строительстве, на рынке управления недвижимостью, в кожевенном производстве, подросла налоговая нагрузка для гостиниц, организаций сферы общественного питания, связистов и многих других.

Справедливости ради нужно отметить, что по небольшому перечню видов деятельности налоговая нагрузка за последние несколько лет снизилась, например, на производство продуктов питания, сигарет, напитков среднеотраслевой налог сократился с 28,2% до 16,9%. Однако 2020 год внес свои коррективы в показатели налоговой нагрузки. Обозначилась тенденция к общему снижению показателей. В таблице мы привели значения налоговой нагрузки по отраслям; справочно добавили значения фискальной нагрузки, а также значения показателей прошлого года. Также по приведенной таблице вы сможете оценить увеличение или уменьшение показателей (обозначено зеленым – уменьшение показателя налогово

Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку – на эти и другие вопросы читайте ответы далее.

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка - один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В прошлом 2020 году на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действовал до 30 июня. Далее мораторий продлили до конца 2021 года. Однако к отдельным группам организаций инспекторы все-таки могут заглянуть.

111.jpg

Узнайте, как получить скидку на электронную отчетность. УЗНАТЬ

Законодательство о налоговой нагрузке.

Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 10 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.

Как рассчитать налоговую нагрузку.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).

Формула расчета налоговой нагрузки:

222.jpg

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Рассчитаем на примере налоговую нагрузку.

Выручка компании за год равна 100 млн руб.

Налог на прибыль – 3,8 млн руб.,

НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб.

Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%.

Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель.

Налоговая нагрузка по конкретным налогам.

Для юридических лиц:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Что делать?

Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки.

Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:

  • компании осуществляла инвестиции в модернизацию/расширение деятельности,
  • компании вкладывала средства в новый вид деятельности,
  • наблюдалось снижение объемов продаж,
  • значительное повышение стоимости сырья/комплектующих,
  • повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.

Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой.

Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет СБИС Оценка налоговых рисков. СБИС оценит риски налоговой проверки и позволит вам сработать на опережение.

А сдавать отчеты всегда вовремя и без ошибок поможет вам СБИС Электронная отчетность. СБИС подходит для любого типа бизнеса, легко устанавливается и настраивается, имеет двухступенчатую проверку сдаваемых отчетов. А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках.

Подробнее о том, как быстро и выгодно подключиться к СБИС, вам готовы рассказать наши менеджеры.


В наше время предприятия и организации имеют право использовать законодательно утвержденные инструменты для оптимизации (в частности уменьшения) налоговой нагрузки (налогового бремени) на предприятие. Тем не менее, налоговая нагрузка осуществляется на двух уровнях: макро - и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налогового бремени на экономику, также оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, внутри отрасли и т.п. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки конкретных хозяйствующих субъектов, а так же исчисление налоговой нагрузки на работника.

С экономической точки зрения налоговая нагрузка представляет собой часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания; по мнению западных экономистов – меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога [2, c.72].

На микроуровне не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие, можно выделить следующие спорные моменты:

- использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Большинство авторов не рекомендуют принимать этот налог при расчете налоговой нагрузки, так как предприятие уплачивает его из средств работника, а не из собственных денежных средств (налоговый агент);

- учитывать ли в расчете косвенные налоги.

Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства [4, c.335]. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.

1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор – Е.В. Балацкий). По данной методике налоговая нагрузка - отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации:

где НБ – налоговое бремя;

Т - сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.

Плюсом этой методики является то, то она характеризует долю уплаченных налогов в выручке (с НДС), минусом - не позволяет оценить влияние каждого налога и методов его оптимизации на финансовое состояние предприятие в зависимости от источника уплаты налога; выручка включает в себя прямые и косвенные затраты, в том числе амортизационные отчисления, которые формируют себестоимость продукции. Если предприятие будет оплачивать налоги за счет себестоимости продукции, оно рано или поздно обанкротится [1, c.212].

2. Методика М.Н. Крейниной. Сопоставляет размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:

НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100% (2)

где НБ – налоговое бремя;

В - выручка от реализации;

Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

ПЧ - фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.

Плюсами данной методики является то, что можно оценить долю уплаченного налога в источнике уплаты, а так же позволяет рассматривать эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу в динамике.

А отрицательным моментом то, что не применяется для косвенных налогов; нужно параллельно рассматривать налоговое бремя косвенных налогов. Так же минусом является неиспользование при убыточной деятельности предприятия и не учитывает НДФЛ.

3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой. Предлагает оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ, (3)

где ФОТ - оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП - платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды;

АО - амортизационные отчисления;

ПНП - прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР - балансовая прибыль;

В - выручка с НДС;

МЗ - материальные затраты.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):

Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:

Минусом такой методики является удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства - КВ):

Недочетом является: доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):

К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС; (6)

Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО) – данный показатель является недостатком методики:

Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются - ДС;

Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [3, c.169].

4. Методика М.И. Литвина

Налоговая нагрузка рассчитывается следующим образом:

НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100%, (8)

где ∑ НП - сумма начисленных налоговых платежей;

∑ ВП - сумма платежей во внебюджетные фонды;

∑ ИС - сумма источника средств для уплаты - добавленная стоимость.

Добавленная стоимость рассчитывается следующим образом:

ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР, (9)

где ФОТ - оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП - платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;

ПОФ - потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

НП - сумма всех уплаченных налогов;

ПР - прибыль до уплаты налогов.

А так же позволяет сравнивать налоговую нагрузку на разные отраслевые предприятия (за счет ФОТ). Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог, однако не определен источник их уплаты.

5. Методика Е.А. Кировой. Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).

Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.

Относительная налоговая нагрузка - это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):

ВСС = В – МЗ – АО + ВД – ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (10)

где В - выручка от реализации (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

АО - амортизационные отчисления;

ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);

ФОТ - фонд оплаты труда(без НДФЛ);

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

НП - все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР - прибыль организации до налогообложения.

Тогда относительная налоговая нагрузка (ОНН):

ОНН = АНН/ВСС *100%. (11)

Методика позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты. А так же рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов. Но не рассматривает амортизационные отчисления, как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий (в зависимости от величины их фондов) и не учитывает влияние НДФЛ [5, c.321].

6. Методика В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина. Методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и выступает в качестве оценки налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.

НН УСНО = (НР + УВ)/Д * 100%, (12)

где НН УСНО - налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;

НР - ожидаемые налоговые расходы (без НДФЛ);

УВ - ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина недополученной выручки от снижения цен на величину НДС);

Д - сумма ожидаемого годового дохода.

7. Методика О.С. Салькова. Методика также применяется для сравнения налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.

НН УСНО = НР/ПРр *100%, (13)

где НН УСНО - налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;

НР - налоговые расходы (без учета НДФЛ);

ПРр - расчетная прибыль.

Методики применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, но не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО и не используется для предприятий с убыточной деятельностью [7, c.138].

8. Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСНО, ЕСХН). При расчете налоговой нагрузки для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в качестве интегрального показателя желательно применять добавленную стоимость, скорректированную с учетом особенностей режима.

ДС СНР = Р ОСН +(ФОТ +ВП) + НП + ПР, (14)

где ДС СНР - добавленная стоимость, смодифицированная на условия применения специальных режимов;

Р ОСН - расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО (с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;

ФОТ - начисленный фонд оплаты труда;

ВП - начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;

НП - налоговые платежи, включая единый налог, исчисляемый при применении УСНО или ЕСХН;

ПР - прибыль организации до налогообложения.

Налоговая нагрузка исчисляется следующим образом:

НН СНР = НС/ДС * 100%, (15)

где НН СРН - налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения;

НС - налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.

Методика позволяет рассчитывать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения;

Методика Е.Б. Кожевникова, О.П. Осадчая. Методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку в интегрированных бизнес структурах, где параллельно работают предприятия, применяющие и ОСНО, и специальные налоговые режимы.

В качестве интегрального показателя применятся интегрированная добавленная стоимость, рассчитанная с учетом особенностей ОСНО и специального налогового режима.

ДС ИБС = (АО + Р ОСН) + (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (16)

где АО - амортизационные расходы;

Р ОСН - расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО ( с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;

ФО - начисленный фонд оплаты труда;

ВП - начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;

НП - все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР - прибыль организации до налогообложения.

Показатель налоговой нагрузки на интегрированную бизнес структуру на интегрированную бизнес структуру (НН ИБС) рассчитывается следующим образом:

НН ИБС = АНН ИБС/ДС ИБС * 100%, (17)

где АНН ИБС – абсолютная налоговая нагрузка - общей величина обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей, которые должно уплачивать интегрированное образование, вне зависимости от того, является ли оно налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, включая недоимки, пени и штрафы по данным платежам.

Минусом этой методики является то, что она позволяет рассчитать налоговую на интегрированную бизнес структуру вообще, а минусом - сложность практического расчета ДС (разграничения показателей для ОСНО и УСН) [6, c.102].

Ниже приведена таблица, характеризующая вышеприведенные методики расчета налоговой нагрузки по определенным характеристикам.


В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. В статье приведены различные методики расчета налоговой нагрузки.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей

В современных условий рыночной экономики налоги — один из наиболее значимых рычагов регулирования рыночных процессов и финансового наполнения бюджетов для функционирования государства. Одновременно с этим влияние налоговых рычагов на экономику должно быть сбалансированным, системным и прогнозированным.

Налоговая нагрузка, согласно НКРФ, рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Иными словами, налоговая нагрузка — это налоговое бремя, наложенное на организацию — сумма налогов и взносов которую необходимо уплатить в государственную казну.

Размер налоговой нагрузки зависит от различных критериев, одним из самых показательных является вид деятельности предприятия, т. к. размер налоговой нагрузки конкретного предприятия должен быть равен или выше налоговой нагрузке предприятий его видов деятельности, в случае если она будет занижена, то это послужит поводом для выездной налоговой проверки. Следующим немаловажным фактором является особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, организационно-правовая форма предприятия, количества и состав уплачиваемых налогов. В настоящее время существуют различные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Современные методики, как правило, различаются по двум основным направлениям, которые представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Направления современных методик определения налоговой нагрузки.

Далее выделены некоторые методики расчета налоговой нагрузки.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = [НП: (В + ВД)] x 100 %,(1)

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

Отрицательным моментом данной методики является то, что она не дает возможности определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Расчет согласно предложенной методике налоговая нагрузка отражает только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальную картину налогового бремени налогоплательщика.

Ниже приведены подходы различных авторов к определению налогового бремя предприятия.

Характеристика различных методик расчета налоговой нагрузки на предприятие

Методика

Порядок расчета налоговой нагрузки

Характеристика расчета налоговой нагрузки

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

ОНН = (АНН / ВСС) x 100 % где ОНН — относительная налоговая нагрузка,

ВСС — вновь созданная стоимость.

Позволяет рассчитать абсолютную и относительную налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей. При этом в сумму налогов не включается НДФЛ.

НН= (НП/ДС — КБ) x 100 %,

где НП — начисленные налоговые платежи (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства, привлеченные в отчетном периоде.

Представляет собой модификацию методики 4. Показывает уровень денежного изъятия, т. е. отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам.

А.Кадушин и Н.Михайлова

НН=ДСx(0,322 + 0,109Кот — 0,20Ка),

Кот — доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату);

Ка — удельный вес амортизации в добавленной стоимости.

ДС = А + (ОТ + ВФ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

ОТ — оплата труда;

ВФ — взносы во внебюджетные фонды; НДС — налог на добавленную стоимость;

По этой методике предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. При этом сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью.

Оптимизацияналогообложения предприятия представляет собой выбор такого варианта ведения хозяйственной деятельности при котором обеспечивается наилучший финансовый результат. Стремление к уменьшению налогового бремени является рациональным и адекватным желанием руководства организации.

Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные.

Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря).

К незаконным же в свою очередь относится умышленное нарушение действующего законодательства, а именно занижение размера налоговых обязательств организации, уклонение от уплаты налогов, занижение выручки, увеличение затрат и тд.

К законным способам налоговой оптимизации для отечественных хозяйствующих субъектов можно отнести выбор налогового режима или выбор объекта налогообложения, что позволит минимизировать расходы предприятия.

Анализируемое предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (доходы), в данной работе был произведен расчет для выбора наиболее выгодного объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

Для анализа были взяты данные из упрощенной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Расчет налоговой нагрузки для разных объектов налогообложения

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Налоговая нагрузка (бремя, гнет) – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение суммы налогов к совокупному национальному продукту.

Ранее налоговое бремя рассчитывалось как соотношение начисленных налогов и доходов (выручки). Теперь в соответствии с Концепцией налоговая нагрузка стала рассчитываться как соотношение суммы только уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций либо доходов населения по данным Росстата. Под налоговой нагрузкой следует понимать совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом.

«Размер налоговой нагрузки в России находится под влиянием специфических факторов:

2) собираемость налогов еще не находится на должном уровне;

3) расчет налоговой нагрузки в целом по российской экономике неточен из-за несопоставимости показателей уплаченных сумм налогов и ВВП;

4) в российской налоговой системе установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики;

5) существенное влияние на уровень налоговой нагрузки оказывают мировые цены на энергоносители, и в первую очередь на нефть и газ, экспорт которых преобладает в общем объеме российского экспорта;

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, т.е. на уровне организаций.

В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, т.е. в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т.д.[2]

  • перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом;
  • размеры ставок;
  • источники начисления;
  • виды и размеры льгот;
  • сроки уплаты.

Расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель — прогнозирование налогового бремени на будущий период. Для больших предприятий важно предусмотреть налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, Е.В.Балацкий — показывает соотношение уплачиваемых организацией налогов и выручки.

Показатель налоговой нагрузки определяется следующим образом: Н/(Вр+ВрД)*100 %,

где Н — общая сумма всех уплаченных налогов;

В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВрД — внереализационные доходы.

Среди достоинств данной методики можно отметить то, что она позволяет определить долю налогов в выручке от реализации. Основным недостатком является то, что данная методика не отражает влияние налогов на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, из-за того, что не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

– Методика М.Н.Крейниной— позволяет сопоставить налог и источник его уплаты, интегральным показателем выступает прибыль предприятия.

Автор предлагает рассчитывать уровень налоговой нагрузки следующим образом:

(Вр — З — Пч) / (В — З) х 100 %

или (В — З- ЧП)/ЧП х 100 %,

где: Вр — выручка от реализации,

З — затраты на производство продукции (без налогов),

ЧП — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов.

Данная методика позволяет проанализировать влияние прямых налогов на финансовое положение предприятия. С другой стороны, недооценивается влияние косвенных налогов, НДС и акцизов.

– Методика А. Кадушина и Н. Михайловой — показывает долю отчисляемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельно взятом предприятии.

Согласно данной методике налоговая нагрузка определяется по следующей схеме: (ПиК+ВП)/ДС,

где ПиК — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС,

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды,

ДС — добавленная стоимость.

Методика позволяет сравнить налог и источник его уплаты, однако не принимает к учету налог на имущество, земельный налог и платежи за пользование природными ресурсами.

– Методика М.И.Литвина позволяет определить налоговую нагрузку по всем налогам и источникам его уплаты.

Автор предлагает рассчитывать налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект следующим образом: НН= Н/ ИСУ х 100 %,

где: Н — сумма налогов,

ИСУ — сумма источника средств для уплаты.

С помощью данной методики можно увидеть уровень денежного изъятия (отношение начисленных налогов к реально полученным организацией финансовым ресурсам). В качестве недостатка методики можно отметить включение в расчеты НДФЛ.[5]

– Методика В.Д.Новодворского и Р.Л.Сабанина — позволяет определить ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и может применяться для оценки налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО.

Формула для расчета следующая:

НН УСН = (Н + УпВ)/Д * 100 %,

где НН УСН — налоговая нагрузка при применении УСН,

Н — ожидаемые налоговые расходы (без учета НДФЛ),

УпВ — показатель ожидаемой упущенной выгоды (т. е. сумма недополученной выручки от снижения цен на величину НДС),

Д — ожидаемый годовой доход.

Таким образом. данная методика дает возможность сравнить и выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако она не применяется при расчете налоговой нагрузки для упрощенной системы налогообложения.

– МетодикаО.С.Салькова — позволяет сравнить уровень налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО.

Налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН УСН = Н/Пр *100 %,

где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения,

Н — налоговые расходы (без НДФЛ),

Пр — расчетная прибыль.

Благодаря данной методике экономический субъект может выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако методика не применяется для предприятий с убыточной деятельностью.

– Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСН, ЕСХН) — в качестве интегрального показателя, применяется добавленная стоимость, скорректированная с учетом особенностей специального налогового режима:

НН СНР = Н/ДС * 100 %,

где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения,

Н — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.

Данная методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения, но не применяется при общей системе налогообложения

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Рассмотрим налоговую нагрузку по видам экономической деятельности, указанную в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, приведенная в таблице 1.1.

Таблица 1.1. — Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в % [7]

Вид экономической деятельности 2013 2014 2015 2016 2017
Всего: 9,9 9,8 9,7 9,6 10,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 3,4 3,5 3,5 4,3
Рыболовство, рыбоводство 6,6 6,2 6,5 7,7 7,9

Продолжение таблицы 1.1.

Добыча полезных ископаемых 35,7 38,5 37,9 32,3 36,7
Обрабатывающие производства 7,2 7,1 7,1 7,9 8,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,6 4,8 5,4 6,1 6,8
Строительство 12,0 12,3 12,7 10,9 10,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,6 2,6 2,7 2,8 3,2
Гостиницы и рестораны 8,9 9,0 9,0 9,5 9,5

Анализируя выше приведенные данные, можно говорить о необычайно низкой налоговой нагрузке, особенно в сфере торговли. Однако необходимо учитывать и тот факт, что данная отрасль экономики находится на сегодняшний день в большинстве своем в теневом секторе, с чем согласны многие исследователи. В связи с этим необходимо задуматься, почему такое происходит, не связана ли данная ситуация с тем, что у предпринимателя не остается альтернативы принятия решения, по какому пути идти, легализуя свои доходы или нет за счет чрезмерного налогового бремени. Ведь если даже ориентироваться на грубые подсчеты главных бухгалтеров, то при осуществлении деятельности на общем режиме налогообложения на бизнес падает 20% НДС, 20% налога на прибыль, не говоря уже о прочих видах налогов. Кроме того, не надо забывать и о различных сборах, влияющих на уровень налогового бремени в достаточном объеме.

[7] Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Расчет за 2013 — 2015 гг. произведен без учета поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также: