Налог для моряков работающих под иностранным флагом

Обновлено: 30.06.2024

Начались проверки моряков, работающих на иностранных судах, которые получают иностранные доходы. Мы провели анализ одного из актов налоговой проверки с доначислением моряку налогов и штрафов за 3 года на сумму более 150 тыс. грн.

Рассмотрим нюансы налогообложения моряков, работающих под иностранным флагом. Отличие моряков от других категорий физических лиц – резидентов Украины, состоит в том, что моряки получают иностранные доходы исключительно по трудовому договору с нерезидентом, тогда как другие категории резидентов могут получать доходы и в рамках предпринимательской деятельности.

КАК ПРАВИЛЬНО?

Граждане Украины, получающие иностранные доходы, должны декларировать доходы, как полученные в Украине, так и из-за рубежа. Это относится и к морякам, работающим на судах под иностранным флагом, и другим физическим лицам – резидентам Украины, получающим доходы от нерезидентов (далее – иностранные доходы).

Подпунктом 162.1.1 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками являются, в частности, физические лица — резиденты, которые получают иностранные доходы.

Определение физическое лицо – резидент приведено в пп.14.1.213.в) НКУ:

«физическое лицо — резидент — физическое лицо, имеющее место проживания в Украине.

В случае, если физическое лицо имеет место проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае, если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является постоянное местожительство членов его семьи или место его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, даже, если моряки находятся за пределами Украины более 183 дней, то, если они являются гражданами Украины и имеют место проживания и центр жизненных интересов на территории Украины, они считаются резидентами Украины.

Порядок налогообложения иностранных доходов физических лиц — резидентов регулируется пп.170.11.1 НКУ, которым определено (с учетом требований пп.49.18.4 этого Кодекса), что в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика — получателя, который обязан подать до 1 мая года, который наступает за отчетным, годовую налоговую декларацию, и облагается налогами по ставкам, определенными в п.167.1 этого Кодекса, то есть 18%. Кроме этого, взымается военный сбор 1,5%.

При этом согласно п.164.4 Налогового кодекса во время начисления (получения) доходов, полученных в виде валютных ценностей или других активов (стоимость которых выражена в иностранной валюте или международных расчетных единицах), такие доходы пересчитываются в гривну по валютному курсу Нацбанка Украины, который действует на дату получения таких доходов.

Абзацем первым пп.170.11.2 Налогового кодекса установлено, что в случае, если согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниями в годовой налоговой декларации.

При этом сумма налога с иностранного дохода налогоплательщика — резидента, уплаченного за пределами Украины, не может превышать суммы налога, рассчитанной на базе общего годового налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика согласно законодательству Украины (пп.170.11.4 Налогового кодекса).

Согласно пп.170.11.3 этого Кодекса не зачисляются в уменьшение суммы годового налогового обязательства налогоплательщика :

  • налоги на капитал (прирост капитала), налоги на имущество;
  • почтовые налоги;
  • налоги на реализацию (продажа);
  • другие косвенные налоги независимо от того, принадлежат ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами согласно законодательству иностранных государств.

Согласно п.13.5 Налогового кодекса для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получен такой доход (прибыль), уполномоченного взыскивать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране соответствующим заграничным дипломатическим учреждением Украины, если другое не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

Перечень действующих международных договоров об устранении двойного налогообложения можно найти на официальном веб-портале Государственной фискальной службы Украины.

Если у налогоплательщика отсутствуют подтверждающие документы о сумме полученного дохода за границей и суммы уплаченного налога в иностранной юрисдикции, такой плательщик обязан подать в контролирующий орган по своему налоговому адресу заявление о перенесении срока представления налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Все международные договоры об избежании двойного налогообложения по-разному определяют место (государство) удержания подоходного налога с персонала транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.

В государстве по месту гражданства*.Договоры со следующими государствами однозначно устанавливают, что подоходный налог уплачивается только по месту гражданства:

6. Сербией и Черногорией

В государстве по месту нахождения работодателя*. Договоры со следующими государствами предусматривают уплату подоходного налога только по месту нахождения работодателя:

Допускается по месту нахождения работодателя*. Договоры со следующими государствами предусматривают, что вознаграждение, которое выплачивается в связи с работой по найму на борту морского, речного или воздушного судна…, которое эксплуатируется в международных перевозках, может облагаться налогом в государстве, резидентом которого является предприятие, эксплуатирующее судно:

МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ УПЛАТУ ЕДИНОГО НАЛОГА?

Можно было бы посоветовать морякам зарегистрироваться частными предпринимателями на упрощенной системе налогообложения (например, 3-я группа со ставкой налога 5%) и не платить НДФЛ. Но тогда произойдет изменение самого статуса моряка. Если в обычных условиях он является работником, состоящим в трудовых отношениях, и имеет все права и гарантии, вытекающие из трудового законодательства и конвенций МОТ, то будучи частным предпринимателем он уже действует как независимое лицо. Это обстоятельство должно найти свое отражение и в контракте, который перестает быть трудовым и становится гражданско-правовым. Ответственность моряка тогда уже не будет ограничиваться его заработной платой: за невыполнение своих обязанностей он несет ответственность всем своим имуществом. Поэтому такой вариант невозможен и нерезиденты-судовладельцы не будут заключать договора на других условиях, которые не предусмотрены законодательством страны работодателя и конвенциями МОТ.

КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

  • Штраф за неподачу или несвоевременную подачу декларации — 170 гривен (п.120.1 НКУ); ещё предусмотрен админштраф от 51 до 136 гривен (ст. 164-1 КоАП);
  • если контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, то, помимо доначисленного НДФЛ и военного сбора, к физическому лицу еще применяется штраф в размере 25 % от суммы начисленного налогового обязательства по НДФЛ и военному сбору (ст. 123.1 НКУ);
  • также, согласно п. 129.1 НКУ производится начисление пени; начисление начинается при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

Нами был проанализирован акт налоговой проверки одного из моряков. Проверка была произведена по жалобе другого гражданина в налоговую о подозрении в том, что моряк уклоняется от налогообложения. Получив по письменному запросу сведения от крюингового агентства о контрактах моряка за 4 года, а также сведения о движении средств на банковских счетах моряка на основании судебного постановления, налоговики составили акт, выводы которого представлены ниже:

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Соблюдать максимальную конфиденциальность о крюинговых агентствах, работодателе, заключенных контрактах, банковских счетах.

Контракт, который подписывает моряк в крюинговом агентстве перед отъездом на судно – это не более чем договор сторон о намерениях и не доказывает факта получения моряком этих денег – ведь нередки случаи, когда моряки оставались без зарплаты не смотря на наличие контракта. Поэтому моряк так же можете сказать, что денег не получал.

Крюинговые агентства занимаются подбором кадров и оформлением документов для отправки моряков на судно. Поскольку оплату труда моряков производит работодатель, то крюинговые агентства не располагают никакими финансовыми документами, подтверждающими факт получения моряком денег, оговоренных в контракте.

Сведениями об истинных доходах моряка располагает только компания работодатель, и, в случае, если моряк работает за границей, у налоговой инспекции появляются серьезные сложности с получением информации. Поэтому даже если налоговый орган попытается начислить моряку доход только на основании банковских выписок, то при квалифицированной адвокатской защите, есть все основания отстоять необоснованность доначисления налога и штрафов.

Приведенные здесь меры носят общий характер и могут не учитывать специфику работы каждого в отдельности моряка, особенностей оплаты труда и получения иностранных доходов. Поэтому в отдельных случаях необходим индивидуальный подход и анализ ситуации.

Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.

Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".

2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно - правовых документов:

- Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 147 "Конвенция о минимальных нормах на торговых судах";

- Конвенции МОТ N 179 "Конвенция о найме и трудоустройстве моряков";

- Рекомендации МОТ N 186 "Рекомендация о найме и трудоустройстве моряков";

- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";

- Конвенции МОТ N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков";

- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";

- Международного стандарта ИСО 9004-2 "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - часть 2: "Руководящие указания по услугам";

- Законов Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации", " О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию", "О защите прав потребителей" ;

- Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508, и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным Приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.

3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.

4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

В Требованиях применяются следующие термины и определения.

Организация по найму и трудоустройству моряков - организация, вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.

Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.

Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.

Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.

Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ISO-9004.2).

Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.

Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.

Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.

III. Требования к услугам по найму и трудоустройству

моряков на суда под иностранным флагом

5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:

- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;

- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;

- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;

- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.

6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.

6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:

а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясен и понятен для обеих сторон;

б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс - мажор, а также официальную процедуру связи;

в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;

г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;

д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:

- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;

- полного отражения требований судовладельца и организации;

- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;

- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.

6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.

6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.

6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.

6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:

- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;

- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;

- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.

6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.

6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:

- предшествующая трудовая деятельность;

- личные данные, касающиеся трудовой деятельности;

- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.

Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.

6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.

6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.

6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы, по мере практической возможности, дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.

6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.

6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).

6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:

- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;

- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;

- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.

6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.

Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.

7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.

7.1. Аппарат управления и персонал организации имеют достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.

Перечень нормативно - правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.

7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:

- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;

- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;

- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;

- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;

- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.

8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.

8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.

8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:

- все нанятые или трудоустроенные моряки обязаны иметь необходимую для выполнения соответствующих функций подготовку и уровень компетентности, подтвержденные действительными дипломами и сертификатами, годны по состоянию здоровья в объеме требований Конвенции ИМО 1978/95 гг. "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";

- уточнены и полностью выполняются требования судовладельца в отношении уровня подготовки и компетентности, опыта и особых качеств каждого члена экипажа и, при необходимости, предпринимаются меры по их доподготовке;

- особое внимание уделяется квалификации капитана судна, наличию у него опыта работы на судах определенного типа, подтвержденного соответствующими документами;

- направляемые на судно моряки знают английский язык в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;

- отработана система и соответствующие процедуры контроля выполнения указанных выше требований до отправки моряков на судно. Ведется оценка действий персонала организации по отбору моряков и их доподготовке, с принятием адекватных мер в случае невыполнения этих требований.

8.3. Организация имеет необходимую материально - техническую базу и (или) контакты с учебными заведениями морского транспорта для контроля уровня подготовленности трудоустраиваемых моряков и их доподготовки в случае необходимости.

8.4. Организация уделяет должное внимание оценке уровня подготовленности и, в случае необходимости, доподготовке моряков в вопросах безопасной эксплуатации судна, техники безопасности при выполнении обязанностей на борту, в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды. Проводится инструктаж трудоустроенных моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.

Определены процедуры, позволяющие получать информацию по обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие по вине моряков, направленных организацией на суда. Получаемая информация используется для совершенствования работы в вопросах обеспечения безопасности.

9. Требования к социальной защищенности моряков и членов их семей.

9.1. Генеральный договор организации с судовладельцем предусматривает такие условия труда и социальной защиты моряков, которые соответствуют национальным и международным требованиям и коллективным договорам.

9.2. Организацией заключено соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией труда (при наличии у организации договоров с судовладельцами, не имеющими коллективных договоров с ITF или коллективных договоров с национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).

9.3. Трудовые договоры, заключаемые моряками с судовладельцами через организацию, предусматривают условия труда и социальной защиты, находящиеся в полном соответствии с действующими международно - правовыми нормами, национальным законодательством и коллективными договорами, или должны быть выше по объему и уровню гарантий, предусмотренных в них. Должны быть предусмотрены процедуры поддержки членов экипажей, попавших в затруднительное положение, а также их репатриация, в случае необходимости, за счет судовладельца или организации по найму и трудоустройству.

9.4. При обращении в организацию и в процессе трудоустройства моряки получают полную информацию о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, о всех особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут занимать, о конкретной политике работодателей в вопросах занятости, предоставляется возможность для ознакомления с трудовыми договорами до и после их подписания и для получения копии трудового договора.

9.5. Введен порядок, обеспечивающий, чтобы просьбы о получении информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.

9.6. Введен порядок рассмотрения и принятия необходимых мер по жалобам в отношении деятельности организаций по найму и трудоустройству, условий труда и быта на борту судна, а также порядок доведения жалоб до соответствующих судовладельцев и Службы морского флота.

9.7. На моряков в процессе найма или трудоустройства не возлагаются прямо или косвенно, полностью или частично какие-либо сборы или иные издержки в связи с их наймом или предоставлением работы. (При этом оплата за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с наймом".)

9.8. Организация обеспечивает, чтобы судовладелец или сама организация по найму и трудоустройству осуществляли страхование каждого нанятого моряка на случаи:

- болезни, травмы, ранения, смерти;

- безработицы в результате кораблекрушения;

9.8.1. Организация имеет доступ к страховым экспертам, которые хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.

9.8.2. Страхование оговорено в договоре организации с судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.

Трудовая миграция моряков: проблемы и перспективы

Трудовая миграция, или, как часто называют этот процесс, экспорт рабочей силы, является сложным, многоаспектным вопросом как для государства, так и для граждан, работающих и получающих доходы за рубежом, в том числе и моряков. В мире такой вид использования трудовых ресурсов широко распространен, что определяет необходимость рассмотрения его с социально-экономических позиций как для государства-резидента, так и для самого работника.

По оценке Международной организации по миграции (International Organization for Migration), в мире отмечается около 164 млн рабочих мигрантов, это около 64% от их общего количества работников. Почти 70% трудящихся-мигрантов проживают и работают в странах с высоким уровнем дохода, 29% – в странах со средним доходом и только 3,4% – в странах с низким уровнем дохода. По географическому распределению почти 61% всех мигрантов-рабочих проживают в трех субрегионах: Северная Америка, арабские государства и северная, южная и западная часть Европы.

Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, завкафедрой организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Александра Бровкина, доцент кафедры

Существенный финансовый источник

Ряд государств процессы миграции трудовых ресурсов регулируют в рамках национальной политики. Например, Филиппины, как миграционный донор для мирового рядового состава моряков, реализуют модель управления выездом граждан в другие страны, оценивая положительные государственные экономические аспекты. К этому процессу привлекаются правительственные и неправительственные организации, а также частные агентства занятости: Филиппинское управление по трудоустройству за рубежом (Philippine Agencyon Employment Abroad – POEA) и Управление по благосостоянию рабочих за рубежом (Overseas Workers Welfare Agency – OWWA) и (для постоянных жителей) Комиссия по филиппинцам, проживающим за рубежом (Overseas Filipino Commission – OFC).

Для работы за границей филиппинец должен в обязательном порядке получить разрешение в Управлении по трудоустройству за рубежом, где введена электронная система подготовки документов, на работника оформляется идентификационная карта со всей необходимой информацией, включая его квалификацию. Таким образом, на государственном уровне ведется централизованное администрирование как граждан, которые будут получать зарубежные доходы, так и деятельность лицензированных рекрутских агентств и иностранных работодателей.

Для определенных государств международная трудовая миграция является существенным финансовым источником. Так, для филиппинской экономики она составляет, по разным данным, от 7 до 11% внутреннего валового продукта республики.

Эксперты Всемирного банка оценивают рост денежных переводов за последние десятилетия с 126 млрд в 2000 году до 689 млрд в 2018 году, что отражает только легальные денежные потоки. При этом фактические масштабы глобальных денежных переводов, вероятно, больше. Наибольшие суммы переводов получают Индия, Китай, Мексика и Филиппины (табл. 1).

Таблица 1. Основные страны – получатели денежных переводов, млрд

Трудовая миграция распространилась на различные виды деятельности, однако это особенно характерно для мирового морского транспорта, где наибольшую долю моряков составляют филиппинцы – 400 тыс. из 1,6 млн общей численности мирового плавсостава. При этом более 260 тыс. филиппинских моряков работают на судах иностранных государств, но в последние годы появляется все больше моряков из Вьетнама, Мьянмы и Китая.

Предпринимательская активность организаций, оказывающих услуги по подбору персонала за рубеж, в каждой стране регулируется национальным налоговым законодательством, и пополнение государственного бюджета контролируется инструментами налогового администрирования. Большего внимания требует исследование финансовой отдачи физических лиц в бюджет государства-резидента, т.е. государства, гражданами которого они являются. Например, филиппинские моряки, работающие на судах под иностранным флагом, принесли экономике своей страны в 2010 году 3,8 млрд, а в 2018 году отправили в свою страну 6 млрд в виде денежных переводов.

Российские особенности

По данным Центробанка России, также наблюдается общая положительная динамика зарубежных денежных переводов физических лиц в Российскую Федерацию, за исключением 2020 года в связи с пандемийными ограничениями работы (рис. 1).

Рис. 1. Трансграничные операции физических лиц в Россию, млн


По оценке экспертов, поступление валюты в Россию за счет зарплат моряков составляет до 500 млн в год. Таким образом, трудовая миграция моряков занимает заметный финансовый сегмент.

В РФ установлена система лицензирования деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами России, где определены общие требования относительно наличия у претендента на эту деятельность соответствующих помещений, а также квалификационных характеристик персонала. При этом только для компаний по зарубежному трудоустройству моряков определены отдельные обязанности, среди которых – ведение и поддержание в актуальном состоянии списка трудоустроенных работников, обеспечение доступа к указанному списку лицензирующего органа, которым является Министерство внутренних дел.

Однако точного учета и статистики количества российского плавсостава, работающего у иностранных судовладельцев, нет. Отраслевые эксперты отмечают, что свыше 100 тыс. российских моряков работают за рубежом. Достаточно сложно оценить их реальное количество. Круинговые компании, осуществляющие посреднические услуги по подбору и оформлению плавсостава, обязаны предоставлять информацию о лицах, выезжающих для работы за границу, однако отлаженного механизма контроля корректности подаваемых данных нет. При найме на иностранное судно единственным документом, подтверждающим трудоустройство, является контракт, заключаемый напрямую с судовладельцем. Этот документ, согласно международным требованиям, хранится у судовладельца и моряка, и нет обязательств по направлению его в круинговую компанию или администрации морских портов.

Расширение трудовой миграции в морском судоходстве – объективно развивающийся процесс, объясняющийся многими причинами. Например, для моряков – это незначительная доля судов под российским флагом (российскими судами перевозится не более 4% национальной грузовой базы), существенная разница в заработной плате. Вот и стремится плавсостав на иностранные суда, тем более что уровень подготовки российских моряков в мире признан очень высоким, а потому они везде и широко востребованы.

Выгодный экспорт?

Закономерен вопрос – выгоден ли государству экспорт трудовых ресурсов? Не углубляясь в политические, социальные, нравственные аспекты этой проблемы, рассмотрим финансово-экономическую составляющую. Если укрупненно, возмещение государству при экспорте рабочей силы осуществляется:

• напрямую – налоговые поступления в бюджет от юридических лиц – посредников, организующих подбор, направление, иногда и обучение персонала для работы за рубежом;

• опосредованно – от физических лиц в виде денежных средств, заработанных вне и ввезенных (перечисленных), потраченных в соответствующем государстве.

Возникает вопрос о налогообложении доходов, полученных российскими гражданами за рубежом. В научной литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Согласно российскому налоговому законодательству индивидуальные зарубежные доходы будут являться объектом налогообложения для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. В состав таких доходов включаются:

• дивиденды, проценты и страховые выплаты, полученные от иностранных организаций;

• доходы от сдачи, использования или реализации имущества за рубежом;

• вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, работы или оказания услуг за пределами страны;

• пенсии, пособия, стипендии, полученные по законодательству иностранного государства;

• доходы, полученные от использования за рубежом транспортных средств (морские, речные, воздушные суда; автомобили);

• другие доходы, полученные по результатам деятельности за пределами РФ.

Необходимо учитывать статус российского налогового резидента, который по общему правилу имеют физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается при краткосрочном (менее шести месяцев) выезде за границу для лечения, обучения или выполнения работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, если гражданин работает за пределами России чуть более шести из 12 последовательных месяцев, то он не будет признан российским налоговым резидентом и его зарубежные доходы не подлежат налогообложению. Однако для отдельных видов деятельности этот подход имеет определенные особенности, например для морского транспорта.

По сложившейся практике зарубежные судовладельцы контракты с моряками заключают на четыре месяца с условием возможного их сокращения или продления на один месяц в зависимости от производственной необходимости и процедуры смены экипажа судна. Далее четыре месяца моряк находится на берегу, поэтому по стандартной схеме занятости он работает на иностранном судне 8 месяцев (около 240 дней) в течение 12 месяцев и налоговым резидентом не является, а значит, с его доходов налог на доходы физических лиц не уплачивается. При этом он и его семья проживают в РФ, где и тратят значительную долю полученных зарубежных доходов.

Доходы и расходы

Для укрупненного анализа рассмотрены условия работы экипажа (8 чел.) небольшого морского судна водоизмещением 6800 тонн, грузоподъемностью 3500 тонн. Период работы в течение календарного года – 8 месяцев (2 контракта по 4 месяца), в течение которого выплачивается заработная плата. Ежемесячный фонд оплаты труда составляет $40 000, средняя заработная плата – $5000.

Таким образом, при средней заработной плате $5000 в месяц по укрупненным расчетам моряк за календарный год может получить $40 000, из которых 10% средств, как правило, тратится за пределами РФ, а 90% ($36 000) ежегодно ввозится в Россию, что в рублевом эквиваленте составляет около 2808,0 тыс. руб. (курс обмена – 78 руб. за 1 долл.). Эти средства обеспечивают жизнь семьям моряков, основные направления их использования оцениваются на основе статистических данных домохозяйств, приведенных на рис. 2.

Рис. 2. Ежегодные расходы семьи на основе сложившихся статистических пропорций, тыс. руб. (составлена авторами на основании статистических данных о распределении ресурсов домашних хозяйств)


Расходы моряков являются, с одной стороны, катализатором предпринимательской активности соответствующего бизнеса и прибыльности определенного вида деятельности, а с другой – опосредованно способствуют поступлению в бюджет налоговых доходов.

Действующая открытая статистическая отчетность не позволяет точно установить поступление налогов по представленной детализации, однако для укрупненной оценки можно воспользоваться имеющимися статистическими данными по начисленным налогам и отраслевому обороту реализованной продукции, работам и услугам, что показано в табл. 2.

Таблица 2. Начисленные налоги в бюджетную систему Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2020)

Вид экономической деятельности

Сумма начисленных налогов, млн руб. *

Оборот организаций по видам экономической деятельности, млн руб.**

Доля начисленных налогов в обороте отрасли, %

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

На территориях российского Дальнего Востока, Японии, Южной Кореи, Тайваня завершилась очередная неделя борьбы с нарушениями прав моряков, работающих на судах под удобными флагами. Вновь выявлена масса нарушений.

Самые существенные по-прежнему касаются задержек выплаты заработной платы.

- Сумма задолженности составляет более 80 тысяч долларов. В настоящее время принимаются экстренные меры по выплате заработной платы морякам, - отмечает председатель совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.

Уплыли в оффшор

По неофициальным данным, только на Дальнем Востоке действуют около 300 компаний, чьи суда работают под флагами других государств. Почему они это делают, судовладельцы говорят крайне неохотно: слишком скользкая и сложная тема.

В качестве первостепенной причины называют тяжелое налоговое бремя, которое делает работу под национальным флагом экономически невыгодной. Панама, Камбоджа, Греция, Белиз и еще два с лишним десятка стран предлагают регистрацию судов за небольшие деньги и взимают минимальные налоги.

- Такая причина действительно объективна, - согласен президент Ассоциации дальневосточных капитанов и представитель Международной федерации транспортных рабочих (ITF) во Владивостоке Петр Осичанский.

- К примеру, шведское или норвежское законодательство требует, чтобы плавающий под национальным флагом пароход был на 100 процентов укомплектован национальным экипажем. Но при этом работодателю придется платить зарплату, установленную их собственным профсоюзом, а она превышает минимум, установленный ITF, в два раза. Но даже за такие деньги желающих идти работать на флот немного. Столько заработать в этих странах можно и на берегу. Для них уход под удобный флаг в некотором отношении является вынужденной мерой. В существующих экономических условиях вернуть суда под национальный флаг невозможно, - считает Осичанский. - Поэтому главным становится защита прав моряков.

Поднимая удобный флаг, работодатель фактически уходит от выполнения требований национального трудового законодательства и может сам устанавливать порядки на судне.

Отсюда - невыплата заработанных денег, отсутствие социальных гарантий, страховок на случай болезни, травмы или гибели. Более того, страны, предоставляющие свой флаг, известны своей лояльностью, точнее - безразличием к техническому состоянию регистрируемых кораблей. Этим пользуются владельцы старых, отживших свой век судов.

- Таким образом, - продолжает Петр Осичанский, - жизнь моряка зависит от того, насколько добросовестным является работодатель.

Рабский труд

- На двух судах, стоящих в порту Находка, - двухмесячная задолженность по заработной плате. У моряков нет коллективного договора, страховка от несчастных случаев - забота их самих. Капитан теплохода "Win", к примеру, застрахован всего на десять тысяч рублей. Большая часть экипажа вообще не застрахована. Питаются моряки на четыре доллара в день, этого явно недостаточно. Капитан другого судна - "Khudozhnik Tsyganov" - отказался идти в рейс из-за технического состояния теплохода, возраст которого приближается к 40 годам , - говорит Николай Суханов.

Трагедия далеко не единственная. За последние годы в дальневосточных морях потерпели крушение около десятка судов. Практически все они были в плохом техническом состоянии.

Николай Суханов напоминает и о случаях рабского труда. По версии следствия, на теплоходе SS Ross (флаг Тувалу) в 2011 году получившего травму токаря два месяца заставляли продолжать работу. В медицинской помощи ему отказали. В результате моряк скончался. Было возбуждено уголовное дело. По требованию РПСМ Дальневосточная транспортная прокуратура приняла решение об аресте судна при его очередном заходе в порты России. Но сухогруз сменил название и по-прежнему бороздит моря.

К слову, арест судна является самой действенной мерой влияния на работодателей. Зная, что за малейшую провинность пароход встанет у причальной стенки, они с куда большим вниманием относятся к выполнению минимальных требований, разработанных Международной организацией труда (МОТ).

- Еще несколько лет назад суды отказывали в аресте пароходов, мотивируя это тем, что морякам необходимо обращаться за помощью по месту регистрации судна, то есть в те же Камбоджу или Белиз. Благодаря нашим усилиям ситуация изменилась. И это дает моряку защищенность, уверенность, что он не останется один на один со своей проблемой, - отмечает Осичанский.

Николай Суханов приводит статистику: если в 1999 году по иску ДВРО РПСМ арестовали всего одно судно (флаг Камбоджи), то в 2010-м - шесть ("подфлажники" Камбоджи, Белиза, Маршалловых островов, Панамы). Один арест был уже и в 2013-м. Всего же за эти годы задержали более 60 судов, среди них, между прочим, есть и те, которые ходят под российским флагом.

Свет в конце тоннеля

Но говорить, что удобный флаг - воплощенное зло, не стоит, считает Петр Осичанский. Далеко не все судовладельцы относятся к морякам как к дармовой и бесправной рабочей силе.

Можно говорить также и об улучшении положения моряков в целом.

- Если 18 лет назад, когда я начинал работать представителем ITF во Владивостоке, на большинстве судов-"подфлажников" моряки понятия не имели о трудовых договорах, то сегодня их подписывают практически все. Коллективные договоры теперь тоже не редкость. Имея методы воздействия на работодателя, мы постепенно вынуждаем их выполнять минимальные требования Международной организации труда. Среди главных - заработная плата не менее 1705 долларов и страхование жизни на сумму свыше 100 тысяч. А с 2013 года страховка достигнет 155 тысяч долларов, - замечает Осичанский.

Шхуна "Партнер" под флагом Камбоджи с российскими моряками на борту погибла во время шторма в 2011 году. Экипажу не хватило спасательных средств

Сегодня около 80 процентов экипажей судов-"подфлажников", заходящих в дальневосточные порты, имеют международные договоры на работу.

Особые надежды эксперты возлагают на Конвенцию о труде в морском судоходстве, которая вступает в силу 20 августа 2013 года. Документ, объединивший 70 актов МОТ о трудовых отношениях, устанавливает минимальные требования по всем аспектам условий труда моряков - это занятость, рабочее время и время отдыха, жилые помещения, питание, медицинское и социально-бытовое обслуживание, социальная защита.

Согласно конвенции все суда должны иметь и регулярно подтверждать свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве.

Кроме того, подчеркивают и Осичанский, и Суханов, документ дает право капитану порта задерживать плавсредство, где зафиксировано нарушение, без суда, независимо оттого, какой флаг на нем поднят. Совокупность мер, по их мнению, поставит серьезный заслон недобросовестным работодателям.

Тем временем

Ветеран Апокалипсиса - Перестройка 1985, Чернобыль 1986, Крах СССР 1991, Лихие 90_ые, Дефолт 1998, Миллениум 2000, BSE 2001, Еврозона 2004, H5N1 2007, Кризис 2008, H1N1 2009, Fukushima 2011, Ebola 2014, Covid-19 2020, .

"Подоходный налог в Дании имеет одну из самых высоких ставок не только в Европе, но и во всем мире — 58,5%.
.
Важная отличительная черта данного вида налога — порядок уплаты. В отличие от многих других государств, подоходный налог в Дании полностью уплачивается работником, а на работодателя не возлагается обязанность выступать налоговым агентом для своего работника."
(с)

Так кто из нас двоих >?

Налоги с зарплаты в Дании
Налоговая система Дании одна из самых прозрачных и эффективных в мире. Обязательные вычеты с заработных плат предусмотрены на государственном и муниципальном уровне как для резидентов, так и для нерезидентов, осуществляющих трудовую деятельность на датской территории. Предельная сумма может незначительно варьироваться (в пределах 1–2%) в зависимости от муниципалитета, в котором проживает налогоплательщик.

Подоходный налог в Дании в 2019 году (общие ставки)
Годовой доход от 0 до 50 000 крон – 8%

Годовой доход от 50 000 до 524 282 крон – 40,2%

Годовой доход более 524 282 крон – 56,5%

Структура налогов с зарплаты в Дании
Государственные налоги – 11,15% (базовая ставка) и 15%, если годовой доход выше 498 900 крон

Муниципальные налоги – 24,91% (в среднем)

Налог на рынок труда – 8%

Есть еще церковный, на ынок труда.

Так что узнай в своих многочисленных датских знакомых от чего они освобождены.

Ветеран Апокалипсиса - Перестройка 1985, Чернобыль 1986, Крах СССР 1991, Лихие 90_ые, Дефолт 1998, Миллениум 2000, BSE 2001, Еврозона 2004, H5N1 2007, Кризис 2008, H1N1 2009, Fukushima 2011, Ebola 2014, Covid-19 2020, .

Датчане только под DIS действительно освобождены от налогов в Дании, и как следует из статьи с 17 года и датские офшорники.

– Arbeitnehmer auf Schiffen unter Dis erhalten Nettolöhne und zahlen daher keine Einkommensteuer an den dänischen Staat.
перевод: моряки под ДИС ,получают нетто зарплату, у поэтому не платят налог в Дании.

Во халява у них там

Ветеран Апокалипсиса - Перестройка 1985, Чернобыль 1986, Крах СССР 1991, Лихие 90_ые, Дефолт 1998, Миллениум 2000, BSE 2001, Еврозона 2004, H5N1 2007, Кризис 2008, H1N1 2009, Fukushima 2011, Ebola 2014, Covid-19 2020, .

Да ,это переводится как налог на доходы (все),
Как то у меня в голове не укладывается, если они освобождены от гос. налога на доходы ,то почему они должны тогда какието муниципальные и тд. налоги платить, мож это социалка,которая с налогами не связана .

В налоговых законодательствах стран ЕС есть нюансы о которых мы с вами не узнаем из интернета и даже от моряков-граждан конкретных стран.На моем примере, я работал на Бельгийскую компанию и платил налоги в Бельгии. Ради любопытства прочел налоговое законодательство и обнаружил один нюанс,нашел фирму в Бельгии которая занималась возвратом налогов моряков.Подоходный налог составлял больше 30%,не помню точно,и иногда я почти все возвращал.Почему иногда,если в течение фискального года я работал в офшорной зоне,500 метров от вышек и т.д, то потом за эти дни мне возвращали деньги.А в год набегало и по 90 дней. Бельгийцы этим даже не заморачивались,они то декларации сами заполняли, а за меня фирма.И даже когда я им показал сумму возврата они не могли понять как это возможно,я наверное обманываю налоговую.Лишь единицы потом сделали так же.Суть в том,что даже фирмы помогающие заполнить декларации и вернуть побольше денег,не знают тонкостей в работе моряков в офшоре.
Причем до этого я консультировался еше с одной известной в Бельгии фирмой, но те сказали это невозможно.

sergeykiev
Ну в принципе они освобождены от налога , но не от страховок. Тут все немного неправильно переводят. То есть где то на 10%-20% получают нетто больше чем другие граждане.

vampire
Английский флаг это не английская територия и уж тем более в налоговом законодательстве.
Вам платили как фрилансеру или частному предпринимателю.

Вы ошибаетесь.Эта фирма не просто подавала декларацию в инете,а подавала изначально через налоговую на месте.При этом от меня требовались доказательства,о чем налоговая попросила фирму.А именно,справка о плавании,где я записывал о месте работы,что именно делал,какая работа и т.д.Также были копии с судового журнала,где прописано на каком oil field я работал,естественно прописка с сименс бук и т.д,я посылал иногда до 90 копий.А вот один наш человек решил то же самое сделать через голландскую фирму и его поймали на второй год,первый прокатил,там была ошибка,я видел эту декларацию.За меня успешно подавали 7 лет.

cecmeridian
Да нет ни какой ошибки. Ваша фирма забрасывала налоговый департамент всяким бредом. Клерку было лень разбираться и он акцептировал все как есть . Вот и вся разгадка.
Я купил дом у человека желающего декларации и до сих пор с ней в контакте , а так же мой сосед занимается тем же самым. Это все стратегия и иногда даже знакомства и взятки ( пардон) . Вот вы сядете и сделаете все как делала фирма в прошлом году , точь в точь , но сам. Даю 95% , что не прокатит )))

Да у них там этих налогов,куча оказывается, я чёт запутался сам уже

В том и дело что клерк заинтересовался,откуда такой большой возврат,поэтому и требовали с меня кучу бумаг. На протяжении 7 лет. Но если по вашему в налогой сидят дураки и лентяи, то "обманом стало быть нам жить с руки".
Сам я декларацию заполнять не мог,потому как являлся non-resident.

cecmeridian
Клерк от вас ни чего не требует , если вы конечно не кто то уж совсем особенный там Месси или Рональдо. Клерку пофиг. Есть подтверждающие документы , он акцентирует энную сумму , нет так нет. Резидент вы или не резидент вообще пофиг , ни кто вам запретить делать декларацию самому не может. Нет такой графы.
С вас требовала фирма заполнявшая декларацию. А с этой фирмой общался клерк.
Если вообще общался.
Я первый раз вообще слышу , что клетки что то выясняют . Выясняет вы , если где то не согласны и выясняет через суд . Ссылка тут была.

Повторюсь,клерк требовал, после того как увидел большой возврат по налогам.Изначально все было оформлено в декларации без приложенных копий,бумаг и т.д.
.Для электронной подачи у меня не было какого то электронного ИД, что то в этом духе.

cecmeridian
Мы наверно о разных клерках говорим.
Повторю , клерк , который сидит в налоговом департаменте ни чего не требует и ни кому не звонит. Как он может увидеть что то вдруг , если это он непосредственно и решает " сколько" .
Это как судья который вдруг увидел вынесенный собой приговор или продавец картошки вдруг увидел цену на свою картошку , а потом интересуется у покупателей , "а что это за цена такая , почему? ". Вот именно так это для меня звучит .

Он не решает сколько.При оформлении декларации я мог увидеть какая примерно сумма причитается в качестве возврата.Эту же сумму увидел клерк в офисе.Я не знаю как работают люди в налоговой и что то отслеживают по их мнению интересное.Но меня попросили прислать "evidence".
Дома мне тоже звонил клерк, надо было прийти в свою налоговую по месту и подтвердить, что в Бельгии платил налог. А я не Месси и даже не Дзюба.

Allojd
То есть , если вы не итальянский резидент , то за те дни , что ваше судно не находится в Италий вы не платите налогов в Италий ? Я правильно понимаю ?

Читайте также: