Налог на операторов связи

Обновлено: 13.05.2024

Так уж сложилось, что среди моих постоянных клиентов есть и такие организации, которые являются, в том числе, интернет-провайдерами, и оказывают и телематические услуги и услуги связи по передаче данных в рамках соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, или сокращенно – Роскомнадзор.

В связи с проводимой проверкой в отношении одной из таких организаций, хотелось бы обратить внимание вот на какой момент, о котором, как показывает практика, не знают не только не все бухгалтера, но и руководители компаний.

Помимо обязательных налоговых платежей, для организаций, имеющих лицензии Роскомнадзора, в качестве обязательного неналогового платежа предусмотрено уплата отчислений в резерв универсального обслуживания – или, по-другому, фонд универсального обслуживания, т.е. в фонд неких стандартных услуг связи, предоставляемых на территории РФ (почтовое обслуживание, услуги телефонии, интернет и т.п.).

Следует подчеркнуть особо, что данный платеж является обязательным условием осуществления лицензионной деятельности!

Кто является плательщиком

Сколько, как и куда платить

Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течении квартала по ставке 1,2%. Расчет производится организацией самостоятельно.

Срок и реквизиты для оплаты

Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи.

Отчисления производятся по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи:

банк — Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва

Получатель — Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Федерального агентства связи)

КБК — 084 1 13 01100 01 0000 130

Образец заполнения платежного поручения можно скачать здесь.

Нюансы бухгалтерского учета

Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П (п. 5, п. 5.1, п. 5.2), НДС не облагаются .

В случае, если организация-оператор связи применяет УСН, то данные неналоговые отчисления не могут учитываться в составе расходов, т.к. не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 346.16).

Ответственность за неуплату

В случае несвоевременного предоставления операторами связи расчетов отчислений в резерв универсального обслуживания, законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Что важно: в законе установлена административная ответственность только лишь за не предоставление сведений о базе расчета, а не за неуплату платежей !

Отсутствует и административная ответственность в случае неверно рассчитанных платежей.

Но это не значит, что неуплаченные платежи можно рассчитать предоставить, но не уплатить.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные на ведение дела о таких нарушениях, могут освободить лицо, совершившее нарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 сказано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам нужно исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность нарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности считается оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.


15. Сибатулина Н.В., Шувалова Е.Б. налоговая политика Российской Федерации в ракурсе ресурсосбережения. Плехановский научный бюллетень. 2018. № 1 (13). С. 86-90.

16. Иванова Я.Я., Сизова Д.А., Сизова Т.В. Финансовый электронный документооборот как фактор эффективного управления бизнес-процессами организации. Финансовый менеджмент. 2019. № 6. С. 46-52.

17. Наточеева Н.Н., Алтухова Е.В. Оценка финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения Москва, 2017. С. 151-163.

Материал и методы исследования

В качестве методологической основы лежали системный, исторический, логический, а также статистико-аналитический методы. Отражение сущности способов связей явлений между собой в рамках изучения и анализа предметной области опиралось на принцип адекватного отражения, сознательной рефлексии, комплексности, системности. Однако подчеркнем, что подход не является исчерпывающим, а направление исследования требует дополнительного изучения при расширении методологического инструментария.

Результаты исследования и их обсуждение

В августе 2013 г. были подготовлены и утверждены правила финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров (MNP, mobile number portability) [5]. В рамках этого процесса ранее в 2005-2008 гг. уже были утверждены правила формирования и расходования средств [6], а также порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений и форма расчета базы обязательных отчислений [7].

По итогам прошедшего 2019 г. было подано более 31 млн. заявок, что показано на рисунке 1, которые, однако, не всегда удовлетворялись.

Причины этому могут быть различными: неактуальность паспортных данных абонента, умышленные ошибки оператора при заполнении полей данных, задолженность абонента, предоставление дополнительных скидок абоненту в целях достижения его мотивированного отказа от переноса номера к другому оператору. Последний факт стал открытием для рынка операторов подвижной радиотелефонной связи, поскольку MNP стал использоваться как инструмент получения дополнительных скидок с одновременной возможностью стимулирования операторов к повышению качества услуг, а также покрытия сети. Количество перенесенных по итогам 2019 г. составило почти 15 млн. номеров.

gord1.wmf

В документе перечисляются федеральные законы, которые будут признаны утратившими силу, подлежат приостановлению, изменению или принятию новых законопроектов в случае если проектируемый федеральный закон [1] будет принят. В данном законопроекте указаны сроки исполнения и ответственные за подготовку нормативных правовых актов, в том числе в части:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта – Минфин России. Срок подготовки правового акта – 6 месяцев с даты принятия федерального закона;

В тоже время, целесообразность включения данного платежа в Налоговый кодекс РФ, с точки зрения уравнивания условий ведения бизнеса при оказании услуг связи между операторами сети связи общего пользования и операторами универсального обслуживания, а также с точки зрения упорядочения платежей – не вызывает сомнения.

Однако в наименовании исполненных расходов в рассматриваемый период в отчетах об исполнении федерального бюджета РФ за 2016 и 2017 гг. продолжает фигурировать «возмещение затрат оператору базы данных. Статистика и динамика интересующих нас показателей в отчетах Федерального казначейства предыдущих лет по итогам исполнения федерального бюджета за 2016 – 2018 годы представлена в рисунке 2.

Объемы финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров в 2013-2018 гг., руб.

ЦБ РФ: USD 74.29 EUR 84.07

Инициатива Минфина по преобразованию в налог ежегодных отчислений операторов связи в Резерв универсального обслуживания (РУО, или так называемый Фонд УУС) повлечет за собой новые финансовые расходы. К таким выводам пришли опрошенные ComNews эксперты телеком-сообщества. Более того, они указывают на риск использования планируемого "налога на операторов сети связи общего пользования" не на нужды отрасли связи.

Минфин опубликовал на сайте нормативно-правовых актов обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс и начал процедуру общественного обсуждения. Общественное обсуждение продлится до 26 апреля.

В частности, Минфин предложил ввести в кодекс налог на операторов сети связи общего пользования. Ставку налога предлагают установить в размере 1,2% доходов операторов. Как указано в документе, данный налог заменяет существующие обязательные отчисления (неналоговые платежи).

Напомним, что сейчас неналоговыми платежами для операторов являются ежегодные отчисления 1,2% выручки на оказание универсальных услуг связи (УУС) в Резерв универсального обслуживания. В перечень включены услуги, коммерческое оказание которых невыгодно операторам. К ним относится телефонная связь с использованием таксофонов, коллективный доступ в интернет в селах с численностью населения не менее 500 человек и подключение к точкам доступа по Wi-Fi населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек. В соответствии с распоряжением правительства РФ №437 от 26 марта 2014 г. единым оператором УУС на десятилетний срок в 2014 г. было назначено ПАО "Ростелеком".

С появлением нового налога траты операторов могут увеличиться

Ознакомившись с документом, представители пресс-службы ПАО "МегаФон", "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") и ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сказали, что данная инициатива подлежит обсуждению со всеми заинтересованными участниками отрасли. В ПАО "Ростелеком", ПАО "МТС", Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК), АО "ЭР-Телеком Холдинг" ("Дом.ru") воздержались от комментариев.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко отрицательно оценил инициативу Минфина. Он ожидает повышения расходов операторов из-за боязни санкций от налоговой. Той же позиции придерживается исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Алексей Леонтьев. "Из общих формулировок законопроекта можно сделать вывод, что операторов хотят заставить больше платить, - рассуждает он. - Уж очень широко звучит фраза "операции, связанные с оказанием услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования".

"Это еще один удар по бизнесу операторов", - сетует президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский. Он замечает, что размер платежей в Фонд универсальных услуг значителен и нечетко регламентирован. "Придание им налогового статуса возлагает непомерную нагрузку на сотовые компании и ответственность, вплоть до уголовной на их руководителей", - говорит он.

Напротив, по словам генерального директора MCN Telecom Александр Мельников, для MCN Telecom (ООО "МСН Телеком") в части финансовых затрат преобразование обязанности отчислять средства Фонду универсального обслуживания в "налог на операторов сети связи общего пользования" ничего не изменит.

Есть риск нецелевого расходования средств

Глава MCN Telecom сетует, что собираемые в данный момент средства на цели развития и улучшения отрасли информационных технологий и связи теперь будут перераспределяться на любые другие цели. "Изначальная задумка создателей проекта УУС, с нашей точки зрения, обесценивается, так как шансов для телеком-отрасли по выходу из так называемого застоя в ближайшие годы не предвидится. На это не будет средств, - предупреждает он. - Для Фонда универсального обслуживания новая редакция законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс вряд ли станет выгодным предложением, поскольку теперь финансирование он будет получать из государственной казны".

Дмитрий Галушко также считает, что собранные с операторов средства (если они станут налогом) не будут расходоваться на услуги связи, а будут перераспределяться на другие отрасли. Таким образом, отмечает глава "ОрдерКома", деньги пойдут не в фонд УУС и стоящему за ним "Ростелекому", а в местный бюджет (налоговая декларация будет подаваться в налоговые органы по месту учета налогоплательщика).

Напротив, в Ассоциации компаний связи полагают, что перевод всех неналоговых сборов в налоговые имеет положительную сторону, поскольку позволяет однозначно трактовать и понимать цель взимания и определять конечного получателя. Более того, организация настаивает на усилении контроля за сбором и контролем расходования средств.

Президент Ассоциации компаний связи Алексей Стуров подчеркивает, что в настоящее время расходование средств из Фонда УУС никак не затрагивает операторов связи. "Во всяком случае, открытой информации о статьях расхода этих средств нет, - замечает он. - Операторы связи, проводя отчисления Фонду УУС (РУО), понимают, что, скорее всего большая, часть этих денежных средств идет на финансирование программ "Ростелекома" - прямого конкурента других операторов связи", - говорит он

Читайте также: