Налог на уши и нос в тибете

Обновлено: 04.05.2024

Налоги, как мы с вами знаем, составляют один из главных источников финансовой деятельности государства. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций. И порой чего только не придумают правители, чтобы пополнить свою казну.


К примеру налог на уши и налог на нос были временно введены в 1920-х годах в государстве Тибет для обеспечения военных нужд. Хотя факт наличия этого налога упоминается неоднократно в различных источниках, более детальные сведения о нем довольно противоречивы. Так, согласно утверждениям китайских исследователей, домохозяйства платили по одному ляну серебра с каждого уха человека или домашнего животного. Западные исследователи сообщали, что люди, не оплатившие налог на уши, подвергались наказанию – отрезанию ушей. А за уже отрезанные уши налог не платился. Эффективно, не правда ли?

Ниже еще интересные и абсурдные факты о налогах в разных странах.

Но не все так плохо. Ученый мир уже давно знает, что налоги продлевают жизнь. Это было доказано двенадцать лет назад в ходе исследования Джоэла Слемрода и Войцеха Копчука). Результаты очень любопытные. Оказывается, человек способен жить дольше, если это позволит снизить налог на наследство. Исследователи даже получили Шнобелевскую премию, которую регулярно вручают за самые сомнительные и бесполезные открытия.

10. Не согласен? Плати!

В 1655 году лорд-протектор Англии Оливер Кромвель начал собирать подати с тех, кто не соглашался с его жестким политическим курсом. Налоги взимались под предлогом укрепления государства и сохранения стабильности. Примечательно, что деньги шли на укрепление армии Кромвеля, которая яростно боролась с оппозицией режиму. Отказ от уплаты был чреват смертью, а прилежное пополнение казны укрепляло власть. В итоге недовольные не смогли ничего поделать с Оливером Кромвелем и просто дождались его естественного ухода с исторической сцены.


9. Острые зубы бюрократии

Восток - дело тонкое, и даже налоги здесь обладают своими неповторимыми особенностями. Османская империя славилась разгулом всевластного чиновничества, которое постоянно повышало собственный уровень жизни, нисколько не заботясь о простом народе. В частности, местные бюрократы были не очень довольны питанием в столовых своих ведомств, поскольку мясо было жестким и непроваренным, а на десерт подавали слишком уж много сладостей. Это приводило к проблемам с зубами, чиновники мучились от кариеса, а услуги османских дантистов стоили очень дорого. Поэтому все тяготы переложили на население, приказав платить налог на износ зубов государственных мужей.


8. Уши, лапы и хвост

В двадцатых годах прошлого века в Тибетском государстве для обеспечения военных нужд был введен налог на уши и нос. За каждое ухо человека или домашнего животного приходилось платить серебром. Уклонистам просто отрезали уши и после этого сборы прекращались. Далай-лама Тхуптэн Гьяцо вскоре после этого ввел подушевой налог, зависящий от размера носа. Длинноносые граждане платили в несколько раз больше, чем остальные. Некоторые специалисты упоминают и о налоге, который собирался с женщин, чьи волосы заплетены в две косы. Тибет был и остается очень экзотическим местом.


7. Фискальная жажда

В позапрошлом году Алексей Кудрин, занимавший пост главы Минфина, выдвинул оригинальное предложение. По его мнению, все сотрудники, пьющие воду на рабочем месте, обязаны платить специальный налог. Это касается кулеров, которые стоят в большинстве организаций. Неизвестно, как государство контролировало бы сотрудников. Разве что сторожа к каждому аппарату поставить для того, чтобы фиксировать тех, кто осмеливается пить. К счастью, эта инициатива пока не реализована, и мы можем в полной мере наслаждаться свободой употребления воды.


6. Китайский кленовый лист

В Канаде всегда был высокий уровень жизни. И люди ехали в эту страну с удовольствием. Почему-то китайцы особенно сильно стремились уехать из Поднебесной и поселиться в этом североамериканском государстве. Поток иммигрантов стремительно расширялся и рос, и правительство Канады было вынуждено принять меры. Китайцы были обложены налогом в 1900 году. Через три года въезд людей из Китая был ограничен. А еще через двадцать лет это дискриминационное налогообложение было отменено. Правда, также был запрещен и въезд китайцев. В 2006 году власти Канады принесли извинения за свое поведение.


5. Бородатый налог

Не только Петр Великий известен нелюбовью к волосяному покрову на лицах своих подданных. Любой школьник знает о том, как первый российский император рубил бороды боярам и собирал подать с тех, кто хотел остаться при своей внешности. Этим же занимался король Англии Генрих VIII. Его дочь Елизавета I продолжила курс отца и ввела налог на бороду, которая росла больше двух недель. Бородатых священников не терпели во Франции. При этом борода стала статусным атрибутом. Богатое духовенство исправно платило подать и продолжало отращивать волосы, а бедные священники обращались к цирюльнику.


4. Культура речи

Еще один гипотетический сбор, который может быть введен в будущем в некоторых странах, - это налог на русский язык. Некоторые бывшие республики Советского Союза так стараются избавиться от своего прошлого, что не хотят использовать чуждый, как им кажется, язык. Украинские парламентарии считают, что исполнение песен на русском языке размывает их национальную культуру, и предложили взимать с артистов налог. Эстонские власти также обдумывают введение этой меры, но в более широком масштабе. Например, чем больше площадь статьи на русском языке в газете, тем выше ее стоимость. Каждое обращение в банк или полицию не на эстонском языке также должно облагаться налогом.


3. Запылившийся бюджет

Очень интересный налог относительно недавно был введен властями Армении. Каждый, кто владеет жилой площадью, обязан уплатить по два драма (примерно пятнадцать копеек) за каждый квадратный метр. Министерство экономики Армении постановило, что население обязано оплачивать расходы по удалению пыли. При этом не важно, чисто в доме или нет. Налог должен быть выплачен.


2. Наркоконтроль

Несмотря на то что продажа тяжелых наркотиков нигде не легализована, американские налоговые инспекторы лезут в карман наркодилеров. Они считают, что доходы от нелегальной продажи наркотиков должны быть отражены в налоговой декларации. Вряд ли кто-то добровольно согласится заявить о доходах, полученных таким образом. А вот власти штата Теннесси поступили более остроумно. За продажу наркотиков был введен сбор, который наркоторговцы платят анонимно. Взамен им выдается справка об уплате налогов и в случае ареста ее можно предъявить в суде и избавиться от очень высокого штрафа.


1. Выгодные танцы

Египет может похвастаться одним из самых оригинальных налогов современности. Исполнительницы танца живота должны прилежно пополнять государственную казну своими деньгами. Этот налог имеет историю, уходящую в глубь веков. Уличные танцовщицы в прошлом платили специальную подать. Традиция прервалась в девятнадцатом веке, когда под давлением религиозных деятелей публичные танцы были вообще запрещены. Сейчас же налог на танец живота занимает пятое место среди статей дохода Египта. Это искусство приносит, по разным оценкам, до 400 млн долларов в год. А одним из самых крупных налогоплательщиков страны стала танцовщица Фифи Абду.


Отлично, драгоценные мои! Я вас услышал. И сегодня мы как раз поговорим о буддизме и о таком оплоте буддизма как Тибет.

Но почему же высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться? Почему страна монастырей, не упёрлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье? Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления, не оказали никакого сопротивления, слабовооружённой и очень не сытой китайской армии.

Да потому что защищать теократический режим, было некому.

Треть населения Тибета, в 1959 году составляли рабы. Треть - крепостные. Причём, и рабы и крепостные, были не картонными - а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить - в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. Его обязанность была одна - платить. Когда платить было нечем - его обращали в раба. Долги крепостного монастырю, индексировались - иногда под 50 - 80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам, забирался человечиной - членов семьи обращали в монастырских рабов.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете, 200 тысяч населения составляли монахи. Остальные - рабы и крепостные.

Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов. Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ - почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам. Властителей, которые были так же бесконечно далеки от народа, как Будда был далёк от самих лам.

Ну а пропаганда - да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом, который поработили кровавые завоеватели из Китая.

Как-то зашла речь о Тибете времен правления Далай-ламы и кто-то удивился рассказу о том, что в 20-х годах прошлого века, пытаясь найти деньги на войнушку с соседями, духовный правитель Тибета ввёл налог на уши.

То есть, тот кто хотел, чтобы его уши остались на месте, должен был уплатить подать — иначе их отрубали (ну это в Европе назвали налогом. А в самом Тибете было гораздо проще — приезжает во двор отряд всадников и главный говорит: у тебя 10 членов семьи, включая грудного ребёнка. С каждого по 3 монеты за ухо! За кого не заплатишь, у того и отрежем!).

Ну хорошо, давайте посмотрим на то, каким был Тибет до 1959 года, когда на штыках Народно-освободительной армии Китая, в Тибет пришло освобождение от рабства.

Переживающие за находящегося в изгнании далай-ламу, эти фото о тибетском рае никогда не опубликует. Смотрите их сами:

Верхний ряд слева направо: поделки тибетских лам из черепов казненных рабов; обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса); раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина. Нижний ряд слева направо: раб и собака — одна подстилка на двоих; раб в колодках; женщина-раб с отрубленной ступнёй.

Слева: раб, которому лама за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов.

Места проживания рабов тибетских лам. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс.
Тибетских раб, держащий свою отрубленную хозяином руку.
Так жили рабы тибетских лам. Слева скарб, справа само семейство.
Старый, умирающий раб тибетских лам.
Тибетская рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо.

Ещё раз повторимся: все фотографии сняты в 1959 году китайскими фотографами в Лхассе, после бегства далай-ламы.

Теперь немного о том, за что могли наказать раба. Известен случай, когда хозяин послал раба в отдалённое селение с поручением. Тот не успел вернуться засветло и заночевал в поле. Поле оказалось принадлежащим какому-то местному землевладельцу и тот потребовал с раба денег за ночлег. Денег у того, естественно, не было — и тогда в наказание ему отрубили руку. Когда он ослабевший вернулся обратно к хозяину, то тот, разгневанный тем, что здоровый, хороший раб стал инвалидом, приказал отрубить ему и вторую руку. Неправда ли, эта замечательная страна заслуживает всякого одобрения со стороны правозащитных организаций.

Скованные по двое рабы в Тибете.
Умирающий ребёнок-раб.
Раб, с отрубленной хозяином рукой.
Тибетские рабы за работой.
Рабы за едой (ели они один раз в день).
Этой рабыне всего 35 лет.
Рабы клянчат пищу.
Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех.
Ослеплённый своим хозяином раб.
Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность.

Далай-ламе на день рождения могли подарить такие вот подарки: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа.

Высушенная человеческая кожа.
Высушенная кожа младенца.

Напомним ещё раз, эти фотографии сделаны в 50-х годах 20 века.

Многие буддисты утверждают, что до китайского вторжения в 1959 году, старый Тибет являлся духовно-ориентированным королевством, свободным от эгоизма, пустого материализма и коррупции, захлестнувших современное индустриализированное общество. Западные СМИ, путеводители, литературные произведения и голливудские фильмы, изображают тибетскую теократию как подлинную Шангри-Ла.

В XIII веке, император Кубла-Хан, создал первого Верховного Ламу, назначив его председательствовать над всеми другими ламами, как папа Римский над епископами. Несколько столетий спустя, армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет от роду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

Далай-лама, пришедший ему на смену, сибаритствовал, имел множество любовниц, устраивал пышные празднества в обществе друзей, и вообще, вёл себя не подобающим для своего высокого сана образом. За это он был убит своими священниками.

В течение 170 лет, несмотря на признанный священный статус, пятеро далай-лам были убиты представителями высшего духовенства, или своими придворными. Сотнями лет соперничающие буддийские секты в Тибете устраивали жестокие столкновения и многочисленные казни.

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддийскими сектами – кровавой и беспощадной.

На самом же деле, в Тибете существовала профессиональная армия, хотя и небольшая, служившая в основном в качестве жандармерии для землевладельцев, поддерживая для них порядок, охраняя их собственность и преследуя сбежавших невольников.

Тибетские мальчики обычно забирались из крестьянских семей и продавались в монастыри, где их готовили в монахи. Оказавшись раз в монастыре, они оставались привязаны к нему на всю оставшуюся жизнь. Монах Таши-Церинг сообщает, что крестьянские дети обычно подвергались в монастырях сексуальным надругательствам. Сам он неоднократно подвергался изнасилованиям, начиная с 9 лет.

Монастыри подписывали детей на пожизненную службу в качестве домашней прислуги, танцоров и солдат.

Также существовали рабы – обычно домашняя прислуга, не имевшие никакой собственности. Их дети рождались обреченными на рабство.

Большинство сельского населения составляли крепостные. С ними обращались чуть лучше, нежели с рабами. Они не получали никакого образования и не имели доступа к медицинской помощи. Они были пожизненно привязаны к работе на земле, принадлежащей помещику или монастырю – бесплатно ремонтировали хозяйские дома, перевозили урожай и собирали дрова. От них также требовалось предоставлять рабочий скот и транспортные услуги. Их хозяева диктовали им, какие культуры выращивать и каких животных разводить. Они не могли жениться без разрешения помещика или ламы. Их можно было разлучить с семьей, если помещику требовалось сдать их в наём для работы в удалённых местах.

Как и при системе наёмного труда, в отличие от рабства, хозяева не несли никакой ответственности за содержание крепостных и не имели прямого интереса в выживании своего крепостного, хотя бы ради сохранения дорогой собственности. Крепостные должны были поддерживать своё существование самостоятельно. Но, как и при рабовладельческой системе, они были привязаны к своим хозяевам, гарантируя им постоянную рабсилу, которая не могла, ни организовываться, ни бастовать, ни свободно уйти к другому хозяину.

Один 24-летний беглец, приветствовал китайское вторжение как освобождение. Он свидетельствовал, что при крепостничестве он подвергался непрерывным издевательствам, мёрз и голодал. После третьей неудавшейся попытки бежать, он был безжалостно избит людьми помещика, до тех пор, пока кровь не пошла у него носом и ртом. Затем они вылили алкоголь и соду на его раны, дабы усилить боль.

Крепостные облагались налогом на женитьбу, рождение каждого ребёнка и на каждую смерть члена семьи. Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание животных. Были налоги на религиозные праздники, публичные танцы и игру на барабанах, налогом облагалось даже заключение в тюрьму и освобождение из неё. Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другую деревню в поисках работы, то платили налог на проезд. Если люди не могли платить, монастыри одалживали им деньги под 20-50%. Иногда долги переходили в наследство от отца к сыну, от деда к внуку.

Должники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, рисковали быть проданными в рабство. Теократические религиозные учения опирались на классовый порядок. Бедным и угнетаемым внушалось, что они сами навлекли на себя свои несчастья, так как грешили в предыдущих жизнях. Поэтому они обязаны смириться со своим горьким жребием в жизни нынешней и принять его как кармическое возмездие, живя надеждой на улучшение своей судьбы в будущих инкарнациях. Богатые и сильные рассматривали свою удачную судьбу, в качестве награды за заслуги в прошлой и нынешней жизни.

Тибетские крепостные не всегда хотели мириться с ролью кармических жертв, виновных в своём угнетённом положении. Как мы видели, некоторые бежали; другие сопротивлялись открыто, зачастую подвергаясь за это суровым наказаниям. В феодальном Тибете пытки и нанесение увечий – включая выкалывание глаз, вырывание языка, отрывание конечностей – были излюбленными видами наказаний, применявшимися к ворам и к беглым, или строптивым крепостным.

В 1959 году, Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями. Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног. Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения. На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Как бы нам не хотелось верить в обратное, но феодально-теократический Тибет был бесконечно далек от того романтизированного Шангри-Ла, которым с энтузиазмом восхищаются западные прозелиты буддизма.

Уши и нос у налоговой на карандаше

Когда речь идет о насущных национальных интересах, подчас приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Тибетцам, чья родина уже более 60 лет оккупирована Китаем, к ним не привыкать. Тринадцатый Далай-лама фактически добился независимости Тибета, правда для этого пришлось пойти на ряд экстраординарных нововведений. Например, ввести налог на уши и нос.

Великий российский реформатор царь Петр постоянно нуждался в деньгах — на преобразования, на создание армии и флота, на войны. Они были необходимы для дальнейшего развития России. А поскольку первый император был большим поклонником передовой европейской культуры, то с не меньшим предубеждением относился к исконной русской традиции ношения бород. И, совместив приятное для себя с полезным для государства, нанес по ней удар рублем, введя в 1698 году пошлину на ношение бороды. Ее размер варьировался от 600 рублей в год для дворян и чиновников до 60 — для мещан. А крепостные крестьяне должны были платить по копейке "с бороды" при посещении городов. Этот налог был настолько эффективен, что просуществовал аж до 1772 года.

Примерно в такой же ситуации, как и основатель Российской империи, оказался после падения китайской династии Цин 13-й Далай-лама Тхуптэн Гьяцо, духовный и светский владыка Тибета. Провозгласив в 1912 году независимость своего государства от пекинского правительства, он оказался перед необходимостью эту самую независимость отстаивать. А суверенитет — удовольствие не из дешевых. Благо, молодой китайской республике, где только-только победила Синьхайская революция, было тогда не до отдаленных горных территорий на западе. Однако Тибетом, занимающим стратегическое положение в Центральной Азии, живо интересовалась Британская империя, в состав которой входила соседняя Индия. Для противостояния поползновениям западного соседа государство Тхуптэн Гьяцо нуждалось в реформе архаичного административного аппарата, основу которого составляли буддийские монахи, создании собственной полиции и эффективных вооруженных силах. Для всего этого нужны были деньги. Но взять их было неоткуда.

На рубеже XIX-XX веков высокогорный оплот буддизма Ваджраяны представлял собой слаборазвитую страну, экономической основой которой было малопродуктивное сельское хозяйство экстенсивного типа. На такой скудной налоговой базе было сложно содержать дееспособное государство. Потому налогами в Тибете были обложены практически все стороны жизни подданных Далай-ламы. Они должны были платить пошлины за свадьбы и за похороны, за рождение детей и содержание животных, за посадку деревьев, публичные танцы, за игру на барабанах и колокольчиках. Даже посадка в тюрьму и освобождение из нее облагались поборами с пользу государства. Такая всеохватность налоговой системы объяснялась необходимостью содержать огромную массу монахов — основу теократического режима далай-лам.

Благодаря реформам Тхуптэн Гьяцо влияние духовенства в административном аппарате буддийского государства значительно снизилось, возросла роль светских сановников. Далай-лама XIII упорядочил хаотичное тибетское законодательство, создал полицию, создал основу независимой финансовой системы страны, введя в оборот тибетские денежные знаки. Большое внимание он уделял и созданию собственных вооруженных сил. В 1916 году он отправил несколько офицеров тибетской армии в британскую Индию для обучения артиллерийскому делу и овладению навыками стрельбы из автоматического оружия. Но формирование регулярной дееспособной армии требовало постоянного финансирования, а денег в распоряжении лхасского правительства всегда было в обрез. Пока могущественные соседи — Британия и Китай — были заняты своими внутренними делами, за безопасность Тибета можно было особо не беспокоиться. Но ситуация изменилась в 20-е годы. В Китае в это время царил военный хаос, вошедший в историю как эпоха милитаристов. Ожидать от этих режимов-однодневок можно было что угодно. Да и британцы после войны вновь активизировали свою политику в отношении Тибета.

Поэтому Тхуптэн Гьяцо решил создать полноценную армию. Но денег для этого опять не хватало. А поскольку налогами в Стране снегов было уже обложено все, что только можно, придумать новый повод для поборов было не так легко. Однако в 1926 году тибетские чиновники придумали, на чем заработать деньги для солдат. Они предложили ввести пошлину на уши, по одному ляну серебра за штуку. Причем не только людей, но и домашнего скота. Так и было сделано. Те, кто по каким-либо причинам не обладал полным набором органов слуха, имели право на соответствующие налоговые поблажки.

А для уклонистов предполагалось суровое наказание — отсечение неоплаченных ушей. То ли из страха перед ним, то ли благодаря своей сознательности, рядовые тибетцы сполна выплатили оригинальную пошлину, благодаря которой в государстве Тхуптэна Гьяцо появилась собственная армия. Успех этой акции побудил лхасское правительство в следующем году провести еще одну фискальную кампанию подобного рода. На сей раз внимание сборщиков податей было нацелено на носы своих сограждан. Чем он были длиннее, тем больше приходилось платить. Однако, несмотря на нетривиальность методов, поставленных целей Далай-лама XIII достиг. Независимое тибетское государство просуществовало почти полвека, до прихода к власти в Китае коммунистов.


Феодально-теократический Тибет был бесконечно далёк от того романтизированного Шангри-Ла, которым с энтузиазмом восхищаются прозелиты буддизма.

Отлично, драгоценные мои! Я вас услышал. И сегодня мы как раз поговорим о буддизме и о таком оплоте буддизма как Тибет.

При этом, не будет никаких моих личных умозаключений. Предлагаемая вашему вниманию публикация, позаимствована мной вот здесь. Я её только немножко подсократил и подкорректировал:

Но почему же высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться? Почему страна монастырей, не упёрлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье? Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления, не оказали никакого сопротивления, слабовооружённой и очень не сытой китайской армии.

Да потому что защищать теократический режим, было некому.

Треть населения Тибета, в 1959 году составляли рабы. Треть - крепостные. Причём, и рабы и крепостные, были не картонными - а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить - в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. Его обязанность была одна - платить. Когда платить было нечем - его обращали в раба. Долги крепостного монастырю, индексировались - иногда под 50 - 80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам, забирался человечиной - членов семьи обращали в монастырских рабов.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете, 200 тысяч населения составляли монахи. Остальные - рабы и крепостные.

Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов. Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ - почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам. Властителей, которые были так же бесконечно далеки от народа, как Будда был далёк от самих лам.

Ну а пропаганда - да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом, который поработили кровавые завоеватели из Китая.

Как-то зашла речь о Тибете времен правления Далай-ламы и кто-то удивился рассказу о том, что в 20-х годах прошлого века, пытаясь найти деньги на войнушку с соседями, духовный правитель Тибета ввёл налог на уши.

То есть, тот кто хотел, чтобы его уши остались на месте, должен был уплатить подать — иначе их отрубали (ну это в Европе назвали налогом. А в самом Тибете было гораздо проще — приезжает во двор отряд всадников и главный говорит: у тебя 10 членов семьи, включая грудного ребёнка. С каждого по 3 монеты за ухо! За кого не заплатишь, у того и отрежем!).

Ну хорошо, давайте посмотрим на то, каким был Тибет до 1959 года, когда на штыках Народно-освободительной армии Китая, в Тибет пришло освобождение от рабства.

Переживающие за находящегося в изгнании далай-ламу, эти фото о тибетском рае никогда не опубликует. Смотрите их сами:

Верхний ряд слева направо: поделки тибетских лам из черепов казненных рабов; обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса); раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина. Нижний ряд слева направо: раб и собака — одна подстилка на двоих; раб в колодках; женщина-раб с отрубленной ступнёй.

Слева: раб, которому лама за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов.

Места проживания рабов тибетских лам. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс.

Тибетский раб, держащий свою отрубленную хозяином руку.

Так жили рабы тибетских лам. Слева скарб, справа само семейство.

Старый, умирающий раб тибетских лам.

Тибетская рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо.

Ещё раз повторимся: все фотографии сняты в 1959 году китайскими фотографами в Лхассе, после бегства далай-ламы.

Теперь немного о том, за что могли наказать раба. Известен случай, когда хозяин послал раба в отдалённое селение с поручением. Тот не успел вернуться засветло и заночевал в поле. Поле оказалось принадлежащим какому-то местному землевладельцу и тот потребовал с раба денег за ночлег. Денег у того, естественно, не было — и тогда в наказание ему отрубили руку. Когда он ослабевший вернулся обратно к хозяину, то тот, разгневанный тем, что здоровый, хороший раб стал инвалидом, приказал отрубить ему и вторую руку. Неправда ли, эта замечательная страна заслуживает всякого одобрения со стороны правозащитных организаций.

Скованные по двое рабы в Тибете.

Умирающий ребёнок-раб.Раб, с отрубленной хозяином рукой.

Этой рабыне всего 35 лет.

Ослеплённый своим хозяином раб.

Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность.

Далай-ламе на день рождения могли подарить такие вот подарки: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа.

Высушенная кожа младенца.

Напомним ещё раз, эти фотографии сделаны в 50-х годах 20 века.

Многие буддисты утверждают, что до китайского вторжения в 1959 году, старый Тибет являлся духовно-ориентированным королевством, свободным от эгоизма, пустого материализма и коррупции, захлестнувших современное индустриализированное общество. Западные СМИ, путеводители, литературные произведения и голливудские фильмы, изображают тибетскую теократию как подлинную Шангри-Ла.

В XIII веке, император Кубла-Хан, создал первого Верховного Ламу, назначив его председательствовать над всеми другими ламами, как папа Римский над епископами. Несколько столетий спустя, армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет от роду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

Далай-лама, пришедший ему на смену, сибаритствовал, имел множество любовниц, устраивал пышные празднества в обществе друзей, и вообще, вёл себя не подобающим для своего высокого сана образом. За это он был убит своими священниками.

В течение 170 лет, несмотря на признанный священный статус, пятеро далай-лам были убиты представителями высшего духовенства, или своими придворными. Сотнями лет соперничающие буддийские секты в Тибете устраивали жестокие столкновения и многочисленные казни.

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддийскими сектами – кровавой и беспощадной.

На самом же деле, в Тибете существовала профессиональная армия, хотя и небольшая, служившая в основном в качестве жандармерии для землевладельцев, поддерживая для них порядок, охраняя их собственность и преследуя сбежавших невольников.

Тибетские мальчики обычно забирались из крестьянских семей и продавались в монастыри, где их готовили в монахи. Оказавшись раз в монастыре, они оставались привязаны к нему на всю оставшуюся жизнь. Монах Таши-Церинг сообщает, что крестьянские дети обычно подвергались в монастырях сексуальным надругательствам. Сам он неоднократно подвергался изнасилованиям, начиная с 9 лет.

Монастыри подписывали детей на пожизненную службу в качестве домашней прислуги, танцоров и солдат.

Также существовали рабы – обычно домашняя прислуга, не имевшие никакой собственности. Их дети рождались обреченными на рабство.

Большинство сельского населения составляли крепостные. С ними обращались чуть лучше, нежели с рабами. Они не получали никакого образования и не имели доступа к медицинской помощи. Они были пожизненно привязаны к работе на земле, принадлежащей помещику или монастырю – бесплатно ремонтировали хозяйские дома, перевозили урожай и собирали дрова. От них также требовалось предоставлять рабочий скот и транспортные услуги. Их хозяева диктовали им, какие культуры выращивать и каких животных разводить. Они не могли жениться без разрешения помещика или ламы. Их можно было разлучить с семьей, если помещику требовалось сдать их в наём для работы в удалённых местах.

Как и при системе наёмного труда, в отличие от рабства, хозяева не несли никакой ответственности за содержание крепостных и не имели прямого интереса в выживании своего крепостного, хотя бы ради сохранения дорогой собственности. Крепостные должны были поддерживать своё существование самостоятельно. Но, как и при рабовладельческой системе, они были привязаны к своим хозяевам, гарантируя им постоянную рабсилу, которая не могла, ни организовываться, ни бастовать, ни свободно уйти к другому хозяину.

Один 24-летний беглец, приветствовал китайское вторжение как освобождение. Он свидетельствовал, что при крепостничестве он подвергался непрерывным издевательствам, мёрз и голодал. После третьей неудавшейся попытки бежать, он был безжалостно избит людьми помещика, до тех пор, пока кровь не пошла у него носом и ртом. Затем они вылили алкоголь и соду на его раны, дабы усилить боль.

Крепостные облагались налогом на женитьбу, рождение каждого ребёнка и на каждую смерть члена семьи. Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание животных. Были налоги на религиозные праздники, публичные танцы и игру на барабанах, налогом облагалось даже заключение в тюрьму и освобождение из неё. Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другую деревню в поисках работы, то платили налог на проезд. Если люди не могли платить, монастыри одалживали им деньги под 20-50%. Иногда долги переходили в наследство от отца к сыну, от деда к внуку.

Должники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, рисковали быть проданными в рабство. Теократические религиозные учения опирались на классовый порядок. Бедным и угнетаемым внушалось, что они сами навлекли на себя свои несчастья, так как грешили в предыдущих жизнях. Поэтому они обязаны смириться со своим горьким жребием в жизни нынешней и принять его как кармическое возмездие, живя надеждой на улучшение своей судьбы в будущих инкарнациях. Богатые и сильные рассматривали свою удачную судьбу, в качестве награды за заслуги в прошлой и нынешней жизни.

Тибетские крепостные не всегда хотели мириться с ролью кармических жертв, виновных в своём угнетённом положении. Как мы видели, некоторые бежали; другие сопротивлялись открыто, зачастую подвергаясь за это суровым наказаниям. В феодальном Тибете пытки и нанесение увечий – включая выкалывание глаз, вырывание языка, отрывание конечностей – были излюбленными видами наказаний, применявшимися к ворам и к беглым, или строптивым крепостным.

В 1959 году, Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями. Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног. Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения. На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Как бы нам не хотелось верить в обратное, но феодально-теократический Тибет был бесконечно далек от того романтизированного Шангри-Ла, которым с энтузиазмом восхищаются западные прозелиты буддизма.

Читайте также: