Куда сдавать налоговую декларацию ип по месту жительства или регистрации

Обновлено: 08.05.2024

Для получения налогового вычета, декларирования дохода в установленных законом случаях физическое лицо подает декларацию. В какую налоговую подавать декларацию 3 НДФЛ? В статье ответим на этот вопрос, кроме того, Вы узнаете, куда подавать документы на налоговый вычет, можно ли подать декларацию не по месту прописки, а по месту временной регистрации, работы или нахождения имущества.

В какую инспекцию подается декларация 3 НДФЛ согласно закону

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по их месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Что признается местом жительства согласно Налоговому кодексу РФ?

Таким образом, мы выяснили, куда подавать налоговую декларацию 3 НДФЛ в общем случае,- декларация 3 НДФЛ подается в налоговую инспекцию по прописке. При отсутствии у физического лица места жительства на территории России для целей Налогового кодекса РФ место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания.

При этом налоговая декларация может быть

  • представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя,
  • направлена в виде почтового отправления с описью вложения,
  • передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

С недавних пор налоговая декларация по НДФЛ на бумажном носителе может быть представлена в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Куда подавать документы на налоговый вычет

В настоящее время законом предусмотрено получение различных видов налоговых вычетов по НДФЛ, в частности, вычета по расходам на покупку квартиры, комнаты, земельного участка, строительство и приобретение дома, погашение процентов ипотеки, лечение, обучение, страхование жизни и т.д.

Если Вы хотите узнать, в какую налоговую подавать 3-НДФЛ на возмещение, Вам необходимо выяснить, к какой налоговой инспекции Вы относитесь по прописке. Именно туда Вы будете направлять декларацию 3 НДФЛ и другие необходимые документы для получения налогового вычета.

Отметим, что часть вычетов можно получить через работодателя (чаще всего так возвращают 13 % за квартиру). В этом случае составлять и подавать налоговую декларацию 3 НДФЛ не нужно. В какую налоговую обращаться за налоговым вычетом за покупку квартиры (при его получении через ИФНС или на работе), будет зависеть от того, к какой ИФНС Вы относитесь по месту постоянной регистрации.

Куда подавать декларацию 3 НДФЛ? Этот вопрос важен для тех, кто декларирует свои доходы и получает налоговый вычет

Куда подавать декларацию 3 НДФЛ? Этот вопрос важен для тех, кто декларирует свои доходы и получает налоговый вычет

Ответим на другие часто задаваемые вопросы по рассматриваемой теме.

Куда подавать декларацию 3 НДФЛ для получения налогового вычета, если живешь в другом городе?

Оформление налогового вычета является льготой, поэтому законом не возложена обязанность возврата 13 % и, соответственно, подачи декларации. Лица, на которых не возложена обязанность представить налоговую декларацию, вправе сдать такую декларацию в налоговый орган по месту жительства (п. 2 ст. 229 НК РФ).

Поэтому налогоплательщик, работающий в одном городе, но при этом имеющий постоянную регистрацию в другом городе, для получения налогового вычета подает налоговую декларацию 3 НДФЛ в инспекцию по прописке (Письмо Минфин РФ от 20 апреля 2017 г. N 03-04-05/23779).

Мужчина работает в Москве, а прописан в Омске. В 2021 году он платно лечил зубы. Для получения налогового вычета он подает декларацию за 2021 в ИФНС по месту прописки в Омске и оформляет возврат налога. При этом ему необязательно ехать в Омск для подачи декларацию — подать 3 НДФЛ и остальные документы для вычета он может через интернет или по почте.

Можно ли подать документы на налоговый вычет не по месту прописке?

Можно ли подать декларацию 3 НДФЛ при покупке квартиры по месту нахождения недвижимости?

Нет, в данном случае документы для получения имущественного вычета и декларация 3 НДФЛ подаются по месту жительства (т.е. месту прописки налогоплательщика).

В какую налоговую подавать декларацию при продаже квартиры, автомобиля?

Обязанность подачи декларации 3 НДФЛ при продаже имущества возникает не всегда. Например, если Вы продали автомобиль, которым владели более 3 лет, то заполнять декларацию не нужно. Налогоплательщики, которые обязаны представить декларацию, подают ее в налоговый орган по месту своего учета (п. 3 ст. 228 НК РФ).

В какую ИФНС подается декларация 3-НДФЛ при продаже имущества, если нет прописки?

Куда подавать декларацию 3 НДФЛ — по месту жительства или прописки?

Данный вопрос не совсем корректен, т.к. согласно налоговому законодательству место жительство это и есть место прописки. В общем случае декларация 3 НДФЛ подается по месту прописки (а не по месту пребывания)

Теперь Вы знаете, в какую налоговую подавать декларацию 3 НДФЛ и куда подавать документы на налоговый вычет. Для ответа на данные вопросы мы обратились к законодательным нормам, а также разъяснениям государственных органов. В общем случае декларация сдается в инспекцию по месту прописки (т.е. по месту жительства).

Декларация о доходах является обязательным документом для подачи в налоговую службу. Это правило относится к физлицам, которые получили доход сверх того, по которому уже оплачен налог. Речь идет о налоге на доход физического лица от любого вида деятельности. Заполненная декларация подается в налоговый орган по месту регистрации.

Что такое З-НДФЛ, как рассчитывается сумма налога, как получить декларацию и как правильно представлять документы в налоговую службу?

Содержание:

Декларация 3-НДФЛ

Справка 3-НДФЛ - это декларация, которая подается в налоговую инспекцию по регистрационному месту для того, чтобы предоставить отчет о собственной прибыли и расходах.

Такая обязанность возлагается на человека, который продал имущество или сдает в аренду жилье, оформлен как ЧП (частный предприниматель) или ИП (индивидуальный предприниматель), осуществляет деятельность как нотариус или адвокат.

Налоги взимаются за все, где есть доходы: с заработных плат и премиальных, с продажи имущества, с гонораров за интеллектуальную деятельность, за подарки или призы, выигрыши и т.д.

С помощью этой декларации получают налоговые вычеты. И в большинстве случаях это неплохие денежные компенсации. Однако декларацию З-НДФЛ не обязательно подают для возвращения налогов – это отдельный выбор каждого.

Главное преимущество подоходного налога то, что он наиболее логично сообразуется с платежеспособностью физического или юридического лица. В истории налога было много перипетий: чтобы привить населению подоходную ответственность, понадобилось ни одно десятилетие.

Впервые подоходный налог в России появился в 1916 году во время Первой мировой войны, и отчислениями облагались все предприятия, поставки и подряды, граждане, получающие доходы. Позже эти законы видоизменялись советским правительством, и дошли в современную экономику в полноценном, доработанном виде.

Сегодня список налогоплательщиков, налоговые ставки и базу определяют статьи НК РФ. С 2010 года было принято решение, что нельзя поднимать ставку выше 13%, так как имеющие неплохое состояние люди найдут лазейки для ухода от налогообложения.

Образец З-НДФЛ

Для чего нужна декларация 3-НДФЛ?

Обязанность задекларировать свои доходы возникает при получении средств не от налоговых агентов в случаях: дохода от сдачи недвижимости в аренду, получения наследства, подарков и т.д. К примеру, это аннулирование кредита заемщика банком вследствие признания лица банкротом.

Доходы от агентов налогообложения, которые не стали объектами удержания налогов при выплате, не всегда освобождены от отчислений.

Многие налогоплательщики не знают о возможности применения налоговых вычетов. Налоговым вычетом называют государственную льготу, которая предназначена для возврата налогов с определенных трат налогоплательщика. Необходимо в документах указывать все расходы, ведь с незаявленных растрат налоги не будут пересчитаны.

Налоговые вычеты могут устанавливать за лечение, обучение, страховые взносы, пожертвования благотворительным фондам. Документы на получения вычетов подаются в году, следующим за отчетным. К примеру, чтобы получить оплату за лечение в 2020, подайте необходимые бумаги до апреля 2021 года.

Как получить справку 3-НДФЛ?

Существует два варианта и оба варианта подходят для всех граждан.

Получить 3-НДФЛ онлайн

Заполнить документы на доходы физического лица можно через сайт налоговой службы. В дополнениях к декларации необходимо передавать договор – оферту о выполненных работах и указанных услугах. В личном кабинете пользователя можно делать формулировку актов за отчетные периоды и скачивать их архивами.

Получить 3-НДФЛ лично

Если вы решили подавать налоговую отчетность с посещением соответствующего учреждения – есть несколько вариантов. Можете самостоятельно распечатать З-НДФЛ с любого интернет-ресурса и заполнить образец прежде, чем отнести в налоговую службу. Также можно получить документ в налоговой инспекции, в которую будете относить отчетность – там сотрудник вам распечатает бланк и поможет с заполнением.

Главное – не забудьте взять с собой необходимые документы, которые подтверждают вашу личность и наличие источника доходов.

Как заполнить декларацию 3-НДФЛ

Оплатить налоги намного проще, чем получить вычет. Для оплаты налогов все реализовано максимально просто: достаточно воспользоваться услугами онлайн-портала и внести необходимую сумму. А вот получить налоговый вычет по 3-НДФЛ намного сложнее.

Как заполнить самостоятельно бесплатно?

Заполнить отчетность самостоятельно могут те физические лица, которые намерены получить вычеты по имущественным или социальным направлениям. Декларацию следует подавать посредством использования личного кабинета налогоплательщика.

Видео "Как заполнить декларацию 3-НДФЛ самостоятельно в личном кабинете"

Как заполнить платно?

Можно поручить процесс заполнения документов специализированной конторе, которая за указанную сумму возьмет выполнение всех процессов на себя. Стоимость услуг устанавливается в индивидуальном порядке, а со стороны заказчика необходимо предоставить личные данные.

Когда нужно и не нужно подавать 3-НДФЛ

Когда нужна декларация 3-НДФЛ

Предоставить данную декларацию необходимо в ряде случаев:

  • во время получения доходов от продажи имущества;
  • при получении недвижимого имущества, странспортного средства, доли или акций от людей, которые не входят в число близких родственников;
  • при получении денежных средств от заключенных договоров между физическими лицами;
  • при получении выигрыша от азартных игр и тотализаторов;
  • от доходов с источников, которые расположены за пределами РФ.

Можно вернуть сумму налогового вычета по ипотеке. Пример вычетов можно рассмотреть в следующей таблице:

Максимально возможная сумма для расчета

Можно ли получить остаток по имущественному вычету


Получить сумму вычета по процентам можно по факту регистрации прав собственности.

Когда не нужно подавать?

В случаях, когда налогоплательщик не является предпринимателем, не получал налоговый доход или средства, с которых уже были изъяты налоги.

Очень важно, что налогоплательщик не должен подавать документ, но имеет право совершить это по собственному желанию. Достаточно обратиться в налоговый орган по фактическому месту проживания. Такая ситуация распространена при подаче документов для получения вычетных налогов. Декларацию на получение налоговых вычетов можно подавать в годовой период.

Что делать с уже заполненной декларацией?

Возврат средств будет осуществлен в течение 4 месяцев. В первые 3 месяца происходит проверка документов, а в течение четвертого у налоговой есть время для возврата средств. При составлении деклараций необходимо использовать электронную подпись, получение которой длится максимум сутки. Обычно оформление и получение электронной подписи составляет не более 10 минут.

Сколько действует декларация 3-НДФЛ

Сроки действия декларации З-НДФЛ не регламентированы рамками закона. Если желаете получить налоговый вычет с помощью декларации, справка 2-НДФЛ должна быть не старше трех лет.

Сроки действия декларации для банков устанавливаются самостоятельно этими организациями. Финансовые структуры заранее оповещают клиентов о необходимости предоставления свежей отчетности.

Для налоговых инспекций декларация не имеет определенного срока годности. Сдавать документы нужно в установленные сроки для подачи, во избежание получения санкций (регулируется пунктом 5 ст. 226 и пунктом 2 ст. 230 НК РФ).

Сроки и правила предоставления декларации в налоговую

З-НДФЛ должна подаваться на бумажном носителе или в форме электронного письма в налоговую по фактическому месту жительства физического или юридического лица, не позже 30 апреля следующего года, который идет после факта получения соответствующего дохода.

По налогу на прибыль установлено два отчетных периода. При этом промежуточные отчеты за первый квартал, полгода, три квартала – налогооблагаемые лица должны предоставлять в течение сорока дней по календарю, следующих за отчетным кварталом.

Оплачивать задекларированные налоги следует на протяжении десяти дней, идущих за сроком подачи декларации.

Штрафы за просрочку подачи 3-НДФЛ

За просрочку даты подачи документов налогоплательщик получает штраф от инспекции: 5% от налоговой суммы за каждый просроченный месяц, но не больше 30% всей суммы. Оплатить налог необходимо до 15 июля следующего года, идущим за отчетным. Если вы не оплатили его вовремя – будете оштрафованы 20%

При подаче нулевой декларации несвоевременно необходимо предоставить документы о действительности отсутствия налогов к выплате, и заплатить штраф в 1000 рублей.

Штраф применяется только к тем плательщикам налогов, чью неуплату смогли обнаружить. Но если вы самостоятельно выявили неуплату и погасили установленные отчисления – инспекторы не могут наложить на вас санкции.

Вопрос-ответ:

Можно ли заполнить декларацию от руки?

Да, если будут использованы чернила синего или черного цвета. Однако, данный способ не является предпочтительным, т.к. налоговая оставляет за собой право отказать в рассмотрении документа, если какая-то его часть вызовет сложности при чтении и интерпретации.

Где брать бланк для заполнения?

Что делать, если заполнил 3-НДФЛ неправильно?

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Даже если ИП ничего не зарабатывает, он должен платить обязательные взносы.

Зарегистрироваться снова можно в любое время. Раньше после повторной регистрации нельзя было уйти на налоговые каникулы, а с 2018 года — можно.

Как закрыть ИП: пошаговая инструкция

Могут ли отказать в закрытии ИП

ФНС имеет право отказать в закрытии ИП, но тогда она обязана выдать документ, в котором изложена причина отказа. Я и мои знакомые бухгалтеры с таким ни разу не сталкивались, но я слышала, что чаще всего отказы связаны с неправильно заполненным заявлением.

Суд с этим не согласился, ИП все-таки закрыли.

Чтобы закрыть ИП с работниками, нужно уволить всех — в том числе нетрудоспособных, отпускников, несовершеннолетних и беременных сотрудниц.

Сотрудников нужно предупредить об увольнении заранее. Обычно это делают за две недели, если иной срок не прописан в трудовом договоре. Уведомление составляют в произвольной форме и выдают работникам под подпись.

Форма уведомления об увольненииDOC, 47 КБ

Предпринимателю по уволенным сотрудникам нужно сдать отчетность:

  1. В налоговую — Расчет по страховым взносам и 6-НДФЛ.
  2. В пенсионный фонд — СЗВ-М , СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД .
  3. В фонд социального страхования — 4-ФСС .

В течение 15 календарных дней со дня подачи расчета нужно уплатить страховые взносы, которые насчитали в расчете по страховым взносам и отчете 4-ФСС.

Если хотите закрыть ИП без работников, начинайте со сбора документов, потом уже все остальное.

Для этого нужно подать заявление в налоговую и приложить отчет о закрытии фискального накопителя. Заявление можно подать лично в налоговой или на сайте ФНС.

Контрольно-кассовая техника снимется с учета в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления в бумажном или электронном виде. После этого формируется карточка о снятии ККТ с регистрационного учета. В электронном виде такая карточка формируется за пару часов.

Чтобы закрыть ИП, нужно отдать в ИФНС пакет документов:

  1. Заявление.
  2. Квитанцию об оплате госпошлины.
  3. Справку из ПФР, но она не обязательна.

Подать документы на закрытие ИП нужно в ту налоговую, где вы регистрировались. Заявление по форме № Р26001 заполняем либо на компьютере, либо вручную печатными буквами черной ручкой.

Бланк заявления на закрытие ИП

Раздел 4. Заполняется только в случае, если подаете заявление не лично, а через представителя по нотариальной доверенности или почтовым отправлением. При отправке почтой подпись на заявлении тоже необходимо заверить у нотариуса

Раздел 2. Подписывать в налоговой или МФЦ в присутствии сотрудника, который принимает заявление.

Раздел 3. Заполнять не нужно.

Раздел 4. Заполняется только в случае, если подаете заявление не лично, а через представителя по нотариальной доверенности или почтовым отправлением. При отправке почтой подпись на заявлении тоже необходимо заверить у нотариуса.

Госпошлину за ликвидацию ИП можно оплатить либо прямо на сайте налоговой, либо заполнить там же квитанцию, а оплатить в отделении банка.

стоит закрыть ИП в 2021 году

Закрытие ИП в 2021 году будет стоить вам 160 Р . Если будете подавать документы через сайт ФНС, госпошлину платить не надо.

Еще на сайте налоговой написано, что нужна справка из пенсионного фонда о том, что вы предоставили все сведения по взносам. Но тут же написано, что эта справка не обязательна — налоговая умеет делать внутренний запрос в ПФР. Я эту справку ни разу не прикладывала.

Документы можно сдать одним из пяти способов:

При личной подаче документов берите с собой паспорт. В этом случае инспектор выдаст расписку с подписью, датой и штампом — она подтверждает, что вы сдали документы.

должен платить ИП в качестве обязательных взносов в 2021 году

При отправке по почте таким подтверждением считаются кассовый чек и опись вложения, подписанная сотрудником почты. Датой подачи заявления считается день, когда налоговая получит письмо.

Срок закрытия ИП в 2021 году — 5 рабочих дней с момента получения документов налоговой. После этого она выдает уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП. Если подавали документы через МФЦ, то срок увеличивается до 11 дней.

Тут все просто. Чтобы закрыть счет, нужно заполнить заявление, форму для него дадут в банке. Банк все сделает сам.

Фиксированные взносы платят все ИП. В 2021 году срок уплаты — в течение 15 календарных дней с даты внесения записи о закрытии ИП в ЕГРИП. Если вы закрываетесь в середине года, то сумму взносов нужно рассчитывать пропорционально отработанным месяцам и дням. Их платят отдельно за обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Допустим, ИП закрылся 27 июня 2021 года. Получается, что в 2021 году ИП проработал 5 полных календарных месяцев и 27 календарных дней. Тогда взносы нужно считать так:

  1. Взносы на обязательное пенсионное страхование. Сумма за полные месяцы — это (32 448 / 12) × 5 = 2704 × 5 = 13 520 Р . Сумма за 27 дней июня — это (32 448 / 12) × (27 / 30) = 2704 × 0,9 = 2434 Р . Итого будет 15 954 Р .
  2. Взносы на обязательное медицинское страхование. Сумма за полные месяцы — это (8426 / 12) × 5 = 702 × 5 = 3511 Р . Сумма за 27 дней июня — это (8426 / 12) × (27 / 30) = 702 × 0,9 = 632 Р . Итого будет 4143 Р .

Еще нужно будет заплатить дополнительный 1% пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 Р .

Сумма налога и срок подачи декларации зависят от системы налогообложения, на которой вы работали.

ИП на ОСН подают 3-НДФЛ и декларацию по НДС. Дедлайн декларации 3-НДФЛ — 5 дней после внесения записи в ЕГРИП, налог нужно уплатить в течение 15 дней. Декларация по НДС подается не позже 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором ИП закрылся. Налог нужно уплатить либо сразу, либо разделить на три части и платить в течение квартала ежемесячно до 25 числа.

Пусть ИП из примера выше работал на ОСН. Он закрылся как раз в конце второго квартала и декларацию по НДС подаст не позже 25 июля.

ИП на ЕНВД должен подать декларацию не позднее 20 числа первого месяца, который следует за месяцем закрытия ИП. Уплатить налог — не позднее 25 числа того же месяца.

Если ИП из примера работал на ЕНВД, то он должен был сдать декларацию не позднее 20 июля 2018 года, а уплатить налог — до 25 июля.

ИП на ПСН имеет право пересчитать стоимость патента пропорционально отработанному времени. Переплату можно зачесть в другие налоги или вернуть. Подать заявление на перерасчет нужно до того, как патент закончится.

Если просрочить отчеты и налоги

Если вы закроете ИП и останетесь должны государству или своим кредиторам, долги вам не простят — сумма долга перейдет на вас как на физическое лицо.

Погасить долги можно добровольно. Еще их могут взыскать через суд, через процедуру банкротства. В течение пяти лет после суда вы не сможете заниматься бизнесом, а еще и выезд из страны могут закрыть.

Документы по работе ИП — книги учета доходов и расходов, налоговые документы — нужно хранить еще 4 года, даже если ИП уже закрылось.

Квитанции и платежки по страховым взносам хранятся в течение 6 лет. Документы по сотрудникам — в течение 50 лет.

Частые вопросы по ликвидации ИП

Как оплатить страховые взносы? Можно через сервис на сайте ФНС:

Как закрыть ИП в другом городе? Документы нужно подать в ту же налоговую, куда их подавали:

Как закрыть ИП, если не велась деятельность? Чтобы закрыть ИП, который не работал, нужно:

  1. Сдать отчетность и уплатить фиксированные взносы за себя. Количество и форма отчетов зависит от системы налогообложения, которая была выбрана при регистрации ИП.
  2. Подать документы на закрытие ИП в ФНС.
  3. Закрыть расчетный счет в банке.

Можно ли закрыть ИП по доверенности? ИП можно закрыть по нотариально заверенной доверенности. А также нужно заверить у нотариуса подпись на заявлении по форме № Р26001. В случае подачи заявления по доверенности в форме заполняется раздел №4:

Может ли налоговая ликвидировать ИП? Налоговая или суд могут принудительно ликвидировать ИП и исключить его из ЕГРИП. Причины бывают разные, вот основные из них:

  1. смерть предпринимателя;
  2. банкротство;
  3. решение суда.

Если ИП снят с учета, как взыскать долг? Если ИП прекратил работать, ему не простят долги, а будут взыскивать как с обычного физического лица: через суд или процедуру банкротства. Банкротства добиваются тоже через суд, если должник не платит в течение 3 месяцев.

Результатом такого суда может стать мировое соглашение, реструктуризация долга или продажа имущества.

Индивидуальный предприниматель, находящийся на УСНО, в течение года переезжает в другой регион. Естественно, его волнуют многие вопросы. Как встать на учет на новом месте? Что делать с авансовыми платежами, ранее уплаченными по прежнему месту регистрации? По какой ставке считать налог, если в том субъекте, куда переехал ИП, установлены иные ставки (выше или ниже)? Есть ли налоговые риски, если предприниматель переехал, а весь бизнес по-прежнему ведется на старом месте? С этими вопросами и будем разбираться.

Постановка на учет на новом месте

Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места жительства физлица (в том числе индивидуального предпринимателя) снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором тот состоял на учете, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Эти органы обязаны сообщать ИФНС о фактах регистрации физлица по месту его нахождения в течение десяти дней после дня регистрации указанного лица (п. 3 ст. 85 НК РФ).

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций и физических лиц (далее – Порядок) утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. Согласно п. 28 данного документа, если физическое лицо изменило место жительства, постановка на учет в налоговом органе этого лица по новому месту жительства осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства. Причем в таком случае датой постановки на учет физического лица является дата его регистрации по новому месту жительства.

Итак, если ИП сменил домашний адрес, то его снимут с учета в старой ИФНС и поставят на учет в новой автоматически, после того как налоговые органы получат сведения из МВД о новой прописке.

В ИФНС не надо подавать ни заявления о внесении нового адреса в ЕГРИП, ни других дополнительных документов. Это будет сделано автоматически на основании п. 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. ИНН останется прежним.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, а также п. 28, 29 Порядка предприниматель должен получить:

уведомление о постановке на учет в новой инспекции;

уведомление о снятии с учета в старой инспекции;

документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРИП.

Дата регистрации по новому месту жительства будет являться датой снятия с учета в старой ИФНС (она же – дата постановки на учет в новой).

О передаче карточек расчетов с бюджетом (РСБ)

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. Поэтому изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами (см. п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

При снятии с учета по прежнему месту жительства и постановке на учет по новому карточка РСБ подлежит передаче в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика. При этом все данные о недоимках и переплатах налоговый орган по прежнему месту нахождения передает в налоговый орган по новому месту нахождения (см. Письмо ФНС России от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@).

Карточки РСБ передаются в налоговый орган по месту жительства ИП за текущий год и три года, предшествующие году снятия налогоплательщика с учета, вне зависимости от значения сальдо расчетов с бюджетом (см. Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431@).

Порядок обмена между налоговыми органами расчетными документами, поступившими в налоговый орган после даты снятия с учета налогоплательщика, предусмотрен Едиными требованиями (Приказ ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@). В них говорится, что после получения этих документов налоговым органом по новому месту учета в карточках РСБ отражаются суммы платежей по переданным расчетным документам как поступившие (в графах 12, 18 и 22).

Иными словами, карточка РСБ должна была быть передана по новому месту учета ИП с отражением всех данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.

Как быть с авансовыми платежами, уплаченными на старом месте?

Согласно п. 6 и 7 ст. 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по нему в связи с применением УСНО производится по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовые платежи – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I кварталом, полугодием и девятью месяцами календарного года).

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).

Таким образом, суммы авансовых платежей, уплаченных ИП до переезда, будут учтены новой ИФНС при расчете годового налога.

Куда представлять налоговую декларацию?

Предположим, индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО, сменил место жительства и был поставлен на учет в налоговом органе по новому местонахождению в мае. Авансовые платежи за I квартал были уплачены по коду ОКТМО по старому месту учета, а платежи за полугодие и девять месяцев – по коду ОКТМО по новому месту учета.

Как в этом случае заполнить декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО? Ответ на этот вопрос был дан в Письме ФНС России от 01.08.2012 № ЕД-4-3/12772@.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено представление налогоплательщиком нескольких налоговых деклараций с разными ОКТМО в отношении одного налогового периода при изменении в течение календарного года налогоплательщиком места жительства на территориях субъектов РФ.

К сведению: декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, должна подаваться в налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика.

При исчислении сумм налога по УСНО, подлежащих уплате по итогам налогового периода, учитываются суммы авансовых платежей, уплаченных в период до изменения места постановки на учет и отраженных в карточке РСБ, открытой с ОКТМО по старому месту учета, а также суммы авансовых платежей, уплаченных за период после изменения места постановки на учет.

Иными словами, ИП не нужно подавать заявления о зачете переплаты по авансовым платежам (которая возникнет по прежнему ОКТМО) на новый ОКТМО.

Если на новом месте другие налоговые ставки

О ставках налога в том или ином регионе можно узнать на сайте ФНС.

Обратите внимание: при изменении в течение календарного года ИП места жительства на территориях субъектов РФ, которыми установлены разные налоговые ставки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением УСНО, сумму этого налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, действовавшей в субъекте РФ на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация. При исчислении налога за налоговый период учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу (Письмо Минфина России от 09.07.2012 № 03-11-06/2/86).

При этом перерасчет суммы авансового платежа по налогу, уплаченному до снятия с учета в налоговых органах одного субъекта РФ при постановке на учет в налоговых органах другого субъекта РФ, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен (Письмо Минфина России от 09.03.2016 № 03-11-11/13037).

Некий ИП, проживающий и ведущий бизнес в Хабаровском крае, решил уменьшить налог на УСНО и прописаться в Республике Крым, чтобы платить не 6 % налога, а всего 3 %. Сэкономил порядка 1,5 млн руб. на вполне законных основаниях. Ведь с изменением места жительства не возникает обязанностей по прекращению деятельности ИП в месте ее осуществления. Кроме того, УСНО не предполагает постановки на учет ИП по месту осуществления деятельности.

Однако инспекторы посчитали, что переезд ИП фиктивен и был обусловлен лишь желанием получить необоснованную налоговую выгоду за счет применения пониженной ставки. Предпринимателю был пересчитан налог по ставке 6 %, начислены соответствующие штрафы и пени, в общей сложности ему пришлось доплатить порядка 2 млн руб.

К сведению: в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, применения более низкой налоговой ставки.

Дело дошло до суда, который встал на сторону налоговиков. И неудивительно, потому что собранных доказательств было более чем достаточно.

Аргументы, которые помогли налоговикам выиграть спор

Отсутствие признаков пребывания, нахождения, перемещения ИП на территории нового субъекта РФ. Материалами налоговой проверки было установлено, что регистрация индивидуального предпринимателя в г. Керчи по указанному им адресу осуществлена без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, то есть без намерения создания правовых последствий проживания по этому адресу.

К делу было приложено письмо отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства гражданина РФ.

В процессе рассмотрения спора ИП пояснил, что договорился с владелицей квартиры о том, что он после прописки в данной квартире в дальнейшем ее приобретет.

При этом в протоколе допроса хозяйка квартиры указала, что квартира находится в ее собственности 15 лет. ИП был прописан в квартире по его просьбе; за время регистрации по данному адресу ни разу в квартире не останавливался. Данное обстоятельство подтверждается свидетельскими показаниями иных лиц.

Таким образом, довод ИП, изложенный в исковом заявлении, относительно того, что владелица квартиры подтвердила намерения ИП о покупке в дальнейшем данной квартиры, являлся несостоятельным.

Согласно полученной из УМВД России по г. Керчи информации в отношении ИП не выявлены железнодорожные и авиабилетные операции как на отправление из территории Республики Крым, так и на прибытие на ее территорию.

Таким образом, в результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией установлено отсутствие признаков пребывания, нахождения, перемещения ИП на территории Республики Крым, а также проживания по адресу его регистрации.

При этом все имущество и транспортные средства, принадлежавшие ИП (данные выписки из ЕГРН), расположены в Хабаровском крае: в городах Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.

Также в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что гражданин в проверяемом налоговом периоде являлся учредителем нескольких ООО. В результате проверки информации об IP-адресах установлено, что использование IP-адресов, расположенных на территории Республики Крым, этим ИП не осуществлялось.

Из представленных суду материалов проверки также следует, что ИП получал в проверяемый период доход от деятельности по сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества, по предоставлению мест для временного проживания, по перевозке пассажиров и другие.

То, что после изменения с 16.09.2015 места жительства (пребывания) ИП продолжал непрерывно (постоянно) осуществлять свою деятельность в Хабаровском крае, подтверждается также документами (информацией), представленными контрагентами заявителя.

Таким образом, ввиду удаленности места нахождения оказываемых услуг физически невозможно одновременно проживать (пребывать) в Республике Крым и вести вышеуказанную предпринимательскую деятельность в Хабаровском крае.

Еще один аргумент налоговиков – согласно сведениям о среднесписочной численности работников за 2015 год у ИП отсутствуют наемные лица. В базах налоговых органов нет информации о представлении предпринимателем сведений по форме 2-НДФЛ о выплаченных доходах физическим лицам в 2015 году.

Регистрационный учет вводится в интересах не только гражданина, но и РФ. Суд опроверг довод ИП о том, что регистрация по месту жительства является лишь способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и ИП исполнил свою обязанность по уведомлению о месте своей регистрации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, регистрационный учет в силу прямого указания закона вводится в интересах не только самого гражданина, собственника жилого помещения и других граждан, но и в интересах государства и общества, то есть Российской Федерации.

Следовательно, основанием для регистрации гражданина в жилом помещении по месту жительства являются обстоятельства его постоянного или преимущественного проживания в соответствующем жилом помещении.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).

Согласно п. 18 Правил регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах.

Под фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (п. 3 Правил).

Материалами дела подтверждается, что ИП по адресу регистрации в г. Керчи фактически не проживал и не пребывал.

Таким образом, предприниматель с целью получения налоговой выгоды предоставил в органы миграционной службы не соответствующие действительности сведения о своем намерении проживать (пребывать) по указанному адресу, что повлекло неблагоприятные экономические последствия для бюджета.

На основании вышеизложенного инспекция направила в адрес отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи письмо о признании регистрации фиктивной.

Отдел по вопросам миграции подтвердил факт фиктивной регистрации гражданина и указал, что данный гражданин снят с регистрационного учета по месту жительства.

Читайте также: