Налог на электромобиль в казахстане

Обновлено: 30.06.2024

Об этом сообщил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, передает корреспондент Zakon.kz.

В целях стимулирования приобретения автомобилей с электрической тягой, в Казахстане владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога, - сообщил он на заседании правительства.

По его словам, в Нур-Султане, Алматы и Павлодаре установлены на сегодня 110 электрозарядных станций.

Вице-министр добавил, что сегодня для развития производства экологически чистого транспорта на отечественных предприятиях освоено производство электроавтобусов в городах Сарань и Алматы и электромобиля в Костанае.

Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.

Бег впереди паровоза - вот как это называется. Простой подсчет на калькуляторе поможет посчитать что этот самый налог в сравнении с ценой на собственно электрокар - ничто.

Это не бег впереди планеты всей, а попытка догнать будущее которое уже наступило. Ненужно смотреть на заоблочные цены электрокар ов из USA в частности Тэслы ее уже давно догнали и перегнали Китайцы и по дальности хода и по цене самого электрокара. Единственное что нужно нашим чиновникам договориться о ввозе и продаже как самих машин так и запчастей, так как на сегодняшний день в Казахстане продают только брэнд JAC это очень мало и далеко не идеал. Хочется увидеть на рынке BYD, WELTMEISTER, XPENG и целоя куча других компаний которых уже не догнать дайте Выбор и запасные части к этому выбору. И поверьте стимулировать не придётся. И да ещё забыл добавить некоторые из этих производителей дают пожизненную гарантию на батарейку.

"Владельцев электромобилей освободят от уплаты транспортного налога на авто." - вот это стимуляция так стимуляция))))) Спасибо, поржал с утра))))

Я как то в Москве видел банер - "Купи квартиру в новом ЖК" ***" и получи бейсболку" Это из той же оперы

Лучше 10000 тенге налог на авто до двух литров заплатить и ездить с климат контролем комфортно и дешево. Уверен в морозы надо проехать на наших трамвайчиках и понять как в них тепло будет. Основная стоимость авто полагаю это аккомуляторные батареи вероятно их при средней эксплуатации каждый год менять надо. Поехал в лес отдыхать на несколько дней акум. разрядился сотовой связи нет и пехом марш бросок. Продвинутая Европа не торопится на них пересаживаться, сколько суток дорога для Алматы будет?

В мороз батарея греет сама себя при езде. Главное тут, что бы гараж отапливаемый был, или паркинг теплый. В Европе строят планы по отказу от топливных моторов.

Вот и пусть дальше строят. Строители несбыточных планов. Если что, в гейропе и морозов нет -40 как здесь. Эти зелененькие гейропианские человечки никогда не жили в наших климатических условиях, сразу видно.

Видел обзоры на Теслу в Барнауле. Хозяин очень доволен, батарея расходуется не на много больше. Прогревает салон электрический отопитель в разы быстрее чем в обычной машине, да и прогревать электрокар не нужно, пара минут и он готов к езде. В зимний период и у ДВС расход увеличивается ощутимо.

согласен, хотелось бы добавить что сейчас электрокар это средство передвижения по городу, работа, дела и т.д. Так что аргументы коментаторов выше о поездке в лес и Алматы неуместны

Два года назад ездил резину покупать на пр-т Абая заглушил машину купил резину стал заводить а она не заводится, пришлось приглашать друзей ездили в районе УМЗ аккумуляторный центр, сделали ревизию одна из банок коратнула авто электрик сказал что это достаточно распространенная поломка у меня была впервые за 25 лет. Купил новый акум. отвезли поставил. На электромобиле нужен будет эвакуатор и сервисный центр сам ваятле разберешься. Для производителей мы страна третьего мира и качественной продукции в ближайшее время нам не видать. Это на бумаге у них батареи по пол миллиона км проезжают и одной зарядки на 600 км.

В странах Таможенного союза отменили пошлины на ввоз электромобилей. Но не все так просто

Четырехзначный номер модели Tesla 3s прибыл в Европу

К сожалению, не все так просто. Мы постараемся объяснить о чем речь, какие подводные камни и как все же можно сэкономить.

Таможенные пошлины: сколько было и сколько стало

До 4 мая 2020 года для юридических и физических лиц в странах ЕАЭС ставки на ввоз электромобилей составляли 15% от их стоимости. Многие везли машины самостоятельно, к дилерам же предпочитали обращаться те, кто не хотел заниматься бумажной волокитой.

Для дилеров, то есть юридических лиц пошлины уже дважды отменялись, но каждый раз временно. Но серьезного эффекта пока это не давало, разве что представительства пробовали ввозить в Россию новые электрокары. К слову, еще раз напомним, что большинство электромобилей в России были ввезены подержанными. Главный электрокар на нашем рынке – это праворульный Nissan Leaf первого поколения и из Японии, и их количество продолжает увеличиваться.

Итак, с 4 мая вступили в силу новые правила ЕАЭС, согласно которым таможенные пошлины отменяются. К сожалению, временно: до 31 декабря 2021 года. Что называется, запомните эту дату, она, увы, может иметь принципиальное значение.

А зачем это вообще России?

Тут есть две версии: официальная и полуофициальная. Официальная звучит так: упрощение ввоза электромобилей увеличит их парк в России, что стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, сервисов и всего прочего.

После этого можно будет возвращать пошлины обратно и уговаривать Илона Маска и других глав автоконцернов на то, чтобы они построили в России свои заводы. Мол смотрите: спрос есть, интерес есть, инфраструктура есть… осталось построить завод и беспошлино продавать машины российской сборки.

Александр Григорьевич Лукашенко также в последние годы стал адептом чистого транспорта. Особенно на фоне повышения стоимости импортируемых энергоресурсов.

Так что, теперь все легко и просто?

Нет. В России, к сожалению, сложилось такое понятие как СТП – совокупный таможенный платеж. Под этой аббревиатурой скрывается целый ряд платежей, а дилеры и энтузиасты склонны включать в нее вообще все, что придется отдать государству при желании ввести электрическую машину в России.

Итак, загибайте пальцы. Плата за таможенное оформление. Нет, это не пошлина. Это отдельно. Но примерно 100 долларов отдать добры будьте.

Второе. Акциз. Да, есть и такой. Он очень сильно зависит от мощности. Но, например, для простой Tesla Model 3 с задним приводом этот взнос составляет 190 тысяч рублей. Напомним, речь идет не о таможенных пошлинах, которые отменили, а о дополнении.

Tesla начнет производство Model 3 уже в этом месяце

Третье и главное: НДС. Да–да, тот самый налог на добавочную стоимость в 20% от цены машины, который никто не отменял. С одной стороны, вам не надо платить VAT (аналог НДС в Германии), но с другой будьте добры заплатить российской казне.

Четвертое. СБКТС и тут же Эра-Глонасс. Первое расшифровывается ка Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Ну типа Tesla только по данным американских и европейских испытаний делает самые безопасные автомобили в мире. Для нас это не указ. Нам пожалуйста как минимум кнопку экстренного вызова Эра-Глонасс поставь, а лучше не ее одну.

Тут все очень сильно зависит от того, позаботился ли производитель о сертификации машины в России. Скажем, Jaguar I-Pace хотя и продается весьма условно, сертифицирован по полной. А безвестный китаец – ни разу. То есть серый дилер за свей счет должен не только ставить заветную кнопку Глонасса, но и устраивать краш-тесты либо же как-то иначе доказывать соответствие требованиям безопасности. Ой. Частникам проще: достаточно просто смонтировать коробочку Глонасса с кнопочкой Эры.

Пятое. Утилизационный сбор. Это такая хитрая штука, связанная со вступлением России в ВТО. Что потребовало от нас снижения таможенных пошлин. Мы уже тогда придумали пошлины снизить, но утилизационный сбор ввести. И вам его платить.

Ок, а есть лайфхаки?

Если кратко, то не понятно. Тут стоит для начала уточнить, что пока новыми правилами никто особенно не пользовался: в условиях коронавируса рынок стоит. Но есть надежда, что это не на долго.

Первый вариант – везти машины из Белоруссии. Вот что про это ясно уже сейчас. Первое, акцизами они не облагаются. В Белоруссии подобные акцизы уже отменены.

Второе: возможно, не придется платить утилизационный сбор. Мы поговорили с частными лицами, желающими купить электромобиль в Европе, зарегистрировать его в Белоруссии, а затем купить его у белорусских владельцев и привезти в Россию. Никто не знает до конца, что с утилизационным сборами будет. Не знают этого и серые дилеры.

Ладно, будем надеяться на лучшее. Что брать то?

Остается то же, что везут и сейчас: подержанные электрокары от массовых брендов прежних поколений. Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, Renault Zoe, BMW i3… не об этом вы мечтали, хотя если батька даст добро, то стоимость такой техники и правда снизится.

2013 Ниссан ЛИФ

Сейчас в России самый доступный и разумный вариант – это как раз Leaf. Его и сейчас можно купить по цене Lada Granta, но года 2013, праворульный и с убитой батареей, которая и новой емкостью не отличалась. В лучшем случае за те же деньги вы сможете рассчитывать на машины из Германии с нормальным рулем и года на три помоложе.

Вывод: нужна полная отмена пошлин, налогов и акцизов

Самое интересное, что через год вариантов станет гораздо больше. Концерн Volkswagen грозится начать массовый выпуск хетчбэков ID.3 и кроссоверов ID.4. За ним спешит и Skoda. Скоро парк Tesla Model 3 в Европе будет измеряться сотнями тысяч, а значит и предложений на вторичном рынке станет больше.

Наконец, до Западной Европы наконец могут доехать продвинутые электрические китайцы: они не первый год собираются.

И вот в этот самый благодатный момент, в декабре 2021 года, таможенные пошлины вновь вступят в силу. Обидно, честное слово.

Берегись электромобиля

Вопросы на засыпку

Алматинец Рашид КАЗАНГАПОВ обратился с письмом в нашу редакцию: “Знаю, что эксплуатация электромобиля в 20 раз дешевле машины на бензине. Я готов заряжать электрическую машину из окна первого этажа своего частного дома, спустив удлинитель. Слышал, что в Китае электромобиль с небольшим объемом продается за 2500 тысяч долларов. Если, например, я поеду в Гуаньчжоу или Урумчи, найду машину и пригоню сюда, мне тут не начнут палки в колеса вставлять? Сколько будет стоить растаможка? А еще слышал, что за рубежом переделывают бензиновые и дизельные автомобили в электромашины, вынимая из них двигатель внутреннего сгорания и вставляя электромотор. Разрешена ли такая процедура у нас? Насколько это дешевле, чем покупать новую электромашину? Прошу газету “Время” помочь мне с прояснением этих вопросов”.

Выгодно, но.

Электромобиль - это действительно выгодно. Посудите сами. Как ответил нам письменно вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Тимур ТОКТАБАЕВ, “полная зарядка электромобиля с батареей в 32 кВт при тарифе 20 тенге за 1 кВт/ч стоит 640 тенге. Таким образом,

1 км пробега электромобиля будет стоить 2 тенге. А пробег в 1 км бензинового автомобиля с расходом топлива 10 л/100 км при цене бензина 150 тенге/л стоит 15 тенге”.

Кроме того, владельцы электромобилей уже освобождены в нашей стране от уплаты транспорт­ного налога - этих автомобилей, у которых нет “рабочего объема двигателя”, попросту нет в Налоговом кодексе.

А еще электромобиль устроен проще обычной машины, в нем нет двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, требующих заливки свежего качественного масла, свечей зажигания, трансмиссии, топливных фильтров, которые быстро изнашиваются, требуют замены и обслуживания в техцентре.

В общем объеме покупок совсем нет дешевых электрических “лошадок”, о которых говорил наш читатель: самый бюджетный электромобиль, приобретенный одним казахстанцем за три года, - двухместная крошка Renault Twizy - предлагается на российском рынке от 13,4 тысячи долларов.

По общему мнению опрошенных экспертов, электромобиль в Казахстане не средство передвижения, а игрушка для сверхбогатых жителей республики. Для казахстанцев с доходами ниже тысячи долларов в месяц имеются как минимум четыре причины отложить покупку “электрички”.

Где заряжать?

И это второй существенный минус - отсутствие инфраструктуры. На всю бескрайнюю страну планируется установить всего 120 единиц электрозаправочных станций, которые будут располагаться в Нур-Султане, Алматы и по трассе Нур-Султан - Боровое. Сегодня установлено только 47 из 50 ЭЗС в Нур-Султане, 19 из 50 - в Алматы, 1 из 20 - на трассе Нур-Султан - Щучинск.

Кстати, к заправкам тоже надо привыкать, это не привычные 5-10 минут ожидания, а от 30 минут до 4 часов для заправки полного бака. И если в двух столицах еще можно строить маршрут короткими перебежками от одной заправки к другой и не выезжать за город, то что делать в регионах?

А как тянуть удлинитель из окон многоэтажек, в которых живет большинство казахстанцев? Для них вариант только один - поставить в гараже или на стоянке скоростной зарядный терминал, только вот стоит он от 1500 евро.

Еще один нюанс - зимой в холодном климате пробег электромобиля сокращается раза в два-три по сравнению с летним. Электрокары спокойно заводятся и ездят при низких температурах, но садятся быстро, как смартфоны на морозе. Если летом при полной зарядке на рядовом электромобиле можно проехать 170 километров, то зимой с учетом обогрева салона и радио аккумулятора хватит только на 50 километров. Этого может хватить для маршрута дом - работа - дом. А если по пути надо заехать в магазин, забрать ребенка из школы и навестить тещу? Тут есть вариант купить дорогущую “теслу”, но даже ее пробег, рассчитанный на 300 километров, зимой составляет не более 170 километров.

Обслуживание

Совершенно новая, никем не изведанная отрасль для Казахстана - ремонт электромобилей. Не проторена также дорожка для замены батареи на электромобиль, которая приходит в негодность каждые 5-7 лет. Заказать, привезти электродвигатель дорого, плюс при ввозе электродвигателей частным лицом необходимо оплатить НДС на импорт 12 процентов и таможенную пошлину согласно единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза.

Привилегии

Во-первых, в Казахстане нет никаких стимулов и льгот для приобретения электромобиля, как это принято за рубежом: от легального проезда по автобусным полосам, пониженных тарифов на платных трассах и освобождения от импортной таможенной пошлины, налоговых льгот до бесплатной парковки на платных стоянках. Во многих странах Европы компенсируют до 50 процентов стоимости электромобилей! В МИИР нам ответили, что эти меры прорабатываются.

Практически нет никаких послаб­лений и при ввозе электромобиля в страну. К слову, в Казахстане нет ни одной серийно выпускаемой модели электромобиля, в истории были только тестовые партии кроссоверов KIA Soul EV, JAC и LADA Vesta EV.

Итак, по данным комитета госдоходов Минфина, чтобы растаможить электромобиль, необходимо внести следующие платежи.

Таможенную пошлину в размере 15 процентов от таможенной стоимости авто. При этом, если электромобиль будут эксплуатировать только на территории Казахстана, владелец может растаможить транспорт по ставке ВТО в размере только 2 процентов.

НДС на импорт, который сегодня равен 12 процентам от таможенной стоимости авто.

Установить ЭВАК (автоматизированную систему экстренного вызова), при авариях и катастрофах обойдется будущему владельцу электрокара в 189 тысяч тенге. Без нее не пройти первичную регистрацию.

Утилизационный сбор перед первичной постановкой электрокара на учет в размере 150 МРП (378 750 тенге).

Сбор за регистрацию при постановке на первичный учет. При импорте нового электромобиля (до 2 лет) сбор составит 0,25 МРП, или 631 тенге, при ввозе бывшего в эксплуатации (старше 2 лет) ставка сбора 50 МРП, или 126 250 тенге.

Таким образом, если таможенная стоимость подержанного электромобиля условно составляет 1 млн тенге, то почти столько же нужно заплатить за растаможку и остальные услуги, а если точнее, выложить еще 836 400 тенге.

Не совсем “зелёный”

А вот это плохая новость для защитников природы, которые готовы пойти на высокие расходы из альтруизма. Электромобили экологичны только в тех странах и городах, где электричество добывают из альтернативных источников питания - солнца, воды, ветра. В Казахстане же все электростанции питаются только из грязных источников - уголь и мазут, так что электромоторы в наших условиях будут продолжать коптить небо, просто дымить будут не под носом, а за спиной - загрязнение будет переходить от электрокаров к электростанциям.

Где же выход?

Председатель правления “КазАвтоПрома” Олег АЛФЕРОВ считает, что у нашей страны свой путь развития и нам не надо следовать моде на электромобильность.

- Естественные ограничения на перспективы развития электромобильности в Казахстане накладывают и тяжелые климатические условия, протяженность расстояний, низкая плотность населения, отсутствие крупных агломераций, а также обширные запасы углеводородного топлива, которыми располагает республика. Перечисленные факторы не позволяют прогнозировать высокие темпы роста спроса на технику на электрической тяге в долгосрочной перспективе даже в случае существенного роста уровня платежеспособности казахстанского потребителя на фоне параллельного снижения отпускной стоимости электромобилей. Гораздо более перспективным для Казахстана как страны, входящей в тoп-20 по запасам природного газа, представляется развитие инфраструктуры, предназначенной для транспорта, использующего экологичное газовое топливо. Это более рациональный выбор в условиях казахстанского климата и более экономичный по сравнению с традиционным бензином и дизельным топливом, - рассуждает он.

По словам Алферова, природный газ (метан) менее взрывоопасен, чем пропан и бензин. Работа на природном газе увеличивает ресурс мотора и снижает затраты на топливо более чем в три раза.

Напомним, в рамках EXPO в Нур-Султане была представлена биотопливная версия LADA Vesta, использующая и бензин, и газовое топливо. На одной заправке автомобиль может преодолеть 1000 километров. Когда газ в баллонах заканчивается, происходит автоматический перевод питания на бензин. В Усть-Каменогорске готовы выпускать эти автомобили в серийном режиме.

В России покупка таких экологичных автомобилей субсидируется государством в размере 120 тысяч рублей. Эта рациональная практика может быть взята на вооружение и в Казахстане, считает Алферов.

Мнение эксперта

- В Казахстане слишком высокие входные барьеры: со всеми оброками электрокар обойдется в два раза дороже, чем в Европе. Тот же утильсбор в нашей стране превышает все разумные размеры, а в Германии (я недавно делал обзор) он составляет порядка 100 евро. Хотя утильсбор - это оплата за не­оказанную услугу, которой, возможно, ваш электромобиль никогда не воспользуется! Такой вот подарок для электромобилистов. В нашем государстве ничего не предлагается для того, чтобы все вдруг купили электромобиль. Да, правительство обсуждает льготы, но это мусолится уже пять лет. Хотя ничего придумывать не нужно, надо брать общемировой опыт - разрешить бесплатную парковку, езду по автобусной линии и другое. Никаких сложностей, чтобы предоставить эти преференции для 200 электромобилей на всю страну. Но будут бесконечные раздумья, разрабатывания программ до 2020 года, - комментирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Опрос в тему

А вы купили бы электромобиль?

- Обязательно, мне за экологию обидно

- Подумаю, когда появятся все условия

- Мне и обычной машины хватает

- Не куплю, нет денег даже на самокат

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

При каких условиях разработчики программы “7-20-25” позволят покупать казахстанцам более дешевое жилье с ремонтом на вторичном рынке?

Когда люди сами обеспечат себя жильем без всякой социальной ипотеки 21%

Пока на самом верху не поймут, что программа не работает 65%

Нужно терпеть и ждать, пока у банкиров и застройщиков не проснется совесть 14%

Берегись электромобиля

Вопросы на засыпку

Алматинец Рашид КАЗАНГАПОВ обратился с письмом в нашу редакцию: “Знаю, что эксплуатация электромобиля в 20 раз дешевле машины на бензине. Я готов заряжать электрическую машину из окна первого этажа своего частного дома, спустив удлинитель. Слышал, что в Китае электромобиль с небольшим объемом продается за 2500 тысяч долларов. Если, например, я поеду в Гуаньчжоу или Урумчи, найду машину и пригоню сюда, мне тут не начнут палки в колеса вставлять? Сколько будет стоить растаможка? А еще слышал, что за рубежом переделывают бензиновые и дизельные автомобили в электромашины, вынимая из них двигатель внутреннего сгорания и вставляя электромотор. Разрешена ли такая процедура у нас? Насколько это дешевле, чем покупать новую электромашину? Прошу газету “Время” помочь мне с прояснением этих вопросов”.

Выгодно, но.

Электромобиль - это действительно выгодно. Посудите сами. Как ответил нам письменно вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Тимур ТОКТАБАЕВ, “полная зарядка электромобиля с батареей в 32 кВт при тарифе 20 тенге за 1 кВт/ч стоит 640 тенге. Таким образом,

1 км пробега электромобиля будет стоить 2 тенге. А пробег в 1 км бензинового автомобиля с расходом топлива 10 л/100 км при цене бензина 150 тенге/л стоит 15 тенге”.

Кроме того, владельцы электромобилей уже освобождены в нашей стране от уплаты транспорт­ного налога - этих автомобилей, у которых нет “рабочего объема двигателя”, попросту нет в Налоговом кодексе.

А еще электромобиль устроен проще обычной машины, в нем нет двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, требующих заливки свежего качественного масла, свечей зажигания, трансмиссии, топливных фильтров, которые быстро изнашиваются, требуют замены и обслуживания в техцентре.

В общем объеме покупок совсем нет дешевых электрических “лошадок”, о которых говорил наш читатель: самый бюджетный электромобиль, приобретенный одним казахстанцем за три года, - двухместная крошка Renault Twizy - предлагается на российском рынке от 13,4 тысячи долларов.

По общему мнению опрошенных экспертов, электромобиль в Казахстане не средство передвижения, а игрушка для сверхбогатых жителей республики. Для казахстанцев с доходами ниже тысячи долларов в месяц имеются как минимум четыре причины отложить покупку “электрички”.

Где заряжать?

И это второй существенный минус - отсутствие инфраструктуры. На всю бескрайнюю страну планируется установить всего 120 единиц электрозаправочных станций, которые будут располагаться в Нур-Султане, Алматы и по трассе Нур-Султан - Боровое. Сегодня установлено только 47 из 50 ЭЗС в Нур-Султане, 19 из 50 - в Алматы, 1 из 20 - на трассе Нур-Султан - Щучинск.

Кстати, к заправкам тоже надо привыкать, это не привычные 5-10 минут ожидания, а от 30 минут до 4 часов для заправки полного бака. И если в двух столицах еще можно строить маршрут короткими перебежками от одной заправки к другой и не выезжать за город, то что делать в регионах?

А как тянуть удлинитель из окон многоэтажек, в которых живет большинство казахстанцев? Для них вариант только один - поставить в гараже или на стоянке скоростной зарядный терминал, только вот стоит он от 1500 евро.

Еще один нюанс - зимой в холодном климате пробег электромобиля сокращается раза в два-три по сравнению с летним. Электрокары спокойно заводятся и ездят при низких температурах, но садятся быстро, как смартфоны на морозе. Если летом при полной зарядке на рядовом электромобиле можно проехать 170 километров, то зимой с учетом обогрева салона и радио аккумулятора хватит только на 50 километров. Этого может хватить для маршрута дом - работа - дом. А если по пути надо заехать в магазин, забрать ребенка из школы и навестить тещу? Тут есть вариант купить дорогущую “теслу”, но даже ее пробег, рассчитанный на 300 километров, зимой составляет не более 170 километров.

Обслуживание

Совершенно новая, никем не изведанная отрасль для Казахстана - ремонт электромобилей. Не проторена также дорожка для замены батареи на электромобиль, которая приходит в негодность каждые 5-7 лет. Заказать, привезти электродвигатель дорого, плюс при ввозе электродвигателей частным лицом необходимо оплатить НДС на импорт 12 процентов и таможенную пошлину согласно единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза.

Привилегии

Во-первых, в Казахстане нет никаких стимулов и льгот для приобретения электромобиля, как это принято за рубежом: от легального проезда по автобусным полосам, пониженных тарифов на платных трассах и освобождения от импортной таможенной пошлины, налоговых льгот до бесплатной парковки на платных стоянках. Во многих странах Европы компенсируют до 50 процентов стоимости электромобилей! В МИИР нам ответили, что эти меры прорабатываются.

Практически нет никаких послаб­лений и при ввозе электромобиля в страну. К слову, в Казахстане нет ни одной серийно выпускаемой модели электромобиля, в истории были только тестовые партии кроссоверов KIA Soul EV, JAC и LADA Vesta EV.

Итак, по данным комитета госдоходов Минфина, чтобы растаможить электромобиль, необходимо внести следующие платежи.

Таможенную пошлину в размере 15 процентов от таможенной стоимости авто. При этом, если электромобиль будут эксплуатировать только на территории Казахстана, владелец может растаможить транспорт по ставке ВТО в размере только 2 процентов.

НДС на импорт, который сегодня равен 12 процентам от таможенной стоимости авто.

Установить ЭВАК (автоматизированную систему экстренного вызова), при авариях и катастрофах обойдется будущему владельцу электрокара в 189 тысяч тенге. Без нее не пройти первичную регистрацию.

Утилизационный сбор перед первичной постановкой электрокара на учет в размере 150 МРП (378 750 тенге).

Сбор за регистрацию при постановке на первичный учет. При импорте нового электромобиля (до 2 лет) сбор составит 0,25 МРП, или 631 тенге, при ввозе бывшего в эксплуатации (старше 2 лет) ставка сбора 50 МРП, или 126 250 тенге.

Таким образом, если таможенная стоимость подержанного электромобиля условно составляет 1 млн тенге, то почти столько же нужно заплатить за растаможку и остальные услуги, а если точнее, выложить еще 836 400 тенге.

Не совсем “зелёный”

А вот это плохая новость для защитников природы, которые готовы пойти на высокие расходы из альтруизма. Электромобили экологичны только в тех странах и городах, где электричество добывают из альтернативных источников питания - солнца, воды, ветра. В Казахстане же все электростанции питаются только из грязных источников - уголь и мазут, так что электромоторы в наших условиях будут продолжать коптить небо, просто дымить будут не под носом, а за спиной - загрязнение будет переходить от электрокаров к электростанциям.

Где же выход?

Председатель правления “КазАвтоПрома” Олег АЛФЕРОВ считает, что у нашей страны свой путь развития и нам не надо следовать моде на электромобильность.

- Естественные ограничения на перспективы развития электромобильности в Казахстане накладывают и тяжелые климатические условия, протяженность расстояний, низкая плотность населения, отсутствие крупных агломераций, а также обширные запасы углеводородного топлива, которыми располагает республика. Перечисленные факторы не позволяют прогнозировать высокие темпы роста спроса на технику на электрической тяге в долгосрочной перспективе даже в случае существенного роста уровня платежеспособности казахстанского потребителя на фоне параллельного снижения отпускной стоимости электромобилей. Гораздо более перспективным для Казахстана как страны, входящей в тoп-20 по запасам природного газа, представляется развитие инфраструктуры, предназначенной для транспорта, использующего экологичное газовое топливо. Это более рациональный выбор в условиях казахстанского климата и более экономичный по сравнению с традиционным бензином и дизельным топливом, - рассуждает он.

По словам Алферова, природный газ (метан) менее взрывоопасен, чем пропан и бензин. Работа на природном газе увеличивает ресурс мотора и снижает затраты на топливо более чем в три раза.

Напомним, в рамках EXPO в Нур-Султане была представлена биотопливная версия LADA Vesta, использующая и бензин, и газовое топливо. На одной заправке автомобиль может преодолеть 1000 километров. Когда газ в баллонах заканчивается, происходит автоматический перевод питания на бензин. В Усть-Каменогорске готовы выпускать эти автомобили в серийном режиме.

В России покупка таких экологичных автомобилей субсидируется государством в размере 120 тысяч рублей. Эта рациональная практика может быть взята на вооружение и в Казахстане, считает Алферов.

Мнение эксперта

- В Казахстане слишком высокие входные барьеры: со всеми оброками электрокар обойдется в два раза дороже, чем в Европе. Тот же утильсбор в нашей стране превышает все разумные размеры, а в Германии (я недавно делал обзор) он составляет порядка 100 евро. Хотя утильсбор - это оплата за не­оказанную услугу, которой, возможно, ваш электромобиль никогда не воспользуется! Такой вот подарок для электромобилистов. В нашем государстве ничего не предлагается для того, чтобы все вдруг купили электромобиль. Да, правительство обсуждает льготы, но это мусолится уже пять лет. Хотя ничего придумывать не нужно, надо брать общемировой опыт - разрешить бесплатную парковку, езду по автобусной линии и другое. Никаких сложностей, чтобы предоставить эти преференции для 200 электромобилей на всю страну. Но будут бесконечные раздумья, разрабатывания программ до 2020 года, - комментирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Опрос в тему

А вы купили бы электромобиль?

- Обязательно, мне за экологию обидно

- Подумаю, когда появятся все условия

- Мне и обычной машины хватает

- Не куплю, нет денег даже на самокат

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

При каких условиях разработчики программы “7-20-25” позволят покупать казахстанцам более дешевое жилье с ремонтом на вторичном рынке?

Когда люди сами обеспечат себя жильем без всякой социальной ипотеки 21%

Пока на самом верху не поймут, что программа не работает 65%

Нужно терпеть и ждать, пока у банкиров и застройщиков не проснется совесть 14%

Читайте также: