Кто платит пени по ндфл налоговый агент или налогоплательщик

Обновлено: 01.06.2024

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05 сделан вывод, что если налоговый агент своевременно не удержал и не перечислил НДФЛ, то пеня подлежит взысканию с налогового агента. Очевидно, следует ожидать изменения в арбитражной практике по данному вопросу.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.

Если налоговый агент не удержал и (или) не перечислил НДФЛ, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Взыскание неудержанного налога с налогового агента не производится, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что организация, являясь налоговым агентом, не исчислила и не удержала у налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, налог на доходы физических лиц в результате неверного применения ставок налога (13% вместо 30%). По результатам проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа. Организации также предложено уплатить налог на доходы физических лиц (налоговых нерезидентов) и пеню.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 226 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

В ходе судебного разбирательства установлено, что НДФЛ не был им удержан из доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в результате неправильного применения ставки налога. Заявитель удержал налог по ставке 13% вместо 30%.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку организация не исчислила и не удержала НДФЛ, а уплата данного налога за счет его средств согласно закону не допускается, то, следовательно, он не имеет возможности перечислить не исчисленную и не удержанную им сумму налога.

Решение налогового органа в части доначисления НДФЛ и соответствующей суммы пеней неправомерно.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2005 г. N А06-425у/4-13/05)

Заметим, что до последнего времени в постановлениях арбитражных судов отсутствовал однозначный подход относительно начисления пеней, в случае если налоговый агент не удержал и не перечислил суммы НДФЛ. Одни суды указывали, что начисление пеней в таком случае неправомерно, другие - поддерживали позицию налогового органа.

Однако преимущественно позиция арбитражных судов состояла в том, что начисление пеней правомерно, в случае если налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что организация несвоевременно и не в полном объеме перечислила подоходный налог и налог на доходы физических лиц, поэтому налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

В п. 3 ст. 24 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

На основании п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

В п. 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В п. 4 ст. 226 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

В рассматриваемом деле организация как налоговый агент удержала с физических лиц и своевременно не перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно начислил организации пени за несвоевременное перечисление налога в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Более того, ряд арбитражных судов указывал на то, что, если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица).

В ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что организация не удержала НДФЛ с выплат работникам, и поэтому было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ. Указанным решением организации также было предложено уплатить недоимку по НДФЛ и пени.

Законодательством не предусмотрена возможность взыскания с налоговых агентов сумм налогов, не удержанных у налогоплательщиков, и пеней.

Неисполнение обязанностей налогового агента влечет применение мер налоговой ответственности, приведенных в ст. 123 НК РФ.

Доначисляя организации не удержанный им НДФЛ с выплаченных физическим лицам доходов, налоговый орган предлагает произвести уплату данного налога за счет средств налогового агента, что не допускается законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Следовательно, предусмотренный ст. 75 НК РФ способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в виде взыскания пеней применяется к налоговому агенту, только если он удержал у налогоплательщика, но не перечислил в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

С учетом изложенного неисполнение налоговым агентом обязанности по своевременному и правильному исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДФЛ является основанием для взыскания названного налога и пеней в установленном законодательством о налогах и сборах порядке с налогоплательщика, а не с налогового агента. Взыскание сумм НДФЛ и пеней с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 августа 2004 г. N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1)

Однако в настоящее время арбитражная практика меняется на противоположную. Дело в том, что в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05 сделал следующий вывод:

"Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещения ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога".

Таким образом, если налоговый агент своевременно не удержал и не перечислил НДФЛ, то пеня подлежит взысканию с налогового агента.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


И. В. Заровнятных ,
автор ответа, онлайн Консультант Аскон

ВОПРОС

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НДФЛ является исключением. Причина в запрете перечислять НДФЛ за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ). Налоговый агент должен самостоятельно исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ).

Вопрос: Может ли иное лицо уплатить за налогового агента пеню по НДФЛ?

ОТВЕТ

По нашему мнению, уплата пени по НДФЛ иным лицом (не налоговым агентом) возможна, поскольку пеня уплачивается за счет средств организации, а не за счет средств физических лиц. И организация вправе доверить уплату пени по НДФЛ третьему лицу. Разъясняющих писем со стороны контролирующих органов и судебных решений не найдено.

ОБОСНОВАНИЕ

В абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ сказано, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные организации именуются налоговыми агентами.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В силу п. 6 ст. 226 НК РФ, по общему правилу, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

В п. 9 ст. 226 НК РФ говорится о том, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Согласно п. 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Из положений абз. 4 п. 1 и п. 8 ст. 45 НК РФ следует, что организации могут перечислять в бюджет налоги и страховые взносы за плательщиков.

Пункт 8 ст. 45 НК РФ говорит о том, что указанные положения применяются в отношении пеней и распространяются в том числе и на налоговых агентов.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ). Данное правило также распространяется на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Уплата третьим лицом НДФЛ за налогового агента недопустима и не является надлежащим исполнением обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ в бюджет (Письмо Минфина РФ от 04.04.2017 N 03-04-06/19952).

Таким образом, по нашему мнению, уплата пени по НДФЛ иным лицом (не налоговым агентом) возможна, поскольку пеня уплачивается за счет средств организации, а не за счет средств физических лиц. И организация вправе доверить уплату пени по НДФЛ третьему лицу. Разъясняющих писем со стороны контролирующих органов и судебных решений на данный момент не найдено.


И. В. Заровнятных ,
автор ответа, онлайн Консультант Аскон

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

КБК для уплаты НДФЛ за сотрудников

НАЛОГ КБК
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (НДФЛ за сотрудников ИП, ООО и АО) 182 1 01 02010 01 1000 110

КБК для уплаты пени по НДФЛ за сотрудников

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК
Пени, проценты, штрафы по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (НДФЛ за сотрудников ИП, ООО и АО) пени 182 1 01 02010 01 2100 110
проценты 182 1 01 02010 01 2200 110
штрафы 182 1 01 02010 01 3000 110

КБК для уплаты НДФЛ для ИП

КБК для уплаты пени по НДФЛ для ИП

Для физических лиц

КБК для уплаты НДФЛ для физических лиц

НАЛОГ КБК
НДФЛ с доходов, полученных гражданами в соответствии со статьей 228 НК РФ (НДФЛ для физических лиц, которые самостоятельно должны уплатить налог со своих доходов) 182 1 01 02030 01 1000 110

КБК для уплаты пени по НДФЛ для физических лиц

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК
Пени, проценты, штрафы по НДФЛ с доходов, полученных гражданами в соответствии со статьей 228 НК РФ (НДФЛ для физических лиц, которые самостоятельно должны уплатить налог со своих доходов) пени 182 1 01 02030 01 2100 110
проценты 182 1 01 02030 01 2200 110
штрафы 182 1 01 02030 01 3000 110

С дивидендов и работающих по патенту

КБК для уплаты НДФЛ c дивидендов

НАЛОГ КБК
НДФЛ с дивидендов, получатель дивидендов — налоговый агент 182 1 01 02010 01 1000 110
НДФЛ с дивидендов, получатель дивидендов — физлицо 182 1 01 02030 01 1000 110

КБК для уплаты НДФЛ для работающих у граждан на основании патента

НАИМЕНОВАНИЕ ВИД ПЛАТЕЖА КБК
НДФЛ с доходов (в виде фиксированных авансовых платежей), полученных нерезидентами, работающих у граждан на основании патента налог 182 1 01 02040 01 1000 110
пени 182 1 01 02040 01 2100 110
проценты 182 1 01 02040 01 2200 110
штрафы 182 1 01 02040 01 3000 110

Некоторые уточнения по КБК для подоходного налога

НДФЛ считают, вычитая из суммы доходов физлиц документально подтвержденные расходы и беря определенный процент от этой величины (налоговую ставку). Отдельно начисляют НДФЛ резидентам и нерезидентам РФ, но это не касается наемных работников. Некоторые доходы, указанные в законодательном акте, не подлежат налогообложению (например, наследство, продажа недвижимости старше 3 лет, подарки от близких родственников и т.д.) Декларация доходов дает физлицам право на определенные налоговые вычеты.

В ситуации, когда доход является заработной платой, налог с нее государство берет не с работника после начисления, а с налогового агента – работодателя, который выдаст сотруднику зарплату с уже отчисленными в бюджет налогами.

НДФЛ с доходов сотрудника

Платится налоговым агентом ежемесячно в день зарплаты, максимум на следующий день. В случае оплаты больничных и пособий по отпускам, налог перечисляется налоговым агентом не позднее окончания месяца их выплаты. Не имеет значения, кто является налоговым агентом – юридическое или физическое лицо, ООО или ИП.

Отпускные выплаты также облагаются НДФЛ, ведь это та же заработная плата, только за период отдыха. Налог должен быть уплачен до истечения месяца, в котором сотрудник получил свои отпускные.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НДФЛ с аванса не взимается. Работодателю запрещено выплачивать НДФЛ из собственных средств.

Как рассчитывается НДФЛ

Все налоги вычисляются по формуле: налоговая база, умноженная на налоговую ставку. Отличия состоят в том, что принимается за базу, и какая установлена процентная ставка.

Для НДФЛ имеет значение, является ли наемный работник резидентом РФ или нет. Если в течение года он пробыл в стране более 182 дней, то НДФЛ будет начисляться по резидентской ставке – 13%. Нерезиденты должны платить по ставке почти втрое выше – для них предусмотрен показатель в 30%.

Актуальные КБК

КБК для налога, перечисляемого налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если произошла просрочка, придутся выплатить пени по КБК 182 1 01 02010 01 2100 110.

Назначенный штраф нужно погасить по КБК 182 1 01 02010 01 3000 110.

Проценты по этому виду НДФЛ платятся по КБК 182 1 01 02010 01 2200 110.

НДФЛ на дивиденды

Если физическое лицо получает прибыль от участия в организациях, с нее надо заплатить налог, который удержит налоговый агент (организация). Физлицо перечислит НДФЛ самостоятельно, если, являясь резидентом РФ, получает дивиденды из-за рубежа.

КБК при отчислении налоговым агентом будет таким же, как и для зарплатного НДФЛ: 182 1 01 02010 01 1000 110.

Физлицо должно использовать для этой цели КБК 182 1 01 02030 01 1000 110.

Изменения Налогового кодекса РФ , вступающие в силу в 2020г. (НДФЛ, страховые взносы)

07.01.2020г.

Изменения Налогового кодекса РФ,

Отмечаем, что во 2 часть НК РФ внесено более 300 изменений. В данной обзоре приведены те, которые актуальны для большинства компаний.

В отдельных случаях в данном обзоре будут приведены интересные судебные акты ВС РФ.

По нашему мнению, они могут представлять интерес при защите в налоговых спорах, в т.ч. на досудебном этапе.

Здесь хочется напомнить о позиции Минфина РФ, изложенной в Письме от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571 о том, что территориальные налоговые органы при применении налогового законодательства должны руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, в т.ч. в случаях, когда позиция Минфина не согласуется с указанными судебными актами. (В Письме от 02.10.2019 N 03-03-06/1/75684 Минфин РФ напомнил о необходимости учитывать данную позицию).

НДФЛ

Очень интересные изменения коснулись главы НДФЛ.

Есть изменения норм, регулирующих налогообложение НДФЛ операций с недвижимостью. Но они здесь не освещены, поскольку полагаем, что указанная тема требует отдельного обзора.

Например, появилась новая ст. 214.10 НК РФ. В данной статье теперь нормы про понижающие коэффициенты и кадастровую стоимость продаваемого объекта недвижимости.

А также условие о том, что налоговая инспекция вправе самостоятельно производить начисление НДФЛ в случае, если физлицо не предоставило декларацию. При этом используются данные, имеющиеся у налоговой инспекции.

В рамках НДФЛ хочется отметить п. 4 ст. 80 НК РФ, который дополнен положениями о том, что налоговая декларация по НДФЛ может предоставляться физ.лицами через МФЦ. Для этого декларация предоставляется на бумажном носителе.

Основные поправки в главу НДФЛ, которые более интересны организациям.

Проникнуться их значением очень важно, поскольку в отдельных случаях новое положение налоговых агентов и физлиц явно ухудшается.

Но маловероятно, что суды и налоговые органы именно так будут трактовать изменения в те статьи Главы 23 НК РФ, о которых я буду говорить. Потому что всегда можно применить тезис о том, что на недобросовестных налогоплательщиков и налоговых агентов гарантии не распространяются.

А теперь по порядку.

1. Мы привыкли, что в общем случае уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Это положение продолжает действовать.

Однако с 2020 г. пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлена возможность уплаты НДФЛ за счет средств налоговых агентов в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки.

При этом согласно новому абзацу п.5 ст. 208 НК РФ такие суммы НДФЛ не признаются доходами физ.лица.

Пункт 3 ст. 45 дополнили пп. 9, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление указанной суммы НДФЛ.

Предлагаю Вам задуматься над этим положением и прокомментировать. Существуют ли негативные последствия для налогоплательщика в случае, если налоговый агент не оплатит НДФЛ, начисленный по результатам проверки.

2. Образно говоря, п. 5 ст. 223 НК РФ путем изменений в 2 нормы разбили на 2 части.

И так, в 2019г. пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ звучал так: дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

С 2020 пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

Т.е., здесь нет уже речи о моменте списания с баланса. А также о взаимозависимости.

А почему ? Да потому, что с 2020 г. статья 217 НК РФ (т.е. необлагаемые НДФЛ доходы) дополнена п. 62.1, в котором указано, что долг физ.лица перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем) не признается налогооблагаемым НДФЛ доходом в случаях признания задолженности безнадежной к взысканию в установленном порядке.

При одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения.

Напомню, что перечень оснований признания задолженности безнадежной приведен в п. 2 ст. 266 НК РФ и включает, например, истечение срока исковой давности или факт невозможности взыскания, подтвержденный постановлением пристава.

Что в итоге мы получаем с 2020г.:

Работник не вернул деньги, полученные в подотчет.- Налогооблагаемый доход, т.к. есть трудовые отношения.

Не работник и не взаимозависимое лицо не вернуло деньги по договору займа – не налогооблагаемый доход.

Здесь необходимо сказать о тех последствия для налогового агента, которые порождают данные нормы.

В случае, если списанная безнадежная задолженность становится доходом физлица у налогового агента возникает обязанность либо удержать сумму налога при выплате ближайших доходов либо при отсутствии выплаты доходов – уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог.

Уведомление осуществляется путем предоставления в налоговую справки по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В том же порядке необходимо уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

На заметку.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ физлицо, получившее сведения о том, что у него не удержан НДФЛ производит оплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. И делает он это на основании уведомления об уплате налога, которое д.б. направлено налоговым органом.

Одновременно в п.2 ст. 229 НК РФ лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. При этом согласно п. 4 ст. 228 НК РФ оплата НДФЛ должна производиться до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Т.е. получается разница по срока уплаты налога. – 1 декабря либо 15 июля.

И есть Письмо Минфина РФ от 10.12.2018г. № 03-04-05/89331, в котором указано, что если налогоплательщик не дожидается уведомления от налоговой инспекции, а самостоятельно подает декларацию , он должен оплатит налог до 15 июля. А не дожидаться 1 декабря.

Т.е., проявив ответственность и добросовестность, физлицо приближает срок уплаты налога на 3,5 месяца. Игнорирование данных положений может привести к начислению пени.

Полагаем, что есть смысл уведомить получателей дохода о таком риске при направлении уведомления о невозможности удержания НДФЛ.

Небольшое отступление.

Поскольку вопрос удержания налога из последующих выплат не столь однозначен. Нужно учитывать, что статьей 138 ТК РФ установлены ограничения 20%, в исключительных случаях 50 % от суммы заработной платы. Касаются эти ограничения только выплаты заработной платы.

И не касаются иных выплат. Например дивидендов.

Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 26.10.2016г. № БС-4-11/20405@.

Например, типичная ситуация. Директор и учредитель в одном лице берет в подотчет и не отчитывается. 01.02.2020г. истекли как раз 3 года – срок исковой давности. У этого лица возник налогооблагаемый доход. НДФЛ составляет 100 руб. 05 .02.2020г. ему выплачиваются дивиденды в размере 100 рублей. Фактически он ничего не получит. Т.к., за счет всех 100 руб.дивидендов организация должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет

Также в отношении взаимозависимости необходимо иметь в виду положения п. 7 ст. 105.1 НК РФ о том, что при определенных условиях суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

И поскольку мы здесь говорили о сроке исковой давности, здесь нужно напомнить о возможности прерывания срока исковой давности в соответствии со ст. 203 ГК РФ.

В п. 20. Данного постановления сказано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. -

3. Ранее по договорам купли-продажи ЦБ налоговыми агентами признавались лица, указанные в п. 2 ст. 226.1 НК РФ. В т.ч., депозитарии, брокеры, доверительные управляющие и т.п.

Согласно пункту 1 ст. 226 НК РФ с 2020г. помимо указанных лиц, налоговыми агентами при осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг признаются также иные российские организации и индивидуальные предприниматели.

При этом они могут учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы физлица на приобретение и хранение ЦБ.

Здесь же указан перечень необходимых документов.

4. Пункт 7 ст. 226 НК РФ дополнен положением о том, что организации, имеющие несколько ОП на территории одного МО вправе перечислять НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких ОП.

Также если на территории одного МО находится как Организация , так и ОП, то она вправе перечислять весь НДФЛ в бюджет по месту нахождения организации.

Отдельно описан порядок применения данной нормы.

5. С 2020 г. у физ.лиц отсутствует обязанность предоставлять в налоговую инспекцию декларацию о предполагаемом доходе.

С 01.01.2020г. указанные налогоплательщики по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п.7 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего соответственно за отчетным периодом.

8. В пункте 2 ст. 230 НК РФ изменены сроки предоставления отчетности ( сдвинули на месяц раньше на 1 марта вместо 1 апреля ). Указывает, что на бумажном носителе может предоставляться отчетность при численности не более 10 чел.

Страховые взносы

1. В п.10. ст. 431 НК РФ применяемый ранее предел 25 человек снижен до 10 – для случаем предоставления расчета по страховым взносам в бумажной форме.

2. в п. 11 ст. 431 НК РФ, теперь смысл таков:

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями

- по месту их нахождения и

- по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения),

Есть исключения, предусмотренные п. 14 ст. 431 НК РФ.

Соответственно внесены изменения в пп.7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ, согласно которым с 2020г. плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации о наделении ОП полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Это касается ОП, созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке. И уведомление необходимо производить в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Ранее не был сделан акцент о наличии счета в банке.

3. С 01.01.2020г. величина МРОТ составит 12 130 руб.

4. Возрастет предельная база по страховым взносам.

Предельная база по страховым взносам на случай ВНиМ составит 912 тыс. руб., а по взносам на ОПС - 1 292 тыс. руб. Для сравнения: на 2019 год эти лимиты - 865 тыс. руб. и 1 150 тыс. руб. соответственно. (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019г. № 1407).

Письма ФНС РФ

Также хочется отметить, что согласно Концепции 2007г. к налоговым рискам относятся показатели выплаты заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе.

В Письмах от 17.10.2019г. №№ БС-4-11/21381@ и БС-4-11/21382@ ФНС РФ поручает нижестоящим налоговым инспекциям проверять этот показатель.

По мнению ФНС РФ, отклонение величины средней заработной платы от средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики, может свидетельствовать о намеренном занижении налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.

Сейчас трудно сказать как это будет доказываться.

Но отмечаем, что компании уже получают такие письма.

Судебная практика

Здесь хочется рассказать об Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018 от 12.12.2016г.

Из материалов дела следует, что общество в форме СЗВ-М указало ошибочный период. Декабрь вместо ноября. Впоследствии, выявив ошибку, общество ее исправило. И получило штраф.

Формальный подход является недопустимым.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Комментарии

Друзья!
Нашли ли Вы в данной статье полезную информацию для Вас?
Мы очень благодарны за Ваши отзывы и комментарии!

Читайте также: