Мой налог не приходит смс

Обновлено: 28.04.2024

Я работаю в Markswebb UX-исследователем по направлению финтеха. По итогу 2019 года мы поняли, что сервисы для самозанятых будут активно развиваться и возможно станут для банков must have. Во-первых, с 2020 года государство расширило список регионов с режимом самозанятых с 4 до 23, а во-вторых, такой сервис отлично вписывается в концепцию экосистемы, которую многие банки сейчас развивают.

Для меня лично эта тема тоже очень актуальна. В свободное от исследований время я подрабатываю догситтером: беру собак (и кошек) жить к себе и забочусь о них на время отъезда хозяев за небольшую плату. Регистрировать из-за этого ИП не имеет смысла: заработок в год меньше, чем страховые и пенсионные взносы, подавать декларацию из-за небольших сумм не хочется. Самое простое и выгодное решение — зарегистрироваться в качестве самозанятой и платить налог 4% вместо 13%.

Я прошла путь от регистрации самозанятости до оплаты первого налога, проанализировала все этапы с позиции клиента и исследователя Markswebb. Если интересно проследить весь путь — читайте по порядку. Если времени на погружение нет, можно проскроллить сразу к рекомендациям, которые я подготовила по результатам анализа.

Что вызвало фрустрацию:

  • Неудачная подача информации: 7 страниц текста, в котором сложно ориентироваться.
  • Неясно, чем статус самозанятого лучше работы вчерную или кому полезно поменять статус ИП на самозанятого. Намеки на это есть (например, указание размера налога), но нет четкого позиционирования на целевую группу, тексты формальные бюрократические.

Что было хорошо:

  • Можно выбирать несколько видов деятельности, есть поиск.
  • Подробно описаны условия подключения.
  • Есть экран с подтверждением данных: можно все перепроверить.
  • На экране успеха есть информация о сроке постановки на учет.
  • Приятно, что в SMS поздравляют и дарят бесплатный пакет услуг.

Что вызвало фрустрацию:

Еще через несколько дней получила другой заказ и оплату наличными, случайно выставила чек не на ту сумму. Отозвала чек и выставила правильный. Видимо, до этого ошибка была из-за прошедшей даты.

Что было хорошо:

Что вызвало фрустрацию:

Подождав до 12 января (по описанию условий, сумма налога должна появляться после 12 числа следующего месяца), я проверила приложение: налог не появился. Забеспокоилась, почему и что делать. На сайте нашла информацию, что сумма налога должна быть не менее 100 рублей. На самом деле, в приложении в описании условий эта информация также была, но спрятана среди 7 страниц текста. Непонятно, что делать – ждать следующего месяца? Не будет ли штрафа за просрочку?

Что было хорошо: можно оплатить квитанцию по QR-коду.

Что вызвало фрустрацию:

С учетом роста количества самозанятых и экосистемного подхода в банковской среде, сервис для самозанятых скоро может стать must have для банковского приложения. В результате эксперимента я собрала несколько рекомендаций, которые помогут банку создать удобный и понятный сервис для самозанятых.

2. Сервис должен быть расположен в логичном месте, чтобы его легко было найти: например, в витрине новых продуктов. О запуске регистрации самозанятых можно дополнительно сообщить в виде рекламного баннера (который можно убрать, чтобы не мешался) или подсветить в списке цветом.

3. В информации о режиме самозанятости должны быть четко описаны выгоды статуса: почему самозанятым быть выгоднее, чем вообще не платить налоги, в каком случае быть самозанятым выгоднее, чем регистрировать ИП.

4. Описание условий должно быть структурированным и однозначным: например, если счет на оплату налога выставляется в стороннем сервисе и для оплаты нужно переходить на сайт налоговой, это должно быть сформулировано именно так.

5. Подключение дополнительных услуг должно происходить в авторизованной зоне приложения, чтобы пользователю не приходилось вводить личные данные (номер телефона, e-mail и другие) вне авторизованной зоны. Это повышает доверие к банку и упрощает процесс для клиента: он видит предзаполненные поля, может при необходимости отредактировать данные и подтвердить.

6. Информация о нюансах сервиса должна быть не только в общем документе с описанием условий, но и появляться контекстно в процессе использования сервиса: например, информация о минимальной сумме налога 100 рублей должна появиться в разделе с налогами, если они не начислены по этой причине.



Затем нужно открыть приложение и согласиться на обработку персональных данных.

Шаг 2. Согласиться на обработку персональных данных


Затем нужно дать согласие на обработку персональных данных и принять правила приложения. Без согласия на обработку персональных данных оформить самозанятость не получится.


В приложение нужно вводить персональные данные: номер телефона, фамилию, имя, паспортные данные. И в соглашении пользователь дает налоговой право эти данные собирать, хранить и передавать другим государственным органам.



Затем появится экран, на котором можно будет выбрать способ регистрации.

Шаг 3. Оформить самозанятость через Госуслуги или по паспорту


Разберем все три способа.


Затем нужно выбрать регион, в котором будет работать самозанятый, и отсканировать паспорт:



Процедура несложная, но еще проще оформить самозанятость через Госуслуги или личный кабинет на сайте налоговой: не нужно будет сканировать паспорт и фотографироваться.

Через портал Госуслуг. Сначала нужно создать учетную запись на портале Госуслуг, если ее еще нет. Для этого понадобится номер телефона, СНИЛС и паспорт. Затем запись нужно будет подтвердить: прийти с паспортом и тем же номером телефона в любой МФЦ и сказать, что хотите подтвердить учетную запись на Госуслугах.


Нужно ввести логин и пароль от Госуслуг, подождать ответ от сервера 5-15 секунд и ввести номер телефона


Через ЛК физического лица — это оформление самозанятости на сайте налоговой. Логин и пароль для этого кабинета можно получить в любой налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Логин и пароль в налоговой могут получить и иностранные граждане, поэтому им подходит регистрация самозанятости через ЛК физического лица.

Процесс регистрации почти не отличается от оформления самозанятости через Госуслуги: нужно войти в личный кабинет налогоплательщика, подождать, ввести номер телефона и код.



Если у пользователя есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах или логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика, проще оформлять самозанятость через них. Если же нет, подойдет регистрация по паспорту — это будет быстрее, чем идти в МФЦ или налоговую.

Самозанятость можно оформить без приложения

Есть способ оформить самозанятость без приложения — зарегистрироваться через личный кабинет налогоплательщика НПД. Но для регистрации понадобится логин и пароль с сайта налоговой, который можно получить лично в налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Для физических лиц на этом всё, а ИП после регистрации в качестве самозанятого нужно будет подать в налоговую уведомление об отказе от другого специального налогового режима, например упрощенки. Подробнее об этом мы рассказывали в другой статье.

Как ИП перейти на самозанятость

Сервис Модульбанка для работы с самозанятыми

Автоматическое формирование чеков, защита от штрафов и проверка надежности подрядчиков


Всем выйти из сумрака! Как легализовать свой доход репетитору? Как не попасться налоговой? Все очень просто, надо быть самозанятым! Учу работать в приложении и рассказываю нюансы работы с нпд. Когда самозанятость в радость!

Будучи репетитором, я поняла, рано или поздно наступает момент, когда надо-таки выходить из тени и переходить на самозанятость. А уж когда один из сервисов, с которыми я работаю, выдвинул условия: или самозанятость или фиг тебе, а не деньги, решение было принято молниеносно — я зарегистрировалась, как самозанятая через приложение "Мой налог". И сделать это у меня получилось очень быстро, буквально в пару кликов.

Что известно о самозанятости

И, да, вы можете совершенно спокойно работать на основной работе и быть самозанятым — государство вас никак не ограничивает в этом плане. А вот если у вас есть ИП, стать самозанятым уже не выйдет. Да и если в год у вас выходит доход больше, чем 2,4 мл рублей, то тут вам тоже придется уже открывать ИП.


Но мне сегодня хотелось бы не говорить что-то очевидное, а в том числе и объяснить, как же можно пользоваться приложением, ведь тыкаться в нем, как слепой котенок, многие не желают.

И самое интересное запрятано в раздел "прочее". По-сути, это наш личный кабинет, который и дает нам много всего.


В профиле содержится информация о нас и нашем ИНН, номере паспорта и прочей очень личной информации. Заполнив эту графу один раз, заходить туда больше не надо.

Полезной, лично для меня, оказалась графа платежи. С помощью нее можно привязать к приложению Мой Налог банковскую карту, с которой автоматически каждый месяц будет списываться налог. Таким образом, вы можете совершенно не думать о том, что вам надо успеть или не забыть оплатить налог — все происходит автоматизированно и совершенно автономно, без вашего участия.

Можно, конечно, платить налог и самому. Чек на его оплату будет формироваться примерно 10 числа каждого ПОСЛЕДУЮЩЕГО месяца. И оплатить его надо будет до 25 числа. То есть, на уплату налога есть аж 2 недели.

Иными словами, если вы получили деньги 1 августа, то оплата налогов будет возможна в период с 10 по 25 сентября. И то при условии, что налог составляет более 100 рублей. Если налог меньше сотни, то он перекидывается на следующий месяц.


И лично для меня это ико удобно. При этом за несколько дней до списания приложение предупредит вас об этом.



Если вам надо получить справку о доходах или справку о постановку на учет, как самозанятого, то ее можно получить тут буквально одним кликом. Справка автоматически формируется мгновенно, затем ее можно использовать по требованию.

В разделе "партнеры" я никогда не захожу, ибо ни с кем из этих сервисов никогда не сотрудничала в формате самозанятости. Впрочем, я подумываю о том, чтобы перейти на самозанятость в Толоке, но пока не вижу в этом смысла. Меня и так все устраивает.

Пенсионное страхование — это программа по уплате добровольных пенсионных взносов. В данный момент я попросту не вижу в ней смысла. Чтоб вы понимали, минимальный взнос — 30 000 рублей в год (информация за 2021). А это не всем и не всегда выгодно, ведь платя эти деньги, вы получите минимальную пенсию. Что устраивает далеко не всех.


И последний важный момент — это редактор чеков. В нем вы можете прописать свою профессию, а также сделать в чеке "подвал" с какой-то припиской, типа промокода или благодарности за то, что клиент обратился именно к вам.


И вот мы плавно подошли к самому главному — к формированию самих чеков. Почему-то очень многих это пугает. Но в чеках нет совсем ничего страшного.

Для начала на главной странице приложения нам надо нажать на кнопку "новая продажа"


Нам откроется редактор чека. По умолчанию тут уже стоит сегодняшняя дата (чек необходимо выбивать тем числом, когда вам поступили деньги) и есть варианта: деньги от физика или юридического лица. В случае с физиком мы просто заполняем 2 графы: сумма (сколько вы получили) и наименование услуги (что сделали).


В случае, если вы работаете с Юридическим лицом, то тут все сложнее. Вам нужны их ИНН и полное наименование организации. Например, ООО "Маня Иванова".


Весь процесс создания чека занимает у меня меньше минуты.




  • Как изменить дату в чеке приложения Мой Налог?

Впрочем, бывают ситуации, когда деньги перевели, например, поздно вечером, в увидели вы их только утром. Что же делать в этом случае, ведь вы должны выдать их тем числом, когда к вам поступили деньги.

Тут все просто дату надо просто поменять. Для этого в новой продаже надо нажать на знак календарика.



  • Как аннулировать чек в приложении Мой Налог?

Впрочем, иногда бывают ситуации, что чек выдается ошибочный. Один раз я опечаталась в наименовании услуги, а один раз — поставила не ту дату. Бывает и так, что вам возвращают деньги. Что делать в этих случаях? Во-первых, не паниковать. Все поправимо.

Надо просто аннулировать чек. Для этого в списке всех чеков найдите тот самый, ошибочный. Откройте его.

Внизу, около кода, есть три точки. Нажав на них вы можете либо пробить чек заново, либо аннулировать его.



Аннулированный чек будет виден в списке всех чеков, но будет выделен серым. Никаких санкций за такие чеки для вас не будет, не бойтесь.


Отслеживание доходов

И, наконец, приложение удобно использовать, чтобы отслеживать свои доходы. Во-первых, это можно делать через уже выданные чеки. В моем случае, все +- понятно и одинаково, но у людей, которые предоставляют разные виды работа, можно при помощи чеков отслеживать сильные и слабые стороны.



За все время работы в приложении, у меня ни разу не было проблем с чеками или налоговой. Мне безумно удобно работать в таком формате, платя совсем небольшой процент со своих доходов, но живя при этом спокойно.

И я бы никогда не подумала, что буду хвалить приложение от российских разработчиков, но в данном случае нареканий просто нет. Интерфейс интуитивно понятный, есть ответы на все вопросы, да еще и само приложение не виснет и не ломается — разработчики однозначно молодцы.

Итог

Я очень долго тянула и сомневалась в этом приложении. Мне казалось, что установив его, я сразу стану жить "под колпаком": как доказать, что деньги пришли в счет возврата долга, а не за услуги, как не забыть заплатить налог, что делать, если приложение зависнет — но мои страхи оказались напрасны. Приложение работает замечательно.



Затем нужно открыть приложение и согласиться на обработку персональных данных.

Шаг 2. Согласиться на обработку персональных данных


Затем нужно дать согласие на обработку персональных данных и принять правила приложения. Без согласия на обработку персональных данных оформить самозанятость не получится.


В приложение нужно вводить персональные данные: номер телефона, фамилию, имя, паспортные данные. И в соглашении пользователь дает налоговой право эти данные собирать, хранить и передавать другим государственным органам.



Затем появится экран, на котором можно будет выбрать способ регистрации.

Шаг 3. Оформить самозанятость через Госуслуги или по паспорту


Разберем все три способа.


Затем нужно выбрать регион, в котором будет работать самозанятый, и отсканировать паспорт:



Процедура несложная, но еще проще оформить самозанятость через Госуслуги или личный кабинет на сайте налоговой: не нужно будет сканировать паспорт и фотографироваться.

Через портал Госуслуг. Сначала нужно создать учетную запись на портале Госуслуг, если ее еще нет. Для этого понадобится номер телефона, СНИЛС и паспорт. Затем запись нужно будет подтвердить: прийти с паспортом и тем же номером телефона в любой МФЦ и сказать, что хотите подтвердить учетную запись на Госуслугах.


Нужно ввести логин и пароль от Госуслуг, подождать ответ от сервера 5-15 секунд и ввести номер телефона


Через ЛК физического лица — это оформление самозанятости на сайте налоговой. Логин и пароль для этого кабинета можно получить в любой налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Логин и пароль в налоговой могут получить и иностранные граждане, поэтому им подходит регистрация самозанятости через ЛК физического лица.

Процесс регистрации почти не отличается от оформления самозанятости через Госуслуги: нужно войти в личный кабинет налогоплательщика, подождать, ввести номер телефона и код.



Если у пользователя есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах или логин и пароль от личного кабинета налогоплательщика, проще оформлять самозанятость через них. Если же нет, подойдет регистрация по паспорту — это будет быстрее, чем идти в МФЦ или налоговую.

Самозанятость можно оформить без приложения

Есть способ оформить самозанятость без приложения — зарегистрироваться через личный кабинет налогоплательщика НПД. Но для регистрации понадобится логин и пароль с сайта налоговой, который можно получить лично в налоговой или через подтвержденную учетную запись на Госуслугах.

Для физических лиц на этом всё, а ИП после регистрации в качестве самозанятого нужно будет подать в налоговую уведомление об отказе от другого специального налогового режима, например упрощенки. Подробнее об этом мы рассказывали в другой статье.

Как ИП перейти на самозанятость

Сервис Модульбанка для работы с самозанятыми

Автоматическое формирование чеков, защита от штрафов и проверка надежности подрядчиков

Читайте также: