Налогообложение германии после кризиса 2008

Обновлено: 09.05.2024

В конце февраля 2020 года американский фондовый рынок вошел в фазу стремительного падения. От своего исторического максимума индекс просел на 1201 пункт (более 35%). Это самое сильное падение в абсолютных величинах за всю историю американского фондового рынка. Это также самый скоростной биржевой спуск: чтобы обнулить весь рост последних трех лет, потребовалось всего 22 торговых дня.

Возникает желание провести параллели данного кризиса с мировым финансовым кризисом 2008 года, который, по всеобщему мнению, был успешно преодолен. Причем такое желание возникает не только у аналитиков, но и у регуляторов по всему миру. Возникает обманчивое убеждение в том, что рецепт преодоления кризиса любого масштаба найден более 10 лет назад: в виде программы количественного смягчения.

На мой взгляд, это чрезмерно оптимистичное утверждение. Данный кризис кардинально отличается от кризиса 2008 года:

· В причинах возникновения;

· В течении и ожидаемый продолжительности.

А старое лекарство не годится для новой экономической болезни.

Причины кризиса 2008 года берут начало еще в 2002 году. Тогда в результате снижения ключевой ставки ФРС ипотека стала доступной, а продажи новых домов начали расти небывалыми темпами.

Обязательства по ипотеке в результате секьюритизации стали обеспеченными ипотечными облигациями (Mortgage-backed securities, MBS), а затем стали объединяться в пулы обеспеченных ипотечных обязательств (Collateralized Mortgage Obligation, CMO). На первый взгляд рынок CMO выглядел высокодоходным и относительно безрисковым, т.к. обязательства по ним были обеспечены высоколиквидным активом (домом), стоимость которого постоянно растет.

Низкие ставки по кредитам привели к расцвету рынка обеспеченных долговых обязательств (Collateralized Debt Obligation, CDO), к которым относятся не только СМО, но и многие другие облигации, обеспеченные долговыми обязательствами.

В итоге возник целый рынок долгов, внутри которого многим участникам было комфортно и безопасно. Работало это следующим образом:

1. Обязательства по изначально выданному ипотечному кредиту продавались, объединялись в пулы (и становились CMO / CDO) и перепродавались снова. А

2. Чтобы застраховать себя от дефолта по CDO, держатель таких облигаций приобретал кредитный дефолтный своп (Credit Default Swap, CDS).

В этой схеме не требовалась тщательная проверка заемщика, потому что для изначального кредитора не имело значения, будет ли заемщик платить по своим обязательствам или нет, т.к. все обязательства уже были проданы. Соответственно, чем больше ипотечных кредитов выдавалось, тем больше была прибыль. А конечный держатель облигаций (например, крупный банк) просто приобретал страховку (СDS), которая для бумаг с высоким рейтингом стоила совсем недорого.

Вся эта система не смогла бы работать, если бы риски CDO были правильно оценены. Однако из-за просчетов в методике оценки рисков пакеты обеспеченных долговых обязательств считались более надежными, чем были в действительности. В частности, была недооценена степень корреляции между вероятностями дефолта по отдельным обязательствам, в результате было переоценено значение диверсификации в снижении риска дефолта условного портфеля.

В итоге CDO получали незаслуженно высокие рейтинги надежности, а кредитный дефолтный своп стоил неоправданно дешево. Причем покупка дефолтных свопов могла осуществляться и без непосредственного владения предметом страховки. В результате такие деривативы стали элементом рискованных стратегий. Кроме того, покупка CDS поощрялась регуляторами. Все это привело к продаже данных инструментов на сотни миллиардов долларов. Например, только одна компания AIG по состоянию на 30 июня 2008 г. выписала кредитные деривативы на сумму $413 млрд.

Дешевизна страховки от дефолта и возможность быстрой перепродажи ипотечных обязательств привела к массовой выдаче кредитов, в том числе заемщикам с короткой кредитной историей или вовсе без нее. Причем ненадежным заемщикам выдавались субстандартные кредиты с плавающей ставкой, которая зависит от риска дефолта по кредиту, а также от ставки LIBOR.

Большое распространение на рынке недвижимости получили спекулятивные покупки с целью последующей перепродажи.

Ажиотаж на рынке жилой недвижимости США достиг апогея летом 2005 года, когда продажи новых домов достигли исторического максимума – 1389 тыс. К 1 января 2007 года этот показатель упал до 998 тысяч, и стало понятно, что период роста на рынке недвижимости окончен. Следом за снижением количества проданных домов начали падать и цены на них.

По мере падения спроса и, соответственно, цен на жилую недвижимость нарастали спекулятивные продажи, а за счет повышения платежей по субстандартным кредитам (из-за повышения ставки) число дефолтов по ипотеке также начало расти. Это в свою очередь бьет по всем держателям CDO.

Рейтинги ипотечных облигаций (CDO) начали стремительно падать, а по мере накопления потерь и снижения кредитного рейтинга продавцы страховок от дефолта (CDS) были вынуждены предоставлять все большее обеспечение, пока у них не закончились средства, требуемые для очередного обеспечения дефолтного свопа.

Особенно важным стало банкротство Lehman Brothers в сентябре 2008 года, когда стало понятно, что государство не собирается спасать всех. Финансовый кризис перешел в острую фазу.

На фондовом рынке шли активные распродажи, и к марту 2009 года индекс широкого рынка S&P500 снизился на 57,6% от максимумов октября 2007 года.

● План ARRA (American Recovery and Reinvestment Act) был принят в феврале 2009 года. Это пакет стимулирующих мер объемом $787 млрд, которые необходимо было распределить в течение трех лет. План подразумевал как индивидуальные налоговые послабления, так и для бизнеса, пострадавшего от рецессии (в т.ч. увеличение пособий по безработице), увеличение затрат на медицину, государственные инвестиции (в инфраструктуру, информационные технологии, науку и т.п.).

● Количественное смягчение (Quantitative Easing, QE). В декабре 2008 года ФРС США приступила к программе количественного смягчения, которое представляло собой покупку Федеральной Резервной Системой США ипотечных облигаций (MBS, mortgage-backed securities) и казначейских облигаций США у банков с целью обеспечения ликвидности.

Кризис 2008 года, который послужил началом великой рецессии, стал самым серьезным мировым финансовым кризисом после Великой Депрессии США 1929 года.

Хронология кризиса 2008 (Основные даты):

Кризис 2008 года начался задолго до его кульминации в сентябре 2008 года.

В 2006 году прекратился рост цен на жилые дома в США. Дефолта по субстандартным ипотечным кредитам (subprime) стали расти. Первыми пострадали ипотечные кредиторы, которые выдавали рискованные кредиты.

5 мая 2006 года: банкротство Merit Financial. К концу 2006 года обанкротилось 10 таких учреждений. К марту 2007 году — полсотни.

2 апреля 2007 обанкротился 2 по величине сабпраймовый кредитор New Century Financial, утративший источники финансирования.

Май 2007: Бен Бернанке (ФРС) выступая перед конгрессом, признал, что рынок сабпраймовых кредитов столкнулся со множеством проблем, но не увидел в этом начало пандемии и представил ситуацию как локальную вспышку финансовой болезни.


В течение 2007 года индекс ABX вошел в состояние свободного падения, поскольку наиболее рискованные транши ипотечных ценных бумаг потеряли более 80% своей стоимости. Банки начали терпеть серьезные убытки.

Датой начала кризиса считают 9 августа 2007 года, когда французский банк BNP Paribas объявил о приостановке денег из своих трех фондов.

9 августа 2007 ЕЦБ предоставил $94,8 млрд кредитов примерно 50 банкам, 10 августа — еще 61 млрд. евро. ФРС за этот период направила на кредитование своих банков около $60 млрд.

август 2007 — вкладчики атаковали банк Countrywide Bank.

сентябрь 2007 — от набега вкладчиков пострадал британский банк Northern Rock. Правительству Великобритании, чтобы успокоить вкладчиков, пришлось распространить гарантии на все депозиты NR, а затем и на все банки на территории Великобритании.

  • Citi +$7,5 млрд. от фонда Абу-Даби
  • UBS +$11 млрд от сингапурского инвестиционного фонда + инвесторов с Ближнего Востока
  • Merrill Lynch — $5млрд — сингапурский фонд
  • Morgan Stanley — $5 млрд вложил Китай
  • Washington Mutual — $3 млрд. фонды прямых инвестиций
  • Wachovia — $7 млрд. фонды прямых инвестиций

к марту 2008 [1]:
банки мира объявили о списании $260 млрд по потерям
потери Citi составили $40 млрд
AIG — $30 млрд.
Wachovia — $47 млрд

14 марта 2008 акции Bear Stearns упали на 92% на новостях о том, что ФРС спасает банк, а его акции покупает JPMorgan за $2. Bear Stearns был крупным игроком на рынке CDO, и имел большое количество токсичных бумаг на своем балансе. Вкладчики банка поспешили забрать деньги, 88% активов Bear было потрачено в результате отказа кредиторов пролонгировать краткосрочное финансирование. Интересы кредиторов и контрагентов банка были полностью удовлетворены.


июнь 2008 — крах двух хедж-фондов Bear Stearns. Фонды работали с большим кредитным плечом, вкладывали капитал в ценные бумаги, созданные на основе сабпраймовых ипотечных ссуд.

кредитное плечо у банков в июне 2008:
Credit Suisse 33:1
ING 49:1
Deutsche Bank 53:1
Barclay's 61:1
Lehman Brothers 31:1
Bank of America 11:1

Рейтинговые агентства понижают кредитный рейтинг страховщику AIG, которая выдавала гарантии по CDO с рейтингом AAA на сумму $500 млрд. Это автоматом ставило под удар эти CDO и способствовало дальнейшему падению их цены. В этот же день правительство США вливает в AIG $85 млрд.


Сентябрь 2008 на грани банкотства европейские банки: Hypo Real Estate, Dexia, Fortis, Bradford&Bingley.

4 октября 2008 FDIC объявляет о том, что будет обеспечивать все новые долговые обязательства банков и банковских холдингов. Беспрецедентное вмешательство в банковскую систему, которое означает, что долги банков теперь также надежны, как долги правительства США.

7 октября 2008 ФРС создает новый инструмент, позв. выдавать ссуды компаниям, выпускающим коммерческие бумаги.

В 2008 году крах потерпели более 300 небанковских ипотечных кредиторов

декабрь 2009 — властям Абу-Даби пришлось спасать государственную компанию Dubai World, вовлеченную в спекуляции на рынке жилья.



Причины кризиса.

  • политика Алана Гринспена по надуванию пузырей
  • дерегулирование финансового сектора в США
  • финансовые инновации
  • рост масштабов теневой банковской системы
  • полное попустительство рейтинговых агенств
  • кризис доверия на рынках
  • паралич рынка межбанковского кредитования
  • эффект домино после обрушения рынка инструментов CDO

В основе кризиса находился финансовый пузырь на рынке жилой недвижимости в США. После многолетнего бума на рынке жилой недвижимости, пик начал ослабевать осенью 2005 года после многократного повышения процентных ставок ФРС. Слабость рынка стала заметной только лишь в конце весны 2006 года, а затем цены на недвижимость начали явно снижаться.

Весной 2008 года падение цен в среднем составило 15% от пиковых значений. В тех регионах, где пузырь был наиболее ощутимым (например Флорида), падение произошло еще более значительное.

Но рынок жилья — это лишь верхушка айсберга. Жилье в США покупалось с использованием ипотечных кредитов. Субстандартные ипотечные кредиты (subprime mortages) выдавались заемщикам с низкой степенью надежности. Пока цены на дома растут, вопроса о платежеспособности вообще не возникает — дом всегда можно продать дороже, вернуть ипотеку и даже заработать на росте цен. Но когда цены падают, все становится намного сложнее. Когда пик на рынке недвижимости прошел, начали расти изъятия домов за неуплату ипотеки.

Но это тоже еще не все. Большую часть кредитов выдавали не банки, а компании-оригинаторы займов (loan originators). Эти компании выступали посредником между банком и заёмщиком, получая доход с каждой сделки. Посредники зачастую прибегали к мошеннической практике, чтобы скрыть реальную неплатежеспособность заёмщика, заключить сделку и получить свои комиссионные.


Роль рейтинговых агентств в кризисе 2008
Ведущие рейтинговые агентства Fitch, Moody’s, Standard&Poor’s не забили вовремя тревогу, по поводу кредитного качества производных инструментов, ведь они хорошо зарабатывали на секьюритизации и с превеликим удовольствием помогали превращать токсичные ссуды в позолоченные ценные бумаги, подразумевающие получение безрисковой прибыли их покупателями[1].

  • объем активов 5 крупнейших банков США составлял чуть больше 6, а вся банковская система США $10 трлн. При этом
  • коммерческие бумаги в структурированных схемах $2.2 трлн
  • активы, финансируемые в сделках РЕПО $2,5 трлн
  • активы у хедж-фондов составляли $1,8 трлн
  • Правительство США вливает в AIG $85 млрд
  • 4 октября 2008 — FDIC распространяет гарантии на все новые долговые обязательства банков и банк. холдингов
  • 7 октября 2008 ФРС создает новый инструмент, позв. выдавать ссуды компаниям, выпускающим коммерческие бумаги. к декабрю 2008 довела ставку рефинансирования до 0%.
  • В 2009 ФРС начала программу выкупа активов — количественное смягчение (QE), которая составила $1,7 трлн
  • В ноябре 2010 была запущена программа QE2 объемом $600 млрд.
  • В сентябре 2011 ФРС запустила операцию Twist
  • В сентябре 2008 Германия спасает банк Hypo Real Estate.
  • Ирландия предоставила госгарантии 6 крупнейшим кредиторам
  • Великобритания фактически национализировала большую часть банковской системы
  • Канада прогарантировала долги банков
  • цены на нефть упали со $145 до $30 за баррель
  • как ни парадоксально, доллар США укрепился против всех основных валют
  • индекс Baltic Dry Index упал на 90% — глобальная торговля встала

Последствия для зарубежных рынков:

кризис 2008

Хронология кризиса, 2007 год:

Читайте также: