Крупнейшие плательщики налогов в россии

Обновлено: 04.07.2024

Финансово-экономические показатели

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.

Конкретный показатель Федеральный уровень Региональный уровень
Суммарный объем налогов, которые были начислены От 1 млрд. рублей 2-20 млрд. рублей
Общий объем дохода, который был получен От 20 млрд. рублей
Активы предприятия От 20 млрд. рублей От 100 млн. до 20 млрд. рублей
Среднесписочная численность работников От 50 человек

Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).

Относя налогоплательщиков в данную группу, стоит принимать во внимание несколько аспектов:

  1. Для идентификации субъекта экономической деятельности на федеральном уровне нужно учесть одно из условий.
  2. Для отнесения налогоплательщика в рамках региона требуется соблюдение всех условий, перечисленных в таблице.

Если в текущем отчетном периоде при наличии идентификации в качестве крупнейшего налогоплательщика юридическое лицо перестает отвечать набору критериев, статус сохраняется за ним на протяжении двухлетнего отрезка времени.

Виды организаций

Предприятия, являющиеся налогоплательщиками, могут иметь федеральное и региональное значение.

Федеральный уровень

Чтобы организация получила статус крупнейшего налогоплательщика, она должна соответствовать хотя бы одному из условий по ограничениям в суммарном объеме начисленных средств, полученных доходов, размере активов.

Отдельные категории налогоплательщиков руководствуются своими значениями. В частности, речь идет о фирмах, занятых в сфере оборонно-промышленного производства, а также о стратегических компаниях:

  • сумма по экспортным контрактам – 27 млн. рублей в год;
  • выручка – от 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работников – от 100 человек;
  • доля государственного участия – от 50%.

Иногда ФНС принимает решение о включение в этот перечень лиц, которые не отвечают набору критериев.

Региональный уровень

Для отнесения налогоплательщика к данной категории он должен отвечать всем условиям из таблицы, и они являются менее лояльными. За ФНС закрепляется право, как и в случае с предприятиями федерального уровня, отнести организацию регионального масштаба к этой категории, даже если она не соответствует всем критериям.

Критерии отнесения в 2021 году

Чтобы юридическое лицо могло рассчитывать на получение данного статуса, необходимо соответствие ряду критериев:

  1. Сведения по финансово-экономической деятельности предприятия за полный отчетный период (обычно это финансовый год).
  2. Признаки взаимной зависимости предприятий. Их влияние на конечные итоги работы.
  3. Наличие разрешительной документации (лицензии), позволяющей организовывать и выполнять работы в определенных направлениях деятельности.

Если все эти критерии учтены, процедура регистрации в качестве плательщика ЕНВД не выступает в качестве препятствия для причисления к группе крупных налогоплательщиков, хотя в законе прописаны иные положения.

Список самых крупных налогоплательщиков

Постановка на учет и последствия

Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:

  • присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
  • внесение данных в ЕГРЮЛ;
  • выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).

Статус присваивается с момента, когда произошла постановка на учет в соответствующей инспекции. Она может быть межрайонной и межрегиональной.

Взаимозависимость и лицензирование

В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.

В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.

Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:

  • кредитные учреждения;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
  • фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.

Особые ситуации

На практике есть несколько особых ситуаций, которые нужно принимать во внимание:

  1. Отнесение некоммерческих организаций к НКО допустимо, если суммарный доход от продаж и поступлений, полученных вне реализации, составил от 20 млн. рублей.
  2. В ходе реорганизации крупнейшего налогоплательщика его правопреемник может сохранять этот статус на протяжении трех лет.
  3. Если было инициировано банкротство, статус прекращает свое действие.
  4. Банки, которые были переданы ФНС как крупнейшие налогоплательщики, в случае отзыва лицензии сохраняют статус до решения суда.

Налоговый мониторинг

Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.

Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:

  1. Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
  2. Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
  3. Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
  4. Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.

Права и обязанности юридических лиц – крупнейших налогоплательщиков

Основная обязанность заключается в уведомлении об изменениях, происходящих в организационной структуре, в налоговые органы. Сделать это необходимо в течение одного месяца.

Аналогичный срок предоставляется и в ситуациях, когда юридическое лицо создает обособленные подразделения в пределах государства.

Выпуск новостей по реализации социальных проектов крупными налогоплательщиками представлен ниже.

С 01.07.2021 года администрирование крупнейших налогоплательщиков – физических лиц было возложено на Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (далее также МИ ФНС по КН № 10).

В МИ ФНС по КН № 10 подлежат администрированию физические лица, суммарный объем доходов которых за год превышает 500 млн. руб. за два года из предшествующих 4-х лет.[1]

Данное условие для перехода под администрирование в МИ ФНС по КН № 10 куда проще показать на примерах.

Пример №1:

«Доходы физического лица А:

  • 2020 г. – 550 млн. руб. доход от дивидендов и торговли ценными бумагами;
  • 2019 г.- 50 млн. руб. доход от торговли ценными бумагами и реализации имущественных прав;
  • 2018 г. – 24 млн. руб. доход от трудовой деятельности;
  • 2017 г. – 510 млн. руб. доход от продажи объекта недвижимости.

Пример №2:

«Доходы физического лица Б:

  • 2020 г. – 110 млн. руб. доход от прибыли КИК и купонный доход по облигациям;
  • 2019 г. – 900 млн. руб. доход от продажи доли в ООО;
  • 2018 г. – 170 млн. руб. доход от сдачи имущества в аренду и продажи объекта недвижимости;
  • 2017 г. – 10 млн. руб. доход от выигрыша в лотерею.

На сегодняшний момент критерий по отнесению физ. лиц к категории крупнейших определен ФНС РФ довольно ограничено и не содержит дополнительных пояснений.

Так в налоговом законодательстве отсутствует такая категория, как суммарный объем доходов. Поэтому возникает ряд трудностей, к примеру, не понятно на какие строки каких форм налоговых деклараций налоговый орган будет смотреть для определения суммарного дохода.

Сроки для перехода физических лиц в МИ ФНС по КН № 10 пока не определены, но, на наш взгляд, ФНС РФ справится с этой задачей до 2022 года.

Отнесение физических лиц к категории крупнейших – это инструмент, который направлен в первую очередь на крайне состоятельных налоговых резидентов России. Однако при осуществлении разовых сделок, выплат и прочих жизненных обстоятельствах многие состоятельные физические лица, по нашим оценкам, могут попасть под администрирование в МИ ФНС по КН № 10.

Сам по себе переход в МИ ФНС по КН № 10 не несет никаких налоговых рисков, но существенно улучшит качество администрирования за расчетом и уплатой налогов физических лиц, которые ранее могли недостаточно полно администрироваться местными налоговыми органами.

Практика ужесточения контроля со стороны налоговых органов при улучшении системы администрирования для налоговой практики не нова.

Так для владельцев КИК с 2020 г. была введена новая льгота, предусматривающая признание фиксированной прибыли КИК и возможность уплаты 5 млн. руб. налога в год без обязанности предоставления финансовой отчетности.[2] После того, как 270 бизнесменов воспользовались данной льготой за 2020 год, начался целенаправленный поток налоговых проверок, в ходе которых налоговые органы обязали представить пояснения и документы по расчету прибыли КИК за предыдущие периоды.[3]

В случае перевода на налоговое администрирование в МИ ФНС по КН № 10 физическое лицо может столкнуться с более тщательными проверками:

  1. Соблюдения правил о Контролируемых иностранных компаниях;
  2. Корректностью отображения движения денежных средств и доходов от источников в России и за ее пределами;
  3. Декларирования объектов недвижимости за рубежом и прочих активов;
  4. Налоговой выгоды при осуществлении сделок (рыночность цены, мнимые сделки и пр.);
  5. Прочие проверки корректности отображения доходов и соблюдения налогового и валютного законодательства.

Например, не понятно как будут применяться нормы о сквозных выплатах дохода в адрес физических лиц при тех или иных формах работы холдинговых структур, сделках и иных операций, приводящих к необходимости отражения существенного дохода.

Также до сих пор не определено, подпадают ли под критерии все доходы или только доходы, подлежащие налогообложению.

Каждое физическое лицо, обладающее высокими доходами, должно самостоятельно для себя определить:

  • Есть ли на сегодняшний момент формальные и фактические основания для перехода под администрирование вМИ ФНС по КН № 10;
  • Как необходимо планировать будущие сделки и деятельность, чтобы не подпадать под администрирование в МИ ФНС по КН № 10;
  • Какие последствия могут возникнуть при изменении администрирования и как их минимизировать.

[1] Приказ ФНС от 11.06.2021 № ЕД-7-22/563@

[2] Статья 227.2. "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работал в банке и МФО.
  • Финансовый аналитик.
  • Независимый эксперт. . .

ТОП-30: крупнейшие банки-налогоплательщики по итогу 2020 года

Рейтинг включает 30 структур. Основной показатель – итоговая сумма налога на прибыль за 2020 год, зафиксированная в оборотной ведомости на 1 января 2021 года. Важно учитывать, что выполняется корректировка. В частности, за счет уменьшения и увеличения результатов по отложенному налогу на прибыль.

В рейтинг не могли войти три типа структур профильного сектора. Во-первых, по объективной причине, игроки, которые не раскрывают данные по форме 101. Оценить их итоги деятельности, банально, нет возможности.

Во-вторых, исключались НКО. Они хоть и относятся к рынку кредитных организаций, но банками все же не являются. В-третьих, структуры с проблемными и непрофильными активами. То есть предназначенные для работы с таким фондом другого более крупного игрока рынка.

ТОП-20 банков с приростом налога на прибыль по итогу 2020 года

Рейтинг опирается на разницу основного параметра за рассматриваемый период относительно итогов 2019 года. Выражен показатель, как и в предшествующем списке, в миллионах рублей. Методика расчета идентична – налог на прибыль, скорректированный отложенным налогом на прибыль.

Место Банк Прирост налога на прибыль (млн рублей)
1 Банк ВТБ 58 293,84
2 Альфа-Банк 29 987,47
3 МИнБанк 9 143,90
4 Банк Русский Стандарт 2 720,63
5 Почта Банк 2 400,33
6 Банк ФК Открытие 1 870,40
7 Таврический Банк 1 641,01
8 Банк Восточный 1 097,31
9 Банк Санкт-Петербург 1 085,08
10 РН Банк 1 022,39
11 Банк Зенит 981,75
12 Ак Барс Банк 670,21
13 Балтинвестбанк 660,45
14 Россельхозбанк 508,94
15 Банк МБА-Москва 497,21
16 Интерпромбанк 469,70
17 Тольяттихимбанк 379,66
18 Росэксимбанк 375,47
19 Киви Банк 332,12
20 Совкомбанк 271,77

Лидер этого списка, а также структуры, занимающие третью и четвертую строчки, если выделять самых заметных из крупнейших, показали прирост больший, чем итоговый результат за 2020 год. Обусловлено это корректировкой за счет отложенного налога на прибыль. По итогу 2019 года у них зафиксированы не расходы по рассматриваемым отчислениям в бюджет, а наоборот – компенсации. То есть минусовые значения.

В связи с этим нюансом и принято за основу построение ТОПа по денежному эквиваленту, а не процентному. Ведь из негативного значения выполнить расчет фактически невозможно. Помимо этого, исключается факт, когда с небольшим показателем 2019 года и незначительным его приростом в минувшем, динамика в процентах становится существенной.

Анализ данных 2020 года

Общая сумма скорректированного с отложенным налога на прибыль по итогу 2020 года достигла 357,4 млрд рублей. Эта сумма больше на 41 998,2 млн рублей, чем за 12 месяцев предшествующего 2019 года. То есть прирост по рынку в целом, при сравнении указанных периодов, составил 13,32%.

Важно отметить, что такая статистика получена по всем структурам, входящим в банковский сектор, по которым есть доступ к данным. То есть и с игроками с непрофильными активами, и НКО. Здесь же стоит выделить, что сразу пять таких структур крупным налогом на прибыль. Минимальный уровень среди них – 898 млн рублей. В этом перечне три НКО и два банка с некачественными активами.

Если рассматривать рейтинг детальней, то в него вошли все системно значимые игроки рынка. Как минимум среди тех, по ком есть доступ к отчетности. Этим структурам могут навязать заметную конкуренцию две кредитные организации. Обе они вошли в ТОП-10. Другие восемь строк занимают как раз системно значимые кредитные организации.

Речь идет о Почта Банке. Достигнутый налог на прибыль более чем в 3 млрд рублей позволил ему войти в десятку крупнейших игроков по рассматриваемому параметру. Тинькофф закрыл 2020 год с двое большим итогом. Тем самым войдя в пятерку лидеров рынка по налогу на прибыль. Хотя, в перечне он не единственный полностью дистанционный банк.

Еще один игрок с удаленной бизнес-моделью – Киви Банк. Он приблизился к показателю в 2 млрд рублей. Правда, здесь стоит учитывать, что структура – это комплексная система финансовых услуг. Причем не только в рамках собственного сервиса, но и принадлежащих ему других организаций, работающих как отдельно, так и под лицензией Qiwi.

Как определялись крупнейшие банки-налогоплательщики по итогу 2020 года

Данные взяты по всем действующим структурам банковского сектора. Исключение – те, кто не раскрывают сведения о своей деятельности. Если оценивать крупнейших представителей, то таковым является ПСБ Банк.

В рейтинг не могли войти два типа игроков рынка. Во-первых, НКО. Во-вторых, банки с непрофильными и некачественными активами. Оба этих варианта структур не предлагают стандартный комплекс финансовых услуг. Даже с уклоном в определенные клиентские сегменты или продукты.

Расчет суммы налога на прибыль по итогу года, как 2020, так и 2019, выполнен с помощью остатков средств на счетах 70611, 70615 и 70616. Данные на 1 января. Тем самым охватывают итоги всего прошедшего года. Плюс, налог на прибыль учитывает корректировки в связи с отложенными профильными отчислениями в бюджет. Как в направлении увеличения, так и уменьшения.

Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

В случае признания организации связи крупнейшим налогоплательщиком (КН), что может сделать только налоговый орган, ее поставят на учет в ИФНС в качестве КН. При каких обстоятельствах организация связи признается крупнейшим налогоплательщиком? Каким образом она узнает о том, что поставлена на учет в качестве КН? Ответы на вопросы актуальны в связи с тем, что изменены среди прочего критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

Нормативные акты по КН.

Понятно, что в первую очередь – это Налоговый кодекс, в котором указано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83). И таковые (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) утверждены Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н. В целях единообразия процедуры учета КН в налоговых органах с учетом положений приведенных документов Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций .

Следующий важный документ – это Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@, которым утвержден порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены критерии отнесения юридических лиц к КН, но необходимо учитывать, что Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ утверждены новые критерии (далее – Критерии). Оба этих документа изменены Приказом ФНС РФ от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@. И еще, приказы ФНС РФ № ММ-3-06/308@ и № ММВ-7-7/1083@ скорректированы Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@ .

Нововведения вступили в силу 02.04.2018, но в отношении отдельных организаций применяются с 12.02.2018, речь идет:

  • об организациях, состоящих на учете в Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (осуществляющих деятельность в сфере производства машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса);
  • об организациях, у которых по обновленным критериям изменяется уровень налогового администрирования.

Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции.

Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));
  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

Федеральный уровень.

Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

По поводу того, кто занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это специализированные по отраслевому принципу межрегиональные ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Теперь их 8 вместо 9 (см. Приказ ФНС РФ от 21.02.2018 № ММВ-7-4/106@), обратим внимание на три из них.

Инспекция, занимающаяся налоговым администрированием КН

Основные виды деятельности организаций

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (при постановке на учет не учитывается показатель размера суммарного объема полученных доходов)

Деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6

Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ

Региональный уровень.

Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

Про постановку на учет в качестве КН.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

  • присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
  • организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9‑КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО .

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления. ФНС в Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции – межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки на учет в качестве КН.

В первую очередь это означает, что организация связи как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ). То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;
  • уведомления об участии в иностранных организациях;
  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание:

Следующий момент, на который обратим внимание, касается выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории КН. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку названной организации на учет в качестве КН (п. 2 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки может быть продлен с двух до четырех месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки).

И еще: налоговые органы в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, проводят сверку расчетов с КН ежеквартально.

Основанием для постановки организации связи на учет в качестве КН является соответствие организации специальным критериям, утвержденным ФНС. Например, по новым правилам налогоплательщик с доходами более 35 млрд руб. признается КН и администрируется на федеральном уровне (то есть ставится на учет в соответствующей межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам). Доходы в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб., среднесписочная численность работников более 50 человек, стоимость активов более 100 млн руб. (либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов более 75 млн руб.) – основание для постановки на учет в качестве КН на региональном уровне. Кроме того, теперь ФНС может включить в состав КН и те организации, которые не отвечают установленным критериям. О присвоенном статусе КН организацию связи налоговый орган известит путем выдачи (направления) уведомления, которое выглядит так.

Читайте также: