Куда относятся по налогообложению расходы связанные с охраной труда

Обновлено: 23.04.2024

Предприятие находится на УСН, объект налогообложения - "доходы минус расходы". Можно ли принять в расходы услуги сторонней организации по охране труда, а также расходы на проведение медосмотра работников при приеме на работу?

Расходы на мероприятия по охране труда

Перечень расходов, учитываемых при применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Данный перечень является закрытым. Расходы, не предусмотренные указанным перечнем, не принимаются в целях налогообложения.

Расходы предусмотрены трудовым законодательством, в частности на охрану труда, в перечне затрат, учитываемых при УСН не указаны.

Следовательно, расходы организации, применяющей УСН, на оплату услуг сторонней организации по охране труда не учитываются.

Однако если ваша организация оплатила расходы за проведение аттестации рабочих мест, с последующим получением сертификата соответствия работ по охране труда, то данные расходы могут быть учтены на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в качестве расходов на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Медицинские осмотры

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Порядок проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Статья 212 ТК РФ определяет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно подпункту 5 пункта 1 и пункту 2 статьи 346.16 НК РФ налогоплательщиками, применяющими УСН, при определении налоговой базы могут учитываться материальные расходы в порядке, установленном статьей 254 НК РФ.

В состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Следовательно, расходы на проведение обязательных медицинских осмотров, которые проводятся в соответствии с требованиями законодательства, могут быть учтены в качестве расходов при определении налоговой базы по УСН (письма Минфина России от 25.05.2007 № 03-11-04/2/139, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1).

Если прохождение медицинских осмотров законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы.

Порядок определения расходов, учитываемых при применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", подробно описан в справочнике по Упрощенной системе налогообложения в разделе "Налоги и взносы" на ИТС.

Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.

В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.

Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Думаю ни для кого не секрет, что охрану труда в России полностью соблюдают порядка 10 – 15 % предприятий, остальные делают это частично, либо даже не знаю что это такое и для чего необходима.

Такое отношение всегда приводит к происшествиям на производстве, причин много, и это может быть неисправное оборудование или инструмент, незнание правил охраны труда, неиспользование СИЗ и так далее.

Из-за чего это происходит? Чаще всего из-за отсутствия средств либо недостаточного финансирования.

Но государством предусмотрены предупредительные меры по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на производстве – это возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Об этом речь и пойдет в данной статье, читайте, комментируйте и рассказывайте свои примеры из практики, это будет полезно для всех читателей. Давайте делиться опытом!

Возмещение затрат на охрану труда

Не все знают о том, что можно пользоваться таким видом государственной поддержки, как возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, но любому работодателю хотелось бы вернуть потраченные деньги и пустить их в бизнес.

И если вы решили в текущем году воспользоваться такой программой, то не рекомендую затягивать и откладывать в “долгий ящик”, потому как выделяемые средства ФСС на финансирование не безграничны и требования к оформлению и содержанию документов высокие.

Но готовится нужно заблаговременно, потому как процедура подготовки трудоемкая, и чтобы вам не отказали из-за неправильно подготовленных документов, можно использовать пошаговый алгоритм без лишней “воды”.

Определение суммы страховых взносов

Для начала нужно понять, сколько же должно вернуться денег в казну предприятия, потому как многие “не заморачиваются” из-за суммы в 10000 рублей.

Но есть предприятия, которым можно пополнить бюджет на 200000 – 500000 рублей, тут стоит потратить рабочее время.

Вы можете самостоятельно посчитать, какая сумма будет на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, используя формулу:

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Формула для расчета суммы на возмещение затрат мероприятий по охране труда из ФСС

Согласно Приказа Минтруд соцзащиты РФ № 467н компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов, за предыдущий календарный год, если у вас были несчастные случаи или профзаболевания необходимо вычесть расходы на больничные листы этих работников и на оплату санаторно-курортных отпусков застрахованных лиц (лечение и проезд).

Возмещение затрат на охрану труда может быть увеличено до 30% (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н), если пред пенсионные работники были направлены на санаторно-курортное лечение, это те которым осталось 5 лет до страховой пенсии по старости.

Вот, например, один случай из практики, на малом предприятии были направлены пред пенсионные работники на санаторно-курортное лечение в санаторий. Так мало того, что специалист по охране труда сделала запрос в ФСС, чтоб уточнить какую сумму можно вернуть на мероприятия по охране труда, нашла санаторий, подготовила все необходимые документы для заключения договора, направила предпенсионных работников в отпуск отдыхать и подала документов в ФСС на возврат суммы. Одни только плюсы от данного мероприятия:

  • бесплатный отпуск предпенсионным работникам в санатории;
  • компенсация расходов на охрану труда 30% за счет страховых взносов, а сейчас получение данной суммы на счет работодателя;
  • приятный бонус для специалиста по охране труда от работодателя – это дополнительная денежная премия.

Если организация с численность по штату до 100 человек ранее не получала финансовое обеспечение предупредительных мер на охрану труда, или 2 года подряд ими не пользовалась, то может рассчитывать на сумму за три предыдущих года, но не более суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению в ФСС за текущий год.

Но не все так прекрасно и просто, как, казалось бы, на первый взгляд, есть причины, когда организации могут отказать в возмещении затрат на мероприятия по охране труда.

Почему так происходит? Просто не разобравшись во всех деталях, собрали документы и подали заявление в ФСС, потратили много времени, а из результатов только опыт, а компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов не светит.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Причины отказа на возмещение затрат на охрану труда

Существует ряд причин, по которым организации может быть отказано проводить возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС:

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Причины отказа на проведение возмещения затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Как видите, причиной отказа может стать не полностью подготовленный пакет документов и это еще одна причина начать подготовительную работу заранее, чтобы в случае отказа, было время внести исправления и повторно заявить о своем желании на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Документы на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Для того чтобы начать сбор документов, нужно уточнить в бухгалтерии не было ли причин для будущего отказа, и сумму, которую можно возместить из ФСС.

Из личного опыта могу сказать, что узнать сумму, которую можно возместить из ФСС и потрать ее – это лучше написать письмо на имя руководителя ФСС. Образец письма можете посмотреть здесь.

Потратить деньги организация сможет только на мероприятия по охране труда. И то, какой смысл вкладывается в данному случае в слово “потратить”.

Ранее организация не получала реальных денег. ФСС засчитывало расходы на охрану труда за счет страховых взносов.

С 2021 года, согласно Постановления РФ № 2375, организация, не позднее 15 декабря текущего года в ФСС подает заявление о возмещении расходов на оплату предупредительных мер с документами, подтверждающих данные расходы.

После чего ФСС в течении 5 рабочих дней со дня приема документов принимает решение о возмещении средств из фонда ФСС и производит перечисление средств на расчетный счет организации, указанный в заявлении.

Для того чтобы расходы были засчитаны, нужно запланировать мероприятия за счет, которых будет производиться возмещение затрат на охрану труда.

За счет чего возможно возмещение затрат на охрану труда

Данная программа нацелена на снижение травматизма в организациях, улучшению условий труда работников, именно поэтому перечень мероприятий обширен.

Он включает в себя практически все разделы охраны труда (п. 3 правил к Приказу № 467н):

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Согласно данного пункта можно:

  • приобрести одноразовые средства защиты (маски, респираторы, халаты и тд);
  • приобрести дезинфицирующие средства (салфетки, антисептики и тд) и дозирующие устройства;
  • приобрести оборудование (рециркуляторы воздуха и дезинфицирующие средств вирулицидного действия для комплексной обработки);
  • приобрести устройство для бесконтактного контроля температуры тела работников (электронные термометры);
  • провести лабораторные исследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и /или анализ на антитела к COVID-19).

Если наладить контакт, то специалисты ФСС идут навстречу и консультируют по все вопросам, предоставляют необходимые образцы документов и по договоренности, проверяют на наличие ошибок.

Такой подход поможет вам с первого раза правильно скомпоновать полный пакет документов, сэкономить время и избежать лишних поездок в ФСС.

План мероприятий по охране труда

Важный документ, предоставляемый на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который составляется не только для того, чтобы упорядочить работу, но и для участия в данной программе.

О том, как его подготовить, оформить и что включить, можете в подробной статье на данную тему.

Подбирайте мероприятия, которые помогут вам получить максимальный размер возмещения и будут реально выполнены, потому как потом придется отчитываться в ФСС об их выполнении.

Составление плана финансового обеспечения

Следующий важный документ, который придется подготовить – это план финансового обеспечения (Приложение к Приказу № 467н).

В план включаете все планируемые затраты по охране труда, например, расходы на проведение специальной оценки условий труда, с разбивкой сумм на ее проведение, срок исполнения, количество рабочих мест и обоснование (нормативный документ).

Эти затраты, конечно же, берутся не из головы, а из предварительно заключенного договора на проведение СОУТ, или по запланированному выполнению (п.6 а правил к Приказу № 467н).

В любом случае прежде чем включать любое из мероприятий по охране труда в план финансового обеспечения, необходимо детально ознакомиться с перечнем необходимых документов, предоставляемых в ФСС.

Для большего понимая масштабов, поясню, что это за документы. Например, по результатам проведения периодического медосмотра необходимо предоставить:

  • копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодический медосмотр в текущем году;
  • копию договора с мед. организацией на проведение медосмотров;
  • расчет стоимости услуг по проведению мед.осмотров;
  • копию лицензии мед.организации, учредительные документы (Устав, доверенности и так далее).

Вот еще один пример – для приобретения медицинских аптечек необходимо предоставить перечень приобретаемых медицинских изделий (приказ от 15.12.2020 № 1331н) с указанием их количества и стоимости, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектации аптечками.

Предоставляя копии документов, не забывайте их заверять (п. 6 правил к Приказу № 467н), а план финансового обеспечения подписать у руководителя организации и главного бухгалтера.

Заявление на возмещение затрат

Чтобы получить возмещение мероприятий по охране труда, нужно предоставить в ФСС заявление либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в срок до 01 октября текущего года с полным пакетом документов.

Заполните его и в двух экземплярах, вместе с остальным пакетом документов направите в ФСС.

Решение ФСС

После предоставления пакета документов на возмещение затрат на охрану труда согласование проходит в течение 10 – 15 рабочих дней (в зависимости от запланированной суммы).

То есть теперь становится понятно, почему готовить документы нужно заранее, три недели – это большой срок.

Далее принятое решение ФСС в течение 3-х рабочих дней оформляет приказом и может вручаться лично, направлять по почте или электронно через портал Госуслуги. Все зависит от того, какой способ укажете в заявлении.

Можно не позднее 1 октября текущего года дополнительно подать заявление и необходимые копии документов, если первоначально было подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств и получен приказ о финансовом обеспечении (п.13 правил к Приказу № 467н).

Включая в план будущие расходы, можно не полностью ими воспользоваться, в этом случае ФСС необходимо проинформировать до 20 ноября текущего года (п.14 правил к Приказу № 467н).

Если ФСС одобряет финансовое обеспечение за счет страховых взносов, то нужно будет потом за эти средства отчитываться ежеквартально (п.16 правил к Приказу № 467н).

Для того чтобы оформить отчет воспользуйтесь рекомендуемой формой по ссылке.

Вместе с отчетом подаются документы, подтверждающие реализацию заявленных мероприятий. К примеру, если это периодические осмотры, то заключительный акт, счет на оплату, платежное поручение, акт выполненных работ.

Если сумма будет разница в 1 рубль, то ваши усилия могут быть напрасны и нужно четко контролировать этот немаловажный нюанс.

Основные выводы

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС процесс хоть и очень трудоемкий, который требует особого контроля со стороны специалиста по охране труда и сбора огромного пакета документов, но и очень полезный для экономии бюджета компании.

Вам потребуется собрать довольно объемный пакет документов и предоставить в ФСС:

  1. Заявление о финансовом обеспечении.
  2. План по улучшению условий труда.
  3. План по финансовому обеспечению.

Казалось, бы не так и много, но по факту совсем другая картина. И если вы хотите поднять собственный авторитет в глазах руководства и знаете, что финансовое обеспечение будет приличное, стоит посвятить этому время. Эта процедура добавит плюсик в вашу карму и покажет, что на охрану труда можно не только тратить, но и экономить.

Ну, а если вам понравилась статья, буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях, это будет мотивировать меня готовить еще больше новых полезных и интересных заметок.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Если у вас есть что добавить и или есть примеры из практики, пишите комментарии, будет обсуждать, это важно для других читателей.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Работодатели начинают думать об охране труда только тогда, когда произошел несчастный случай или ГИТ собирается проверить организацию. Только после проверки или произошедшего несчастного случая руководители понимают, что профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний обходится дешевле, чем устранение последствий и реабилитация пострадавших работников

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).


Конкретный перечень мероприятий по охране должен определить сам работодатель исходя из специфики своей деятельности.


Проведение инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда организационные мероприятий по улучшению условий труда (разрабатываются на основе результатов СОУТ), производственный контроль или оценка профессиональных рисков — все эти мероприятия не требуют от работодателя значительных финансовых затрат и, как правило, выполняются собственными силами сотрудников организации и могут носить исключительно организационный характер. Остальные мероприятия требуют различных по величине финансовых затрат, но и их можно сократить.

КАК СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА С ПОМОЩЬЮ ВЗНОСОВ В ФСС РФ?


Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами[1].

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года.

Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования.


Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью. В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов. Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях.

К СИЗ также есть дополнительные требования. Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[2].

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы. За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации.

Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[3].

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

[1] Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 (далее — Правилах установления скидок и надбавок к страховым тарифам).

[3] Утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

Н. В. Елис,
эксперт по контролю и независимой экспертизе условий труда на соответствие требованиям охраны труда

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Думаю ни для кого не секрет, что охрану труда в России полностью соблюдают порядка 10 – 15 % предприятий, остальные делают это частично, либо даже не знаю что это такое и для чего необходима.

Такое отношение всегда приводит к происшествиям на производстве, причин много, и это может быть неисправное оборудование или инструмент, незнание правил охраны труда, неиспользование СИЗ и так далее.

Из-за чего это происходит? Чаще всего из-за отсутствия средств либо недостаточного финансирования.

Но государством предусмотрены предупредительные меры по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на производстве – это возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Об этом речь и пойдет в данной статье, читайте, комментируйте и рассказывайте свои примеры из практики, это будет полезно для всех читателей. Давайте делиться опытом!

Возмещение затрат на охрану труда

Не все знают о том, что можно пользоваться таким видом государственной поддержки, как возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, но любому работодателю хотелось бы вернуть потраченные деньги и пустить их в бизнес.

И если вы решили в текущем году воспользоваться такой программой, то не рекомендую затягивать и откладывать в “долгий ящик”, потому как выделяемые средства ФСС на финансирование не безграничны и требования к оформлению и содержанию документов высокие.

Но готовится нужно заблаговременно, потому как процедура подготовки трудоемкая, и чтобы вам не отказали из-за неправильно подготовленных документов, можно использовать пошаговый алгоритм без лишней “воды”.

Определение суммы страховых взносов

Для начала нужно понять, сколько же должно вернуться денег в казну предприятия, потому как многие “не заморачиваются” из-за суммы в 10000 рублей.

Но есть предприятия, которым можно пополнить бюджет на 200000 – 500000 рублей, тут стоит потратить рабочее время.

Вы можете самостоятельно посчитать, какая сумма будет на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, используя формулу:

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Формула для расчета суммы на возмещение затрат мероприятий по охране труда из ФСС

Согласно Приказа Минтруд соцзащиты РФ № 467н компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов, за предыдущий календарный год, если у вас были несчастные случаи или профзаболевания необходимо вычесть расходы на больничные листы этих работников и на оплату санаторно-курортных отпусков застрахованных лиц (лечение и проезд).

Возмещение затрат на охрану труда может быть увеличено до 30% (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н), если пред пенсионные работники были направлены на санаторно-курортное лечение, это те которым осталось 5 лет до страховой пенсии по старости.

Вот, например, один случай из практики, на малом предприятии были направлены пред пенсионные работники на санаторно-курортное лечение в санаторий. Так мало того, что специалист по охране труда сделала запрос в ФСС, чтоб уточнить какую сумму можно вернуть на мероприятия по охране труда, нашла санаторий, подготовила все необходимые документы для заключения договора, направила предпенсионных работников в отпуск отдыхать и подала документов в ФСС на возврат суммы. Одни только плюсы от данного мероприятия:

  • бесплатный отпуск предпенсионным работникам в санатории;
  • компенсация расходов на охрану труда 30% за счет страховых взносов, а сейчас получение данной суммы на счет работодателя;
  • приятный бонус для специалиста по охране труда от работодателя – это дополнительная денежная премия.

Если организация с численность по штату до 100 человек ранее не получала финансовое обеспечение предупредительных мер на охрану труда, или 2 года подряд ими не пользовалась, то может рассчитывать на сумму за три предыдущих года, но не более суммы страховых взносов, которые подлежат перечислению в ФСС за текущий год.

Но не все так прекрасно и просто, как, казалось бы, на первый взгляд, есть причины, когда организации могут отказать в возмещении затрат на мероприятия по охране труда.

Почему так происходит? Просто не разобравшись во всех деталях, собрали документы и подали заявление в ФСС, потратили много времени, а из результатов только опыт, а компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов не светит.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Причины отказа на возмещение затрат на охрану труда

Существует ряд причин, по которым организации может быть отказано проводить возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС:

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Причины отказа на проведение возмещения затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Как видите, причиной отказа может стать не полностью подготовленный пакет документов и это еще одна причина начать подготовительную работу заранее, чтобы в случае отказа, было время внести исправления и повторно заявить о своем желании на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС.

Документы на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

Для того чтобы начать сбор документов, нужно уточнить в бухгалтерии не было ли причин для будущего отказа, и сумму, которую можно возместить из ФСС.

Из личного опыта могу сказать, что узнать сумму, которую можно возместить из ФСС и потрать ее – это лучше написать письмо на имя руководителя ФСС. Образец письма можете посмотреть здесь.

Потратить деньги организация сможет только на мероприятия по охране труда. И то, какой смысл вкладывается в данному случае в слово “потратить”.

Ранее организация не получала реальных денег. ФСС засчитывало расходы на охрану труда за счет страховых взносов.

С 2021 года, согласно Постановления РФ № 2375, организация, не позднее 15 декабря текущего года в ФСС подает заявление о возмещении расходов на оплату предупредительных мер с документами, подтверждающих данные расходы.

После чего ФСС в течении 5 рабочих дней со дня приема документов принимает решение о возмещении средств из фонда ФСС и производит перечисление средств на расчетный счет организации, указанный в заявлении.

Для того чтобы расходы были засчитаны, нужно запланировать мероприятия за счет, которых будет производиться возмещение затрат на охрану труда.

За счет чего возможно возмещение затрат на охрану труда

Данная программа нацелена на снижение травматизма в организациях, улучшению условий труда работников, именно поэтому перечень мероприятий обширен.

Он включает в себя практически все разделы охраны труда (п. 3 правил к Приказу № 467н):

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Расходы на охрану труда за счет страховых взносов

Перечень мероприятий, подлежащих возмещению за счет ФСС

Согласно данного пункта можно:

  • приобрести одноразовые средства защиты (маски, респираторы, халаты и тд);
  • приобрести дезинфицирующие средства (салфетки, антисептики и тд) и дозирующие устройства;
  • приобрести оборудование (рециркуляторы воздуха и дезинфицирующие средств вирулицидного действия для комплексной обработки);
  • приобрести устройство для бесконтактного контроля температуры тела работников (электронные термометры);
  • провести лабораторные исследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и /или анализ на антитела к COVID-19).

Если наладить контакт, то специалисты ФСС идут навстречу и консультируют по все вопросам, предоставляют необходимые образцы документов и по договоренности, проверяют на наличие ошибок.

Такой подход поможет вам с первого раза правильно скомпоновать полный пакет документов, сэкономить время и избежать лишних поездок в ФСС.

План мероприятий по охране труда

Важный документ, предоставляемый на возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который составляется не только для того, чтобы упорядочить работу, но и для участия в данной программе.

О том, как его подготовить, оформить и что включить, можете в подробной статье на данную тему.

Подбирайте мероприятия, которые помогут вам получить максимальный размер возмещения и будут реально выполнены, потому как потом придется отчитываться в ФСС об их выполнении.

Составление плана финансового обеспечения

Следующий важный документ, который придется подготовить – это план финансового обеспечения (Приложение к Приказу № 467н).

В план включаете все планируемые затраты по охране труда, например, расходы на проведение специальной оценки условий труда, с разбивкой сумм на ее проведение, срок исполнения, количество рабочих мест и обоснование (нормативный документ).

Эти затраты, конечно же, берутся не из головы, а из предварительно заключенного договора на проведение СОУТ, или по запланированному выполнению (п.6 а правил к Приказу № 467н).

В любом случае прежде чем включать любое из мероприятий по охране труда в план финансового обеспечения, необходимо детально ознакомиться с перечнем необходимых документов, предоставляемых в ФСС.

Для большего понимая масштабов, поясню, что это за документы. Например, по результатам проведения периодического медосмотра необходимо предоставить:

  • копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодический медосмотр в текущем году;
  • копию договора с мед. организацией на проведение медосмотров;
  • расчет стоимости услуг по проведению мед.осмотров;
  • копию лицензии мед.организации, учредительные документы (Устав, доверенности и так далее).

Вот еще один пример – для приобретения медицинских аптечек необходимо предоставить перечень приобретаемых медицинских изделий (приказ от 15.12.2020 № 1331н) с указанием их количества и стоимости, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектации аптечками.

Предоставляя копии документов, не забывайте их заверять (п. 6 правил к Приказу № 467н), а план финансового обеспечения подписать у руководителя организации и главного бухгалтера.

Заявление на возмещение затрат

Чтобы получить возмещение мероприятий по охране труда, нужно предоставить в ФСС заявление либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в срок до 01 октября текущего года с полным пакетом документов.

Заполните его и в двух экземплярах, вместе с остальным пакетом документов направите в ФСС.

Решение ФСС

После предоставления пакета документов на возмещение затрат на охрану труда согласование проходит в течение 10 – 15 рабочих дней (в зависимости от запланированной суммы).

То есть теперь становится понятно, почему готовить документы нужно заранее, три недели – это большой срок.

Далее принятое решение ФСС в течение 3-х рабочих дней оформляет приказом и может вручаться лично, направлять по почте или электронно через портал Госуслуги. Все зависит от того, какой способ укажете в заявлении.

Можно не позднее 1 октября текущего года дополнительно подать заявление и необходимые копии документов, если первоначально было подано заявление на сумму меньше расчетного объема средств и получен приказ о финансовом обеспечении (п.13 правил к Приказу № 467н).

Включая в план будущие расходы, можно не полностью ими воспользоваться, в этом случае ФСС необходимо проинформировать до 20 ноября текущего года (п.14 правил к Приказу № 467н).

Если ФСС одобряет финансовое обеспечение за счет страховых взносов, то нужно будет потом за эти средства отчитываться ежеквартально (п.16 правил к Приказу № 467н).

Для того чтобы оформить отчет воспользуйтесь рекомендуемой формой по ссылке.

Вместе с отчетом подаются документы, подтверждающие реализацию заявленных мероприятий. К примеру, если это периодические осмотры, то заключительный акт, счет на оплату, платежное поручение, акт выполненных работ.

Если сумма будет разница в 1 рубль, то ваши усилия могут быть напрасны и нужно четко контролировать этот немаловажный нюанс.

Основные выводы

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС процесс хоть и очень трудоемкий, который требует особого контроля со стороны специалиста по охране труда и сбора огромного пакета документов, но и очень полезный для экономии бюджета компании.

Вам потребуется собрать довольно объемный пакет документов и предоставить в ФСС:

  1. Заявление о финансовом обеспечении.
  2. План по улучшению условий труда.
  3. План по финансовому обеспечению.

Казалось, бы не так и много, но по факту совсем другая картина. И если вы хотите поднять собственный авторитет в глазах руководства и знаете, что финансовое обеспечение будет приличное, стоит посвятить этому время. Эта процедура добавит плюсик в вашу карму и покажет, что на охрану труда можно не только тратить, но и экономить.

Ну, а если вам понравилась статья, буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях, это будет мотивировать меня готовить еще больше новых полезных и интересных заметок.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Если у вас есть что добавить и или есть примеры из практики, пишите комментарии, будет обсуждать, это важно для других читателей.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте также: