Налогом на имущество облагаются внеоборотные активы

Обновлено: 30.06.2024

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

МСФО и налог на имущество. Обесценение

Все российское финансовое сообщество находится в предвкушении вступления в действие новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), регулирующих учет и отчетность в части внеоборотных активов компаний, начиная с отчетности за 2022 год, к числу которых относятся следующие стандарты:

Нет аналога, есть отдельные главы в ФСБУ 6/2020

Нет аналога, есть ссылка из п. 38 ФСБУ 6/2020 непосредственно на IAS 36

Нет аналога, входит в сферу действия IAS 16

В рамках данной рубрики в 2020 году мы достаточно подробно анализировали сходства и различия стандартов по аренде. Мои коллеги, финансовые консультанты, также достаточно активно в течение последних лет сравнивают федеральные и международные стандарты, пытаясь найти точки соприкосновения двух систем. Очевидно, что результаты данной аналитической работы в дальнейшем смогут помочь финансовым службам компаний – составителей отчетности:

оптимизировать и сблизить две учетные системы – МСФО и РСБУ, что особенно актуально для компаний, отчитывающихся по МСФО;

сформировать подходы и методы оценки балансовой стоимости активов как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения, с применением положений МСФО, например, налога на имущество.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что международные стандарты финансовой отчетности достаточно глубоко проникают не только в российский бухгалтерский учет, но и будут непосредственно влиять на налоговый учет хозяйствующих субъектов. В рамках настоящей статьи мы посмотрим, какие требования МСФО будут непосредственно влиять на налог на имущество компаний, и совместно разберем сложные трактовки МСФО, чтобы в дальнейшем использовать их на практике.

Зачастую МСФО говорит нам не о порядке учета, на котором в основном сосредоточены бухгалтерии компаний, а о финансовой отчетности. МСФО говорит, как хозяйственные события должны быть признаны, оценены и презентованы в отчетности, не углубляясь в детали и подробности того, как это должно быть рассчитано и реализовано в бухгалтерских проводках.

Международные стандарты написаны специфическим языком и имеют свою достаточно сложную терминологию, при этом концептуально все они представляют логически связанную систему подходов к классификации, оценке, признанию и раскрытию информации в финансовой отчетности, в основе которых лежит справедливая стоимость.

Российские составители БФО не имеют достаточной наработанной практики, навыков и подходов по применению оценочных суждений, так широко применяемым в рамках МСФО, в том числе суждений, прописанных в стандарте МСФО (IAS) 36.

Применение оценочных суждений требует более плотного подключения руководства к процессу формирования отчетности, а также четкой и грамотной фиксации таких ожиданий, суждений и мнений, влияющих на соответствующие показатели в первичных документах.

В некоторых случаях для формирования суждения и/или оценки активов необходимо проведение технико-экономической экспертизы и/или оценки на базе математических моделей, что возможно только с привлечением экспертов соответствующего уровня. Например, данная экспертиза позволит максимально точно определить ликвидационную стоимость ОС или получить данные о его возмещаемой стоимости.

Парадигмы для бухгалтерского и налогового учета являются разнонаправленными. Так для целей бухгалтерского учета ключевым моментом является незавышение балансовой стоимости активов, в то время как для целей исчисления налога на имущество важно не занизить стоимость ОС во избежание претензий фискальных органов.

Теперь, осознавая все перечисленные выше особенности применения МСФО в отечественной практике бухгалтерского учета, попробуем разобраться с обесценением. Во-первых, МСФО (IAS) 36 распространяет свое действие не только на основные средства, но еще и на другие виды внеоборотных активов, включая нематериальные активы и гудвилл. При публикации новых текстов ФСБУ по этим видам активов, полагаю, вопросы их обесценения также будут решаться прямой отсылкой к МСФО. Во-вторых, озадачиваться вопросом наличия этого самого обесценения по основным средствам, изучать МСФО (IAS) 36 следует только тогда, когда присутствуют признаки обесценения. В стандарте они перечислены в п.12-14 с разделением на внешние и внутренние.

К внешним признакам обесценения относятся:

наблюдаемые признаки того, что стоимость актива снизилась в течение периода значительно больше, чем ожидалось в связи с течением времени или при обычном использовании;

изменения, имеющие неблагоприятные последствия для организации в технических, рыночных, экономических или правовых условиях, в которых организация осуществляет деятельность, или на рынке, для которого предназначен актив;

рыночные процентные ставки или иные рыночные нормы доходности инвестиций повысились в течение периода, что имеет существенное влияние на расчет ценности использования;

балансовая стоимость чистых активов организации превышает ее рыночную капитализацию (для публичных компаний).

На базе внутренних источников информации мы должны мониторить наличие следующих признаков:

устаревание или физическая порча актива;

значительные изменения интенсивности и способа использования или ожидаемого использования актива, например: простой актива, планы по прекращению или реструктуризации деятельности, сокращение производства;

показатели внутренней отчетности указывают на то, что экономическая эффективность актива хуже или будет хуже, чем ожидалось. Внутренняя отчетность может иметь следующие индикаторы обесценения:

○ денежные потоки для приобретения актива или последующие потребности в денежных средствах для его эксплуатации или содержания значительно превышают первоначально запланированную в бюджете сумму;

○ фактические чистые денежные потоки, или операционная прибыл, или убыток от актива значительно хуже, чем запланированные показатели;

○ существенно снизились чистые денежные потоки или операционная прибыль, либо значительно увеличились убытки от актива, заложенные в бюджете;

○ суммарные данные текущего периода и бюджета на будущие периоды в отношении актива демонстрируют операционные убытки или чистые оттоки денежных средств.

Таким образом, внутренними источниками информации для поиска признаков обесценения могут служить производственные отчеты, прогнозные бюджеты компании, план-факт анализ и иная управленческая информация, которой чаще всего владеет руководство компании.

Если один или несколько признаков обесценения все-таки имеют место, мы должны перейти к следующему этапу – определению возмещаемой стоимости актива. Алгоритм действий можно обрисовать следующей небольшой схемой:

scheme msfo.jpg

Логика стандарта проста: если ваш актив не может приносить ожидаемую максимальную выгоду сейчас или в ближайшем будущем, о чем говорят признаки обесценения, значит ваши ожидания от него завышены, соответственно завышена и его стоимость в отчетности. В таком случае, чтобы скорректировать его стоимость в отчетности нужно:

    подсчитать прибыли, которые могут быть потенциально получены от его реализации (справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу).

рассчитать его ценность использования (т.е. все прибыли, которые могут быть получены от его использования);

сравнить эти два показателя;

наиболее выгодный вариант между 1 или 2 от сравнения и будет возмещаемой стоимостью актива;

разница между возмещаемой стоимостью актива и его балансовой стоимостью будет представлять из себя убыток от обесценения, который признается в составе прибыли или убытка немедленно. Тут следует отметить, что стандарт дозволяет восстанавливать ранее признанный убыток от обесценения актива в определенных случаях и с некоторыми ограничениями.

Как гласит определение, ЕГДП - это наименьшая идентифицируемая группа активов, которая генерирует денежные притоки, в значительной степени независимые от денежных притоков от других активов или групп активов. Это понятие может пригодиться составителям отчетности, когда отдельный объект ОС не может быть рассмотрен как самостоятельный актив, генерирующий денежные потоки. Если выражаться терминологией РСБУ, единицей учета, рассматриваемой с точки зрения обесценения, в данном случае будет не отдельный объект ОС, а целая группа активов. МСФО (IAS) 36 содержит отдельные указания для ЕГДП, которые нужно будет учесть.

Признавая убытки от обесценения ОС, необходимо помнить: мы уменьшаем налоговую базу по налогу на имущество, а данная операция с высокой степенью вероятности вызовет интерес у налоговых органов. Поэтому необходимо заранее озаботиться полнотой первичной документации и надежной доказательной базой в части обесценения, если таковое было признано в учете.

Подводя итоги первой части наших изысканий по применению МСФО в российской бухгалтерской практике, отметим, что все профессиональное сообщество с нетерпением ждет дополнительных комментариев от наших регуляторов - Министерства финансов, ИФНС. Кроме того, с момента вступления в силу новых ФСБУ постепенно будет накапливаться деловая практика использования новых стандартов и арбитражная практика по налоговым спорам в этой области. А специалисты, практикующие МСФО, помогут адаптировать новые требования в отчетности по РСБУ. И после определенного переходного периода новые положения ФСБУ надежно займут свое место в российской системе бухгалтерского учена и налогов, а мы обязательно научимся с ними работать оптимально, качественно и комфортно.

Читайте также: