Налоговая база по страховым взносам определяется с начала налогового периода по истечении каждого

Обновлено: 04.07.2024

В силу универсального правопреемства при проведении реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику. Любое юридическое лицо, участвующее в реорганизации, имеет свой персонал, а значит, является плательщиком страховых взносов и налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц. Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с персоналом — в большинстве своем они продолжаются автоматически, но в таких условиях у реорганизуемой компании возникает много вопросов по поводу страховых взносов, НДФЛ и выплате пособий.

Правовые основы реорганизации юридических лиц

Помимо этого, допускается и смешанная реорганизация юридического лица, то есть одновременное сочетание перечисленных выше форм, например, реорганизация в форме преобразования с одновременным присоединением к другой организации.

При этом не запрещена и реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Решение о реорганизации обычно является добровольным, принимаемым учредителями (участниками) компании или органом юридического лица, уполномоченным на такие действия учредительным документом.

В то же время в случае дробления бизнеса при определенных обстоятельствах реорганизация может осуществляться и в принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Реорганизация юридического лица всегда сопровождается появлением правопреемника (одного или нескольких), к которому в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованной фирмы.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ:

  • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица;
  • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  • при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По общему правилу организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации фирмы-правопреемника, создаваемой в результате реорганизации.

Исключение составляет только реорганизация в форме присоединения, при проведении которой присоединяющая к себе компания считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что деятельность присоединяемой организации прекращена.

Трудовые отношения с работниками при реорганизации организаций

Итак, в большинстве своем результатом реорганизации юридического лица, как правило, является прекращение деятельности одних и создание новых организаций.

При этом, как уже было отмечено, реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками компании, на что прямо указывает ст. 75 ТК РФ. Следовательно, трудовые отношения с работниками реорганизуемых фирм, согласных работать в новых условиях хозяйствования, сохраняются и по завершению данной процедуры.

Трудовой договор с работником при реорганизации фирма-работодатель вправе расторгнуть в единственном случае — если работник не желает продолжать работу в условиях нового работодателя. Причем это касается всех компаний, участвующих в реорганизации, как тех, которые перестанут существовать по мере ее завершения, так и тех, кто продолжит свою работу.

При отказе работника продолжать работу после реорганизации трудовой договор с ним прекращается по желанию работника, но по специальному основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Таким образом, в основном при реорганизации (в любой форме) трудовые отношения с персоналом компании продолжаются автоматически, а значит, новый работодатель, так же как и его правопредшественник, начисляет и выплачивает работникам заработную плату, а также производит иные выплаты в рамках трудовых отношений.

Страховые взносы при реорганизации

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых вносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Расчетным периодом в соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ признается календарный год.

Следовательно, с начисленных нарастающим итогом с начала календарного года выплат нужно начислить и уплатить страховые взносы.

Для плательщиков страховых взносов — организаций, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ).

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 НК РФ (п. 3 ст. 421 НК РФ).

  • на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ подлежит индексации с 01.01.2019 в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019;
  • на ОПС с учетом размера средней, заработной платы в РФ на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019.

В настоящее время действуют следующие тарифы страховых взносов:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1% со всех облагаемых выплат.
  • взносы на взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу. Выплаты сверх предельной базы взносами не облагаются;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5% в зависимости от основного вида деятельности.

Глава 34 НК РФ не дает ответа на этот вопрос. Минфин России в Письме от 20.06.2017 № 03-15-06/38248 привел следующие разъяснения в отношении определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме преобразования. В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ и, как уже было сказано, база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Исходя из положений п. 3 и 7 ст. 55 НК РФ, расчетный период для реорганизованной организации заканчивается в день завершения реорганизации, и, соответственно, с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном расчетном периоде, реорганизованная организация должна исчислить и уплатить страховые взносы, подлежащие уплате по итогам расчетного периода.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Таким образом, при реорганизации путем преобразования создается новая организация.

Исходя из положений п. 5 ст. 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной ГК РФ.

Кроме того, НК РФ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания организации до окончания календарного года и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, в том числе для применения тарифа по страховым взносам на ОПС сверх установленной предельной величины выплат физическим лицам.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 30.10.2018 № 03-15-06/77801, где также сообщается, что согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем реорганизации последним расчетным периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации.

Таким образом, организация, реорганизованная в форме преобразования в течение календарного года, должна представить расчет по страховым взносам за период с 1 января по день государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации. При этом вновь созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация представляет за себя расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды со дня создания до конца календарного года, в котором она создана.

Для справки: форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

НДФЛ при реорганизации

Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей. Как отмечает Минфин России в Письме от 23.05.2018 № 03-04-06/34866, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

При этом вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты налога на доходы физических лиц за те налоговые периоды, обязанность по уплате НДФЛ за которые не исполнена реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации. Следовательно, созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация является новым самостоятельным юридическим лицом, признаваемым налоговым агентом в отношении производимых ею выплат.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (далее — справка2-НДФЛ), если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ.

Указанный документ представляется налоговым агентом ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для справки: форма справки 2-НДФЛ, формат, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Справка 2-НДФЛ по данной форме представляется налоговыми агентами в налоговый орган начиная с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года;

  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет 6-НДФЛ). Данный расчет представляется в налоговую инспекцию за первый квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Для справки: форма расчета 6-НДФЛ, формат, порядок его заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015№ ММВ-7-11/450@.

Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым налоговый агент выплатил доходы, не превысило 25 человек, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию на бумажных носителях, что следует из п. 2 ст. 230 НК РФ.

Заметим, что на лиц, признаваемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, не распространяется общий порядок представления в налоговый орган справок 2-НДФЛ (п. 2, 4ст. 230 НК РФ).

Они подают в инспекцию по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Указанный документ подается по той же форме и в том же порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Сведения, указанные в абзаце 1 п. 4 ст. 230 НК РФ, в отношении операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, представляются налоговым агентом только по итогам налогового периода, в котором им производится исчисление налога, нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, сведения, предусмотренные п. 2 и 4 названной статьи, подлежат представлению правопреемником (-ми) в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 230 НК РФ).

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

В части предоставления имущественных вычетов организациями-правопреемниками имеет смысл ознакомиться с мнением финансистов, приведенным в Письме Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599.

Из данных разъяснений следует, что если работник не смог воспользоваться имущественным вычетом в предшествующей компании, то оставшуюся часть вычета он может получить у работодателя — правопреемника. Для этого работнику нужно обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у другого налогового агента.

К указанному заявлению следует приложить справку 2-НДФЛ, выданную реорганизованной компанией по доходам работника с начала налогового периода до даты прекращения деятельности фирмы — предшественника.

Налоговики установят остаток имущественного вычета работника и выдадут тому уведомление о подтверждении права последнего у нового налогового агента. В части выплаты различных пособий, выплачиваемых работникам, отметим, что, так как при реорганизации трудовые отношения не прекращаются, выплаты социальных пособий производятся в обычном порядке — до даты завершения реорганизации их выплачивает организация — предшественник, а после — компания-правопреемник.


Налоговый период, как и отчетные периоды, определен законодательными нормами отдельно для каждого налога. Из нашего материала вы узнаете о том, какие бывают налоговые и отчетные периоды и от чего зависит их длительность.

Что в России понимается под налоговым периодом

Налоговый период в России — это отрезок времени, по истечении которого выводится финальная налоговая база, а с нее рассчитывается и уплачивается налог (п. 1 ст. 55 НК РФ). В большинстве случаев данный период приравнивается к календарному году, но может составлять квартал или месяц.

В НК РФ налоговый период длительностью менее 1 года установлен для целого ряда налогов. Так, налоговый период длиной в квартал определен для НДС (ст. 163 НК РФ), водного налога (ст. 333.11 НК РФ), торгового сбора (ст. 414 НК РФ).

Самый короткий налоговый период протяженностью всего месяц определен, например, для таких налогов, как НДПИ (ст. 341 НК РФ) и акцизы (ст. 192 НК РФ).

Важно! Разъяснения от "КонсультантПлюс"
Налоговый период важен не только для расчета налога, но и в целом для налоговых правоотношений, в частности:
для вступления в силу изменений по налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ);
перечисления налога. Например, в поле "107" платежного поручения нужно указать код налогового периода (п. 8 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н);
.
исправления ошибок в расчете налоговой базы (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Подробнее читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

Но даже законодательно установленный период не всегда бывает одинаковой продолжительности. Ст. 55 НК РФ рассматривает такие случаи удлинения и сокращения налогового периода:

  • для только что образованных компаний или ИП, момент госрегистрации которых расположен между 1 января и 31 декабря (25 августа, например), первый налоговый период укорачивается и составляет срок с 25.08.2021 по 31.12.2021 (абз. 2 п. 2 ст. 55 НК РФ);
  • для фирмы (или ИП), зарегистрировавшейся в декабре (например, 08.12.2021), первый налоговый период становится длиннее обычного — с 08.12.2021 по 31.12.2022 (абз. 3 п. 2 ст. 55 НК РФ);
  • для организаций и ИП, решивших реорганизовать или вообще ликвидировать свой бизнес в течение года, последний налоговый период сократится по сравнению с обычным; в итоге продолжительность его будет, например, с 01.01.2021 до момента реорганизации или ликвидации (абз. 1 п. 3 ст. 55 НК РФ);
  • если компания или ИП созданы в 2021 году и тогда же ликвидированы (реорганизованы), то налоговым периодом для них является временной промежуток длительностью с момента госрегистрации до момента ликвидации (реорганизации) (абз. 2 п. 3 ст. 55 НК РФ);
  • для компании (или ИП), созданной в декабре 2021 года (например, 20.12.2021) и прекратившей деятельность в 2022 году (например, 30.12.2022), налоговый период составит временной промежуток с 20.12.2021 до 30.12.2022 (абз. 3 п. 3 ст. 55 НК РФ);
  • для иностранной компании, признавшей себя налоговым резидентом, продолжительность налогового периода зависит от даты признания, указанной в заявлении об этом событии (п. 6 ст. 55 НК РФ).

Аналогичные правила действуют для налогового периода, равного кварталу. Однако временной промежуток, позволяющий удлинить его, равен не 1 месяцу (декабрю), как для года, а 10 дням, оставшимся до конца квартала (абз. 3 п. 3.1, абз. 3 п. 3.2 ст. 55 НК РФ).

При каких обстоятельствах налоговый период не может удлиняться и сокращаться

Налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах (ЕСХН, УСН, ПСН), воспользоваться правилом изменения продолжительности налогового периода не могут (п. 4 ст. 55 НК РФ).

Нужно ли подавать декларацию за год, если организация на УСН зарегистрировалась только в декабре этого года? Ответ на этот вопрос смотрите в "КонсультантПлюс". Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Для налогового периода, определяемого как месяц, его продолжительность берется по фактическому количеству дней существования налогоплательщика в нем, если такое существование охватывает не весь этот период (пп. 3.3 и 3.4 ст. 55 НК РФ).

Для налоговых агентов удлинение налогового периода не предусмотрено. Он может только сокращаться (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

Что такое отчетный период и когда он признается равным налоговому

Отчетный период — это промежуток времени, за который налогоплательщик должен отчитаться по конкретному налогу или при необходимости перечислить аванс. Он меньше по продолжительности, чем налоговый период.

Обычно в одном налоговом периоде содержится несколько отчетных периодов, при этом законодательство определяет их точное число. Например, для земельного налога, уплачиваемого организациями, ст. 393 НК РФ календарный год установлен в качестве налогового периода, а кварталы, соответственно, указаны как отчетные периоды.

При этом Налоговый кодекс предусматривает возможность совсем отказаться от отчетных периодов по отдельным видам налогов. Например, поскольку земельный налог относится к разряду местных, органам местного самоуправления предоставлено право по этому налогу отчетные периоды не устанавливать (п. 3 ст. 393 НК РФ).

В таких случаях налоговый и отчетный периоды совпадают по продолжительности (налоговый отчетный период).

О том, как уплачивается земельный налог, читайте в этом материале.

Предельные сроки уплаты, как правило, из года в год остаются неизменными, и налогоплательщик заранее к ним готовится, чтобы оплатить свои налоговые обязательства в срок и в полном объеме. Однако под давлением обстоятельств коррекции все-таки производятся. Например, для такого налога, как НДС, законодателями неоднократно за последние годы изменялся срок и порядок уплаты. Некоторое время назад ежеквартально рассчитываемые суммы НДС уплачивались плательщиками этого налога не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сейчас срок уплаты отодвинули до 25-го числа, а сумма НДС, подлежащая уплате по окончании квартала, делится на 3 части и уплачивается в течение 3 месяцев равными долями.

Можно ли изменить налоговый период

Налоговый период является одним из обязательных элементов налогообложения, без определения которого ни один налог не может быть установлен (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Для отдельных видов налогов коррекция длительности налогового периода возможна только при одном непременном условии — если будут внесены изменения в НК РФ. В том числе это касается и тех налогов, отдельные элементы которых устанавливаются и корректируются местными или региональными властями (например, они вправе устанавливать свои ставки налога, сроки уплаты и т. д.).

Итоги

Налоговый период представляет собой временной промежуток, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ, по истечении которого рассчитывается и уплачивается налог. Для большинства налогов он составляет календарный год. По отдельным налогам предусмотрен менее длительный налоговый период (квартал или месяц).

Отчетный период — это промежуток времени, за который налогоплательщик должен отчитаться и проавансировать бюджет. Такой период по продолжительности короче налогового. В некоторых обстоятельствах отчетные периоды не устанавливаются, если это предусмотрено региональным или местным законодательством в отношении соответствующих видов налогов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

Федеральная налоговая служба в письме от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@ разъяснила порядок расчета страховых взносов с учетом новых пониженных тарифов.

С 1 апреля организации и ИП, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства могут применять пониженные ставки при выплатах физлицам, превышающим минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.

База для начисления страховых взносов Ставка взносов в ПФР, в пределах лимита Ставка взносов в ФСС Ставка взносов в ФОМС
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 22 процента 2,9 процента 5,1 процента
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 10 процентов - 5 процентов

В своем письме налоговики поясняют, как считать взносы. База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физлица с начала расчетного периода нарастающим итогом (ст. 421 Налогового кодекса).

В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Поэтому страховые взносы по соответствующему виду страхования в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлиц за периоды, начиная с апреля 2020 года, должны исчисляться плательщиками — субъектами МСП следующим образом:

= страховые взносы, исчисленные за январь

База (за 2 месяца) x 30% — страховые взносы, исчисленные за январь

= страховые взносы, исчисленные за февраль

База (за 3 месяца) x 30% — страховые взносы, исчисленные за январь — февраль

= страховые взносы, исчисленные за март

Начиная с 01.04.2020 устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются к части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ x 30% (База (за 4 месяца) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — март

= страховые взносы, исчисленные за апрель

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 2 месяца x 30% (База (за 5 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 2 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — апрель

= страховые взносы, исчисленные за май

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 3 месяца x 30% (База (за 6 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 3 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — май

= страховые взносы, исчисленные за июнь

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 4 месяца x 30% (База (за 7 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 4 месяца) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — июнь

= страховые взносы, исчисленные за июль

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 5 месяцев x 30% (База (за 8 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 5 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — июль

= страховые взносы, исчисленные за август

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 6 месяцев x 30% (База (за 9 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 6 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — август

= страховые взносы, исчисленные за сентябрь

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 7 месяцев x 30% (База (за 10 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 7 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — сентябрь

= страховые взносы, исчисленные за октябрь

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 8 месяцев x 30% (База (за 11 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 8 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — октябрь

= страховые взносы, исчисленные за ноябрь

База (за 3 месяца) x 30% выплаты МРОТ за 9 месяцев x 30% (База (за 12 месяцев) — База (за 3 месяца) — выплаты МРОТ за 9 месяцев) x 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — ноябрь

= страховые взносы, исчисленные за декабрь

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало расчетного периода,

выплаты МРОТ — сумма выплат в размере, меньшем или равном величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Налоговый кодекс часть 2 > Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ > Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

8. Проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).

Порядок представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.

9. Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

10. Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

Читайте также: