Налоги в угольной промышленности
Обновлено: 19.05.2024
Российских недропользователей подготавливали к росту НДПИ с начала 2020 года. Одним удалось заранее избежать повышенной ставки, другие добились послаблений во время рассмотрения законопроекта. А кому-то придётся выплачивать налог на добычу ископаемых в полной мере.
Уголь, алмазы и НДПИ. Кому повезло больше?
О надвигающейся корректировке НДПИ в России заговорили ещё до наступления пандемии коронавируса. В феврале 2020 года Министерство финансов РФ предложило правительству рассмотреть повышение налога на добычу всех полезных ископаемых, за исключением нефти и газа. На тот момент больше всего могла пострадать угольная промышленность, которая и без того находилась в кризисной ситуации.
Тем не менее министры задумали установить к действующим ставкам на добычу угля дополнительное слагаемое, привязанное к ценам на мировом рынке. Впрочем, коэффициент должен был устанавливаться только в периоды скачков на торговых биржах: при стоимости свыше $62 за тонну.
По расчётам Минфина, только от угольщиков инициатива могла бы принести в бюджет около 40 млрд рублей. Многие представители отрасли тут же раскритиковали рост НДПИ, ведь повышенная налоговая нагрузка — даже с учётом конъюнктуры рынка — вряд ли бы помогла бизнесу в условиях падения спроса на уголь.
Практически то же самое Министерство финансов решило провернуть и в алмазодобывающей отрасли. Поправки в Налоговый кодекс предусматривали отмену формирования налоговых ставок в соответствии с прейскурантом ведомства, а вместо этого привязать их к рыночным котировкам в периоды высоких цен. Единственное условие — стоимость не должна быть ниже упомянутого прейскуранта.
Повторимся: массово повысить НДПИ Минфин планировал до весеннего локдауна. Серьёзный удар по угольной и алмазной отрасли заставил пересмотреть законопроект, но одним повезло больше, а другим — меньше.
Ставки повышаются
Оставив в покое уголь, правительство взялось за другие полезные ископаемые. Под удар попали многие предприятия по добыче руд цветных металлов и минеральных удобрений. Горнопромышленники не смогли избежать роста налоговой нагрузки, хотя пытались воспротивиться новым законодательным требованиям.
Не остались в стороне и члены Российского союза промышленников и предпринимателей. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину они обрисовали не самые радужные последствия для отрасли: если документ одобрят в Госдуме, появится угроза закрытия многих предприятий. Вслед за этим — массовые увольнения сотрудников и рост социальной напряжённости.
Обратная дорога есть, но не для всех
Следует отдать должное, частично власти пошли навстречу промышленникам и дали 5-летнюю отсрочку на рост налога в отношении инвестпроектов, по которым уже были заключены соглашения в рамках СЗПК. Однако при этом уровень выработанности данных месторождений к началу следующего года должен составлять менее 1%.
Многие производители вольфрама находятся в критически тяжёлой экономической ситуации. Достаточно вспомнить историю с Лермонтовским ГОКом, который с 2008 года не может выбраться из финансовой кабалы, хоть и получает поддержку от региональных властей.
Как раз в сентябре 2020-ого профсоюз Приморского края ФППК с большой тревогой рассказывал, что комбинат находится на грани банкротства и в скором времени может закрыться (к слову, сейчас предприятие готовят к продаже).
В ведомстве предложили снизить ставку с 730 до 140 рублей в отношении руды, содержащей платиноиды, медь и никель с содержанием не более 0,5%. Пока что Госдума приняла законопроект только в I чтении. Что интересно, замминистра финансов Алексей Сазанов отметил, что другие регионы тоже могут обратиться с просьбой изменить условия действия налога на добычу полезных ископаемых.
Зато для нефтяных компаний, которые разрабатывают участки в Югре с извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т, правительство, наоборот, предоставило налоговый вычет. Единственное условие: до начала второй половины 2021 года компании должны заключить инвестсоглашение на повышение рентабельности месторождения.
Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ. Согласно им, в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых вводятся следующие виды угля: антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.
Налоговая база при добыче угля определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, на каждую единицу которого установлены следующие ставки:
– по антрациту – 47 руб. за тонну;
– по углю коксующемуся – 57 руб. за тонну;
– по углю бурому – 11 руб. за тонну;
– по углю, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого, – 24 руб. за тонну.
Данные ставки необходимо корректировать с помощью соответствующего каждому виду угля коэффициента-дефлятора. Он ежеквартально устанавливается Правительством РФ с учетом изменений цен на уголь.
При этом ранее действовавшие коэффициенты должны последовательно перемножаться.
Налог, подлежащий уплате, определяется отдельно по каждому участку недр и по каждому виду угля.
Напомним, что налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.
Налоговые вычеты
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может быть уменьшена на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. А они в свою очередь должны быть, во-первых, экономически обоснованы, а во-вторых, документально подтверждены.
При этом установлены следующие виды расходов, которые могут быть приняты к вычету:
2) расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества;
3) расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.
Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываются отдельно по каждому участку недр и обособленно от других расходов.
Если расходы относятся одновременно к нескольким участкам недр, то учет по каждому участку осуществляется в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой.
Но имейте в виду: величина налогового вычета не может превышать предельного значения. Она рассчитывается как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период (месяц), и коэффициента (Кт).
Последний показатель определяется для каждого участка недр отдельно в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, с учетом степени метанообильности участка недр и склонности угля к самовозгоранию в пласте.
Отметим, что значение данного коэффициента фиксируется в учетной политике предприятия для целей налогообложения и не может быть более 0,3. Так прописано в пункте 3 статьи 343.1 Налогового кодекса РФ.
Но если по итогам месяца у предприятия отсутствует исчисленная сумма налога, то расходы могут быть учтены в составе налогового вычета с того месяца, в котором возникает обязанность по исчислению налога.
Причем если расходы превышают предельную сумму налогового вычета, они могут учитываться при определении налогового вычета в течение последующих 36 месяцев.
Расходы, не учтенные при исчислении налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в течение 36 месяцев, признаются при налогообложении прибыли в особом порядке. Он таков:
1) материальные расходы учитываются равномерно в течение года начиная со дня, следующего за днем окончания признания таких расходов в целях расчета налога на добычу полезных ископаемых;
2) расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств учитываются при амортизации. При этом первоначальная стоимость данных объектов уменьшается на сумму примененного вычета.
В течение месяца было добыто:
– 15 тонн антрацита;
– 10 тонн коксующегося угля;
– 20 тонн бурого угля.
Величина налога определена так:
– по антрациту – 705 руб. (15 т × 47 руб/т);
– по углю коксующемуся – 570 руб. (10 т × 57 руб/т);
– по углю бурому – 220 руб. (20 т × 11 руб/т).
В учетной политике для целей налогообложения зафиксировано значение коэффициента Кт, равное 0,23.
Тогда предельная величина налогового вычета составит:
(705 руб. + 570 руб. + 220 руб.) × 0,23 = 344 руб.
Далее рассчитаем сумму, которую надо перечислить в бюджет:
705 руб. + 570 руб. + 220 руб. – 344 руб. = 1151 руб.
Оставшаяся сумма расходов может быть учтена в составе налогового вычета в течение последующих 36 налоговых периодов (то есть в течение трех лет).
Данный показатель равен 1656 руб. (2000 – 344).
Важно запомнить
Предприятия угольной промышленности при исчислении НДПИ могут уменьшить платеж, подлежащий перечислению в бюджет, на налоговый вычет. Это сумма расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраной труда. Правда, сумма вычета ограничена. Хотя если предприятие не сможет признать расходы полностью в одном периоде, их можно будет учесть в целях уменьшения налога на добычу полезных ископаемых позже (в течение последующих трех лет).
Читайте также: