Налоги при анне иоанновне

Обновлено: 14.05.2024

7. В годы правления Анны Иоанновны развитие российского права определялось, прежде всего, преемственностью предшествовавшего законодательства, сформированного Петром I, что подтверждалось и прямыми ссылками на это в правовых актах 1730-х гг. Вместе с тем имелись особенности, в частности, это касается интенсивности законодательной деятельности в период царствования Анны Иоанновны (в пересчете количества правовых актов, принятых в один год, исходя из актов, размещенных в первом Полном собрании законодательства Российской империи). Так, за десять лет правления Анны Иоанновны были издано 2764 акта, в то время как за двадцать лет правления Елизаветы Петровны было издано 2915 актов, а за двадцать четыре года правления Екатерины II было издано 5940 актов; в годы правления Петра I было издано 3207 актов – за двадцать восемь лет его единоличного правления, то есть интенсивность при Анне Иоанновне была наиболее высокой в течение всего XVIII в., и даже более чем в два раза превышала интенсивность такой работы при Петре I. Данный феномен объясняется главным образом субъективным фактором - Петр I лично и много занимался законотворческой деятельностью и тем самым неизбежно ограничивал законодательную инициативу других государственных органов и должностных лиц, в то время как Анна Иоанновна, напротив, лично вообще ничего не сочиняла и соответственно сформированный ею государственный аппарат обладал в этом смысле неограниченной свободой, поскольку императрица, не будучи профессионалом ни в одной сфере государственной деятельности, подписывала практически все представляемые ей и одобренные ближним окружением законопроекты.

8. По своему характеру правовые акты эпохи Анны Иоанновны в своем большинстве представляли собой уточнения, дополнения, разъяснения ранее действовавших юридических норм, издаваемые, как правило, как ответы на запросы, жалобы, рапорты как государственных служащих, так и частных лиц. С содержательной точки зрения преобладали акты, регулировавшие государственно-правовые отношения (в их рамках – вопросы сбора налогов и безопасности государства), а также вопросы собственности. В меньшей мере затрагивались вопросы уголовного и гражданского процесса. Язык текстов законодательных актов был различен в зависимости от того, какое учреждение (Сенат, Кабинет Министров, Коллегии и др.) готовило законопроект и какого уровня грамотности служители там работали. Имели место акты, в которых содержание их излагалось очень четко – как правило, в этих случаях сказывалось влияние представителей немецкой правовой культуры, но в значительном числе актов наблюдалась громоздкая языковая конструкция с длинными предложениями и без разделения на абзацы, что затрудняло восприятие текста.

9. В царствование Анны Иоанновны стало появляться относительно много правовых актов по вопросам взыскания недоимок, коммерции, сбора пошлин, при этом проглядывалась суть этих актов – усилить ответственность за взимание налогов всех тех, кто должен был их платить (собственники, промышленники, торговцы и др.), а также повысить спрос с тех должностных лиц, которые обязаны были решать данные вопросы.

12. В период правления Анны Иоанновны судопроизводственное право продолжило традиции петровской эпохи. Суд в целом не был отделен от администрации, и основную часть споров разбирали чиновники, которым предписывалось исполнять судебные функции. Вместе с тем в рассматриваемый период была некоторым образом изменена организационная структура органов, ведающих судебным разбирательством. Так, Правительствующему Сенату было возвращено значение высшего апелляционного судебного органа. Были учреждены Судный и Сыскной приказы, и тем самым была сделана попытка отделения администрации от суда, однако речь тогда шла только о Московской губернии, то есть эта попытка имела локально-территориальный характер, и она не получила дальнейшего развития.

13. В законодательстве Анны Иоанновны нормы уголовно-процессуального характера отличались жесткими мерами, включающими в себя пытки. При этом российский законодатель так и не разработал единого закона о порядке проведения следствия по уголовным делам, поэтому использовались уголовно-процессуальные нормы преимущественно Соборного уложения 1649 г., а также указного права первой четверти XVIIIв. Тем не менее в практике производства следствий сформировалась вполне определенная последовательность проведения следственных действий. После получения доноса (извета) возбуждалось дело, и немедленно производился допрос самого доносчик (изветчика), затем обвиняемого в совершении преступления, свидетелей и других лиц, проходящих по делу. Была выработана форма допроса, который оформлялся в виде протокола, как правило, допросы проводились по заранее подготовленным вопросам, то есть уже проявлялась тактика проведения допроса. Обвиненным не предоставлялось возможности заранее ознакомиться с обвинением, равно как они не могли проверить содержание протоколов, где записывались их показания. Институт адвокатуры еще не действовал. В результате имел место явно выраженный обвинительный уклон, который наиболее ярко был выражен по уголовно-политическим делам.

Теоретическое значение исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют существенно расширить знания об истории российской государственности и права в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740-е гг.). Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представить определенный научный интерес в изучении различных аспектов, связанных с историей абсолютизма в России.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что собранный и обобщенный историко-правовой материал может быть использован в учебном процессе при изучении отечественного государства и права, истории правовых учений.

Апробация результатов исследования получила выражение в публикациях автора. Выводы и предложения доводились диссертантом до сведения на­учной общественности и практических работников на международных и всероссийских конференциях и семинарах по историко-правовым проблемам в Росто­ве-на-Дону, Краснодаре, а также на межкафедральных и региональных семинарах вузовских ученых и практических работников (2009-2012 гг.). Результаты диссертационного исследования используются при проведении лекций, семинарских занятий в ряде учебных заведений Краснодарского края, а также при подготовке рабочих программ по ряду тем в учебных курсах по истории государства и права России.

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, хронологические рамки исследования, ставятся цели и задачи работы, выясняется степень изученности темы, определяется круг источников, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формируются положения, выносимые на защиту.

Анна Иоанновна

ЗНАЧЕНИЕ СЕНАТА ПРИ АННЕ ИОАННОВНЕ

Но вместо Сената, как мы уже знаем, поставили Верховный Тайный Совет (1726–1730 гг.): этим свели Сенат на степень коллегиа, а должность генерал-прокурора, "око государево", лишили того значения, какое придал ей Петр. Должность эта и совсем исчезла, как лишенная своего смысла. Восстановленный при Анне Иоанновне генерал-прокурор не получил прежнего значения, потому что не получил его и Сенат. Анна в 1730 г. уничтожила Верховный Тайный Совет, восстановила права Сената, разделив Сенат на 5 департаментов; но вскоре над Сенатом поставила Кабинет, аналогичный по значению Верховному тайному Совету, и этим снова уронила значение Сената и генерал-прокурора.

"КОНДИЦИИ", ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАНОВНОЙ В 1730 Г.

Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЦАРСТВОВАНИЯ АННЫ ИОАННОВНЫ

В глубокой тайне Д. М. Голицын с В. Л. Долгоруким составили кондиции, т. е. условия вступления Анны Иоанновны на престол. Анна Иоанновна должна была управлять государством не в качестве самодержавной императрицы, а совместно с Верховным тайным советом, без ведома которого ей запрещалось объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, награждать чином выше полковника, жаловать или отнимать вотчины без суда. Командование гвардией переходило к Верховному тайному совету. Таким образом, кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах всего дворянства, а в пользу его аристократической верхушки, заседавшей в Верховном тайном совете.

Слух о "затейке" ограничить "самодержавство" проник в дворянскую и гвардейскую среду и вызвал там явно враждебную реакцию. В противовес кондициям верховников различные группы дворянства составили свои проекты с изложением взглядов на политическое устройство страны. Если кондиции верховников имели в виду интересы небольшой кучки аристократов, то авторы дворянских проектов требовали сокращения срока службы, отмены ограничений в наследовании недвижимого имущества, облегчения условий службы в армии и на флоте путем организации специальных учебных заведений для подготовки офицеров, более широкого привлечения дворян к управлению и т. д.

Анна Иоанновна, безропотно подписавшая кондиции в Митаве, после прибытия в Москву быстро обнаружила, что "затейка" верховников не пользуется поддержкой ни у массы дворян, ни у гвардейцев. В их присутствии и при их поддержке она надорвала лист бумаги с подписанными ею кондициями. Этим самым она провозгласила себя самодержавной императрицей. Верховный тайный совет был упразднен, а членов его (Голицыных и Долгоруких) под разными предлогами выслали из столицы, чтобы несколько лет спустя подвергнуть казням.

Ленивая и невежественная, отличавшаяся высоким ростом и чрезвычайной полнотой, императрица, которую приводили в восторг грубые шутки карлиц, не проявляла никакого интереса к государственным делам. Вместо упраздненного Верховного тайного совета при ней было организовано примерно такое же по компетенции учреждение, но под новым названием – Кабинет министров. Новым был и состав Кабинета министров, куда вошли доверенные лица императрицы.

Анна Иоанновна тяготилась участием в государственных делах и в 1735 г. издала указ, которым подпись трех кабинет-министров объявлялась равноценной императорской подписи.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Наплыв их в Россию начался еще с конца XVII в., однако до воцарения Анны Иоанновны они не играли существенной роли в политической жизни страны. Иным стало их положение при Анне Иоанновне. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы, курляндский немец […], Бирон, не занимавший официальных постов, но пользовавшийся безграничным доверием Анны Иоанновны. Под его покровительством проходимцы из иностранцев занимали высшие и хорошо оплачиваемые должности в административном аппарате и армии. Многие из них безнаказанно грабили казну.

В годы бироновщины, а вернее остермановщины, ибо правил страной Остерман, иностранцы пользовались преимуществами при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства, лишенного части доходов и ущемленного в национальных чувствах.

Выразителем его стал кабинет-министр А. П. Волынский, вместе с кружком единомышленников разработавший "Проект о поправлении внутренних государственных дел". Волынский требовал дальнейшего расширения привилегий дворянства, заполнения всех должностей в государственном аппарате - от канцеляриста до сенатора дворянами, командирования дворянских детей за границу для обучения, "чтобы свои природные министры со временем были". Духовные пастыри от сельских священников до высших должностей в церковной иерархии тоже должны замещаться выходцами из дворянства. Резкие отзывы об Анне Иоанновне ("Государыня у нас дура, и как-де ни докладываешь, резолюции от нее никакой не добьешься"), осуждение действий Бирона и его окружения привели в 1740 г. Волынского и его сообщников на плаху.

МАНИФЕСТ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ВЕРХОВНАГО ТАЙНАГО СОВЕТА 4 МАРТА (15 МАРТА) 1730 Г.

5510. – Марта 4. Манифестъ. – Объ уничтоженіи Верховнаго Тайнаго Совѣта и Высокаго Сената, и о возстановленіи по прежнему Правительствующаго Сената.

Повелѣваемъ всѣмъ кому о томъ вѣдати надлежитъ, какъ духовнымъ, такъ и мірскимъ военнаго и земскаго управленія, вышнимъ и нижнимъ чинамъ, что Мы, Верховный Тайный Совѣтъ и Высокій Сенатъ отставили, а для правленія опредѣлили Правительствующій Сенатъ, на такомъ основаніи, и въ такой силѣ, какъ при Дядѣ Нашемъ, блаженныя и вѣчнодостойныя памяти Петрѣ Великомъ, Императорѣ и Самодержцѣ Всероссійскомъ былъ. И во управленіи поступать по должности, данной Сенату при Его жъ Императорскомъ Величествѣ и по Уложенью и указамъ, которому Правительствующему Сенату, всякъ ихъ указамъ да будетъ послушенъ, подъ жестокимъ наказаніемъ или смертію, по винѣ смотря. И ежели оный Сенатъ чрезъ свое нынѣ предъ Богомъ принесенное обѣщаніе и прежнюю въ вѣрности Намъ учиненную присягу, неправедно что поступятъ въ какомъ Государственномъ или партикулярномъ дѣлѣ, и кто про то увѣдаетъ, тотъ да возвѣститъ Намъ, однакожъ справясь съ подлинымъ документомъ, понеже то будетъ предъ Нами суждено, и виноватой жестоко будетъ наказанъ.

ОТНОШЕНИЕ К ССЫЛЬНЫМ И ОПАЛЬНЫМ

В „суетное и опасное время" немецкаго правительства Анны Иоанновны нельзя было лечь вечером в постель в полной уверенности, что на другое утро проснешься у себя дома: нередко арестовывали ночью – и арестант встречал следующий день в одном из казематов Петропавловской крепости или какого нибудь острога. Кн. Сергей испытал на себе превратности судьбы, совершенно неожиданно очутившись в Фоминках, a затем в Раненбургской крепости. Из Раненбурга вели дороги в „места более отдаленныя" – можно было попасть в Березов, Пелым, Енисейск, Охотск. […]

23-го октября 1730 г. [кн. Сергей Долгорукий] обращается к императрице Анне Иоанновне с следующим прошением:

„Державнейшая царица и самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая! Дерзаю молити вашего императорского величества, яко вси прикланяяй выи молим Всевышняго Творца, да простретъ десницу милосердия от горняго жилища. Тако ныне всеподданнейший раб вашего величества, премилосердая государыня, рабски припадая к ногам, молю: простри десницу милосердия от Высочайшия державы престола своего, помилуй, помилуй погибшего и страждущего раба своего. Вашего императорскаго величества всеподданнейший и всенижайший раб кн. Сергей Долгорукой".

Голос его не был услышан.

В апреле 1731 г. кн. Сергей воспользовался предстоявшим празднованием годовщины коронации императрицы Анны Иоанновны, чтобы вторично напомнить о своем горестном положении и просить об улучшении своей участи. 21-го апреля этого года он писал императрице:

Вашего императорского величества, государыня всем милосердая приклоняя колена, всеподданнейше молю, сотвори с убогим и последним рабом своим божеское милосердие: помилуй всемилостивейшая государыня для так дни великого от всех Творца дарованного и всему народу торжественного высочайшия коронации вашего императорского величества, дабы и я бедной и последней раб вашего величества в так великой радости имел малое участие и с неизреченным благодарением во все продолжение бедного живота моего в пожалованной мне деревнишки за высочайшее вашего императорского величества всем милосердой государыни здравие Всевыщего Творца неусыпно просил. Вашего императорского величества Всемилостивейшей государыни последни и всеподданейши раб кн. Сергей Долгорукой".

Участь его все-таки не была смягчена.

ЛИЧНОСТЬ И ДОСУГ



Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, в историю вошла с ужасным имиджем. За что только не упрекали вторую правящую царицу России: за самодурство и необразованность, тягу к роскоши, равнодушие к государственным делам и за то, что во власти оказалось засилье немцев. У Анны Иоанновны было много дурного в характере, но миф о ней как о неуспешной правительнице, отдавшей Россию на растерзание иностранцам, очень далёк от реальной исторической картины.

Царевна без царской жизни

До Петра I судьбы русских царевен были исключительно одинаковы: их постригали в монахини. Дело в том, что замуж выдавать царских дочерей было не за кого: подданные были не ровней, иностранцы — иноверцами. А девушку, которой замужество не светит, в монастырь отдавали по умолчанию, невзирая на склонности и желание.

Пётр решил возродить традиции династических браков. Он выдал дочь своего сводного брата и соправителя Ивана V, Анну, за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Курляндия располагалась на западе современной Латвии и с 1561 по 1795 годы там правили немцы, народ, который Петру очень нравился.

Фридрих Вильгельм был молод, но своей жене не очень нравился.

Семейная жизнь не задалась: начиная со свадьбы Фридрих Вильгельм беспробудно пьянствовал. И, хотя в Курляндию молодые выехали вскоре после бракосочетания, герцог не доехал, упившись до смерти. Анна стала вдовой меньше, чем через три месяца брачной жизни, и навсегда приобрела ненависть к пьяным и запаху спиртного.

Домой ей вернуться надолго не дали. Она должна была оставаться в Курляндии из интересов Российской Империи. Над герцогиней местное дворянство откровенно потешалось: она не могла правильно связать по-немецки и двух слов, хотя понимала речь на слух, была потрясающе необразованна (умение разбираться в литературе и истории ценилось в обществе больше, чем география и арифметика, которой учили дочерей Ивана V). Кроме того, за год без хозяина замок герцога Курляндского разграбили, домен был разорён, и денег явно не хватало на малейшие представительские расходы. Анна жила совсем не так, как полагалось герцогине — занашивая платья, не имея возможности держать полноценный штат слуг и тем более не позволяя себя деликатесов.

Молодая вдова из России в Курляндии никому была не нужна.

Не имея другой поддержки, Анна искала утешения в мужских объятьях. Её любовником стал граф Пётр Бестужев-Рюмин, приставленный к ней дядей, чтобы помочь соблюдать финансовые интересы молодой герцогини. Граф был тридцатью годами старше, но, с одной стороны, проявлял неустанную заботу (хотя и по должности), с другой, оказался единственным мужчиной её круга, с которым можно было говорить по душам по-русски.

Вряд ли страсть между ними была горяча. Хотя Анна и Пётр оставались любовниками около десяти лет подряд, она моментально согласилась на предложение руки и сердца от графа Морица, внебрачного сына саксонского курфюрста, которого к тому же выбрали герцогом Курляндии местные дворяне (Анне, как женщине, управлять герцогством не полагалось и оно перешло со смертью её мужа к его дяде; дядя, впрочем, ради короны не пожелал вернуться из Швеции, так что Морица оказалось легко занять его место). Однако Мориц был очень некстати с точки зрения государственных интересов России, так что Анне не разрешили выйти за него замуж, а Морица прогнали.

Граф Мориц моментально обаял русскую герцогиню.

После того, как Анна попыталась поддержать Морица, а Россия прогнала его, на бедную вдову обозлились и курляндские дворяне, и российские власти. Санкт-Петербург отозвал Бестужева, с которым Анна помирилась было, а курляндцы урезали русской герцогине содержание до буквально нищенского. Расставание с Петром Анна переживала очень тяжело, но случилось оно к лучшему: вскоре она повстречала любовь своей жизни. Того самого Бирона.

Эрнст Бирон, по всей видимости, любил Анну искренне.

Барыня всея Руси

По Анне Иоанновне было очень заметно, что к роли правящей царицы её не готовили. Вела она себя часто, как помещица-самодурка, и все истории про жестокое обращение с шутами и дворянами — правда. Интеллектуальностью её забавы не отличались. Она любила стрелять из ружья по зверям и птицам, которых нарочно отлавливали и выпускали перед ней, и стреляла очень метко; обожала задавать пиры, устраивать карнавалы, смотреть на выступления шутов, выслушивать сплетни и заставляла фрейлин часами петь народные песни.

Кроме того, после нескольких заговоров подряд в самом начале правления царица стала страдать паранойей. При ней расцвели пышным цветом тайная полиция, доносы, пытки, моментальные аресты людьми в масках, а участники заговоров подвергались наказаниям таким жестоким, которые, правду сказать, были в норме и при других царях, но, начиная с Елизаветы, стали уже считаться невероятно садистскими. Позже в арестах и пытках обвинили именно Бирона. В конце концов, всем был известен его ядовитый, надменный характер.

Однако к вопросу своих государственных обязанностей Анна Иоанновна подошла серьёзно. После Петра II и Екатерины I ей досталась страна с серьёзными экономическими проблемами. Крестьяне стонали под непосильными налогами, и налоги эти приходилось выбивать силами армии. Среди дворян по-прежнему были нормой банальная неграмотность, дурные манеры — то, за что Анне Иоанновне пришлось конфузиться в своё время перед немцами в Курляндии. Госучреждения были в полном беспорядке, их взаимодействие было запутанным, часто они дублировали функции друг друга.

Анна Иоанновна обладала замашками обычной барыни-самодуры.

Весь первый год правления Анна Иоанновна, налаживая работу, отсидела на заседаниях Кабинета министра, которым она заменила Верховный тайный совет. Сложившийся при ней Кабинет действительно состоял из немцев, но это были немцы, сделавшие карьеру ещё при Петре I. Новеньким был только Бирон, но именно он отличался от соплеменников тем, что продвигал на места крупных чиновников не только других немцев, но и русских, вполне доверяя местным кадрам (после тщательного отбора, конечно): всё же немало дворян после петровских реформ получили блестящее образование и патриотическое воспитание. Как выяснят позже исследователи архивов, к делам тайной полиции Бирон вообще не имел отношения.

Анна Иоанновна сделала обязательным получение дворянами образования с семи лет и аттестацию тех дворянских детей, что обучались на дому; изменила налогообложение, сделав его проще и для крестьянства, и для сборщиков налогов (и полностью отстранив от процесса армию); упорядочила работу госучреждений; уравняла в жалованьи немецких и русских чиновников (до неё иностранцы получали больше) и ввела принцип равенства перед законом для работы суда для всех свободных сословий. Она также снова собрала Сенат.

Следуя заветам Петра, Анна Иоанновна восстановила практически разваленный российский флот, реформировала армию, и то и другое провела достаточно эффективно, чтобы отбить у Турции Молдову, которая стала частью Российской Империи. Она также ограничила срок государственной или военной службы для дворян двадцатью пятью годами — теперь они имели право по истечении срока подавать в отставку.

Нельзя назвать Анну Иоанновну приятным человек и гуманизм был, без сомнения, чужд этой воспитанной наполовину по старым заветам женщине. При ней засудили за одни недовольные речи немало людей, и без подобных забав как царица она была бы куда лучше. Но бесполезной для страны, равнодушной к делам государства её выставила уже следующая правящая императрица, Елизавета, которая с ревностью следила за воцарением племянницы Петра вместо неё, любимой его дочери.

Анна Иоанновна — не единственная из российских правителей, кого нельзя оценить однозначно, если вспомнить, например, за что в России не любили царя Николая I, искреннего патриота и любителя законности .

Аннотация: Предметом исследования является система законодательства 1730-1740-х гг. Авторами предпринята попытка объективно оценить отдельные институты системы права Российской империи в правление императрицы Анны Иоанновны. Особое внимание уделяется специфике оформления и содержания правовых актов. Доказано, что юридическая техника еще была нестабильна и несовершенна. Авторы отмечают сильное влияние немецкой правотворческой культуры на содержание и форму правовых документов. Вместе с тем показано, что большой массив актов еще имел громоздкую неструктурированную языковую конструкцию, без деления на пункты, абзацы и т.д. Авторы с помощью логического, исторического, системно-структурного методов пришли к пониманию видов источников права рассматриваемого периода, сумели их структурировать и проанализировать. Основными выводами проведенного исследования являются: в исследуемый период была предпринята неудачная попытка отделения суда от административных органов;Сенату было возвращено значение высшего апелляционного судебного органа;отменен указ о единонаследии 1714 г.; активно регулировались вопросы, связанные с полномочиями органов управления, особое внимание уделялось деятельности фискальных органов, регламентациивоенного дела;система уголовных наказаний оставалась без изменений, за исключением ужесточения санкций за государственные преступления.


Ключевые слова: манифест, уставы, указ, сенатский указ, система наказаний, правотворчество, закон, нормативный акт, государство, законодательство

Abstract: The subject of the research is the legislative system of the 1730th – the 1740th. The authors attempt to objectively assess certain institutions of the system of law of the Russian Empire in the reign of Anna Ioannovna. Special attention is paid to the specificity of the form and the content of legal acts. The authors prove that the legal practice of that period was unstable and imperfect. The authors note a significant influence of German law-making culture on the form and the content of legal documents. At the same time it is shown that a great deal of legal acts had a bulky and unstructured linguistic form without a division into clauses, paragraphs, etc. On the base of the logical and system-structural methods the authors consider the types of the sources of law of this historical period, analyze and structure them. The authors come to the following conclusions: during the reign of Anna Ioannovna there had been made an unsuccessful attempt to separate the court from the administrative bodies; the Senate had again been made the highest appellate judicial institution; the 1714 primogeniture act had been abrogated; the issues of the responsibilities of the authorities had been actively managed; special attention had been paid to the activities of fiscal bodies and to the regulation of the military department; the system of criminal penalties remained unchanged except for the toughening of sanctions for state crimes.

law, law-making, system of punishment, decree of the Senate, decree, statutes, manifest, legal act, state, legislation

В тоже время распространение получили и другие виды правовых источников: указы, учреждения, уставы, наказы, инструкции, своды законов, уложения, манифесты и пр.

В соответствие с классификацией, приводимой И. Андреевским:

под указами понимались нормативные или индивидуальные акты, обычно издаваемые главой государства.

под учреждениями понималась совокупность юридических норм, определяющих состав, предметы ведения и степень власти какого-либо органа;

под регламентами – акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности;

под наказами и инструкциями определялись акты, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и так далее;

под Сводами законов – совокупность всех законов, действующих в государстве, а Уложения являлись частью Сводов законов.

под манифестами понималась особая форма правовых актов, издаваемых только монархом и обращенных ко всему населению и всем учреждениям [1, с. 182] .

Преемственность законодательства в актах императрицы Анны постоянно подтверждается прямыми ссылками на предшествующие нормативно-правовые документы, в первую очередь на нормы Соборного Уложения.

Интенсивность правотворчества при Анне Иоанновне была более высокой по сравнению с ее предшественниками. Так, за десятилетний период ее правления было издано 2764 акта, в то время как за двадцать лет правления Елизаветы Петровны - 2915 актов [3, с. 55] , а за двадцать четыре года правления Екатерины II - 5940 актов. Даже Петр I уступил первенство в этом вопросе своей племяннице, за двадцать восемь лет его единоличного правления было издано 3207 актов. Но, данный феномен объясняется, главным образом, субъективным фактором - Петр I сам лично много занимался законотворческой деятельностью и тем самым неизбежно ограничивал законодательную инициативу других государственных органов и должностных лиц, в то время как Анна Иоанновна, напротив, лично вообще ничего не сочиняла и соответственно сформированный ею государственный аппарат обладал в этом смысле неограниченной свободой, поскольку императрица, не будучи профессионалом ни в одной сфере государственной деятельности, подписывала практически все представляемые ей и одобренные ближним окружением законопроекты [2, с. 17] .

Как и ранее, при Анне Иоанновне требования к оформлению нормативно-правовых актов, соблюдению установленной формы документа были высоки. Законодательные документы в соответствие с сенатскими указами писались на гербовой бумаге, которая различалась по стоимости, что отражалось в размерах клейма с изображением государственного герба и указанием под клеймом стоимости бумаги и года написания документа.

Сохранялись жесткие требования и к реквизитам документов, которые приобрели самостоятельное значение и заняли своё собственное, устойчивое место в формуляре документа.

При Анне Иоанновне техника изложения нормативно-правовых актов была различна. Как правило, это зависело от двух факторов:

1) какое учреждение (Сенат, Коллегии и др.) готовили законопроект;

2) какой уровень грамотности был у исполнителя документа.

Имели место акты, где содержание излагалось достаточно четко. Чаще это говорило о том, что исполнителем документа был иностранец: сказывалось влияние немецкой правовой культуры. Однако, в большинстве нормативных документов наблюдалась громоздкая языковая конструкция с длинными предложениями, без разделения на абзацы, что затрудняло восприятие текста.

Сенат по данному вопросу постановил: крестьянина-убийцу за рекрута не считать, поскольку он совершил убийство до того как стал рекрутом. Данное решение распространялось на все последующие подобные случаи [5, с. 652] .

С содержательной точки зрения в законодательстве Анны Иоанновны преобладали акты, регулировавшие государственно-правовые отношения (вопросы сбора налогов и безопасности государства), а также вопросы собственности.

С одной стороны большое количество подобных указов говорит о значимости перечисленных вопросов для эффективного развития российского государства в рассматриваемый период, с другой – о слабой их разработанности. Общую суть этих актов можно определить, как стремление усилить ответственность за уплату налогов всех тех, кто должен был их платить (собственники, промышленники, торговцы и др.), а также повысить спрос с тех должностных лиц, которые обязаны были контролировать данные вопросы.

Гражданско-правовые акты при Анне Иоанновне развивались с учетом меняющихся экономических отношений, защищая интересы правящего класса в лице родовой аристократии, пытаясь ограничить обогащение, а, соответственно, усиление политического влияния, новых собственников-предпринимателей (купцов, заводчиков, фабрикантов).

В указе устанавливалось, что колодникам, которые под пыткой укажут на ложность своего доноса, чинить смерть. Тем же преступникам, которые будут приговорены к смертной казни за различные преступления, но перед исполнением приговора будут доносить о готовящемся покушении на императрицу, тем не верить.

Общие положения уголовно-процессуального законодательства не претерпели существенных изменений. При расследовании преступлений основным оставался розыскной процесс, особенностями которого являлись практически полное бесправие обвиняемого и массовое применение пыток для получения признательных показаний.

Суд в целом не был отделен от администрации. При Анне Иоанновне продолжал действовать порядок судопроизводства, введенный в 1727 году Екатериной I, в соответствие с которым судебным разбирательством на местах занимались губернаторы и воеводы. Совмещение у чиновников в одних руках судебных и исполнительных функций не исключало вынесения несправедливых приговоров.

Вместе с тем в рассматриваемый период была предпринята попытка изменить сложившееся положение вещей, разделив административные и судебные функции. Правда, такая попытка была предпринята только в пределах Московской губернии и не коснулась остальной территории России.

1) судный, который рассматривал гражданско-правовые иски, поданные в Москве всеми категориями граждан;

2) сыскной, в котором рассматривались уголовно-правовые дела в отношении воров, разбойников, убийц, задержанных на территории Москвы.

Апелляции на решения, вынесенные в Судном и Сыскном приказах, предписывалось рассматривать в Юстиц-Коллегии. Окончательное решение, по делам, рассмотренным в указанных Приказах, мог принять Сенат. Таким образом, Сенату было возвращено значение высшего апелляционного судебного органа.

Итак, в правление Анны Иоанновны было принято огромное количество правовых актов, что объясняется тем, что в отличие от петровского законодательства акты принимались по мало значимым делам и частным вопросам (ответы на запросы, жалобы, дополнения, рапорты, как государственных служащих, так и частных лиц), в то время как при Петре I формировались консолидированные правовые акты. Большое распространение получили публичные правовые акты, регулирующие вопросы безопасности государства, налоговые ставки, деятельность органов власти и управления. Несмотря на устойчивость требований законодателя к качеству правового материала, в этот хронологический период встречались документы, содержание и форма которых были безупречны, что указывало на влияние немецкой правотворческой культуры. Вместе с тем, имели место акты, которые отличала громоздкая неструктурированная языковая конструкция, без деления на пункты, абзацы и т.д. С учетом особенностей развития экономических отношений изменялись и нормы права, регулировавшие отношения собственности и другие, связанные с ними общественные отношения. Был отменен указ о единонаследии 1714 г. В сфере административного права активно регулировались вопросы, связанные с полномочиями органов управления, при этом особое внимание уделялось деятельности фискальных органов, регламентации различных аспектов военного дела. Система уголовных наказаний в период царствования Анны Иоанновны оставалась без изменений, за исключением ужесточения санкций за государственные преступления. В законодательстве Анны Иоанновны нормы уголовно-процессуального характера отличались жесткими мерами, включающими в себя пытки. Новых подходов к проведению следствия по уголовным делам выработано не было, поэтому использовались уголовно-процессуальные нормы преимущественно Соборного уложения 1649 г., указного права первой четверти XVIII в. В практике производства следствий сформировалась вполне определенная последовательность проведения следственных действий. Была предпринята неудачная попытка отделения суда от административных органов, но, вместе с тем, Сенату было возвращено значение высшего апелляционного судебного органа.

Андреевский И. Русское государственное право. Т. 1. СПб. М.: Издание Маврикия Осиповича Вольфа. 1866. 496 с.

Демьяненко М. А. Особенности абсолютизма как формы государственного правления и развитие правовой системы в период властвования императрицы Анны Иоанновны: 1730-1740 гг.: автореферат дис. . кандидата юридических наук. Краснодар: Кубан. гос. аграр. ун-т, 2013. 24 с.

Ельчанинов А.П., Ельчанинова О.Ю. Концептуальные подходы к эволюции законодательства в сфере применения смертной казни в эпоху Елизаветы Петровны // История государства и права. 2014. №3. С. 54-59.

Хакимов Т.У. О некоторых исторических тенденциях становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России // Административное и муниципальное право. - 2014. - 7. - C. 700 - 706. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12275.

Andreevskii I. Russkoe gosudarstvennoe pravo. T. 1. SPb. M.: Izdanie Mavrikiya Osipovicha Vol'fa. 1866. 496 s.

Dem'yanenko M. A. Osobennosti absolyutizma kak formy gosudarstvennogo pravleniya i razvitie pravovoi sistemy v period vlastvovaniya imperatritsy Anny Ioannovny: 1730-1740 gg.: avtoreferat dis. . kandidata yuridicheskikh nauk. Krasnodar: Kuban. gos. agrar. un-t, 2013. 24 s.

El'chaninov A.P., El'chaninova O.Yu. Kontseptual'nye podkhody k evolyutsii zakonodatel'stva v sfere primeneniya smertnoi kazni v epokhu Elizavety Petrovny // Istoriya gosudarstva i prava. 2014. №3. S. 54-59.

Khakimov T.U. O nekotorykh istoricheskikh tendentsiyakh stanovleniya i razvitiya zakonodatel'stva ob administrativno-pravovom rezhime prebyvaniya inostrantsev na territorii Rossii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 7. - C. 700 - 706. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.7.12275.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Анна Иоанновна – русская императрица, правившая с 1730-го по 1740 годы, племянница Петра I, дочь его брата и соправителя царя Иоанна Алексеевича. С ее правлением обычно связывают расцвет фаворитизма (бироновщины) и увлечение увеселительными мероприятиями в духе знаменитого Ледяного дома.

Однако сводить десятилетие правления Анны Иоанновны лишь к этому было бы несправедливо. При всей своей неоднозначности императрице Анне удалось внести свой вклад в величие России.

Царевна Анна родилась в 1693 году. Детство свое она провела в царском дворце в Измайлово. Вдовствующая царица Прасковья Федоровна правила своим маленьким мирком так, будто и не было в России бурных преобразований Петра I. Три ее дочери, из которых Анна была средней, росли в теремном уединении, подобно царевнам допетровского времени, общаясь лишь со слугами, мамками и няньками, шутами и богомольными странниками. Однако Прасковье Федоровне пришлось смириться с некоторыми новыми веяниями: у царевен были учителя – немец и француз, которые обучали их грамоте, арифметике, языкам, танцам и этикету. В Измайлово были придворный театр, свой оркестр.

Когда окончилась Северная война, Петр решил укрепить позиции русской короны в герцогстве Курляндия (западная часть современной Латвии). Для этого в 1709 году было решено сочетать браком юного герцога Курляндского Фридриха Вильгельма с одной из русских царевен. Петр предложил царице Прасковье Федоровне самой выбрать, которой из дочерей предстояло стать герцогиней. Она указала на Анну, которой к тому моменту исполнилось 16 лет. Через год в Санкт-Петербурге состоялась пышная свадьба. Празднества и балы длились два месяца. В январе 1711 года молодые отправились в Митаву – столицу Курляндии. Однако, не доехав до своих владений, Фридрих Вильгельм умер в дороге. Современники утверждают, что причиной тому стали чрезмерные возлияния. Юный герцог накануне вздумал состязаться с Петром I, кто кого перепьет. Анна вернулась к матери. Через год Петр все же отправил племянницу в Курляндию как вдовствующую герцогиню. Но не одну. Вместе с ней в Митаву отбыл Петр Бестужев-Рюмин, которому было велено помогать юной вдове и присматривать за ней. Он и присматривал. Через некоторое время в Петербурге стало известно, что немолодой уже Бестужев – он был старше Анны на 30 лет – является ее любовником. В 1727 году Бестужева со скандалом вернули в Петербург. Анна убивалась по своему милому другу недолго. Через несколько месяцев сердцем курляндской герцогини овладел Эрнст Иоганн Бирон. Эту любовь Анна сохранила до конца жизни.

Императрица и самодержица российская

Правление Анны Иоанновны

Программа царствования Анны Иоанновны сводилась к следующим основным задачам:

— была поставлена задачу реформирования армии в связи с необходимостью сокращения расходов, поскольку еще в предшествовавшее царствование встал вопрос о непомерном налоговом бремени на крестьянство;

— шла речь и о необходимости пересмотра штатов госучреждений с целью упорядочение их работы и сокращения расходов;

— была продекларировала необходимость создания справедливого и равного для всех суда;

— проведена реформа Сената. Его работа, прерванная в предшествующее правление, была восстановлена на основе петровских указов. Императрица много сделала для реформы флота. При ней возобновилось кораблестроение, в Балтийском море вновь начались регулярные учения. Была учреждена Воинская морская комиссия, которая сыграла решающую роль в развитии русского флота. Наконец, в 1732 году был вновь открыт и восстановлен закрытый порт в Архангельске, также заработала верфь в Соломбале.

В правление Анны был нанесен решающий удар по Крымскому ханству, Россия овладела турецкой крепостью Хотин, получила крепость Азов, часть территории Правобережной Украины, территории на Северном Кавказе, также был объявлен протекторат русской короны над союзом казахских племен – Младшим жузом.

Однако деятельность Тайной канцелярии, допросы под пытками, ссылки и казни серьезно омрачили правление мнительной и очень боящейся заговоров Анны Иоанновны и наложили на него мрачный отпечаток.

Читайте также: