Налоги в социальной сфере

Обновлено: 04.05.2024

Цель данной темы – изучение системы социальных платежей Российской Федерации, которые играют важную роль в формировании государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • перечислить и охарактеризовать обязательные социальные платежи, предусмотренные законодательством РФ;
  • назвать основные источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов;
  • оценить роль единого социального налога в формировании федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ.

Оглавление

5.1.1. Структура и общая характеристика
социальных платежей Российской Федерации

Взносы в социальные внебюджетные фонды с момента их создания имели обязательный характер и были отнесены к числу первоочередных платежей.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т. д. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода. Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы работодателей.

Система обязательных социальных платежей РФ, служащих источниками образования государственных внебюджетных фондов РФ, включает:

1) Единый социальный налог (используется регрессивная шкала налогообложения с максимальной ставкой 26 %).

2) Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ (ставка тарифа зависит от класса профессионального риска и составляет от 0,2 до 8,5 %).

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предусмотренных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

3) Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ (ставка тарифа 14 %).

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица;
  • индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном счете.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

Тарифы страховых взносов установлены в зависимости от вида страхователя и даты рождения застрахованного (см. табл. 5.1 и 5.2).

5.1.2. Назначение единого социального налога и его роль
в формировании федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ

Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Базовая ставка единого социального налога с 1.01.2001 г. для налогоплательщиков – работодателей была установлена в размере 35,6 % при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. При этом средства от взимания единого социального налога зачислялись:

  • по ставке 28 % в Пенсионный фонд РФ (до 01.01.2002 г.);
  • 3,6 % – Фонд обязательного медицинского страхования РФ;
  • 4 % – Фонд социального страхования РФ.

Тарифы страховых взносов,
применяемые в течение 2005–2007 гг. страхователями
(организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами), выступающими в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе

База для начисления
страховых взносов
на каждого отдельного
работника нарастающим итогом с начала года

НК РФ Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан

(введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 464-ФЗ)

1. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.

Для целей настоящей статьи деятельностью по осуществлению социального обслуживания граждан признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг по видам социальных услуг для применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

2. Налоговая ставка 0 процентов в соответствии с настоящей статьей применяется организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), в течение всего налогового периода.

3. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если в течение налогового периода применения установленной пунктом 1.9 статьи 284 настоящего Кодекса налоговой ставки они удовлетворяют следующим условиям:

1) организация включена в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

2) доходы организации за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо организация, осуществляющая социальное обслуживание граждан, за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

3) в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

4) организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При несоблюдении организацией, осуществляющей социальное обслуживание граждан, перешедшей на применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, хотя бы одного из условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

5. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в письменной форме, а также сведения, подтверждающие выполнение условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

6. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные настоящей главой для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения:

1) выписку из реестра поставщиков социальных услуг;

2) сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;

3) сведения о численности работников в штате организации.

7. При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). Форма представления сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, вправе перейти на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление в письменной форме. При этом, если указанный переход начинается не с начала нового налогового периода, сумма налога за соответствующий налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

9. Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, применявшие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов.

С постепенным снятием коронавирусных ограничений государство вернулось к налоговому стимулированию социально-ответственного бизнеса, готового мгновенно подключаться к решению острых проблем. С июня этого года пожертвования в пользу социально-ориентированных НКО, включенных в специальный реестр, не будут учитываться при расчете налога на прибыль, но в пределах 1% от выручки. Это стимулирует бизнес развивать долгосрочные социальные и культурные программы на грантовой основе, за которые предстоит бороться СОНКО на конкурсах. Глава Общественной палаты РТ Зиля Валеева считает, что институт НКО в республике состоялся, создав "спасительный круг" для самых незащищенных граждан. "В этом году в конкурсе грантов президента РФ наши НКО получили 122 млн рублей", — сообщила она, добавив, что от Татарстана в федеральный реестр вошло 614 СОНКО.

Налоговый вычет за пожертвования

Пандемия неожиданно изменила подходы государства к социальным и благотворительным программам, реализуемым во взаимодействии бизнеса и социальных некоммерческих организаций. В разгар самоизоляции президент страны Владимир Путин объявил о новых дополнительных мерах, которые стимулируют крупный бизнес осуществлять безвозмездные инвестиции в программы улучшения качества жизни.

8 июня глава государства подписал судьбоносные поправки в Налоговый Кодекс, среди которых освободил от уплаты налога на прибыль ту часть выручки, которая направляется НКО на реализацию социально-значимых проектов, но вычет возможен в пределах 1% от выручки (изменения содержатся в №172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", одобренного Советом Федерации 2 июня 2020 года — прим.авт). "По моему поручению правительство подготовило и внесло в парламент поправки в Налоговый кодекс. Сегодня этот документ мною подписан", — сообщил Владимир Путин на встрече в Ново-Огарево с социальными работниками госучреждений и НКО.

Среди пакета экстренных мер финансовой поддержки НКО, включающего отсрочку по страховым взносам и льготные кредиты на зарплату, глава государства назвал и другую революционную инициативу. Владимир Путин объявил, что средства, которые бизнес направляет СОНКО, могут быть отнесены к внереализационным издержкам, а сумма пожертвований не будет учитываться при расчете налога на прибыль, но в пределах 1% от ежегодной выручки.

Иначе говоря, государство предоставляет налоговые стимулы тем, кто готов делать социальные инвестиции в улучшение качества жизни граждан в широком смысле этого слова. "Во время пандемии бизнес и НКО проявили высокую социальную ответственность, — отметила глава Общественной палаты РТ Зиля Валеева. — Мы на практике убедились, что во взаимодействии можно оперативно решать сложные социальные задачи". Так, многие предприятия сохранили занятость и заработную плату, а НКО смогли дойти до тех, кому оказалась недоступна государственная помощь. "Благотворительный фонд "Новый век", получивший президентский грант в 18 млн рублей на проекты адаптации мигрантов и ВИЧ-инфицированных, организовал доставку необходимого для всех нуждающихся. В этом ему помогал Яндекс-такси", — привела она пример такого взаимодействия. Социально-ответственное поведение продемонстрировали большинство татарстанских компаний, отметила она.

Теперь налоговая преференция в 1% от выручки делают возможными внушительные социальные инвестиции. Для сравнения, взнос в 1% от ежегодной выручки выплачивают татарстанские предприятия на реализацию программы социальной ипотеки.

"Не оглядываясь на то, что льготой могут воспользоваться нечистоплотные"

"Такие налоговые льготы действовали более 20 лет назад, однако в 2005 году после долгих дискуссий их отменили, заподозрив бизнес во всевозможных налоговых схемах", — напомнил зампред Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. На федеральном уровне не скрывают, что такие опасения снова прозвучали, но не получили поддержки главы государства.

"Глубоко убежден: надо строить наши действия, не оглядываясь постоянно на то, что льготой могут воспользоваться нечистоплотные люди. Мы должны поддержать именно законопослушных и добропорядочных граждан, а их большинство", — уверен глава государства. Он пояснил, что пошел на такой шаг, потому что в период эпидемии деловое сообщество "проявило себя ответственно, честно и достойно". "Предприниматели оказывали помощь врачам, добровольцам, помогали органам власти на местах. Такую зрелость, умение действовать вместе, всем миром, чтобы ответить на трудный вызов продемонстрировало все гражданское общество", — заключил Путин.

Проектный подход с распределением грантов, как в науке

Налоговые послабления будут применяться не автоматически, а при обязательном партнерстве с социально-ориентированными НКО, входящими в реестр Минэкономразвития РФ, пояснил "Реальному времени" член Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. В какой форме может быть оформлено партнерство предоставлено решать самому бизнесу, но раскидываться деньгами налево и направо он вряд ли станет.

По его словам, главенствующую роль займет грантовая система отбора социальных проектов. "Большинство НКО и сейчас финансируются через гранты, а заявки проходят конкурсный отбор у государства. Думаю, что по этой модели будут работать и крупные корпорации, — пояснил он. — Это не простая раздача денег, как может показаться на первый взгляд. Основной критерий отбора — общественная значимость и полезность для конкретной территории".

По мнению Марата Галеева, проектный подход с конкурсным распределением грантов призван повысить экономическую эффективность социального предпринимательства. Суть в том, чтобы сделать из НКО не простых получателей денег, а активных организаторов социально-значимых проектов. "Пустая трата денег может развратить", — полагает он. — А гранты будут стимулировать инициативы "снизу".

Чтобы деньги не проедались впустую

По этой модели давно развивается мировая практика реализации социальных проектов, которая поощряется через налоговые льготы. "И Россия вновь встала на этот путь развития", — уточнил Марат Галеев. Он прогнозирует, что в структуре крупных компаний будут создаваться специальные департаменты, которые займутся созданием социальных программ, исходя из своих приоритетов. А чем больше компаний будет объявлять конкурсы среди НКО, тем больше возможностей будет у региона. "Важно, чтобы деньги не проедались, а вложения приносили отдачу", — заключил он, допуская, что здесь "можно набить немало шишек", а саму систему придется внедрять годами.

"Американский миллиардер Рокфеллер в начале 20 века сколотил первый миллиард, после его смерти обнаружилось, что на благотворительность он отдал 50% доходов, исходя не только из налоговых льгот, но и собственной веры", — напомнил он.

В федеральный реестр вошло около 5% татарстанских НКО

В настоящее время формирование

федерального реестра СОНКО

завершается. Как сообщили в пресс-службе Минэкономики РТ, во время первой волны зачисления в него были включены 614 организаций Татарстана. Это около 5% от общего количества НКО, действующих в республике. "В республике активно работающих СОНКО в пределах 10% , — пояснила низкий процент зачисленных глава Общественной палаты РТ Зиля Валеева. — Сейчас в реестре значатся те, кто выиграл гранты от государства".

Зато по сумме выигранных президентских грантов татарстанские НКО входят в первую пятерку регионов. "Недавно завершился очередной конкурс на получение президентских грантов. Наши получили 122 млн рублей", — с удовольствием сообщила она. При этом 50% федеральных грантов выиграли те, кто впервые вышел на конкурс. Глава ОП РТ убеждена, что институт НКО в республике состоялся, создав "спасительный круг" для самых незащищенных граждан. "У нас есть общественные организации инвалидов, которые не вошли в федеральный реестр. И все равно они будут продолжать работу", — заверила она.

"Лошадей в залог возьмете?"

Между тем, татарстанские НКО в условиях пандемии сами оказались в трудном положении, что беспокоит главу ОП. "Средства грантов — целевые. Их нельзя направлять на выплату заработной платы, тем, кто разрабатывает проекты. Конечно, их приравняли к МСБ и дали возможность получить кредиты под 2% годовых на выплату зарплаты. Но пока никто не получил", — пояснила Зиля Валеева. Недавно палата организовала интернет-конференцию по этой проблеме с банками — Сбербанком, ВТБ и "Ак барс Банком", где обсуждалось возможности залогового обеспечения таких кредитов. Представитель одного из фондов подтвердил, что затруднения банков связаны с качеством обеспечения. "Мы предложили Сбербанку — лошадей возьмете? Обещали подумать", — рассказал он. "Есть надежда, что в первых числах июля татарстанские НКО смогут получить кредиты", — надеется Зиля Валеева.

"Честно говоря, мы и сами готовились к худшему, понимая, что бизнесу и обычным людям сейчас не до пожертвований, — передала общий настрой НКО директор благотворительной общественной организации Татарстана "Детям" Аделина Мингазова. — Когда президент страны Владимир Путин объявил о всесторонних мерах поддержки НКО, а не только о налоговых стимулах для корпоративных пожертвований, то появилась реальная надежда на сохранение благотворительных программ. Наш фонд помогает больным детям с 2010 года.

В 2018 году выиграли грант президента РФ для проведения курсов ипотерапии для детей, страдающих ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Верховая езда помогает улучшить здоровье и для детей с ментальными нарушениями. В нашем арсенале 5 обученных лошадей. По нашей программе проходят оздоровительное лечение 80 детей с разными патологиями. Другим направлением пожертвований является сопровождение детей-детдомовцев в стационарах. Фонд оплачивает работу нянь по уходу за ними во время лечения. Всего была оказана помощь 160 детям.

"До сих пор мы не работали с предприятиями, потому что очень много времени уходит на переговоры с ними, а времени на работу с детьми не остается. Наши пожертвователи — это простые граждане, которые перечисляют по 100, 200, 500 рублей на расчетный счет фонда. Пусть эта помощь маленькая, но всегда от доброго сердца", — говорит Аделина Мингазова.

"В приоритете — помощь детям, и неважно, есть вычет или нет"

Явный перекос в пользу лечения людей связан с тем, что государственного финансирования здравоохранения недостаточно и оно не всегда эффективно. На проведение высокотехнологичных операций или закупки медикаментов ежегодно тратятся значительные средства жертвователей. Важно отметить, что в системе здравоохранения многих стран мира есть недостаток государственного финансирования, поэтому так важна роль некоммерческих организаций не только в прямой поддержке граждан, но и в финансировании научных исследований, реабилитации.

На нашей платформе на втором месте по собранным пожертвованиям — проекты в поддержку тяжелобольных взрослых людей, это результат наших стратегических усилий. Взрослым тоже нужна наша помощь, так как они не могут зарабатывать и им ничего не остается, как рассчитывать на близких и родственников. Но часто от человека, который перенес инсульт, финансово зависит вся его семья.

С другой стороны, мы хорошо понимаем, что для полноценного развития общества необходимо развивать разные направления пожертвований — на экологические инициативы, образовательные проекты, на разработку и внедрение инноваций. Мы стараемся продвигать и объяснять важность этой сферы. Кроме того, важно объяснять, что гораздо важнее небольшие, но регулярные пожертвования.

Мы первой из платформ начали повторную верификацию благотворительных фондов на соответствие нашим требованиям, которые становились только жестче со временем. Одним из ключевых критериев является прозрачность деятельности организации, ее профессионализм и стремление к развитию, эффективность работы. В результате мы расстались с некоторыми фондами, которые не отвечают нашим критериям. Любой пользователь на нашей платформе должен быть уверен, что его помощь дойдет до благотворительного проекта и поможет решить социальную проблему".


Социальное страхование в РФ – это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Рассмотрим принципы соцстрахования в РФ.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.


Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Читайте также: