Налог на картофель 2020

Обновлено: 25.06.2024

Огородный сезон в самом разгаре. Я сама заядлая огородница, выращиваю плодовые кусты, деревья, овощи. Кстати, на фото - мои помидорки, красненькие сняла, а остальные дозревают.

В этом году лето у нас выдалось засушливое, и урожай не очень радует. Но все равно очень часто возникает ситуация, когда остаются излишки урожая. Я стараюсь ничего не выбрасывать и реализую все это на Авито. Благо спрос на сезонные овощи-фрукты там всегда есть, и люди с удовольствием приобретают качественные продукты без химии, выращенные с любовью. Как говорится, и людям хорошо, и нам с мужем неплохая компенсация за труды праведные.

Я знаю, что многие огородники-садоводы поступают точно так же, как и я. И у многих из них возникает вполне логичный вопрос – а не должны ли мы чего-то заплатить нашему любимому государству в виде налогов с продажи овощей, ягод и фруктов? Давайте-ка разберемся!

Кому придется платить?

Что же это за налог, и кого именно он касается?

"Налогом на грядки" в народе прозвали патентную систему налогообложения, которая установлена с 2021 года для индивидуальных предпринимателей, занимающихся мелким сельским хозяйством. Для отнесения к этой категории у предпринимателя должно быть не более 15 человек в штате и не более 60 миллионов рублей дохода за прошлый год.

Чтобы продать помидоры, огурцы или другие овощи-фрукты, таким предпринимателям необходимо сначала зарегистрировать ИП и заплатить государству стоимость патента, которая составляет примерно 4000 рублей в месяц. Патент можно приобрести сразу на весь год, тогда его стоимость будет составлять примерно 50 000 рублей.

Кому платить не надо?

Но я знаю дачников, которые реализуют из своего огорода урожай на довольно крупные суммы. Например, у моей мамы в садо-огородном кооперативе соседка-пенсионерка целенаправленно выращивает много овощей и зелени, чтобы потом все это продавать. И ее доход за сезон составляет от 100 000 до 200 000. Так надо ли ей регистрировать свое ИП и оплачивать патент?

Хочу сразу успокоить, что такой бабушке-огороднице и всем тем, кто выращивает на своих участках овощи и фрукты, даже если они продают весь выращенный урожай и получают за это неплохие деньги, регистрировать ИП и оплачивать патент не нужно. Если, конечно, ваш земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства не превышает площадь полгектара или, если пересчитать на сотки, 50 соток.

Именно это – главный критерий, отличающий бабушку-огородницу со своими шестью сотками от фермера, который должен зарегистрирорвать ИП и оплатить государству патент.

То есть в некоторых регионах площадь может доходить до 2,5 га. Если же ваш участок превышает эти ограничения, вы на нем выращиваете овощи и фрукты на продажу, то зарегистрировать ИП и получить патент вы будете обязаны.

Если деньги от продажи урожая перечислены на карту

Очень часто покупатели перечисляют деньги за проданные овощи из огорода на вашу карту. Не возникнут ли в таком случае вопросы к вам у налоговой, ведь при банковском переводе не видно, за что конкретно перечислены денежные средства?

К сожалению, налоговая инспекция может заинтересоваться этими суммами в целях обложения вашего дохода налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), выслать вам соответствующее письмо и вызвать в инспекцию для дачи пояснений. Что делать, если такое письмо вам пришло, и можно ли не ходить в инспекцию, я подробно рассказывала в своей отдельной публикации (Подробнее ➤).

Но переживать не стоит. В этом случае рекомендую вам заранее обзавестись справочкой в местной администрации или в правлении СНТ о том, что продукция, которую вы реализуете, выращена на дачном, огородном или садовом участке либо на участке для ЛПХ площадью не более половины гектара. Тогда продавать урожай можно, не беспокоясь о взыскании налогов, так как согласно п. 13 ст. 217 НК РФ и письму ФНС от 17.12.2019 № БС-3-11/10692@ от НДФЛ от налогообложения такие доходы освобождены.

Желаю вам отличного урожая и прекрасных доходов от реализации его излишков!

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Вареный картофель скоро станет дорогим блюдом

Цены же на картошку в России подскочили на десятки процентов. Пока власти затыкали пальцами потоки масляной и сахарной инфляции, картофель рванул буквально к небесам.

Пустяки, дело сезонное, — могли говорить профессиональные оптимисты, — вот будет новый урожай, всё вернется на круги своя. Но на этот раз оказалось, что дело не только в нем.

Цены на картофель действительно обладают ярко выраженной сезонной цикличностью. Пик из года в год приходится на середину июля, а наименьшие показатели — в конце сентября, когда новый урожай заполняет полки магазинов.

Эта тенденция наблюдалась и в этом году, но в середине июля цены оказались на треть выше, чем в прошлом году. При этом даже к началу октября новый урожай сократил цены всего на 31%, тогда как раньше они падали вдвое. Наименьшая цена в этом году оказалась на 73% выше, чем год назад, а актуальная на сегодняшний день стоимость килограмма картофеля — на 81% больше, чем в это же время год назад.

Как бы ни заманчиво было российским чиновникам списать картофельное ценовое торнадо этого года на происки внешнего вероятного противника, на этот раз придется констатировать: дорожала именно наша, родная, доморощенная картошка.

Средняя цена импортного картофеля в этом году (если брать весь объем и делить на общую стоимость) пока что почти ровно на том же уровне, что была и год назад, — 0,41 доллара за кг.

При этом основной поставщик картофеля на российский рынок — Египет — мало того что в полтора раза нарастил поставки по сравнению с прошлым годом, так еще и цену держит, как 300 спартанцев: 0,38 долл. за кило, и ни шагу в сторону. У заметно нарастившего объемы второго по величине игрока картофельного рынка России, Азербайджана, цена также стабильная — 0,45 долл./кг. А Пакистан, стремительно вырвавшийся на третье место, увеличив поставки чуть ли не впятеро, даже чуть снизил цену — с 37 до 36 центов за кило. Из крупных поставщиков цена выросла лишь у Белоруссии. Причем сразу на треть — 0,31 против прошлогодних 0,24 долл./кг.

Главная потеря двух последних сезонов — китайская картошка, которая заметно компенсировала дефицит на Дальнем Востоке России все предыдущие годы. В прошлом году в Китае, понятно, — коронавирус, а в этом году явно и самим было куда девать: объем поставок за 10 месяцев 2021 года составили микроскопические 500 тонн. Хотя еще пару-тройку лет назад Китай с 50 тысячами тонн боролся с Белоруссией за звание третьего по величине поставщика в Россию. Белоруссия в итоге всё равно скатилась на четвертое место, пропустив вперед Пакистан.

Вакуум, которого картошка как часть природы не терпит, постепенно наполняет собою Израиль. Если в прежние годы его объемы были в пределах статистической погрешности, в этом году он привез в Россию вполне ощутимые 16 тысяч тонн, правда очень дорогого картофеля — по 0,52 долл./кг. Еще дороже — больше доллара за килограмм — идут только семенные партии картошки (а другой нельзя из-за эмбарго) из Франции, Голландии, Англии и Германии.

Как бы то ни было, импорт пока обеспечивает лишь десятую часть потребностей страны. Хотя, так уж сложилось, занимает очень заметную долю в структуре потребления жителей больших городов. Дело в том, что крупным сетям и их клиентам проще иметь дело с уже помытыми и расфасованными по сеточкам картофелинами из импортных партий. Тогда как с отечественным продуктом приходится решать вопросы и логистики, и внешнего вида.

В Картофельном союзе утверждают, что слухи о дефиците картофеля преувеличены. Вернее, российского картофеля действительно не хватает, но продержаться до нового урожая за счет импорта можно, говорит Татьяна Губина, руководитель аппарата Картофельного союза.

Из-за плохой погоды в России в этом году действительно собрали меньше картофеля и меньшего калибра. Но сети дополнительно подогревают дефицит, отказываясь брать некрупный картофель отечественного производства, говорит отраслевой лоббист.

По мнению предпринимателя, истинная причина картофельного дефицита — нехватка гастарбайтеров, которые бы сеяли и собирали урожай.

Очень большая часть отечественного картофеля идет не к прямому потребителю, а на переработку. Из примерно пяти миллионов собранного в стране тонн картофеля больше миллиона становятся чипсами и хлопьями сублимированного пюре. В следующем году после запуска ряда крупных перерабатывающих производств потребность в сырьевом картофеле может вырасти в полтора раза. И каким образом местные аграрии собираются удовлетворять его, пока не очень понятно. Зато ясно, что законы рынка работают даже на картофельном поле: при неизменном предложении и растущем спросе цена должна идти вверх. И западные поставщики со своими 10% рынка, как бы ни удерживали цены, на общую ситуацию на рынке вряд ли повлияют.

А дальше уже чистая арифметика. Если брать предыдущие годичные колебания, можно отметить, что после октябрьского минимума к следующему июлю цена вырастала (в зависимости от размера урожая) — когда чуть больше чем на 40%, а когда и почти на 80%, как в 2019 году. Так что даже если считать скачок цен этого года аномалией, на которую можно смело закрыть глаза, и прибавлять к цене сентября этого года 60%, уже выйдет 61 рубль. Но все переменные, которые сейчас видны при анализе рынка (рост переработки, планируемые площади посева и урожайность, никуда не девшиеся проблемы с логистикой и хранением, кризис на мировом рынке еды), говорят, что повторение сценария 2021 года в следующем году — это вовсе не фантастика. И тогда цель на средний ценник за килограмм картофеля видится в районе 87 рублей.

Нетрудно предположить, что при таком сценарии регуляторный зуд у чиновников даст знать о себе, и уже в ближайшие месяцы пойдет разговор об административном сдерживании цен. В случае с подсолнечным маслом и сахаром такие шаги уже аукнулись падением производства и — кто бы мог подумать! — новым ростом цен. Ведь и на масло, и на сахар по итогам октября 2021 года они уже превысили уровень ноября 20, когда верховные власти страны начали бить в набат и клеймить злых перекупщиков. Рынок есть рынок.

Тем временем спрос растет. Также растут аппетиты переработчиков. Для выпуска полуфабрикатов картофеля фри и чипсов нужны особые сорта, и сельхозпроизводителям выгоднее сразу контрактовать урожай под эти цели, чем выращивать картофель, не зная, купят его ритейлеры или нет.

В России наконец-то утвердили

Злополучный налог на огород стал суровой реальностью. С марта 2019 года каждый дачник должен государству от 50 тыс. рублей или станет преступником. Это событие произошло ещё в ушедшем году, однако, его никто не афишировал. СМИ и телевидение промолчало, забив мозги граждан предновогодней суетой, а в это время на подпись легли одобренные и принятые в трёх чтениях поправки к Налоговому Кодексу.

Итак, что ждёт сельчан и дачников уже в марте 2019 года? Что произошло? Да ничего особенного. Просто злополучный законопроект, предлагающий сельчанам и дачникам платить драконовский налог на свои подсобные хозяйства уже побывал на столе отца народов. Напомню, что речь идет о законопроекте под авторством госпожи Максимовой, депутата от фракции Единая Россия № 483530-7 О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса РФ. Именно упомянутые статьи НК РФ регулируют вопрос и патентном налогообложении. Теперь этот законопроект уже одобрен Советом Федерации и подписан главой государства.

Через пару месяцев он чудесным образом вступит в силу и превратится в федеральный закон. Это тот самый законопроект, который как вы видите, прошел все стадии утверждения. Он был принят под шумок , пока люди готовились к новогодним праздникам. В принципе, ничего удивительного в этом не вижу, поскольку подобные поступки как раз очень в стиле наших парламентариев. Достаточно вспомнить о том, как и когда пропихнули пенсионную реформу. А произошло это под прикрытием шумного Мундиаля , когда практически вся страна обалдело кричала Оле-оле! Россия вперед!

Что теперь? А теперь сельчане и дачники, отпраздновав наступление нового года и прослушав очередные пожелания и уверения в том, что всё будет хорошо, с весны попадут в цепкие челюсти федеральной налоговой службы. Госпожа Максимова пояснила, что налог этот будет платить совсем нетрудно. Да и вообще, он направлен исключительно на то, чтобы облегчить владельцам личных придомовых хозяйств процесс выхода из тени. Государство крайне озабочено тем, что многие владельцы ЛПХ занимаются периодическим сбытом своей продукции, ничего не отстёгивая в казну. Это, по мнению Светланы Максимовой, совсем неправильно.

Простыми словами, если дачник или житель села не является фермером, но всё-таки от раза к разу продаёт излишки продуктов, произведённых в его ЛПХ, то он обязан платить налог. Разница лишь в том, что ему даётся возможность приобрести патент не на год, а на сезон. Например, бабулька, которая за весь сезон и продала-то всего пару вёдер картошки, да несколько килограмм огурцов и помидор, всё равно должна приобрести патент, а иначе её будут штрафовать за незаконную предпринимательскую деятельность.

Так почему же людей так возмутило заявление Максимовой? А потому, что о стоимости патентов она целомудренно умалчивает. Сколько платить?

Очередная хитрость законодателей, усыпляющих бдительность народа состоит в том, что огороднику или сельчанину чтобы приобрести патент всё равно придётся пройти регистрацию в качестве ИП.

Почему? Да потому, что согласно нормам НК РФ только индивидуальные предприниматели могут использовать патентную систему налогообложения. А регистрация в качестве ИП обязательно тянет за собой обязательные страховые отчисления. Именно поэтому эксперты в области аграрных вопросов подняли на смех утверждение политиков о том, что патент на сезон обойдется порядка 4000, а на год — 20000. Давайте считать вместе, сколько хочет содрать государство с дачников и сельчан. Взнос в пенсионный фонд — 29354 рублей в год + 1% от доходов ИП, если они превышают оборот в 300 000 рублей-взнос в фонд ОМС — 6884 рубля в год.

А теперь добавим сюда анонсируемую стоимость годового патента в 20 000 и получаем сумму, которая превышает 50 000 рублей в год. Ну, как вам?

Пару мешков картошки продал — 50 тысяч заплатил. Невероятно выгодно не правда ли.

Как будут вычислять владельцев ЛПХ?

В пояснительной записке к законопроекту (теперь уже закону) говорится о том, что муниципальные власти получат полномочия самостоятельно вести учет и классифицировать владельцев ЛПХ, как ведущих предпринимательскую деятельность. То есть, представители сельских управ начнут обходы с целью переписи хозяйств. Будут ползать по участку, описывая каждое яйцо и каждый кустик картошки. Что касается неофициально торгующих сельчан, то на них будут охотиться полиция совместно с представителями контролирующих органов ФНС.

Читайте также: