Налог для домашнего персонала

Обновлено: 16.05.2024

Есть несколько способов оформить сотрудников и снизить затраты на оплату труда. Вместо трудового договора заключать договоры ГПХ или привлекать самозанятых. Арендовать работников у другой фирмы. Платить серую зарплату или вообще не оформлять работников официально. Разбираемся, сколько стоит такая экономия и как уменьшить риски.

Рассказываем в статье

Выплаты при разных схемах

По договору гражданско-правового характера не придется платить отпускные, 3 первых дня больничного, сверхурочные, взносы на соцстрахование — 2,9%, травматизм — 0,2%. Не нужно оценивать рабочее место по СОУТ. Субъекты МСП платят еще меньше — читайте в статье. У самозанятого не надо удерживать НДФЛ и платить за него взносы. А черная зарплата без оформления работника еще выгоднее. Но надо учитывать и риски.

Прикинем затраты на сотрудника при разных схемах работы. Во всех случаях он получит на руки 30 тысяч рублей.

Ваши расходыВ том числе
Черная зарплата31 915Затраты на обналичку 6‑15%
Трудовой договор44 897НДФЛ 13%
Взносы 30,2%
ГПХ43 828НДФЛ 13%
Взносы 27,1%
Самозанятый31 915НПД 6%
Аутстаффингдоговорные

Способ 1. Работа всерую

Но это риски. По жалобе работника в инспекцию труда или прокуратуру оштрафуют за неоформление трудового договора. 5-10 тысяч рублей — штраф для ИП, 50-100 тысяч — для организаций.

По иску работника суд обяжет заключить трудовой договор, внести запись в трудовую книжку, выплатить отпускные, уплатить НДФЛ и страховые взносы. А если сумма неуплаченных налогов будет выше 2,7 млн рублей, могут привлечь к уголовной ответственности.

Снизить риски сложно.

Способ 2. Трудовой договор

При оформлении сотрудника на работу по трудовому договору можно схитрить. Им устанавливают оклад в размере МРОТ, а остальное доплачивают премиями. Премию платят за результат работ. Когда нет результата, как в коронавирусные нерабочие дни, нет премии.

Чтобы не тратить время на ознакомление работников с приказами о премиях, отпусках или инструкциями, автоматизируйте кадровый документооборот в СБИС.

Риски

Налоговая может не принять расходы на премирование. И доначислить налог на прибыль.

Как уменьшить

Точнее формулируйте условия о премировании.

Способ 3. Гражданско-правовой договор

Есть трудовые договоры с приказами о приеме и записью в трудовую книжку. А есть договоры на оказание услуг или выполнение работ. Их еще называют договорами

На такие договоры не распространяется Трудовой кодекс. Поэтому вам не придется оплачивать отпуск, больничный, сдавать СЗВ-ТД в Пенсионный фонд. Платить можно меньше МРОТ и не 2 раза в месяц, а реже. С сотрудником можно расстаться в любой момент, главное — пропишите порядок расторжения в ГПХ договоре.

ГПХ-договор могут переквалифицировать в трудовой по жалобе сотрудника. Инспекция труда оштрафует организацию на 50-100 тысяч рублей за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Суд может признать отношения трудовыми, взыскать отпускные или восстановить на работе уволенного.

Как снизить риски

  • Не переводите массово. Не правильно за 1 месяц уволить всех сотрудников и заключить с ними договоры ГПХ. Лучше увольнять в течение года или заключать только с новичками.
  • Не используйте в договоре формулировки из Трудового кодекса: работник, должность, прием на работу, увольнение, зарплата. Правильнее — исполнитель, объем и результат работ, заключение договора, расторжение, вознаграждение.
  • Не устанавливайте сотруднику режим работы.
  • Конкретизируйте объем услуг. Не просто бухгалтерские услуги, а количество отчетов. Не просто грузчик, а разгрузка 10 фур.
  • Платите 1 раз в месяц. Выплаты 2 раза в месяц слишком похожи на аванс и зарплату.
  • На каждую выплату подписывайте с сотрудником Акт оказанных услуг. Акты можно подписывать с мобильного телефона, если выпустить электронные подписи для внутреннего электронного документооборота.

Заключение договора в СБИС

Способ 4. Договор с самозанятым

С плательщиком налога на профессиональный доход мы заключаем договор ГПХ, подписываем акты и производим оплату на сумму, указанную в акте. За него не надо платить взносы и удерживать НДФЛ. Он уплачивает налог 6% и присылает нам чек.

Налоговая доначислит НДФЛ и взносы, если сотрудник менее 2 лет назад работал в этой фирме по трудовому договору. Или по договору ГПХ, который ФНС переквалифицировала в трудовой. Подобные нарушения выявляют редко, при выездных налоговых проверках.

НДФЛ и взносы доначислят, если сотрудник перестал быть самозанятым или его доход превысил 2,4 млн рублей. Доначисляют на оплаты, полученные после утраты права на применение НПД.

Как уменьшить риск

Проверяйте статус самозанятого на момент выплаты. Это можно сделать на сайте налоговой. А скоро будет автоматизировано в СБИС Проверка сотрудников.

Способ 5. Аутстаффинг

Работников не включают в свой штат, а берут в аренду у другой фирмы по договору на оказание услуг или подряда. Это называется аутстаффинг или аутсорсинг. Это распространено для клининговых услуг, бухгалтерских, перевозок.

Можно нанимать Индивидуальных предпринимателей. Например, заключать не трудовой договор с директором, а договор на услуги с Управляющим индивидуальным предпринимателем.

При этом способе не надо платить НДФЛ, взносы. А затраты по договору принимать в расходы для уменьшения других налогов.

Риски

Налоговая переквалифицирует отношения в трудовые и доначислит НДФЛ, взносы, НДС или УСН. Если у фирмы-подрядчика нет расходов, характерных для ведения бизнеса. Нет компьютеров для работников, автомобилей для водителей. Нет других заказчиков услуг. Читайте подробнее в статье.

Проверяющим не понравится, когда ИП получают оплату без актов оказанных услуг, ездят в командировки по служебным заданиям, подписывают авансовые отчеты. В деле А70-11827/2017 фирма проиграла 26 млн рублей НДФЛ и НДС.

Как уменьшить

Разделяйте работников в штате и на подряде. Выдавайте пропуска не просто Ивановой, а сотруднику подрядчика Ивановой. Составляйте подробные акты оказанных услуг.

Собирайте документы, подтверждающие наличие ресурсов у фирмы-подрядчика. Это могут быть копии штатного расписания, документы на автомобили для водителей для перевозчиков. Договоры поставки на уборочный инвентарь для клининга.

Проверку подрядчиков можно автоматизировать. В 1 окне СБИС Все о компаниях смотрите численность работников, стоимость активов и судебные споры.

Организовать бизнес на дому можно в нескольких случаях. Простой вариант — когда квартиру не нужно переделывать и получать дополнительные лицензии. Сложный вариант — когда потребуется перевод квартиры в нежилое помещение

Фото: Stock Rocket/shutterstock

В последнее время растет популярность бизнесов на дому. Каждый хоть раз в жизни стригся у мастера дома или покупал десерты из домашней кондитерской. Преимущества такого предпринимательства — экономия ресурсов, поскольку не надо тратить время на дорогу до салона и деньги на аренду помещения. Для потребителя подобные услуги тоже обычно дешевле.

Но бизнес на дому можно организовать далеко не всегда. В одних случаях потребуются специальные разрешения, в других — придется переводить квартиру в нежилое помещение, покупать оборудование и делать отдельный вход. Вместе с юристами рассказываем, что можно делать в квартире, а что нельзя.

Что можно делать в квартире

В квартире можно организовать небольшой бизнес — например, готовить десерты на заказ, шить одежду или собирать букеты. На дому разрешено оказывать услуги в сфере красоты (маникюр, парикмахерские услуги и другие). Для этого не потребуется переводить квартиру в нежилое помещение, рассказала юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова.

Квартиру можно использовать для профессиональной, научной и творческой деятельности. Организовать домашний офис могут программисты, дизайнеры или юристы — в законе нет ограничений. Например, адвокат может разместить свой кабинет в жилом помещении, которое принадлежит ему или членам его семьи, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого

Тем, кто хочет начать вести бизнес в квартире, нельзя забывать, что эта деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. Платить налоги и делать отчисления в пенсионный фонд обязательно, напомнила Софья Волкова.

Бизнес с переводом квартиры в нежилое помещение

Не всеми видами предпринимательской деятельности получится заниматься в квартире. Если косметологические услуги мастер может оказывать на дому, то открыть салон красоты или массажный кабинет в квартире уже не получится. Для этого потребуется перевести помещение в нежилое и получить лицензию, уточнила частнопрактикующий юрист Наталья Тарасова.

То же самое касается полноценных кондитерской и ателье, кафе, частного детсада или кухни по приготовлению еды на заказ. Для этого также необходимо перевести квартиру в нежилое помещение с отдельным входом и собственной системой вентиляции.

В некоторых случаях для организации бизнеса потребуется перевод квартиры в статус нежилого помещения

В некоторых случаях для организации бизнеса потребуется перевод квартиры в статус нежилого помещения (Фото: Drevs/shutterstock)

Перевод жилого помещения в нежилое

Перевод жилого помещения в нежилое возможен не всегда. Он допускается, только если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также нежилое помещение должно иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам.

Кроме того, для перевода квартиры в нежилое помещение потребуется получить согласие собственников примыкающих помещений и заручиться большинством голосов на собрании собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в доме.

Что под запретом

Сложнее всего тому, кто хочет начать в квартире свое производство — делать этого нельзя. В жилых помещениях запрещено открывать крупное производство и устанавливать оборудование, которое будет мешать соседям и превышать допустимый уровень шума и вибрации, отметила Софья Волкова.

Также в жилых помещениях запрещается размещение приютов для животных. Хотя закон не устанавливает ограничение по количеству домашних животных, которых можно содержать в квартире, к приютам для животных установлены специальные требования. Они должны быть размещены в специально предназначенных для этого зданиях, строениях и сооружениях.

В жилых помещениях запрещено устанавливать шумное и опасное промышленное оборудование

В жилых помещениях запрещено устанавливать шумное и опасное промышленное оборудование (Фото: Bas van der Pluijm/shutterstock)

Резюме

Если вы хотите использовать свою квартиру для ведения небольшого бизнеса, следует соблюдать несколько правил:

Самозанятость как новое социальное, экономическое и правовое явление – одна из наиболее обсуждаемых сейчас проблем. Эксперты прогнозируют, что количество самозанятых граждан к концу года вырастет с 850 тысяч до 1,5 млн.

Кто такие самозанятые и чем они отличаются от индивидуальных предпринимателей?

Прежде всего необходимо определить, какую часть населения можно отнести к самозанятым. И уже тут возникает проблема: единства мнений по этому вопросу нет. Если брать во внимание п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, то самозанятыми являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд.

Возникает вопрос: чем отличается индивидуальный предприниматель, который не состоит ни с кем в трудовых правоотношениях, от самозанятого лица? Однозначный ответ на данный вопрос дать невозможно, поскольку самозанятые – это особая категория налогоплательщиков, которая включает в себя в том числе индивидуальных предпринимателей при соблюдении ими ряда условий.

Особенностью правового режима налогообложения самозанятых граждан является то, что физлица и ИП, которые переходят на него, могут платить только налог на профессиональный доход по льготной ставке – 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без риска назначения штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность.

Можно совмещать осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с самозанятостью при соблюдении определенных законом условий. Но физлицо, будучи одновременно ИП и самозанятым, не может использовать сразу два налоговых режима – новый и другие специальные режимы, такие как УСН, ЕНВД и ЕСХН.

Преимущества и нюансы нового налогового режима

Самозанятый должен быть внимателен к нюансам. Он не может нанимать персонал и применять параллельно другие специальные налоговые режимы. Права самозанятого не защищены в рамках трудового законодательства: компания вправе отказаться от договора с ним в любое время, и он не может рассчитывать на охрану труда, оплату больничных и отпусков.

Однако самозанятось имеет и безусловные преимущества.

Особенности работы самозанятых в условиях пандемии: дополнительные преимущества

В нынешней эпидемиологической обстановке у самозанятых есть несколько неоспоримых преимуществ.

Во-вторых, в то время как налогоплательщики в условиях распространения коронавируса не освобождены от уплаты налогов – им предоставлена лишь отсрочка, самозанятые граждане, не осуществляющие деятельность во время пандемии, не должны будут уплачивать налог ввиду отсутствия прибыли. Иными словами, если дохода в течение налогового периода нет, то нет и обязанности по уплате обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медпомощь.

В-третьих, работодатели понимают: завтра режим самоизоляции из-за пандемии могут ввести повторно, а это означает, что компании недополучат доходы. В случае сокращения штата или численности работников сообщить об этом придется за 2 месяца. Увольнение работников повлечет дополнительные расходы: работодатель должен будет выплатить им выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск и до трех средних заработков. В таких условиях выгоднее сотрудничать с самозанятыми, чем набирать сотрудников в штат.

Схема работы самозанятого: особенности регистрации и документооборота

Когда клиент расплатится, самозанятый в приложении должен заявить о поступлении денежных средств как о доходе. Тут же, в приложении, формируется ссылка на чек – его надо передать клиенту. Передать чек можно любыми способами:

Самозанятый сам решает, какой чек выдать – электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать бумажный чек, если уже получил электронный.

3. Счета и карты для получения платежей от клиентов

Закон прямо не предусматривает обязанности самозанятого гражданина по открытию специальных банковских счетов или иному разделению категорий поступающих платежей. Так, в Информационном письме от 19 декабря 2019 г. № ИН-014-12/94 Центральный банк РФ разъяснил: принимая во внимание, что в Федеральном законе № 422-ФЗ не установлена необходимость использования физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, конкретных видов банковских счетов, использование ими своих текущих счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ.

Однако во избежание проблем с банком клиенту целесообразно при открытии счета сообщить о том, что он является самозанятым. Если же счет открывается до регистрации, уведомить об этом банк можно позже. При этом с точки зрения здравого смысла на одном счете нежелательно смешивать доходы от профессиональной деятельности и обычные платежи. Значит, нужно как-то отмечать переводы, связанные с профессиональной деятельностью, с доходов от которой уплачивается налог, либо все-таки заводить для платежей клиентов отдельный счет, чтобы у банка не возникали вопросы и чтобы не нарваться на блокировку счета и отказ в обслуживании. Также рекомендуется заключать договоры с клиентами, особенно с юрлицами, и формировать чеки по каждой операции. Если операция вызовет сомнения у налоговой или банка, то вы сможете предоставить подтверждающие документы.

Риски организаций, сотрудничающих с самозанятыми, и рекомендации им

А граждан – за то, что не зарегистрировались в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Как избежать доначисления налогов и штрафов?

Так, п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работодателем и работником. Работодателя могут оштрафовать: как организацию – на сумму от 50 до 100 тыс. руб., как должностное лицо – на сумму от 10 до 20 тыс. руб.

Налоговый орган также может доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались на протяжении всего периода взаимодействия по переквалифицированному договору с самозанятым. Причем не с момента, когда произошла переквалификация, а с даты заключения договора. Это существенный финансовый риск. А если сумма неуплаченных налогов и сборов окажется крупной, то может встать вопрос и об уголовной ответственности.

Самозанятый гражданин, договор с которым переквалифицировали в трудовой, имеет право обратиться к работодателю со своими финансовыми требованиями – об оплате больничных, отпусков и перечислении прочих выплат, которые он имел право получать как сотрудник, но не получал, потому что был заключен гражданско-правовой договор.

Чтобы минимизировать подобные риски, необходимо быть внимательным к существенным условиям гражданско-правового договора, заключаемого с самозанятым гражданином. Важны как его форма, так и содержание. У заказчика (компании или ИП) и самозанятого взаимоотношения могут быть только гражданские. В договоре недопустимы расплывчатые формулировки трудовых функций, задачи должны быть прописаны четко. Конкретизируются: задание, результат и процесс работы (мини-регламент).

При заключении договора нужно учесть, что самозанятый не может:

  • принимать участие в непрерывном технологическом процессе;
  • выполнять трудовую функцию или требования должностной инструкции;
  • подчиняться трудовому режиму; время работы самозанятый определяет сам, в договоре указываются только сроки начала и окончания работ;
  • числиться в табеле учета рабочего времени;
  • получать аванс и зарплату регулярно – дважды в месяц, как штатные сотрудники;
  • претендовать на соцпакет и социальные гарантии – согласовывать отпуска, получать материальную помощь, выплаты по больничному листу и иные компенсации.

Договор, удовлетворяющий одному из перечисленных признаков, может быть переквалифицирован в трудовой договор с применением вышеназванных последствий. Избежать их организации помогут надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие специфику взаимоотношений с самозанятым:

может ли ип нанимать работников

Кадры – один из главных ресурсов любого бизнеса. Часто индивидуальные предприниматели начинают деятельность самостоятельно, без привлечения работников. Но если говорить о настоящем предпринимательском успехе, то добиться его в одиночку очень сложно. Может ли ИП нанимать работников? Есть ли здесь какие-то ограничения?

Кто может быть работодателем

Работодателями в трудовых отношениях могут быть как юридические, так и физические лица. Причём, Трудовой кодекс различает обычное физическое лицо и индивидуального предпринимателя, наделяя их разными правами и обязанностями.

В 2021 году ответ на этот вопрос, конечно, положительный. Принимая сотрудника на работу в ИП, предприниматель несёт те же самые обязанности работодателя, что и организация, за небольшим исключением. Например, выплачивать компенсацию по сокращению штата обязаны только работодатели-юридические лица.


Обязанности работодателя

Знать про обязанности работодателя желательно еще до того, как ИП принять на работу сотрудника. Трудовое законодательство РФ достаточно жёсткое и больше направлено на защиту работников, чем на интересы бизнеса.

ИП с наёмными работниками должен:

  • заключить письменный трудовой договор;
  • довести до работника информацию о его должностных обязанностях и ознакомить с локальными трудовыми актами;
  • создать безопасное рабочее место и обеспечить работника всем необходимым для выполнения трудовой функции;
  • выплачивать заработную плату не реже двух раз в месяц;
  • за свой счёт перечислять страховые взносы за работника и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • своевременно удерживать НДФЛ с зарплаты и других выплат персоналу и перечислять налог в бюджет;
  • сдавать отчётность по работникам в ИФНС и фонды;
  • вести кадровую документацию.

Чтобы снизить административную и финансовую нагрузку, некоторые ИП с работниками стремятся вместо трудового договора заключать договор ГПХ. По такому договору отношения сторон переходят из трудовых в гражданско-правовую плоскость.

Заказчик в этом случае платит за исполнителя меньше страховых взносов, не оформляет выплаты по временной нетрудоспособности и материнству, не оплачивает отпуск, не обязан создавать условия труда и т.д. Иногда это действительно оправдано. Например, вам в бизнесе требуется какая-то разовая услуга или определённый объём работ. Найм работника в штат в этом случае необязателен.

Но учитывайте, что госорганы (ИФНС, фонды, трудовая инспекция) будут тщательно проверять, были ли у вас основания заключить договор ГПХ. В статье 5.27 КоАП РФ есть даже специальная санкция за заключение гражданско-правового договора при наличии фактических трудовых отношений. Для ИП это штраф на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Сколько работников может быть у предпринимателя

Сколько человек разрешено нанимать ИП с работниками в 2021 году? На этот вопрос можно получить очень разные ответы, чаще всего называют 100 человек. На самом деле ограничения по количеству работников связаны не с организационно-правовой формой работодателя (ИП или ООО), а с выбранным налоговым режимом.

Если предприниматель работает на УСН, то нанимать он может не больше 100 человек. На ПСН ограничения ещё жестче - не более 15 работников по среднесписочной численности. Рыболовецкие производства на ЕСХН могут принять до 300 человек. А для тех, кто выбрал общую систему налогообложения, ограничений по персоналу нет, поэтому теоретически среднесписочная численность у ИП с работниками может быть любой.

Кроме того, если предприниматель претендует на государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, то количество работников тоже имеет значение. Микропредприятие может иметь не более 15 сотрудников, малое предприятие - не более 100 человек, а численность среднего предприятия не должна превышать 250 работников.

Сдача отчётности онлайн

Надо ли оформлять на работу родственников ИП

Должен ли предприниматель оформлять договор, если у него работают родственники? Здесь всё зависит от характера отношений. Понятия семейного бизнеса для ИП нет, даже если речь идет о супругах, имеющих общий бюджет.

Если это действительно нерегулярная помощь, за которую предприниматель не платит, то здесь можно применять статью 37 Конституции РФ. Согласно этой норме каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, в том числе, оказывать кому-то услуги или выполнять работы безвозмездно.

Но чаще всего под якобы безвозмездной помощью родственников скрываются всё-таки трудовые отношения, имеющие регулярный характер, предполагающие выполнение конкретных обязанностей и получение определённого вознаграждения.

Даже если вы заключите письменный договор безвозмездного оказания услуг, решать, есть ли здесь признаки трудовых отношений, будет суд. ФНС и Роструд при обнаружении неоформленного работника, конечно, настаивают на том, что это нарушение трудового законодательства и прав самого сотрудника. Положительная судебная практика по вопросу привлечения к ответственности работодателя-ИП имеется, но разбирательство в суде будет очень тщательным.

В качестве примера можно привести постановление Нижегородского областного суда от 05.03.2013 по делу N 7-133/2013. Предпринимателя попытались оштрафовать за привлечение к труду родственника-иностранного гражданина уже только по факту его нахождения в помещении, арендованном ИП. Причём, добиться отмены штрафа удалось лишь во второй судебной инстанции.

Таким образом, деятельность ИП с работниками, которые являются его родственниками, тоже подпадает под нормы трудового законодательства. Кроме того, не забывайте, что неоформленный вами родственник не будет иметь трудового стажа и пенсионных накоплений. Будете ли вы за свой счет содержать его в пожилом возрасте? Не лучше ли заключить трудовой договор и обеспечить ему получение пенсии?

Как оформить работника ИП

А теперь краткая инструкция о том, как ИП принять на работу сотрудника. Оформление работника в 2021 году происходит по нормам Трудового кодекса.

Читайте также: