Налоги после войны 1945

Обновлено: 04.05.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

    год – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г. – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г. – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Великая Отечественная война оставила колоссальный след на всех общественных сферах Советского Союза. СССР вышел из войны безоговорочным победителем. Однако победа досталась дорогой ценой: промышленные и аграрные центры в европейской части страны были частично или полностью разрушены, напряжение населения было направлено на военную мобилизацию ресурсов, финансовая система была расстроена и страна понесла большие людские потери. Необходимым условием для дальнейшего развития стал переход от военно-мобилизационной к мирной хозяйственной модели. Важным механизмом формирования военного бюджета и перераспределения ресурсов во время войны стала налоговая политика, которая тяжелым бременем ложилась на советскую деревню.

По характеристикам налогообложения деревенское население можно разделить на две основные группы – членов коллективных хозяйств (колхозников) и владельцев единоличных хозяйств (единоличники). В данной главе мы постараемся выявить характерные черты и изменение государственной налоговой политики в отношении членов коллективных хозяйств и их личных подсобных хозяйств.

Для начала необходимо охарактеризовать положение коллективных хозяйств на момент окончания войны. В военные годы основные повинности колхозниками выплачивались в натуральном и денежном виде. К натуральным налогам относятся обязательные поставки сельскохозяйственной продукции. Основными налогами взымаемые деньгами были сельскохозяйственный налог, установленный законом от 1 сентября 1939 года[28], подоходный налог, установленный законом от 1 марта 1941[29], также введенный 29 декабря 1941 года военный налог[30] и добровольные платежи (займы, лотереи). Помимо них также существовали различные местные налоги, налог на холостяков, налог со зрелищ, но они интересуют нас в меньшей степени, поскольку затрагивали ограниченную группу людей[31]. Основной доход колхозников заключался в распределении дохода от государственных поставок между членами артели в соответствии с количеством выработанных ими трудодней, а также в выручке от реализации продукции на внутренних рынках. Причём разница между ценами на сельскохозяйственную продукцию, установленными государством и рыночными, была внушительной.

Осознавая размеры торговли сельскохозяйственной продукцией на рынках, государство для увеличения налогооблагаемой базы с 1 марта 1941 года вводит подоходный налог на доходы колхозов, который составлял 4% с госзакупок и 8% с остальных доходов, который впоследствии станет одним из важных инструментов налоговой политики и источником пополнения бюджета[32].

Согласно закону “О сельскохозяйственном налоге” он исчислялся следующим образом. По нормам вмененной доходности, определяемыми статьёй 3, рассчитывается облагаемый доход хозяйства от сельскохозяйственных источников, далее в зависимости от уровня этого дохода для него устанавливается прогрессивный налог согласно статье 8. Начавшаяся война, а вместе с ней рост инфляции и, соответственно, средний рост цен на сельскохозяйственную продукцию на рынках в 8,86 раз привели к пересмотру основных статей закона о сельскохозяйственном налоге в 1943 году[33]. Рост норм доходности на различные источники дохода составил 400-1000%[34]. Если по закону от 1939 года налоговая ставка находилась в районе 7,14% - 14%[35] от общего дохода, то в изменённой 8 статье в 1943 году она составляла 8% - 24%[36], в зависимости от величины дохода[37]. Это позволило увеличить поступления в бюджет в несколько раз.

В качестве чрезвычайной меры в первый год войны был введён военный налог на каждого члена коллективного хозяйства в размере от 150 до 600 рублей, что в зависимости от местности составляло в среднем 5-11% от общего дохода колхозного хозяйства и приблизительно соответствовало размеру сельскохозяйственного налога[38]. Также в качество одного из налогов военного времени стоит выделить введенный 21 ноября 1941 года налог на холостяков[39], по нему одинокие и бездетные члены колхоза – мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет облагаются ежегодным налогом в 100 рублей. В 1944 году к этому налогу добавится малосемейная группа с 1-2 ребенком, причём семья с двумя детьми должна будет платить 15 рублей, с одним – 30 рублей, без детей – 150 рублей[40]. Помимо обязательных налогов государство активно использовала механизмы добровольных займов и лотерей. На долю крестьян в 1941-1944 гг. приходило от 23% до 38% всех займовых сумм[41]. По подсчётам В.П. Попова средние добровольные платежи составляли от 4% до 12% от общего дохода колхозного двора[42].

Колхозный двор должен был платить государству натуральный налог в виде обязательных поставок зерна, риса, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других сельхозпродуктов по установленным региональным нормам. Важно отметить, что мясо, шерсть и яйца сдавались независимо от наличия в хозяйствах скота и птицы, однако зачастую по причине отсутствия в хозяйстве поголовья скота и птицы крестьяне сдавали другую продукцию взамен установленной[43]. Необходимо сказать, что за время войны личные подсобные хозяйства колхозников заметно увеличились. Невозможность прокормиться с выплат по трудодням, сильно сократившимся в войну, заставляла колхозников изымать из коллективного в личное пользование сельскохозяйственные территории. Такая мера позволяла обеспечивать плановые продовольственные поставки, ввиду чего правительство закрывало глаза на крестьянское самоуправство. Однако после окончания войны 19 сентября 1946 года Совмин СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление “О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах”[44]. В нём говорится о массовом характере расхищения общественных земель колхозов по линии увеличения приусадебных участков путём самовольных захватов с согласия правления и председателей. Данным документом постановляется местным руководителям провести проверку каждого колхоза и ликвидировать выявленные нарушения.

В условиях войны произошло увеличение натурального обложения растениеводства и кормопроизводства – введение сдачи соломы, рост нормативных размеров сдачи сена, овощей, картофеля, обязательные хлебопоставки в хлебный фонд Красной Армии, натуроплата машинно-тракторным станциям, взимание гарнцевого сбора за переработку сельскохозяйственный культур[45]. 13 апреля 1942 года под предлогом того, что минимум трудодней, установленный для колхозников в 1939 году, выполняется и перевыполняется, были введены новые нормы, составившие 100-150 дней для каждого трудоспособного колхозника в зависимости от района, такое количество дней было сопоставимо с сельскохозяйственным сезоном[46]. Нехватка семян, техники и рабочей силы приводила к снижению посевных площадей и, как следствие, невыполнению плановых показателей, что приводило к росту недоимок, который продолжали включаться в заготовительные задания на следующий год[47].

Однако при растущем налогово-податном прессе в ходе войны следует отметить наличие целого ряда льготных категорий граждан. Закон о сельхозналоге 1939 года позволял платить 50% от суммы для хозяйств колхозников и единоличников, в состав которых входят инвалиды войны и труда 1 и 2 групп (статьи 22). Также скидка в 15% предназначалась для семей, если на одного трудоспособного приходится трое и более детей, или при наличии двух трудоспособных членов семьи имеются трое и более детей до 12 лет (статья 25). Не привлекались к обязательным поставкам следующие категории хозяйств: хозяйства нетрудоспособных по возрасту; хозяйства престарелых, сыновья которых находились на действительной военной службе, а в семьях оставались жёны с детьми до 7 лет; хозяйства красноармейцев, если глава семьи находился на действительной военной службе, а в семье оставалась его жена с детьми до 7-летнего возраста; хозяйства инвалидов войны и труда[48]. В 1943 году от уплаты большинства налогов и податей были освобождены семьи военнослужащих, которые погибли или пропали без вести, при условии отсутствия в них других трудоспособных, кроме вдовы погибшего или пропавшего без вести с ребёнком до 8 лет[49].

Таким образом, мы можем видеть, что в период 1939-1945 гг. сельскохозяйственные ресурсы были мобилизованы в целях обеспечения государственных нужд. Для повышения объёмов продовольственных заготовок повышались плановые показатели без учёта реальных возможностей, для стимулирования продажи крестьянами продукции увеличивались налоговые ставки. Если пересчёт сельскохозяйственного налога в 1943 году был следствием военной инфляции, то в 1944-1945 наблюдается падение рыночных и заготовительных цен, что приводило к несоответствию реальных и фактических норм доходности, а, следовательно, росту налоговых недоимок[50]. Мобилизационная политика военного периода была оправдана насущной необходимостью, поэтому после окончания войны население ожидало от власти изменение и реформирование податно-налоговой системы.

В принципе, можно было бы сделать вывод о тотальном вымирании сталинской деревни от недоедания, но ситуацию несколько спасали две вещи: постояный отток из колхозов трудовых ресурсов и, самое важное - наличие собственного приусадебного хозяйства у работников артелей.

Согласно Уставу сельскохозяйственной артели, колхозный двор имел право на личный участок размером от 25 до 50 соток. И, естественно, поскольку показатели эффективности ведения хозяйства на этих клочках земли были несравненно выше, а также в целях ограничения потребления крестьян, государство пристально контролировало их.

Сразу же после войны в деревне началась т.н. "борьба с рвачеством", нацеленная на то, чтобы отрезать у колхозников излишки личных подворий (как правило, они возникали за счет прирезок крестьянами брошеных земель). В Коми АССР доля личных приусадебных участков из-за этого сократилась с 5,6 до 5 тыс. гектаров к 1947 году. По всей стране была проведена компания обмеров крестьянских наделов. На судах колхозники недоумевали, почему у них отрезают их жалкие сотки, когда у колхозов большие земельные наделы лежат необработанными.

В 1947 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за кражу колхозного имущества", по которому за такое деяние устанавливалось наказание от 5 до 20 лет лишения свободы с возможной конфискацией имущества. По сути, это был дубляж печально известного постановления о "трех колосках" (ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года).

Крестьяне со своего индивидуального хозяйства были обязаны платить государству достаточно большие налоги, прежде всего, т.н. прогрессивный денежный сельхозналог, взимавшийся по вмененной системе. При этом, естественно, реальная доходность сотки земли или единицы скота в учет не принималась. С 1948 года в "связи с ростом доходов колхозников от индивидуального подсобного хозяйства" и по просьбам самих трудящихся было принято увеличение ставок денежного налога (по совкупности показателей - на 30%). С дохода до 2000 рублей в год взимался налог по 11 копеек с рубля (220 рублей), с дохода в рамках 2-3 тыс. рублей в год - 220 рублей с хозяйства и 13 копеек с каждого рубля сверх 2 тыс. рублей (итого совокупно 220 + 130 рублей для хозяйства с доходом в год 3000 рублей). При доходности от 3 до 4 тыс. рублей хозяйство уплачивало 350 рублей и 16 копеек с каждого рубля, превышающего 3 тыс. рублей.

Платить приходилось также за каждое животное, находившееся в хозяйстве. Так, доходность 1 коровы в среднем по РСФСР была установлена государством в размере 2540 рублей в год, в Коми - 1800 рублей. Крестьянин в 1948 году в республике отдавал сталинскому государству за нее налог в размере 198 рублей. Много ли это было? Усредненно, денежный доход от трудодней в республике на 1 хозяйство в том же году составлял 373,59 рублей. Т.е. крестьянин отдавал со своей колхозной "получки" до 53% только за корову.

Проиллюстрировать грабительство крестьян можно следующим примером. Так, колхозница Е.М. Семяшкина из колхоза имени Маленкова Троице-Печорского района заплатила в 1950 году налог в размере 539,04 рублей. Налог был выплачен с:

- 1 коровы;
- 390 кв. метров огорода под картофель;
- грядку в 20 кв. метров;
- 1,5 гектара сенокосов.

Собственно, именно поэтому среди крестьян была так высока доля хозяйств не имевших коров (каждое третье) и никаких животных (каждое пятое-четвертое). Чтобы продекларировать заботу о тружениках села, государство иногда шло на некоторые меры по облегчению налогового бремени, но эти послабления сопровождались издевательскими условиями. К примеру, престарелые и нетрудоспособные мужчины старше 60 лет (женщины - 55 лет) получали 50% скидку на сельхозналог. Но только в том случае, если трудосопобные члены семей не помогали им в хозяйстве. То есть, если сын помог нетрудоспособной матери вскопать грядку, наколоть дров и принести воды, то она по доносу или заявлению учетчиков лишалась "льготы".

В свою очередь крестьяне всеми силами стремились уйти от уплаты налогов путем вырубки фруктовых деревьев, посадке менее дорогих культур. Например, вместо настоящих коров многие хозяйства переходили на т.н. "сталинскую корову" - козу. Налог на нее был на порядок ниже (140 рублей в год), чем на буренку.

Помимо уплаты сельхозналога, советское государство обязывало крестьян уплачивать обязательные страховые взносы, местные налоги, добровольное самообложение, а также приобретать облигации различных займов. К слову, в 1947 году при реализации Второго государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР колхозники Коми АССР выплатили государству 5,25 млн. рублей, что в пересчете на 1 двор составило около 130 рублей. Отмечу, что практика таких денежных заимствований была прекращена лишь в 1958 году. В 1952-1953 годах колхозники уплачивали государству также подоходный налог с полученных на трудодни продуктов!

Неуплата налогов по закону могла иметь печальные последствия для крестьянина - его имущество конфисковывалось (по решению нарсуда). Общий уровень эксплуатации крестьян в позднесталинском СССР вырос в несколько раз. Если в 1940 году в денежном выражении сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году - 8,3 млрд. рублей. Впрочем, помимо денежной части налогов, колхозные крестьяне уплачивали со своего хозяйства государству и натуральные налоги (т.н. "государственные поставки"). Так, каждый колхозный двор в республике в северных районах ежегодно был обязан сдавать до 250 литров молока с коровы, в центральных - 180 литров, в южных - 140 литров. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами - мясом, маслом и т.п. Закупочные цены у государства были символическими - в 1946 году оно покупало у крестьян молоко по 25 копеек за литр (в госторговле литр молока стоил в 1947 году 5 рублей, в 1950 году - 2,7 рубля).

Килограмм мяса сталинское государство покупало у колхозников по обязательным поставкам совсем по смехотворным ценам - 14 копеек (в госторговле оно стоило 32 рубля за 1 кг. в 1947 году и 11,4 рубля в 1950 году). Килограмм сливочного масла большевики оценивали у крестьян в 4,5 рубля, продавали населению через госторговлю за 66 рублей (1947 год). Помимо мяса и молока, каждый крестьянский двор должен был отдавать государству по обязательным поставкам в год от 40 до 60 кг. мяса, от 30 до 150 штук яиц, а также шерсть, зерно, картофель.

В силу этих причин практически каждое третье хозяйство было в числе тех, кто не мог расплатиться по обязательным поставкам. По молоку их доля достигала до 33%, мясу - 12-18%. Лишь со снижением норм поставок в 1953 году после смерти Сталина количество неплательщиков резко снизилось до 12-15% в среднем. Стоит также отметить абсурдность сталинского законодательства по обязательным поставкам. Колхозники были обязаны уплачивать даже теми продуктами, которых у них не было в хозяйстве. Так, отсутствие куриц не давало освобождения от поставок яиц.

Таким образом, нельзя не отметить продуманность и жестокость политики большевиков по отношению к крестьянам. С одной стороны, колхозный двор был заложником участия его жителей в общественном труде (при выходе из колхоза крестьянин терял право на приусадебное хозяйство), при этом налоговая политика властей вела дело к его сокращению (сокращение посевов, поголовья скота), чтобы избежать налогов. С другой - только приусадебное хозяйство спасало крестьян от голодной смерти, поскольку заработки в колхозах не покрывали и четверти от необходимых продуктов.

Такая политика государства объяснялась стремлением выкачивать из деревни как можно больше ресурсов, оставляя участки самих крестьян в полуживом виде. Это должно было воспрепятствовать их росту и возникновению враждебной "пролетарскому государству" мелкобуржуазной крестьянской стихии. Кстати, разрекламированная правительством компания снижения цен в 1947 - 1949 годах крестьян затронула мало, она принесла облегчение лишь городскому населению.

Жизнь колхозников в СССР после войны

Стоит также сказать пару слов о том, что в социальном плане крестьяне были самой бесправной частью населения. Они не имели профсоюзов, были отключены от государственной пенсионной системы, отпуск по родам у женщин был лишь 2 месяца. Правом на пенсию могли пользоваться инвалиды войны и председатели колхозов, с 1956 года престарелые колхозники получили возможность получать пенсию по усмотрению артели в размере 10 трудодней и 50 рублей ежемесячно. В целом же, уровень жизни населения колхозников в Коми АССР в 1945 - 1953 годах неуклонно снижался. Многие колхозы балансировали на грани нищеты. Особенно удручающая ситуация была в социальных учреждениях (школы, детские сады, которые колхозы сами содержали). Так в 1948 году в детских садах республики на 1 ребенка в день приходилось 100 грамм молока, а питание детей целиком состояло лишь из картофеля и хлеба.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Советский Союз понес тяжелейшие потери в Великой Отечественной войне. Было стерто с лица земли 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций.


Прямой ущерб советской экономике составил 679 млрд. рублей (сравнимо с суммарными капиталовложениями СССР за первые четыре пятилетки). Полный ущерб, включающий в себя затраты на реконструкцию заводов и ведение войны, оценивается экономистами в 2 трлн. 596 млрд. руб. И это при том, что доходы бюджета СССР в 1940-ом равнялись 180 млрд. руб.

Народное хозяйство, металлургия, сельское хозяйство были отброшены на 10 лет назад, на уровни ещё 1930-х годов.


На государственных предприятиях (после национализации 1947 года это были все предприятия) сохранялась полувоенная трудовая дисциплина. Рабочие продолжали быть прикрепленными к заводам, хотя формально уже были введены и отпуска, и выходные.

Сохранение полувоенной дисциплины было необходимо, поскольку над восстановлением страны трудились сообща разные группы населения: 2, 5 миллиона заключенных, 2 миллиона военнопленных и около 10 миллионов демобилизованных.


Четвертую пятилетку 1946-1951 года никто не отменял. Цели в ней были поставлены самые амбициозные - не только достичь довоенного уровня, но и превзойти его - как в промышленности (46 %), так и в сельском хозяйстве.

США по Плану Маршалла помогали восстанавливать Европу (параллельно создавая Евросоюз), на это шли значительные средства и силы. В то же, что СССР не только выполнит, но и перевыполнит свой план мало кто верил. Однако так и произошло.

И речь не только о росте промышленности, исчисляемом цифрами статистики, но и о самой жизни: детская смертность снизилась больше, чем в 2 раза, в полтора раза увеличилось количество медицинского персонала, число научных учреждений увеличилось на 40% , число студентов - на 50%. Быть ученым стало престижно.

В это же время были заложены основы советской космической программы. Да, лавры в итоге достались Хрущеву, но уже в феврале 1953 года Иосиф Сталин утвердил план по созданию межконтинентальной баллистической ракеты. Постановление правительства за подписью Георгия Маленкова о создании ракеты Р-7 вышло уже после смерти генсека - 20 мая 1953-го.


Одним из инструментов послевоенного восстановления экономики была денежная реформа 1947 года.

Было время, и цены снижались.


С 1947 по 1953 год в СССР происходило настоящее экономическое чудо - ежегодно в 1,5-2 раза снижались цены. Что важно: зарплаты при этом не снижались. В эти годы, нацеленные на результат скорого подъема экономики, особенно поощрялось перевыполнение плана, поэтому рабочие могли себе позволить неплохо заработать. На таблице цен(см. выше), составленной историком Надеждой Кузнецовой все наглядно видно.

За 100% перевыполнение рабочим платили полтора тарифа, за 150% - двойной тариф, за 200 % - три тарифа. В эти годы даже заключенные за перевыполнение плана на 200 % могли втрое уменьшить срок заключения. Понятно, что планы были высокими, но это реально работало. Что показательно, уже при Хрущеве перевыполнение плана всегда вело к снижению расценки труда - путем бюрократического пересмотра действующих нормативов.



В феврале 1943 года в советском правительстве был поднят вопрос о целесообразности восстановления Сталинграда. Из-за рубежа поступали даже предложения о "консервации" города-героя в память о войне (идея Уинстона Черчилля). Однако Сталин настоял на восстановлении. Молотов же сказал, что ни один немец не покинет СССР, пока город не будет восстановлен полностью.

Труд пленных немцев в СССР не нужно недооценивать, но и перееоценивать в духе того, что СССР был восстановлен немцами не нужно. До сих пор можно услышать мнение, что вся малоэтажная застройка 40-х-50-х - дело рук немецких военнопленных, строивших дома по проектам немецких архитекторов. Это миф. Генеральный план восстановления и застройки городов разрабатывали советские архитекторы (Щусев, Симбирцев, Иофан и другие).

Но немцы, конечно, много что построили, также они работали в коммунальном хозяйстве. Отличались особой дотошностью и неспособностью понять (при усвоении все прочей рабочей лексики) слово "халява".


В 1946 году был определен план по кредитованию и финансовой поддержке регионов СССР, которые подверглись оккупации, началось стремительное восстановление инфраструктуры и жилого фонда. Был сделан упор на индустриальное развитие. В 1946 году механизация составляла 15 % от довоенного уровня, в 1949 году она уже стала вдвое больше довоенного.

Прошла коллективизация в регионах, вновь присоединенных к Советскому Союзу, был введен налог на частную собственность, приусадебные участки стали обязаны делать натуральные поставки, происходило укрупнение колхозов и снижение их количества, с целью увеличения длины поля, повышающей его эффективность.

Однако сельское хозяйство восстановилось после промышленности - к 1952 году.

Читайте также: