Налог на машину в дании

Обновлено: 15.05.2024

Вот уже полгода, как я живу в Копенгагене, столице Дании. В этой статье я хочу показать, почему я считаю эту страну королевством адеквата.

Доверие

В метро нет турникетов — просто садишься в поезд и едешь.

Контроль

Доверие не означает распущенности. Датчане всё очень чётко контролируют.

С одной стороны, полиции почти не видно — назойливого наряда милиции/полиции, как у нас, на каждой станции метро, нет. ГАИ я вообще ни разу не видел.

С другой стороны, есть проверяющие. Например, то, что в метро нет турникетов, не означает, что все норовят проехать зайцем. Как раз наоборот. Ходит специльный проверящий и внимательно, не забывая улыбаться и благодарить, смотрит билеты. Те, у кого билет кончился, либо те, кто забыл оплатить провоз велосипеда, выводятся на перрон и им выписывается немалый штраф — 700 крон ($125).

Моей коллеге как-то выписали штраф за проезд на велосипеде на красный свет — 1000 крон ($175).

Проездной на метро сделан так, что не подкопаешься: это такая пластиковая книжечка, с одной стороны — перманентный талон с перечислением доступных зон метро и вашей фотографией, с другой — сменный талон на текущий месяц, причём контрольный номер у обеих частей совпадает.

Я видел, как по моей улице вечером шли 2 человека в униформе и с фонариком — проверяли паркововочные талоны под лобовым стеклом.

Правда

Как известно, в СССР не было ни секса, ни проституции, ни гомосексуализма, ни наркомании. Все конечно понимают, что они присутствовали и что власть имущие с помощью статистики и очковтирательства пытались сделать хорошую мину при плохой игре.

В Дании не так. В привокзальном районе по вечерам стоят негритяночки, в городе ежегодно проходят гей-парады, в центральном квартале и при этом самопровозглашённой стране Христиании можно свободно и недорого купить косячок. Однако при этом власти не делают вид, что этого нет — они предпочли локализовать проблему: можешь укуриваться в Христиании, но желательно только там.

Стандартный русский богач — это, как правило, наглый пузатый дядька на джипе. Стандартный богатый датчанин — в очень хорошей спортивной форме, улыбчив, ездит на метро или такси. В веренице моих начальников и инвесторов все пробегают 10 км не больше чем за час, многие бегали марафоны. Вообще спорт очень популярен — по пути домой я встречаю до десятка бегунов, даже сейчас в январе.

Большинство датчан, от подростков до старушек, говорят по-английски.

Всем по барабану, как ты выглядишь и чем занимаешься. Я видел девчонок в шубе и на каблуках, едущих на велосипеде (у нас бы это как-то в голове не укладывалось). Помимо обычных велосипедов, взрослые дядьки могут ехать и на полулежачих велосипедах, и на самокатах, и на гибриде роликов со скейтом да ещё и с лыжными палками в руках.


Позволю себе сравнить русского и датского программистов. Из моего опыта, начальство может сыграть на чувстве ответстенности славянского инженера, и при нахождении важного бага наш человек может решить остатьтся после работы и доделать авралом. А датчанин же ответственно начнёт назавтра на свежую голову.

Учёба

Что поразило: студенты департамента архитектуры делают выпускные работы не на абстрактные темы, а проектируют реальные архитектурные формы, которые будут стоять в Копенгагене. Они могут ткнуть пальцем в карту города и сказать, что, мол, вот тут у центральной площади будет стоять парковка для велосипедов, эскиз которой я сейчас рисую.

Власть

Я помню, как проезжал кортеж какой-то шишки. Никаких пробок на несколько часов — подъехали 4 мотоциклиста, перекрыли ключевые точки перекрёстка, знаками руками показали тем, кто не понял или не увидел, остановиться. Проехал кортеж, а перед ними — другая четвёрка мотоциклистов, которая поехала перекрывать следующий перекрёсток. Снялись — поехали. Вся процедура заняла 1.5-2 минуты.

Меня впечатлила вот эта фотография на выставке (извините за качество). На ней изображен Йенс Отто Крог, в тот самый момент занявший пост премьер-министра. При этом на переднем плане видна стёртая подошва его туфель. Может, конечно, пиар вроде дешёвых часов Обамы, но впечатляет.


Про армию. Как-то я разговаривал с датчанином, который служил в Афганистане. Этот жизнерадостный парень вспоминал контрактную службу как курорт — да, стреляли, но зато у них было всё — лучшее обеспечение и еда, хорошее жильё, большая зарплата. Хочет поехать ещё.

Технологии

Метро — одно из лучших в мире, беспилотное, то есть спереди и сзади — лобовое стекло; тоннели ярко подсвечены, так что на переднем сидении прекрасный обзор.


Билет на метро можно купить SMS-кой.

В пригородних поездах S-Train есть wi-fi.

Ещё зарисовка налаженной системы. У меня не прошёл запланированный платёж в клиент-банке. Чтобы я об этом узнал, банк послал мне извещение бумажной почтой. Я получил это письмо вечером того же дня.

Экономия воды

В Дании практически нет ванн. Ванная комната обычно очень маленькая, совмещённая с туалетом. Таким образом датчане экономят воду.

Из крана здесь течёт питьевая вода — такую не грех экономить.

Электронные деньги

Тут мне как-то подарили классный бумажник, но ирония в том, что в Дании он не нужен. Я достаю его только когда лечу в другие страны. Как правило, с собой мне приходится носить лишь банковскую карточку, ну плюс проездной. Карточкой можно расплатиться почти везде — не только в торговых центрах, но и на почте, и в бутербродной, и в такси.

Нельзя оплатить карточкой только проезд в автобусе (альтернатива — метро и S-Train) и всё, что продают с рук — вещь на блошином рынке, дары Христиании, и т. д.

Транспорт

Система транспорта налажена так чётко, что есть специальные сайты, с помощью которых можно проложить маршрут из пункта А в Б с пересадками с точностью до минут. Сюда входят: метро, пригородние поезда S-Train, автобусы и речные трамваи.

В S-Train есть специальный вагон для велосипедов.

Велосипеды — вообще целая песня. Я вам не скажу за всю Европу, но мне кажется, что их тут больше, чем, скажем, в Нидерландах. И одиночные, и тандемы, и с люлькой спереди, и с седлом для малыша сзади, и полулежачие с педалями спереди. Конечно, для этого есть инфраструктура — повсюду (не только в центре) есть широченные велодорожки, разметка, специальные светофоры, бесплатные шланги со сжатым воздухом.

Налог на покупку машины составляет 100-200% (да, сто-двести процентов).

Вообще налог с зарплаты составляет 36-40%, и видно, куда тратятся эти деньги. Например, иностранных детей, которые ходят в подготовительный класс международной школы, возят на такси за государственный счёт, а такси здесь очень дорогое.

В общем, Дания произвела на меня неизгладимое впечатление своим здравомыслием. Учусь этому у датчан, пока занимаюсь своим образовательным проектом.

Если бы современный Пётр I решил отправлять студентов учиться в Европу, я бы пожелал ему выбрать именно эту страну.


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Авторынок в Китае

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Читайте также: