Куда нужно отнести ндс начисленный в составе суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда

Обновлено: 28.04.2024

Утвержден
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июня 2018 года № 145н

I. Общие положения

3. Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее – долгосрочные договоры) и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о таких объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений 2 (далее – нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:

а) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

б) цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.

5. Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется в соответствии с положениями Стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета.

II. Признание доходов и расходов по долгосрочным договорам строительного подряда

6. На конец каждого отчетного периода субъект учета рассчитывает сумму доходов по договору строительного подряда, заключенному субъектом учета, срок действия которого превышает один год (далее – долгосрочный договор строительного подряда), подлежащую признанию в бухгалтерском учете за отчетный период, путем умножения цены долгосрочного договора строительного подряда и (или) суммы возмещения (компенсации), предусмотренного условиями договора, подлежащего получению субъектом учета, на процент исполнения им обязательств по долгосрочному договору строительного подряда за вычетом сумм доходов по долгосрочному договору строительного подряда, признанных ранее.

Цена долгосрочного договора строительного подряда и (или) сумма возмещения (компенсации), предусмотренного условиями долгосрочного договора строительного подряда, подлежащего получению субъектом учета, определяется в соответствии с условиями долгосрочного договора строительного подряда и с учетом согласованных в соответствии с долгосрочным договором строительного подряда изменений стоимости работ.

Процент исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда на конец отчетного периода рассчитывается одним из следующих способов:

а) как соотношение объема фактически выполненных на конец отчетного периода работ, документально подтвержденного экспертным подразделением субъекта учета, ответственного за исполнение долгосрочного договора строительного подряда, к общему объему работ по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренному сводным сметным расчетом;

б) как соотношение расходов субъекта учета, понесенных в связи с выполненным на конец отчетного периода объемом работ и предусмотренных сводным сметным расчетом, к общей величине расходов по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренной сводным сметным расчетом. Общая величина расходов по долгосрочному договору строительного подряда, предусмотренная сводным сметным расчетом, определяется с учетом согласованных в соответствии с долгосрочным договором строительного подряда изменений стоимости работ.

Способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда устанавливается в соответствии с учетной политикой субъекта учета на весь срок действия долгосрочного договора строительного подряда.

Лица субъекта учета, ответственные за документальное оформление подтверждения процента исполненных субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда исходя из объема фактически выполненных на конец отчетного периода работ (далее –заключение по проценту исполнения объема работ), обеспечивают своевременную передачу указанного документа для регистрации содержащихся в нем данных в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с документооборотом, установленным учетной политикой субъекта учета. Заключение по проценту исполнения объема работ принимается к бухгалтерскому учету из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление, а также достоверности этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета), не несет ответственность за соответствие данных, указанных в заключении по проценту исполнения объема работ, свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Рассчитанная сумма доходов по долгосрочному договору строительного подряда признается в составе доходов от реализации отчетного периода обособленно с одновременным отражением на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета расчетов с дебиторами по рассчитанным суммам доходов по долгосрочным договорам строительного подряда (далее – расчеты с дебиторами по доходам к предъявлению).

7. Предусмотренные сводным сметным расчетом расходы субъекта учета, понесенные в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ, формируют себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период, относимую на финансовый результат отчетного периода.

Предусмотренные сводным сметным расчетом расходы субъекта учета, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами, не включаются в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период и учитываются обособлено в составе расходов будущих периодов.

Расходы субъекта учета, понесенные в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ, не включаются в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда и подлежат обособленному отражению в составе финансового результата отчетного периода.

8. По мере завершения этапов работ (работ) признанная сумма расчетов с дебиторами по доходам к предъявлению подлежит отнесению на расчеты с дебиторами по доходам от реализации.

Одновременно любую возникшую разницу субъект учета отражает:

а) в составе доходов по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период в корреспонденции с балансовыми счетами учета расчетов с дебиторами по доходам от реализации – в случае если сумма доходов, соответствующая завершенным этапам работ (работам), превышает сумму доходов, признанных по долгосрочному договору строительного подряда в отношении завершенных этапов работ (работ);

Поступление денежных средств и их эквивалентов по долгосрочному договору строительного подряда отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от реализации в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов Рабочего плана счетов субъекта учета.

9. Одновременно с признанием доходов по долгосрочному договору строительного подряда субъект учета отражает их сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ.

При корректировке суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда в соответствии с требованиями пункта 8 Стандарта субъект учета выполняет соответствующую корректировку суммы доходов, отраженной на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части объемов выполненных работ по долгосрочному договору строительного подряда.

Одновременно с отнесением себестоимости выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда за отчетный период на финансовый результат отчетного периода субъект учета отражает ее сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ.

Одновременно с отнесением расходов субъекта учета, не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда, на финансовый результат отчетного периода субъект учета отражает их сумму на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора, в части превышения сводного сметного расчета.

Аналитический учет по забалансовому счету, предназначенному для учета результата долгосрочного договора, ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета.

По окончании исполнения долгосрочного договора строительного подряда субъект учета списывает суммы, отраженные на забалансовом счете, предназначенном для учета результата долгосрочного договора.

10. Налог на добавленную стоимость, начисленный в составе суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда, подлежит отнесению на:

а) расчеты по налогу на добавленную стоимость – в момент признания доходов по долгосрочному договору строительного подряда, рассчитанных исходя из процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда;

б) расчеты по налогу на добавленную стоимость – по завершении этапов работ (работ) по долгосрочному договору строительного подряда.

При корректировке суммы доходов по долгосрочному договору строительного подряда в соответствии с пунктом 8 Стандарта субъект учета:

а) увеличивает расчеты по налогу на добавленную стоимость – в случае увеличения доходов отчетного периода по долгосрочному договору строительного подряда;

III. Признание доходов и расходов по иным долгосрочным договорам.

11. По факту подписания иного долгосрочного договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.

Доходы по иному долгосрочному договору, признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия иного долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов.

В случае если выполнение работ (оказание услуг) по иному долгосрочному договору, осуществляется неравномерно, субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации по иному долгосрочному договору, предусмотренный учетной политикой субъекта учета.

Поступление денежных средств и их эквивалентов по иному долгосрочному договору, отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от реализации в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов Рабочего плана счетов субъекта учета.

12. Расходы субъекта учета, понесенные в связи с выполненными работами (оказанными услугами), формируют себестоимость выполнения работ по иному долгосрочному договору, за отчетный период, относимую на финансовый результат отчетного периода.

13. Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная в составе суммы доходов от реализации текущего периода по иному долгосрочному договору, подлежит отнесению на расчеты по налогу на добавленную стоимость:

а) в случае завершения этапов выполнения работ, оказания услуг;

б) в случае признания доходов от реализации по иному долгосрочному договору для целей бухгалтерского учета до наступления даты признания доходов от реализации по иному договору для целей налогового учета.

IV. Раскрытие информации в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности

14. В отношении каждого долгосрочного договора строительного подряда субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) способ определения процента исполнения субъектом учета обязательств по долгосрочному договору строительного подряда;

б) за отчетный период и с начала исполнения долгосрочного договора строительного подряда:

величину доходов от реализации;

величину себестоимости выполненных работ;

величину финансового результата, с выделением суммы, не входящей в себестоимость выполненных работ;

в) величину расчетов по долгосрочному договору строительного подряда на отчетную дату, в том числе:

по предварительной оплате (авансам полученным);

по доходам от реализации;

по доходам к предъявлению;

информацию о причинах возникновения и сроках погашения дебиторской задолженности.

15. В отношении иных долгосрочных договоров субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности по видам выполненных работ (оказанных услуг) за отчетный период:

а) величину доходов от реализации;

б) величину себестоимости выполненных работ (оказания услуг);

в) величину финансового результата, с выделением суммы, не входящей в себестоимость выполненных работ (оказанных услуг).

V. Переходные положения Стандарта при его первом применении

16. По долгосрочным договорам, заключенным до первого применения субъектом учета Стандарта, субъект учета признает в бухгалтерском учете объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом, возникшие на момент первого применения Стандарта.

По долгосрочным иным договорам признаются в бухгалтерском учете:

ранее не отраженные суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения субъектом учета Стандарта объемам работам (оказанным услугам);

суммы доходов будущих периодов, соответствующие работам (услугам), подлежащим выполнению (оказанию) в течение оставшегося периода исполнения долгосрочного договора;

иные объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом.

По долгосрочным договорам строительного подряда, заключенным до первого применения субъектом учета Стандарта, признаются в бухгалтерском учете:

ранее не отраженные суммы доходов, соответствующие выполненным до первого применения субъектом Стандарта объемам работ по не завершенным на дату первого применения этапам работ (работам);

иные объекты бухгалтерского учета, предусмотренные Стандартом, возникшие на момент первого применения субъектом учета Стандарта.

17. Информация об объектах учета, признанных в соответствии с положениями Стандарта, подлежит раскрытию в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

Сравнительная информация по объектам бухгалтерского учета за периоды, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.

В данной статье речь пойдет о правилах распределения доходов и расходов для целей налогообложения прибыли при заключении договора строительного подряда, а также о составлении формы КС-2, необходимой в бухгалтерском и налоговом учете. Подробно о деятельности строительной организации читайте в книге М. Агафоновой "Особенности отраслевого учета: производство, торговля, строительство". В ней рассмотрены особенности учета в трех основополагающих отраслях экономики: производстве, торговле и строительстве.

"Распределяемые" доходы

В п. 2 ст. 271 НК РФ выделены две группы доходов, которые налогоплательщик должен самостоятельно распределить между отчетными (налоговыми) периодами:

  • первая группа (абз. 1) - доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • вторая группа (абз. 2) - доходы на производствах с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, когда договором не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).

При производстве с длительным технологическим циклом (для целей исчисления налога на прибыль) работы, услуги, сроки начала и окончания приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства (выполнения работ, оказания услуг) в каждом налоговом периоде. Исходя из буквального толкования нормы абз. 1 п. 2 ст. 271 НК РФ, напрашиваются выводы:

  • если договор исполняется в рамках одного налогового периода, но акт выполненных работ подписывается только по окончании договора, доходы следует распределять по отчетным периодам;
  • если длительность этапа работ по договору с длительным технологическим циклом относится к нескольким отчетным периодам, доходы от выполнения такого этапа также надо распределять по отчетным периодам.

Позиция официальных органов заключается в следующем: если договором предусмотрена поэтапная сдача работ, доходы признаются по этапам вне зависимости от продолжительности каждого этапа (см. Письма МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54, Минфина России от 13.10.2006 N 03-03-04/4/160, от 05.02.2010 N 03-03-06/1/50).

Таким образом, в отношении длительных договоров, в которых предусмотрены этапы, налогоплательщик может самостоятельно принять решение о порядке отражения доходов для целей налогообложения прибыли с учетом следующего:

  • если договор с этапами начинается в одном году, а заканчивается в другом, бухгалтерский учет ведется по правилам ПБУ 2/2008, т.е. с ежемесячным отражением доходов в виде не предъявленной к оплате начисленной выручки;
  • для сближения бухгалтерского и налогового учета организация может установить в налоговой учетной политике такой порядок ежемесячного учета доходов от реализации по договору: на последнюю дату каждого месяца и на дату сдачи работ по этапу.

Правила распределения доходов

Порядок распределения доходов по отчетным периодам установлен п. 2 ст. 271 НК РФ:

доходы первой группы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (абз. 1);

доходы второй группы распределяются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по работам с длительным технологическим циклом. Налоговый учет доходов от реализации второй группы регулируется ст. 316 НК РФ: доход от реализации распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета.

Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (абз. 2).

Возможные способы распределения доходов:

  1. равномерно путем деления доходов на количество отчетных периодов, в которых действует договор (только для первой группы);
  2. пропорционально выполненному объему работ в отчетном периоде в общем объеме работ по договору (в стоимостном выражении);
  3. путем распределения дохода пропорционально фактическим расходам (прямым, прямым на оплату труда, материальным и др.) отчетного периода в общей сумме соответствующих расходов, предусмотренных сметой;
  4. иные способы:
  • по натуральным показателям (объем работы, расход основного материала и т.п.);
  • другие.

Правила распределения расходов

Порядок включения в налоговую базу по налогу на прибыль "распределяемых" расходов установлен п. 1 ст. 272 НК РФ:

  • расходы первой группы (абз. 2) распределяются налогоплательщиком самостоятельно;
  • расходы второй группы (абз. 3) распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

В НК РФ установлен общий принцип признания расходов для целей налогообложения прибыли (ст. ст. 318, 319 НК РФ):

  • прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены: прямые расходы отчетного периода распределяются между реализацией и незавершенным производством;
  • косвенные расходы списываются в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

К незавершенному производству в строительстве относятся:

  • работы частичной готовности;
  • законченные, но не принятые заказчиком работы.

В налоговой учетной политике организации устанавливаются:

  • перечень прямых расходов;
  • порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и выполненные работы с учетом соответствия осуществленных расходов выполненным работам.

Обратите внимание! Этот порядок не может меняться в течение двух лет. Прямые расходы, подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, определяются по формуле:

Таким образом, при применении норм ст. ст. 271 и 272 НК РФ распределению подлежат только прямые расходы. Косвенные следует включать в налоговую базу по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Когда доходы и расходы распределяются по принципу равномерности признания, объем работ, по которому признаны доходы, при расчете незавершенного производства учитывается как выполненные работы (оказанные услуги).

Поэтому при распределении на конец месяца прямых расходов между реализацией и незавершенным производством указанные объемы в состав незавершенного производства не включаются (см. Письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54).

Форма КС-2 в бухгалтерском и налоговом учете

Пунктом 17 ПБУ 2/2008 установлен порядок отражения в бухгалтерском учете финансового результата в разрезе договоров строительного подряда ежемесячно способом "по мере готовности".

Данный способ предусматривает, что выручка и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату. Финансовый результат по договору признается в отчетных периодах, когда выполнены соответствующие работы, независимо от того, должны ли они предъявляться к оплате заказчику до своего полного завершения (завершения этапа работ, предусмотренного договором).

Способ определения степени завершенности работ организация определяет самостоятельно в бухгалтерской учетной политике.

Определять степень завершенности работ можно на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2).

Форма КС-2 составляется в договорных ценах только на выполненный объем работ. Если договором не предусмотрена ежемесячная сдача результатов работ заказчику (генподрядчику), для целей бухгалтерского учета можно составлять промежуточные формы КС-2. Они должны быть подписаны технической службой (ПТО, отдел строительного контроля, служба главного инженера и т.п.) и утверждены руководителем организации.

По своей структуре форма КС-2 полностью совпадает с локальным сметным расчетом, который является основанием для определения договорной цены объема работ, предусмотренного договором. В этой форме содержится информация о фактически выполненном объеме работ в стоимостном выражении (в договорных ценах).

Иногда в договоре строительного подряда указывают расценки на основные виды работ (табл. 1).

Расценки на виды работ

Основанием определения договорной стоимости таких работ являются специальные сметные расчеты, составляемые ресурсным методом (табл. 2).

Специальный сметный расчет

Эти расчеты являются аналогом смет. На выполненные работы также составляют акты по форме КС-2, где отражают объем, договорные расценки за единицу и стоимость выполненных работ (табл. 3).

Фрагмент акта по форме КС-2

Кроме смет или расчетов договорной цены неотъемлемым приложением к договору подряда является график производства работ, в котором указывают, какие их виды, в каком объеме (в натуральном выражении) и в какие сроки должны быть выполнены по договору. На работы, не включенные в этот график, составляется дополнительное соглашение или отдельный договор.

Применение форм КС-2 (подписанных заказчиком и промежуточных) в налоговом учете полностью отвечает требованиям п. 2 ст. 271, п. 1 ст. 272 и ст. 316 НК РФ о принципе равномерности признания доходов и соответствующих им прямых расходов на основании данных учета.

При описанном выше варианте учета доходов и расходов по договорам с использованием форм КС-2 в учетной политике можно записать следующее:

  • в налоговой: "Доходы по договорам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, признаются по мере выполнения работ по договору пропорционально выполненному объему работ в договорных (сметных) ценах в общем объеме работ по договору (смете). Объем выполненных работ определяется ежемесячно на основании актов выполненных работ по форме КС-2 (подписанных заказчиком и промежуточных). Прямые расходы учитываются в разрезе договоров. В налоговую базу по налогу на прибыль включаются прямые расходы, относящиеся к выполненным объемам работ, подтвержденным формами КС-2. В составе прямых расходов учитываются заработная плата основных строительных рабочих, социальные отчисления на заработную плату, материалы, работа строительных машин и механизмов, работы, выполненные субподрядчиками, - прямым счетом; общепроизводственные расходы - путем распределения по специальному расчету";
  • в бухгалтерской: "Степень завершенности работ по договору определять пропорционально объему выполненных работ в общем объеме работ в стоимостном выражении в договорных (сметных) ценах на основании актов выполненных работ по форме КС-2 (подписанных заказчиком и промежуточных)";
  • в бухгалтерской и налоговой: установить порядок распределения общепроизводственных расходов (счет 25) между исполняемыми договорами. Например, пропорционально выполненным объемам работ в стоимостном выражении (в договорных или сметных ценах).

в области бухгалтерского учета

профессиональных бухгалтеров России

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Сторонами договора строительного подряда являются подрядчик и заказчик (ст. 740 ГК РФ).

При этом заказчиком по договору может быть:

  • застройщик;
  • технический заказчик, уполномоченный застройщиком выполнять организационные функции по строительству объекта;
  • генподрядчик (при заключении договора субподряда).

Документальное оформление приемки-передачи работ

Приемка-передача работ по договору строительного подряда оформляется актом, подписанным заказчиком и подрядчиком. Такой порядок применяется независимо от длительности выполнения работ по договору. Это следует из положений пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ.

Для оформления приемки-передачи работ организация может воспользоваться унифицированными формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. К ним относятся:

  • акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (составляется на основании данных журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а);
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3);
  • акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11).

При этом такие документы должны содержать обязательные реквизиты , предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Кроме того, их должен утвердить руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В акте о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2 ) приведите перечень работ, выполненных подрядчиком за отчетный период, с указанием их стоимости. Акт о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2 ) может быть составлен в двух случаях:

  • при приемке заказчиком этапа работ, если поэтапная приемка предусмотрена условиями договора подряда;
  • для определения стоимости выполненных подрядчиком работ за определенный промежуток времени с целью осуществления промежуточных расчетов, если такие выплаты предусмотрены условиями договора.

В первом случае подписание акта о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2 ) говорит о приемке выполненного этапа работ в соответствии с договором. Риск случайной гибели или повреждения результата работ переходит к заказчику (п. 3 ст. 753 ГК РФ).

Во втором случае соглашением сторон следует предусмотреть, что составление акта о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2 ) не свидетельствует о приемке заказчиком результатов выполненных работ с переходом на него рисков случайной гибели или повреждения результатов работ. А также, что акты составляют только для проведения расчетов между сторонами. В этом случае такие документы носят промежуточный характер (п. 18 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51). Акты служат основанием для определения суммы очередного авансового платежа и заполнения справки о стоимости выполненных работ (например, по форме № КС-3 ), которая выставляется заказчику для оплаты.

При заполнении этих форм соблюдайте рекомендации, которые содержатся в постановлении Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

Стоимость, указанная в акте о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2 ), может отличаться от стоимости, указанной в справке о стоимости выполненных работ (например, по форме № КС-3 ). В частности, в справке, помимо стоимости выполненных работ, отраженной в акте, могут быть внесены данные о стоимости оборудования, подлежащем оплате заказчиком, данные о котором в акт не заносят.

Приемку заказчиком завершенного строительством объекта оформите актом приемки законченного строительством объекта (например, по форме № КС-11 ).

Бухучет

Выручка подрядчика от реализации работ по договорам строительного подряда относится к доходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).

Порядок бухучета выручки по договору строительного подряда зависит от длительности выполнения работ.

По этому признаку договоры строительного подряда делятся на:

  • краткосрочные (если работы выполняются в течение одного отчетного года);
  • долгосрочные (если период выполнения работ занимает более 12 месяцев или если начало и окончание работ приходится на разные отчетные годы).

Такой вывод следует из пункта 1 ПБУ 2/2008.

При этом независимо от длительности выполнения работ:

  • выручка от реализации строительных работ включается у подрядчика в состав доходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 9/99, п. 7 ПБУ 2/2008);
  • авансы, полученные от заказчика, в состав доходов не включаются и отражаются в составе кредиторской задолженности (абз. 4, 5 п. 3, п. 12 ПБУ 9/99, п. 7 ПБУ 2/2008).

В бухучете выручку от реализации признавайте в соответствии с требованиями пункта 12 ПБУ 9/99.

Краткосрочные строительные работы

В бухучете выручку от реализации подрядных работ, которые носят краткосрочный характер, отразите проводкой:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации работ (на основании акта приемки-передачи).

Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в составе расходов себестоимость реализованных работ.

Если подрядчик является плательщиком НДС, одновременно с признанием выручки в учете отразите начисление этого налога (подп. п. 1 п. 1 ст. 146, подп. п. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ):

Заказчик может оплачивать работы подрядчика предварительно – авансом.

Полученный авансовый платеж отразите на отдельном субсчете, открытом к счету 62:

После того как предварительно оплаченные работы будут выполнены (стороны подпишут акт приема-передачи), в учете сделайте записи:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации работ (на основании акта приемки-передачи);

Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в составе расходов себестоимость реализованных работ;

Такой порядок учета основан на положениях пункта 3 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов.

Если подрядчик является плательщиком НДС, то при получении предоплаты он обязан начислить НДС с этой суммы и в течение пяти календарных дней выставить заказчику счет-фактуру (п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):

При выполнении работ в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса заказчику подрядчик принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ):

Ситуация: как подрядчику отразить в бухучете и при налогообложении выручку от реализации работ по договору строительного подряда, если заказчик отказывается подписывать акт приемки-передачи? Работы носят краткосрочный характер. Подрядчик применяет общую систему налогообложения, при расчете налога на прибыль использует метод начисления.

Если заказчик отказывается от подписания акта, подрядчик должен сделать об этом соответствующую отметку в акте и подписать его в одностороннем порядке (п. 4 ст. 753 ГК РФ). По гражданскому законодательству такой акт считается действительным, а значит, он может служить основанием для отражения выручки от реализации в бухгалтерском и налоговом учете (п. 12, 13 ПБУ 9/99, п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы по НДС (при отсутствии предоплаты) является день передачи результатов выполненных работ (подп. п. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Факт такой передачи подтверждается актом приемки-передачи (в т. ч. подписанным в одностороннем порядке с отметкой об отказе от подписания другой стороной) (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Поэтому в момент подписания акта на стоимость выполненных работ нужно начислить НДС . Это правило действует, если задолженность погашается в добровольном порядке.

В случае когда задолженность взыскивается в судебном порядке, поступите так. Днем выполнения работ будет дата вступления в законную силу решения суда, по которому суд признал, что подрядчик все условия договора выполнил. Поэтому НДС начислите на эту дату, а не на дату подписания акта в одностороннем порядке (п. 1 ст. 167 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-РЗ/28436, от 2 февраля 2015 г. № 03-07-10/3962, от 31 декабря 2014 г. № 03-03-06/1/68990.

Долгосрочные строительные работы

Если строительные работы носят долгосрочный характер или переходящий период действия (срок начала и окончания договора приходится на разные отчетные годы), при отражении операций по договору строительного подряда в бухучете руководствуйтесь правилами ПБУ 2/2008 (п. 1 ПБУ 2/2008). Согласно этому документу учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору (объекту учета). Подробнее об особенностях определения объектов учета при выполнении подрядных работ см. Как отразить в учете расходы подрядчика по договору строительного подряда .

Вариант 1. Степень завершенности определяется по доле объема работ, выполненных на отчетную дату, в общем объеме работ по договору. Например, по доле выполненного объема работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т. п.). Информацию о выполненном объеме работ на отчетную дату бухгалтер может запросить в строительном подразделении, которое обязано вести журнал учета выполненных работ по форме № КС-6а . В этом случае для определения степени завершенности работ воспользуйтесь формулой:


Кроме того, определить степень завершенности по доле объема выполненных работ можно с помощью экспертной оценки. Такой экспертной оценкой могут являться данные формы № КС-3 , подписываемой сторонами за отчетный период.

  • выручка от реализации подрядных работ в объеме 1 120 000 руб. (1 400 000 руб. × 80%);
  • расходы, связанные с выполнением подрядных работ, в сумме 900 000 руб.

Вариант 2. Степень завершенности определяется по доле расходов, понесенных на отчетную дату, в расчетной величине общих расходов по договору:


Понесенные на отчетную дату расходы определяются только по выполненным работам. Стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, в сумму расходов не включается (п. 21 ПБУ 2/2008).

В бухучете доходы и расходы по договорам строительного подряда отражайте отдельно по каждому заключенному договору (в разрезе аналитического учета). Вместе с тем, в отношении некоторых договоров предусмотрен ряд особенностей . Об этом говорится в разделе II ПБУ 2/2008.

В бухучете в конце каждого отчетного периода (месяца) выручку отражайте проводками:

Дебет 90-2 Кредит 20
– признаны расходы по договору строительного подряда.

По окончании всей работы в целом сделайте следующую проводку:

Дебет 62 Кредит 46
– предъявлена к оплате начисленная выручка.

По мере сдачи работ заказчику на дату подписания акта приемки-передачи в учете сделайте проводку:

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 90, 62, 76, 20, 68) и пунктов 25, 26 ПБУ 2/2008.

Если на отчетную дату невозможно определить финансовый результат от исполнения договора (степень завершенности работ), выручку признавайте в размере фактически понесенных расходов, возможных к возмещению (п. 17, 23 ПБУ 2/2008). Такая ситуация может возникнуть, например, когда не завершены переговоры с заказчиком об окончательной смете на работы, подлежащие выполнению.

Пример определения выручки по договору строительного подряда исходя из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению

Общая стоимость работ по договору – 78 000 000 руб. без учета НДС. Предполагаемые расходы по договору (согласно смете) – 50 000 000 руб.

Выручку по договору за 2016 год признаем в сумме фактически понесенных расходов. В бухучете отражаем:

  • расходы, связанные с выполнением подрядных работ, – 3 000 000 руб.;
  • доходы от реализации в таком же размере – 3 000 000 руб.

Раскрытие информации в отчетности

При составлении бухгалтерской отчетности организация обязана раскрыть следующую информацию, связанную с исполнением договоров строительного подряда:

  • сумму признанной в отчетном периоде выручки по договору;
  • способы определения выручки по договору.

Если на отчетную дату какие-либо договоры не были исполнены, по каждому из них необходимо раскрыть:

  • общую сумму понесенных на отчетную дату расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков);
  • сумму полученных на отчетную дату авансов;
  • сумму выручки за выполненные работы, не предъявленную заказчику до выполнения определенных условий (например, если сдаче-приемке работ предшествуют испытания объекта) или до устранения выявленных недостатков работы.

В бухгалтерском балансе разницу между суммой выручки, не предъявленной к оплате, и величиной начисленной выручки, предъявленной к оплате по промежуточным счетам, нужно показывать развернуто (по каждому договору):

Такие правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности установлены в разделе V ПБУ 2/2008.

Порядок расчета налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль доходом от реализации работ (услуг) является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). Подрядчики отражают выручку по договору строительного подряда в общем порядке, предусмотренном для налогового учета выручки по другим договорам. Подробнее об этом см.:

  • выручка от реализации подрядных работ в объеме 885 000 руб. (1 180 000 руб. × 75%);
  • расходы, связанные с выполнением подрядных работ, в сумме 600 000 руб.

Дебет 20 Кредит 02 (10, 60, 70, 69, 10. )
– 600 000 руб. – отражены затраты по договору строительного подряда;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 600 000 руб. – признаны расходы за отчетный период;

В налоговом учете по долгосрочным договорам доход от реализации определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ самостоятельно с учетом принципа формирования расходов. Для этого общая сумма по договору без НДС признается доходом в доле признанных расходов (1 000 000 руб. × 75% = 750 000 руб.).

Дебет 62 Кредит 46
– 1 180 000 руб. – отражена дебиторская задолженность на всю сумму договора;

Дебет 46 Кредит 90-1
– 295 000 руб. (1 180 000 руб. – 885 000 руб.) – отражена выручка по договору строительного подряда в части оставшихся работ (за январь);

Дебет 20 Кредит 02 (10, 60, 70, 69, 10. )
– 200 000 руб. – отражены затраты по договору строительного подряда (за январь);

Дебет 90-2 Кредит 20
– 200 000 руб. – признаны расходы за отчетный период (январь);

  • доходы от реализации – 250 000 руб. (295 000 руб. – 45 000 руб.);
  • расходы, связанные с выполнением работ, – 200 000 руб.

Ситуация: как отразить в бухучете и при налогообложении премии, которые заказчик выплачивает организации-подрядчику (сверх сметной стоимости работ по договору)? Премии поступают на расчетный счет подрядчика. Подрядчик применяет общую систему налогообложения.

Договором подряда может быть предусмотрено условие о выплате подрядной организации премии по результатам выполнения работ (например, за досрочную сдачу объекта, за соблюдение правил техники безопасности и т. д.) (ст. 421 ГК РФ).

В бухучете на сумму полученных премий увеличьте выручку по договору строительного подряда (п. 9 ПБУ 2/2008). Для этого на дату принятия заказчиком решения о выплате премии в учете сделайте проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1
– начислена выручка в сумме полученной премии от заказчика;

На момент получения премии на расчетный счет сделайте проводку:

Дебет 51 Кредит 62
– получена премия от заказчика.

При налогообложении прибыли полученную премию включите в состав доходов (п. 1 ст. 249 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, учитывайте ее на дату принятия застройщиком результатов работ (этапа работ) с выполнением показателей премирования (п. 3 ст. 271 НК РФ). То есть на дату составления и подписания сторонами документов, удостоверяющих передачу результата работы (например, акта о выполнении работ). При кассовом методе выручку учтите в момент получения средств за выполненные работы (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Сумма премии, которую застройщик уплачивает подрядной организации, связана с оплатой работ. Поэтому ее необходимо включить в налоговую базу по НДС (подп. п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

После того как денежные средства поступят на счет организации-подрядчика, она может выплатить их конкретным сотрудникам в виде премии .

О том, как начислить НДС при реализации работ (получении аванса в счет их выполнения), см.:

УСН

Независимо от того, какой объект налогообложения выбрала организация, доходы от реализации работ (услуг) учтите при расчете единого налога (ст. 346.15 и 249 НК РФ). Доходом в данном случае будет выручка от реализации подрядных работ (п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 249 НК РФ). Сумму выручки включайте в налоговую базу по мере поступления оплаты независимо от характера выполненных работ (краткосрочный или долгосрочный). Подробнее об этом см. С каких доходов платить единый налог при УСН .

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Деятельность, которую осуществляет подрядчик по договору строительного подряда, на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому с суммы таких доходов нужно платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

ОСНО и ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Деятельность, которую осуществляет подрядчик по договору строительного подряда, на ЕНВД не переводится (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому если подрядчик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, налоги с суммы доходов по договору строительного подряда нужно платить в соответствии с общей системой налогообложения .

Строительство, как и любая отрасль, имеет свою специфику, которая должна учитываться финансово-экономической службой предприятия. Помимо материалоемкости, трудоемкости и рисков, строительство отличается длительным производственным циклом, которым во многом обусловлены и финансово-экономические потоки строительной организации.

Как известно, анализ текущей деятельности немыслим без использования данных бухгалтерского учета предприятия. Кроме того, немаловажным было и остается налоговое планирование, которое требует знания и понимания основ налогового законодательства.

Таким образом, для успешного решения поставленных задач экономистам-практикам необходимо понимать особенности бухгалтерского и налогового учета.

Особенности учета и анализа деятельности по долгосрочным договорам строительного подряда

  • по мере готовности продукции (работы, услуги);
  • по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

В ПБУ 9/99 содержатся общие нормы бухгалтерского учета доходов, в ПБУ 2/2008 — специальные нормы для договоров строительного подряда, поэтому в нашем случае приоритет имеет ПБУ 2/2008.

Действие ПБУ 2/2008 распространяется также на лиц, оказывающих услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и другие услуги, неразрывно связанные со строящимся объектом, и на лиц, выполняющих работы по восстановлению или ликвидации (разборке) зданий, сооружений, судов, в случае работы по договорам с указанным сроком.

Выручка определяется расчетным путем, с учетом вероятности ее получения. Если вероятность получения выручки велика, необходимо оценить ее размер (например, составить плановую форму КС-2).

Важно помнить

Расходы, вероятность возмещения которых отсутствует, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка в бухгалтерском учете в этом случае не начисляется.

По выполненным этапам работ, сданным заказчику в периоде осуществления расходов, выручка отражается в обычном порядке, в корреспонденции со счетом 62.

Пример 1

Начисление выручки по выполненным работам, не принятым заказчиком:

По мере принятия работ заказчиком:

Дебет счета 62 Кредит счета 46 — при выставлении заказчику счета выполненные этапы работ относятся на дебиторскую задолженность;

В случае необходимости отражаются отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы.

Пример 2

Таблица 1. Отчет о выполнении строительных работ

Договор

Принято заказчиком (выручка по фактическим актам КС-2 за отчетный период), руб.

Не принято заказчиком, но есть уверенность в получении выручки (выручка по плановым актам КС-2 за отчетный период), руб. (без НДС)

Нет уверенности в получении выручки (% от работ, выполненных по данному договору за отчетный период), руб. (без НДС)

без НДС

с НДС

Итого

500 000

590 000

Х

Х

Данные граф 2, 3 должны соответствовать актам по формам КС-2 и № КС-3.

Например, по договору № 2 выполнены работы на общую сумму 400 000 руб. (300 000 руб. + 100 000 руб.). Следовательно, 75 % объема работ (300 000 руб. / 400 000 руб.), выполненных за период, скорее всего, будут приняты заказчиком, а 25 % работ (100 000 руб. / 400 000 руб.) заказчик не примет. Исходя из этого, 75 % затрат, сформированных по данному договору, относятся на расходы по этому договору, а 25 % затрат учитываются по отдельной статье затрат.

В налоговом учете 75 % указанных затрат будут включены в состав прямых затрат по данному договору, а 25 % затрат будут учтены в составе внереализационных расходов либо не будут учитываться при исчислении налога на прибыль (зависит от наличия/отсутствия необходимых условий).

В частности, если признавать расходы по таким договорам в том отчетном периоде, в котором они понесены, а доходы отражать в составе выручки по мере сдачи работ заказчику без использования счета 46, то в отдельные отчетные (налоговые) периоды выручка будет занижена.

Далее рассмотрим порядок налогового учета доходов и расходов по указанным договорам.

На основании ст. 318, 319 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) косвенные расходы в полном объеме учитываются в составе расходов в отчетном периоде, в котором были произведены, а прямые расходы на строительные работы учитываются в составе расходов в том отчетном периоде, когда работы приняты заказчиком. До этого они формируют стоимость незавершенного производства (НЗП).

Это важно

Налоговый учет долгосрочных договоров строительного подряда, содержащих условие о поэтапной сдаче работ заказчику, осуществляется в обычном порядке, без каких-либо особенностей, с формированием незавершенного производства.

Если долгосрочный договор строительного подряда не содержит условие о поэтапной сдаче работ заказчику, то налоговый учет доходов и расходов будет иным.

По таким договорам на основании п. 2 ст. 271 НК РФ доходы следует распределять самостоятельно, в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам. Другими словами, по таким договорам НЗП не формируется.

Обратите вниманиие

В налоговом учете долгосрочных договоров строительного подряда, не содержащих условие о поэтапной сдаче работ заказчику, незавершенное производство не формируется. Прямые расходы в полном объеме учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены. В этих же периодах необходимо учесть и доходы, независимо от того, приняты работы заказчиком или нет. Порядок определения доходов отражается в учетной политике.

Прямые расходы по аннулированным заказам, возникающие при расторжении заключенных договоров, учитываются в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов.

Особенности учета и анализа деятельности по краткосрочным договорам строительного подряда

Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по мере приемки работ заказчиком. До этого соответствующие расходы учитываются в составе незавершенного производства.

Таким образом, порядок бухгалтерского учета доходов и расходов по краткосрочным и долгосрочным договорам строительного подряда различен.

Это важно

Налоговый учет краткосрочных договоров строительного подряда осуществляется в обычном порядке, с формированием стоимости НЗП и учетом выручки по мере признания работ заказчиком.

Обобщая сказанное, представим порядок учета доходов и расходов по различным договорам строительного подряда в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2. Порядок учета доходов и расходов по договорам строительного подряда (если договор не расторгался)

Вид договора

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

доходов

прямых расходов

доходов

прямых расходов

Долгосрочный договор строительного подряда, содержащий условие о поэтапной сдаче работ заказчику

В полном объеме учитываются в том отчетном периоде, в котором произведены. НЗП не формируется

При исчислении налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором работы приняты заказчиком

При исчислении налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором работы приняты заказчиком. До этого учитываются в составе НЗП

Долгосрочный договор строительного подряда, не содержащий условие о поэтапной сдаче работ заказчику

В полном объеме учитываются в том отчетном периоде, в котором произведены. НЗП не формируется

При исчислении налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором произведены прямые расходы, независимо от приемки работ заказчиком (с учетом принципа равномерного распределения доходов и расходов)

При исчислении налога на прибыль в полном объеме учитываются в том отчетном периоде, в котором произведены. НЗП не формируется

Краткосрочный договор строительного подряда

Учитываются в том периоде, в котором работы приняты заказчиком. До этого учитываются в составе НЗП

При исчислении налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором работы приняты заказчиком

При исчислении налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором работы приняты заказчиком. До этого учитываются в составе НЗП

Из сказанного выше очевидно, что для учета долгосрочных договоров строительного подряда немаловажным является принятый предприятием порядок деления затрат на прямые и косвенные. В налоговом учете косвенные расходы относятся к расходам того периода, в котором были осуществлены, тогда как прямые расходы в предусмотренных законом случаях формируют стоимость незавершенного производства, то есть не относятся на финансовые результаты в периоде их осуществления.

В этой связи, исходя из целей и задач предприятия, необходимо определить перечень прямых расходов.

Прямые расходы, напрямую связанные с производственным процессом, можно понимать в узком и широком смысле.

Обратите внимание

Чем шире перечень прямых расходов, тем больше стоимость незавершенного производства. Однако перечень прямых расходов не может быть необоснованно узким.

В связи с необоснованно узким перечнем прямых расходов у предприятия могут возникнуть налоговые риски.

На основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в случае отсутствия учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. При этом сумма налога на прибыль, определенная расчетным путем, может существенно превысить величины, отраженные в учете предприятия.

Если к прямым расходам относятся расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному виду продукции, работ, услуг, необходимо определить механизм их распределения по видам продукции, работ, услуг на основании экономически обоснованных показателей (ст. 319 НК РФ).

Необходимо учитывать, что согласно ст. 753 Гражданского кодекса РФ приемка этапа выполненных работ производится, если это предусмотрено договором строительного подряда. Следовательно, в отсутствие такого условия подписание форм КС-2 и № КС-3 не означает сдачи-приемки работ.

К сведению

Во избежание споров относительно того, означает ли подписание форм КС-2 и № КС-3 приемку этапа работ, в договоры строительного подряда (независимо от того, долгосрочные они или краткосрочные) целесообразно включать условие о том, что подписание форм КС-2 и КС-3 подтверждает выполнение этапа работ.

В одном отчетном месяце по одному и тому же договору часть работ может быть принята заказчиком, а часть работ он может не принять (ненадлежащее выполнение). Это обстоятельство необходимо учесть при формировании стоимости НЗП.

Для ежемесячного расчета стоимости НЗП по договорам строительного подряда предлагается разработать специальную таблицу (табл. 3).

Таблица 3. Расчет стоимости НЗП по договорам строительного подряда, руб. (без НДС)

Договор

Остаток НЗП на начало периода

Планируемая сумма выручки, приходящаяся на остатки НЗП на начало отчетного периода

Прямые расходы за отчетный период — всего

Общая стоимость выполненных работ за отчетный период

В том числе работы, в отношении которых нет уверенности в получении выручки

Стоимость работ, принятых заказчиком в отчетном периоде (выручка по фактическим актам КС-2 за отчетный период)

Прямые расходы, приходящиеся на работы, в отношении которых нет уверенности в получении выручки (гр. 6 / гр. 5 × гр. 4)

Прямые расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль за отчетный период (гр. 7 / (гр. 3 + гр. 5) × (гр. 2 + гр. 4))

Остаток НЗП на конец периода (гр. 2 + гр. 4 – гр. 8 – гр. 9)

Читайте также: