Налоги и рынок труда

Обновлено: 16.05.2024

Цель данной темы заключается в анализе роли рынка труда в обеспечении функционирования бизнеса.

Задачи:

  • Рассмотрение особенностей рынка труда в рыночной экономике.
  • Определение значения рынка труда в обеспечении бизнеса.
  • Анализ структуры рынка труда.
  • Определение функций организаций, обеспечивающих бизнес трудовыми ресурсами.

Оглавление

Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет производство, а, следовательно, рынок благ. От качества и количества труда, предлагаемого рынком, зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определенного качества. От сложившегося уровня заработной платы зависят цены. В развитых странах до 65% цены составляет заработная плата. Рост заработной платы увеличивает затраты предприятия, уменьшая при этом доходность и конкурентоспособность продукции.

Рынок труда выступает как единый национальный рынок, который включает в себя региональные, отраслевые, профессиональные рынки. Для бизнеса – это внешняя среда, которая обеспечивает предприятия трудовыми ресурсами. Движение работников по территории страны и между предприятиями, организациями формирует резервную армию, откуда бизнес привлекает дополнительных работников при расширении производства и начале нового дела. Внутри предприятия также происходят процессы перемещения работников (из одного подразделения в другое, с одной должности на другую), их первичной подготовки и переподготовки.

Основными элементами рынка труда является спрос и предложение труда, ставка заработной платы (или цена труда), конкуренция. В качестве субъектов на рынке труда выступают наемные работники, предприниматели (фирмы) или их кадровые службы, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, организации по профессиональной подготовке и переподготовке работников.

Рынок труда имеет свои особенности:

Во-первых, на рынке домашние хозяйства выступают с предложением труда, а спрос предъявляют фирмы.

Во-вторых, это самый несовершенный рынок, равновесие на котором достигается в условиях, когда существует безработица. Даже при самом совершенном состоянии – полной занятости, в экономике наблюдается естественный уровень безработицы: наличие фрикционной, структурной, добровольной безработицы (некоторые считают, что сюда надо отнести и сезонную безработицу).

В-третьих, часто устанавливается ставка заработной платы выше, чем равновесная, что является следствием нарушения совершенной конкуренции на рынке, а цена труда – единственный показатель, оказывающий влияние на отношения найма.

В-четвертых, на рынке труда действуют два субъекта, которых нет на других рынках. Это - профсоюзы и государство, которые оказывают существенное влияние на рынок и его равновесие.

Государство устанавливает основные параметры рынка – предложение труда , поскольку определяет количество рабочих и праздничных дней, возрастной ценз на вступление в трудовые ресурсы и выхода на пенсию и т.д., и минимальную заработную плату .

Профсоюзы стремятся увеличить заработную плату, что можно сделать или уменьшением предложения рабочей силы или увеличением спроса на труд. Чтобы уменьшить предложение труда, профсоюз возражает против иммиграции иностранных рабочих в страну, используют высокие барьеры на вход в профессию (например, получение лицензии), заключая договор с хозяевами или администрацией предприятия, настаивает на включении пункта о приеме на работу только членов профсоюза. Поскольку увеличение тарифов заработной платы приводит к сокращению спроса на труд, профсоюзы прибегают к неявным способам повышения зарплаты: требует сократить время работы, особенно во вредных производствах, увеличить время отпусков, изменить условия работы.

Полная занятость – это цель, к которой стремится рынок труда. Она совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица. Измерение естественной нормы безработицы непосредственно связано с определением потенциального выпуска продукции (когда используется весь производственный потенциал) и поэтому является одной из важнейших проблем государственной политики. Наличие конъюнктурной безработицы оказывает негативное влияние на производство, и фактический ВНП отклоняется от потенциального уровня, при этом потери ВНП (конъюнктурный разрыв) выше конъюнктурной безработицы, т.е. на 1% конъюнктурной безработицы приходится в настоящее время 3% недополученного ВНП.

Занятость не означает, что все заняты положенное по законодательству время. Она может быть полная, неполная, временная, по совместительству. Полная занятость означает, что работник трудится 41 час в неделю (по российскому закону). Неполная занятость предполагает меньшее количество часов работы, например, 20 часов в неделю, временная часто связана с подменой болеющего или находящегося в отпуске работника, с сезонными или непостоянными работами (например, с ремонтом дорог, помещений, выполнением случайных заказов и проч.). Работа по совместительству означает привлечение работников, занятых на других предприятиях (например, врачи-специалисты могут работать в больнице и вести прием несколько часов в неделю в поликлинике на основе совместительства). Выбор формы занятости определяется множеством факторов, как со стороны спроса, так и предложения. Например, мелкие предприятия не могут держать в штате ремонтников оборудования и привлекают их или на неполный график работы или по совместительству. Высококвалифицированные кадры часто работают на нескольких работах (по совместительству) из-за невозможности трудиться на полной ставке из-за большой загрузки. Наоборот низко квалифицированные, а, следовательно, низкооплачиваемые работники вынуждены трудиться на нескольких рабочих местах для обеспечения нормального для жизни семьи уровня дохода.

Рынок труда имеет сложную структуру, куда входят:

  • Учебные заведения;
  • Службы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • Государственная служба занятости;
  • Рекрутинговые организации;
  • Кадровые службы предприятий и организаций.

Потребности производственных и непроизводственных отраслей определяют размеры спроса на квалифицированную рабочую силу. Для обеспечения спроса функционирует целая система подготовки кадров. Она включает в себя учебные заведения (общеобразовательные и специальные), которые делятся на: средние, средне специальные и высшие. Если средние обеспечивают подготовку специалистов среднего звена, то высшие учебные заведения становятся не только образовательными заведениями, но и научными центрами, которые выполняют исследования, имеющие прикладной характер, как по заявкам конкретного предприятия, так и в расчете на будущую реализацию.

Если в первой половине ХХ века работнику хватало знаний для работы в течение всей рабочей жизни, то современное производство со сложной техникой и технологией производственных процессов, быстрым устареванием знаний, появлением новых профессий требует неоднократной переподготовки и повышения квалификации занятых. Поэтому в системе подготовки существуют специальные службы, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации занятых работников. Переподготовка – обучение, связанное с моральным старением первичной подготовки, отмиранием старой профессии, в связи с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Повышение квалификации - это обучение, связанное с обновлением знаний и развитием опыта работы по данной специальности, с целью повышения адаптации их к современным требованиям рынка.

Обычно организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят в состав государственной службы занятости, организуется при министерствах и ведомствах, хотя могут быть и частными фирмами, которые работают или в тесной связи с государственными службами и по их заявкам, или полностью самостоятельно.

Государственная служба занятости – это система органов, которая регистрирует и учитывает незанятых, организует обучение и переобучение безработных, содействует в трудоустройстве, а также социальной поддержке неработающих.

Негосударственные службы занятости носят название рекрутинговые фирмы. Они занимаются подбором персонала по заявкам фирм и оказанием помощи в трудоустройстве безработных. Иногда такие агентства специализированы на обслуживании определенных категорий работников – молодежи, женщин, инвалидов. Чаще они носят универсальный характер, т.е. обслуживают всех обратившихся к ним. Для выполнения своих обязанностей фирмы имеют банк данных на безработных и работающих, но желающих перейти на другое место работы, а также определенный перечень потенциальных работодателей.

Кадровая службы предприятий выполняет следующие функции:

  • Формирование кадровой политики предприятия,
  • Подбор и расстановка кадров,
  • Организация обучения работников предприятия внутри предприятия и направление на учебу (повышение квалификации, переподготовку работников вне предприятия),
  • Организация периодической аттестации, конкурсов на замещение должностей,
  • Размещение в средствах массовой информации объявлений, связанных с обеспечением предприятия трудовыми ресурсами,
  • Организация тесной связи с рекрутинговыми агентствами, институтами и службами переподготовки и повышения квалификации,
  • Учет, анализ кадрового состава, ведение личных дел работников,
  • Оформление документов, связанных с приемом, увольнением, переводом на другую работу, выходом на пенсию, болезнью работника,
  • Разработка и внедрение мероприятий по повышению мотивации и стимулированию труда.

От эффективности кадровых мероприятий зависят результаты работы предприятия, качество и количество продукции, прибыль фирмы. Поэтому кадровые службы должны формировать резерв, а также производить подбор новых или переобучение кадров при изменении стратегических и тактических целей фирмы.

В современных условиях появляются новые виды организаций на рынке труда. Так, особым явлением российской практики занятости стала молодежная биржа труда, которая обеспечивает подбор рабочих мест для частичной занятости школьников и студентов, обеспечения их работой на каникулах, привлечения молодежи на общественные и сезонные работы. В Санкт-Петербурге постоянно проводятся ярмарки рабочих мест как в целом в городе, отдельных регионах, так и в учебных заведениях. Очень популярным и эффективным мероприятием стали психологические тренинги и постоянно действующие консультации выпускников школ и безработных в государственных службах занятости, помогающие определить склонности людей и наиболее эффективные способы их обучения.

Бюджетная система ежегодно недополучает 3 трлн руб. доходов, или почти 3% ВВП, из-за теневой занятости. Не менее 25% трудовых доходов россиян невидимы государству, налоги с зарплат не платят 13 млн человек, подсчитали эксперты НКР

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

  • Общее количество неформально занятых, выпадающих из поля зрения налоговой статистики, оценивается в 13 млн человек, или 18% рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, подсчитали в НКР.
  • Если каждый неформально занятый получает среднюю для своего региона зарплату, недополученный доход бюджетов всех уровней составляет около 3 трлн руб. — 0,9 трлн руб. доходов от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ) и 2 трлн руб. страховых взносов во внебюджетные фонды, оценили экономисты.

Если бы неформально занятые работали легально, то ставку подоходного налога можно было бы снизить с текущих 13% до 11% практически без потерь собираемости НДФЛ в абсолютном выражении, следует из оценок НКР.

Разрыв в оценках ФНС и Росстата

Экономисты агентства оценили рынок труда на основе данных Федеральной налоговой службы (ФНС) о зарплатах, с которых был уплачен НДФЛ, и сравнили результаты со статистическими данными Росстата.

  • Численность работающих россиян, по данным ФНС, на 22% меньше, чем по сведениям Росстата. Платят налоги 58,9 млн человек, следует из статистики налоговой службы, Росстат же оценивает число работающих в 72,3 млн человек.
  • Основная причина расхождения — в теневой занятости, делают вывод в НКР, неофициально заняты 13 млн россиян.
  • Средняя зарплата в России, по данным ФНС, на 25% ниже, чем по данным Росстата.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в 2018 году составляла 39,2 тыс. руб., или 3,5 прожиточных минимума, сообщал Росстат. Налогооблагаемая зарплата в среднем составила 31,1 тыс. руб., или 2,8 прожиточных минимума, следует из оценок НКР.

Данные ФНС отражают численность россиян, официально получающих зарплату и суммы официальных доходов, с которых уплачен НДФЛ. РБК направил запрос в ФНС.

Региональные различия

В 22 регионах доля работающих в тени превышает 30%. Это означает, что существенная часть жителей либо уезжает на заработки в другие регионы, либо работает в тени. Рекордный показатель зафиксирован в Дагестане — 70%. Там же отмечен самый высокий разрыв между числом работающих и уплачивающих НДФЛ — 30%.

Наиболее ярко расхождения в оценках ФНС и Росстата проявились на примере Северного Кавказа и нефтегазовых территорий. Занятость в сырьевых регионах, экономика которых практически полностью основана на добывающих отраслях с вахтовым режимом работы, превысила численность рабочей силы.


Уровень безработицы, который Росстат оценивает по методике Международной организации труда (МОТ), может иметь слабое отношение к реальной ситуации на рынке труда, считают авторы исследования. По данным госстатистики, в среднем за январь—сентябрь 2019 года уровень безработицы составил 4,6% экономически активного населения страны.

Эксперты также сравнили данные Росстата и ФНС о размере зарплат. В большинстве регионов (в 51 из 85 субъектов) зафиксированы расхождения в 20–25%.


Наибольшее соотношение величины зарплаты и прожиточного минимума отмечено в Ямало-Ненецком АО (6,06 — по данным Росстата или 4,51 — по данным ФНС), Сахалинской области (5,65 или 4,25), в Санкт-Петербурге (5,51 или 4,29), в Москве (5,18 или 4,41) и Хаты-Мансийском АО (4,91 или 4,02).

Наименьшее соотношение — в Кабардино-Балкарии (2,41 или 1,84), Псковской области (2,54 или 2,09), Чечне (2,55 или 2,13), Ивановской области (2,58 или 1,88) и Алтайском крае (2,72 или 2,23).


Жениться и подать на развод станет проще

Чтобы оформить брак, развод или получить свидетельство о рождении ребенка, можно будет обратиться в любой ЗАГС, не обязательно по месту прописки. Такой закон принят в июле 2021 года и вступает в силу с 1 января 2022-го.

Документом предусмотрена экстерриториальность и для других юридически значимых действий. Так, в любой орган ЗАГС можно обратиться для регистрации усыновления, смерти, перемены имени, получения справок и дубликатов свидетельства, внесения изменений и исправлений, восстановления или аннулирования актовых записей.


Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

В России продолжится постепенное повышение пенсионного возраста

В России продолжится переходный период повышения возраста выхода на пенсию по старости. В первом полугодии 2022-го он составит 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин.

При этом если женщина имеет трудовой стаж 37 или более лет, она сможет выйти на пенсию как и раньше — в 55 лет. Мужчинам, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно иметь трудовой стаж не менее 42 лет.

Кроме того, для всех категорий граждан немного возрастет пенсионный коэффициент — с 21 до 23,4 балла и минимальный стаж для назначения пенсии — с 12 до 13 лет.

Порядок выплаты пенсий изменится

Новые правила выплаты пенсий и контроля за их начислением утвердил Минтруд. Они начнут действовать с нового года.

Изменения касаются порядка выплаты пенсий на территориях, где введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Проживающие там пенсионеры смогут получить выплаты раньше текущего месяца. Для этого потребуется написать заявление о ситуации и передать его в Пенсионный фонд России (ПФР).

Данное правило действует независимо от характера режима ЧС — федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального.

Новые правила оставляют за россиянами право выбрать способ получения выплат, а также позволяют удержать определенную сумму в том случае, если гражданину начисляли пенсию больше, чем ему положена. Тем, кто получал выплаты из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), прекративших работу, накопительную часть пенсии все равно начислят. Для этого нужно подать заявление в ПФР.

Еще один ключевой момент: из пенсий пожилых россиян, признанных банкротами, удержаний по судебным листам производить не будут. Также начисленную пенсию умершего, которую он не успел получить при жизни, смогут получить его наследники. Для этого надо обратиться в ПФР.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Пенсионерам не придется писать заявление на получение социальной доплаты

С 1 января социальная доплата к пенсии будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения пособия, сообщили в Минтруде.

Социальная доплата к пенсии до размера прожиточного минимума в регионе положена всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает этой величины.

С 1 января неработающие пенсионеры, проработавшие в сельской местности 30 и более лет, получат право на повышенную пенсию независимо от места, где они живут сейчас. Это касается прежде всего тех, кто переселился в город.

Минимальный размер оплаты труда увеличится на 1098 рублей

В декабре президент России Владимир Путин утвердил увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России в 2022 году с 12 792 до 13 890 рублей в месяц. Таким образом, повышение составит 1098 рублей.

Дополнительно увеличить МРОТ и прожиточный минимум еще в ноябре предложил сам глава государства. Он заявил, что из-за ускорившейся инфляции заложенная в проект бюджета 2022 года индексация прожиточного минимума на 2,5 процента недостаточна. Путин распорядился увеличить его на 8,6 процента или на тысячу рублей в номинальном выражении — до 12 654 рублей в месяц. Поскольку по конституции МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, повышенная индексация затронула и его.

Путин обратил внимание на то, что к размеру прожиточного минимума привязаны многие социальные пособия, такие как доплаты к пенсиям и выплаты семьям с детьми. В связи с этим индексировать выше уровня фактической инфляции необходимо и пенсии, заявил он.

Вырастут также ряд детских пособий, привязанных к МРОТ и прожиточному минимуму

Вместе с изменением величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда с 1 января вырастут ряд выплат на детей.

Так, повышение затронет пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, индексация затронет ежемесячные выплаты малообеспеченным беременным женщинам, а также на детей до трех, от трех до семи и от восьми до 17-ти лет. Их точный размер устанавливается индивидуально в каждом регионе.


Фото: Майя Жинкина / Коммерсантъ

Размер максимального пособия по безработице также увеличат

Оно вырастет с 12 130 до 12 792 рублей. Соответствующее постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным осенью.

Минимальная величина пособия по безработице сохранена на уровне 2021 года и составит 1,5 тысячи рублей.

Как отметили в Минтруде, условия предоставления пособия не изменятся: после регистрации в качестве безработного первые три месяца гражданин будет получать 75 процентов заработка, но не более 12 792 рублей, в следующие три месяца — 60 процентов заработка, но не более пяти тысяч рублей.

Больничные начнут оформлять по-новому

С начала 2022 года уходит в прошлое бумажный листок нетрудоспособности, а электронный больничный станет обязательным. Врач будет подписывать его электронной подписью и размещать в информационной системе Фонда социального страхования, предоставляя пациенту выписку с номером цифрового бюллетеня.

С начала 2022 года уже не нужно будет сообщать на работу об уходе на больничный. Информация об этом из поликлиники поступит в Фонд социального страхования, который сам проинформирует работодателя и при необходимости запросит недостающие данные для назначения пособия: например, сумму заработка и стаж.

Размер выплат по больничному напрямую зависит от среднего заработка за последние два года. В 2022 году можно рассчитывать максимум на 2572 рубля 60 копеек в день или около 80 тысяч рублей в месяц.

Еще одно нововведение касается женщин, оформивших больничный по беременности и родам. С 1 января предоставлять его больше не нужно, Фонд социального страхования переведет деньги автоматически. Все необходимые данные поступят от медицинской организации, а также из информационной системы органов ЗАГС.

ФНС начнет получать от банков данные о доходах вкладчиков

Это значит, что последним теперь не стоит забывать платить налоги на доходы по банковским депозитам. Вкладчики должны будут самостоятельно перечислять государству 13 процентов всех сумм, превышающих необлагаемый лимит.

Чтобы рассчитать необлагаемую налогом сумму, нужно умножить один миллион рублей на ключевую ставку Банка России, установленную на 1 января того года, в котором вкладчик получал доходы от депозита. Первый раз такой налог будет платиться по ставке 4,25 процента. Таким образом, максимальный доход по вкладу, не облагаемый налогом за 2021 год, составляет 42,5 тысячи рублей.

С начала 2022 года россиян ждет снижение ряда налогов

Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс, с 1 января 2022 года от уплаты НДС освободят предприятия сферы общепита. Это затронет рестораны и другие объекты общественного питания, в том числе пункты выездного обслуживания.

Также для компаний с числом работников более 250 человек уменьшатся ставки по страховым взносам. Так, налог с части вознаграждения свыше МРОТ по пенсионным взносам составит 10 процентов, по медицинским — 5 процентов, а по взносам на больничные снизится до нуля.

Организации освобождаются от необходимости сдавать бухгалтерскую отчетность в другие госорганы, кроме налоговой инспекции по месту регистрации.

Кроме того, вводятся льготы по налогообложению компенсаций стоимости путевок на отдых, а также появится новый вид налогового вычета — на физкультурно-оздоровительные услуги.


Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Помощникам депутатов Госдумы и сенаторов станут платить больше

C 1 января вступит в силу федеральный закон о повышении на 20 процентов фонда оплаты труда помощников депутатов Государственной Думы и сенаторов.

Общий фонд увеличат с указанных в законе 300 тысяч рублей (с учетом индексации 2020 года эта сумма достигла 322,3 тысячи рублей) до 387 тысяч рублей.

Каждый депутат и сенатор вправе иметь до семи помощников, не более двух из них могут работать в парламенте, остальные — в регионе.

Алкоголь подорожает

С 1 января алкогольный акциз вырастет на 4-5 процентов. По этой причине производители начали заранее покрывать ожидаемые убытки из-за потери спроса, рассказал доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.

Он привел в пример полулитровую бутылку водки, цена которой в рознице начинается от 230 рублей. По словам Черникова, ее себестоимость составляет порядка 36 рублей. Еще 6 рублей закладывается в качестве прибыли для производителя. Остальные примерно 190 рублей — это акциз, НДС, наценка розничного продавца и транспорт.


Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Минимальная цена пачки сигарет тоже вырастет

За основу берется минимальная ставка табачного акциза, НДС и значение повышающего коэффициента.

Техосмотр для личных автомобилей россиян стал необязательным

Накануне Нового года вступил в силу закон об отмене обязательного техосмотра для личного автомобильного транспорта.

Согласно новой норме, освобождение от прохождения техосмотра предусматривается для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых россиянами только в личных целях.

С этого момента техосмотр транспортных средств данных категорий обязателен только при постановке их на учет либо при регистрации смены владельца. Кроме того, на ТО отправят в том случае, если в конструкцию автомобиля вносятся изменения.

При этом, техосмотр останется обязательным для такси и транспорта, который выполняет перевозку пассажиров, а также для личного автотранспорта, задействованного в служебных целях.

Должникам запретили получать субсидии на оплату ЖКХ

С 1 января вступает в силу запрет на субсидии на оплату услуг ЖКХ для тех, у кого имеется подтвержденная судом задолженность по счетам.

Аналогичные условия будут действовать для ряда льготных категорий граждан, которые получают не субсидии, а компенсации на оплату коммунальных услуг.

По новому закону, желающим оформить субсидию не нужно предоставлять справки об отсутствии задолженности. Органы власти будут самостоятельно запрашивать эти сведения.

Мусор в Москве начнут убирать по-новому

С начала 2022 года Москва присоединяется к мусорной реформе, которая уже началась в ряде других российских регионов. В связи с этим столичные власти утвердили новый тариф на вывоз бытовых отходов. Он начинает действовать с 1 января.

Сумма будет рассчитываться в зависимости от площади жилья. Москвичи будут платить за вывоз отходов от 7,27 рубля за каждый квадратный метр, таким образом ежемесячный платеж с квартиры в 45 квадратных метров составит от 327 до 419 рублей, в зависимости от района.

В столице вырастут налоги на жилье

С начала 2022 года кадастровая стоимость жилья в Москве увеличится в среднем на 21 процент. Это значит, что автоматически будет пересмотрен в сторону повышения налог на имущество и земельный налог, а также платежи за городскую недвижимость.

Власти столицы оценили семь миллионов объектов недвижимости, среди них более 342 тысяч земельных участков. Текущая оценка недвижимости действует с 2018 года.

В Москве изменится стоимость проезда в транспорте

Также в среднем немногим более чем на один рубль за поездку вырастет цена абонементов на 30 и 90 дней. Начиная с июля такие абонементы можно будет активировать не сразу, а в течение десяти дней после покупки.


Фото: Екатерина Якель / Коммерсантъ

В Москве и еще двух регионах проведут эксперимент по онлайн-продаже рецептурных лекарств

С 1 января в России запланировано начало эксперимента по онлайн-торговле рецептурными лекарственными препаратами. Продажи начнутся не на всей территории страны, а только в трех пилотных регионах — в Москве, Московской и Белгородской областях.

С совместной инициативой провести такой эксперимент летом 2021 гола выступили правительство Москвы и Сбербанк. Согласно документу, представленному в июле столичной мэрией, в рамках эксперимента можно будет приобрести любые рецептурные лекарства, кроме наркотических и психотропных, а также спиртосодержащих препаратов с долей этилового спирта свыше 25 процентов.

При этом с 1 сентября в России действует новый порядок онлайн-продажи лекарств, отпускаемых без рецепта. Вести такую торговлю могут аптеки, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от Росздравнадзора.

Госзакупки Росгвардии и ФСО станут секретными

С начала 2022 года Росгвардия и Федеральная служба охраны (ФСО), а также подконтрольные им учреждения и предприятия могут не раскрывать данные о своих закупках и проводить тендеры только закрытым способом. Соответствующее распоряжение в ноябре подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Помимо этого, засекреченными остаются госзакупки Министерства обороны, Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Службы внешней разведки (СВР).


Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

С Нового года в России вступают в силу новые правила о секретности и гостайне

Новые правила распределения по степеням секретности сведений, содержащих государственную тайну, были утверждены постановлением правительства.

Документ предусматривает три степени секретности: данные особой важности, совершенно секретные и секретные. К первой категории отнесены сведения о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых способно нанести ущерб интересам страны в одной или нескольких из этих областей.

К совершенно секретным правительство отнесло данные из перечисленных областей, распространение которых может нанести ущерб не всей стране, а интересам государственного органа или отрасли экономики.

В третью категорию попали все остальные сведения, составляющие гостайну, распространение которых может нанести ущерб предприятиям, учреждениям или организациям, работающим в перечисленных в первом пункте областях.

Подавать в суд теперь можно онлайн

Новый федеральный закон разрешает подавать в суд иски и иные документы в электронном виде. Соответствующая норма действует с 1 января.

Истцам, ответчикам и всем, кто причастен к процессу, теперь разрешено участвовать в судебных заседаниях удаленно, посредством веб-конференции при наличии в судах такой технической возможности.

При этом, согласно закону, судья имеет право удалить участником заседания за различные нарушения посредством отключения их от видео-связи.

Какие еще изменения произойдут в России в 2022 году. Коротко.

С 1 февраля:

— размер ежемесячных выплат для 14,5 миллиона российских пенсионеров будет проиндексирован на 5,8 процента;

— увеличится размер материнского капитала: выплата на первого ребенка — с 483 882 до 503 237 рублей, на первого и второго — с 639 432 до 665 009 рублей;

— должникам начнут сохранять на счетах прожиточный минимум при списании с них негосударственных долгов;

— в России впервые начнет действовать ГОСТ по срочному захоронению в братских могилах трупов людей и животных.

— в стране заработают новые правила ввоза лекарств для тяжелобольных — теперь благотворительные фонды и медицинские организации смогут подавать заявление на получение разрешений на ввоз препаратов через единый портал госуслуг;

— начнет действовать новый порядок выдачи медицинских справок для водителей, а также произойдут перемены во взаимодействии Госавтоинспекции (ГИБДД) с автошколами;

— вступит в силу закон о штрафе за отсутствие диагностической карты о прохождении техосмотра транспортного средства в случае, когда он является обязательным, размер денежного взыскания составит 2 тысячи рублей;

— в начале второго полугодия, как обычно, проиндексируют тарифы на услуги ЖКХ, в среднем они подорожают на 4 процента;

— вступит в силу закон о введении паспорта болельщика для доступа на соревнования.


1. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Концептуальные вопросы реформирования налога на доходы физических лиц в России. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.– 212 с.

2. Гришин А.В. Налогообложение оплаты труда в условиях реформирования налоговой системы в России: Дис. . . канд. экон. наук : 08.00.10. – М., 2005. – 218 с.

3. Малецкий А.А. Анализ ресурсной базы налогообложения народных хозяйств [Текст] / А.А. Малецкий// Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. - № 2 (188). – С. 60-73.

5. Налоговый кодекс Российский Федерации [ Текст ] Части 1 и 2 от 31.07.1998 №146-ФЗ (в действующей редакции на 28.06.2014г.) // СПС Консультант Плюс.

6. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 (в действующей редакции на 21.07.2014г.) // СПС Консультант Плюс.

7. Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве: Закон г. Москвы от 19.09.2001г. № 51 // СПС Консультант Плюс.

Человеческий труд является ведущим фактором развития цивилизации. В современных условиях издержки на труд определяют уровень конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и государств в целом. Оплачиваемая трудовая деятельность, порождая движение денежных средств между нанимателем и нанимаемым, влечет за собой возникновение у них налоговых отношений с государством. Именно поэтому возрастает актуальность исследований, посвященных системному изучению особенностей налогообложения труда в конкретной стране. Кроме того, налогообложение труда может рассматриваться как фактор налогового потенциала населения региона.

Целью статьи является определение сущности и особенностей налогообложения труда в современной России как фактора налогового потенциала населения региона. Выявление особенностей налогообложения труда в современной России в представленной статье строится на анализе налогообложения трудовых доходов нанимаемого налогом на доходы физических лиц и расходов нанимателя на оплату труда своих работников в части их обложения страховыми взносами, уплачиваемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС РФ). Отдельное внимание уделяется разнице в налогообложении труда иностранных граждан – трудовых мигрантов и остальных лиц. Для обоснования взаимосвязи налогообложения труда с налоговым потенциалом населения региона в статье раскрывается сущность и факторы налогового потенциала населения региона. Ресурсной базой налогового потенциала населения региона выступают доходы населения. Доходы населения на макроэкономическом уровне, помимо прочего, включают в себя денежные доходы в форме оплаты труда, доходы от предпринимательской деятельности и отчисления работодателей во внебюджетные фонды. Именно эти элементы доходов тесно связаны с налогообложением труда в России.

Степень разработанности в научных исследованиях теории и практики налогообложения труда характеризуется преобладанием исследований, посвященных отдельным аспектам подоходного налогообложения в России и за рубежом, а также особенностей обложения страховыми взносами расходов работодателей на оплату труда наемных работников. Комплексные исследования налогообложения труда осуществляются Е.С. Вылковой и коллективом объединенных ее авторов из России, Украины, Германии и Польши. В их числе: Л.И. Гончаренко, Е.А. Ермакова, И.А. Майбуров, Т.Ф. Юткина. Отдельно следует отметить исследования: М.П. Степановой, посвященные налогообложению труда в развитых странах, С.В. Разгулина о расходах на оплату труда, А.О. Федоренко и О.В. Федоренко о путях совершенствования подоходного налогообложения и льготного налогообложения детского труда, и о взаимосвязи налогообложения труда и человеческого капитала. Исследования, посвященные изучению взаимосвязи налогообложения труда и налогового потенциала населения конкретной территории, отсутствуют.

Степень разработанности налогового потенциала населения в отечественной финансовой науке также характеризуется недостаточным уровнем. Так, как большее внимание уделяется изучению финансового потенциала в целом. Изучение налогового потенциала как отдельной части, позволит лучше изучить финансовый потенциал, а так же сделать исследование налогового потенциала эффективным инструментом бюджетной политики и налогового администрирования.

В трудовых отношениях выделяют двух основных участников: нанимаемого (работника) и нанимателя (работодателя). Быть работодателем может любое юридическое и/или физическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и от того, осуществляет ли это лицо предпринимательскую деятельность или нет. Трудовой деятельностью в России может заниматься лицо, достигшее 14 лет и старше. Законодательство достаточно жестко регулирует правовое закрепление трудовых отношений с целью защиты всех сторон этих отношений. Отдельное внимание уделяется трудоустройству и найму иностранных работников [6].

Согласно Гришину А.В. [2], налогообложение труда – это совокупность мероприятий по установлению, исчислению и взиманию налогов, объектом налогообложения которых являются расходы работодателей на оплату труда и/или доходы работников. Таким образом, совокупность мероприятий по установлению, исчислению и взиманию налогов и сборов, объектом налогообложения которых являются расходы работодателей на оплату труда, а также трудовые доходы нанимаемого, представляет собой налогообложение труда.

Теоретически у нанимателя и нанимаемого возникают налоговые статусы: у нанимаемого, получающего доход от трудовой деятельности, – статус налогоплательщика; у нанимателя, оплачивающего труд нанимаемого, в зависимости от юридического закрепления отношений найма (от заключенного между ними договора), возникают или не возникают статусы налогового агента и плательщика страховых взносов (см. рисунок 1).


Рис. 1. Налогообложение труда в России

Пунктирной линией отображена возможность возникновения у нанимателя статусов налогового агента и/или плательщика страховых взносов. Как видно из представленной схемы, при заключении трудового договора между нанимателем (работодателем) и нанимаемым (работником) у последнего всегда возникает статус налогоплательщика, а у первого – налогового агента и плательщика страховых взносов. Отношения могут оформляться гражданско-правовыми договорами, например, договорами подряда, бытового подряда, комиссии, возмездного оказания услуг. Возникновение у нанимателя статусов налогового агента и плательщика страховых взносов зависит от юридических статусов нанимаемого (ФЛ – индивидуальный предприниматель или нет; налоговый резидент или нет; иностранный гражданин или нет) и самого нанимателя (просто ФЛ или ФЛ – индивидуальный предприниматель; организация или нет; российский налоговый резидент или нет), а в некоторых случаях от условий договора.

Отметим, что во всех перечисленных отношениях нанимаемое лицо всегда является налогоплательщиком по НДФЛ, разнится только форма выполнения им своих обязанностей по исчислению и уплате в бюджет сумм налога: либо через налогового агента, либо самостоятельно. Ставка НДФЛ зависит от налогового статуса нанимаемого – налоговый резидент или нет. Если нанимаемый является налоговым резидентом, то размер НДФЛ составляет 13%, у налоговых нерезидентов и иностранных рабочих, работающих не по трудовому патенту, – 30%. Помимо этого, налоговым резидентам предоставляется право на вычеты по НДФЛ, нерезидентам такое право не предоставляется. При подписании трудового договора работодатель становится налоговым агентом, а при подписании гражданско- правовых договоров нет. В этом случае налогоплательщик – нанимаемый самостоятельно через декларационный метод уплачивает НДФЛ. Размер НДФЛ остается прежним – 13% и 30%. Декларацию необходимо подать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Сумму налога, которая была рассчитана и указана в декларации, нужно уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода. В действующем законодательстве больше внимания уделено отчислению НДФЛ через налогового агента, в то время как с каждым годом все активнее развивается фриланс, предполагающий самостоятельное начисление и уплату НДФЛ налогоплательщиком.

Наниматель – плательщик страховых взносов уплачивает их в размере 30% от фонда оплаты труда нанимаемого, из них отчисления в ПФР составляет 22%, ФСС РФ – 2,9% и ФФОМС 5,1%. Помимо этого, работодатели уплачивают взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (а это 32 страховых тарифа размером от 0,2% до 8,5%, дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска).

За иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России, с которыми заключен трудовой договор, начисляются взносы во все фонды, за временно пребывающих в России иностранных граждан – взносы не начисляются в ФСС РФ и ФФОМС РФ (в ПФ РФ взносы начисляются, если трудовой договор бессрочный, либо сроком более 6 месяцев и более в течение календарного года, и иностранец не является высококвалифицированным специалистом).

Налогообложение труда рассматривается нами как фактор налогового потенциала населения конкретной территории (региона), поскольку существует неоспоримая зависимость между налогообложением доходов населения от трудовой и предпринимательской деятельности и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему страны и региона (см. рисунок 2).

Россияне – физические лица (не занимающиеся предпринимательской деятельностью) уплачивают прямые налоги с доходов (НДФЛ) и имущества (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц) и косвенные – с потребления (НДС и акцизы). Прошлые, текущие и будущие доходы населения ограничивают потребительские возможности населения, а, следовательно, могут рассматриваться как ресурсный базис для косвенного и имущественного налогообложения. В свою очередь уровень, структура и динамика денежных доходов населения в разрезе доходов в форме оплаты труда, предпринимательского дохода, социальных пенсий и пособий, уплачиваемых за счет средств внебюджетных фондов тесно связаны с прошлыми, текущими и будущими особенностями налогообложением труда в стране.


Рис. 2. Взаимосвязь налогообложения труда и налогового потенциала населения региона

Источник: составлено по [3].

Ситуация на рынке труда в России, согласно данным Росстата на 1.01.2013 года [8], характеризуется тем, что из 143,3 млн.чел. россиян, в трудоспособном возрасте находится всего 60,1% (что составляет чуть более 86 млн.чел.), численность экономически активного населения составляет 75,7 млн.чел. (т.е. менее 53% россиян) при среднегодовой численности занятых в экономике 67,97 млн.чел. (чуть более 47% всего населения) и численности безработных в 4,1 млн.чел.. При этом на занятых в государственной и муниципальной сферах приходится 19,5 млн.чел. (т.е. 28,7% от всех занятых или 13,67% от всего населения), в частной – 40,6 млн.чел. (почти 60% от всех занятых или 28,3% от всего населения). Экономически активное население преимущественно состоит из лиц старше 19 лет и младше 60 лет (на занятых данного возрастного диапазона приходится 94,7% всех занятых, средний возраст занятых 40,3 лет). В России находится 1,6 млн. чел. иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, из них разрешение на работу имеют 1,1 млн.чел.

Уровень доходов россиян, согласно данным Росстата на 1.01.2013 года [8], характеризуется приростом реальных денежных доходов населения (на 5,8% в 2012 году по сравнению с 2011 годом), начисленной заработной платы (на 8,4%), назначенных пенсий (на 3,3%). Среднедушевые доходы россиян составляют 23 058 руб. в месяц, среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций – 26 629 руб. в месяц, работников местного самоуправления – 25 649 руб. в месяц, средний размер назначенных пенсий – 9 154 руб. в месяц. В общей сумме денежных доходов россиян 41,5% составляет оплата труда, 8,6% – доходы от предпринимательской деятельности, 18,5% – социальные выплаты.

Численность предприятий и организаций в России 4,9 млн.шт. (4 млн.шт. – коммерческие юридические лица, 0,7 млн.шт. некоммерческие юридические лица), больше всего их в сфере торговли (1,8 млн.шт.), операций с недвижимостью (0,9 млн.шт.), строительстве (0,45 млн.шт.) и обрабатывающем производстве (0,4 млн.шт.). Оборот организаций составляет 87 651,3 млрд.руб.. Малых предприятий в России всего 2 млн.шт., из них больше всего занято в сфере торговли (0,7 млн.шт.), строительстве (0,2 млн.шт.), обрабатывающих производствах (0,17 млн.шт.). Организаций с иностранным капиталом в России 24 тысячи [8].

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 8 064,5 млн. руб., из которых 2 261,5 млн.руб. (28%) приходится на поступления НДФЛ. В ПФ РФ в 2012 году поступило 5 890364 млн.руб., в ФСС РФ – 630 783,5 млн.руб., в территориальные ФОМС 1 041908,4 млн.руб. [8].

Не смотря на то, что уровень доходов россиян считается прогрессирующим за последнее время, среднедушевые доходы по-прежнему остаются не высокими, согласно официальным данным Росстата. Однако, существует теневой сектор экономики и индивидуальные предприниматели, которые не декларируют свои доходы, уменьшая тем самым налоговый потенциал региона. В наше время найм без оформления договора и его регистрации в налоговых органах приобретает все большую популярность, особенно в такой сфере, как фриланс.

Таким образом, чтобы увеличить поступления в бюджетную систему (именно налоговыми поступлениями может измеряться налоговый потенциал населения) необходимо повышать заинтересованность наемных работников, особенно в сфере фриланса, в легализации средств, получаемых ими в качестве вознаграждения за осуществление ими трудовых обязанностей и выполненные работы. Повышать заинтересованность указанных лиц в легализации доходов и уплате с них налогов возможно путем: формирования системы государственной поддержки индивидуальных форм предпринимательства; предоставлением налоговых преференций легализировавшим свой трудовой доход лицам по сравнению с не легализировавшими; усилением контроля и надзора за оформление и осуществлением отношений найма одним лицом другого, в том числе повышение размеров административной и налоговой ответственности для нанимателя и нанимаемого. При этом в целях социальной справедливости предлагается: выводить из-под налогообложения минимум доходов, необходимый для проживания, а оставшиеся доходы уменьшать на суммы понесенных фрилансером расходов (эти суммы возможно установить в: фиксированных размерах для отдельных видов деятельности, если доходы не могут быть подтверждены документарно или в размере реально понесенных и документально подтвержденных нанимаемым лицом расходов).

Осуществление предлагаемых нами мероприятий позволит, на наш взгляд, сделать налогообложение труда в современной России эффективным инструментом развития налогового потенциала населения.

Рецензенты:

Читайте также: