Налогообложение российского и международного бизнеса

Обновлено: 19.05.2024


Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как публичные, так и непубличные международные холдинговые компании, сменившие прописку на остров Русский во Владивостоке или Октябрьский в Калининграде, смогут выплачивать дивиденды за рубеж с минимальной налоговой ставкой 5%. Минфин опубликовал поправки на едином портале проектов нормативных правовых актов.

Международными холдинговыми компаниями (МХК) признаются не все резиденты САР, а только те, кто отвечает критериям:

Для МХК в САР действует ставка 0% на дивиденды, но только для тех нерезидентов, кто не менее года владеет долей не меньше 15% в уставном капитале юрлица.

Кто сможет получить льготу

Как следует из законопроекта, Минфин предлагает:

разрешить переводить дивиденды за рубеж с налоговой ставкой 5% всем международным холдинговым компаниям — резидентам САР (сейчас такое право есть только у публичных МХК);

отменить дополнительное условие о том, что льготу получат МХК, которые являлись публичными на 1 января 2018 года;

Редомициляция, или смена корпоративной прописки, позволяет полностью перевести иностранную компанию в Россию — помимо смены налогового резидентства сменить личный закон (страну регистрации).

Минфин в законопроекте предлагает распространить льготную ставку 5% на прибыль уже с 2020 года. Процесс пересмотра налоговых соглашений идет стремительно, поэтому нужны компенсационные меры, отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ Иван Насонов.

Для пополнения бюджета Россия отменяет налоговые льготы, которые делают более выгодным вывод капитала. Поднять налоги на дивиденды и проценты по займам до 15% согласились Кипр, Мальта и Люксембург; Нидерланды рассматривают уведомление. Российское правительство также предложило поднять налоги на вывод капитала в Швейцарию и Гонконг.

Зарубежные филиалы освободят от налогов

Законопроект также предлагает освободить от налогов в России зарубежные филиалы международных компаний при условии, что филиал должен быть активным обособленным подразделением и на его долю должно приходиться не более 20% всех доходов МХК. Кроме того, не менее 90% доходов МХК от деятельности такого филиала должно приносить участие в реализации соглашений о разделе продукции, концессионных и лицензионных соглашениях и т.п.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Сейчас доходы иностранного филиала включаются в налоговую базу головной компании в России, хотя во многих странах прибыль таких филиалов может быть освобождена от налогообложения, пояснила Кузнецова.

Если льгота по дивидендам интересна многим компаниям, то освобождение от налогов филиалов — более узкому кругу, отмечает эксперт. Льгота может быть полезна нефтегазовым и горнодобывающим компаниям, у которых есть проекты по добыче полезных ископаемых за рубежом, которые часто могут реализовываться через иностранные филиалы.

Благодаря этой льготе переезд в САР станет выгоден не только холдингам, но также проектным и торговым компаниям в структурах крупных групп, которые имеют зарубежные филиалы, генерирующие доходы в странах присутствия, отмечает Насонов.

Как правило, при реализации проектов по добыче полезных ископаемых за рубежом используются компании в европейских странах, например на Кипре или в Нидерландах, которые, в свою очередь, могут создавать филиалы в странах размещения месторождений. Предлагаемые изменения позволят перевести подобные европейские и прочие компании в САР и уже оттуда открывать филиалы за рубежом, сохранив налоговую эффективность. Такая возможность позволит снизить затраты на содержание международных структур, а также негативный эффект от введения санкций при осуществлении деятельности за рубежом.

Читайте также: