Коррупция в налоговых органах в 2021 году
Обновлено: 18.05.2024
С 1 июля 2021 года ФНС получат больше оснований и полномочий благодаря новому закону № 470-ФЗ от 29.12.2020г, который меняет правила налогового мониторинга.
Больше оснований для выездных проверок
Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).
С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.
Меньше оснований для камеральных проверок
С 1 июля 2021 г. предусмотрено такое изменение. Камеральная проверка будет осуществляться при налоговом мониторинге, если он закончен досрочно и не меньше чем за 3 месяца со дня подачи декларации (расчета) или уточненки. Это правило используется в отношении отчетов, представленных за отчетный (налоговый) период, наступивший после 1 июля 2021 г. (п. 3 ст. 1, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).
На данный момент согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ камералку проводят по таким основаниям:
- декларация (расчет) переданы позже 1 июля года, идущего за периодом, за который был мониторинг;
- декларация по НДС (акцизам) передана с размером налога (акциза) к возмещению;
- корректировочная декларация (расчет) передана, и в ней уменьшение размера налога к уплате или увеличение размера полученного убытка;
- мониторинг закончен досрочно.
Больше оснований для осмотра
Налоговики вправе производить осмотр территории и помещений налогоплательщика, а также просматривать и анализировать предметы и документы. Такое право предоставляется для выяснения всех обстоятельств и полноты охвата ситуации.
Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ осмотр может быть при:
- выездной проверке;
- камеральной проверке на основании декларации по НДС, если по п. 8 ст. 88 НК РФ заявлен НДС к возмещению или на основании п. 8.1. ст. 88 НК РФ в отчете обнаружены противоречия или несоответствия;
- с июля 2021 г. будет еще одно основание для осмотра. Оно касается проверки декларации по НДС в рамках мониторинга, если в отчете есть: заявление на возмещение НДС; противоречия в нем самом или несоответствия с отчетами по НДС других налогоплательщиков (п. 8 ст. 88 НК РФ); несоответствия по п. 8.9 ст. 88 НК РФ.
Налоговый мониторинг – плюс или минус
Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.
При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.
Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.
Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:
- выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
- налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
- налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
- налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.
Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:
- общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
- доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
- отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)
Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).
Что ждет дальше?
По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.
Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.
Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7
Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.
В России опубликован Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы (далее – Нацплан).
Утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478, он впервые охватывает такой длительный период – ранее подобные стратегические документы принимались сроком на 1-2 года, предыдущий Национальный план противодействия коррупции действовал 3 года, с 2018 по 2020 гг.
Новый Нацплан содержит перечень мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, минимизации и ликвидации ее последствий, распределенных по 16 направлениям. При этом многие поручения направлены на восполнение существующих правовых пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики предшествующих лет: часть из них касается конкретных механизмов, предусматривая, например, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях увеличения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.
Вместе с тем, отдельные вопросы, требующие совершенствования соответствующей нормативной правовой базы, не вошли в Нацплан: в частности, осталась за рамками обсуждения тема распространения антикоррупционных стандартов на отдельные организации с государственным участием.
1. Антикоррупционные стандарты
Первое направление Нацплана предусматривает принятие мер по совершенствованию системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей.
Часть поручений при этом предполагает подготовку предложений о правовом регулировании конкретных стандартов, таких как:
- ограничения на совмещение должности главы муниципального образования на непостоянной основе с должностью в органе местного самоуправления или должностью руководителя муниципального учреждения,
- обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, расходах) лиц, замещающих государственные должности,
- обязанность представлять сведения о доходах, расходах кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества и иных.
Другая часть запланированных мероприятий связана с проведением анализа действующих норм законодательства и правоприменительной практики по более широким направлениям, например, касающихся ограничений на получение подарков, создания и использования каналов информирования о коррупционных нарушениях, защиты лиц, сообщающих о коррупции.
Кроме того, в рамках данного направления запланирована подготовка методических рекомендаций по темам соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организациями и разработки планов противодействия коррупции в государственных органах, а также обзора правоприменительной практики защиты заявителей о коррупции.
2. Конфликт интересов
Кроме этого, документом предусмотрены:
- подготовка предложений о возложении на непосредственного руководителя служащего обязанности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего,
- подготовка доклада о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в государственных органах и органах местного самоуправления, требований законодательства о конфликте интересов,
- разработка методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
3. Антикоррупционные проверки
В рамках данного направления запланирована подготовка предложений по совершенствованию действующего порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и устранению отдельных правовых пробелов, в том числе в части:
- порядка проведения проверок в случае, если служащий (работник) меняет место службы (работы),
- наделения правом направлять запросы в ходе проведения проверок руководителей антикоррупционных органов субъектов РФ, уполномоченных главой субъекта РФ, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами госкорпорации,
- установления обязанности предоставлять информацию по запросам в ходе проверок для ЗАГСов, налоговых органов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, Банка России, бюро кредитных историй
- возможности получения прокурорами сведений, составляющих банковскую тайну.
Одновременно запланирована подготовка методических рекомендаций по вопросам проведения антикоррупционных проверок.
4. Дисциплинарная ответственность
Данный раздел содержит поручения, касающиеся:
- повышение эффективности использования института увольнения в связи с утратой доверия за счет установления временных ограничений на трудоустройство в организации, учреждаемые или контролируемые Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, а также контролируемые госкорпорациями,
- изучения иных (помимо досрочного прекращения полномочий) возможностей привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности,
- разработки порядка привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов ВРИО глав субъектов РФ,
- анализа практики отставки глав муниципальных образований за несоблюдение антикоррупционных стандартов,
- актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за нарушение антикоррупционных стандартов
Одновременно в раздел включены поручения, касающиеся проведения мониторинга практики осуществления контроля за расходами и подготовки с учетом результатов такого мониторинга методических рекомендаций по осуществлению контроля за расходами.
5. Уголовная и административная ответственность
В рамках данного направления предусмотрено проведение анализа:
- практики привлечения к ответственности за преступления против интересов службы в организациях,
- практики принятия мер по предупреждению преступлений со стороны должностных лиц правоохранительных органов,
- практики возмещения ущерба от коррупционных преступлений,
- деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями в целом и выявления, раскрытия и расследования фактов подкупа иностранных должностных лиц в частности.
Кроме этого, запланировано представление предложений по принятию мер, направленных на обеспечение полноты фактического взыскания ущерба, выделению процедуры розыска и ареста преступных активов в отдельное производство, устранению диспропорций наказаний за посредничество во взяточничестве (коммерческом подкупе) и обещание (предложение) посредничества, а также на недопущение нецелевого использования межбюджетных ассигнований, выделяемых на противоэпидемические мероприятия, реализацию национальных проектов, в том числе по выявлению и пресечению взяточничества, предоставления неправомерных преимуществ и оказания содействия аффилированным организациям.
6. Защита информации ограниченного доступа
Указанное направление предполагает, в том числе проведение работы по гармонизации законодательства об информации ограниченного доступа и антикоррупционного законодательства, представление предложений о порядке и сроках хранения справок о доходах, расходах, иных документов, содержащих персональные данные и информацию ограниченного доступа, представления копий справок о доходах, расходах по запросам при проведении доследственной проверки, расследовании уголовного дела и в иных случаях.
В рамках данного направления запланировано проведение анализа практики установления ограничений на трудоустройство после увольнения со службы в организации, в отношении которых лицо осуществляло отдельные функции государственного (муниципального) управления, подготовка предложения по расширению круга лиц, на которых распространяются соответствующие ограничения, и перечня организаций, в которые им может быть временно запрещено трудоустраиваться, а также разработка порядка проверки соблюдения соответствующих ограничений.
8. Противодействие коррупции в организациях частного сектора
Для целей борьбы с коррупцией в частном секторе Нацпланом предусмотрены следующие мероприятия:
- принятие комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия бизнеса и государства по вопросам противодействия коррупции,
- проведение ежегодного исследования отношения к коррупции и ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение процедур внутреннего контроля и антикоррупционной политики в бизнес-секторе,
- подготовка обзора лучших практик противодействия коррупции в организациях.
9. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации
Данное направление предполагает, в том числе:
- подготовку предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности антикоррупционных органов и антикоррупционных комиссий субъектов РФ, в том числе актуализации соответствующих типовых положений,
- изучение практики и разработку предложений по совершенствованию правового регулирования в части участия государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих в управлении организациями,
- проведение ежегодных семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства для представителей таких органов,
- проведение социологических исследований оценки уровня коррупции в субъектах РФ.
10. Противодействие коррупции в закупочной деятельности
В рамках противодействия коррупции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок Нацплан предусматривает:
11. Антикоррупционная экспертиза
Данное направление предполагает:
- установление обязанности организаций, учредителем которых является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, госкорпорация, проводить антикоррупционную экспертизу проектов локальных актов и организация обучения для лиц, в должностные обязанности которых входит проведение антикоррупционной экспертизы в таких организациях,
- мониторинг деятельности государственных органов и организаций, органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов,
- реализация на постоянной основе работы по обобщению практики проведения антикоррупционной экспертизы.
12. Образование и просвещение
Кроме того, всем органам и организациям поручено обеспечить проведение антикоррупционного обучения как для действующих служащих (работников) – прежде всего, участвующих в деятельности по противодействию коррупции и в проведении государственных (муниципальных) закупок, – так и для впервые поступающих на службу (работу) и представлять отчеты о проводимом обучении в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки итогового доклада.
Также в рамках данного направления запланированы:
13. Участие гражданского общества
Данный раздел содержит поручения, касающиеся проведения анализа практики рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции, участия субъектов общественного контроля в антикоррупционной деятельности, предоставления мер поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность в области противодействия коррупции, в субъектах РФ, а также проведения мероприятий по расширению участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности, в том числе за счет привлечения волонтерских организаций и движений, расширения практики включения в состав антикоррупционных комиссий представителей НКО, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, представителей научного и экспертного сообщества, предоставления мер поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность в области противодействия коррупции, в субъектах РФ.
14. Международное сотрудничество
В данный раздел включены поручения, связанные с обеспечением участия Российской Федерации в различных международных антикоррупционных мероприятиях (проводимых АТЭС, G20, БРИКС, IACA и т.п.) и выполнением взятых на себя обязательств в соответствии с международными соглашениями (принятых ГРЕКО, ООН, ОЭСР, ФАТФ и т.п.).
15. Систематизация антикоррупционного законодательства
В рамках данного направления запланировано проведение на постоянной основе работы по систематизации и актуализации антикоррупционного законодательства, устранению пробелов и противоречий, неэффективных и устаревших норм.
16. ЦФА и информационные технологии
Последнее предусмотренное Нацпланом направление предполагает:
- изучение новых форм коррупции, связанных с использованием цифровых технологий,
- подготовку предложений по выявлению и пресечению преступлений, совещенных использованием цифровых финансовых активов, иных цифровых прав и цифровой валюты (далее – ЦФА),
- подготовку предложений по использованию информационных технологий для представления, обработки, анализа и хранения сведений о доходах, расходах,
- анализ практики представления сведений о владении ЦФА, проверки таких сведений и осуществления контроля за расходами на приобретение ЦФА,
- принятие мер по повышению информированности граждан о возможности участия в общественном контроле с использованием государственных интернет-ресурсов и анализ возможностей развития таких интернет-ресурсов,
- изучение практики применения цифровых технологий для предоставления государственных (муниципальных) услуг, осуществлении контрольных и надзорных функций, проведения закупок и подготовка обзора типовых способов совершения коррупционных нарушений, связанных с осуществлением указанных видов деятельности.
Коррупция на сегодняшний день является одной из самых значимых проблем в России, что препятствует её социально - экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности. Статья посвящена особенностям проявления коррупции в Российской Федерации, проблемам распространения коррупции в сфере государственной службы, а также предложены оптимальные пути решения проблемы коррупции для того, чтобы снизить её рост. Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть.
Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой. С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач. Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования. По всей вероятности, действующее законодательство не скоро позволит свести к минимуму коррупционную составляющую нашего общества до оптимального уровня. В основном это связано с тем, что большая часть граждан привыкла мыслить коррумпировано. Для осуществления принципа законности прежде всего нужно предотвратить в сознании человека возможность дачи взятки. Чтобы сохранить антикоррупционную политику как ответственность и обязательство для всех граждан, государственная власть создаёт законодательные акты и государственные органы. Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности. Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью.
Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты. Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти. Обстановка в общей сложности маловероятно будет изменяться в полной мере, если видеть только нынешние события и факты. Отрицательные тенденции получится изменить путём предусмотрительности коррупционных ситуаций. Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворённостью общества не столько содержанием и объёмом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени [8].
Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и трудно в настоящее время говорить о значительных достижениях и результатах такой работы. В будущем следует данные мероприятия ввести при более активном взаимодействии с другими органами власти, а именно с законодательной, исполнительной, судебной, общественными организациями. Лишь только всеобщие приложенные усилия и старания могут дать возможность снизить уровень коррупции и ее проявления в целом, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию нашей страны. Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая вышеизложенное Российская Федерация как великая и сильная страна, должна принимать любой вызов извне и решить очень значимую и глобальную проблему современности.
Rustas, что вам не нравится в ваших условиях?))) просто интересно. Чего все жалуются. То ли менталитет у нас такой или что то другое)))
Андрей, заработная плата смешная. Сын 20 летний зарабатывает больше. Люди без образования и опыта зарабатывают больше.
Павел, при сокращении выплачивается выходное пособие в размере 4 х месячного денежного содержания, выплачивается и сразу. Если район севера, то там до 6 Ти месячный по моему
Эля, сроки выдачи наверное изменят
Эля, если про переход на двухуровневую систему, то нам говорили, что мы выиграем от этого, потому что будем к Управлению относиться. Но это у нас не скоро будет, и надо ещё реорганизацию пережить.
Rustas, что вам не нравится в ваших условиях?))) просто интересно. Чего все жалуются. То ли менталитет у нас такой или что то другое)))
Андрей, заработная плата смешная. Сын 20 летний зарабатывает больше. Люди без образования и опыта зарабатывают больше.
Павел, при сокращении выплачивается выходное пособие в размере 4 х месячного денежного содержания, выплачивается и сразу. Если район севера, то там до 6 Ти месячный по моему
Эля, сроки выдачи наверное изменят
Эля, если про переход на двухуровневую систему, то нам говорили, что мы выиграем от этого, потому что будем к Управлению относиться. Но это у нас не скоро будет, и надо ещё реорганизацию пережить.
Читайте также: