Налогообложение религиозных организаций в 2020 году

Обновлено: 18.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 июня 2020 года N БС-4-21/9576@

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций.

Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук


Учетная политика НКО на 2022 год - образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте - документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации). , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.

Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.

Бланк учетной политики можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 - эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:


Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО - см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Летом этого года п. 1 ст. 265 НК РФ был дополнен пп. 19.6, который позволяет организациям учесть в расходах при исчислении налога на прибыль стоимость имущества, передаваемого безвозмездно некоммерческим организациям.

Положения, предусмотренные данным подпунктом, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

Какие вопросы возникают на практике в связи с применением этой нормы?

Кому безвозмездно передается имущество?

В соответствии с пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного ряду некоммерческих организаций.

Во-первых, это социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), включенные в соответствующий реестр, которые с 2017 года являются получателями:

– грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

– субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;

– субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг.

Названная норма предусматривает, что порядок ведения указанного реестра, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ.

Так, согласно п. 5.2.28 (80) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 полномочия по ведению реестра осуществляет Минэкономразвития.

Порядок ведения реестров СОНКО – получателей поддержки и хранения представленных ими документов утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223.

К сведению

Необходимо отметить, что норма, предусмотренная пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. Указанные в ней расходы, по мнению Минфина, учитываются в 2020 году для целей исчисления налога на прибыль независимо от даты включения СОНКО в соответствующие реестры (см. Письмо от 26.08.2020 № 03‑03‑06/1/74719).

– централизованные религиозные организации;

– религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;

– социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

К сведению

Плательщики налога на прибыль организаций с 01.01.2020 вправе учитывать при исчислении налоговой базы расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного религиозным организациям, поименованным в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ и учрежденным такими религиозными организациями СОНКО, вне зависимости от нахождения данных организаций в вышеупомянутых реестрах (см. Письмо Минфина России от 25.08.2020 № 03‑03‑05/74537).

В-третьих, иные некоммерческие организации, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Критерии для включения некоммерческих организаций в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847 уполномоченным органом по формированию и ведению указанного реестра НКО определено Минэкономразвития. Этим же документом утверждено положение о порядке ведения реестра НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Реестр размещен на сайте Минэкономразвития.

Условия принятия расходов для целей налогообложения

Нормирование расходов. Расходы, предусмотренные пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ.

Дата осуществления расходов. Расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного вышеперечисленным некоммерческим организациям, учитываются в налоговой базе на дату передачи имущества (пп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Документальное подтверждение. Для учета у налогоплательщика указанных расходов необходимо подтвердить факт их осуществления. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (см. Письмо Минфина России от 18.09.2020 № 03‑03‑06/2/82006).

Безвозмездность. Согласно пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ с 01.01.2020 в составе внереализационных расходов при определении базы по налогу на прибыль учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, указанным в данном подпункте.

При этом согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей расчета налога на прибыль организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (см. Письмо Минфина России от 27.08.2020 № 03‑03‑07/75341).

Особенности оформления отчетности

Деятельность религиозных организаций регламентируются правилами, заметно отличающимися от тех, что установлены для обычных коммерческих предприятий и некоммерческих объединений. Такой подход государства вполне логичен, если учесть специфику их работы и решаемых задач. Несмотря на это, вплоть до 2019 года налоговая отчетность религиозных организаций оформлялась и предоставлялась в Росстат и ИФНС ежегодно.

Начиная с января 2020 года в законодательство, определяющее деятельность подобных учреждений, внесены существенные корректировки. Обращение в нашу компанию гарантирует клиентам получение исчерпывающей информации о произошедших изменениях и позволит работать в полном соответствии с действующей нормативной базой.

Действующие правила

До внесения поправок в налоговое законодательство религиозные учреждения отчитывались перед органами Росстата и ФНС как некоммерческие объединения. Такая обязанность действует и в 2019 году и касается отчетности по налогам за 2018 год. В процессе ее оформления учитываются несколько ключевых моментов:

  • необходимость в составлении отчетов по налогам возникает при наличии налогооблагаемой базы;
  • в отчетность включается бухгалтерский баланс, в котором указываются основные данные деятельности некоммерческого объединения;
  • к балансу прикладываются два стандартных для данного налогового режима приложения — по форме 2 (о величине годовой прибыли и убытков) и по форме 6 (о направлениях расходования имеющихся финансовых средств).

Важно отметить, что 2019 год — это последний год, когда оформление и предоставление налоговой отчетности входят в обязательные требования, предъявляемые к религиозным организациям. Отчитываться в 2020 году за 2019 уже не нужно.

Узнайте стоимость составления отчетности для вашей компании. Обращаем ваше внимание, что стоимость услуг для каждого клиента рассчитывается индивидуально.
Для расчета точной стоимости мы направляем клиенту анкету, на основание которой мы можем выдать максимально достоверное коммерческое предложение.

Тарифы могут комбинироваться и дополнять друг друга.

Нововведения, вступающие в силу с 2020 года

Отчетность религиозных организаций

Изменения, которые заметно изменили правила работы религиозных организаций в России, содержатся в двух Федеральных законах, принятых в один день — года. Первый — это № , а второй — № . Их положения внесли серьезные корректировки в № , утвержденный года и регламентирующий требования по составлению налоговой отчетности религиозных учреждений ранее.

Главное нововведение — это полное освобождение учреждений, занимающихся религиозной деятельности, от необходимости отчитываться перед налоговыми и статистическими органами. Оно вступает в силу, начиная с 2020 года. Подобные изменения справедливо считаются серьезной льготой, предоставляемой религиозным организациям.

Плюсы сотрудничества с нашей компанией

Ключевая особенность отечественного законодательства — частое внесение разнообразных поправок и корректировок в нормативные акты, регламентирующие деятельность как религиозных учреждений, так и других хозяйствующих субъектов. Обращение в гарантирует клиентам получение качественных услуг по ведению бухучета и составлению налоговой отчетности.

В число очевидных достоинств сотрудничества входит учет специфики деятельности заказчика и доскональное знание специалистами нашей компании действующей редакции законодательства. Не менее серьезным преимуществом является доступный уровень цен на оказываемые услуги.

Дополнительным и весьма полезным бонусом выступает возможность комплексного обслуживания клиентов, включающего правовое, бухгалтерское и кадровое сопровождение их бизнеса.

Нужна квалифицированная помощь? Обращайтесь!
Задать интересующие вас вопросы и записаться на консультацию вы можете по телефону:
8 800 100 68 80
или закажите звонок нашего специалиста
Заказать обратный звонок

Читайте также: