Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение со дня получения налогового уведомления

Обновлено: 08.07.2024

Налоговое уведомление физических лиц - 2019. ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ И КАК ЕГО ИСПОЛНИТЬ?

Обязанность по исчислению для налогоплательщиков-физических лиц суммы налога на доходы физических лиц (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ), транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа по налогам направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (в редакции приказов ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@, от 18.12.2018 № ММВ-7-21/814@)

С 2019 года в форме налогового уведомления указываются реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом отдельный платежный документ (квитанция) не направляется.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как получить налоговое уведомление?

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

С 2019 года перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Налоговое уведомление за налоговый период 2018 года направляется в 2019 году и должно быть исполнено (с уплатой указанных в нём налогов в бюджетную систему)

не позднее 2 декабря 2019 года.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 2019 ГОДА

По транспортному налогу

· на сайте Минпромторга России для применения за налоговый период 2018 года опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 362) налог на автомобили, вошедшие в Перечень, рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3);

· начиная с налогового периода 2018 года транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было ранее (пп. 7 п. 1 ст. 358 НК РФ);

По земельному налогу

· с налогового периода 2018 года введен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предшествующим годом, за исключением земельных участков для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой (пп. 15 – 17 ст. 396 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель и (или) площади учитывается со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 кв.м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру), тогда с заявлением о предоставлении налоговых вычетов обращаться не потребуется, налоговый вычет будет применен автоматически (п. 10 ст. 396 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки земель, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

По налогу на имущество физических лиц

· при расчете налога за налоговый период 2018 года применя t тся коэффициент (пп. 8, 8.1 ст. 408 НК РФ):

· 0.6 (в 2018 году был 0.4)
для 21 региона (включая г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Тульскую, Челябинскую области), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

· 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом
для 49 регионов (включая Москву, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

· коэффициент-дефлятор 1.481 к инвентаризационной стоимости объекта (в 2018 году был 1.425)
в регионах, которые с 2018 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 ст. 403 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные, владельцы хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот (в т.ч. налоговых вычетов). Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты земельного налога), тогда с заявлением о предоставлении налоговых льгот обращаться не потребуется, налоговая льгота будет применена автоматически (п. 6 ст. 407 НК РФ);

· с текущего года налог не начисляется в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства с 1-ого числа месяца гибели или уничтожения такого объекта, независимо от даты регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2.1 ст. 408 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

ПОЧЕМУ В 2019 ГОДУ ВОЗРОСЛИ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО?

По транспортному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По земельному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По налогу на имущество физических лиц

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. рост коэффициента к налоговому периоду. Согласно ст. 408 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых в 2019 г. применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, предусмотренной ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, расчет налога проводится с учетом коэффициента: 0,2 – в первый период применения кадастровой стоимости (7 регионов); 0,4 – во второй период применения кадастровой стоимости (14 регионов, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,2); 0,6 – в третий период применения кадастровой стоимости (21 регион, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,4);

2. рост коэффициента-дефлятора. Согласно ст. 404 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных до 1 марта 2013 года. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2017 год – 1,425, на 2018 год – 1,481;

3. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

КАК УЗНАТЬ О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ, УКАЗАННЫХ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шаг 1

Шаг 2
Если в налоговом уведомлении льготы не указаны, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении


- по транспортному налогу

На региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации также для других льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

- по земельному налогу

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ.

Дополнительные льготы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

- по налогу на имущество физических лиц

На федеральном уровне льготы предусмотрены для 15-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.). В соответствии со ст. 407 Налогового кодекса РФ льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.

Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида:

1. квартира или комната;

3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

5. гараж или машино-место.

С налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.


Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, необходимо подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ НЕКОРРЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней):

- сформирует уточненное налоговое уведомление и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

- в случае если Вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит Вам уточненное новое налоговое уведомление в установленном порядке;

- направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога (налогов).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ НЕ ПОЛУЧЕНО?

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

Таким образом, налоговые уведомления за налоговый период 2018 года направляются не позднее 1 ноября 2019 г. при наличии установленных ст. 52 Налогового кодекса РФ оснований для их направления. При этом налоговые уведомления не направляются в следующих случаях:

· наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

· если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

· налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Приближается крайний срок уплаты имущественных налогов физлицами. До 1 декабря 2021 года собственники квартир, домов, дач, земельных участков и автомобилей должны уплатить налоги за 2020 год.

Какие налоги платят физлица 1 декабря?

До 1 декабря 2021 года нужно уплатить следующие налоги:

 налоги

Земельный налог платят физлица, которые владеют земельным участком по праву собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • мотоциклы;
  • самолёты;
  • яхты;
  • катера и другие транспортные средства.

Налог на имущество нужно заплатить за:

  • дома;
  • квартиры;
  • комнаты;
  • дачи;
  • гаражи и машино-места;
  • другие объекты капитального строительства.

Налог на имущество начисляется только собственникам, указанным в документе о собственности на перечисленные объекты. И его размер зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Как оплатить налоги?

Налоги начисляет ФНС на основании данных, имеющихся в Росреестре, ГИБДД и других информационных системах, которые передают информацию налоговикам. За месяц до окончания срока уплаты налогов ФНС информирует всех, рассылая налоговые уведомления, в которых указана сумма налога к уплате. Налоговое уведомление может быть выслано в электронном или печатном виде.

Уплатить налоги можно разными способами:

А есть ли налоговые льготы?

Налоговый кодекс закрепляет список граждан, имеющих право на федеральную льготу по налогу на имущество и земельному налогу. Кроме того, региональные и местные власти могут устанавливать дополнительные льготы. В одном и том же регионе могут быть разные группы льготников.

Подробнее узнать о льготах по всем имущественным налогам в вашем регионе можно на сайте ФНС.

Нужно ли подавать заявление на льготу?

Некоторые категории граждан получают льготу в беззаявительном порядке. Например, пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, многодетные семьи и владельцы хозпостроек площадью до 50 кв. м могут не обращаться в налоговые органы по этому вопросу: их льготы учитываются автоматически на основе тех данных, которые налоговики получают из Пенсионного фонда России, Росреестра, органов соцзащиты и других ведомств.

Если вы относитесь к льготным категориям граждан, но льготу вам не учли, необходимо самостоятельно заявить о ней, обратившись в ФНС.

Как быть, если нет налогового уведомления?

Те граждане, у которых есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, получают налоговые уведомления в электронном виде. Все их налоговые документы размещаются в личном кабинете и не дублируются по почте.

Если уведомление не пришло ни по почте, ни в личный кабинет, то ФНС рекомендует самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию:

  • через сайт службы;
  • через личный кабинет;
  • по почте;
  • через МФЦ;
  • лично в отделении.

Электронная подпись записывается на защищённый физический носитель — токен. В нашем магазине вы можете приобрести токены JaCarta LT, Рутокен ЭЦП 2.0.2100, Рутокен Lite 64. Они соответствуют требованиям законодательства и имеют все необходимые сертификаты.

Налоговики напоминают, что не отправляют уведомления, если сумма налога не превышает 100 рублей или по объектам, за которые не нужно платить налог, например, из-за применения налоговой льготы, вычета и т.д. В этом случае нужно подождать, когда сумма налогов накопится за несколько лет и превысит 100 рублей — тогда придёт налоговое уведомление.

Что будет, если не заплатить налоги вовремя?

Если просрочить уплату налогов, то, кроме самого налога, придётся заплатить ещё и пени — за каждый календарный день просрочки по процентной ставке, равной 1/300 от действующей ключевой ставки Центробанка России. Пени начнут начисляться уже со следующего дня, со 2 декабря.

Если общий долг превысит 10 000 рублей, ФНС взыщет долг через суд. При этом должнику придётся возместить все судебные издержки. Также при наличии налоговой задолженности физлицу может грозить запрет на выезд заграницу и арест банковских счетов.

При расчете и перерасчете транспортного, земельного налогов и налога на имущество налоговые инспекции нередко допускают ошибки. Возможны и другие нарушения, которые приведут к переплате. Что делать в таких случаях налогоплательщику?

Как не переплатить имущественные налоги

Как уплачиваются имущественные налоги?

Физлица, у которых в собственности есть имущество, обязаны уплачивать налоги: транспортный – например, на автомобиль, земельный – на участок, налог на имущество – на квартиру или дачу. Такие налоги называют имущественными.

Как рассчитывается сумма налога?

Налоговая инспекция формирует уведомления на основании имеющихся у нее данных об имуществе налогоплательщика. Для расчета суммы налога инспекторы используют различные источники информации. Например, Единый государственный реестр недвижимости и базы ГИБДД по транспортным средствам. Из этих источников видно, кому принадлежит имущество и какими характеристиками обладает объект: кадастровая стоимость и площадь земельного участка, мощность автомобильного двигателя и т.д.

Можно ли проигнорировать ошибочное уведомление, в котором указана большая сумма налога?

И помните: налоги следует уплачивать в установленные законом сроки. Задержка повлечет негативные последствия:

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы налоговой задолженности за каждый день просрочки;
  • штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога;
  • заявление налоговой инспекции в суд о принудительном взыскании налога. Это может обернуться неприятностями для налогоплательщика, такими как арест имущества, ограничение на выезд за границу, обращение взыскания на деньги в банке.

К вопросам взаимодействия с налоговой инспекцией и реагирования на получаемые документы следует относиться ответственно. При этом нельзя забывать, что инспектор может допустить ошибку. Чтобы не пришлось переплачивать, нужно знать о возможных нарушениях со стороны налогового органа. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Включение в уведомление налогов более чем за три предшествующих налоговых периода

С 1 января 2017 г. физлица обязаны самостоятельно сообщать налоговой об имеющихся у них в собственности объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, если не было получено налоговое уведомление. За неисполнение этой обязанности налогоплательщика могут оштрафовать. Размер штрафа – 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, о котором физлицо не сообщило в налоговую.

Неправильно рассчитана сумма налога

После получения налогового уведомления следует внимательно изучить его содержание. Проверьте указанные элементы налога: налоговую базу, ставку и др. Именно при расчете суммы налога в инспекциях часто допускают ошибки.

Обратите внимание на налоговую базу. Например, по земельному налогу ею является кадастровая стоимость земельного участка. Ошибки возможны, например, в случае если кадастровая стоимость изменилась в результате ее оспаривания. У налоговой может быть устаревшая информация. Учитывая, что данные о земельных участках инспекция берет преимущественно из сведений, предоставляемых Росреестром, неточности налогового уведомления могут быть обусловлены некорректными сведениями базы Росреестра.

Проверьте размеры налоговой ставки и льгот. Инспекция может применить некорректную ставку или забыть про льготу. О наличии льготы налогоплательщик должен уведомить инспекцию заранее. Размеры налоговых ставок и льготы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также региональными нормативными актами (транспортный налог) и нормативными актами местных органов власти (земельный налог и налог на имущество физлиц).

Если в уведомлении указаны некорректные сведения об имуществе, из-за которых сумма налога рассчитана неверно, следует как можно скорее обратиться в инспекцию с заявлением о перерасчете налога. К нему нужно приложить документы, подтверждающие обстоятельства, которые влияют на исчисление налога.

Незаконный перерасчет налога

Случается, что налогоплательщик получает уведомление, в котором содержится перерасчет налога, хотя для этого не было оснований. Налоговый орган может использовать такое уведомление для продления истекшего срока взыскания налога. Поэтому важно внимательно изучить полученные документы и выяснить, были ли у инспекторов основания для перерасчета.

Направление налогового уведомления по неправильному адресу

Если налоговая выслала уведомление по иному адресу, оно является направленным ненадлежащим образом (Письмо Минфина России от 30 августа 2017 г. № 03-05-06-01/55500). Это нарушение поможет налогоплательщику при отстаивании своей позиции в споре с налоговым органом.

Нарушение срока направления требования об уплате налога

Если налогоплательщик не уплатил налог в срок, указанный в уведомлении, он получит требование об уплате налога. Инспектор направляет его только при наличии налоговой задолженности (недоимки).

Налогоплательщик должен исполнить требование налоговой в течение восьми рабочих дней с даты его получения либо в срок, указанный в нем (в любом случае не меньше восьми рабочих дней). Неисполнение требования в установленный срок дает налоговой основание обратиться в суд.

Нарушение срока обращения в суд

Налоговые органы периодически допускают ошибки при обращении в суд с требованием о взыскании налоговой недоимки с физлица.

На подачу в суд административного искового заявления у налоговиков есть шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Подача заявления за пределами этого срока является процессуальным нарушением и может послужить основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении требований.

Памятка налогоплательщику о процедуре взыскания налогов

Для взыскания с налогоплательщика просроченных платежей налоговому органу необходимо соблюсти установленные законом сроки:

Обновленный порядок электронного требования об уплате налогов и взносов.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ). Требование выставляет налоговый орган, в котором организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, либо инспекция, вынесшая решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. Пунктом 5 ст. 69 НК РФ установлено, что форма названного требования утверждается ФНС. С 27.05.2017 действует новый документ ведомства (Приказ ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@), которым, помимо формы самого требования в электронной форме, утвержден и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику. С указанной даты утратил силу документ, действующий ранее (Приказ ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@).

С чем связаны данные изменения?

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в установленный срок.

Обратите внимание:

Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл. 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и страховых взносов и налоговым агентам.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • на бумажном носителе (лично под расписку или направлено по почте заказным письмом);
  • в электронной форме.

В последнем из указанных случаев требование передается следующими способами:

  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления электронного требования установлен Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@. Документ действует с 27.05.2017.

В чем причина новшеств?

Появление нового документа обусловлено администрированием с 2017 года страховых взносов высшим налоговым ведомством страны. Новый порядок определяет алгоритм информационного обмена при направлении налоговиками налогоплательщику требования в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

изменения в федеральном законе

Обратите внимание:

Процедура направления документа в электронной форме.

Участниками информационного обмена являются:

  • налогоплательщики и плательщики страховых взносов, а также налоговые агенты;
  • налоговые органы;
  • операторы электронного документооборота, обеспечивающие данный обмен между вышеназванными лицами.

Как будут действовать налоговики?

Сначала инспектор сформирует требование на бумажном носителе (направляться налогоплательщику оно не будет, за исключением одного случая, о котором мы скажем ниже (п. 5 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@).

По действующим правилам согласно п. 11 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@ требование считается принятым, если налоговому органу от налогоплательщика поступила квитанция о приеме [2] , подписанная квалифицированной электронной подписью. При получении квитанции о приеме требования датой его получения считается дата, указанная в квитанции.

Новыми правилами не установлено, как должна действовать инспекция в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме. В связи с этим отметим, что в ранее действующем Приказе ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ было установлено следующее: если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет ему требование на бумажном носителе в установленный Налоговым кодексом срок (ст. 70 НК РФ).

Полагаем, названный порядок действует и теперь. Как указывают суды, при направлении требования посредством канала телекоммуникационной связи налоговый орган должен получить подтверждение от налогоплательщика о получении требования (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 № 09АП-26827/2016 по делу № А40-787/15, от 29.02.2016 № 09АП-59010/2015 по делу № А40-34652/14).

Функции оператора электронного документооборота.

налоговые поправки

Данный участник электронного взаимодействия фиксирует дату направления требования и формирует подтверждение даты его отправки. Затем, подписав его квалифицированной электронной подписью, высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена: инспекции и налогоплательщика. Последнему подтверждение направляется вместе с самим требованием.

Обязанности налогоплательщика.

  • либо квитанцию о приеме документа;
  • либо уведомление об отказе в приеме.

Отказать контролерам в получении требования он вправе при ошибочном направлении документа, а также в случае неверной электронной подписи налогового органа или ее отсутствия.

Получив обоснованный отказ, инспекция устраняет указанные в уведомлении об отказе ошибки, и направляет электронное требование повторно.

В заключение отметим, что каких-либо глобальных изменений в порядок направления требования в адрес налогоплательщика Приказ № ММВ-7-8/200@ не внес. При этом важно не забывать об установленной обязанности проверять не реже одного раза в сутки поступления электронных документов. Причем она касается всех участников информационного обмена. Необходимо также уяснить следующее: датой направления налогоплательщику электронного требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогоплательщика. При получении данной квитанции датой получения требования налогоплательщиком считается дата, указанная в квитанции о приеме.

[2] Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Читайте также: