Налог на пользователей автомобильных дорог

Обновлено: 14.05.2024

Недавно МНС выпустило Письмо, в котором ответило на некоторые вопросы по поводу уплаты налога на пользователей автодорог. Однако судьба самого налога под вопросом. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ, по мнению многих экспертов, вообще освободил фирмы от обязанности по его уплате в 2002 г.

Изменения законодательства

Недавно был принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ. Он вступил в силу с 31 августа 2002 г.

В результате налог на пользователей автодорог регулируется только Законом от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". Но и он несовершенен. Так, в Законе не определены сроки уплаты этого налога.

Таким образом, возникает вопрос: надо ли платить налог на пользователей автодорог после 31 августа 2002 г.?

Налоговики дают на него однозначный ответ. Да, налог платить надо. Они говорят, что Закон об основах налоговой системы не ограничивает перечень взимаемых в России налогов. Нет в нем и условия о том, что взимать отсутствующие в этом Законе налоги незаконно. Поэтому налог на пользователей автодорог может быть введен отдельным нормативным актом.

Между тем сегодня фирмы не платят ни одного федерального налога, который не прописан в Налоговом кодексе или Законе об основах налоговой системы.

Ошибка законодателя или "злой умысел"?

Скорее всего депутаты не хотели отменять налог на пользователей автодорог уже в 2002 г. Все происшедшее - просто ошибка.

Так, в Законе они указали, как надо проводить окончательный расчет по налогу в конце 2002 г. Это надо сделать до 15 января следующего года.

Кроме того, изменения в Закон о дорожных фондах, которые исключают из него налог на пользователей автодорог, вступают в силу в особом порядке с 1 января 2003 г.

Но исправлять ошибку уже поздно. Любое изменение в Закон об основах налоговой системы или Закон N 110-ФЗ ухудшит положение фирм. Поэтому оно начнет действовать только с 1 января 2003 г. Но к этому времени налога на пользователей автодорог уже не будет.

Сроки уплаты

Фирмы должны платить налог на пользователей автодорог ежемесячно. Делать это надо до 15-го числа месяца, который следует за отчетным.

Малые предприятия и фирмы с небольшой суммой ежемесячных платежей (до 2000 руб. в месяц) могут рассчитываться с бюджетом ежеквартально.

МНС в своем Письме подтвердило эти сроки. Оно сослалось на Постановление Верховного Совета от 23 января 1992 г. N 2235-1.

Примечание. 12 июля этого года МНС издало Письмо N 03-2-06/2/1794/24-щ187. В нем рассказано о сроках уплаты налога на пользователей автодорог.

Проблема в том, что действие этого Постановления приостановлено в 2001 г. Законом о бюджете. То же самое сделано и в 2002 г.

То есть сейчас Постановление N 2235-1 не действует. Причем налоговики об этом прекрасно знают. На это они также указали в своем Письме.

Есть еще один документ, в котором можно узнать сроки уплаты налога на пользователей автодорог. Это Инструкция МНС от 4 апреля 2000 г. N 59. Однако она не является нормативным документом и не может устанавливать их.

Получается, что сегодня законом установлен только один срок для уплаты налога на пользователей автодорог - 15 января 2003 г. Он указан в ст.4 Закона N 110-ФЗ. До него нужно окончательно рассчитаться с бюджетом по налогу.

Фирма может отказаться от уплаты налога на пользователей автодорог в оставшиеся месяцы 2002 г. Налоговая инспекция не сможет наказать ее:

  • во-первых, за неперечисление платежа за месяц (квартал) нельзя оштрафовать, так как санкции налагаются только по окончании налогового периода. А он равен году;
  • во-вторых, пени за несвоевременное перечисление средств в бюджет налоговики начнут считать только по окончании года. Об этом они сами заявили в своем Письме.

Завершение расчетов по 2002 г.

В 2003 г. налога на пользователей автодорог не будет. Поэтому законодатели установили особый порядок расчетов по нему в конце этого года.

Если фирма считает налог "по отгрузке", то проблем у вас возникнуть не должно. Исчислите налог со всей стоимости отгруженной в течение года продукции. Затем вычтите из этой суммы авансы, которые вы заплатили в 2002 г. Разницу доплатите в бюджет до 15 января 2003 г.

Обратите внимание: до 15 января 2003 г. налог на пользователей автодорог должны заплатить и малые предприятия. Раньше для них был установлен особый порядок. По итогам года налог можно было заплатить до 10 апреля.

Если вы работаете "по оплате", то ситуация сложнее. В конце года у вас образуется остаток - стоимость продукции, которая к концу года отгружена, но не оплачена. Его тоже надо учесть при расчете налога на пользователей автодорог за 2002 г.

Фирма, которая считает налог со всей выручки, может использовать формулу:

Пример 1. ЗАО "Актив" изготавливает мебель. Оно определяет выручку "по оплате".

В 2002 г. покупателям отгружена продукция на 1 500 000 руб. (в том числе НДС - 250 000 руб.). Ее себестоимость - 900 000 руб.

От покупателей было получено только 1 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.). Оставшаяся часть - их дебиторская задолженность. Она равна 300 000 руб. (1 500 000 - 1 200 000).

Рассчитаем НДС с этой суммы:

300 000 руб. x 20/120 = 50 000 руб.

По итогам 2002 г. ЗАО "Актив" должно заплатить налог на пользователей автодорог:

((1 200 000 руб. - 200 000 руб.) + (300 000 руб. - 50 000 руб.)) x 1% = 12 500 руб.

по полученным денежным средствам

(1 200 000 руб. - 200 000 руб.) x 1% = 10 000 руб.;

по дебиторской задолженности

(300 000 руб. - 50 000 руб.) x 1% = 2500 руб.

Итоги

Отказаться от уплаты налога на пользователей автодорог уже в 2002 г. будет сложно. Налоговики четко обозначили свою позицию. Поэтому с ними придется судиться. А в ситуации, когда налогу осталось жить полгода, это нужно немногим.

Примечание. Пени по налогу на пользователей автодорог инспекция будет считать с конца года.

Можно прекратить платить налог на пользователей автодорог ежемесячно (ежеквартально). Главное - не забыть рассчитаться с бюджетом в конце года.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Льготы по транспортному налогу — это способ законно сэкономить на его уплате. В данной статье мы расскажем о том, кто имеет право на льготы по транспортному налогу и как их получить. А еще здесь вы найдете заявление на получение льготы.

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который можно на сайте ФНС. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами

Льготы по транспортному налогу регион может вводить как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки.

Установлены ли льготы по транспортному налогу для многодетных семей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2020-2021 годах имеют:

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.

Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Можете увидеть его на нашем сайте.

Приложение 1 к приказу ФНС России «от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@

В заявлении можно выбирать:

  • представить документы, подтверждающие право на льготу;
  • или только сообщить реквизиты таких документов.

В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.

Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать по ссылке. За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.

Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Льготы по транспортному налогу делятся на федеральные (они перечислены в НК РФ) и региональные (их устанавливают в региональных законах).

О своем праве на льготу необходимо заявить в ИФНС (подать заявление в рекомендуемой налоговиками форме), а также представить подтверждающие документы или сообщить налоговикам их реквизиты.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ
  • Приказ ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@
  • Приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кому больше никогда не придется проходить техосмотр, при покупке каких машин начнут начислять налог на роскошь и отменят ли нештрафуемые +20 км/ч. Разбираемся в главных вопросах, которые волнуют водителей в 2022 году


Вплоть до снятия с учета: ГИБДД жестко отреагировала на уловку водителей

Обсуждению отмены обязательного техосмотра, снижения нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч и пересчета налога на роскошь была посвящена значительная часть 2021 года. Разбираемся, что в итоге властям удалось изменить в жизни автомобилистов, а о чем в 2022 году придется продолжить дискуссии.

Обязательный техосмотр: отменен и переведен на добровольную основу

Отмена техосмотра запомнится автомобилистам как одна из неожиданных и быстро принятых инициатив. В июле 2021 года в МВД выступили с предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, о чем первым сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Он объяснил, что водители и без техосмотра обязаны содержать свои транспортные средства в исправности — такая норма содержится в ПДД. В итоге с 22 августа страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без проверки диагностических карт. А в конце декабря техосмотр сделали добровольным, сделав лишь несколько исключений.

Вступивший в силу закон отменил обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях. При желании техосмотр можно будет пройти, чтобы выявить неисправности и провести после этого необходимый ремонт.

Техосмотр остался обязательным для автомобилей такси, автобусов и грузовиков. Также получать диагностическую карту необходимо для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет или смены владельца.

Таким образом, в списке документов, обязательных для регистрации, появится еще один пункт. Теперь для постановки на учет водителю потребуется:

  • заявление владельца транспортного средства;
  • документ, удостоверяющий личность владельца;
  • документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
  • документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с актуальным сроком действия.


Еще один обязательный пункт, при котором получение диагностической карты сделали обязательным — изменения в конструкции автомобиля. Это, например, перевод автомобиля на газовое топливо или значительная доработка для поездок по бездорожью.

При этом в отмене техосмотра есть и неочевидный для многих водителей нюанс. Проблемы в случае отсутствия техосмотра, который, хотя и переведен на добровольную основу, но все равно считается подтверждением технической исправности автомобиля, могут возникнуть у водителей-виновников ДТП. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), если будет доказано, что причиной аварии является неисправное транспортное средство, то в этой ситуации страховщик может выставить регресс. То есть страховщик заплатит пострадавшему за виновника, однако тот должен будет возместить компании ущерб по выплатам потерпевшей стороне.

Нештрафуемые +20 км/ч: попытки отменить продолжатся


С учетом того, что в Госдуме взялись за лихачей на дорогах и агрессивных водителей и уже разработали несколько жестких санкций в их адрес вплоть до уголовной ответственности, можно предположить, что к нештрафуемому порогу скорости власти тоже вернутся.

Налог на роскошь для автомобилей

Владельцам автомобилей дороже 3 млн руб. в России приходится платить так называемый налог на роскошь: размер транспортного налога для таких машин умножают на повышающие коэффициенты. По мнению властей, модели стоимостью от 3 млн руб. могут позволить себе только более состоятельные автомобилисты, и платить за владение такими машинами они должны больше. Такой ценовой ориентир установили еще в 2014 году, с тех пор он не менялся.
При этом в Российской ассоциации дилеров (РОАД) подсчитали, что с тех пор автомобили подорожали в среднем на 60%.


Кому больше никогда не придется проходить техосмотр, при покупке каких машин начнут начислять налог на роскошь и отменят ли нештрафуемые +20 км/ч. Разбираемся в главных вопросах, которые волнуют водителей в 2022 году


Вплоть до снятия с учета: ГИБДД жестко отреагировала на уловку водителей

Обсуждению отмены обязательного техосмотра, снижения нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/ч и пересчета налога на роскошь была посвящена значительная часть 2021 года. Разбираемся, что в итоге властям удалось изменить в жизни автомобилистов, а о чем в 2022 году придется продолжить дискуссии.

Обязательный техосмотр: отменен и переведен на добровольную основу

Отмена техосмотра запомнится автомобилистам как одна из неожиданных и быстро принятых инициатив. В июле 2021 года в МВД выступили с предложением отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, о чем первым сообщил глава ГИБДД Михаил Черников. Он объяснил, что водители и без техосмотра обязаны содержать свои транспортные средства в исправности — такая норма содержится в ПДД. В итоге с 22 августа страховщики начали оформлять полисы ОСАГО без проверки диагностических карт. А в конце декабря техосмотр сделали добровольным, сделав лишь несколько исключений.

Вступивший в силу закон отменил обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях. При желании техосмотр можно будет пройти, чтобы выявить неисправности и провести после этого необходимый ремонт.

Техосмотр остался обязательным для автомобилей такси, автобусов и грузовиков. Также получать диагностическую карту необходимо для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет или смены владельца.

Таким образом, в списке документов, обязательных для регистрации, появится еще один пункт. Теперь для постановки на учет водителю потребуется:

  • заявление владельца транспортного средства;
  • документ, удостоверяющий личность владельца;
  • документы, идентифицирующие транспортное средство — СТС и ПТС;
  • документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные, прекращения или снятия с учета;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, с актуальным сроком действия.


Еще один обязательный пункт, при котором получение диагностической карты сделали обязательным — изменения в конструкции автомобиля. Это, например, перевод автомобиля на газовое топливо или значительная доработка для поездок по бездорожью.

При этом в отмене техосмотра есть и неочевидный для многих водителей нюанс. Проблемы в случае отсутствия техосмотра, который, хотя и переведен на добровольную основу, но все равно считается подтверждением технической исправности автомобиля, могут возникнуть у водителей-виновников ДТП. Как объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), если будет доказано, что причиной аварии является неисправное транспортное средство, то в этой ситуации страховщик может выставить регресс. То есть страховщик заплатит пострадавшему за виновника, однако тот должен будет возместить компании ущерб по выплатам потерпевшей стороне.

Нештрафуемые +20 км/ч: попытки отменить продолжатся


С учетом того, что в Госдуме взялись за лихачей на дорогах и агрессивных водителей и уже разработали несколько жестких санкций в их адрес вплоть до уголовной ответственности, можно предположить, что к нештрафуемому порогу скорости власти тоже вернутся.

Налог на роскошь для автомобилей

Владельцам автомобилей дороже 3 млн руб. в России приходится платить так называемый налог на роскошь: размер транспортного налога для таких машин умножают на повышающие коэффициенты. По мнению властей, модели стоимостью от 3 млн руб. могут позволить себе только более состоятельные автомобилисты, и платить за владение такими машинами они должны больше. Такой ценовой ориентир установили еще в 2014 году, с тех пор он не менялся.
При этом в Российской ассоциации дилеров (РОАД) подсчитали, что с тех пор автомобили подорожали в среднем на 60%.


Читайте также: