Налог на офшоры путин

Обновлено: 18.05.2024

Президент предложил облагать дивиденды по ставке 15%. Такая ставка предусмотрена действующим российским налоговым законодательством в отношении дивидендов в пользу иностранных компаний. В отношении процентов адекватным уровнем ставки является, очевидно, предусмотренные Налоговым кодексом России 20%. Однако эти ставки можно снизить до 5% по дивидендам и до 0 по процентам при применении положений соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) со страной получателя доходов. Эти льготы предусмотрены соглашениями с такими странами, как США, Кипр, Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария и рядом других.

При этом с классическими офшорными юрисдикциями (БВО, Кайманы, Сейшелы, Бермуды, Гернси, Джерси и др.) СИДН отсутствуют. Это значит, что компании в этих странах и так не имеют возможности воспользоваться льготами и налогообложение производится в обычном порядке по ставкам, предусмотренным российским налоговым законодательством. Вводить дополнительные ограничения с точки зрения применения льгот по налогу на доходы у источника выплаты нет необходимости.

Получается, речь идет не о налоговых гаванях, а о странах, с которыми Россия заключила СИДН. Они пользуются популярностью у российских бизнесменов при налоговом структурировании. Рискну предположить, что под офшорами президент имел в виду государства, которые традиционно использовались для перевода прибыли из РФ в офшорные юрисдикции, то есть страны, в которых регистрировались транзитные компании, смысл которых заключался лишь в получении льгот по СИДН с РФ, а потом, практически без уплаты налогов, доходы переводились в офшоры.

При этом тенденции в области международного налогообложения и борьбы с офшорами и так серьезно затруднили использование транзитных компаний. Здесь и российская деофшоризация, и план BEPS (план по борьбе с размыванием налоговой базы ОЭСР — Forbes), и локальные инициативы по внедрению требований о достаточном экономическом присутствии, о раскрытии информации о сделках с элементами налогового планирования и т.д.

Например, российские правила о фактическом получателе дохода, которые налоговые органы РФ начали с особым энтузиазмом применять с 2015 года, и так поставили крест на транзитных компаниях. Практически все последние судебные решения по данному вопросу выносятся в пользу налоговых органов, а объем налоговых доначислений измеряется миллиардами рублей.

Вступление в силу Многосторонней конвенции MLI (один из инструментов плана BEPS — Forbes), которая предусматривает тест основной цели, а также положения об ограничении льгот (которые, правда, будут применяться с небольшим числом стран), дополнительно усложнит доступ ко льготам. Так, согласно тесту, льготы не будут предоставляться, если одной из основных целей использования иностранной компании является получение преимуществ по соглашению об избежании двойного налогообложения. И данный тест не будет выполняться, если, например, кипрская или голландская компания была встроена в цепочку платежей лишь для того, чтобы перечислить доходы в офшоры, и более никакой деятельности не ведет.

Также важно понять, как новые нормы будут взаимодействовать с положениями действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, которые все-таки пока превалируют над местным законодательством? Президент говорит об их пересогласовании, но на практике такой процесс является длительным, особенно, если нет особого желания с какой-либо стороны (важный фактор в рассматриваемой ситуации). Для понимания сроков приведу всего один пример: СИДН между РФ и Эстоний ждет ратификации со стороны России с 2002 года.

Конечно, необходимо понимать, каким образом будут реализовываться предложения президента. Возможно, имеет смысл проанализировать, какие механизмы есть уже сейчас и будут ли они способствовать достижению цели без радикальных решений. В любом случае, время массового использования транзитных компаний уже прошло и предложенные инициативы лишь поставят точку в многоточии их некролога.

Читайте также: