Налог в россии в 2016

Обновлено: 04.05.2024

Земельный налог за год (налогоплательщик - физическое лицо) должен уплачиваться, как известно в конце следующего за года. То есть за 2017 - в конце 2018 года и т.п. Налогоплательщик, с 2014 года владеющий участком (кадастровая стоимость которого установлена в 2013 году), в 2019 году обратился в суд для уменьшения кадастровой стоимости. Суд удовлетворил его требование и уменьшил кадастровую стоимость. Переплата, кажется, должна возвращаться за три года, предшествующие году обращения. То есть, в данном случае, это 2016-2018 годы. Вопрос: возвращается переплата по начисленному за 2016-2018 годы налогу или по уплачиваемому в 2016-2018 годах (т.е. начисленному за 2015-2017 годы)? Должны ли вернуть за 2015 год?

Анна. Я купила дом в 2014 году, декларацию на возврат налого подала в 2015 г. за 2014, могу ли я в 2016 году вернуть налог за 2015, 2013, 2012 за 2014 я получила деньги.

Работающий пенсионер приобрел квартиру в 2012 году. На основании Декларации вернул подоходный налог за 2012, 2013, 2014 годы. Уволен в марте 2015. Имеет ли он право на возврат остатка (53 тыс. руб.) удержанного налога за 2015 и предшествующий покупке 2011 год?

Пожалуйста имеет ли право налоговая инспекция пересчитывать налоги за прошедший период? В частности: пришло уведомление об уплате налога на имущество в 2014 году за 2010, 2011, 2012 годы - налог уплачен. В 2015 году снова приходит уведомление с суммой задолженности по этому же налогу за тот же период! Начинаю выяснять, говорят, что у них был пересчет налога, в связи с пересчетом кадастровой стоимости имущества за 2011, 2012 годы!? . и ССП снимают эту сумму у меня с карты! Законны ли действия налоговой инспекции и ССП?

Не платил транспортный налог с 2010 года. Хочу придти в налоговую и заявить, что готов оплатить налог за последние три года (2014, 2015, 2016), а чтобы все налоги за 2010-2013 списали. Имеет ли я на это право?

В 2013 году пришло требование об уплате транспортного налога за 2010, 2011, 2012 год на сумму 11000 руб - я его не оплатил.

Налоги за 2013, 2014, 2015 год я оплатил, а в личном кабинете на налог. Ру так и висит сумма недоимки 11000 и по ней начисляют пени.

Правомерно ли до сих пор начислять пени за не оплаченный налог старше 3-х лет? Могут ли эту сумму удержать с зарплатной карты? Как можно аннулировать пени и сам налог? Спасибо.

В 2012 году купил квартиру за 2500 тыс. р,через 3 года вернул подоходный налог 130 тыс. р,за 2013-2015 гг, имею ли я право вернуть в 2019 году оставшиеся 130 тыс, за 2016-2018 гг?

Я понес затраты на лечение в 2013 году и в 2014 году. Могу я в 2016 году получить социальный вычет единовременно и за 2013 год и за 2014 год. или мне в 2016 году надо подавать декларацию на получение вычета за 13 год, а в 2017 году на получение вычета за 14 год. оплаченные налоги за 2013-2015 года с лихвой перекрывают сумму вычетов.

Приобретаю жильё, оплату произвожу в сентябре 2018 го. Заявление на возврат налога за 2017, 2016 и 2015 год не могу подать сейчас? Или только в 2019 году за 2016-2018 гг? Спасибо.

Осенью 2013 года оплатил транспортный налог за 2011 год. В июне 2014 года оплатил трансп. Налог за 2012 год. Налоговая требует оплатить задолженность образовавшуюся с 2004 по 2010 год. Сумма налога:18500 руб. + 4500 пени. Есть ли возможность списания этой задолженности?

Работающий пенсионер, приобрел недвижимость в 2012 году. В 2014 году подет заявление на возврат подоходнего налога. Возможно ли он получит подоходний налог за три года сразу за 2013, 2012, 2011 год ЕСЛИ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ?

Я-работающая пенсионерка с 2013 г. (1958 г.р.) Купила квартиру в 2012 году. Получила возврат подоходного налога за 2012, 2013 г. С января 2015 года не работаю. Могу ли я оформить возврат подоходного налога за 2009, 2010, 2011 год.? Спасибо.

Ситуация. 2016 году написал заявление, что я пенсионер, что бы налоги за квартиру и землю под ней не требовали. В 2018 квитков не прислали, но в госуслугах стоят неуплаченные налоги и пени. И ЕЩЁ! Налоговая в 2017 году проиграла суд по транспортному налогу за 2014 год (авто давно списано). В 2018 в тех же госуслугах налога НЕТ, а вот ПЕНИ есть. И?

Свидетельство о праве собственности получила в 2016 году. Декларацию подала в 2017. Какие (3) предшествующих года мне положено на возврат налога если я работала в 2013 2014 2015 году. На пенсии с декабря 2013 года.

В 2013 году старый автомобиль сняли с учета в ГИБДД (вероятно по причине утилизации), чтоб не платить транспортный налог. Машиной не пользовались. В 2015 году, данную машину поставили на учет с другими гос. номерами и продали. Налоговая в 2017 году насчитала транспортный налог по новым номерам за 2014 и 2015 гг. За 2015 год нами оплачен. А вот 2014 год, как то не попалась нам информация. Сейчас ИФНС подали в суд задолженность по налогу за 2014 год, указывая, что данная задолженность 2016 года. Вопрос: Правильно ли начислили налог за 2014 год и 2015 год за машину с несуществующим гос. номером. И могут ли подать в суд для погашения задолженности за 2014 год, указав задолженность 2016 года, если данная машина продана в 2015 г.

В 2015 году была приобретена квартира, в 2016 году возвращен подоходный налог за 2015 год, возможно ли в 2017 году вернуть подоходный налог за 2014 год?

В конце 2020 года пришло 4 транспортных налога-2016 и 2017 на одну машину и 2018 и 2019 на вторую машину. А в гибдд в 2021 году выдали справку, что одна машина снята с учета в 2008 году, а вторая в 2014. Вернут ли мне деньги оплаченные за эти годы. Налоги пришли и оплачены в 2020 году. Спасибо.

Я плачу налог на землю каждый год по 227 руб, в 2013 году повысили налоги и мне сегодня пришла квитанция уплатить налог за 2011 2012, 2013 года но уже по заоблачным ценам, обязана ли я платить за 2011 2012 год?

В 2013 году мне пришло извещение о задолженности по уплате земельного налога за 2009, 2010, 2011 годы. (в 2012 году я землей уже не владел). Должен ли я платить налог за 2009 год?

В прошлом году получила уведомление по земельному налогу за 2011, 2012, 2013 гг. 25.09.2014 г. оплатила, не обратив внимание на ставку налога. В этом году получив уведомление, написала им заявление с просьбой разобраться со ставкой. Они пересчитали мне налог за 2012, 2013 и 2014 гг. А как быть с 2011 г.? Уведомление за 2011 г. было получено и оплачено только в 2014 г.

Налоговая требует оплатить транспортный налог за 2018 - 2019 годы. Выяснил что уплаченный мной транспортный налог за 2018 год, в сумме 1200 руб. Провели как за 2016 год а уплаченный транспортный налог за 2016 год погасили задолженность 2012 года.

Не платил транспортный налог с 2010 года. Судя по данным личного кабинета налогоплательщика налоговая суммирует все налоги с 2010 по 2016 и на эту сумму начисляет пени.

1. Законно ли это? Ведь срок исковой давности три года? То есть вроде бы должны рассчитывать размер недоимки только в размере налога за 2014, 2015, 2016?

Могут ли мне вернуть подоходный налог за лечение в 2014 году из подоходного налога в 2016 году, если подоходный налог был полностью возмещен за 2014 и 2015 годы?

В феврале 2015 года была куплена квартира. В июле 2015 года наступил пенсионный возраст. До сих пор продолжаю работать, 2016 году должность сокращена, возможно придется уволиться на пенсию. Возможно ли вернуть подоходный налог 2016 году за 2013, 2014, 2015 годы.


НДФЛ удерживается из доходов физлиц и перечисляется в бюджет налоговыми агентами. В противном случае сами налогоплательщики-физлица (в том числе и ИП) самостоятельно уплачивают за себя этот налог с полученных доходов.

Расшифровка аббревиатуры НДФЛ

Налогоплательщиками являются резиденты, получающие доход как в РФ, так и за пределами страны, а также нерезиденты, источник дохода которых находится в России. Подробнее о том, кто признается резидентами при расчете НДФЛ, говорится в п. 2 и п. 3 ст. 207 НК РФ.

Подоходный налог в России

Подоходный налог с физических лиц удерживается налоговыми агентами (или уплачивается самими физлицами) со следующих доходов:

  • проценты (которые выше ставки рефинансирования ЦБ + 5 пунктов, кроме процентов по гособлигациям) и дивиденды, получаемые от российских юрлиц и ИП, а также от иностранных компаний;
  • выплаты по страховке при наступлении страхового события, получаемые физлицом-страхователем от российских и иностранных компаний;
  • доход авторов и владельцев смежных прав, в том числе и при использовании указанных прав за границей;
  • арендная плата (платеж за временное платное пользование) за имущество, которое находится в России и за ее пределами;
  • от продажи недвижимости, ценных бумаг и доли участия в уставном капитале юрлиц, долговых расписок компаний и другого имущества; местом нахождения данных объектов может быть как Россия, так и зарубежные государства;
  • оплата за работы, услуги, выполнение обязанностей по трудовым и гражданско-правовым договорам в РФ и за пределами страны;
  • стипендии, пенсии (кроме выплачиваемых ПФР), пособия (кроме государственных), которые получены в соответствии с российским и зарубежным законодательством;
  • доходы, полученные при осуществлении перевозок в/из РФ (а также в любых пунктах разгрузки/выгрузки) транспортными средствами; сюда же относится доход российского контролирующего лица от деятельности контролируемой им организации-перевозчика;
  • рента от использования ЛЭП, оптико-волоконных линий передачи данных, трубопроводов и компьютерных сетей;
  • полученные правопреемниками пенсионные выплаты за усопших застрахованных физлиц;
  • другие доходы, получаемые налогоплательщиками в России и за ее пределами, за исключением перечисленных в ст. 217 НК РФ.

Формула НДФЛ

НДФЛ вычисляется по следующей формуле:

База налогообложения × Налоговая ставка.

При этом под базой налогообложения понимаются все доходы (в денежной и натуральной форме, а также в форме выгоды материального характера) физлиц, с которых удерживается НДФЛ. При определении налоговой базы из нее исключаются суммы вычетов (имущественных, профессиональных, социальных, инвестиционных, стандартныхе), на применение которых у налогоплательщика есть право.

Налоговая ставка для налогоплательщиков-резидентов составляет 13%, для физлиц-нерезидентов — в большинстве случаев 30% (зарплата — 13%, дивиденды от российских компаний — 15%).

Ставкой в 35% облагаются:

  • лотерейные выигрыши, призы (кроме спортивных), подарки, в том числе и от работодателей, свыше 4 000 руб.;
  • банковские проценты, превышающие ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную на 5 пунктов, — по рублевым депозитам, по вкладам в инвалюте — по ставке выше 9% годовых;
  • экономия на процентах по займам потребкооперативов, если их размер меньше 2/3 ставки рефинансирования ЦБ в рублях (9% в инвалюте).

Сниженная налоговая ставка (9%) действует в отношении процентов по облигациям, эмиссия которых была проведена до 01.01.2007. Доходы от ценных бумаг облагаются НДФЛ в размере 30%.

Какие налоги, взимаемые с прибыли физлиц, уменьшают НДФЛ?

В соответствии с п. 5 ст. 225 НК РФ сумма торгового сбора, уплаченного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде, уменьшает сумму НДФЛ за этот же период. Для того чтобы воспользоваться таким правом, предприниматель должен уведомить ИФНС о постановке его на учет в качестве плательщика торгового сбора по отношению к объекту осуществления своей хоздеятельности.

Оплата иностранцем, трудоустроенным в России, аванса по НДФЛ по патенту уменьшает сумму удержанного с него подоходного налога. Такой работник подает своему источнику выплат данные об оплате за патент, и налоговый агент корректирует сумму удерживаемого НДФЛ с дохода налогоплательщика на эту сумму.

Налоговый учет НДФЛ

Все налоговые агенты обязаны начислять НДФЛ, удерживать его из доходов физлиц и оплачивать в госбюджет в соответствии со ст. 226 НК РФ. НДФЛ удерживается при начислении зарплаты или выплате иного дохода. Сумма удержаний по НДФЛ не должна превышать сумму, равную половине выплачиваемого дохода (п. 4 ст. 226 НК РФ). При этом уплата НДФЛ за счет личных средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Уплата НДФЛ налоговыми агентами в бюджет с 2016 года производится в следующий за выплатой дохода рабочий день, а для больничных и отпускных – не позже последнего дня месяца, в котором такие выплаты осуществлены (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Учет доходов физлиц у источников их выплат (налоговых агентов) ведется с применением налоговых регистров, в которых систематизируется информация в течение налогового периода. Формы таких регистров самостоятельно разрабатываются налоговыми агентами, обязательным при этом является наличие всех идентифицирующих налогоплательщика — получателя дохода данных, а также всей информации о полученном доходе (сумма, дата, вид деятельности) и кодах примененных налоговых вычетов (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Налогоплательщики, перечисленные в п. 1 ст. 227, п. 1 ст. 227.1 и п. 1 ст. 228 Налогового кодекса, начисляют НДФЛ самостоятельно. Уплата самостоятельно начисленного физлицом НДФЛ производится не позднее 15 июля (п. 4 ст. 228 НК РФ). ИП и самозанятые лица уплачивают НДФЛ авансовым способом в срок до 15 июля за полугодие, до 15 октября — за 3-й квартал, до 15 января — за 4-й квартал.

Какая у НДФЛ очередность платежа в 2016–2017 годах?

При оформлении платежных поручений по НДФЛ в 2016-2017 годах следует руководствоваться действующими правилами по заполнению таких документов. Правила по указанию необходимой информации о плательщике и получателях средств при уплате налога НДФЛ в 2016-2017 годах, содержатся в приказе Минфина от 12.11.2013 № 107н, применять который следует в актуальной редакции.

Подоходный налог в РФ с аванса

При выплате работнику аванса в счет зарплаты работодатель — налоговый агент не удерживает НДФЛ, поскольку удержание НДФЛ возможно лишь в конце месяца при начислении заработной платы (п. 2 ст. 223 НК РФ).

А что касается авансом выплаченной премии, то здесь это правило не работает, поскольку премия является доходом, признаваемым по иным правилам (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ): на дату фактической выплаты. Значит, произведя частичную выдачу премии авансом ранее оговоренного срока, налоговый агент должен удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.

Если выплата аванса предусмотрена гражданско-правовым договором с физлицом, то при такой выплате налоговый агент должен также удержать НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц в 2016-2017 годах

НДФЛ в 2016 году претерпел ряд очередных изменений, наиболее существенными из которых стали:

  • появление ежеквартальной отчетности о начисленных и уплаченных за отчетный период суммах налога;
  • изменение условий освобождения от налогообложения доходов от продажи недвижимости, приобретенной после 01.01.2016;
  • предоставление вычетов на лечение и обучение по месту работы;
  • рост (до 350 тыс. руб.) суммы дохода, до которого у работника есть право на получение вычета на ребенка;
  • рост величины вычетов на детей-инвалидов;
  • введение единого срока для уплаты НДФЛ с доходов (не позже рабочего дня, следующего за днем выплаты) с исключением из их числа больничных и отпускных;
  • уточнение дат получения некоторых видов доходов (командировочные, зачет встречных требований, списание долга, матвыгода);
  • изменение в сторону увеличения на 1 месяц срока для подачи в ИФНС сведений о невозможности удержать НДФЛ с выплаченного дохода;
  • установление нового срока (01 декабря следующего года) для уплаты физлицом налога, не удержанного у него налоговым агентом.

Новшества-2017 по НДФЛ, вступившие в силу с начала года, таким разнообразием не отличались:

  • в число необлагаемых доходов работника добавлена плата за независимую оценку его квалификации, оплаченная работодателем;
  • перечень вычетов, доступных физлицу, дополнен платой за независимую оценку квалификации, которую человек оплатил самостоятельно.

Налог с доходов физлиц: отчетность в 2016-2017 годах

Новая ежеквартальная отчетность по подоходному налогу (форма 6-НДФЛ), содержащая сводную информацию о суммах и сроках уплаты налога, удержанного в отчетном квартале, представляется в ИФНС по итогам:

  • 1-го квартала — до 30 апреля;
  • полугодия — до 30 июля;
  • 9 месяцев — до 30 октября;
  • календарного года — до 1 апреля.

В связи с этим отчетом НК РФ установлены не только санкции за его несдачу (опоздание со сдачей), но и штраф за искажение данных в отчетности.

При этом, как и раньше, налоговые агенты должны до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, подать в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ по каждому физлицу, которому в течение года был выплачен доход. Справка по форме 2-НДФЛ также оформляется и выдается каждому налогоплательщику-физлицу, с дохода которого был удержан НДФЛ.

Самостоятельно исчисляющие налог физлица должны сдать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Декларация 3-НДФЛ подается до 30 апреля года, следующего за отчетным, а в случае прекращения предпринимательской деятельности — в течение 5 дней после прекращения бизнеса. В налоговой декларации не указываются доходы, которые не подлежат налогообложению (они перечислены в ст. 217 НК РФ), в том случае, если это не оказывает влияния на применение декларантом налоговых вычетов.

Для определения размера авансовых платежей предприниматели на ОСНО и самозанятые лица представляют в налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ. Срок подачи первой такой декларации — по истечении месяца с даты получения первого дохода от деятельности, а те, кто занимается бизнесом не первый год, но планируют изменить уровень своего дохода в наступившем году, подают ее вместе с формой 3-НДФЛ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

РБК провел исследование, сколько платят в казну крупнейшие компании России. И выяснил, что при снижении общей налоговой нагрузки на экономику в 2016 году для топ-50 российских налогоплательщиков она выросла с 12,4 до 12,9%

Главный вывод исследования — налоговая нагрузка на лидеров российской экономики за 2016 год серьезно увеличилась. По сравнению с 2015 годом она составила 12,9%, увеличившись на 0,5 процентного пункта. Это очень серьезный рост, если принять во внимание, что значение налоговой нагрузки для всей экономики, рассчитываемое ФНС, снизилось на 0,1 п.п. — с 9,7% в 2015 году до 9,6% в 2016-м. Выходит, что снижается фискальное давление на средние и малые предприятия: либо государство целенаправленно ослабляет его, либо оно просто не в состоянии собрать с массового сегмента экономики больше платежей в условиях кризиса.

Хорошо это или плохо для экономики — вопрос спорный, но очевидно, что пока проблема наполнения бюджета все больше решается за счет крупных налогоплательщиков, в первую очередь нефтяников.

Место Компания Налоги,
₽ млрд
Выручка,
₽ млрд
Налоговая
нагрузка, %
1 1 1 в 2015 Роснефть
Нефть и газ
1 362,0 4 988,0 27,3
2 2 2 в 2015 Газпром
Нефть и газ
1 168,2 6 111,1 19,1
3 3 3 в 2015 ЛУКОЙЛ
Нефть и газ
564,5 4 743,7 11,9
4 4 4 в 2015 Сургут нефтегаз
Нефть и газ
330,8 1 020,8 32,4
5 5 10 в 2015 Сбербанк России
Финансы
245,4 3 058,9 8,0
6 6 5 в 2015 Татнефть
Нефть и газ
156,2 580,1 26,9
7 7 7 в 2015 РЖД
Транспорт
151,6 2 133,3 7,1
8 8 6 в 2015 Росатом
Энергетика
125,3 864,6 14,5
9 9 8 в 2015 Башнефть
Нефть и газ
106,1 494,0 21,5
10 10 9 в 2015 Славнефть
Нефть и газ
92,4 210,9 43,8
11 11 17 в 2015 Транснефть
Транспорт
89,9 848,1 10,6
12 12 14 в 2015 НОВАТЭК
Нефть и газ
87,1 537,5 16,2
13 13 11 в 2015 Ростех
ОПК и машиностроение
87,0 1 266,0 6,9
14 14 12 в 2015 Норильский никель
Металлы и горная добыча
66,5 438,4 15,2
15 15 13 в 2015 Система
Связь
60,5 697,7 8,7
16 16 18 в 2015 АЛРОСА
Металлы и горная добыча
58,7 317,1 18,5
17 17 16 в 2015 Почта России
Связь
44,0 164,8 26,7
18 18 15 в 2015 Россети
Энергетика
42,3 904,0 4,7
19 19 19 в 2015 ВымпелКом
Связь
34,8 276,3 12,6
20 20 22 в 2015 Полюс
Металлы и горная добыча
31,6 163,3 19,4
21 21 23 в 2015 Северсталь
Металлы и горная добыча
27,7 392,1 7,1
22 22 31 в 2015 ВТБ
Финансы
27,0 1 292,3 2,1
23 23 21 в 2015 ММК
Металлы и горная добыча
26,9 339,1 7,9
24 24 37 в 2015 Сибур Холдинг
Химия и нефтехимия
26,5 411,8 6,4
25 25 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Газпром банк
Финансы
26,2 619,1 4,2
26 26 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Уралкалий
Химия и нефтехимия
23,8 151,7 15,7
27 27 24 в 2015 РусГидро
Энергетика
23,5 374,1 6,3
28 28 36 в 2015 Металло инвест
Металлы и горная добыча
19,6 258,5 7,6
29 29 20 в 2015 НЛМК
Металлы и горная добыча
18,4 463,2 4,0
30 30 29 в 2015 Магнит
Торговля
17,6 1 074,8 1,6
31 31 32 в 2015 Т Плюс
Энергетика
17,0 333,0 5,1
32 32 26 в 2015 Еврохим
Химия и нефтехимия
16,9 265,4 6,4
33 33 33 в 2015 ФосАгро
Химия и нефтехимия
16,9 187,7 9,0
34 34 27 в 2015 МегаФон
Связь
13,5 316,3 4,3
35 35 34 в 2015 X5 Retail Group
Торговля
13,4 1 033,7 1,3
36 36 43 в 2015 Евраз
Металлы и горная добыча
13,3 467,9 2,8
37 37 50 в 2015 Аэрофлот
Транспорт
12,9 495,9 2,6
38 38 49 в 2015 Независимая нефтегазовая компания
Нефть и газ
12,6 118,8 10,6
39 39 41 в 2015 Интер РАО
Энергетика
11,3 868,2 1,3
40 40 30 в 2015 Мечел
Металлы и горная добыча
10,8 276,0 3,9
41 41 45 в 2015 Внешэконом банк
Финансы
9,9 759,4 1,3
42 42 38 в 2015 Ростелеком
Связь
9,8 297,4 3,3
43 43 35 в 2015 Нижнекамск нефтехим
Химия и нефтехимия
8,2 158,8 5,2
44 44 44 в 2015 СОГАЗ
Финансы
6,7 159,6 4,2
45 45 42 в 2015 Райффайзен банк
Финансы
6,6 114,2 5,8
46 46 48 в 2015 Акрон
Химия и нефтехимия
6,4 89,4 7,2
47 47 40 в 2015 СУЭК
Металлы и горная добыча
6,2 242,8 2,6
48 48 28 в 2015 Альфа-банк
Финансы
4,8 255,6 1,9
49 49 47 в 2015 Открытие Холдинг
Финансы
4,0 307,6 1,3
50 50 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Лента
Торговля
3,7 306,4 1,2
1 Роснефть
Нефть и газ
1 334,0 5 150,0 25,9
2 Газпром
Нефть и газ
1 086,9 6 073,3 17,9
3 ЛУКОЙЛ
Нефть и газ
629,6 5 173,5 12,2
4 Сургут нефтегаз
Нефть и газ
521,3 1 002,6 52,0
5 Татнефть
Нефть и газ
169,2 552,7 30,6
6 Росатом
Энергетика
164,5 821,2 20,0
7 РЖД
Транспорт
120,8 1 991,0 6,1
8 Башнефть
Нефть и газ
116,9 506,6 23,1
9 Славнефть
Нефть и газ
103,9 221,3 46,9
10 Сбербанк России
Финансы
79,6 2 911,4 2,7
11 Ростех
ОПК и машиностроение
76,0 1 140,0 6,7
12 Норильский никель
Металлы и горная добыча
67,2 425,2 15,8
13 Система
Связь
62,2 678,8 9,2
14 НОВАТЭК
Нефть и газ
55,5 475,3 11,7
15 Россети
Энергетика
49,7 766,8 6,5
16 Почта России
Связь
42,0 148,9 28,2
17 Транснефть
Транспорт
39,1 815,7 4,8
18 АЛРОСА
Металлы и горная добыча
38,0 224,5 16,9
19 ВымпелКом
Связь
34,7 284,8 12,2
20 НЛМК
Металлы и горная добыча
31,2 583,6 5,3
21 ММК
Металлы и горная добыча
25,6 314,1 8,2
22 Полюс
Металлы и горная добыча
21,1 132,1 16,0
23 Северсталь
Металлы и горная добыча
19,2 386,7 5,0
24 РусГидро
Энергетика
18,7 347,5 5,4
25 Русал
Металлы и горная добыча
18,4 632,6 2,9
26 Еврохим
Металлы и горная добыча
17,4 330,9 5,3
27 МегаФон
Связь
16,7 313,4 5,3
28 Альфа-банк
Финансы
15,2 251,9 6,0
29 Магнит
Торговля
15,2 950,6 1,6
30 Мечел
Металлы и горная добыча
14,2 253,1 5,6
31 ВТБ
Финансы
13,1 1 285,2 1,0
32 Т Плюс
Энергетика
13,0 305,1 4,3
33 ФосАгро
Химия и нефтехимия
12,1 189,7 6,4
34 X5 Retail Group
Торговля
11,6 808,8 1,4
35 Нижнекамск нефтехим
Химия и нефтехимия
8,7 155,8 5,6
36 Металло инвест
Металлы и горная добыча
8,1 320,2 2,5
37 Сибур Холдинг
Химия и нефтехимия
8,0 379,9 2,1
38 Ростелеком
Связь
8,0 297,4 2,7
39 СУЭК
Металлы и горная добыча
7,1 301,1 2,4
40 Интер РАО
Энергетика
6,6 832,0 0,8
41 Райффайзен банк
Финансы
6,5 122,9 5,3
42 Евраз
Металлы и горная добыча
6,0 638,9 0,9
43 СОГАЗ
Финансы
5,8 141,0 4,1
44 Внешэконом банк
Финансы
5,6 667,2 0,8
45 Объединенная авиа строительная корпорация
ОПК и машиностроение
5,3 346,1 1,5
46 Открытие Холдинг
Финансы
4,7 334,3 1,4
47 Акрон
Химия и нефтехимия
4,6 92,0 5,0
48 Независимая нефтегазовая компания
Нефть и газ
4,6 115,2 4,0
49 Аэрофлот
Транспорт
4,0 415,2 1,0
50 ЧТПЗ
Металлы и горная добыча
3,6 148,4 2,4

Вторая версия рейтинга, изменения внесены 15.08.2017 в 16.00.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.


Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Молчание табачников

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.


Очень интимные отношения

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Москва заработала больше любого федерального округа

На 1 января 2017 года жители всей России заплатили 3,02 трлн рублей налогов на доходы физических лиц. Лидером среди федеральных округов по этому показателю, естественно, является Центральный федеральный округ. Отчисления физлиц здесь составили 1,2 трлн рублей — больше трети от общероссийского показателя. Однако не стоит переоценивать центральную часть России — основная масса этих доходов получена лишь в двух субъектах Федерации: в столичном регионе, состоящем из Москвы и Московской области.

Показатель Москвы по собранному НДФЛ таков, что он почти в два раза превосходит не то что любые другие регионы, но и любые федеральные округа. Москва собрала налогов на доходы физлиц на сумму в 750 млрд рублей. Для сравнения: крупнейший по сборам налога на доход федеральный округ после Центрального — Приволжский — собрал таких налогов лишь на сумму в 402 млрд рублей, почти вдвое меньше, чем одна перенаселенная Москва.

Лидерами по сборам налогов в Поволжье стали Татарстан с 64,4 млрд рублей, Нижегородская область с 55,4 млрд рублей, Самарская область с 52 млрд рублей и Башкортостан с 47,8 млрд рублей.

Центральному федеральному округу улучшает показатели и Московская область, где объем собранного НДФЛ составил 190,3 млрд рублей. Если же говорить про рейтинг регионов по России — то Подмосковье оказывается лишь на третьем месте, а второе место у второго по величине города страны — Санкт-Петербурга. Здесь показатель равен 199 млрд рублей.

Меньше всего НДФЛ перечислили регионы юга страны, Дальнего Востока и Сибири — Еврейская автономная область, республики Алтай и Ингушетия (от 2 до 3 млрд рублей), а также Калмыкия (1,8 млрд рублей). Отметим, что все эти средства перечисляются в бюджет субъекта Федерации.

Налог на доходы физических лиц в 2016 год, тыс. руб.

Имущество физлиц: треть налогов — в Центральном округе

Похожая на распределение НДФЛ пропорция касается и налога на имущество физических лиц. Всего в России за 2016 год регионы перечислили налогов по этой статье на сумму в 36 млрд рублей. Более трети из этой суммы пришлось на Центральный федеральный округ (14 млрд рублей), из которых, в свою очередь, больше половины — у Москвы (7,3 млрд рублей).

Второе место по объему налога на имущество — у Приволжского федерального округа — 5,4 млрд рублей, что меньше показателя одной только Москвы. Здесь лидирующие позиции — вновь у Татарстана (907 млн рублей). Также в лидерах по Поволжью — Саратовская область с 815 млн рублей, Самарская область с 745 млн рублей, Пермский край и Нижегородская область (570 и 522 млн рублей соответственно).

Из всех регионов России второе место после Москвы занимает Подмосковье с показателем в 2,9 млрд рублей. Третье место — у Санкт-Петербурга с 2,3 млрд рублей. Следом за ними идут Краснодарский край с 1,7 млрд рублей и Свердловская область с 1,4 млрд рублей. Остальные регионы перечислили в бюджет менее 1 миллиарда рублей налогов на имущество физлиц: показатель Ростовской области — 980 млн рублей, Челябинской области — 978 млн рублей, у Татарстана — восьмое место и 907 миллионов.

Меньше всего в России этого налога заплатили в Крыму и Севастополе — жители регионов, напомним, пока освобождены от уплаты этих видов налогов. Кроме них мало налогов заплатили жители северных районов России и Кавказа: Ингушетии, Магаданской области, Ненецкого округа, а также Чукотского округа (от 1,8 до 6,3 миллиона рублей).

Имущество организаций: 100 миллиардов — налог от Москвы

Аналогичный налог на имущество, но принадлежащий организациям, гораздо значительнее. Всего за 2016 год регионы России по этой статье перечислили сумму в 764,5 млрд рублей. Здесь, однако, нет такого значительного перевеса в сторону Москвы и Центрального федерального округа. На этот округ приходится лишь около четверти всех налогов на имущество организаций — на сумму в 208,9 млрд рублей. Москве в этом показателе принадлежит 100 млрд рублей, еще 41,7 млрд рублей — Московской области.

Второе место среди федеральных округов занимает Приволжский со 107,5 млрд рублей. 22 млрд из них приходится на Татарстан, 13,6 млрд рублей — на Самарскую область, 12 млрд рублей — на Нижегородскую. Около 12 млрд рублей, кроме того, заплатил Башкортостан, а еще 11,6 млрд рублей — Пермский край.

Среди всех регионов России первое место по налогу на имущество организаций занимает Москва со 100 млрд рублей, а вот Подмосковье со своими 41,7 млрд рублей находится не на втором и даже не на третьем месте. Второе место — у Ханты-Мансийского автономного округа, где налог на имущество организаций составил 57 млрд рублей. Третье место — у другого северного нефтегазового региона — Ямало-Ненецкого автономного округа. Его результат — 54 млрд рублей. Московская область расположилась лишь на четвертом месте, а пятое место — у Санкт-Петербурга с 31,4 млрд рублей. Следом за ним идут Краснодарский край (25,4 млрд рублей), Свердловская область (24,4 млрд рублей) и Татарстан с 13,6 млрд рублей.

Меньше всего налога на имущество организаций заплатили в Севастополе (166 млн рублей), республиках Алтай (292 млн рублей) и Тыва (330 млн рублей).


Налог на прибыль организаций: у Татарстана — шестое место

Налог на прибыль организаций собран на гораздо большую сумму. За 2016 год российские регионы заплатили 2,77 трлн рублей. Основная часть этих денег — 2,28 трлн рублей — пошла в консолидированные бюджеты субъектов России, еще 491 млрд рублей — в федеральный бюджет.

Лидером по этим налогам, как всегда, благодаря Москве оказался Центральный федеральный округ. Здесь было собрано 1,13 трлн рублей, из которых 812 млрд рублей пришлось на Москву. Подмосковье собрало лишь 146,5 млрд рублей. Второе место среди федеральных округов оказалось у Приволжского, его результат — 357 млрд рублей. Безоговорочным лидером здесь стал Татарстан, собравший 83 млрд рублей. У ближайшего преследователя — Самарской области — налогов по этой статье собрано лишь на 47 млрд рублей, у следующего за ней Башкортостана — на 45 млрд рублей.

Среди всех регионов России второе место после Москвы занял Санкт-Петербург, он перечислил 172 млрд рублей. Московская область — на третьем месте. Следом идет Сахалинская область со 114 млрд рублей, Ханты-Мансийский автономный округ со 109 млрд рублей и Татарстан.

Меньше всего налога на прибыль организации собрали в уже привычных регионах. Не дотянули даже до одного миллиарда пять регионов — это республики Алтай (824 млн рублей), Чечня (687 млн рублей), Калмыкия (606 млн рублей), Тыва (401 млн рублей) и Ингушетия (377 млн рублей).

Налог на прибыль организаций в 2016 году, тыс. руб.

Добыча полезных ископаемых: две трети налогов — на Урале

Значительный доход государство получает, собирая налог на добычу полезных ископаемых. В 2016 году в России было собрано таких налогов на сумму в 2,93 трлн рублей. Естественно, лидеры по этому виду налогов значительно отличаются от лидеров по предыдущим описанным видам налогов. 1,84 трлн рублей собрал Уральский федеральный округ — из них 1,23 трлн рублей приходится на налоги Ханты-Мансийского автономного округа, а 537 млрд рублей — на Ямало-Ненецкий автономный округ.

Второе место по федеральным округам занимает Приволжский федеральный округ с показателем в 537 млрд рублей (как у ЯНАО). Лидеры тут Татарстан со 148 млрд рублей, Оренбургская область со 106 млрд рублей, Пермский край с показателем в 79 млрд рублей и Самарская область с 75 млрд рублей.

Третье место — у Сибирского федерального округа с 261 млрд рублей. Лидеры в Сибири — Красноярский край со 121 млрд рублей и Иркутская область с 69 млрд рублей.

Лидеры среди всех регионов России — ХМАО, ЯНАО и Татарстан. В пятерку также входят Красноярский край и Оренбургская область.

Полтриллиона за сигареты, 300 миллиардов — за бензин

Еще одна значительная статья выплат налогов регионами — акцизы на табачную продукцию и автомобильный бензин. По этим двум статьям российские регионы перечислили в 2016 году сумму более чем в 580 млрд рублей.

467 млрд рублей из этой суммы регионы перечислили в виде акцизов на табачную продукцию, производимую на территории России. Однозначный лидер здесь — Северо-Западный федеральный округ, перечисливший в бюджет 306 млрд рублей. 202 млрд рублей из этой суммы пришлось на Санкт-Петербург, еще 96 млрд рублей — на Ленинградскую область.

Еще 88 млрд рублей перечислил Южный федеральный округ — 37 млрд рублей пришлось на Ростовскую область, 31 млрд рублей — на Краснодарский край, 20 млрд рублей — на Волгоградскую область. 40 млрд рублей, кроме того, заплатил Приволжский федеральный округ — почти все эти деньги пришлись на Саратовскую область. Наконец, еще 33 млрд рублей пришлось на Центральный федеральный округ. 15 млрд рублей из них в Москве, 13 млрд рублей — в Ярославской области, а 4 млрд рублей — в Калужской области.

Акцизов за автомобильный бензин было заплачено на сумму в 318 млрд рублей. 130 млрд рублей из них были заплачены в Приволжском федеральном округе. Лидер здесь — Башкортостан с 38 млрд рублей, еще 35 млрд рублей пришлось на Нижегородскую область, 29 млрд рублей — на Самарскую область, 13 млрд рублей — на Пермский край. В Саратовской области акцизов на бензин заплатили на 9 млрд рублей, в Татарстане — на 5 млрд рублей.

В других округах акцизов на бензин заплатили значительно меньше. Лидером среди остальных регионов стал Центральный федеральный округ с 75 млрд рублей. Эта сумма практически равными долями разделена между тремя регионами: 28 млрд рублей были перечислены в Рязанской области, по 23 млрд рублей — в Ярославской области и Москве.


Почти 150 миллиардов от пива

Еще одна крупная статья доходов бюджета — акцизы на алкоголь. Они делятся по видам алкоголя, но крупнейшими стали акцизы на пиво и на алкогольную продукцию крепостью больше 9 градусов (без учета пива, вин и изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья). Акцизов на пиво в России было собрано на 148 млрд рублей, а на крепкий алкоголь — на 165 млрд рублей. Для сравнения: акцизов на вино было собрано лишь на 10,2 млрд рублей. Лидерами тут стал Южный федеральный округ с 4 млрд рублей (в основном Краснодарский край), неожиданно — Северо-Западный округ с 2 млрд рублей (в основном Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказский федеральный округ с теми же 2 млрд рублей (в основном Ставропольский край и Дагестан).

Акцизы на пиво в основном оплачивают в Поволжье и Центральном регионе. Из общей суммы акциза на пиво в 148 млрд рублей в Поволжье заплатили 43 млрд рублей. В основном это Самарская область (10,4 млрд рублей), Татарстан (7,2 млрд рублей) и Ульяновская область (6,8 млрд рублей). В Центральном федеральном округе акцизов на пиво перечислили на сумму в 42 млрд рублей — в основном это Московская область (10 млрд рублей), Тульская область (8 млрд рублей) и Ярославская область (6 млрд рублей).

Любопытно, что из всей России всего шесть регионов, где не были уплачены акцизы на пиво. Это северо-кавказские Чечня и Ингушетия, Калмыкия (представитель Южного федерального округа), а также ЯНАО (Уральский федеральный округ), республики Алтай и Тыва (Сибирский федеральный округ). Получается, что производством пива не занимаются только в этих регионах.

Татарстанское лидерство по крепкому алкоголю

Что касается крепкого алкоголя, то большую часть из общероссийских акцизов на сумму в 165 млрд рублей заплатил Приволжский федеральный округ — 66 млрд рублей. При этом показательно, что основной вклад в этот результат внес Татарстан: здесь акцизы были уплачены на сумму в 24 млрд рублей. Это первый результат по России среди регионов, при этом среди федеральных округов Татарстан опережает только Центральный федеральный округ. Результат Центральной России (32 млрд рублей), в свою очередь, можно объяснить высоким показателем Московской области — она заплатила 19,4 млрд рублей.

Высокий результат, кроме того, у Мордовии (9,2 млрд рублей), Омской области (8,6 млрд рублей), Вологодской области (6,6 млрд рублей) и Башкортостана (6,2 млрд рублей).

При этом в стране целых 23 региона, в которых не платят акцизов за производство крепкого алкоголя. Из Центральной России таким регионом является Липецкая область, а в Рязанской области акцизов заплатили всего на две тысячи рублей. В Северо-Западном федеральном округе акцизы на крепкий алкоголь не платили Мурманская и Псковская области, а также Ненецкий автономный округ. На Северном Кавказе таких регионов три — Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Чечня.

В Южном округе акцизов на крепкий алкоголь не платила Калмыкия, в Поволжье — Марий Эл. В Уральском округе таких регионов два — это сырьевые округа ХМАО и ЯНАО. В Сибири таких регионов целых пять — республики Алтай, Бурятия, Хакасия, а также Иркутская область и Забайкальский край. Больше всего регионов, не плативших акцизов на крепкий алкоголь, на Дальнем Востоке — шесть. Это Амурская, Магаданская, Сахалинская, а также Еврейская автономная области, Чукотский автономный округ и Камчатский край.

До 2,7 трлн руб. (+8,5%) выросли сборы НДС. Налог на прибыль составил 2,8 трлн руб. (+ 6,6%). Свыше 3 трлн руб. составили налоги на доходы физлиц. Это на 7,5% больше по сравнению с 2015 годом. Доход от налогов на акцизы вырос на 27,6% и составил более 1,3 трлн руб.

Реальные доходы регионов выросли в 2016 году на 6% (Минфин ожидал рост в 3%). Налоговые и неналоговые доходы увеличились на 8% (ожидалось 6%). Об этом ранее сообщала директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в ходе Гайдаровского форума.

Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade:

Увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ обусловлено, в первую очередь, улучшением качества администрирования со стороны налоговой службы. Необходимо признать, что последние несколько лет налоговая служба постоянно совершенствует методы работы, внедряя новые и улучшая имеющиеся программные комплексы, позволяющие усиливать контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов.

Однако нелишним будет упомянуть и о переменах в судебно-арбитражной практике по вопросам квалификации действий налогоплательщика как направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В последние пару лет судебная практика приняла резкий курс в пользу налоговых органов, что, в том числе, стало одной из причин увеличения поступлений в бюджет сумм НДС и налога на прибыль.

Также увеличение поступлений НДС и налога на прибыль было обусловлено внедрением такого программного комплекса, как АСК НДС-2, который позволяет инспекторам дистанционно отслеживать декларирование сумм НДС не только проверяемым налогоплательщиком, но и его контрагентами.

Дополнительно налоговые инспекции используют такой способ повышения собираемости налогов как массовые рассылки писем или вызов налогоплательщиков на комиссию по легализации налоговой базы. Там налоговым органом сообщается, что налогоплательщик взаимодействовал с фирмами, имеющими признак транзитных организаций (не осуществляющими реальную деятельность), а потому инспекция предлагает добровольно скорректировать налоговые обязательства и доплатить налоги, иначе возможна выездная налоговая проверка. Многие налогоплательщики не хотят испытывать на себе все прелести выездной проверки и соглашаются добровольно уплатить такие суммы.

Увеличение поступлений акцизов в бюджет также обусловлено введением программного комплекса (ЕГАИС) для реализации алкогольной продукции. С июля 2016 года в ЕГАИС вносятся данные о розничной продаже алкогольной продукции, что позволяет государственным органом лучше контролировать уплату акцизов.

Сможет ли такое увеличение налоговых поступлений спасти бюджет страны — покажет время. Ведь сколько бы ни было денег, их всегда мало. Государство в сложный для себя период вынуждено изыскивать внутренние резервы увеличения поступления в бюджет, для чего и совершенствует администрирование фискальных платежей, что, как показывает статистика, дает неплохой результат.

Павел Андрейкин, заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК ГРУПП:

Увеличение налоговых поступлений в бюджет по итогам 2016 года стало возможно благодаря совокупности факторов: это и увеличение средней суммы доначислений по итогам налоговой проверки, и усиление взаимодействия органов ФНС России с правоохранительными органами, банками и другими контролирующими структурами.

Однако основная заслуга принадлежит новому механизму электронного налогового контроля — системе АСК НДС-2, анализирующей данные электронных книг покупок и продаже, а также декларации по НДС. Благодаря ей нарушения стали выявляться чаще и эффективнее, что повлекло к росту налоговых отчислений в бюджет. Учитывая, что в новом году ожидается развёртывание ещё одного инструмента — системы АИС НАЛОГ 3, а также повсеместное внедрение кассовой техники, передающей данные об операциях в налоговые органы в режиме онлайн, можно прогнозировать, что динамика роста налоговых поступлений в бюджет сохранится и в нынешнем году.

Читайте также: