Налог это материнская грудь кормящая правительство

Обновлено: 02.05.2024

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

Налог является одним из самых основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Одной из наиболее сложных проблем теории налогообложения является определение состава функций, реализуемых налогами. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер?

ГЛАВА 1. Эволюция научной мысли о налогах

      1. Общее понятие налогов и налоговой системы

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.)

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

      1. История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

Процесс формирования представлений о сущности и природе налогов прошел несколько этапов в своей эволюции.

2. Во времена возникновения первых государств налоги стали рассматриваться как необходимое жертвоприношение, основанное на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих первых налогах угадывался их важнейший признак - обязательность.

3. В Древнем Египте и других восточных государствах налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства.

5. В XVI-XVII вв. в Германии название налогов было связано с просьбой государства уплатить налог, в дальнейшем же налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству.

6. В XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством.

ГЛАВА 2. Основные налоговые теории

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века. Налоговая теория - это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении для экономики и социально-политического развития общества.

Теория наслаждения. Под наслаждением понимается порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги согласно данной теории есть цена, уплачиваемая гражданином за получение им от государства наслаждения.

Теория налога как страховой премии. Суть ее состоит в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу.

Классическая теория налогов. Согласно данной теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти.

Теория жертвы. Суть теории состоит в следующем: граждане приносят жертву, терпят лишения, уплачивая значительные суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как не обходимого пожертвования.

Теория общественных потребностей. Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные значимые и неделимые услуги.

Кейнсианская теория. Суть теории состоит в том, что налоги - главный рычаг регулирования экономики, инструмент макроэкономической стабилизации. По Кейнсу, существует два главных макроэкономических налоговых регулятора: 1) прогрессивные ставки налогообложения; 2) налог как аналог ставки банковского кредита.

Теория единого налога. Согласно данной теории единый налог - это единственный налог на один объект налогообложения - землю, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога явился налог на земельную ренту. Следует признать, что теоретически взимание единого налога более просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов.

ГЛАВА 3. Вопросы состава и содержания функций налогов

3.1 Споры о составе функций и назначении налогов

Одной из наиболее сложных проблем теории налогообложения является определение состава функций, реализуемых налогами. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер? Функциональная сторона налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет состав и особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя тем самым направленность налоговой политики в реализации той или иной функции.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово- экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства. Главное функциональное предназначение, которое исторически было предначертано налогу, - обеспечивать наполнение государственной казны, т.е. фискальное. В рамках второго направления традиционно превалировало позитивное восприятие налогов. Его приверженцы отстаивали множественность функций налога. Логика их аргументации не столь оригинальная, но все же не менее убедительная. Основной акцент в ней делается на объективность и взаимосвязанность множества функций, выполняемых налогами. Нельзя вычленить лишь фискальную либо какую-то иную единственную функцию, не замечая при этом, что налоги неизбежно оказывают полифункциональное воздействие на хозяйственную жизнь. Такое воздействие имеет объективный характер.

В современной экономической литературе, так же, как и ранее, нет единого понимания объема и содержания функций, выполняемых налогами. Нет и единства в понимании того, являются ли они функциями самих налогов, функциями налогообложения или функциями налоговой системы. Подавляющее большинство авторов либо вообще не делают подобного различия, либо считают эти словосочетания тождественными. Однако отдельные авторы все же пытаются разграничить их.

Одни нaлоговеды, в частности Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов отстаивают бифункциональный характер налогов, ограничиваясь рассмотрением двух функций - фискальной и регулирующей. По их мнению, регулирующая функциия неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи, представляя собой своеобразное единство противоположностей, определяющее не только их внутреннее единство, но и не исключающее при этом наличия противоречий между ними.

Другие авторитетные нaлоговеды, в частности А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков придерживаются мнения о полифункциональном характере налогов, полагая, что кроме фискальной и регулирующей функций следует выделять в качестве самостоятельных по меньшей мере также контрольную и распределительную функции.

3.2 Основные функции налогов

1. Фискальная функция (от латинского fiscus – государственная казна) является главной функцией налогов. Она отражает фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе.

2. Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям.

Налог - это материнская грудь, кормящая правительство; правительство - это орудия репрессий, это органы авторитета, это армия, это полиция, это чиновники, это судьи, министры, священники. Покушение на налог есть покушение анархистов на стражей порядка, охраняющих материальное и духовное производство от посягательств пролетарских вандалов. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьёй, порядком и религией.

К. Маркс, Классовая борьба во Франции.

Всякий специалист по налогам знает, что прежде чем говорить о налоге, следует определиться с налоговой базой, на основе которого можно было бы определить размер налога.

В этом смысле налоговой базой транспортного налога взята мощность двигателя транспортного средства. Спрашивается, почему? Почему, скажем, не дизайн или ещё какие-нибудь другие характеристики транспортного средства?

Очень простой ответ на это вопрос даёт министерство финансов РФ.

Поскольку это имеет какой-нибудь смысл, оно означает: поскольку, во-первых, машина с более мощным двигателем на рынке оценивается дороже, чем машина с менее мощным двигателем, то это позволяет установить более высокие налоговые ставки для машины с более мощным двигателем по сравнению с машиной с менее мощным двигателем; поскольку, во-вторых, чем мощнее двигатель, тем дороже машина, то это показывает, что владелец машины с более мощным двигателем, т.е. владелец более дорогой машины, обладает более высокой способностью к уплате налога.

С таким же успехом министерство финансов могло бы взять в качестве налоговой базы транспортного налога, например, дизайн машины. Действительно, машины с одинаковыми двигателями, но с различными дизайном на рынке оцениваются не одинаково. Машина с каким-нибудь космическим дизайном на рынке стоит дороже, чем машина с таким же двигателем, но с блёклым дизайном. Отсюда следует, что владелец машины с космическим дизайном обладает более высокой способностью к уплате налога, чем владелец машины с самым мощным двигателем, и что, следовательно, дизайн машины эффективнее отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, чем мощность двигателя.

Но почему же именно мощность двигателя взята за налоговую базу транспортного средства?

Ответ на этот вопрос простой.

Прежде всего, следует сказать, что всякий школьник знает, что измерить какую-нибудь физическую величину √ это значит сравнить её с другой однородной величиной, которая принята за единицу измерения.

Физической величиной является, например, масса. Массой обладают разные физические объекты: все тела, все частицы вещества, частицы электромагнитного поля и др. В качественном отношении все конкретные реализации массы, т.е. массы всех физических объектов, одинаковы. Но масса одного физического объекта может быть в определённое число раз больше или меньше, чем масса другого физического объекта. Количественное отличие качественно одинаковых физических вещей и позволяет сравнивать между собой, по весу, самые различные вещи; определённая масса какой-либо вещи принимается за единицу измерения, пользуясь которой измеряют вес всех других вещей. Таким же методом сопоставления однородных величин измеряется величина всякого налога.

Чтобы можно было измерить величину транспортного налога, надо, прежде всего, определиться с его налоговой базой, или, точнее говоря, с его единицей измерения. Очевидно, что дизайн транспортного средства и другие подобные вещи не могут служить единицей измерения вообще, ибо они не поддаются точным математическим расчётам; например, дизайн вызывает эмоциональное ощущение (удовольствие или отвращение), степень которого нельзя вычислить с математической точностью (определённым числом). В этом смысле (за исключением колёс, фар, гаек, болтов, шайб и других количественно определённых деталей), с точки зрения министерства финансов, мощность двигателя, как однозначно определённая величина: 100, 200 и т.д. лошадиных сил, конечно, является наиболее подходящим элементом в качестве единицы измерения для вычисления величины транспортного налога.

А между тем транспортное средство и налог относятся к совершенно различным областям и не имеют ни малейшего сходства между собой. Транспортное средство √ это материальная вещь, изготовленная из веществ природы, между тем как налог √ это определённая сумма денег, которые никакого отношения к природе не имеют; природа не создает денег подобно тому, как она создаёт, например, грибы.

Деньги - это не вещь, а общественно-экономическое отношение (общественная связь), выражаемое вещью. Деньги, как вещь, сами по себе, - абсолютно бесполезная вещь. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на то, что люди прибегают к деньгам только тогда, когда вступают в общественный контакт: покупают и продают, заключают всевозможные сделки и т. д., короче говоря, обмениваются вещами через куплю-продажу.

Транспортное средство само по себе не создаёт денег; мощность двигателя, взятая в качестве налоговой базы транспортного средства, в процессе движения проявляется лишь только в том, что транспортное средство движется быстрее или медленнее, перевозит из одного пункта в другой более тяжёлые или более лёгкие грузы. С другой стороны, деньги - не материальная вещь, а общественно-экономическое отношение. Таким образом, при установлении мощности двигателя или ещё какой-нибудь части (характеристики) транспортного средства в качестве налоговой базы транспортного налога, т.е. единицы измерения налога, ставятся в известное отношение друг к другу две несоизмеримые величины. Транспортное средство и налог относятся друг к другу примерно так же, как госпошлина и огурцы. Но именно так обстоят дела с налоговой базой транспортного налога. Всё так просто! Вычтите деньги из мощности двигателя, и полученную денежную сумму отдайте государству в качестве налога на транспортное средство. К этому идиотизму, к вычету денег из стольких-то лошадиных сил, к вычитанию денежной суммы из меры физической силы сводится этот пресловутый транспортный налог.

Короче говоря, чтобы можно было взимать транспортный налог, министерство финансов совершило насилие над логикой, отождествив материальную вещь с нематериальной вещью.

Уже простое наблюдение показывает, что транспортный налог отождествлён с так называемым имущественным налогом, который взимается государством с собственника имущества за право пользоваться этим имуществом. Однако имущество можно употреблять двояко. Возьмём, к примеру, землю и жильё. Так, эти объекты имущества могут служить как для жизни вообще, так и для совершения с ними сделок, т.е. получения дохода.

Если собственник земли и жилья использует их для получения дохода, то определённая часть этого дохода идёт государству в качестве налога, называемый подоходным налогом. Если же собственник земли или жилья использует их только для жизни, то этот собственник не имеет никакого дохода от использования этой свой собственности. Наоборот, здесь, чтобы иметь землю или жильё, пользоваться ими требуются денежные затраты на их покупку, на техническое обслуживание и т.д. Отсюда следует, что налог на землю и жильё, при условии использования их только для проживания, является налогом на расходы; это √ полный идиотизм. Но, как бы то ни было, земля всегда является первичным условием всякой жизни, данной природой, а жильё всегда является необходимым условием всякой человеческой жизни вообще. И если государство взимает налог за пользование этими объектами имущества с тех, кто не совершает с ними никаких сделок, использует их просто для жизни, то, что же доказывает взимание государством налога за пользование землёй и жильём с этих граждан, как не то, что государство разрешает жить этим гражданам лишь постольку, поскольку они платят дань за право жить?

Мошеннический, грабительский, даже идиотский характер налога на имущество, которое не используются для получения дохода, обнаруживается сразу же, как только этот налог взимается в натуральном виде.

Допустим, что какой-нибудь чиновник министерства финансов имеет участок земли в 1 га, который он использует только для проживания. Допустим далее, что налог на этот участок, как на имущество, равняется 10%. Наконец, допустим, что земельный налог взимается в натуральном виде. Не требуется особого ума, чтобы понять, что этот чиновник, будучи вынужден отдавать государству по 10 соток в год в качестве налога на имущество, в течение десяти лет потеряет право собственности на этот участок земли. А о нелепых ситуациях, которые будут неизбежно возникать по мере перехода этого участка в собственность государства, и говорить не приходиться.

Читайте также: