Метод замены налогового субъекта

Обновлено: 08.05.2024

Налоговое планирование представляет собой процесс обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствования, а также управления ими. Одна из задач, решаемых при помощи налогового планирования, — выбор оптимальной формы налогообложения.

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейший из которых в условиях рыночных отношений — общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении названных показателей. В этой связи нельзя недооценивать значение налога на прибыль. Прибыль — конечный результат деятельности предприятия. По ее величине кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности. Вместе с тем размер чистой прибыли неразрывно связан с налогом на прибыль, поэтому совершенно понятно желание хозяйствующих субъектов увеличить прибыль и сократить налоги.

Обратите внимание! Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание предприятия за счет продуманной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многих других. При этом важную роль играет именно планирование налога на прибыль.

Налоговое планирование по налогу на прибыль можно рассматривать с точки зрения краткосрочного планирования (планирование авансовых платежей по налогу на прибыль), среднесрочного (планирование на период от трех месяцев до одного года), долгосрочного (планирование от одного года до пяти лет). Однако часто долгосрочное планирование ограничивается периодом от одного года до двух лет. Это объясняется такими причинами, как сложность прогнозирования на длительный период, изменение налогового законодательства и экономической обстановки в стране. Тем не менее планирование налога на прибыль на долгосрочную перспективу позволяет спрогнозировать не только деятельность предприятия, но и налоговые платежи, а следовательно, придумать пути оптимизации налогообложения.

Внешнее планирование

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: заменой налогового субъекта, заменой вида деятельности, заменой налоговой юрисдикции.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Например, весьма распространен метод использования офшорных компаний.

Внутреннее планирование

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, уменьшения налоговых рисков, планирования показателей по уплате налогов путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы и виды анализа.

Анализ показателей, влияющих на проведение планирования на следующий год

При планировании налога на прибыль следует дать оценку некоторым показателям, которые будут влиять на планирование налога на прибыль.

1. Анализ уплаченного налога на прибыль, штрафов и пени. Необходимо сделать следующее:

· рассмотреть суммы уплаченных налогов, выявить, все ли налоги были уплачены в данном периоде;

· проверить, производилась ли уплата штрафов и пени;

· выявить, производилась ли уплата реструктуризованных налоговых платежей;

· выявить, насколько увеличились или уменьшились показатели выручки, расходов, рентабельности;

· выяснить, проводилась ли сверка по налогам с налоговой инспекцией и выявлены ли в результате налоговой камеральной или выездной проверки случаи неуплаты налогов, начислены ли штрафы.

Данный анализ целесообразно провести, чтобы выяснить, есть ли необходимостькорректировать суммы налогов с учетом данных показателей.

Пример 1

Уплаченные налоги рассчитываются следующим образом:

Уплаченные налоги = Налог (рассчитанный в 2009 г.) + Штрафы (выплаченные в 2009 г.).

87 994 руб. = 86 000 руб. + 1994 руб. (штрафы по налогу на прибыль за 2008 г.)

Рассмотрим, что нужно спланировать на 2010 г.

В 2009 г. была проведена налоговая проверка за 2006–2007 гг. В результате проверки выявлены нарушения в части уменьшения налоговой базы. Налоговая инспекция доначислила налог, в том числе штрафы и пени в размере 32 000 руб. Выплачиваться данные штрафные санкции будут в 2010 г., поэтому о них следует помнить при планировании уплаты налога на прибыль.

2010 г.: 86 000 руб. (начисленный налог за 2009 г.) + 32 000 руб. (штрафные санкции) = 118 000 руб.

Также мы предполагаем возможность выявления таких же нарушений в 2010 г., поскольку подобные нарушения имели место и в 2008, и в 2009 гг. Мы планируем также подать скорректированные налоговые декларации, но пока мы их не подали, суммы штрафных санкций, которые могут быть наложены на предприятие, в следующем прогнозном периоде могут быть рассчитаны аналогично предыдущим расчетным периодам.

Таким образом, для 2011 г.: 118 000 руб. (планируемый налог за 2010 г.) + 32 000 руб. (возможные штрафные санкции) = 150 000 руб.

Также мы планируем увеличить нашу выручку на 10 % путем открытия нового вида деятельности при сохранении размера расходов.

Следовательно, мы должны предусмотреть и увеличение налогов на 10 %.

2010 г.: 118 000 руб. + 11 800 руб. (увеличение налогов на 10 %) = 129 800 руб.

2011 г.: 150 000 руб. + 15 000 руб. (увеличение налогов на 10 %) = 165 000 руб.

Вместе с тем данный пример показывает укрупненный процесс планирования и не лишен недостатков, так как не учитывается структура доходов и расходов при определении налоговой базы, а также расходы, не признаваемые в целях налогообложения.

2. Анализ перечня увеличения (уменьшения) установленных для организации налогов в связи с изменением видов деятельности или изменением законодательства. Анализируется следующее:

· изменение ставок налога;

· включение/исключение из налогооблагаемых видов расходов и доходов.

В качестве примера можно привести изменение законодательства в 2008 г. и уменьшение ставки по налогу на прибыль с 24 до 20 %.

Следовательно, при планировании налога на 2009, 2010 гг. в 2008 г. мы должны были соразмерно уменьшить размер начисляемых налогов.

Применительно к планированию на 2010 и плановый 2011 г. можно отметить следующие изменения, которые введены с 01.01.2010:

· к расходам на оплату труда не относится доплата до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности, установленная законодательством РФ (п. 15 ст. 255 НК РФ);

· расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 % суммы расходов на оплату труда;

· установлен перечень условий, которым должны соответствовать организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, чтобы воспользоваться правом не амортизировать электронно-вычислительную технику, а учитывать ее в материальных расходах;

· расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование также включают страховые взносы по добровольному страхованию имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций.

Таким образом, если, например, работодатель производил доплаты до фактического заработка по больничному, то теперь эти затраты должны исчисляться из чистой прибыли и при планировании налога на прибыль. Компания должна включить эти расходы в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Изменения законодательства в части уменьшения или увеличения ставок налогов учитываются как при укрупненном планировании, так и при составлении детализированных бюджетных планов. Изменения в составе затрат или доходов учитываются при детальном бюджетировании, составлении подробных планов, структурированных по видам доходов и расходов.

3. Анализ изменений в деятельности компании. К изменениям деятельности могут относиться:

· освоение новых видов деятельности;

· сокращение или расширение производства;

· реорганизация предприятия, филиала или представительства;

· изменение фактического или юридического адреса;

· увеличение или уменьшение доходных договоров и др.

Поскольку на налог на прибыль влияют как выручка, так и расходы, то изменение состава расходов или доходов может иметь существенное значение при планировании налога на прибыль.

Читайте также: