Налоговая декларация по земельному налогу представляется не позднее этой даты

Обновлено: 02.05.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

В расчётах ошиблись вы

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Срок подачи декларации

Представлять декларацию необходимо по истечении налогового периода (календарного года) не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если этот день является выходным и/или нерабочим праздничным днем, то срок представления декларации переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Какие разделы заполнять

Налоговая декларация по земельному налогу состоит из титульного листа и 2 разделов, которые заполняются в обязательном порядке.

Проверка налоговой декларации

Начинать заполнение налоговой декларации следует с раздела 2. Заполнив необходимое количество листов раздела 2, можно переходить к заполнению раздела 1. Здесь исчисляется общая сумма земельного налога, которую нужно уплатить в бюджет по итогам налогового периода. В последнюю очередь заполняется титульный лист.

Титульный лист

  • 1 - если документ представлен налогоплательщиком,
  • 2 - если документ представлен законным или уполномоченным представителем налогоплательщика.

При этом указывается ФИО руководителя организации либо представителя, а также наименование и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Также на титульном листе автоматически указывается дата.

Раздел 1. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет

Раздел 1 декларации заполняется организацией по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований (долям земельных участков, находящихся в границах соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), долям в праве на земельный участок).

Внимание! Раздел 1 формируется только после заполнения раздела 2 и почти все его показатели (за исключением авансовых платежей) заполняются автоматически на основе сведений, отраженных в разделе 2.

Внимание! Если организация является участником недр, предоставленных в пользование на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), то в специально отведенном поле она указывает наименование соглашения о разделе продукции.

Этот раздел включает в себя отдельные блоки строк 010-040 , в которых отражается следующая информация:

  • строка 010 - код бюджетной классификации (КБК) , в соответствии с которым должна осуществляться уплата земельного налога (автоматически переносится из строки 010 раздела 2);
  • строка 020 - код по ОКТМО , по которому подлежит уплате сумма налога (автоматически переносится из строки 020 раздела 2);
  • строка 021 - исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (автоматически переносится из строки 250 раздела 2 по соответствующим кодам КБК и ОКТМО);
  • строки 023, 025, 027 - суммы авансовых платежей, подлежащие уплате в бюджет за I, II и III кварталы (рассчитываются организацией);
  • строка 030 - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления декларации по соответствующим кодам КБК и ОКТМО (рассчитывается автоматически);
  • строка 040 - сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода (рассчитывается автоматически).

Внимание! Авансовые платежи по земельному налогу не уплачиваются в том случае, если эта обязанность не предусмотрена нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этом случае строки 023, 025 и 027 не заполняются.

стр. 030 = стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) по соответствующим кодам КБК и ОКТМО, при условии, что стр. 030 > 0

стр. 040 = стр. 021 – (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027) по соответствующим кодам КБК и ОКТМО, при условии, что стр. 040 Внимание! По одному земельному участку заполняется несколько разделов 2, если в течение налогового периода:

  • изменялась кадастровая стоимость этого участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка;
  • применялись разные повышающие коэффициенты по участкам, приобретенным в собственность юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства.

По строке 010 необходимо указать код бюджетной классификации (КБК), в соответствии с которым организация должна перечислить налог. Этот код выбирается из справочника кодов.

По строке 030 указывается код категории земель, который выбирается из справочника кодов.

Категорию земли, к которой относится конкретный земельный участок, можно найти в следующих документах:

  • нормативных актах федеральных, региональных и местных органов власти о предоставлении земельных участков;
  • договорах, предметом которых являются земельные участки;
  • документах государственного земельного кадастра;
  • документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

По строке 050 указывается кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка или нормативная цена земли.

Строка 060 заполняется теми организациями, которые владеют земельными участками на праве общей долевой либо общей совместной собственности. Указанная строка заполняется также в случае, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом либо договором перешло право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, или если покупателями здания, сооружения либо другой недвижимости выступало несколько лиц. По строке 060 указывается доля организации в праве на земельный участок. Этот показатель проставляется в виде правильной простой дроби. Например, если доля в праве составляет 50%, то указывается 1/2.

По строке 070 указывается код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом суммы. Значение по этой строке заполняется теми организациями, для которых законодательством определен размер не облагаемой налогом суммы. Вторая часть показателя строки 070 заполняется, только если в первой части стоит код льготы 3022100. Во второй части показателя указывают номер, пункт, подпункт статьи нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота. Для каждой из указанных позиций отведено четыре ячейки. Вторую часть показателя необходимо заполнить слева направо. При этом если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные места слева от значения заполняются нулями.

Например, если соответствующая льгота установлена п. п. 16 п. 2 ст. 3 нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, то в строке 070 указывается:

3 0 2 2 1 0 0 / 0 0 0 3 0 0 0 2 0 0 1 6

Если у организации отсутствуют льготы, то данная строка не заполняется.

По строке 080 указывается не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы в соответствии с кодом льготы, указанным по строке 070 .

Строки 090 и 100 заполняют организации, которым предоставлена льгота в виде необлагаемой площади земельного участка.

По строке 090 указывается код налоговой льготы, который выбирается из соответствующего классификатора кодов. Вторая часть показателя по строке 090 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 3022300. Показатель данной строки заполняется аналогично показателю строки 070 .

По строке 100 отражается доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади земельного участка в соответствии с кодом льготы, указанным по строке 090 . Показатель этой строки указывается в виде правильной простой дроби. Например, если доля необлагаемой площади составляет 20%, то указывается 1/5.

По строке 110 автоматически рассчитывается налоговая база - кадастровая стоимость земельного участка или нормативная цена земли. Если организация не пользовалась льготами, то в эту строку переносится показатель строки 050 . Если организация имела в налоговом периоде льготы, то эта строка рассчитывается следующим образом:

Если организация заполнила строку 080 , то строка 110 рассчитывается так:

стр. 110 = стр. 050 - стр. 080

Если заполнены строки 100 и 170 , то строка 110 рассчитывается так:

стр. 110 = стр. 050 - [стр. 050 x стр. 100 x (1 - стр. 170)]

Если, помимо указанных строк, заполнена также строка 060 , то:

стр. 110 = стр. 050 x стр. 060 - стр. 080

стр. 110 = стр. 050 x стр. 060 - [(стр. 050 x стр. 060) x (стр. 100 x (1 - стр. 170))]

По строке 120 указывается налоговая ставка, применяемая организацией в отношении данного земельного участка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

По строке 145 указывается коэффициент Ки, используемый для исчисления земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик.

Коэффициент Ки определяется как отношение числа полных месяцев, в которых у участка была данная кадастровая стоимость в налоговом периоде, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Внимание! Если организация одновременно применяет коэффициенты Кв и Ки, отличные от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в налоговом периоде.

По строке 150 отражается автоматически исчисленная сумма земельного налога за налоговый период. Этот показатель равен произведению налоговой базы, налоговой ставки, коэффициента Кв и Ки (при наличии):

стр. 150 = (стр. 110 х стр. 120 х стр. 140) / 100 (при отсутствии Ки)

стр. 150 = (стр. 110 х стр. 120 х стр. 140 х стр. 145) / 100 (при наличии Ки)

Если раздел 2 заполняется по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, строка 150 заполняется следующим образом.

стр. 150 = ((стр. 110 х стр. 120 х стр. 140) / 100) х 2 (при отсутствии Ки)

стр. 150 = ((стр. 110 х стр. 120 х стр. 140 х стр. 145) / 100) х 2 (при наличии Ки)

стр. 150 = ((стр. 110 х стр. 120 х стр. 140) / 100) х 4 (при отсутствии Ки)

стр. 150 = ((стр. 110 х стр. 120 х стр. 140 х стр. 145) / 100) х 4 (при наличии Ки)

По строке 160 указывается количество полных месяцев использования организацией налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу и месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

Строки 180 и 190 заполняются организациями, которые освобождены от налогообложения в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

По строке 180 отражается код налоговой льготы, который выбирается из соответствующего классификатора кодов. Вторая часть показателя по строке 180 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 3022400. Показатель данной строки заполняется аналогично показателю строки 070 .

По строке 190 указывается сумма налоговой льготы, определяемая с учетом коэффициента Кл, значение которого отражается по строке 170 , организациями, имеющими право на льготу, установленную в виде освобождения от налогообложения. Значение по строке 190 определяется как:

cтр. 190 = стр. 150 х (1 - стр. 170)

Строки 200 и 210 заполняют организации, которые освобождены от налогообложения в соответствии с международными договорами и со ст. 395 НК РФ (например, организации уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов и др.)

По строке 200 отражается код налоговой льготы, который выбирается из соответствующего классификатора кодов.

По строке 210 указывается сумма налоговой льготы, определяемая с учетом коэффициента Кл, значение которого указано по строке 170 , организациями, имеющими право на льготу, установленную в виде освобождения от налогообложения. Значение по строке 210 определяется как:

cтр. 210 = стр. 150 х (1 - стр. 170)

По строке 220 указывается код налоговой льготы, предоставленной в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога. Код льготы выбирается из соответствующего классификатора кодов.

Внимание! Если организация имела право на списание суммы земельного налога за период владения участком с 1 апреля по 30 июня 2020 года, в первой части строки 220 указывается один из кодов: 3021501-3021504, а во второй части проставляются нули.

В случае, когда организация, наряду со списанием налога, также имеет право на региональную льготу, в первой части строки 220 указывается один из кодов: 3021505-3021508, 3022200, а во второй части отражаются реквизиты НПА представительного органа муниципального образования, в соответствии с которым предоставлена налоговая льгота. При этом значение данной строки заполняется аналогично показателю строки 070 .

По строке 230 указывается сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

При установлении налоговой льготы, уменьшающей исчисленную сумму земельного налога в процентах (например, исчисленная сумма земельного налога уменьшается на 50%), сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение значения, указанного по строке 150 и процента, на который уменьшается исчисленная сумма земельного налога, деленная на сто. Показатель строки 230 в этом случае определяется как:

стр. 230 = стр. 150 х 50 / 100

По строке 240 указывается код налоговой льготы, предоставленной нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в виде снижения налоговой ставки. Код льготы определяется согласно классификатору кодов. Вторая часть показателя по строке 240 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 3022500. Показатель данной строки заполняется аналогично показателю строки 070 .

По строке 245 указывается сумма налоговой льготы в случае установления НПА представительных органов муниципальных образований для отдельных категорий налогоплательщиков налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки.

При установлении льготы в виде снижения ставки земельного налога показатель строки 245 рассчитывается так:

стр. 245 = стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140/100 (при отсутствии Ки)

стр. 245 = стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140 х стр. 145/100 (при наличии Ки)

Если раздел 2 заполняется по земельным участкам, приобретенным организацией для жилищного строительства, строка 245 рассчитывается следующим образом.

стр. 245 = ((стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140) / 100) х 2 (при отсутствии Ки)

стр. 245 = ((стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140 х стр. 145) / 100) х 2 (при наличии Ки)

стр. 245 = ((стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140) / 100) х 4 (при отсутствии Ки)

стр. 245 = ((стр. 110 х (налоговая ставка – пониженная ставка) х стр. 140 х стр. 145) / 100) х 4 (при наличии Ки)

По строке 250 указывается автоматически исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период. Если организация имела право на льготы, то показатель данной строки рассчитывается так:

1) при праве на льготу в виде освобождения от налогообложения:

стр. 250 = стр. 150 - стр. 190

2) при праве на льготы, установленные в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, а также предусмотренные международными договорами:

стр. 250 = стр. 150 - стр. 210

3) при праве на льготу в виде уменьшения суммы налога:

стр. 250 = стр. 150 - стр. 230

4) при праве на льготу в виде снижения налоговой ставки:

стр. 250 = стр. 150 – стр. 245

В 2021 году коммерческие организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Давайте разберёмся, как изменились сроки и порядок уплаты этих налогов, тут есть несколько важных нюансов.

Biz360

С 2021 года для коммерческих организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды компании уже не сдают.

Налоговые органы продолжат приём налоговых деклараций только в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

при подаче уточнённых налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;

при подаче уточнённых налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда компания хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Если компания подаст заявление о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды, то ИФНС его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях компании должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу - по форме, утверждённой приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утверждённой приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

С 1 января 2021 года для коммерческих организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причём срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех коммерческих организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 и п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

1 марта – уплата налогов за 2020 год;

30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;

2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);

1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 и п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причём заявление допускает одновременное указание в нём разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает компанию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учётом этих льгот.

Biz360

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

    В настоящее время организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязаны отчитываться по данному налогу. Сдать декларацию в ИФНС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ). Аналогичное правило действует и в отношении организаций-плательщиков земельного налога (ст. 398 НК РФ).

    Начиная с отчетности за 2020 год, представлять декларации по транспортному и земельному налогам не придется. При этом организации по-прежнему будут рассчитывать данные налоги, и вносить их в бюджет.

    Формируйте платежки автоматически по данным электронного требования из ИФНС Формировать бесплатно

    Указанные новшества содержатся в новых пунктах 4-7 статьи 363 НК РФ (по транспортному налогу) и новом пункте 5 статьи 397 НК РФ (по земельному налогу). Дата вступления в силу этих изменений — 1 января 2021 года. С этой же даты прекратят действовать статья 363.1 НК РФ, посвященная отчетности по транспортному налогу, и статья 398 НК РФ, посвященная отчетности по земельному налогу.

    Отметим, что сроки уплаты налогов на транспорт и на землю не изменятся. Для земельного налога их, как и прежде, будут устанавливать местные власти, а для транспортного налога — региональные. По обоим налогам сроки уплаты не могут быть определены ранее 1 февраля.

    Отмена расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций

    Во всех без исключения регионах России налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. В рамках налогового периода могут быть установлены отчетные периоды. Власти каждого субъекта РФ решают, вводить или не вводить отчетные периоды в своем регионе (ст. 379 НК РФ).

    Сейчас в тех субъектах РФ, где установлены отчетные периоды, организации обязаны представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество (п. 2 ст. 386 НК РФ). Начиная со следующего года, сдавать расчеты по авансовым платежам больше не придется. Соответствующие поправки в статью 386 НК РФ вступят в силу с 1 января 2020 года. Отчитываться надо будет только по итогам года.

    Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

    Обязанности рассчитывать и перечислять авансовые платежи в бюджет сохранятся. Сроки внесения таких платежей не изменятся.

    Декларация по налогу на имущество в отношении объектов, расположенных в одном регионе

    Начиная с 2020 года, возможность представления единой декларации по налогу на имущество организаций будет прямо закреплена в Налоговом кодексе. Использовать такую возможность можно будет при соблюдении трех условий. Первое условие: все объекты находятся на территории одного субъекта РФ. Второе условие: налог на имущество организаций полностью зачисляется в бюджет данного субъекта РФ без отчислений в местные бюджеты. Третье условие: налог на имущество организаций по всем указанным объектам считается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости.

    Соответствующие новшества закреплены в новом пункте 1.1 статьи 386 НК РФ, который вступит в силу с 1 января 2020 года.

    Льготы по земельному налогу и по налогу на имущество физлиц

    Новые льготы и вычеты для людей с тремя и более детьми

    В пункте 5 статьи 391 НК РФ перечислены категории плательщиков, для которых облагаемая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров одного из принадлежащих им участков. Это Герои Советского Союза, инвалиды I и II групп и ряд других категорий. С 15 апреля этого года (то есть с даты вступления в силу комментируемого закона), данный список пополнят физические лица, которые воспитывают троих и более несовершеннолетних детей (новый подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причем, получить льготу они смогут за периоды с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

    Помимо этого, лица с тремя и более детьми получат дополнительный вычет по налогу на имущество физлиц. Ранее для них, равно как и для других владельцев недвижимости, действовали следующие правила. Облагаемая база в отношении квартиры и части жилого дома уменьшалась на кадастровую стоимость 20 кв. метров данного объекта; в отношении комнаты и части квартиры — на кадастровую стоимость 10 кв. метров данного объекта; в отношении жилого дома — на кадастровую стоимость 50 кв. метров данного объекта (п. 3-5 ст. 403 НК РФ).

    Начиная с 15 апреля этого года, на лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми будут распространяться как приведенные выше, так и новые правила уменьшения облагаемой базы. Так, база в отношении комнаты, квартиры и части квартиры будет дополнительно уменьшена на кадастровую стоимость 5 кв. метров данного объекта в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка, а в отношении жилого дома или его части — на кадастровую стоимость 7 кв. метров данного объекта в расчете на каждого ребенка. Указанный вычет можно получить для одного из объектов каждого вида: квартиры, части квартиры, комнаты, жилого дома или части жилого дома (новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ). Это значит, что если у человека есть, например, две квартиры и три комнаты, то вычет можно получить на одну квартиру и одну комнату. Новый вычет предоставляется за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

    Бесплатно сдайте декларации за клиентов‑физлиц Подать заявку

    Некоторым категориям физлиц льготы предоставят без заявления

    Обратите внимание: указанное нововведение применяется в отношении льгот за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

    Ограничение по ежегодному увеличению земельного налога

    Как только комментируемый закон вступит в силу (то есть со дня официального опубликования), начнет действовать следующее правило. Чтобы определить сумму земельного налога, подлежащую уплате, нужно сравнить две величины. Первая — это сумма налога за текущий налоговый период. Вторая — это сумма налога за предыдущий период, умноженная на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (появилось или пропало право собственности на участок; изменились количественные и (или) качественные характеристики участка; появилось или пропало право на налоговую льготу).

    Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом коэффициента 1,1 и с учетом коэффициента, применяемого в связи с указанными выше изменениями. Эту формулу следует использовать при расчете налога за 2018 год и далее (часть 6 ст. 3 комментируемого закона).

    Отметим, что данная формула не применяется в отношении участков, приобретенных организациями и физическими лицами в собственность для осуществления жилищного строительства (новый п. 17 ст. 396 НК РФ).

    Другие новшества, введенные комментируемым законом

    Новшество

    Соответствующая норма НК РФ

    Дата вступления в силу

    Уточнено, что под транспортный налог не подпадают транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца возврата ТС владельцу. Факт угона может быть подтвержден, в числе прочего, информацией, полученной налоговиками в порядке статьи 85 НК РФ.

    подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ изложен в новой редакции

    15 апреля 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 2018 года)

    Уточнено, что в отношении участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества ставка земельного налога в размере 0,3% применяется только в том случае, если такие участки не используются в предпринимательской деятельности.

    подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в новой редакции

    1 января 2020 года

    Установлено, что если объект прекратил свое существование из-за гибели или уничтожения, налог на имущество физлиц по нему не платится с 1-го числа месяца гибели или уничтожения. Владелец объекта должен написать соответствующее заявление, а налоговики — проверить все факты и при необходимости запросить сведения у третьих лиц.

    Читайте также: