Налог на имущество относится к сборам за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

Обновлено: 18.05.2024

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 27 января 2017 года N 14-00929-ГЕ/17

[О зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации государственной пошлины за государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг]

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, руководствуясь положениями статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просит дать разъяснения по следующим вопросам.

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

сведения о назначении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса.

Указанные сведения вносятся в ЕГРН на основании заявления собственника или его законного представителя.

Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) установлены размеры государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 ЕГРН), за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 данной статьи НК.

Поскольку НК не установлено иное, учитывая положения статьи 3 НК, полагаем, что внесение в ЕГРН дополнительных сведений в уведомительном порядке должно осуществляться без уплаты государственной пошлины.

2. Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК установлены размеры государственной пошлины за внесение изменений, как указано выше, в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 ЕГРН), за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 данной статьи НК.

Подпунктами с 21 по 26, с 28 по 32 пункта 1 статьи 333.33 НК (равно как и в иных положениях НК) не установлены размеры государственной пошлины за осуществление соответствующих действий по государственному кадастровому учету. (При этом до 01.01.2017 в государственный кадастр недвижимости также могли вноситься изменения в содержащиеся в нем сведения об объектах недвижимости и (или) правообладателе по заявлению заинтересованных лиц, но обязанность уплатить государственную пошлину в этом случае НК также не была установлена.)

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ).

Учитывая изложенное, в том числе письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-03/79179, полагаем, что подпункт 27 пункта 1 статьи 333.33 НК применяется только при внесении в ЕГРН изменений в части сведений, содержащихся в реестре прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В данном случае юридически значимым действием является государственная регистрация прав.

в реквизите "105" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с ОКТМО, и состоящего из 8 или 11 знаков (цифр), при этом все знаки (цифры) кода ОКТМО одновременно не могут принимать значение ноль ("0");

при этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа.

Доходы, поступившие в бюджетную систему Российской Федерации, подлежат распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации и кодом ОКТМО в установленном Минфином России порядке.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение (ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, утвержденный приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст).

Согласно статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы также от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 БК, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым статьи 50 БК) - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ - по нормативу 50 процентов.

На основании пункта 2 статьи 56 БК в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы также от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацем сорок шестым данного пункта, - по нормативу 100 процентов:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ - по нормативу 50 процентов.

Учитывая изложенное, принимая также во внимание, что часть государственной пошлины должна быть направлена в бюджет того муниципального образования, которое учредило МФЦ, осуществившее прием документов на государственную регистрацию прав, полагаем, что государственная пошлина должна уплачиваться по месту нахождения подразделения органа регистрации прав, МФЦ, которые принимают заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.С целью формирования единообразной практики применения норм действующего законодательства просим высказать позицию Минфина России по каждому из комментируемых вопросов в возможно короткий срок.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

С 2020 года действуют новые правила налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости. Соответствующие изменения были внесены федеральными законами от 25.09.2019 № 325-ФЗ и от 28.11.2019 № 379-ФЗ.

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Движимое или недвижимое?

Сегодня объектом обложения налогом на имущество является только недвижимое имущество. В связи с вышесказанным актуальным стал вопрос статуса имущества: относится оно к недвижимому или нет? На практике не все так однозначно, да и сами контролирующие органы и ведомства, разрабатывающие нормативные документы, пока не могут прийти к однозначному определению недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Письмом ФНС России от 20.04.2020 № БС-4-21/6581@ была направлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. В документе налоговики обобщили имеющуюся судебную практику по вопросам отнесения конкретного вида имущества к недвижимости для целей исчисления налога на имущество. Выводы, к которым пришли суды, представлены в таблице.

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Отмена налога на движимое имущество

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2019 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

Что такое недвижимое имущество

Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • жилые и нежилые помещения;
  • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.

shutterstock_606132035.jpg

К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@):

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В письме от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ ФНС России также приводит критерии разграничения имущества на движимое и недвижимое.

Так, к объектам недвижимости автоматически относились объекты, если в поле Группа учета ОС, указывалось одно из значений:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Многолетние насаждения;
  • Земельные участки;
  • Объекты природопользования;
  • Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Соответственно, не относились к объектам недвижимости объекты, если реквизит Группа учета ОС принимал одно из значений:

  • Машины и оборудование (кроме офисного);
  • Офисное оборудование;
  • Транспортные средства;
  • Производственный и хозяйственный инвентарь;
  • Рабочий скот;
  • Продуктивный скот;
  • Другие виды основных средств.

При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Рис. 1. Признак недвижимого имущества в карточке основного средства

При переходе на версию 3.0.66 в справочнике Основные средства флаги по умолчанию устанавливаются для тех групп, которые относились к недвижимому имуществу в соответствии с прежним алгоритмом (Здания; Сооружения; Многолетние насаждения; Земельные участки; Объекты природопользования; Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости).

При создании нового объекта ОС флаг по умолчанию также проставляется в соответствии с группой, после чего пользователь может снять или установить флаг в зависимости от характеристик конкретного имущества.

Независимо от установленного флага, по-прежнему не будут признаваться объектами налогообложения Земельные участки и Объекты природопользования (п. 4. ст. 374 НК РФ).

Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

Изменение кадастровой стоимости

В отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).

По общему правилу кадастровая стоимость должна быть определена на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы. Исключения составляют ситуации, когда кадастровая стоимость меняется вследствие исправления ошибок, а также по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда. Но и в этих случаях кадастровая стоимость пересчитывается с начала налогового периода (налоговых периодов) (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

shutterstock_722251237.jpg

При этом если право собственности на объект недвижимости у налогоплательщика возникало (прерывалось) в течение года, то налог на имущество (авансовый платеж) по кадастровой стоимости нужно определять с учетом поправочного коэффициента (далее - коэффициент владения Кв). Определяется он как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным месяцем считается (п. 5 ст. 382 НК РФ):

  • месяц регистрации права собственности на объект, если возникновение права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно;
  • месяц прекращения права собственности на объект, если прекращение указанного права произошло после 15 числа соответствующего месяца.

Неполный месяц в расчете коэффициента владения не учитывается.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее - коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2019 год.

Декларация по налогу на имущество

Действующие формы отчетности по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

В связи с выводом движимого имущества из-под налогообложения у ряда организаций (а в первую очередь это касается субъектов малого предпринимательства) отпадет необходимость в представлении отчетности по налогу на имущество организаций. Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган декларации, в том числе декларации по налогу на имущество организаций (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте . Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2019 года.

Изменения в Разделе 2.1

В свою очередь, в Раздел 2.1 внесены следующие основные изменения:

  • добавлен код номера объекта для кадастрового номера, условного номера, инвентарного номера объекта недвижимого имущества, которому присвоен адрес и которому не присвоен адрес;
  • добавлены графы для указания адреса недвижимости в формате Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).

Изменения в Разделе 3

В Раздел 3 декларации внесены следующие основные изменения (рис. 2):

  • добавлен код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется Раздел 3. Благодаря коду вида сведений для помещения (гаража или машино-места) теперь достаточно указать кадастровый номер, а кадастровый номер здания (строения, сооружения), куда входит данное помещение (гараж или машино-место), указывать не надо;
  • помимо коэффициента владения Кв добавлена строка для указания коэффициента использования (Ки). Коэффициенты Кв и Ки указываются в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Рис. 2. Проект Раздела 3 декларации по налогу на имущество

Помимо форм декларации и расчета по налогу на имущество изменятся и форматы их представления в электронном виде.

1С:ИТС

Читайте также: