Марка подтверждает уплату налога

Обновлено: 18.05.2024

В период с 3 по 31 января 2022 года будет произведено списание свободных денежных средств с брокерских счетов в пользу уплаты НДФЛ.

Сумма налога рассчитывается от прибыли, полученной в результате операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Стандартная ставка НДФЛ составляет 13% от суммы дохода. В случае, если доход превышает 5 млн. рублей, применяется повышенная ставка НДФЛ в размере 15% от суммы дохода.

Удержание НДФЛ произойдет автоматически из свободных денежных средств на брокерском счёте. Если на вашем брокерском счёте не окажется необходимой суммы, мы не сможем удержать налог и подадим извещение в налоговый орган с информацией о начисленной, но не уплаченной сумме налога по вашим операциям (п. 14 ст. 226.1 НК РФ). В этом случае уплату НДФЛ вам будет необходимо произвести самостоятельно.

! Если вы торгуете фьючерсами и опционами, при недостаточности свободных денежных средств на счёте налог будет удержан из суммы гарантийного обеспечения. Это вызовет принудительное закрытие позиции.

! По операциям на валютном рынке, а также по операциям купли-продажи валюты брокер не может выступать налоговым агентом. Для уплаты НДФЛ необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию через ФНС.

Мы собрали дополнительную информацию по этой теме, которая может быть также вам полезна:

Как рассчитываются доходы по сделкам в иностранной валюте?

Доходы и расходы по сделкам с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, рассчитываются по курсу ЦБ РФ на дату фактических расчётов.

Как правильно подать декларацию 3-НДФЛ, если у меня также есть доходы, не связанные с инвестиционной деятельностью?

За один календарный год вы можете подать только одну декларацию 3-НДФЛ и в нее необходимо внести все цели ее представления.

Если в 2021 году у вас были доходы, при получении которых налоговым агентом не был удержан налог (например, доходы по операциям на валютном рынке Московской биржи, доходы от продажи недвижимости и пр.), был получен доход от источников, находящихся за пределами Российской Федерации (например, дивиденды иностранных компаний и пр.), или вы хотите воспользоваться налоговыми вычетами, то вам необходимо до 30 апреля 2022 года подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию за 2021 год по форме №3-НДФЛ.

В этом случае в налоговой декларации должны быть указаны все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные всеми налоговыми агентами, и суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Сумма налога, исчисленная к доплате исходя из налоговой декларации, должна быть уплачена в бюджет в срок не позднее 15 июля 2022 года.

Как скорректировать цену покупки ценных бумаг, зачисленных от другого брокера или депозитария?

Если в течение 2021 года вы продали ценные бумаги, которые зачислялись со счёта регистратора или от другого депозитария/брокера, то для учёта этих затрат вы имеете право в срок до 24 декабря 2021 года (включительно) представить в любой наш офис заполненное заявление (по форме приложения №2 к Регламенту) и полный комплект оригиналов или нотариально заверенных копий необходимых документов, подтверждающих расходы на приобретение этих ценных бумаг.

В случае отсутствия до указанного срока документов, подтверждающих расходы на приобретение ценных бумаг, налоговая база по НДФЛ будет рассчитана без учёта понесённых расходов. Для корректного расчёта налога вам придётся самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации для оформления вычета по произведённым расходам путём предоставления налоговой декларации с приложением подтверждающих документов.

Проверить, учтены ли расходы на приобретение ценных бумаг, можно в личном кабинете:

Как вернуть излишне удержанный налог?

Возврат НДФЛ производится в течение трёх месяцев с момента получения заявления.

Для нерезидентов: Возврат налога в связи с перерасчетом НДФЛ по итогам 2021 года в соответствии с приобретенным клиентом-нерезидентом РФ статуса налогового резидента РФ производится только налоговым органом, в котором клиент поставлен на учёт по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации за 2021 год. Вместе с декларацией необходимо предоставить документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.

Как подтвердить налоговое резидентство РФ?

Если вы не являетесь гражданином Российской Федерации (или имеете второе гражданство, кроме РФ), но претендуете на расчёт и уплату НДФЛ по ставке 13% (15% для доходов свыше 5 млн рублей) для налоговых резидентов РФ, то вам следует в срок до 24 декабря 2021 года представить в любой офис Брокера документы, подтверждающие фактическое время пребывания на территории РФ в 2021 году, которое не должно быть менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев.

При отсутствии у Брокера вышеуказанных документов НДФЛ будет рассчитан и удержан по ставкам для налоговых нерезидентов РФ в размере 30% для всех доходов, кроме дивидендов, и 15% – для дивидендов.

Как происходит сальдирование прибыли и убытков предыдущих периодов и финансовых результатов, полученных у разных брокеров?

При расчёте налоговой базы Брокер учитывает суммы доходов и убытков по клиенту в рамках одного отчётного периода.

Зачёт убытков по операциям с обращающимися ценными бумагами и/или с обращающимися финансовыми инструментами срочных сделок, полученных в предыдущих налоговых периодах, с доходами по итогам 2021 года осуществляется клиентом (налогоплательщиком) самостоятельно. Для этого клиенту необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации посредством подачи налоговой декларации.

Сальдирование финансовых результатов по операциям с ценными бумагами и /или срочными сделками по итогам налогового периода, полученных у разных брокеров, также необходимо производить самостоятельно посредством подачи налоговой декларации в налоговые органы по месту своей регистрации.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2020 г. N ЕА-4-15/20006 “По вопросу подтверждения сведений, о полученных иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога”


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2020 г. N ЕА-4-15/20006 “По вопросу подтверждения сведений, о полученных иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога”

Федеральная налоговая служба по вопросу подтверждения сведений о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога для целей представления в налоговые органы иностранных государств сообщает.

Законодательством многих иностранных государств при уплате их резидентами налога на прибыль на территории этих государств предусмотрен зачет суммы налога на прибыль, выплаченной указанными резидентами иностранных государств за пределами их территории, например, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Такой зачет суммы налога на прибыль предусмотрен также соглашениями об избежании двойного налогообложения, действующими в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами.

При этом осуществление указанного зачета производится иностранными государствами на основании документа, подтверждающего уплату (удержание) налога на прибыль в Российской Федерации.

Сумма налога на прибыль, уплаченная в Российской Федерации самостоятельно иностранной организацией при осуществлении деятельности через постоянное представительство, отражается в Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (далее - Декларация), которая представляется в налоговый орган по месту постановки на учет иностранной организации по форме, утвержденной Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Сумма налога на прибыль с доходов от источников в Российской Федерации, уплаченная иностранной организацией при отсутствии у нее деятельности, образующей в Российской Федерации постоянное представительство, в виде удержания налога для перечисления в бюджет налоговым агентом, выплачивающим такие доходы, отражается в Налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), который представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение Декларации (либо Налогового расчета) налоговыми органами Российской Федерации.

Вместе с тем иностранная организация может обратиться в налоговый орган Российской Федерации по месту учета этой организации (налогового агента) в целях получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходах) и суммах фактически уплаченного (удержанного) налога, предназначенного для представления в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является данная иностранная организация.

В этом случае указанное подтверждение производится налоговым органом Российской Федерации на основании письменного запроса иностранной организации.

Подтверждение сведений о полученной прибыли (доходах) и суммах фактически уплаченного (удержанного) налога, предназначенное для представления в налоговый орган иностранного государства, осуществляется налоговым органом Российской Федерации, в который обратилась иностранная организация, на основании информации, имеющейся в указанном налоговом органе Российской Федерации на момент рассмотрения обращения. Данное подтверждение, содержащее значения соответствующих показателей Декларации (либо Налогового расчета) за период, указанный в запросе иностранной организации, заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа.

В случае обращения иностранной организации в налоговый орган Российской Федерации по почте заверенное указанным способом подтверждение направляется в адрес данной иностранной организации указанным налоговым органом.

Аналогичный порядок подтверждения сведений о доходах иностранной организации и суммах фактически уплаченного (удержанного) налога применяется при обращении в налоговый орган налогового агента. В этом случае подтверждение составляется в отношении доходов, выплаченных указанным налоговым агентом в пользу иностранной организации, и сумм фактически уплаченного (удержанного) налога с таких доходов. Подтверждение выдается налоговым органом указанному налоговому агенту или направляется в адрес указанного налогового агента по почте.

В рамках реализации межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения или о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, аналогичный порядок подтверждения сведений о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога для целей получения налоговыми органами иностранных государств может применяться также и при поступлении письменных запросов из указанных налоговых органов.

В случае отсутствия указанных межправительственных соглашений такие запросы направляются в ФНС России для последующего указания налоговым органам Российской Федерации по их исполнению.

В целях обеспечения единообразия при реализации налоговыми органами положений по вопросу подтверждения сведений о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога для целей представления в налоговые органы иностранных государств направляет типовые (рекомендуемые) формы cправок о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему письму.

Доведите данную информацию до подведомственных налоговых органов и до сведения налогоплательщиков, для которых она является актуальной.

Приложение: в электронном виде.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В. Егоричев

Справка о подтверждении уплаты налога на прибыль иностранной организацией в Российской Федерации

N от “ 20 г.
(наименование и код налогового органа)

подтверждает факт уплаты налога на прибыль в рублях

(полное наименование и ИНН иностранной организации при осуществлении деятельности через постоянное представительство)

за период ________________

Сведения о доходах и суммах налога

Налоговая база Ставка налога, в % Дата уплаты налога в бюджет РФ Сумма налога Вид платежа по налогу 1- налог 2- авансовый платеж Налоговый период, за который осуществляется уплата налога
/ / /
(должностное лицо налогового органа) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

Справка о подтверждении сведений о полученных иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и удержанного (уплаченного) налога

N от “ 20 г.
(наименование и код налогового органа)

подтверждает факт удержания (уплаты) налога на прибыль

(полное наименование и ИНН налогового агента, удержавшего налог)

с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации

(сведения о юридическом лице или иностранной структуре без образования юридического лица: наименование и код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) / СВИФТ код)

за период ________________

Сведения о доходах и суммах налога

Вид дохода Сумма дохода до удержания налога Код валюты выплаты дохода Ставка налога, в % Дата исчисления (удержания) налога налоговым агентом Сумма налога в валюте дохода Сумма налога в рублях, удержанная у источника выплаты дохода между датами исполнения первой и второй частей РЕПО
/ / /
(должностное лицо налогового органа) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

Обзор документа

Сумма налога на прибыль, которую зарубежная компания уплатила в России при ведении деятельности через постоянное представительство, отражается в декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Сумма налога на прибыль с доходов от источников в России, уплаченная иностранной организацией при отсутствии у нее деятельности, образующей постоянное представительство, в виде удержания налоговым агентом, отражается в налоговом расчете (информации).

Российское законодательство не предусматривает дополнительного подтверждения декларации (расчета) налоговыми органами.

Зарубежная компания вправе обратиться в налоговый орган по месту учета для подтверждения сведений о полученной прибыли и суммах уплаченного налога для предоставления в налоговый орган иностранного государства.

Указанное подтверждение производится инспекцией по письменному запросу иностранной организации.

ФНС разработала типовые (рекомендуемые) формы справок о полученной иностранными организациями в России прибыли (доходах) и уплаченном налоге.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вспомните, вы ничего не забыли? А заплатить налоги? Осталось несколько дней, чтобы внести в государственную казну деньги за имущество, землю и транспорт. По правилам, уведомление уже должно ждать в почтовом ящике или личном кабинете налогоплательщика. Бывает, что квитанции нет, а обязанность платить — есть. Или наоборот. Квитанция есть, а обязанности платить — нет. Как правильно поступить, чтобы не заплатить лишнего и не нарваться на штрафы, пени и судебные разбирательства? Об этом и расскажем.


Если не заплатить вовремя

Если у вас долг больше 10 000 рублей, вам будут какое-то время поступать извещения с требованием об оплате. Потом ФНС подаст в суд. Через месяц, два или пять это произойдет, точно никто не скажет. Срок исковой давности — 3 года.

Если задолженность меньше 10 000 рублей, она будет копиться в течение 3 лет — для текущих долгов до 1 декабря 2024 года. В этом случае разницы уже нет, какой будет итоговая сумма: налоговики пойдут в суд.

Резюме: если долг больше 10 000 рублей — идут в суд сразу, если меньше — ждут, пока станет больше. Если в течение 3 лет больше не становится — все равно идут в суд.

Если налог не уплачен к 1 декабря 2021 года, ФНС начислит штраф в размере 20% от рассчитанной суммы долга. Если неуплата вызвана умышленными действиями налогоплательщика, то единоразовый штраф возрастает до 40%. Умышленно или нет физическое лицо вышло на просрочку, разбираются следственные органы, по заявлению ФНС.

Также за каждый день просрочки начисляется пеня, составляющая 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент возникновения долга.

Ставка рефинансирования ЦБ на начало декабря 2021 года — 7,5%. Значит, за каждый день просрочки будет начисляться пеня 7,5%/300=0,025%. При задолженности в 10 000 рублей — 2,5 рубля в день. Месяц просрочки уплаты налогов будет обходиться в 75 рублей.

Согласитесь, дешевле, чем взять эту же сумму в кредит. Но за долги по налогам предусмотрено и другое наказание. Например, должнику могут запретить выезжать за пределы РФ, если долг превысит отметку в 30 000 рублей.

Во внесудебном порядке задолженность списывается при участии плательщика в налоговой амнистии. Все остальные варианты предполагают взыскание долга через суд.

Кто освобожден от уплаты налога

Налог на имущество платят не все. Налоговым законодательством предусмотрены льготные категории граждан, получающих скидку в размере 100% или 50%.

  • ветераны ВОВ,
  • герои СССР и РФ,
  • инвалиды I и II групп,
  • военнослужащие и их близкие родственники,
  • пенсионеры.

В ст. 407 НК РФ есть полный список льготных категорий граждан.

Важно: льгота действует на имущество, не используемое в предпринимательских целях. Еще одно ограничение — только один тип имущества подпадает под это правило. Если у льготника 2 квартиры, то за одну из них заплатить налог он обязан.

Налоговые льготы могут быть установлены на региональном уровне. Например, в Кировской области от уплаты налога на недвижимость освобождаются ипотечные заемщики. Но льгота предоставляется только в заявительном порядке.

Проверить наличие льгот можно на сайте ФНС своего региона.

Если имущества нет, то и налог платить не надо. Многие об этом знают и удивляются, почему ФНС прислала уведомление на уплату налога за проданное имущество.

Причина в том, что в текущем году мы уплачиваем налоги за предыдущий. В 2021 — за 2020. В 2022 — за 2021.

Что делать, если уведомление не пришло

  1. У налогоплательщика есть личный кабинет. Все уведомления поступают туда и на бумаге не дублируются.
  2. У налоговой зафиксирован неверный адрес.
  3. У налоговой нет информации об имуществе. Например, если квартира или машина куплены сравнительно недавно.


Лучше до 1 декабря уточнить, почему нет уведомлений. В первую очередь зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Не надо его путать с Госуслугами. Это разные сервисы, использующие одну учетную запись для входа. Иногда на Госуслугах уведомления от налоговой может не оказаться.

Если личного кабинета нет или доступ к нему утерян, то следует обратиться в территориальное отделение ФНС, чтобы получить копию квитанции.

Если же оказалось, что ФНС не учла объекты налогообложения, то об этом тоже надо уведомить. Рано или поздно данные в налоговой появятся, и придётся платить налог задним числом.

Как заплатить налог?


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Визит в налоговую не всегда ограничивается дачей объяснений. Если инспекция установит, что расходы лица превышают доходы, ему могут начислить НДФЛ. Правомерны ли такие действия ФНС? Как действовать, если пришла повестка с вызовом в налоговую? Чем обернется игнорирование вызова?

Откуда у налогового органа информация о покупках?

Если гражданин приобрел земельный участок, квартиру, автомобиль, требуется государственная регистрация имущества. Сведения о факте регистрации могут быть переданы в ФНС государственными структурами, обладающими такими данными.

Еще с 2015 года ФНС активно используется централизованная федеральная база данных, в которой содержатся сведения об объектах недвижимости и транспорте, а также записи о фактах владения объектами собственности.

Основания для вызова

Требования ФНС объяснимы, если гражданин заявлял налоговый вычет, или подавал декларацию 3-НДФЛ. Однако вызовы приходят и тем, кто не сдавал декларацию и не обращался за вычетом. Правомерны ли такие действия?

Инспекторы объясняют направление повестки тем, что согласно статьям 31 и 90 НК РФ они имеют право вызывать любого плательщика налога для объяснений, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, либо на допрос в качестве свидетеля. В повестках не всегда указывается конкретная цель вызова.

Явка обязательна?

Если ФНС вызывает на допрос в качестве свидетеля, придет повестка.

Согласно статье 128 НК РФ, за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, предусмотрен штраф в размере 1000 рублей. Следовательно, если налогоплательщик не явится по повестке, ему придется доказать, что на это были уважительные причины. К таким причинам, согласно статье 90 НК РФ относятся болезнь, старость, инвалидность. Должностное лицо налогового органа может признать уважительными и другие причины неявки.

К допросу налогового инспектора лучше подготовиться с помощью юристов по налоговому праву.

В налоговой инспекции с налогоплательщиком проводится беседа. Инспектор вправе задавать любые вопросы по ситуации, из-за которой гражданина вызвали.

В любом случае, перед допросом, или дачей пояснений, гражданину стоит проконсультироваться с юристом и получить конкретные рекомендации. Этот шаг поможет подготовиться к визиту и выиграть время. Во многих случаях юристы сами созваниваются с инспекторами, узнают причину вызова, откладывают при необходимости встречу и направляют письменные ответы, если инспекторы намеренно или нечаянно вышли за рамки своих полномочий.

Неявка в инспекцию лишает гражданина возможности дать пояснения и доказать, что неправомерных действий он не совершал. Если разговор с инспектором не состоится, причина вызова так и останется невыясненной. В результате неявки налогоплательщик может получить от ФНС требование об уплате налога и соответствующих пени.

Таким образом, игнорирование вызова налогового органа грозит гражданину санкциями, поэтому лучше не рисковать, и явиться по повестке или уведомлению.

Как вести себя в инспекции?

В настоящее время распространена практика, когда граждан вызывают для дачи пояснений и при наличии неподтвержденного дохода предлагают заполнить декларацию, или скорректировать имеющуюся, и уплатить налог 13% от стоимости покупки. Поэтому при наличии документации, подтверждающей доходы для приобретения имущества, ее лучше предоставить инспектору.

Если вызвали на допрос, давать объяснения придется, так как за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, или дачу заведомо ложных показаний согласно статье 128 НК РФ предусмотрен штраф в размере 3 000 рублей.

Несмотря на достаточно широкий круг тем и вопросов, которые могут поднять налоговики, есть ряд универсальных правил, которым лучше следовать, если Вы хотите избежать в дальнейшем претензий.

1. Подготовьтесь к допросу.
Перед походом в налоговую инспекцию лучше заранее хорошо продумать ответы. Как правило, инспекторов интересуют источники происхождения денежных средств и их документальное подтверждение. Если доходы не были задекларированы, то необходимо объяснить почему. Например, если Вы получили денежные средства в дар, то полученная сумма не подлежит декларированию, а налог с нее не подлежит оплате.Нередко налоговики задают один и тот же вопрос, использую разные формулировки. Тем не менее, придерживайтесь заранее намеченного плана и настаивайте на своей позиции.

2. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации.
Следует помнить, что налоговые органы часто используют допрос свидетеля как способ оказать психологическое давление. Все заявления о грозящей Вам ответственности зачастую не более, чем попытка добиться от Вас нужных показаний. Не торопитесь отвечать на вопросы, тщательно продумывайте ответ, прежде чем его озвучить.

4. Перед подписанием протокола допроса внимательно его изучите.
По итогам допроса налоговый инспектор должен составить протокол. Внимательно прочтите этот документ и проверьте, что протокол не содержит искажений. Если Вы обнаружите, что Ваши показания записаны не совсем верно либо могут быть истолкованы двояко, не бойтесь попросить переписать спорные моменты. Только когда Вы убедитесь, что в протоколе все изложено верно, подписывайте его и не забудьте получить копию.

5. Возьмите с собой на допрос налогового адвоката.
Во-первых, это придаст Вам уверенности на допросе. Во-вторых, адвокат поможет Вам подготовиться к процедуре. В-третьих, он проверит правильность оформления протокола допроса.

Важно помнить о праве каждого гражданина не свидетельствовать против себя и своих близких согласно статье 51 Конституции РФ. Отказ от объяснений в этих случаях не повлечет санкций, что подтверждается и разъяснениями ФНС(п. 5 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Однако, отказ свидетеля отвечать абсолютно все вопросы инспектора может быть призван неправомерным и в этом случае гражданина могут оштрафовать на 3000 рублей по статье 128 НК РФ.

Учитывая сказанное, рекомендуем не игнорировать вызовы в инспекцию, а тщательно к ним готовиться, в том числе с помощью профессиональных юристов. Очень важно внимательно изучать документы, которые инспектор предлагает для ознакомления и подписи. Любые замечания к протоколу необходимо письменно фиксировать.

Читайте также: