Квитанция о приеме требования из налоговой срок отправки

Обновлено: 25.06.2024

Раньше действовали несколько приказов, устанавливающих правила для обмена разными видами электронных документов:

порядок передачи акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утверждённый приказом от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@;

порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа, утверждённый приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;

порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, утверждённый приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@;

порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учёта в налоговых органах организаций и физических лиц, утверждённый приказом от 07.11.2011 N ММВ-7-6/735@.

Новый документ объединил все актуальные требования и правила. Теперь налогоплательщикам не придётся разбираться во множестве нормативных актов, чтобы понять, как им нужно работать.

Документ закрепляет правила отправки и получения электронных документов, а также порядок предоставления документов по требованию налоговой.

Правила обмена электронными документами с ФНС

Электронные документы можно подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью.

Утверждён список технологических электронных документов, которые сопровождают основной документ:

подтверждение даты отправки;

квитанция о приёме;

уведомление об отказе в приёме;

извещение о получении, которое формируется на каждый документ, в том числе технологический;

Участники электронного документооборота обязаны хранить все эти документы, за исключением извещений о получении, а также квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи.

Датой направления документов в налоговые органы считается та, которая закреплена в подтверждении даты отправки. Дата принятия фиксируется в квитанции о приёме.

Кроме этого, в приказе прописан алгоритм отправки электронных документов через оператора ЭДО.

Отправитель заполняет документ в электронной форме, подписывает его своей УКЭП и отправляет оператору ЭДО, отметив при этом дату отправки.

Оператор ЭДО в течение часа направляет ответное извещение о получении документа, а затем, не позднее следующего рабочего дня — подтверждение даты отправки. Отправитель, получив подтверждение, направляет оператору извещение о получении электронного документа.

Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня отправляет получателю основной документ и подтверждение даты отправки, подписанное своей УКЭП. Получатель в течение часа должен прислать ему извещения о получении обоих документов.

Получатель проверяет документ и формирует квитанцию о приёме или, если есть основания, уведомление об отказе в приёме, подписывает своей УКЭП и в течение шести рабочих дней после приёма отправляет оператору ЭДО.

Оператор ЭДО в течение часа направляет получателю извещение о получении электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня он направляет документ, полученный от получателя, отправителю. Отправитель в течение часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

Отказать в приёме могут в трёх случаях:

документ направлен не тому получателю;

у отправителя нет УКЭП или сертификат не соответствует ключу;

документ составлен не по утверждённому ФНС формату.

Если получатель не отправил квитанцию о приёме, он отправляет бумажный документ. Но есть три документа, которые налоговая никогда не отправляет на бумаге:

требования о представлении документов;

требования о представлении пояснений;

уведомления о вызове в налоговый орган.

Эти документы направляются налогоплательщику, который не сдал налоговую декларацию в электронном виде.

Время в России неспокойное, да и бюджет многострадальный стремительно редеет. А значит, бизнесу стоит ожидать пристального внимания со стороны различных органов исполнительной власти. И не в последнюю, а, возможно, даже в первую, очередь – со стороны Федеральной налоговой службы.

Строго говоря, с налоговой можно и нужно спорить о результатах ее деятельности, выливающейся в штрафы, пени и прочий законный (или нет, что случается также довольно часто) способ пополнения бюджета. Но делать это нужно грамотно и с соблюдением правил игры, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также правоприменительной судебной практикой. Иначе, можно отстояв город, проиграть на фронтире.

Кейс: последствия несоблюдения сроков ответа

ИФНС №11 по Приморскому краю возражало против заявленных требований, указывая на тот факт, что заявителю направлялись два разных требования, на каждое из которых должен был быть дан самостоятельный ответ, в рассматриваемом случае пояснение, в пределах срока, установленного абз.1 п.3 ст. 88 НК РФ. Также налоговый орган ссылается на тот факт, что регистрация учреждением в своем внутреннем учете исходящей корреспонденции письма и присвоение ему исходящего номера в пределах срока, установленного абз.1 п.3 ст.88 НК РФ, не означает его своевременного направления в контролирующий орган. В соответствии с данными Почты России трек-номер почтовому отправлению присвоен позже срока ответа проверяющему органу, установленному Налоговым кодексом.

Данные факты подтверждены документальными доказательствами, которые суд изучил в ходе рассмотрения дела и дал им надлежащую оценку в вынесенном решении. Заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований. Решение суда первой инстанции поддержали апелляционная и кассационная инстанции, оставив его без изменений, а жалобы без удовлетворения – решение от 14.02.2020 по делу А51-25211/2019, вынесенное АС Приморского края Постановление АС Дальневосточного округа от 31 июля 2020 года № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019.

Ошибка заявителя, из-за которой и было вынесено такое решение, – в несоблюдении сроков направления ответа контролирующему органу. Давайте подробнее рассмотрим, в какие же сроки необходимо отвечать налоговой инспекции, если она обратила на вас свое всевидящее око.

Немного сухих фактов о сроках и запросах налоговых органов

В соответствии с НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Пожелания налоговой оформляются в виде требования о предоставлении документов, составленного по установленной форме (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@)) и содержащего перечень требуемых документов, в том числе и пояснений.

Срок на представление документов или пояснений по требованию налоговой начинает течь с даты получения требования. Если требование было направлено в электронном виде по ТКС, то днем получения будет дата, указанная в квитанции о его приеме (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). При направлении требования по почте датой получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Если налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, то с даты передачи требования под роспись руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации.

Итак, перейдем непосредственно к срокам исполнения требований:

1. Требование о представлении пояснений (документов) в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) - 5 рабочих дней. С учетом вышеуказанного Постановления, если требование о предоставлении документов и иных сведений получено с 1 марта по 31 мая 2020 года, временно установленные новые сроки составляют 25 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС - 15 рабочих дней.

2. Требования о представлении документов в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 93 НК РФ) - 10 рабочих дней. Временно установленные новые сроки составляют 30 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС - 20 рабочих дней.

3. Требование о представлении документов (информации) по встречной проверке (п. 5 ст. 93.1 НК РФ) - 5 рабочих дней. Временно установленные новые сроки составляют 25 рабочих дней; в случае камеральной проверки по НДС - 15 рабочих дней.

Требуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как законно не предоставить запрошенные документы в налоговую

Проверяемое лицо, кроме того, обладает правом попросить продления срока предоставления требуемых документов, чем не мешало бы воспользоваться учреждению, с истории которого начата эта статья. Для этого, в течение 1 дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, необходимо письменно, способами, перечисленными выше, уведомить проверяющий налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть представлены в установленные законом сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может их представить. Уведомление о невозможности представления документов в установленный в требовании срок подается в налоговый орган по форме (КНД 1125045), утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@.

В свою очередь, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в течение 2 дней с даты получения уведомления вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение – п.2 ст.93 НК РФ.

Ответственность за нарушение сроков

Ну и на десерт: чем же грозит несвоевременное предоставление или отказ от предоставления запрашиваемых документов?

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

Отказ организации от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые орган оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность граждан и должностных лиц организации, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказали, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Обновленный порядок электронного требования об уплате налогов и взносов.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ). Требование выставляет налоговый орган, в котором организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, либо инспекция, вынесшая решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в соответствии со ст. 101.4 НК РФ. Пунктом 5 ст. 69 НК РФ установлено, что форма названного требования утверждается ФНС. С 27.05.2017 действует новый документ ведомства (Приказ ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@), которым, помимо формы самого требования в электронной форме, утвержден и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику. С указанной даты утратил силу документ, действующий ранее (Приказ ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@).

С чем связаны данные изменения?

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога (далее – требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в установленный срок.

Обратите внимание:

Согласно п. 8 ст. 69 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных гл. 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и страховых взносов и налоговым агентам.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • на бумажном носителе (лично под расписку или направлено по почте заказным письмом);
  • в электронной форме.

В последнем из указанных случаев требование передается следующими способами:

  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления электронного требования установлен Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@. Документ действует с 27.05.2017.

В чем причина новшеств?

Появление нового документа обусловлено администрированием с 2017 года страховых взносов высшим налоговым ведомством страны. Новый порядок определяет алгоритм информационного обмена при направлении налоговиками налогоплательщику требования в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

изменения в федеральном законе

Обратите внимание:

Процедура направления документа в электронной форме.

Участниками информационного обмена являются:

  • налогоплательщики и плательщики страховых взносов, а также налоговые агенты;
  • налоговые органы;
  • операторы электронного документооборота, обеспечивающие данный обмен между вышеназванными лицами.

Как будут действовать налоговики?

Сначала инспектор сформирует требование на бумажном носителе (направляться налогоплательщику оно не будет, за исключением одного случая, о котором мы скажем ниже (п. 5 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@).

По действующим правилам согласно п. 11 Приказа ФНС России № ММВ-7-8/200@ требование считается принятым, если налоговому органу от налогоплательщика поступила квитанция о приеме [2] , подписанная квалифицированной электронной подписью. При получении квитанции о приеме требования датой его получения считается дата, указанная в квитанции.

Новыми правилами не установлено, как должна действовать инспекция в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме. В связи с этим отметим, что в ранее действующем Приказе ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ было установлено следующее: если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет ему требование на бумажном носителе в установленный Налоговым кодексом срок (ст. 70 НК РФ).

Полагаем, названный порядок действует и теперь. Как указывают суды, при направлении требования посредством канала телекоммуникационной связи налоговый орган должен получить подтверждение от налогоплательщика о получении требования (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 № 09АП-26827/2016 по делу № А40-787/15, от 29.02.2016 № 09АП-59010/2015 по делу № А40-34652/14).

Функции оператора электронного документооборота.

налоговые поправки

Данный участник электронного взаимодействия фиксирует дату направления требования и формирует подтверждение даты его отправки. Затем, подписав его квалифицированной электронной подписью, высылает его одновременно в адрес участников информационного обмена: инспекции и налогоплательщика. Последнему подтверждение направляется вместе с самим требованием.

Обязанности налогоплательщика.

  • либо квитанцию о приеме документа;
  • либо уведомление об отказе в приеме.

Отказать контролерам в получении требования он вправе при ошибочном направлении документа, а также в случае неверной электронной подписи налогового органа или ее отсутствия.

Получив обоснованный отказ, инспекция устраняет указанные в уведомлении об отказе ошибки, и направляет электронное требование повторно.

В заключение отметим, что каких-либо глобальных изменений в порядок направления требования в адрес налогоплательщика Приказ № ММВ-7-8/200@ не внес. При этом важно не забывать об установленной обязанности проверять не реже одного раза в сутки поступления электронных документов. Причем она касается всех участников информационного обмена. Необходимо также уяснить следующее: датой направления налогоплательщику электронного требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогоплательщика. При получении данной квитанции датой получения требования налогоплательщиком считается дата, указанная в квитанции о приеме.

[2] Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.


В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

Виды налоговых требований.

1. Требование о представлении документов (информации).

2. Требование о предоставлении пояснений.

3. Требование об уплате налога.

Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

Действия при получении требования

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

Штраф за несвоевременный ответ на требование

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Основания для уменьшения штрафа

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

Читайте также: