Ликвидация участника ооо юридического лица налоговые последствия

Обновлено: 02.07.2024

Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

Что такое ликвидация ООО

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс ликвидации идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс

В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

Окончательный ликвидационный баланс

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Последняя бухгалтерская отчетность

На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

Декларация по налогу на имущество и другим налогам

Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

Отчетность по страховым взносам

РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

Расчет по страховым взносам

РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

Отчетность по персонифицированному учету

После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

Подготовьте для ПФР следующие документы:

    — с начала месяца подачи до дня составления. — с начала года до дня составления. — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников. — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
  • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

Статистическая отчетность

Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

  • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
  • выгрузка отчетов из 1С;
  • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
  • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • переписка и сверка с контролирующими органами;
  • подробный индивидуальный график отчетности;
  • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.


Ликвидация — достаточно длительный процесс, который заканчивается внесением записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица. С этого момента юрлицо больше не существует, то есть оно более не имеет прав и не несет никаких обязанностей. В частности, с юрлица уже нельзя взыскать долг, оно не может выступать в суде в качестве истца или ответчика.
При этом права и обязанности ликвидированного юрлица по общему правилу никому не переходят, но есть изъятия из этого правила.
Между тем, свои последствия при ликвидации юрлица имеет не только внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении его деятельности. Определенные последствия наступают и после внесения записи о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации.

Каковы правовые последствия внесения записи в ЕГРЮЛ о нахождении юрлица в процессе ликвидации
После внесения в ЕГРЮЛ записи о нахождении юрлица в процессе ликвидации:
1)не допускается (п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
вносить изменения в учредительные документы юрлица;
регистрировать новые юрлица, учредителем которых будет ликвидированное юрлицо;
включать ликвидируемое юрлицо в состав учредителей (участников) уже созданных юрлиц;
реорганизовывать юрлица, участником которых является ликвидируемое юрлицо;
2)прекращается исполнительное производство, за исключением исполнительных производств, не связанных с имущественными взысканиями (п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, см. также Позицию АС округов);
3)требования заявляются исключительно ликвидатору (ликвидационной комиссии). Заявлять требование в суд можно, только если ликвидатор (ликвидационная комиссия) отказал в удовлетворении требования или уклонился от его рассмотрения (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ, см. Позицию АС округов).
При этом некоторые суды считают, что допустимо предъявлять требование в суд без предварительного его предъявления ликвидатору (ликвидационной комиссии) (см. Позицию АС округов);
4)запрещается принудительно взыскивать с данного лица налоги, сборы, пени, штрафы (см. Позицию АС округов);
5)отчуждение имущества при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов возможно только через торги, если стоимость отчуждаемого объекта имущества согласно утвержденному промежуточному балансу 100 тыс. руб. и более. Указанное правило не касается учреждений (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
В иных не указанных выше случаях внесение записи о нахождении юрлица в процессе ликвидации не ограничивает его право заключать сделки, то есть в рамках процесса ликвидации юрлицо еще может вести хозяйственную деятельность.

Каковы правовые последствия внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юрлица
После внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юрлица:
1)его ликвидация считается завершенной, а юрлицо — прекратившим существование без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ);
2)правоспособность юрлица прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ);
3)обязательства, в которых участвовало юрлицо, прекращаются, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.) (ст. 419 ГК РФ).
Кроме того, с момента внесения указанной записи считаются погашенными (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):
1)требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
2)требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано;
3)требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям.
Учтите, что данное правило касается ограниченного круга юрлиц, а именно тех юрлиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Например: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Как закрыть ООО в 2021 году

Поможем быстро ликвидировать фирму без посещения ФНС и расходов на нотариуса.

Ликвидация юридического лица по решению собственников

Оформите решение о ликвидации ООО

Решение о ликвидации ООО должны единогласно принять его участники. По итогам собрания следует оформить протокол. Если собственник один, то он должен оформить решение единственного участника о ликвидации.

Установленной формы протокола (решения) нет. В документе необходимо однозначно выразить желание собственников добровольно ликвидировать свою компанию. В протоколе, кроме того, нужно отметить, что решение принято единогласно.

Выберите ликвидационную комиссию или ликвидатора

Одновременно с принятием решения о ликвидации нужно выбрать ликвидационную комиссию или ликвидатора. Обычно оба решения оформляют в одном документе.

Часто функции по ликвидации компании берет на себя действующий директор или один из учредителей. Но это не обязательно — можно пригласить и стороннего специалиста.

Проинформируйте налоговиков о начале ликвидации ООО

После принятия решения о ликвидации необходимо в течение 3 дней сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения организации. Нужно использовать специальную форму — уведомление Р15001. В документе укажите сведения о юридическом лице (раздел 1), о ликвидаторе (лист А) и о заявителе (лист Б). Также проставьте отметки в п. 2.1 и 2.2 и заполните дату принятия решения о ликвидации. Уведомление должен подписать один из участников ООО или ликвидатор.

К форме Р15001 нужно приложить протокол собрания или решение единственного участника о ликвидации.

Документы в электронном виде можно передать через нотариуса. В этом случае заявитель может не иметь электронной подписи — нотариус сам заверит отправляемые файлы.

В течение пяти рабочих дней налоговики должны внести сведения в госреестр и выдать подтверждающий документ — лист записи ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации.

Госпошлину за подачу уведомления о начале ликвидации платить не нужно. Заверение подписи у нотариуса стоит в среднем от 1 000 до 1 500 рублей, а пересылка в электронном формате — от 3 000 до 5 000 рублей.

Сообщите контрагентам о предстоящей ликвидации

Когда запись о ликвидации внесут в госреестр, нужно уведомить контрагентов о предстоящем закрытии компании.

Помимо этого, каждого кредитора нужно отдельно уведомить о предстоящей ликвидации в письменном виде. Лучше всего сделать это так, чтобы в дальнейшем можно было доказать, что контрагент получил документ. Это может быть заказное письмо с уведомлением о вручении или подпись ответственного лица кредитора при курьерской доставке.

Предупредите сотрудников и службу занятости о предстоящих увольнениях

Если компания ликвидируется, это означает, что все сотрудники потеряют работу. Их нужно письменно предупредить о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца.

Также нужно сообщить о будущем увольнении по инициативе работодателя в службу занятости по форме, утвержденной постановлением Правительства от 05.02.1993 № 99. Срок здесь тоже составляет два месяца, а при массовых увольнениях — три.

Общие правила, по которым нужно определять массовость, установлены тем же постановлением № 99. При ликвидации массовым считается увольнение более 15 сотрудников. Но региональными законами или отраслевыми соглашениями могут быть установлены и другие критерии.

Составьте промежуточный ликвидационный баланс

После того, как все требования были предъявлены и налоговая проверка (если она была) завершена, можно составлять промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс нужно сдать в ИФНС вместе с формой Р15001 и протоколом об его утверждении. Необходимо поставить отметку в п. 2.3 формы. Лист А в данном случае заполнять не нужно, ведь сведения о ликвидаторе у налоговиков уже есть.

Иногда промежуточных ликвидационных балансов может быть два или даже больше. Такая ситуация возникает, если после сдачи первого баланса появились новые требования, которые ликвидатор обязан признать, например – основанные на решении суда.

Преимущества общества с ограниченной ответственностью заключаются не только в упрощенном способе его регистрации. Ликвидацию также можно провести самостоятельно.

Проблемы и сложности могут возникнуть только при значительной задолженности перед кредиторами. В нашей статье пошагово рассмотрим этапы закрытия ООО с учетом актуальных изменений в законодательстве.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Любое предприятие можно ликвидировать в добровольном или принудительном порядке. Также закон позволяет использовать различные формы скрытой ликвидации, при котором первоначальные собственники ООО передают свои доли третьим лицам. Принудительный же процесс закрытия проходит в судебном порядке, либо путем банкротства.

Учредители общества могут в любой момент принять решение о добровольной ликвидации. На этом этапе нужно учитывать следующие нюансы:

  • решение о прекращении деятельности ООО принимается единогласно — каждый из участников должен проголосовать за ликвидацию (если у компании только один собственник, ему предстоит вынести единоличное решение);
  • ликвидационный процесс должен учитывать интересы потенциальных кредиторов — с этой целью следует заранее выявить кредиторскую задолженность и рассчитаться по долгам. В противном случае процесс рискует затянуться, либо предстоит инициировать банкротное дело;
  • для ведения дел утверждается ликвидатор общества или создается ликвидационная комиссия.

При добровольной ликвидации учредители ООО не отвечают по долгам собственным имуществом, такая ответственность может возникнуть только при банкротстве.

На первой стадии закрытия компании следует выполнить 3 шага:

  • подготовиться к проведению общего собрания участников ООО — оформить проект решений, сформировать повестку дня, уведомить собственников о месте и времени собрания;
  • провести общее собрание — единогласно утвердить решение о прекращении деятельности, кандидатуру ликвидатора или состав ликвидационной комиссии;
  • оформить бланк уведомления в инспекцию ФНС о начале ликвидационной процедуры.

Хотя уведомление в налоговый орган составляется от имени ООО, заявителем будет выступать ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. О принятом решении инспекция ФНС должна быть уведомлена в трехдневный срок.

Подача налоговой декларации

Процесс будет продолжаться несколько месяцев, а налоговая вправе назначить камеральную или выездную проверку. Поэтому на момент принятия решения о прекращении деятельности ООО необходимо своевременно представить в адрес ИФНС декларационные бланки, соответствующие режиму налогообложения компании.

При наличии задолженности по налогам и сборам, а также по штрафным санкциям за несвоевременную сдачу деклараций, в регистрации заявления о ликвидации будет отказано.

Если сумма задолженности по налогам и штрафам превысит 100 тыс. рублей, может быть инициирована процедура банкротства. Также на протяжении всей процедуры общество обязано сдавать текущую налоговую отчетность, даже если фиксируются нулевые результаты хозяйственной деятельности.

Уведомление налоговой о начале ликвидации ООО

Заполнение бланка уведомления в ИФНС не представляет особой сложности. Для этого ликвидатор или председатель комиссии использует форму Р15001, и заверяет ее в нотариальной конторе. Далее в налоговый орган направляются следующие документы:

  • решение общего собрания участников или единственного собственника (отправляется только оригинал документа);
  • форму Р15001 с удостоверительным штампом нотариуса.

Госпошлина при подаче указанных документов не уплачивается. Подать их нужно в трехдневный срок путем личного обращения в ИФНС, заказным письмом по почте или через нотариуса.


Получение уведомления о внесении записи о ликвидации в ЕГРЮЛ

При получении уведомления, налоговая обязана внести в ЕГРЮЛ информацию о начатой ликвидации. Помимо отражения этих сведений в реестре, заявитель получит на руки уведомление о внесении данной записи. Этот документ официально подтверждает, что компания может приступить к следующим стадиям ликвидационного дела.

Причины закрытия ООО

Добровольная ликвидация ООО

Как проходит добровольная ликвидация ООО?

После получения из налоговой инспекции уведомления о внесении записи в ЕГРЮЛ, процедура закрытия компании будет включать следующие шаги:

На каждой из указанных стадий могут возникать различные нюансы и сложности, решение которых зависит от конкретных обстоятельств ликвидационного дела.

Публикация извещения является обязательным требованием закона, для этого оформляются следующие документы:

  • сопроводительное письмо в двух экземплярах;
  • решение о ликвидации и назначении ликвидатора;
  • заявка на публикацию (2 экз.);
  • платежный документ, подтверждающий оплату за их размещение.

Далее процесс ликвидации ООО может столкнуться с проблемами — налоговая инспекция имеет право назначить выездную проверку. Она является не обязательной, а при наличии нулевой отчетности может и вовсе не назначаться. Если должностными лицами ИФНС будет выявлена недоимка по налогам или штрафам, положительное завершение ликвидационного процесса будет зависеть от своевременного погашения долгов.

На завершающей стадии порядок ликвидации ООО предусматривает следующие этапы:

  • утверждение ликвидационного баланса в окончательной форме;
  • оплата госпошлины в сумме 800 рублей;
  • заполнение бланка Р16001 и его удостоверение в нотариальной конторе;
  • направление комплекта документов в ИФНС;
  • регистрационные действия, в результате которых компания будет исключена из ЕГРЮЛ;
  • выдача выписки из госреестра с записью о прекращении деятельности.

Помимо заявления по форме Р16001, в налоговый орган представляется решение об утверждении ликвидационного баланса, заполненная форма баланса, квитанция оплаты госпошлины. Документ об отсутствии долгов перед внебюджетными фондами представлять не нужно, это сделают должностные лица ФНС в порядке межведомственного обмена.


Получение свидетельства о ликвидации

Для рассмотрения поданного заявления у налоговой службы есть пять дней. Если соблюдены все требования законодательных актов, выносится положительное решение, а в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица. Одновременно аннулируется регистрационный номер ОГРН, который присваивался при открытии компании.

В 2017-2018 году заявителю выдается на руки не свидетельство о ликвидации, а следующие документы:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • уведомление о снятии ООО с учета в налоговом органе.

Снятие с учета во внебюджетных фондах будет происходить без дополнительного заявления в автоматическом режиме.

Закрытие расчетных счетов

В процессе ликвидации ООО необходимо выполнить ряд формальностей, не связанных с обращением в налоговые органы — уничтожить печати и штампы, сдать документацию в архив, закрыть расчетные счета в банковских учреждениях.

Закрытие счетов лучше осуществлять на стадии утверждения ликвидационного баланса, так как при выявлении даже незначительных долгов или недоимки по налогам, их погашение будет возможно только при наличии счета. Уведомлять налоговые инстанции о закрытии счетов не нужно, эта обязанность возложена на банковские учреждения.

Читайте также: