Налог на прибыль с доходов иностранных организаций бухгалтерские проводки

Обновлено: 02.07.2024


В соответствии с действующим законодательством (ст. 275 НК РФ), выплата российскими организациями иностранным компаниям дивидендов, а также процентов и т.д., является налогооблагаемой операцией. Налоговыми агентами иностранных компаний являются российские организации, база для исчисления налога определяется, исходя из суммы выплаченных дивидендов.

Размер налоговой ставки установлен пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ, при этом международными соглашениями могут быть предусмотрены иные (льготные) ставки налога.

В случаях, если соглашением об избежании двойного налогообложения (далее - СИДН) установлена иная налоговая ставка, для исчисления налоговой базы следует использовать именно эту ставку, обязанность по удержанию налога на прибыль не возникнет, если соглашением установлено, что данный вид дохода не облагается налогом в РФ.

Фабула дела:

В ходе налоговой проверки было установлено неправомерное неисчисление коммерческим банком налога на прибыль в отношении процентов, выплаченных по депозитам иностранных банков (Люксембург и Австрия), поскольку последние не являлись ФПД.

Оспаривая решение налогового органа, банк настаивал на том, что иностранные банки являются ФПД. Также банк указывал, что налоговый орган неправильно применил ставку налога (20%) вместо 10%, поскольку инспекцией сделан вывод о том, что бенефициаром выплат являлся банк из Казахстана.

Выводы суда:

1. При выплате процентного дохода иностранным банкам заявителем было применено право на освобождение выплат от обложения налогом, но в ходе проверки было установлено, что эти банки не являются ФПД.

2. Суд пришел к выводу, что налоговому органу не следует устанавливать конечного бенефициара. Налоговому органу достаточно доказать, что спорные банки не являются ФПД. Возможность применения льготы напрямую зависит от того, является ли лицо, получающее льготу, фактическим собственником получаемого дохода. Законодательством не предусмотрена необходимость установления конечного собственника дохода, в случае, если он не претендует на использование льготы. Поскольку фактическими получателями процентов являлись иные лица, при выплате процентов отсутствовали правовые основания для применения льготы.

3. Для признания лица в качестве ФПД необходимо не только наличие оснований для получения дохода (например, заключение договора), иностранная организация должна не только непосредственно получать выгоду, но и иметь возможность определять ее дальнейшую экономическую судьбу.

4. При определении ФПД следует также учитывать наличие у иностранной организации принимаемых рисков и выполняемые ею функции. В данном случае было установлено, что деятельностью иностранных банков являлся лишь перевод денежных средств от банка Казахстана и получение процентов от него.

5. Банком не заявлялось право на применение льготной ставки при выплате доходов с указанием банка Казахстана в качестве ФПД, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания применять ставку налога в размере 10%.

Комментарии:

1) Особенностью правового регулирования налогообложения операций по выплатам в пользу иностранных компаний является то, что оно включает в себя как нормы российского законодательства, так и нормы международных договоров (СИДН), которые имеют приоритет.

2) Право применения положений международных договоров возникает не автоматически, а лишь при соблюдении определенных процедур, предусмотренных законодательством.

3) Ранее в судебной практике присутствовал формальный подход к обоснованию вышеописанных налоговых льгот: необходимо было лишь представить документ, подтверждающий нахождение иностранной организации в стране, с которой заключено СИДН. Кроме того, в самих СИДН отсутствует понятие ФПД. В последнее время судебная практика изменилась. Точку в данном вопросе может поставить только ВС РФ.

4) Позиция суда основана, в том числе, на официальных комментариях ОЭСР к Модельной конвенции и согласуется с позицией ФНС России, изложенной в письме от 28.04.2018 N СА-4-9/8285: нельзя применять СИДН в ситуациях, когда действия участников взаимоотношений с иностранными участниками рынка направлены лишь на создание льготного налогового режима. Льготы по СИДН можно применять только, если налоговый резидент является действительным получателем дохода.

6) В случаях, когда совершенные сделки свидетельствуют о том, что они совершены только для использования льгот по международным соглашениям, налоговые преимущества в отношении таких сделок не могут быть предоставлены. В результате таких действий может быть изменен режим налогообложения, применены нормы российского законодательства, и, как следствие, доначислен налог.

7) Кроме того, суд еще раз напомнил налогоплательщикам, что льготы по налогу носят заявительный характер, и контролирующий орган не может их предоставлять самостоятельно, без соответствующего заявления налогоплательщика.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Налог на прибыль – это федеральный прямой налог, взимаемый с организаций.

Объектом налогообложения – прибыль от осуществления основных и прочих видов деятельности, рассчитанная в соответствии с указаниями НК РФ.

Налоговая ставка составляет 20%, в том числе 18% направляются в бюджет субъекта РФ, а 2% – в Федеральный бюджет.

Плательщиками налога на прибыль признаются российские предприятия и иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью и получающие доходы на территории РФ.

ПБУ 18/02 для расчета налога

налог на прибыль проводки


Для расчета налога в бухучете применяется ПБУ 18/02.

Это нормативное положение не распространяется на некоммерческие фирмы и компании, не являющиеся плательщиками налога на прибыль.

Предприятия малого бизнеса имеют возможность самостоятельно решить, использовать это ПБУ или нет.

Требование использовать в учете правила данного ПБУ обусловлено различными принципами учета для бухгалтерии и налогообложения

К примеру, момент принятия доходов и расходов для исчисления налога и бухгалтерского учета может определяться по-разному.

Также максимально допустимый размер доходов и расходов, принимаемых к учету, может отличаться, и определенные виды показателей, которые в полной мере отражаются в бухучете, в налоговом учете могут признаваться лишь частично.

Из-за этого величина налога, рассчитанная в бухгалтерском и налоговом учете, может значительно отличаться.

Для увязки бухгалтерских и налоговых показателей при расчете налога на прибыль требуется сделать определенные бухгалтерские проводки.

При разных критериях принятия доходов и расходов появляются постоянные и временные разницы.


Какие формы бухгалтерских первичных документов существуют?
Проводки по начислению НДС: правила и методы.

  • Временные разницы – это доходы и расходы, которые приняты в бухучете в одном периоде, а при налогообложении – в другом. Главный признак временной разницы в том, что сумма дохода или расхода когда-нибудь непременно будет учтена для целей и бухучета, и налогообложения.
  • При постоянной разнице доход или расход окончательно признается только для одной цели.

Проводки по налогу на прибыль

начисление налога на прибыль проводка


Для того чтобы определить, какими проводки отражаются учетные разницы учета при расчете налога на прибыль, требуется установить, какую именно разницу получила компания – налогооблагаемую или вычитаемую.

При этом появляется отложенный налоговый актив (ОНА). Он рассчитывается так:

  • Сумма временной разницы х 20% (ставка налога) = ОНА
  • ОНА отражается в учете следующей корреспонденцией:
  • Дт 09 Кт 68

Этот показатель отражается в учете следующей записью:

Дт 68 Кт 77 начислено ОНО.

При появлении постоянной разницы требуется установить характер этого значения, положительная разница или отрицательная

Оно рассчитывается так:

  • Положительная постоянная разница х 20% = ПНО
  • В учете это отражается следующей записью:
  • Дт 99 Кт 68 – начислено ПНО

Если прибыль в налоговом учете не превышает значение в бухгалтерском учете, то постоянная разница отрицательная.

Прибыль, рассчитанная по данным налогового учета, умноженная на ставку налога, называется текущим налогом на прибыль, для его проведения в учете отдельной проводки писать не нужно.

Таким образом, условный расход (доход) по налогу на прибыль сближается с суммой текущего налога на прибыль.

При уменьшении или полном списании временных разниц в учете нужно сделать следующие записи:

  • Дт 68 Кт 09 – списан ОНА
  • Дт 77 Кт 68 – списано ОНО.

Но возможно, что разница так и останется непогашенной. Тогда остаток разницы нужно отнести на прочие доходы и расходы следующей записью:

  • Дт 91 Кт 09 – списан ОНА
  • Дт 77 Кт 91 – списано ОНО

Компании, не использующие ПБУ 18/02, показывают начисление налога на прибыль следующей проводкой

Нераспределенная прибыль

нераспределенная прибыль проводки


В конце года сальдо счета 99 относится на счет нераспределенной прибыли (убытка) следующими проводками.

Дт 99 Кт 84 – списание чистой прибыли заключительными оборотами

Дт 84 Кт 99 – списание убытка

Нераспределенная прибыль, учтенная на счете 84, может быть списана на разные статьи следующими проводками:

  • Дт 84 Кт 75 – начисление дивидендов участникам
  • Дт 84 Кт 70 – начисление различных премий и материальной помощи работникам за счет чистой прибыли
  • Дт 84 Кт 84 – покрытие убытков прошлых лет
  • Дт 84 Кт 80 – увеличение уставного капитала
  • Дт 84 Кт 82 – образование или пополнение резервного фонда организации.

Распределение прибыли, отраженное данными проводками, допустимо только с решения учредителей организации

Непокрытый убыток, отраженный по дебету счета 84 может быть погашен за счет разных источников по решению собственников.

Какие проводки используются в 1С:Бухгалтерии при начислении налога на прибыль организаций.


Порядок отражения операций по начислению налога на прибыль зависит от того применяет ли организация ПБУ 18/02 (учет расчетов по налогу на прибыль организаций) или нет.



Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

Если организация применяет ПБУ 18/02, то при выполнении регламентной операции - расчет налога на прибыль, налог на прибыль автоматически начисляется проводками по дебету счету 68.04.2 (расчет налога на прибыль) и кредиту счету 68.04.1 (расчеты с бюджетом). С распределением в федеральный и региональный бюджеты.






Уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет отражается сторнировочной записью с одновременным распределением по бюджетам.


Счет 68.04.2 (расчет налога на прибыль) также используется при выполнении расчетов по ПБУ 18/02. Например, при погашении отложенных налоговых активов; при погашении отложенных налоговых обязательств; при определении условного расхода по налогу на прибыль или при определении условного дохода по налогу на прибыль. После выполнения регламентных операций, расчет налога на прибыль и расчет отложенного налога по ПБУ 18/02, счет 68.04.2 ежемесячно закрывается.








Проанализируем кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа налог (взносы) начислено/уплачено за первый квартал.




Он совпадает с суммой исчисленного налога на прибыль указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль, а также с суммой текущего налога на прибыль, указанного в отчете о финансовых результатах.




Теперь посмотрим, как начисляется налог на прибыль, если организация не применяет положение ПБУ 18/02.


При выполнении регламентной операции расчет налога на прибыль, налог на прибыль автоматически начисляется проводками по дебету счету 99.01.1 (прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения) и кредиту счету 68.04.1 (расчеты с бюджетом), с распределением в федеральный и региональный бюджеты. Соответственно уменьшение сумм налогов, причитающихся к уплате отражается сторнировочной записью с распределением по бюджетам.








Проанализируем кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа налог (взносы) начислено/уплачено за первый квартал. Как видим он не зависит от того применяет организация ПБУ 18/02 или нет. Он также совпадает с суммой исчисленного налога на прибыль указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль и с суммой текущего налога на прибыль указанного в отчете о финансовых результатах.

Учет налогов

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

Читайте также: