Налог на недвижимость для иностранных граждан в россии

Обновлено: 25.06.2024

За рубежом (Словения и Болгария) продана недвижимость, там же уплачены все необходимые налоги. Недвижимость в собственности пять лет. Нужно ли в России платить налог с дохода 13% от продажи этой недвижимости? Или нужно доплачивать разницу между уплатой суммы налога за рубежом и в России? Как отвечают на этот вопрос Соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией?

Согласно п. 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом в названном кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Соответственно, не исключается и имущество, находящееся за рубежом.

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ.

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ для целей указанной главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход физических лиц – налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Нерезиденты Российской Федерации уплачивают налог с дохода в бюджет Российской Федерации, полученный от источников в Российской Федерации. Таким образом, нерезиденты не являются налогоплательщиками в Российской Федерации в части дохода, полученного за пределами Российской Федерации.

Понятие налогового резидента Российской Федерации прямо не связано с гражданством или видом на жительство, местом работы, местом нахождения имущества или ведения бизнеса и т.п., а определяется фактически проведенным на территории России количеством дней. В силу п. 2 ст. 207 НК РФ по общему правилу, т.е. если иное не предусмотрено НК РФ, налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому гражданин России, постоянно проживающий за рубежом (более 183 дней в течение указанного периода), не является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем на него не распространяется налоговый режим, установленный НК РФ в части налогов на доходы, полученные за рубежом, в том числе от продажи зарубежной недвижимости.

В отношении налоговых резидентов Российской Федерации при продаже недвижимости действуют особенности, установленные ст. 217.1 НК РФ, связанные с давностью владения. По общему правилу в случае владения недвижимым имуществом не менее пяти лет со дня его приобретения доход от его продажи освобождается от налогообложения (п. 2, 4 ст. 217.1 НК РФ). В особых случаях этот срок составляет три года (п. 3 ст. 217.1 НК РФ).

Налоговая ставка, применимая к продаже недвижимости в отношении налогового резидента Российской Федерации, установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При исчислении суммы налога по указанной ставке в качестве налоговой базы принимается денежное выражение суммы полученного дохода, вырученной от продажи недвижимости, подлежащего налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ), в том числе имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на строительство или приобретение иной (новой) жилой недвижимости в Российской Федерации, включая земельные участки для жилищного строительства, но не более 2 млн руб., или в размере дохода от продажи самой жилой недвижимости, но не более 1 млн руб.

Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Причем в данном случае вид и целевое назначение этого имущества не имеют значения.

Как следует из вышеприведенного положения, место нахождения приобретенного имущества для целей его применения значения также не имеет. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 20.09.2017 № 03-04-06/60671.

Исходя из положений пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами Российской Федерации, самостоятельно осуществляют исчисление, декларирование и уплату налога на такие доходы исходя из сумм таких доходов.

Порядок получения в Российской Федерации зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, для целей применения НДФЛ внутри страны установлен ст. 232 НК РФ.

В указанной норме предусмотрено, что в целях получения такого зачета налогоплательщику надлежит представить в налоговые органы России декларацию с отражением соответствующего дохода и приложить документы, подтверждающие получение в иностранном государстве этого дохода и уплату им там же налога, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства.

Между тем, следует иметь в виду, что согласно общему правилу, выраженному в п. 1 ст. 232 НК РФ, фактически уплаченные физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом, для выяснения такой возможности следует обращаться к соответствующим международным договорам при их наличии.

Таким образом, указанным межправительственным соглашением допускается зачет, предусмотренный ст. 232 НК РФ, но на сумму не более, чем подлежащую уплате в соответствующем Государстве. Иными словами, если налог с дохода, уплаченный в Болгарии, меньше суммы налога, рассчитанного по ставке, действующей в России (13%), то в бюджет Российской Федерации причитается уплатить разницу; если такой налог, уплаченный в Болгарии больше, чем рассчитанный по российским правилам, то зачету подлежит сумма налога в пределах рассчитанного, разницы не возникает и, соответственно, необходимость в уплате каких-либо сумм налога в России отсутствует, к возврату на территории Болгарии также никаких сумм налогов не причитается.

Вместе с тем при возникновении какой-либо разницы, причитающейся к уплате в бюджет Российской Федерации в связи с продажей недвижимости в указанных государствах по причине более низкого налогообложения полученного дохода на их территории, не следует игнорировать вышеуказанные нормы НК РФ, касающиеся как давности приобретения указанной иностранной недвижимости, так и затрат на ее приобретение, поскольку их действие кодексом не исключается в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.

Таким образом, исходя из контекста поставленного вопроса, поскольку за рубежом были уплачены все налоги с продажи недвижимости, то сумма налога в России с учетом зачета уплаченного за рубежом составит положительную разницу, причитающуюся к уплате, лишь в том случае, если сумма налога, рассчитанная и уплаченная по правилам иностранного государства, меньше, чем причиталось бы в России. Однако в таком случае следует исходить из того, что с момента приобретения недвижимости истек необходимый для освобождения от уплаты налога пятилетний срок владения. Если указанный срок не истек, следует воспользоваться возможностью учесть при определении налоговой базы фактически понесенные и документально подтвержденные затраты на ее приобретение.

Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.

Публикация

Статья опубликована в Правовой базе "Консультант" в 2018 году

Действующее российское законодательство признает иностранных и российских юридических лиц практически равными участниками рынка при приобретении и отчуждении недвижимости на территории РФ.

Ограничения и запреты для иностранных граждан и иностранных юридических лиц предусмотрены в отношении некоторых типов земельных участков, а именно:

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ).
  2. Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (абз. 2 ст. 15 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ").
  3. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Приобретение недвижимости, дальнейшее владение ею и отчуждение влекут за собой налоговые последствия.

Постановка нерезидента на учет в налоговом органе

Прежде всего по факту приобретения недвижимости на территории РФ осуществляется постановка нерезидента на налоговый учет.

По запросу иностранной организации налоговым органом может быть направлено заявителю свидетельство о постановке на учет и уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы (абз. 3 п. 23 Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н).

В соответствии с упомянутым Приказом, а также п. 4 ст. 85 НК РФ управления Росреестра представляют сведения в управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Таким образом, для получения индивидуального номера налогоплательщика с момента приобретения недвижимости нерезидентом должно пройти не более 15 рабочих дней, фактически же дела обстоят несколько иначе.

Действительно, для получения свидетельства о постановке на учет необходимо ожидать выгрузки документов из Росреестра в территориальную налоговую, но, во-первых, передача не всегда осуществляется в установленные сроки. Во-вторых, по факту поступления информации в Росреестр необходимо подать заявление в территориальную налоговую по месту нахождения приобретенной недвижимости о выдаче уведомления/свидетельства о постановке на учет. Таким образом, заявительный порядок сохранен. Определение времени подачи такого заявления является задачей заявителя посредством произведения звонков в территориальную налоговую инспекцию.

Выходит красиво на бумаге, труднореализуемо на деле. Во всяком случае, никто не застрахован, что именно при передаче его сведений о приобретении недвижимости не возникнет технических неполадок в информационных системах госорганов, незапланированных смен исполнителей и других событий, препятствующих своевременной постановке нерезидента на налоговый учет.

Налог на имущество

Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, - это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций").

На основании п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, является находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

При сомнении в определении вида имущества необходимо проверить наличие данных об объекте в ЕГРН. При отсутствии сведений в ЕГРН - установить, имеются ли основания, подтверждающие прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства: наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках (письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).

Для целей уплаты налога на имущество организаций и представления налоговой декларации объектами налогообложения по налогу на имущество организаций не признаются (п. 4 ст. 374 НК РФ):

Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ, в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Порядок определения налога может быть представлен так:

(Кадастровая стоимость имущества x Ставка налога) - Авансовые платежи = Налог за имущество.

В случае если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций указано, что в случае, если кадастровая стоимость не определена, налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).

Ввиду отсутствия в п. 6 ст. 378.2 НК РФ конкретизации объектов налогообложения, правило об использовании кадастровой стоимости здания при определении налоговой базы, вероятно, должно применяться и в отношении помещений, принадлежащих иностранной организации.

Если же не определена и кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, принадлежащее иностранной организации, применяется правило п. 14 ст. 378.2 НК РФ: налоговая база равна нулю.

При этом обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, предусмотренная ст. 386 Кодекса, распространяется и на иностранные организации, владеющие имуществом, налоговая база в отношении которого равна нулю (письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-14/8527@).

К слову об обязанности по представлению налоговой декларации, отметим, что иностранное юридическое лицо как владелец объекта недвижимости обязано также сообщать в налоговый орган по местонахождению своей недвижимости сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов (абз. 2 п. 3 ст. 386 НК РФ).

Налог на прибыль

Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль.

К доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации и доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества.

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена для иностранных организаций в размере 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Налог на прибыль иностранных организаций, не связанную с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов, также признаваемых объектами недвижимости, в связи с осуществлением международных перевозок, - 10% (пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).

По данному вопросу следует учитывать субъектный состав сделок по отчуждению и сдачи в аренду. Если стороной в сделке с иностранной компанией является российское юридическое лицо, последнее обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль, то есть выступает налоговым агентом. Если стороной в сделке с иностранной компанией является физическое лицо, то исчислить и уплатить налог на прибыль организаций в России должна сама иностранная организация.

Иностранные юридические лица в данном контексте имеет смысл разделить на два типа:

Планируя сделку, следует учитывать факт наличия/отсутствия у РФ соглашения об избежании двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством, предусматривающего нулевую или невысокую ставку налога у источника, а также, по возможности, невысокую эффективную ставку налога на прибыль и отсутствие других налогов на данный вид доходов. При этом нужно помнить, что если в соответствии с международным соглашением выплачиваемый доход облагается в РФ по пониженной или нулевой ставке, для применения этой ставки иностранная организация должна предоставить подтверждение своего постоянного местонахождения в соответствующем государстве (ст. 312 НК РФ).

Отметим, что в некоторых случаях соглашения об избежании двойного налогообложения закрепляют перечень объектов недвижимого имущества, отличный от того, что предусмотрен российским правом. Так, например, согласно п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы морские и воздушные суда не рассматриваются для целей налогообложения в качестве недвижимого имущества.

Налоговую базу по налогам на прибыль, связанную с арендой недвижимого имущества, можно уменьшить за счет:

  • 1) передачи арендуемого недвижимого имущества в доверительное управление;
  • 2) увеличения расходов, связанных с содержанием недвижимого имущества (расходы на ремонт: расходы на реконструкцию, расходы на текущий ремонт, расходы на капитальный ремонт, расходы на реконструктивные работы).

Если нерезидент сдает недвижимое имущество в аренду, важно проработать условия договора аренды, касающиеся порядка распределения расходов по капитальному и текущему ремонту, реконструкции и реконструктивным работам, так, чтобы они соответствовали законодательным нормам о возможности отнесения соответствующих расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Согласно положениям ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Уменьшение допускается при соблюдении одновременно следующих условий:

  • 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • 2) обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Поскольку в сделках с недвижимым имуществом всегда появляются какие-то расходы, обоснованность которых может быть поставлена под сомнение контролирующими налоговыми органами, разумно сопровождать каждое действие в рамках этих сделок пакетом документов, которые смогут послужить доказательствами добросовестности налогоплательщика и его контрагентов.

Если между иностранными и российскими организациями по налогу на прибыль организаций нет серьезных отличий, то положение иностранца - физического лица по уплате НДФЛ не представляется выгодным. Так, при получении дохода от источников в Российской Федерации нерезиденту - физическому лицу придется заплатить НДФЛ по ставке 30%. При этом не имеет значения, как долго имущество находилось в собственности: имущественные вычеты не применяются.

Таковы особенности приобретения нерезидентом недвижимости на территории РФ. Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день существенных отличий в положении резидентов и нерезидентов, которые можно было бы использовать в пользу владельца-нерезидента, не предусмотрено. Преимущество нерезидентного положения можно использовать при наличии между государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающего более выгодные условия, а также при применении сниженной налоговой ставки по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду судов воздушного и водного транспорта.

Россиянам, желающим купить зарубежную недвижимость, необходимо узнать о существующих правилах, которые установлены российским и зарубежным законодательством. Прежде чем вносить инвестиции, следует проанализировать, какие могут возникнуть финансовые последствия для инвесторов. Раскроем этот вопрос подробнее.


При покупке недвижимости за рубежом, что нужно знать (законы, правила, налоги)

Чтобы совершить сделку купли-продажи квартиры, дома или других объектов недвижимости за рубежом, необходимо в первую очередь получить ответы на такие вопросы:

Законодательные нормы

В соответствии с российским законодательством для граждан России не установлено запретов на приобретение, владение и иное распоряжение зарубежной недвижимостью. Кроме того, россияне не обязаны отчитываться перед налоговой о своих зарубежных активах, если они не являются чиновниками. Государственные и муниципальные служащие обязаны указывать такие объекты в своих ежегодных декларациях.

А вот что касается международного законодательства, то в ряде стран могут быть введены ограничения по владению недвижимым имуществом иностранцами. К примеру, в Австрии физлица-нерезиденты (иностранцы без ВНЖ) не могут стать собственниками ни земельного участка, ни апартаментов для отдыха или жилья. В этом конкретном случае существует выход – учредить местную компанию и приобрести недвижимость в качестве юрлица.

Налоги

Резидентами Российской Федерации считаются физлица, которые проживают в стране более 183-х дней в году. Такой статус обязывает уплачивать налоги не только с доходов, которые были получены непосредственно в России, но и на территории, за ее пределами.

Среди основных налогов, которые должны уплачивать физлица-россияне, являющиеся владельцами зарубежной недвижимости, нужно выделить такие:

Все доходы, получаемые россиянами от распоряжения своей недвижимостью, в том числе и зарубежной, облагаются по ставке 13%. Исключение составляют активы, полученные по наследству. В России наследники (неважно какой очереди наследования) защищены от чрезмерного налогообложения. То есть налог не взимается лишь при условии, что унаследованное имущество не будет продано в течение определенного периода времени (3 года).


В том случае, если между правительствами России и другого иностранного государства подписаны соглашения по устранению двойного налогообложения, тогда налогоплательщик должен будет уплатить, лишь разницу в налогах. Если россиянин уже уплатил налог с доходов, полученных от использования своей иностранной недвижимости в той стране, где она расположена, и ставка такого налога больше 13%, тогда ничего в России уже не придется уплачивать. Достаточно будет представить документы, подтверждающие, что такой налог уже был взыскан в другой стране.

Другое дело — налогообложение расчетной выгоды от разницы процентных ставок. Как правило, заграничные ипотечные ставки на порядок ниже российских. Вот эту разницу в процентах, умноженную на стоимость недвижимости, и придется декларировать как налогооблагаемую базу и соответственно платить налог.

Как приобрести недвижимость за рубежом россиянину

При планировании покупки следует учесть такие правила:

Настоятельно не рекомендуется скрывать факт покупки зарубежной недвижимости от российских налоговиков. Хотя по факту у рядовых россиян нет обязательства об уведомлении по факту приобретения недвижимости за рубежом, но от ответственности по уклонению от уплаты налогов (при сокрытии такого факта) никто не освобождал.

Все тайное рано или поздно становится явным, особенно в свете автоматического обмена информацией в рамках ОЭСР и ФАТФ. Хотя Россия так и не стала членом ОЭСР, но в проектах по обмену данными участие принимает. По состоянию на начало 2019-го обменивается информацией по операциям на банковских счетах с 71-ой страной. В этот список вошли практически все европейские страны. Исключение составляет Великобритания, которая весной вышла из отношений с Россией по автоматическому обмену информацией, однако ФНС по запросу может получить интересующие сведения и оттуда.


В отношении тех стран, которые не присоединились к стандартам международного обмена информацией (к примеру, Коста-Рика, Филиппины и ряд других), в России установлены валютные ограничения.

В том случае, если заинтересовавшая недвижимость расположена в стране, где физлицам-нерезидентам не предоставляется возможность свободно приобрести ее на рынке, тогда сделку можно оформить через юридическое лицо. При этом следует учесть такие нюансы:

Где купить зарубежную недвижимость проще и выгоднее

Итак, прежде чем тратить деньги и совершать покупку, необходимо проанализировать все исходные данные:

Чтобы не попасть впросак и не приобрести вместе с недвижимостью проблемы, связанные с трудностями по соблюдению налогового и валютного законодательства, рекомендуем воспользоваться услугами специалистов. Обратитесь за консультацией в специализированную компанию, чтобы вам просчитали все возможные риски и расписали правила покупки недвижимости в выбранной стране.

Есть организации, которые владеют недвижимостью не только на территории РФ, но и за пределами нашей страны. Должны ли они платить налог на имущество в соответствии с НК РФ в отношении данной недвижимости? Можно ли избежать двойного налогообложения, если налог на недвижимость в отношении этого имущества уплачивается и по законам страны нахождения? Давайте разбираться.

Если недвижимость находится за пределами РФ…

Согласно обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении такого имущества определяется по п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что если российская организация имеет на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, которое расположено в том числе на территории, находящейся за пределами РФ, то такая недвижимость организации за границей облагается налогом на имущество организаций по правилам гл. 30 НК РФ.

Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей гл. 30 НК РФ определяется без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ).

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно (п. 3 ст. 382 НК РФ):

в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Пунктом 3 ст. 383 НК РФ установлено, что в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Таким образом, если налог на недвижимость организации за границей не уплачивался, то налог на имущество недвижимость организации в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, уплачивается в сумме, исчисленной исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с п. 3 ст. 375 НК РФ, и ставки налога, установленной законом субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ, по месту нахождения организации в Российской Федерации (Письмо Минфина России от 25.05.2016 № 03-05-05-01/29886).

Добавим, что ст. 381 НК РФ устанавливаются случаи, при которых налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций. При этом НК РФ не предусмотрена возможность освобождения от уплаты налога на имущество организаций при невозможности подтверждения уплаты налога на имущество организаций за пределами территории РФ в случае неопределенности законодательства другого государства, а также при утрате контроля над имуществом, находящимся в другом государстве (Письмо Минфина России от 10.11.2017 № 03-05-05-01/73988).

Можно ли избежать двойного налогообложения?

Итак, если российская организация владеет недвижимостью за пределами РФ, то она должна уплатить налог на имущество недвижимость организации в РФ. Но при этом данное имущество может одновременно облагаться налогом на имущество по правилам государства, на территории которого оно находится. На практике недвижимость облагается налогом на имущество, разным по величине в зависимости от страны нахождения.

Получается, за одну и ту же недвижимость налог нужно заплатить дважды: в той стране, на территории которой она находится, и в РФ по правилам гл. 30 НК РФ. Можно ли избежать двойного налогообложения? Можно.

В силу ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества. Каковы правила проведения такого зачета налогов?

Статьей 386.1 НК РФ установлены следующие условия проведения зачета:

размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении указанного имущества;

зачет производится в налоговом периоде, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ, и только за налоговый период. Провести указанный зачет за отчетный период нельзя;

обязательно документальное оформление – заявление и документ об уплате налога за пределами РФ.

Таким образом, избежать двойного налогообложения недвижимости, находящейся за пределами РФ, можно, но данный порядок носит заявительный характер. Это означает, что если организация не обратится в налоговый орган с соответствующим заявлением, то автоматически налоговики никакого зачета не сделают.

Добавим, что возможность рассматриваемого зачета налога на имущество предусмотрена во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Правительством РФ с большинством иностранных государств.

Расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, могут быть учтены налогоплательщиком при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03-03-06/1/64126).

При этом налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства (в том числе ст. 386.1 НК РФ), при уплате соответствующего налога в РФ, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат.

Размер зачтенного налога не может превышать сумму налога исчисленного.

Статьей 386.1 НК РФ установлен максимально возможный размер зачитываемого налога, уплаченного за пределами РФ: он не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении указанного имущества. Сказанное означает, что нужно исчислить сумму налога на имущество в отношении зарубежной недвижимости за налоговый период по правилам гл. 30 НК РФ; это и будет максимально возможная сумма засчитываемого налога, уплаченная за пределами РФ.

Если сумма уплаченного за пределами РФ налога на недвижимость превышает сумму налога на это имущество, рассчитанную по нормам НК РФ, то сумму превышения зачесть нельзя (Письмо Минфина России от 25.10.2011 № 03-05-05-01/85).

Документальное оформление зачета налога на недвижимость.

Если российская организация уплатила налог на недвижимость в государстве, на территории которого расположена данная недвижимость, то для проведения зачета в целях устранения двойного налогообложения нужно подготовить два документа: заявление и документ об уплате налога. Указанные документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.

Заявление на проведение зачета.

Начнем с заявления. Никакой отдельной формы данного заявления не установлено, это означает, что его можно составить в произвольном виде. Формулировка просьбы в данном случае может быть, например, следующей:

В качестве приложения к заявлению нужно указать документ, подтверждающий уплату налога на территории иностранного государства.

Отметим, что сумма уплаченного налога указывается в заявлении в рублях, то есть нужно перевести сумму налога, уплаченную в валюте страны нахождения недвижимости, в рубли по курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога в иностранном государстве.

Документ, подтверждающий уплату налога за пределами РФ.

Еще одним важным документом для проведения зачета налога на имущество является документ об уплате налога за пределами территории РФ. Никакой специальной формы для такого документа российским налоговым законодательством не установлено, он составляется по правилам страны нахождения недвижимости.

При подготовке указанных документов нужно помнить, что официальные документы, исходящие от иностранных государств (включая налоговые органы иностранного государства), должны быть легализованы. Если же соответствующее иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961, то на данных документах достаточно проставления апостиля. Однако апостиль не может быть затребован, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру либо освобождают документ от легализации.

Особенности заполнения налоговой декларации.

В отношении имущества, имеющего местонахождение за пределами территории РФ (для российских организаций), декларация по налогу на имущество представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Уточним, что в силу положений ст. 386.1 НК РФ право на зачет в РФ налога на имущество организаций в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории иностранного государства, возникает у организации в том налоговом периоде, в котором налог на имущество недвижимость за границей был фактически уплачен в другом государстве. Следовательно, зачет производится за налоговый период, в котором налог на имущество недвижимость за границей фактически был уплачен за пределами территории РФ. Например, суммы налога на имущество, уплаченные в иностранном государстве в 2017 или 2018 году, отражаются в декларации по налогу на имущество организаций за 2017 и 2018 год соответственно (Письмо Минфина России от 16.10.2019 № 03-05-04-01/79654, направлено территориальным налоговым органам для применения в работе Письмом ФНС России от 18.10.2019 № БС-4-21/21444@).

Раздел 2 декларации по налогу на имущество организаций, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@, заполняется отдельно, в том числе в отношении недвижимого имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства.

Коды видов недвижимого имущества приведены в приложении 5 к порядку заполнения декларации по налогу на имущество организаций. Код 04 обозначает имущество, принадлежащее российской организации и расположенное на территории другого государства, суммы налога по которому уплачены в соответствии с законодательством другого государства.

В строке с кодом 250 указывается уплаченная за пределами территории РФ согласно законодательству другого государства сумма налога в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, в соответствии с прилагаемым к декларации документом об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденным налоговым органом соответствующего иностранного государства.

по строке с кодом 260 указывается нулевое значение в случае, если значение строки с кодом 250 больше или равно разности строк с кодами 220 и 240;

по строке с кодом 260 фиксируется разность значений строк с кодами 220 и 240 за вычетом значения строки с кодом 250, если значение строки с кодом 250 меньше разности строк с кодами 220 и 240.

Если российская организация имеет на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, которое расположено на территории, находящейся за пределами РФ, то такая недвижимость облагается налогом на имущество организаций по правилам гл. 30 НК РФ. Но при этом одновременно названное имущество может облагаться налогом на имущество по правилам государства, на территории которого оно находится.

Согласно нормам действующего налогового законодательства в данном случае можно избежать двойного налогообложения: ст. 386.1 НК РФ установлены условия проведения зачета налога, уплаченного за пределами РФ, в счет исчисленного налога на имущество по правилам гл. 30 НК РФ. Но зачесть можно только фактически уплаченный за пределами РФ налог и не более суммы налога на имущество, рассчитанного в соответствии с НК РФ в отношении обозначенной недвижимости.

Читайте также: