Налоги в древней иудее

Обновлено: 19.05.2024

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.

От белки до рубля

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Но вот пришли монголы

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов - прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.

Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.

История налогов насчитывает сотни тысяч лет. За это время в налоговой сфере регулярно происходили интересные события. Какие? Давайте посмотрим!

Налоги древности

Налоги известны еще давным-давно, еще с того времени, как начала зарождаться цивилизация. Кстати, вы когда-нибудь думали о том, какими были самые первые налоги? Они, кстати, не имели форму денежных подношений, а являлись… жертвоприношением! Да-да, многие ученые сходятся во мнении, что именно жертвоприношение было первым видом налогов.

В виде обязательных платежей, к которым мы с вами привыкли, налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства, а только потом – принудительно взимаемые суммы. Причем в один из периодов истории денежные средства фактически силой отбирались у граждан. Но это было задолго до появления цивилизованного общества.

В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели. А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.

Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя). Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло. Его можно было приобрести только у властей, и нельзя было никаким образом перерабатывать, перепродавать. Кстати, периодически проводились проверки домов и излишки масла изымались. Не съел вовремя – ну извини!

А вот в Древнем Риме уже появились первые процентные ставки: 10 % от доходов, полученных за пользование земельным участком, нужно было отдать государству. Были установлены и другие процентные ставки (для первых косвенных налогов): например, 4 % от продажи рабов. Кстати, иметь в то время обширные плантации или виноградники было просто невыгодно: налоги взимались пропорционально с количества деревьев. Т.е. чем больше имеешь, тем больше платишь. Принцип справедливой уплаты налога стал зарождаться уже в то время.

В общем, налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. Немного позже в Риме появится ряд очень странных налогов, например:

  • налог на доход от продажи фиников;
  • сбор на венок, символизирующий честь и хвалу правителю;
  • налог на огурцы и вино;
  • налог на мыло;
  • налог за владение рыбой и другие.

Иван Грозный ввел свои налоговые нововведения. Именно при нем появились первые целевые налоги (то есть когда собирали деньги на что-то конкретное) – налог на армию, на выкуп пленных.

Интересно отношение к налогообложению в истории Англии. В Новое время в Англии некоторые экономисты придерживались позиции, что налоги, как раз – символ свободы гражданина, а никак не его рабства. И платить налоги граждане, видимо, должны были с огромным удовольствием и гордостью.

В старой Англии, кстати, тоже имели место очень странные налоги. Один из них – налог на окна. Просуществовал он довольно-таки долго: с 1696 по 1851 год. Чем больше окон было в доме, тем большую сумму приходилось платить жителям. Именно по этой причине многие жители забивали окна досками – у них просто не было денег оплачивать такую роскошь. Даже сегодня можно увидеть несколько старых домов с забитыми окнами, они остались еще с тех времен.

Мир (в том числе и мир налогов) полон странного и необычного. Интересные налоги были всегда: в древности, в средние века и Новое время… И что самое удивительное – продолжают появляться!

СОДЕРЖАНИЕ

В Римской империи

Первоначально налог был введен римским императором Веспасианом как одна из мер против евреев в результате Первой римско-еврейской войны 66–73 гг. Веспасиан ввел налог после еврейского восстания (Josephus BJ 7. 218; Dio Cassius 65.7.2). Налог взимался со всех евреев по всей империи, а не только с тех, кто участвовал в восстании против Рима. Налог был введен после разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. вместо налога (или десятины ), уплачиваемого евреями на содержание Храма. Взимаемая сумма составляла два денария , что эквивалентно 9000% шекеля, который соблюдающие евреи ранее заплатили за содержание Иерусалимского храма ( Исход 30:13 ). Вместо этого налог должен был поступать в Храм Капитолийского Юпитера , главный центр древнеримской религии . Фискус Judaicus было унижением для евреев. В Риме за сбор налогов отвечал специальный прокурор, известный как procurator ad capitularia Iudaeorum . От его уплаты освобождались только те, кто отказался от иудаизма.

В Священной Римской Империи

Еврейское население Европы было политически незащищенным и могло быть легко использовано для взимания высоких налогов в обмен на официальную защиту. Высокие процентные ставки, взимаемые евреями, стали неограниченным источником налоговых поступлений, а еврейское богатство было технически легко измерить, потому что евреи обычно хранили свои активы в форме наличных денег или векселей.

Налог Opferfennig (первоначально Guldenpfennig) был введен в 1342 году императором Людовиком IV Баварским , который приказал всем евреям старше 12 лет и обладателям 20 гульденов платить один гульден ежегодно за защиту. Этот налог составлял 1 флорин на каждого еврея и включал активы стоимостью более 20 флоринов. Вдовы не освобождались. Король Вацлав отменил налоговый минимум, но освобождение для евреев, зависящих от милостыни, было сделано позже Зигсмундом, который сам взимал высокие налоги. Зигсмунд обложил налогом треть стоимости еврейской собственности. Он был представлен как налог на коронацию как часть попыток Зигсмунда взойти на трон. Изенманн не согласен и считает, что это была инновация, созданная архкамберленом Конрадом фон Вайнсбергом. К 1433-4 гг. Сборщики налогов собирали налог на половину еврейской собственности.

Император Карл IV позже приказал передать доход от налога Опферфеннига архиепископу Трирского . В некоторых местах этот налог был заменен общим коммунальным налогом.

Leibzoll

Leibzoll или Judengeleit был специальный сбор , который евреи должны были платить в большинстве европейских стран в средние века и вплоть до начала девятнадцатого века.

В Венгрии

Налог на толерантность (Toleranzgebührer) был налог , который взимался против евреев в Венгрии , то часть австрийской империи , начиная с 1747 года .

В Польше

В 1571 году был составлен договор о статусе евреев в Коло , в котором христиане города обязались обеспечивать евреям защиту, взамен которой евреи должны были платить специальный ежегодный муниципальный налог.

В 1729 году еврейская община была обязана платить 150 золотых монет в качестве ежегодного подушного налога, а в 1738 году эта сумма была увеличена до 300 золотых монет.

В 1775 году польский парламент ввел особую пошлину на книги, написанные на иврите и идиш , требуя, чтобы на каждой книге была печать муниципалитета. Несмотря на суровые наказания, наложенные на владельцев книг без штампов, многие книги были скрыты и немаркированы.

В России

В Галиции

В молдавии

В 1741 году молдавский князь Григоре Гика подтвердил обязанность каждого еврея платить crupca, косвенный налог на кошерное мясо, подобное русской коробке .

В Альтоне и Гамбурге

В период 1641-1842, то евреи из Алтона (то город рядом с Гамбургом) выплатили специально еврейские налоги, а также такие же налоги , как и другие жители Алтона. Налоговая нагрузка на членов еврейской общины была вдвое тяжелее, чем на остальных жителей.

В 1640 году датский король Кристиан IV приобрел часть графства Пиннеберг, включая Альтону. Впоследствии Альтона получила права и статус города 23 августа 1664 года.

Евреи в Гамбурге

Община была основана в основном португальскими купцами и была известна как Португальско-еврейская община , хотя многие из ее членов были испано-еврейского происхождения.

Эти евреи-сефарды , которые изначально притворялись преследуемыми католиками , впервые приехали в Гамбург в конце 16 века. В основном это были торговцы, говорящие на португальском или испанском языках. В 1621 году, когда перемирие между Испанией и Нидерландами подошло к концу, многие португальские евреи переехали в Гамбург. Их приветствовали даже после того, как прояснилась реальная ситуация; однако им не разрешили основать кладбище в пределах городских стен. Благодаря языковым навыкам сефардов и их контактам среди своих единоверцев они контролировали значительный сектор немецкого рынка продовольствия. Сефарды культурно и социально отличались от евреев, пришедших в Альтону, а затем и в Гамбург с востока. Это были ашкенази, говорящие на идиш . Постоянное поселение ашкенази было против как Сената Гамбурга (городской совет), так и граждан, поддерживаемых сефардами, которые не хотели видеть создание второй общины в Гамбурге. Как слуги, называемые tudescos, евреи-ашкенази де-факто находились под защитой евреев-сефардов.

Евреи в Альтоне

1 августа 1641 года датский король официально предоставил евреям-ашкенази привилегию иметь в Альтоне , как это до сих пор было предоставлено графами Гольштейн-Пиннеберг (чье графство было интегрировано в тогдашнюю Данию ), кладбище и синагогу, тем самым обеспечив основа существования еврейской общины. Впоследствии датские короли пообещали евреям личную безопасность, свободу торговли и религиозные свободы. Поэтому некоторые евреи, проживающие в соседнем независимом Гамбурге, пытались заручиться правовой защитой датской короны в случае любой попытки их изгнания. В Альтоне были благоприятные условия проживания, в Гамбурге - условия для торговли. Это были причины возникновения Альтонской общины евреев-ашкенази из Гамбурга и Альтоны. Благодаря иммиграции с востока Альтона стала центром исследований и стипендий в области еврейского преподавания, привлекая сотни студентов. Официально признанный еврейский суд имел репутацию одного из самых выдающихся во всем еврейском мире. Евреи получили эти привилегии не бесплатно, а в обмен на уплату налогов.

Сборы с евреев

С 1584 по 1639 год, как и в средние века, евреи Альтоны платили налоги евреям, но не платили никаких других налогов. Каждая еврейская семья должна была платить по 6 рейхсталеров в год. При датском правлении это изменилось: евреи продолжали платить специфически еврейские налоги плюс те же налоги, что и все остальные жители. С 1641 г. каждая еврейская семья должна была платить 5 рейхсталеров еврейских налогов; в год, когда Альтона стала городом, взнос вырос до 6 рейхсталеров. Указом 1641 года датский король разрешил евреям шхиту . Эта привилегия тоже была платной. У нас есть записи о налогах, уплаченных еврейскими мясниками за 1667–1669 годы. В соответствии с ними ставки составляли 1 марку и 8 шиллинга за быка, 4 шиллинга за теленка и 2 шиллинга за баранину. Эти налоги были вдвое выше, чем уплачиваемые христианскими мясниками. С 1681 г. индивидуальные налоги на евреев (6 рейхшталеров плюс выплаты еврейских мясников) были заменены единовременными выплатами еврейской общины.

Начиная с 1712 года можно подсчитывать размер единовременных выплат евреев. В период 1712–1818 годов это составляло 6 рейхсталеров на каждую еврейскую семью; 6 Рейхсталер был уровнем, который уже был установлен в 1584 году. Если предположить, что еврейская семья состояла примерно из 6 человек, 6 Рейхсталеров соответствовали 1 Рейхсталеру на каждого отдельного еврея. Вдобавок к этому должен был быть оплачен 1 рейхсталер, также оплачиваемый другими жителями. Налоговая нагрузка на членов еврейской общины была вдвое тяжелее, чем на остальных жителей. Влияние этого на деловую практику представляет собой препятствие для предоставления гражданских прав. В 1818 году еврейские старейшины заявили общине Альтоны, что они не могут, «с одной стороны, взимать именно еврейские налоги с членов своей общины, а, с другой стороны, поощрять наших единоверцев, особенно младшие, чтобы продолжить полезную деятельность. Короче говоря: чтобы улучшить наши условия, чтобы мы не казались недостойными приобретения гражданских прав. Расширение - вопреки нашему желанию - налогов на евреев было бы несовместимо с предоставлением гражданских прав ''. Это знаменует начало борьбы еврейской общины за освобождение. Еврейская община добилась отмены налогов для евреев в 1842 году.

Содержание

В Римской империи

Первоначально налог был наложен Римский император Веспасиан как один из меры против евреев в результате Первая римско-еврейская война 66–73 гг. н. э. Веспасиан ввел налог после Еврейское восстание (Иосиф Флавий Минет 7. 218; Дион Кассий 65.7.2). Налог взимался со всех евреев по всей империи, а не только с тех, кто участвовал в восстании против Рима. Налог был введен после разрушение Второго Храма в 70 г. н.э. вместо сбора (или Десятина) выплачиваются евреями на содержание Храма. Взимаемая сумма составляла два динарии, что эквивалентно 9000% шекель что соблюдающие евреи ранее заплатили за содержание Иерусалимского храма (Исход 30:13). Налог должен был пойти на Храм Капитолийского Юпитера, главный центр древнеримская религия. В fiscus Iudaicus было унижением для евреев. [ нужна цитата ] В Риме особый прокурор известный как procurator ad capitularia Iudaeorum отвечал за сбор налога. [2] От его уплаты освобождались только те, кто отказался от иудаизма.

В Священной Римской Империи

Еврейское население Европы было политически незащищенным и могло быть легко использовано для взимания высоких налогов в обмен на официальную защиту. Высокие процентные ставки, взимаемые евреями, стали неограниченным источником налоговых поступлений, а еврейское богатство было технически легко измерить, поскольку евреи обычно хранили свои активы в форме наличных денег или векселей. [3]

Налог Opferfennig (первоначально Guldenpfennig) был введен императором в 1342 году. Людовик IV баварский, который приказал всем евреям старше 12 лет, обладающим 20 гульденами, платить один гульден ежегодно за защиту. Это налогообложение составляло 1 флорин на каждого еврея и включало имущество стоимостью более 20 флоринов. Вдовы не освобождались. Король Вацлав отменил налоговый минимум, но освобождение для евреев, зависящих от милостыни, было сделано позже Зигсмундом, который сам взимал высокие налоги. Зигсмунд обложил налогом треть стоимости еврейской собственности. Он был представлен как налог на коронацию в рамках попыток Зигсмунда взойти на трон. Изенманн не согласен и считает, что это была инновация, созданная архкамберленом Конрадом фон Вайнсбергом. К 1433-4 гг. Сборщики налогов собирали налог на половину еврейской собственности. [6]

Император Карл IV позже приказал передать доход от налога Опферфеннига архиепископу Triers. Этот налог в некоторых местах был заменен общим коммунальным налогом. [7]

Leibzoll

В Leibzoll или же Judengeleit был особенным потери которые евреи должны были платить в большинстве европейских государств в Средний возраст и до начала девятнадцатого века. [8]

В Венгрии

Налог на толерантность (Толеранцгебюрер) был налог что было наложено на Евреи из Венгрия, то часть Австрийская Империя, начиная с 1747 г. [9]

В Польше

В 1571 г. был составлен договор о статусе евреев в Коло, в котором христиане города обязались обеспечить защиту евреев, взамен которой евреи были обязаны платить специальный ежегодный муниципальный налог. [11]

В 1729 году еврейская община была обязана платить 150 золотых монет в качестве ежегодного подушного налога, а в 1738 году эта сумма была увеличена до 300 золотых монет. [11]

В 1775 г. польский парламент ввел особую пошлину на книги, написанные на иврит и идиш, требуя, чтобы каждая книга была проштампована муниципалитетом. Несмотря на суровые наказания, наложенные на владельцев книг без штампов, многие книги были скрыты и немаркированы. [11]

В России

В Галиции

Между 1777 и 1784 годами евреи Городенка, регион в юго-восточном углу Галиция, уплатил ряд специальных налогов, в том числе «охрану и налог на толерантность"и" налог на имущество и занятие ". В 1784 году налог на имущество и занятия был заменен налогом на кошерное мясо. [18]

В молдавии

В 1741 г. молдавский князь Григоре Гика подтвердил обязанность каждого еврея платить crupca, косвенный налог на кошерное мясо, аналогичный российскому коробка. [19]

В Альтоне и Гамбурге

В период 1641–1842 гг. Евреи из Альтона (тогда это был город недалеко от Гамбурга) платили именно еврейские налоги, а также те же налоги, что и другие жители Альтоны. Налоговая нагрузка на членов еврейской общины была вдвое тяжелее, чем на остальных жителей.

В 1640 году датский король Кристиан IV приобрел часть Графство Пиннеберг в том числе Альтона. [20] Впоследствии 23 августа 1664 года Альтона получила права и статус города. [21]

Евреи в Гамбурге

Сообщество было основано в основном португальскими купцами и было известно как Португальско-еврейская община, хотя многие из ее членов были испано-еврейского происхождения.

Эти Сефардские евреи, которые изначально притворились преследуемыми Католики, впервые пришел в Гамбург в конце 16 века. В основном это были торговцы, говорящие на португальском или испанском языках. В 1621 году, когда перемирие между Испания и Нидерланды подошел к концу, многие португальские евреи переехали в Гамбург. Их приветствовали даже после того, как прояснилась реальная ситуация; однако им не разрешили основать кладбище внутри городских стен. Благодаря языковым навыкам сефардов и их контактам среди своих единоверцев они контролировали большой сектор немецкого рынка продовольствия. Сефарды в культурном и социальном отношении отличались от евреев, которые пришли в Альтону, а затем и в Гамбург с востока. Это были Язык идиш Говорящий АшкеназиПротив постоянного поселения ашкеназов выступали как Сенат Гамбурга (городской совет) и горожане, поддержанные сефардами, которые не хотели видеть создание второй общины в Гамбурге. Как слуги, называемые tudescos, евреи-ашкенази де-факто находились под защитой евреев-сефардов. [22]

Евреи в Альтоне

1 августа 1641 года датский король официально предоставил евреям-ашкенази привилегию иметь в Альтоне, как и прежде, кладбище и синагогу, тем самым обеспечив основу для существования еврейской общины. [23] Впоследствии датские короли пообещали евреям личную безопасность, свободу торговли и религиозные свободы. Поэтому некоторые евреи, проживающие в Гамбурге, пытались заручиться правовой защитой датской короны в случае любой попытки изгнать их. В Альтоне были благоприятные условия проживания, в Гамбурге - условия для торговли. Это были причины возникновения Альтонской общины евреев-ашкенази из Гамбурга и Альтоны. [24] Благодаря иммиграции с востока Альтона стала центром исследований и стипендий в области еврейского обучения, привлекая сотни студентов. Официально признанный Еврейский суд имел репутацию одного из самых выдающихся во всем еврейском мире. [25] Евреи получили эти привилегии не бесплатно, а в обмен на уплату налогов.

Сборы с евреев

С 1584 по 1639 год, как и в средние века, евреи Альтоны платили налоги евреям, но не платили никаких других налогов. Каждая еврейская семья должна была заплатить 6 Reichstaler в год. При датском правлении это изменилось: евреи продолжали платить еврейские налоги плюс те же налоги, что и все остальные жители. [26] С 1641 г. каждая еврейская семья должна была платить 5 рейхсталеров еврейских налогов; в год, когда Альтона стала городом, взнос вырос до 6 рейхсталеров. [27] Указом 1641 года датский король разрешил евреям Шечита. Эта привилегия тоже не была бесплатной. У нас есть записи о налогах, уплаченных еврейскими мясниками за 1667–1669 годы. В соответствии с этим ставка составляла 1 марку и 8 шиллинга за быка, 4 шиллинга за теленка и 2 шиллинга за баранину. Эти налоги были вдвое выше, чем уплачиваемые христианскими мясниками. [28] С 1681 г. индивидуальные налоги на евреев (6 рейхшталеров плюс выплаты еврейских мясников) были заменены единовременными выплатами еврейской общины. [29]

Начиная с 1712 года можно рассчитывать размер единовременных выплат евреев. В период 1712–1818 годов это составляло 6 рейхсталеров на каждую еврейскую семью; 6 Рейхсталер был уровнем, который уже был установлен в 1584 году. Если предположить, что еврейская семья состояла примерно из 6 человек, 6 Рейхсталеров соответствовали 1 Рейхсталеру на каждого отдельного еврея. Вдобавок к этому должен был быть оплачен 1 рейхсталер, также оплачиваемый другими жителями. [30] Налоговая нагрузка на членов еврейской общины была вдвое тяжелее, чем на остальных жителей. Влияние этого на деловую практику представляет собой препятствие для предоставления гражданских прав. В 1818 году еврейские старейшины заявили общине Альтоны, что они не могут, «с одной стороны, взимать именно еврейские налоги с членов своей общины, а, с другой стороны, поощрять наших единоверцев, особенно младшие - заниматься полезной деятельностью. Короче говоря: чтобы улучшить наше положение, чтобы мы не казались недостойными приобретения гражданских прав. Расширение - вопреки нашему желанию - налогов на евреев несовместимо с предоставлением гражданских прав ''. [31] Это знаменует начало борьбы еврейской общины за освобождение. Еврейская община добилась отмены налогов с евреев в 1842 году. [32]

В конце XIII века до н. э., после исхода евреев из Египта, значительная часть Палестины, земли на восточном побережье Средиземного моря, в результате длительных войн между еврейскими племенами и филистимлянами отошла к израильским племенам.

Около 935 года до н. э. Израильско-Иудейское царство распалось на два: Израильское со столицей в Самарии, и Иудейское со столицей в Иерусалиме.

Израильское царство просуществовало четверть тысячелетия и в 722 году до н. э. было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Большая часть его населения была переселена в отдаленные провинции Ассирии.

Иудейское государство ждала другая историческая судьба. Его территорию в VI веке до н. э. подчинили себе вавилоняне. В 586 году до н. э. Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. Началась эпоха изгнания – вавилонское пленение. Именно в это время евреи расселились по всему миру, создав во многих государствах крупные и влиятельные иудейские общины, диаспоры – расселения.

После завоевания Вавилона персидским царем Киром, в 40-х годах V века до н. э. евреи возвратились из плена и вновь заселили Иерусалим. В 322 году до н. э. Иудея была покорена Александром Македонским, а позднее, в III–VI веках до н. э., являлась объектом борьбы между египетскими Птолемеями и сирийскими Селевкидами. После восстания Маккавеев в 167 году до н. э. Иудея вновь стала независимым государством.

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Римом, установившим над страной протекторат. Тогда же римлянами был взят и Иерусалим. В 6 году н. э. Иудея была превращена в провинцию, управляемую римскими прокураторами. А окончательное падение Иудейского царства произошло после антиримского восстания – Иудейской войны 66–73 годов нашей эры.

После Иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы в 132–135 годах Палестина была превращена в римскую провинцию, земля была разделена на участки, а затем роздана или распродана новым поселенцам.

Верховным правителем древнееврейского государства считался Яхве, воля которого была определена в законе Моисея, и открывалась через пророков и первосвященников. Толкователями этой воли были пророки, священники и учителя.

Книги пророков – их произведения на политические, социальные и религиозно-этические темы – в виде сборников речей и проповедей – входят в ветхозаветный канон Библии. Библейские пророки оказали большое влияние на последующее религиозно-политическое мышление в Средневековье и Новое время.

Значение священничества и пророчества в жизни еврейского государства было огромным. Царь являлся исполнителем Божественного закона. В еврейском народе был широко развит индивидуализм, при ощущении единства рода, поэтому у них не было ни тирании, ни абсолютизма власти, даже учреждений, основанных на подчинении воли одного человека другому.

Исследователи отмечают три периода государственной еврейской истории:

– древнейший период, до избрания царя – теократический;

– период царской власти;

– период после вавилонского плена – иерархический.

Древнееврейский народ делился на двенадцать колен – по числу сыновей патриарха Иакова. Во главе колена стоял глава или князь. Колена делились на роды, роды – на семейства, семейства – на мужей. Главенство в семействе переходило от отца к сыну по старшинству.

Во времена Моисея в управлении государством участвовал Совет из 72 старейшин, избранных от всех колен израильских. Моисей разделил население на тысячи, сотни и десятки. Первые чиновники назывались тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятниками и надзирателями. Они решали все гражданские дела. Религиозные дела решали священники и левиты. Полицейскими вопросами ведали надзиратели.

Обряд поставления царя заключался в возлиянии на его голову елея, в представлении и признанию его народом. Право на царскую власть определялось происхождением, первородством и соответствием требованиям народа, его представителям.

Эти требования содержали условия:

– израильский царь должен быть евреем;

– царь не должен допускать излишней роскоши, разоряющей народ;

– царь должен иметь при себе список Закона Господа, который должен читать всю свою жизнь

– царь не должен быть надменным со своим народом и соблюдать закон.

Библия упоминает четыре варианта избрания царя – по воле Бога, по наследству, по воле победителя – захватчика государства, в силу заговора.

Было создано регулярное войско, царский двор, царя окружили сановники и чиновники. С народа стали взиматься налоги и подати. Была проведена перепись населения. Для регулярного получения налогов Соломон разделил страну на двенадцать округов, во главе каждого был поставлен особый чиновник, каждый из которых один раз в год доставлял на царский двор все собранное у народа.

– сановники или князья придворной службы – дворецкий, секретарь, друг царя, начальник над царской барщиной, придворные гадатели, наместники округов – сановники местной службы;

– подручные царя по военной части, начальники колесничных, конных и пеших отрядов;

«Все окружавшие царя чиновники могут быть разделены на два класса:

– несшие общегосударственную службу;

– ведомство царского двора;

Первосвященники имели немалое значение в судьбах еврейского государства..

К государственным сановникам относился и государственный архитектор, или строитель, надзиратель над общественными архитектурными сооружениями.

Царская власть ослабила родовые связи израильского народа, но авторитет старейшин сохранялся – от них первое время зависела прочность царской власти.

После возвращения в Палестину из вавилонского плена евреи расселились по коленам, родам и семействам – они сохранили записи о происхождении каждого известного человека изкаждого колена или рода. Во главе колен и родов оставались старейшины, сохранившие свои власть и влияние во времена плена. Сохранялись и родословные таблицы колен.

Во время персидской оккупации в Иудее государственные функции осуществляли особые чиновники, назначаемые шахом – субсатрапы, субпрефекты.

Особое значение в государстве в таких условиях стал иметь первосвященник, ставший центром, вокруг которого собирались все яркие представители еврейского народа. Его власть усилилась вследствие очень уважительного отношения к нему завоевателя Палестины Александра Македонского. Первосвященник стал во главе религиозных и государственных стремлений еврейского народа.

В период династии Маккавеев, первосвященник получил и титулы вождя и правителя евреев. Это совмещение государственной и религиозной власти продолжалось недолго. Свою религиозную власть первосвященник делил с синедрионом.

Во времена иноземной оккупации налоги населения были очень обременительны. После захвата Палестины Римом государственные налоги взимались с каждого еврея – золотыми динариями с изображением римского императора. С купцов взимались торговые пошлины – мытарями.

Основными государственными повинностями у евреев были уплата податей и налогов и служба во время военных действий и при дворе. Государственная подать заключалась в уплате десятой части от стоимости посевов, виноградников и мелкого скота. Подушная подать в период римского управления составляла один золотой динарий в год. Были и другие налоги – на содержание царского двора, на право торговли; были пошлины на соль, на свадебный обряд – их вводили завоеватели.

В царский период судьи были поставлены царем. Институт судей особенно усилился в период возврата евреев в Палестину после вавилонского плена. Очевидно именно к этому времени относится и возникновение синедриона – еврейского Верховного совета.

Синедрионы были великий и малые. Великий иерусалимский синедрион из 71 члена во главе с первосвященником представлял высшее национальное собрание народной власти. Малые синедрионы, состоявшие из 23 членов существовали в каждом городе и селении, число жителей которых было не менее 120 человек.

«В то время, когда Иудея управлялась своими царями, Синедрион был второй инстанцией власти в государстве, а в эпоху римского владычества он был единственным верховным политическим учреждением и вместе со своим председателем – первосвященником – сосредотачивал в себе сумму всех официальных прав, какие только были предоставлены нации; он был тогда высшим административным, законодательным и судебным учреждением.

Лучшими временами для Синедриона были период греческого владычества и время управления первых Маккавеев. Он был тогда сенатом, ведшим и надзиравшим не только церковные дела, но и все гражданские. Он издавал законы, которые были безусловно обязательны, так как выше него не было никакой власти. Синедрион за всё время своего существования не терял следующих прав: права высшего административного надзора в делах церковных и права расследования всех важнейших преступлений, совершаемых иудеями, – уголовных и гражданских.

Как судебное учреждение Синедрион решал только самые важные дела, преимущественно общегосударственного характера. Гражданские процессы, возникавшие по поводу грабежей, оскорблений разбирались низшими судами, дела же уголовные – малыми синедрионами. Только самые важные судебные дела решались Великим Синедрионом.

Круг этих дел был невелик и они встречались в жизни нечасто. Суду Синедриона прежде всего подлежали массовые преступления. Так же Синедрион судил по преступлениям лиц, занимающих высокое общественное положение.

К числу важных преступников Синедрион относил лжепророков.

Особые требования предъявлялись к первосвященникам.

Т. Буткевич писал:

В эпоху римского владычества в Иудее жизнь ремесленников и крестьян значительно ухудшилась. Римляне запрещали ремесленникам работать на язычников, а заказов от иудеев на всех мастеров не хватало. Ремесленники влачили жалкое существование. Крестьяне арендовали господские земли и не выходили из долгов. Римские налоги выколачивались без всякой жалости. Почти всё еврейское население было грамотным и думающим, особенно по сравнению с населением многих других тогдашних государств.

«В народе были убеждены, что рано или поздно явится царь-чудотворец, Мессия, который положит навсегда конец всякому злу.

Эта вера в пришествие Мессии была главной поддержкой народных масс в то тяжёлое для них время: ею они жили, ради неё терпели, уповая на неё, восставали и шли на смерть.

Из таких людей образовалась партия зилотов – ревнителей. Зилотские проповедники говорили:

«Всякому злому делу придёт конец, и благословенным будет всякий труд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Националистические движения в Иудее

Националистические движения в Иудее Египет восстал, и его следовало вновь покорить. В качестве предварительного шага к успешному вторжению в Египет следовало прочно удерживать территорию, которая контролировала путь через пустыню к Нилу. Сирия была частью провинции

Деятельность Эзры в Иудее

Кризис в Иудее

Кризис в Иудее На протяжении двенадцати лет Неемия оставался правителем Иудеи, будучи, очевидно, забытым царем. Перелом наступил в 433 г. до н. э. Чрезмерное налогообложение привело в Иудее к таким же тяжелым последствиям, которые мы уже наблюдали в Вавилонии. Вопль

ВОССТАНИЕ В ИУДЕЕ

ВОССТАНИЕ В ИУДЕЕ В 63 г. до н. э. Гней Помпей, покорив Сирию, ввел свои войска в соседнюю Иудею. К I в. н. э. Палестина уже полностью была под властью Рима. Здесь правили наместники — прокураторы и одновременно ряд полномочий принадлежал местным священнослужителям. Римская

Социально-религиозная борьба в Израиле: путь к теоцентризму

5. Четыре чуда в Израиле

Иудаистский клерикализм и его функции в Израиле

Иудаистский клерикализм и его функции в Израиле Исключительно большая роль клерикалов в израильском обществе, несоизмеримая с их удельным весом в населении, связана с особенностями сионистской идеологии и в конечном счете – с особенностями еврейской культуры и

Читайте также: