Налог на игорный бизнес в германии

Обновлено: 15.06.2024

По данным американских социологических опросов, 95 процентов жителей США полагают, что стать миллионером, а то и мультимиллионером, можно, не вкалывая с утра до ночи, а вытянув "счастливый" билет - будь то в какой-нибудь лотерее или в казино.

Первые игровые автоматы - знаменитые "однорукие бандиты" - появились в США еще в 1896-м. Шло время, менялись администрации и правила азартных игр. Еще 20 лет назад они были разрешены лишь в двух штатах, а в остальных - запрещены законом. Ныне ситуация радикально изменилась: теперь в 48 штатах в той или иной форме азартные игры (карты, тотализатор, игровые автоматы. ) разрешены, и лишь в Юте и на Гавайях запрещены полностью.

Правда, и в "либеральных" штатах существуют кое-какие ограничения. Но их без труда обходят бизнесмены от рулетки, покера и блек-джека. К примеру, в Иллинойсе, Миссури, Луизиане и Айове запрещены азартные игры на земле штата. Нельзя на земле, но можно на воде. Вот и устраивают находчивые властители игорного бизнеса казино на огромных баржах.

По статистике, восемь из десяти американцев считают, что в казино нет ничего плохого и их следует полностью легализовать. И, соответственно, более 70 процентов американцев играют на деньги. За два десятка лет ставки американцев в игорных домах выросли на три тысячи процентов и перешагнули отметку в 500 миллиардов долларов. Почти три миллиона американцев одержимы патологической страстью к игре. У пяти миллионов отмечены серьезные психологические проблемы в этом плане. Еще 18 миллионов человек находятся в "группе риска". Получается, что примерно каждый 15-й взрослый житель США находится в психологической зависимости от азартных игр. Другой причиной головной боли для властей является существование виртуальных казино в сети Интернет. По данным исследований, американцы приносят до 80 процентов доходов подобным игорным заведениям, которые в США запрещены.

Единственной разрешенной формой азартной игры, например в Нью-Йорке, самом населенном городе США, остается лотерея. Признаюсь, поддавшись заразительному примеру американцев, ваш корреспондент отправился за лотерейным билетиком. Потратив 150 долларов на 30 билетов мгновенной лотереи, выиграв и тут же получив свои законные 190, я было собирался уйти, но не удержался, и проиграл целых пять долларов на очередном билете. "Вы счастливчик, сегодня много выиграли, далеко не всем так везет. Люди идут к нам десятками, а выигрывают единицы. Это и есть маленькая американская мечта", - сказала продавщица.

Надо учитывать и то, что, например, по данным вашингтонской некоммерческой неправительственной организации "Центр ответственной политики", представители игорного бизнеса тратят десятки миллионов долларов в год на лоббирование своих интересов. Причем у лоббистов на руках весомые козыри: индустрия азарта способна в кратчайшие сроки окупать инвестиции.

Если вы впервые попали в Будапешт, то у вас может сложиться впечатление, будто город буквально напичкан игорными домами.

На самом деле в венгерской столице всего три заведения, где разрешена так называемая "Большая Игра". В остальных за яркой вывеской и неоновой рекламой - залы игровых автоматов и электронных казино. Почему только три "настоящих" казино на двухмиллионный город? Такова политика венгерского правительства в отношении игорного бизнеса.

Смысл ее приблизительно в следующем: Будапешту, который ежегодно посещают миллионы туристов со всего света, для престижа надо иметь два-три крупных игорных заведения.

А вот у "среднестатистических" венгров особой склонности к посещению казино не наблюдается. В то же время немало венгров не отказывают себе в удовольствии "померяться силами" с игровым автоматом в рюмочной или пивнушке, куда они обычно ходят после работы. Но проигрываться в пух и прах, чтобы потом продавать квартиру или дачу, все это не в привычках венгров.

Игорный бизнес в Венгрии строго регламентирован. По закону от 1991 года стоимость лицензии на право деятельности казино сроком на 10 лет в Будапеште составляет не менее 350 миллионов форинтов в год (около двух миллионов долларов). Ежемесячный налог на казино - 30 процентов. Годовой налоговый сбор с одного игрового автомата установлен на уровне 600 тысяч форинтов (более трех тысяч долларов). Контроль за игровым бизнесом осуществляет специальный наблюдательный совет из представителей власти и общественности, наделенный широкими правами вплоть до объявления штрафов и отзыва лицензии.

В скором времени Венгрия может стать своеобразным Евро-Вегасом в Центральной Европе. Прорабатывается идея создать на границе Венгрии, Австрии и Словакии игровой центр, который может стать самым крупным в Европе и, возможно, даже составит конкуренцию Монте-Карло. Место для суперкомплекса, считают инвесторы, выбрано удачно: в 30-40 километрах по первоклассной автостраде и от Вены, и от Братиславы. Ориентировочная стоимость проекта - 1 миллиард евро.

В израиле официально игорный бизнес остается под запретом. Дело в том, что парламентарии от религиозных партий обычно проваливают любые попытки легализовать казино и игровые автоматы.

Ну а раз нет законодательства, то есть нелегальные игорные дома. По имеющимся данным, в стране действуют подпольные заведения с более чем десятью тысячами "одноруких бандитов", различные виды казино, которые, не имея никакого статуса, естественно, не платят налогов. При этом выдают кредиты под огромные проценты, стимулируют наркоторговлю. По оценкам экспертов, оборот теневого игорного бизнеса на Земле обетованной достигает почти 15 миллиардов шекелей (более четырех миллиардов долларов).

Между тем израильтяне не прочь время от времени вполне легально присесть за ломберный стол или поставить на черное-красное в рулетке. Сегодня - это проблема.

Любопытно, что несколько лет назад, пытаясь ее решить, руководство гражданской авиации организовало регулярные рейсы самолетов, на борту которых открывались казино, как только авиалайнер покидал израильское воздушное пространство. Испытать судьбу можно было и на морских судах, выходивших в нейтральные воды.

А совсем недавно тысячи израильтян совершали паломничество в находящийся на палестинской территории Иерихон, где в огромном казино они просаживали свои "кровные" в призрачной надежде в одночасье сказочно разбогатеть. Но палестинская интифада сделала поездки израильских граждан в иерихонское казино весьма рискованным мероприятием. Так что сегодня десятки тысяч израильтян, любителей ставить на удачу, вывозят деньги за рубеж, просаживая их в казино на греческом острове Родос или в турецкой Анталии.

Во французской столице казино нет. Как нет их ни во втором по масштабам городе Франции Лионе, ни в других крупных центрах. Закон запрещает. Разрешены они в небольших городах, главным образом курортных. Там их 193.

Азартные игры на деньги - а это лотереи, ипподромы и казино - монополия государства. Их регламентирует закон об игорных домах, вступивший в силу 1 апреля 2000 года. Государство следит за тем, чтобы казино не превратились в пристанище преступных элементов и чтобы в них не отмывались "грязные деньги". Другая забота властей - обеспечить безопасность как самих казино, так и игроков.

В последние годы доходы от игорных домов во Франции - а значит, и налоговые отчисления - хотя и растут, но медленно. Так, в 2006 году их оборот составил 2,7 миллиарда евро. Это лишь на 1,33 процента больше, чем в 2005 году. Сейчас владельцы казино пытаются привлечь в свои заведения игроков в покер. Любопытно, что бюрократы Евросоюза пытаются заставить Францию отменить государственную монополию на игорный бизнес ради привнесения в него "здоровой" конкуренции.

Психолог Марк Валер, возглавляющий парижскую клинику "Мармоттан", cчитает, что уже сейчас каждый сотый посетитель казино - "патологический игрок". Во Франции, правда, действует положение, согласно которому близкие родственники таких игроков или даже сами игроки могут обратиться к властям за. запрещением посещать казино. И их туда не будут пускать. Кроме того, в законе об игорных домах говорится, что само заведение должно принимать меры к тому, чтобы его посетители не превращались в "патологических игроков". Запрещается, в частности, давать игрокам в долг.

В Италии казино не жалуют. На всю страну их три. Поэтому итальянцы поиграть в рулетку зачастую ездят в соседнюю Швейцарию, где законы либеральнее, а французы предпочитают Монако - тоже рядом.

По данным Всемирной организации здравоохранения, пагубной страстью к игре страдают 150 тысяч человек в Германии, 700 тысяч - в США, 40 тысяч - это один процент населения - в Дании. Больше всего по отношению к общей численности населения - 1,5 процента - зараженных игроманией в Австралии. В Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского за последние семь лет с жалобами на этот недуг обратились 457 человек, из которых 317 были признаны больными. Из пациентов почти 61 процент постоянно играют на автоматах, 33 процента - в казино, 5 процентов - на скачках и процент с небольшим не могут избавиться от тяги к ставкам на тотализаторе.

Статистика утверждает, что британцы - самая азартная нация из семейства европейских.

75 процентов взрослого населения Альбиона играют в разного рода азартные игры, в среднем ежемесячно ставя на кон порядка 50 фунтов стерлингов (105 долларов). Правда, проигрываются эти деньги не исключительно за зеленым сукном игорного заведения, а во всех вместе взятых азартных мероприятиях, включая тотализаторы, бега и национальную лотерею.

Свыше 350 тысяч британцев классифицируются при этом как проблемные игроки, то есть те, кто перешел в опасную фазу зависимости от азартного допинга.

Что же касается английских казино, то особым размахом до недавнего времени эти заведения не отличались. Английский игорный бизнес, воспетый Иэном Флемингом в бондовском "Казино Ройяль", на деле имел репутацию самого скромного и безопасного в мире.

Однако последние несколько лет прошли в Англии под знаком либерализации законов об игорном бизнесе. В 2001 году на Альбионе отменили 9-процентный налог на азартные игры. Доходы букмекеров стали расти как на дрожжах. Огромное количество интернет-тотализаторов и игорных домов устремились из налоговой эмиграции в офшорных зонах - домой, в Британию. В частности, вернулся на родину крупнейший в мире онлайновский тотализатор Sportingbet. Глава этой компании Марк Блэндфорд заявил, что у Британии появились реальные возможности стать игорной столицей мира.

И в самом деле, после долгих и жарких дискуссий в парламенте, разразившихся три года назад, играть британцам разрешили с размахом. Было предложено отменить ограничения на количество крупных казино, на концентрацию игорных домов в центре городов и на членство в игорных клубах. При этом, однако, ужесточался контроль за азартными играми во Всемирной паутине и во многих общественных местах. При этом владельцев суперказино обязывали часть своей прибыли пускать на благо того региона, которому посчастливилось стать новым британским Лас-Вегасом, - вкладывать денежки в строительство жилья, развитие транспортной инфраструктуры и прочая.

Возрастной ценз для азартных игроков определен в Британии в 18 лет, и те, кто выглядит не по годам молодо, обязаны предъявлять паспорт швейцару казино. Однако если главной индустрией города становится азартный бизнес, то наивно было бы полагать, что его юное население останется в стороне.

Оппозиционные партии Британии ответили на либерализацию игорного законодательства обвинением правящих лейбористов в том, что они намереваются превратить всю страну в суперказино. Защитники гражданских свобод утверждают, однако, что государство не должно быть нянькой и вразумлять граждан относительно того, резонно бросать на ветер азартных игр собственные деньги или нет.

Для всех спорящих очевидно, однако, что победителем в азартных играх, конечно же, будет правительство. Ведь в его казну широкой рекой потекут налоги от гигантских прибылей игорных домов.

А вот как быть с "игорными алкоголиками", не знает сегодня в Британии, судя по всему, никто. Как написала в ходе дебатов об игорном бизнесе британская "Таймс", "правительство может позволить себе экспериментировать с разными свободами, однако в случае с азартными играми оно должно будет пересмотреть свою политику через пять лет, чтобы удостовериться в том, что в проигрыше не осталась вся нация".

Для граждан Южной Кореи открыто лишь одно-единственное казино при шикарном отеле "Канвон Лэнд".

В остальные - практически все они размещены в крупных отелях - вход разрешен лишь иностранцам. Если у вас внешность с намеком на азиатскую, то будьте уверены, что на входе у вас вежливо, но твердо попросят предъявить паспорт. Пропустив южнокорейского гражданина, казино может очень быстро лишиться лицензии, поэтому здесь предпочитают перестраховаться.

А упомянутое единственное открытое для корейцев казино расположено в таком месте, куда "после работы на часик" не заскочишь. "Канвон Лэнд" находится в малозаселенном живописном горном районе в местечке Кохап. Добираться сюда из Сеула на машине не менее трех с половиной часов либо пять часов на поезде.

Тем не менее казино "Канвон Лэнд" не прогорает. Как сообщил "РГ" его менеджер, пожелавший быть названным лишь по фамилии Ким, на отсутствие клиентуры жаловаться не приходится. Уже к полудню даже в будни свободных мест не бывает. И это при том, что площадь игрового зала превышает 27 тысяч квадратных метров, на которых размещены 132 игровых стола и 960 игровых автоматов.

Руководство заведения при этом делает все возможное, чтобы "сбить" шлейф порочности с отеля и казино "Канвон Лэнд". Упор делается на то, что там можно провести время всей семьей: для детей есть большой развлекательный центр, для мам - торговые залы, для пап - гольф, для всей семьи легко можно заказать экскурсию по местным достопримечательностям. Периодически проводятся различные шоу, а особой популярностью пользуется ансамбль танца, где выступают около 30 девушек из России, Украины, Молдавии и других республик бывшего СССР.

Кроме того, в феврале возле отеля открылся шикарный горнолыжный курорт с 18 склонами общей протяженностью 21 километр. Ну а про само казино говорится как-то мимоходом, хотя все про него, конечно же, очень хорошо знают.

Однако вход в казино разрешен только гражданам, достигшим 19 лет. Жителям окрестных городов и деревень разрешено посещать казино не чаще раза в месяц. Поток "аборигенов" контролируется: при покупке билета для входа в игровой зал (около шести долларов) необходимо предъявить удостоверение личности, где указано место проживания.

Конечно, без проблем не обходится. Так, пару лет назад в этом казино один из посетителей проиграл не только несколько десятков тысяч долларов, то есть все сбережения семьи, но и часы, и машину, на которой приехал. Как стало известно "РГ", в прилегающей к казино деревне открылись многочисленные ломбарды для тех, кто не в силах преодолеть захлестнувший азарт и готов заложить любые ценные вещи.

Примечательно, что в гостинице "Канвон Лэнд" открыт центр по лечению от чрезмерной зависимости от азартных игр. Менеджер казино Ким признал, что периодически возникают ситуации, когда клиентов приходится чуть ли не насильно отрывать от игровых автоматов или столов и вести к врачу. Обычно таких слишком азартных игроков потом направляют на лечение в крупные центры.

Игровые автоматы в стране более доступны. Их можно встретить во многих городах.

Как устроен игорный бизнес в Германии: особенности законодательства

Несмотря на то, что азартные игры являются очень популярным развлечением в Германии, сфера гемблинга довольно строго регулируется законодательством. Но здешний игорный рынок уже ждут существенные изменения.

Развлечения 24 при поддержке Cosmolot рассказывают об особенностях азартного рынка в Германии и перспективах его развития в ближайшие годы.

История

История азартных игр в Германии началась еще в 14 веке – именно тогда в Европе появились карточные игры, которые очень быстро стали популярными. Немецкий город Ульм даже стал центром производства игральных карт – оттуда их экспортировали в другие европейские страны.

Также в конце 14 века в Вюрцбурге и Франкфурте-на-Майне были специализированные дома, где играли в некоторые азартные игры. Настоящие казино появились в Германии позже – в начале 19 века, однако вскоре их запретили.

На протяжении многих лет азартные игры в Германии несколько раз объявляли вне закона, и снова легализовали. В частности, в 1933 году их разрешили, однако уже в конце Второй мировой войны все казино снова пришлось закрыть. Они возобновили работу только в 1950-х годах. Вместе с казино в середине 20 века законными и популярными стали и другие азартные развлечения – лотереи и ставки на спорт.

Законодательство

Основной правовой базой, регулирующей азартные игры в Германии, является Государственный договор об азартных играх 2012 года, принятый всеми 16 штатами. В нем изложены основные цели и элементы регулирования гемблинга – защита прав потребителей, предупреждение мошенничества и борьба с черным рынком азартных игр. Этот документ предусматривает государственную монополию на проведение лотерей, запрет на деятельность онлайн-казино, а также описывает процесс лицензирования.

Кроме того, вместе с Государственным договором об азартных играх и отдельными законами штатов для регулирования гемблинга применяют еще и другие нормативные документы, в частности Законы о казино, Закон о регулировании торговли, Постановление об азартных играх, Закон о скачках и лотереях и другие.



Самое известное казино Германии – Baden-Baden Casino / Фото Bavarian ClockWorks

В Германии нет исчерпывающего списка разрешенных и запрещенных азартных игр, но некоторые из них определяются законодательством как те, что подпадают под государственное регулирование. Сюда входят: покер, ставки на спортивные события и скачки, игры в казино, игровые автоматы, лотереи, бинго.

Лицензии на игорный бизнес выдает правительство штата. В каждом отдельном регионе действуют свои правила получения лицензий и определенные ограничения относительно вида игровой деятельности, количества лицензий, места расположения игорного заведения и тому подобное.

Ближайшие изменения

1 июля 2021 года в силу должен вступить новый Государственный договор об азартных играх, который автоматически сделает недействительным аналогичный документ 2012 года. Он впервые позволит лицензированным операторам онлайн-казино осуществлять деятельность по всей стране. До этого виртуальные казино были доступны только на территории федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.

Новый закон довольно строго регламентирует деятельность онлайн-казино и содержит много жестких условий и ограничений, касающихся размера ставок игроков, максимальной месячной суммы, внесенной ими на счет, и многих других аспектов.

Перспективы развития игорного рынка

Эксперты прогнозируют увеличение игорного рынка в ближайшие годы, ведь он является довольно привлекательным для иностранных операторов. В сумме новые онлайн-казино и наземные игорные заведения, которые успешно работают, обеспечат гораздо большие налоговые поступления в бюджет страны.

Налоги в Германии для юридических и физических лиц

Единственное, что вызывает у жителей ФРГ определенное недовольство, это их налоговая система. Как ни крути, а налогов и сборов, как физические, так и юридические лица платят в государственный бюджет, действительно много. Около 70% всего государственного бюджета это налоговые поступления от граждан. Однако не все так страшно, и на общем благополучии местных подобные взыскания сильно не сказываются. Поговорим более подробно о налогах в Германии 2020, об их ставках и особенностях расчета.

Налоги в Германии 2020: особенности немецкой налоговой системы

Немецкая налоговая система очень многогранна, она формировалась годами и насчитывает более 40 различных налогов и сборов. О некоторых из них, жители других стран, даже и не догадываются. Действительно, ФРГ имеет немало уникальных налогов, которые не встретишь больше нигде в мире.

В этом государстве пытаются продумать все максимально справедливо, например в период, когда страна воссоединилась, появился так называемый налог на солидарность, чтобы максимально уравнять благополучие по всей территории страны.

Одной из важных особенностей немецкой системы налогообложения, является ее разделение на несколько уровней. В частности, налоги здесь делятся на федеральные, земельные и налоги на уровне коммун. Процентная ставка устанавливается отдельно в каждом из регионов. Чем богаче регион, тем больше налоговая нагрузка на его жителей.

Также, разделяют здесь на классы и самих людей. Всего, население разделено на 6 классов.

  • 1-й класс: одинокие личности, без детей;
  • 2-й класс: одинокие лица, но с детьми (разведенные или такие, что не живут вместе с законным мужем / женой);
  • 3-й класс: семейная пара, где работает только один;
  • 4-й класс: пара, где оба работают;
  • 5-й класс: семейная пара, где один из партнеров имеет доход выше среднего;
  • 6-й класс: лица, работающие на двух работах или имеющие дополнительный доход.

Разделение на классы учитывает: доход, семейное положение, здоровье, количество детей и тому подобное. На каждый класс рассчитана разная налоговая нагрузка.

Также, как и в большинстве стран, налоги делятся на прямые и косвенные.

Все продумано таким образом, чтобы максимально позаботиться о каждом жителе. По мнению немецкого законодательства, такое стремление к равенству справедливо и правильно.

Подытоживая, можно добавить, что наибольшую долю государственного бюджета составляют налоги с доходов граждан (40%), около 25% поступлений за счет НДС и небольшой процент составляет акцизный налог.

Дальше рассмотрим более подробно, какие налоги в Германии платят физические и юридические лица.

Налоги в Германии в 2020 году для частных предпринимателей

Бизнес иммиграция в ФРГ набирает все большую популярность. Есть немало важных преимуществ, почему отечественные предприниматели выбирают переезд именно в это государство. Бизнес в данной стране это прекрасные перспективы и возможности, а также обеспеченное будущее для себя и своей семьи.

Однако, налоговая система не пощадила немецких бизнесменов. Какую бы форму организации бизнеса вы не выбрали, чем бы ни занимались, больше, нежели 55% процентов от общего дохода присвоить не удастся.

В частности, предприниматели платят следующие виды налогов и сборов:

  • Корпоративный налог в размере 15% и дополнительно налог на солидарность — 5,5% от рассчитанной стоимости. Подобный налог рассчитывается за один календарный год;
  • НДС. В данном случае есть три ставки: нулевая, стандартная 19% и снижена — 7%. Это косвенный налог и его платит конечный потребитель.
  • Налог на прирост капитала. 25% ежегодно придется заплатить от всех доходов с депозитов и ценных бумаг. С рассчитанной суммы еще дополнительно отчисляют 5,5% на солидарность;
  • Промышленный налог. Он является региональным и имеет базовую ставку 3,5%, но это только в тех регионах, которые не слишком богатые. В более богатых, этот самый налог может достигать и 14-18%.

sign

информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.

информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.

Существующая с незапамятных времен индустрия игорного бизнеса претерпевает значительные изменения. Отдельно стоящие казино постепенно замещаются более или менее масштабными казино-курортами, которые становятся центрами досуга для всей семьи. В ряде стран, в том числе и в России, принимаются новые законодательные акты, призванные урегулировать существующие противоречия в развитии игорного бизнеса. Однако результат этих реформ, как и при решении задачи из теории игр, может оказаться совсем неочевидным.

Спецификой государственного регулирования игорного бизнеса в той или иной стране определяется, в какой мере будет развиваться игорная отрасль. Негативный опыт Турции, когда бесконтрольный рост игорных заведений привел к полному обнищанию населения страны[1], показал, что контроль над индустрией азарта со стороны государства просто необходим. Сейчас наряду с Турцией, легальный игорный бизнес запрещен в Мексике и ряде мусульманских стран. В других странах, к примеру, в США и Китае, игорная индустрия разрешена только на части территории государства. В большинстве государств Европы этот бизнес очень жестко регламентирован.

Я считаю, что для России вопрос законодательного регулирования игорного бизнеса имеет в настоящее время серьезное значение – все ожидают начала действия реформ в 2009 году.

В своем исследовании я бы хотел остановиться на вопросах законодательного регулирования игорного бизнеса в России и мире, причем особое внимание будет уделено США.

Основная цель работы – всестороннее рассмотрение законодательных основ налога на игорный бизнес в России в сравнении с опытом зарубежных стран, в частности США.

· обозначение основных моментов касательно налога на игорный бизнес в России

· рассмотрение мирового опыта в игорной индустрии

· формулирования выводов сравнения вышеуказанных систем.

Налог на игорный бизнес в России

Объект налогообложения

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса (НК) налог на игорный бизнес относится к региональным налогам и законом субъекта РФ и подлежит уплате на территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с НК законом субъекта РФ он введен в действие.

Рассмотрим, что признается объектом налогообложения налогом на игорный бизнес, а что нет.

Согласно п. 1 статье 366 НК объектами налога на игорный бизнес признаются:

· касса букмекерской конторы.

А.Игровой стол – это специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор.

Игровое поле – специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.

Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. Один игровой стол с несколькими полями представляет собой один объект налогообложения и, соответственно, регистрируется.

Б. Игровой автомат – специально оборудованное (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Игровой автомат с денежным выигрышем – специальное устройство, которое после внесения в него денежной ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью получения денежного выигрыша.

Электронный игровой автомат с денежным выигрышем – игровой автомат, в котором результат игры определяется электронной схемой под воздействием заложенной игровой программы.

Игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими для всего комплекса.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

Несколько игровых автоматов, объединенных в игровой комплекс, могут считаться отдельными объектами налогообложения только при наличии одновременно двух условий:

· игровая ситуация одного игрока не должна зависеть от игровых ситуаций других игроков;

· каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

В.Касса тотализатора и касса букмекерской конторы – специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

При организации тотализатора может создаваться сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок может учитываться как централизованно, так и в самих пунктах этого тотализатора.

Если организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения будет являться касса тотализатора, находящаяся в каждом территориально обособленном структурном подразделении тотализатора. Если же организация тотализатора не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, объектом налогообложения будет являться касса тотализатора, находящаяся в головном подразделении организации.

Аналогичный подход используется в отношении букмекерской конторы.

Деятельность, не являющаяся объектом налогообложения налогом на игорный бизнес:[2]

А.Предпринимательская деятельность, осуществляемая в компьютерной сети Интернет в виде проведения игр на деньги.

Игры на деньги, осуществляемые через Интернет, очень похожи на деятельность организатора тотализатора.

Согласно точке зрения Минфина, обозначенной в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233, при осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет – игр на деньги – у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК, также здесь не подходят.

Таким образом, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет – игр на деньги – главой 29 НК не регулируется. Другими словами, рассматриваемый вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный бизнес не облагается.

В.Бильярдные столы, установленные в кафе. Как правило, игра в бильярд не является азартной игрой. Азартными признаются основанные на риске соглашения о выигрыше. Они заключаются между двумя или несколькими участниками, в том числе и с организатором игорного заведения. Причем согласно статье 364 НК правила устанавливает именно организатор игорного заведения. То есть для признания бильярдных столов объектами налогообложения налогом на игорный бизнес, в таком заведении должна быть касса тотализатора, где принимаются ставки и определяется сумма выигрыша. При этом объектом налогообложения будет являться касса тотализатора (пп. 3 п. 1 статьи 366 НК).

Г.Игры на деньги, осуществляемые через Интернет. Согласно позиции Минфина, приведенной в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233 "О налогообложении игр на деньги в сети Интернет", при осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет – игр на деньги если у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК, также здесь не подходят, таким образом, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет – игр на деньги, – главой 29 НК не регулируется.

Другими словами, рассматриваемый вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный бизнес не облагается.

Налогоплательщики

В соответствии со статьей 365 НК[3] к плательщикам налога на игорный бизнес относятся организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Причем плательщиками налога на игорный бизнес считаются не все организации и индивидуальные предприниматели, а лишь те, которые занимаются игорным бизнесом.

Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и заключение пари.[4]

К самостоятельным плательщикам налога на игорный бизнес не относятся филиалы и иные обособленные подразделения организаций. Иными словами, налогоплательщиком может выступать только головная организация, филиалы и другие обособленные подразделения лишь исполняют обязанность по уплате налога от имени организации по месту их нахождения.

В отношении плательщиков налога на игорный бизнес НК выделяет: организатора игорного заведения и организатора тотализатора.

К организаторам игорного заведения относятся организации или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе. Организаторы букмекерской конторы также именуются организаторами игорного заведения. Организатор тотализатора – организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

Помимо налога на игорный бизнес индивидуальные предприниматели, занятые в сфере игорного бизнеса, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения в данном случае будут являться доходы, полученные в результате деятельности от эксплуатации игровых автоматов, игровых столов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, имеют право на профессиональный вычет, т.е. на уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму уплаченного налога на игорный бизнес.[5]

Согласно пп. 8 п. 3 статьи 149 НК плательщики налога на игорный бизнес не платят налог на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении своей деятельности на территории РФ.

Доход налогоплательщиков от игорного бизнеса не облагается налогом на прибыль. Согласно п. 9 статьи 274 НК "при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности".

Кроме того, отметим, что к плательщикам налога на игорный бизнес не применима упрощенная система налогообложения.[6]

ФНС об игорном бизнесе

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон 244-ФЗ) имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным Законом 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года.

Пунктом 4 статьи 5 Закона 244-ФЗ определено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом 244-ФЗ. Статья 9 Закона 244-ФЗ предусматривает создание игорной зоны на территории Краснодарского края. Таким образом, размещение объектов игорного бизнеса после введения в законную силу Закона 244-ФЗ (то есть с 1 января 2007 года) разрешено исключительно в игорной зоне. В иных случаях территориальные налоговые органы не вправе регистрировать объекты игорного бизнеса.

Открытие новых игорных заведений предполагает изменение адреса места осуществляемого лицензируемого вида деятельности, что является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Порядок переоформления лицензии определен Федеральным законом от 08.08.2001 №128 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Присоединение игорных заведений и организаций со всеми своими правами и обязанностями, прежде всего, со своим адресом деятельности, в результате реорганизации к другой организации является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Законом 244-ФЗ определено, что со дня его вступления в силу выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр прекращается.

При этом положения о запрете открытия организаторами азартных игр, имеющих соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, новых филиалов по месту нахождения ранее действовавших игорных заведений, удовлетворяющих всем нормативным требованиям, Законом 244-ФЗ не установлено.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона 244-ФЗ игорное заведение – здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). Частью 6 статьи 4 Закона 244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр – деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Исходя из такого определения игорного заведения и деятельности по организации и проведению азартных игр, при решении вопроса о правомерности осуществления названной деятельности конкретным организатором азартных игр следует выяснить ряд существенных обстоятельств. В практике возможны случаи сноса строения и возведения на его месте нового здания, смена названия игорного заведения в связи со сменой собственника либо арендатора помещений, изменение вида деятельности, осуществляемого в ранее действовавшем игорном заведении, и т.п.

Таким образом, вопрос о правомерности осуществления организатором азартных игр лицензионной деятельности по месту нахождения ранее открытых другими организаторами азартных игр игорных заведений должен решаться в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.[7]

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 16 Закона 244-ФЗ в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов. Под установкой игрового оборудования следует понимать подключение его к сети и приведение в состояние, свидетельствующее о возможности его эксплуатации.

Статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения и порядок их регистрации в налоговом органе по месту установки, а также порядок выбытия каждого объекта налогообложения.

Исходя из указанных выше положений нормативных правовых актов, ФНС России сообщает, что территориальные налоговые органы в случае соответствия игорного заведения на 01.07.2007 требованиям, предъявляемым Законом, не вправе отказать в регистрации игрового оборудования после его временного снятия лицензиатом с учета в налоговой инспекции по причине его ремонта, ремонта игрового зала и т.п. При этом единовременно в игровом заведении должны быть установлены не менее пятидесяти игровых автоматов.

Читайте также: