Кредитные организации как участники налоговых правоотношений

Обновлено: 16.05.2024

1) налоговое право – подотрасль финансового права наряду с бюджетным, которая представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налоговых и неналоговых обязательных платежей с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и во внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды;

2) налоговое право как часть науки финансового права, являющейся, в свою очередь, частью юридической науки.

Наука налогового права – система знаний в области налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения;

3) налоговое право – комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы не только финансового права, но и административного, уголовного, гражданского и иных отраслей права, касающихся правовой регламентации вопросов налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговое право включает в себя институты и субинституты.

Методы налогового права:

1) метод властных предписаний, основывающиеся на отношениях власти и подчинения. Властные предписания исходят от налоговых органов и иных органов власти, взимающих налоги, сборы, пошлину, с которыми иные участники налоговых правоотношений не связаны административной зависимостью;

2) метод согласования. Согласно ч. 1 от. 68 НК РФ действие договоров о налоговом кредите и налоговом инвестиционном кредите может быть прекращено по согласованию сторон, их заключивших;

3) метод рекомендации, использующийся между представительными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, представительными органами власти местного самоуправления и проявляющийся в ежегодно принимаемых законах и решениях о бюджетах на очередной финансовый год.

Источники налогового права:

1) нормативные правовые акты РФ (Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ);

2) законы субъектов РФ, решения представительных органов власти и местного самоуправления об отдельных видах налогов;

3) правовые (судебные) прецеденты (постановления Конституционного Суда РФ);

4) международные договоры и соглашения (например, Договор между РФ и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.1992 г.);

5) правовые обычаи, применяемые в статьях самого Налогового кодекса;

6) акты Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов.

32. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – общественные отношения, урегулированные финансово-правовыми нормами по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, в государственные и муниципальные внебюджетные целевые фонды.

Особенностями налоговых правоотношений являются следующие.

1. Возникают, изменяются и прекращаются на основе правовых норм.

2. Субъекты имеют соответствующие права и обязанности, им присущ волевой характер.

3. Возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области налогообложения.

4. Связаны с денежными платежами в бюджеты и внебюджетные целевые фонды.

5. Одной из сторон налоговых правоотношений всегда выступает государство.

Содержание налогового правоотношения : обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов. Субъект налогового права – потенциальные участники налоговых правоотношений при наличии определенных обстоятельств . Субъект налогового правоотношения – реальный участник конкретного налогового правоотношения.

Выделяют три вида субъектов налоговых правоотношений:

1) индивидуальные налогоплательщики (физические лица, должностные лица соответствующих органов власти, представители налогоплательщиков, отдельно выделенные индивидуальные предприниматели, частные адвокаты, нотариусы, детективы);

2) коллективные налогоплательщики (организации, налоговые и иные уполномоченные органы, сборщики налогов и сборов, в отдельных случаях взаимозависимые лица, организации, налоговые агенты, уполномоченные представители организаций в виде юридических лиц);

3) территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, вступающие в конкретные налоговые правоотношения через соответствующие органы власти).

К участникам налоговых правоотношений Налоговый кодекс относит налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, представительные органы власти, министерства финансов РФ и ее субъектов и финансовые органы местного самоуправления, кредитные организации, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей.

На банки возложена обязанность исполнения платежных поручений налогоплательщиков, инкассовых распоряжений налоговых органов о взыскании сумм неуплаченных налогов со счета налогоплательщика в кредитные организации в порядке очередности, установленной ГК РФ.

33. Юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Страховые взносы – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором. Страховой взнос является частью страховой премии.

Признаки страховой премии :

1) определенная денежная сумма;

2) вознаграждение за то, что страховщик принимает на себя риск убытков и обязанность их возмещения;

3) договор о страховании;

4) порядок и сроки уплаты.

Признаки страховых взносов:

1) имеют публичный характер. Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды устанавливаются представительными органами федерального уровня и носят публичный характер;

2) плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации;

3) взносы являются регулярными платежами, носят постоянный характер;

4) контролируются налоговыми органами, Минфином РФ, органами Федерального казначейства (своевременность уплаты страховых взносов);

5) закрепленные элементы обложения: субъект страховых взносов, объект, ставка, льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков и банков, порядок защиты прав плательщиков взносов;

6) участие банковских кредитных организаций.

Принципы установления, введения, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

1) принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов;

2) принцип законности и публичности;

3) принцип единства и федерального характера;

4) принцип справедливости и равенства тарифов;

5) принцип возвратности страховых взносов.

Виды страховых взносов:

1) единый социальный налог;

2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

3) страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

34. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Налогоплательщики – физические лица или организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов. Обязанности налогоплательщиков основаны на положения хст. 57 Конституции РФ.

Выделяют общие (для всех налогоплательщиков) и дополнительные (для организаций и индивидуальных предпринимателей) обязанности.

Общие обязанности:

1) уплата своевременно и в полном объеме налогов и сборов;

2) постановка на учет в налоговых органах;

3) представление в налоговые органы сведений, необходимыхддя исчисления и уплаты налогов;

4) выполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

5) представление в налоговые органы деклараций;

6) выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

Правовой статус кредитной организации – это доктринальная категория, которая нужна для того, чтобы определить какие признаки отличают кредитную организацию как субъект права, в какие правоотношения она может вступать и какие права и обязанности она приобретает. Проще: что можно и чего нельзя делать кредитной организации.

В зависимости от отраслей права кредитная организация имеет разные виды правовых статусов: конституционный; банковский; гражданско-правовой и др.

Понятия кредитной организации и правовой статус кредитной организации – взаимосвязанные и во многом совпадающие по объему категории. Различие только в их назначении. Понятие кредитной организации позволяет правильно ориентироваться в применения банковского права. Понятие кредитной организации как совокупность всех признаков кредитной организации позволяет увидеть ее отличия от других организаций, которые не являются кредитными организациями.

Определение кредитной организации – это краткая формулировка сто понятия. Понятие включает более широкий набор признаков содержания кредитной организации, а определение – его наиболее существенные признаки.

Понятие кредитной организации закреплено в нормах банковского права, в ст. 1 Закона о банках в виде легального определения.

Если же рассматривать и другие признаки понятия кредитной организации, а не только тс, что закреплены в ст. 1 Закона о банках, то их мы находим и во многих других статьях Закона о банках. Например, специфика уставного капитала и по размеру, и по порядку его формирования отличает кредитную организацию от любого другого хозяйственного общества. Однако эта специфика не закреплена в самом легальном определении кредитной организации, которое приводится в ст. 1 Закона о банках, она отражена в другой статье этого же Закона. В частности, в ст. 11 Закона о банках закрепляется размер уставного капитала для вновь создающихся кредитных организаций, порядок его формирования и другие вопросы.

Определение кредитной организации – это основа правового статуса кредитной организации. В нем концентрируется главное, что отличает правовой статус кредитных организаций как субъект права от всех других хозяйственных обществ.

Дальше мы будем еще рассматривать вопрос о понятии и определении кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

Правовой статус кредитной организации включает следующие три элемента: а) основные ее свойства как субъекта права, которые образуют понятие и определение кредитной организации; б) правоспособность кредитной организации (способность быть участником определенных правоотношений); в) права, обязанности, носителями которых является кредитная организация, а также адресованные ей запреты и ограничения.

Первый элемент правовою статуса кредитной организации- это указание на те признаки, т.е. ее характеристики, которые предусмотрены законом для данного субъекта права, например, на организационно-правовую форму кредитной организации, на то, что только ей предоставлено право указывать в своем наименовании слово "банк", на повышенные требования к ней, к се учредителям, менеджменту, уставному капиталу и к ее прозрачности.

Второй элемент правового статуса кредитной организации – ее правоспособность. Правоспособность кредитной организации предусматривается федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

– во-вторых, те банковские операции, которые указаны в выданных ей Банком России банковских лицензиях;

– в-третьих, это те права и обязанности, носителем которых по закону является кредитная организация.

Правда, из этого правила есть исключение. Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;

2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Третий элемент правового статуса кредитной организации. Кредитная организация может вступать в правоотношения и приобретать определенные законом права и обязанности.

Федеральные законы предусматривают также и ряд запретов для кредитной организации. Например, помимо прочего, в ст. 5 Закона о банках указаны запреты для кредитной организации. Кредитная организация не вправе заниматься производственной, страховой деятельностью, а за некоторыми там же указанными исключениями, – торговой деятельностью. Возможные запреты и ограничения как санкции указаны, помимо прочего, и в ст. 74 Закона о Банке России. Некоторые запреты и ограничения для кредитных организаций в качестве возможных и вводимых Банком России мер предупреждения банкротства предусмотрены, в частности, в Законе о банкротстве кредитных организаций.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

1) открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства

о постановке на налоговый учет;

2) в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков

сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

3) по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего

клиента (налогоплательщика или налогового агента);

4) в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение)

налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем

счете) клиента банка – недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая

Представительство в налоговых правоотношениях.

Представительство распадается на два вида: законное и уполномоченное.

Законными представителями налогоплательщика- организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители. Соответственно налогоплательщика-организацию в налоговых правоотношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Как правило, законным представителем организации, уполномоченным действовать от ее имени без доверенности, выступает исполнительный орган управления соответствующей организации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать:

родители - для несовершеннолетних, в т. ч. усыновленных детей; опекуны - для опекаемых;

попечители - для подопечных.

Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика -физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право быть его представителями по назначению.

К таким лицам относятся:

должностные лица налоговых и таможенных органов; органов государственных внебюджетных фондов;

органов внутренних дел; судьи; следователи; прокуроры.

Налоговые органы в РФ: права, обязанности, ответственность.




Налоговыми органами в РФ являются МНС РФ и его подразделения. В случаях, предусмотренных Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов.

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

6) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

7) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

8) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

9) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

10) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах

5) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов

6) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

7) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

8) налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Читайте также: