Контроль за уплатой налогов в сша осуществляется

Обновлено: 15.06.2024

В арсенал налоговых инспекторов США входят различные методы кон­троля. Однако все эти методы подчиняются ряду общих правил.

Во-первых, налоговая проверка начинается с того, что налоговый инс­пектор направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, налоговый инспектор может инициировать проверку через суд.

Во-вторых, по законодательству США Служба внутренних доходов (СВД) обязана строго соблюдать права и законные интересы налогопла­тельщиков. Это означает, например, что СВД не может проводить нало­говую проверку налогоплательщика по непредусмотренным основаниям или с нарушением таких оснований.

В-третьих, в рамках проведения проверки налоговых деклараций СВД имеет право проверять документы бухгалтерского учета и принимать объ­яснения как самого налогоплательщика, так и третьих лиц. Если в рамках проводимой проверки налоговый инспектор принял решение проверить бухгалтерские документы третьих лиц, он должен сообщить об этом про­веряемому налогоплательщику.

СВД также использует информацию о содержащихся в налоговых декларациях ошибках или неточностях, полученную из внешних источ­ников. К таким источникам относятся, в частности, газеты, документы публичного характера и физические лица. Если СВД сделает вывод, что указанная выше информация заслуживает доверия, информация может быть использована в целях отбора налоговых деклараций для проверки.

В США существует три вида налоговых проверок:

1) заочная (проводится путем направления документов в Контрольное
управление СВД по почте);

2) камеральная (проводится по месту нахождения СВД);

3) выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика).
Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов. Как правило, камеральные налоговые провер­ки проводятся только в отношении налоговых деклараций и не затрагивают текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе СВД. Как правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен предста­вить налогоплательщик налоговому аудитору.

Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и прово­дятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.




При проведении налоговых проверок сотрудники СВД вправе:

- анализировать документы бухгалтерского учета и отчетности;

- вызывать любое лицо и получать необходимые свидетельские пока­зания.

Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД с учетом конкретных обстоятельств. Критерии обоснованности выбора места и времени для проведения собеседования с налогоплательщиком и проверки документов бухгалтерского учета и отчетности определены инструкциями СВД. В соответствии с этими инструкциями инспекторам рекомендовано назначать налоговые проверки на рабочие дни и в рабочее время. Важно, что при этом они не должны учитывать какие-либо осо­бенности бизнеса налогоплательщика. Но во избежание сложностей СВД должна согласовывать с налогоплательщиком время проведения проверки.

Налоговый инспектор самостоятельно выбирает, какую именно нало­говую проверку проводить - камеральную или выездную. При этом он руководствуется собственными представлениями, какой вид проверки наиболее эффективен и целесообразен.

По законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически ничем не ограничена в возможности истребовать у налогоп­лательщика различные документы и иные источники информации. Так, помимо бумажных носителей налоговый инспектор может оценивать и иные материальные носители информации (например, аудио- и видео­записи и др.). На практике случается, что суды признают неправомер­ным истребование у налогоплательщика документов, которыми СВД уже обладала. Что касается срока представления тех или иных документов для проверки, то с момента соответствующего запроса и до момента пре­доставления запрашиваемых документов должно пройти как минимум десять дней.

В соответствии с Налоговым кодексом США если гражданин, который вызван налоговым инспектором для дачи показаний, а также для предо­ставления каких-либо документов, отказывается явиться, то районный суд США может обязать его подчиниться требованиям инспектора. Кро­ме того, за отказ выполнить требования налогового инспектора суд может привлечь налогоплательщика как к гражданско-правовой, так и к уголов­ной ответственности.

Налоговое законодательство США предусматривает также повторные выездные проверки. Но на их проведение действуют ограничения. Так, налогоплательщик не может быть подвергнут налоговой проверке, в кото­рой нет необходимости. В течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз. Повторная налоговая проверка может быть назначена лишь по его письменной просьбе.

Многочисленные права налоговых инспекторов США компенсируются принципами налогового контроля, которые проверяющие обязаны соблю­дать. Вместе с тем при проведении налоговых проверок налогоплатель­щикам законодательно предоставлен ряд гарантий.

Существует запрет на некоторые виды запросов о проведении налого­вой проверки, то есть определенные лица государства не вправе обра­щаться с запросами в СВД о проведении или прекращении проведения налоговых проверок, а также как-то влиять на ход проведения проверок в отношении конкретных налогоплательщиков. Такой запрет действует на президента и вице-президента США, сотрудников их аппарата и иных государственных служащих, замещающих правительственные должности.

Любой запрос, сделанный с нарушением указанного запрета, направля­ется получившим его налоговым инспектором главному инспектору СВД. Подобное нарушение влечет уголовную ответственность. Если суд при­знает лицо виновным в нарушении указанной нормы, ему грозит тюрем­ное заключение на срок до 5 лет или штраф до 5000 долларов США, либо и то и другое.

Запрет не применяется, если с запросом о проведении проверки через государственное лицо обратился сам налогоплательщик или кто-либо от его имени. Запрет также не распространяется на запрос о раскрытии информации налоговой декларации при условии, что такой запрос сделан с соблюдением и на основании соответствующих положений законода­тельства США. Наконец, запрет не действует в отношении запросов, с которыми обращается секретарь Казначейства вследствие изменений в налоговой политике.

Законодательство также обязывает СВД предоставлять налогоплатель­щику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика и даже о номерах телефонов налоговых инспекций СВД на местах. В этой связи СВД разработала

Инструкцию, согласно которой налогоплательщик имеет право на пред­ставление его интересов специально уполномоченным лицом (например, аттестованным бухгалтером). Если интересы налогоплательщика пред­ставляет специально уполномоченное лицо, инспектор не может встре­чаться с налогоплательщиком в отсутствие этого лица. Без представителя налогоплательщик может встретиться с сотрудником СВД только по свое­му согласию.

СВД не может использовать такой метод выявления незадекларирован­ных доходов, как установление финансового положения налогоплатель­щика. Иными словами, налоговый инспектор не может, проанализировав финансовое положение налогоплательщика, сделать вывод о том, что налогоплательщик не задекларировал свои доходы.

За умышленное нарушение указанной нормы предусмотрена уголовная ответственность. Инспектор может быть уволен с занимаемой должнос­ти, наказан штрафом до 1000 долларов США, либо лишением свободы на срок до года, либо штрафом и лишением свободы одновременно.

СВД не может настаивать на том, чтобы налогоплательщик отказался от своего права на оспаривание актов и действий СВД и ее налоговых инспекторов. Однако такой отказ возможен, если он заявлен налогопла­тельщиком добровольно и осознанно или налогоплательщик надлежащим образом информировал о нем своего адвоката или иного представителя.

Однако, развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится.

Рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;

последствия автоматического обмена информацией;

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании - нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

доля участия резидента РФ составляет более 25 % либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50 %, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;

резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании (п. 7 ст. 25.13 НК РФ):

участия в договоре об управлении компанией;

иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией.

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании.

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).

Как избежать статуса контролируемой компании:

А) Избавиться от иностранной компании;

Б) Избавиться от российского налогового резиденства.

Однако. Признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ)).

Уведомление об участии в иностранной организации подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой - 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2019 году, то уведомление подается в 2021 году - не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (п. 2 ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2015 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше - 500 000 рублей (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Дополнительно к уведомлению подается:

финансовая отчетность КИК за тот финансовый год, по итогам которого резидент РФ подает уведомление (пп.1 п.5 ст. 25.15 НК РФ);

аудиторское заключение по этой финансовой отчетности КИК, если аудит является обязательным в стране резидентства КИК или осуществляется добровольно (пп.2 п.5 ст. 25.15 НК РФ).

Документы должны быть переведены на русский язык.

Финансовая отчетность подается физическим лицом - вместе с уведомлением, организацией - вместе с декларацией по налогу на прибыль (срок предоставления которой - не позднее 28 марта).

За непредоставление этих документов предусмотрен такой же значительный штраф, как и за неподачу самого уведомления о КИК, - 500 000 рублей п.1.1 ст. 126 НК РФ.

Налоговый орган также вправе в таком случае истребовать у резидента РФ эти документы, а резидент РФ обязан предоставить их в течение одного месяца с даты получения соответствующего требования (п.1, п.2 ст. 25.14-1 НК РФ). Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения даже после требования налогового органа влечет взыскание еще одного штрафа, уже в размере 1 000 000 рублей (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, даже если прибыль КИК не облагается налогом в России, контролирующее лицо должно представить финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение этой финансовой отчетности и любыми документами подтвердить, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в России.

Как избежать обязанности по предоставлению этой информации:

Избавиться от контролируемой иностранной компании;

Перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК.

Знакомимся: налог с фиксированной прибыли

Суть режима заключается в следующем:

Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов);

При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит ~ 5 млн.руб.;

Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.

В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

Не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

Не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;

Не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

Презюмируется, что прибыль КИК - это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара - физического лица, составит 13-15 %.

Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее - основные доходы).

Чтобы понять, применимо это условие к вам, давайте разберемся с понятиями:

Эффективная ставка - определяется для государства, резидентом которого является получатель доходов - контролируемая иностранная компания.

Средневзвешенная ставка - определяется для Российской Федерации, резидентом которой является контролирующее лицо.

Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по основным доходам равна 20 %. 75 % от этой величины соответствуют ставке налогообложения 15 %. Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по доходам в виде дивидендов равна 13 %. Соответственно 75 % от этой величины равна 9,75 %.

Если ставка налога в стране регистрации иностранной компании ниже, то по этому основанию ее прибыль не сможет быть освобождена от налогообложения в России.

КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.3-6 ст.25.13-1 НК РФ.

При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

Пример.

В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица - резидента РФ, если не превышает 10 млн.руб (п.7 ст. 25.15 НК РФ).

Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

(А) подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России;

(Б) платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т.е. налицо экономия административных ресурсов.

Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн.руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать - сложно ли их предоставить.

Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т.е. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (Как минимум 3 года или 5 лет - в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн.рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог - это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

А причем тут автоматический обмен информации?

авить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран.

Уже запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании (п. 12 раздела 1 и п. 27 разд. 2 ч. 1 Standard for automatic exchange of financial account information in tax matters (далее - Стандарты))) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

В перечень собираемой информации входит:

имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;

номер счета, наименование Банка;

остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.

Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

Какая информация не попадет в обмен?

Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.

Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете (п. 28 пп. 2 раздела 2 Стандартов).

(если нужно больше подробностей, то об этом мы писали в отдельной статье)

Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

после проведения каких-либо оперативных мероприятий;

Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!


Илья Назаров, управляющий партнер

Перевод денежных средств со счета в ИОФР на собственный банковский счет в стране, с которой нет автоматического обмена финансовой информацией — незаконная валютная операция

В частности нас интересовала спорная ситуация, при которой денежные средства со счета в ИОФР, расположенного в стране с которой у России нет соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией, напр., США, Канада, Великобритания (напомню, что зачисление на счета в ИОФР разрешены без ограничений в том числе по стране нахождения этой ИОФР), перечислялись бы на свой уже банковский счет в этой же стране с дальнейшим использованием для личных целей.

ВЫВОД: на счета в ИОФР, открытые в странах, с которыми у России нет соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией возможно зачисление средств от нерезидентов без ограничений, НО дальнейший перевод таких денежных средств (в случае необходимости) на личный банковский счет в этой же стране — незаконная валютная операция (штраф 75-100% от суммы операции). Т.е. перевод средств возможен ТОЛЬКО на свои банковские счета в РФ или в странах, с которыми имеется автоматический обмен.

Нами в ФНС РФ был направлен следующий запрос: «Я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Испании для целей ведения предпринимательской деятельности на территории Испании.

Полученный нами Ответ ФНС РФ от 16.03.2021 содержит ряд разъяснений, в частности:

Зачисление на зарубежный счет заработной платы от работы по трудовому договору в стране НЕ имеющей с РФ соглашения об автоматическом обмене НЕ ВСЕГДА является законной валютной операцией

Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);

При этом, в законе НЕ указано, какое именно количество времени работник должен работать за пределами территории РФ для возможности применения положений данной нормы.

Полученный нами Ответ ФНС РФ от 28.12.2020 не содержит точного указания на законность или незаконность валютной операции, по зачислению заработной платы на счет в стране, не имеющей автоматического обмена с РФ, при условии удаленной работы из РФ, но содержит следующую позицию:

ВЫВОД: законной такая валютная операция будет ТОЛЬКО в том случае, если ВСЕ время работы работник находился за пределами РФ (что, возможно, потребуется подтвердить отметками о пересечении границы в заграничном паспорте).

В случае удаленной работы из РФ на иностранную компанию зачисление заработной платы по трудовому договору должно зачисляться на счет в стране, с которой имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. В противном случае это будет растолковано налоговиками как незаконная валютная операция со штрафом 75-100% от суммы такой операции.

Как валютным резидентам рассчитаться между собой при продаже зарубежной недвижимости

Нами в ФНС РФ был направлен следующий запрос: «Я, как гражданин РФ, т.е. валютный резидент РФ продаю недвижимость, расположенную за пределами территории РФ. Покупателем выступает также гражданин РФ, валютный резидент РФ.

(1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
13) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета (вклады) в уполномоченных банках;)

Не будет ли это считаться незаконной валютной операцией.

Нас интересовала ситуация, при которой необходимо продать объект недвижимости, расположенных за пределами РФ, при этом, покупателем выступает гражданин России. Напомню, что по общим правилам расчеты в валюте между валютными резидентами (граждане России) — запрещены — ст 9 173-ФЗ, за исключением перечня случаев, указанных в этой же статье.

В полученном нами Ответе ФНС РФ от 01.12.2020 содержатся следующие разъяснения:

В отношении ПЕРВОГО вопроса ФНС РФ не дала прямого ответа о законности описанной валютной операции, но пояснила, что в силу ч.7 ст.14 Закона №173-ФЗ валютные резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

ВЫВОД: при необходимости получения оплаты по договору купли-продажи недвижимости от валютного резидента со счета в иностранном банке продавцу необходимо предоставить реквизиты своего рублевого счета в банке в РФ и убедиться в том, что при зачислении средств произойдет конвертация валюты в рубли, таким образом, ВАЛЮТА НЕ будет использована в качестве средства платежа между резидентами.

В отношении ВТОРОГО вопроса ФНС РФ дала прямой ответ, указав, что закрытый перечень оснований для зачисления валюты от нерезидентов на свои банковские счета за пределами РФ указаны в ст 12 173-ФЗ. В частности в п.5.2. ст 12 173-ФЗ предусмотрено, что такое зачисление осуществляется от нерезидентов без ограничений при условии, что счет открыт в стране с которой имеется соглашение об автоматическом обмене или в стране ЕАЭС.

ВЫВОД: при необходимости получения оплаты по договору купли-продажи недвижимости от валютного резидента со счета в иностранном банке стороны могут выбрать посредника-нерезидента (так называемый escrow агент) в виде риелтора, юриста, адвоката и тд. Указанный посредник принимает оплату в валюте от покупателя-россиянина (законная валютная операция) и перечисляет ее продавцу-россиянину на счет в иностранном банке. Фактически платеж поступает от нерезидента, т.е. валютная операция является законной, т.к. прямо разрешена п 5.2. ст 12 173-ФЗ.

Дисклеймер

Описанный выше обзор НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться как окончательное руководство к действию, т.к., окончательный вывод о правомерности каждой отдельно взятой ситуации может быть сделан ТОЛЬКО после комплексного изучения всех условий этой ситуации и имеющихся документов.

Толкования применимых норм, содержащихся в Письмах /Ответах /Разъяснениях ФНС РФ являются только МНЕНИЕМ этого органа и НЕ являются законом (источником права). Это означает, что суд в случае обжалования решения налогового органа, вынесенного в том числе с учетом таких разъяснений ФНС РФ, может отменить такое решение, истолковав нормы закона (в частности 173 ФЗ) иначе.

При этом, на практике налоговые органы активно руководствуются письмами ФНС РФ, суды первой и апелляционной инстанций чаще всего поддерживают позицию нижестоящих инстанций, а в ВС РФ имеется практика отмены/ изменения таких решений.


Если Вы живете в США и имеете доход, то Вы должны подавать ежегодные налоговые декларации в Налоговую службу (IRS) вне зависимости от того, являетесь ли Вы гражданином США, а также в некоторых случаях декларировать свои банковские счета и ценные бумаги, находящиеся в любой стране мира.

Некоторые люди являются резидентами нескольких стран и получают доходы в разных странах. Давайте разберемся, кто считается налоговым резидентом США, когда и куда посылать налоговые декларации, как и кому платить налоги, а также как избежать двойного налогообложения.

Кто является налоговым резидентом США?

Вы будете считаться налоговым резидентом Соединенных Штатов Америки, если Вы живете в США не менее 31 дня в текущем году, и не менее 183 дней в течение 3-летнего периода, который включает в себя текущий год и 2 года непосредственно до этого. Если Вы имеете какой-либо доход от американских предприятий или финансовых учреждений и получаете от них налоговые формы серии 1099, W-2 или K-1, то обязаны платить налоги в США, даже если Вы не присутствовали в США физически.

Как налоговые органы США узнают о доходе за пределами страны?

Многие эмигранты спрашивают, как налоговые органы США узнают, есть ли у Вас доход в других странах, и можно ли не сообщать о своих доходах. Ответ на этот вопрос заключается в том, что Соединенные Штаты заключили соглашения об обмене информацией с 39 странами, в том числе и с Россией, и находятся на завершающей стадии подписания соглашений об обмене информацией еще с 62 странами. Иными словами, если налоговые органы других стран знают про Ваш доход, то Налоговая служба США тоже будет об этом знать. Штрафы за сокрытие информации достигают десятков тысяч долларов, а некоторых случаях возможно уголовное преследование и тюремное заключение.

Какие требования существуют для налогового резидента США, имеющего иностранные активы?

Если Вы являетесь владельцем счета или имеете полномочия по подписанию любого счета в иностранном банке (в том числе чековые или сберегательные счета, паевые инвестиционные фонды, брокерские счета, паевые трасты и другие виды иностранных финансовых активов), возможно, что Вы обязаны ежегодно отчитываться об этом в министерство финансов США. В соответствии с Законом о банковской тайне, каждый налоговый резидент США должен подавать Отчет о счетах в иностранных банках (FBAR), или Форму 114 FinCEN, если общая сумма Ваших счетов за пределами США составляет не менее $10 000 в любой момент в течение календарного года.

Форма 114 FinCEN является обязательным требованием для всех налоговых резидентов США, имеющих счета в иностранных банках на сумму от $10 000, и отказ от подачи этой формы приводит к штрафу в размере до 50% от каждого незаявленного счета. Данная форма является информационной, и Вы не облагаетесь дополнительными налогами, независимо от суммы состояния. Цель этой формы состоит в том, чтобы помочь правительству США бороться с отмыванием денег.

В дополнение к форме 114 FinCEN, Вы обязаны подавать форму FATCA 8938, если отвечаете любому из следующих условий:

  • Вы проживаете в Соединенных Штатах Америки, и у Вас есть иностранные активы общей стоимостью $50 000 по состоянию на последний день года, или стоимость ваших иностранных активов достигла $75 000 в любой момент в течение года ($100 000 и $150 000 соответственно, если Вы состоите в официальном браке и подаете налоговую декларацию вместе с супругом или супругой);
  • Вы проживаете за пределами США, и у Вас есть иностранные активы общей стоимостью $200 000 по состоянию на последний день года, или стоимость Ваших иностранных активов достигла $ 300 000 в любой момент в течение года ($400 000 и $600 000 соответственно, если Вы подаете налоговую декларацию вместе с супругом или супругой).

Налоговый год в США

Налоговый год для большинства налогоплательщиков США календарный, с 1 января до 31 декабря. Налоговые формы от предприятий и финансовых учреждений налогоплательщики получают в течение января и февраля следующего года и в большинстве случаев обязаны подать свои налоговые декларации в Налоговую службу и погасить имеющуюся задолженность, если имеется, до 15 апреля следующего года после отчетного периода. Если этого времени недостаточно, можно обратиться с просьбой продлить отчетный период до 15 октября. Если сумма задолженности слишком большая, то можно заключить соглашение с IRS о выплате долга по частям. Часто в процессе составления налоговой декларации выясняется, что налогов, наоборот, заплатили слишком много. Тогда Налоговая служба возвращает разницу налогоплательщику, в некоторых случаях с процентами. Если предприятию или физическому лицу удобнее отчитываться по налогам в другое время, то после одобрения IRS, налоговым периодом может быть финансовый год.

Теперь от том, как быть, если Вы уже заплатили налог в другой стране на доход, который включаете в налоговую декларацию в США. Существуют различные методы избежания двойного налогообложения. Наиболее распространенным из них является получение иностранного налогового вычета, когда налог, заплаченный в другой стране, вычитается из налоговых обязательств в США. Есть несколько методик расчета: какую из них применить, зависит от конкретной ситуации. Некоторые налогоплательщики могут подать форму 6166, которая позволяет существенно уменьшить налогооблагаемую базу.

Другая категория налогов – налог на доход, полученный от продажи имущества. В этом случае ставка налога зависит от времени, в течение которого налогоплательщик владел этим имуществом. Если такой срок составляет меньше одного года, то тогда этот доход подпадает под обычное налогообложение, и применяется та же налоговая ставка, что и для прочего дохода данного налогоплательщика, а если прошло больше года с момента приобретения имущества, то доход облагается налогом по пониженной ставке. В этой категории есть возможность полностью или частично исключить такой доход из налогооблагаемой базы, в зависимости от категории имущества, способа приобретения и конкретной ситуации.

Помимо федеральных налогов, в США также действуют налоги штатов. В каждом штате они рассчитываются по-разному, и процентная ставка также различается. Сроки подачи региональных налоговых деклараций такие же, как и для федеральных. Пять штатов США не взимают собственные налоги. Это нужно учитывать при выборе места проживания в США.

Важно понимать, что, несмотря на относительно высокие налоговые ставки, в США существует много возможностей существенно уменьшить, а в некоторых случаях даже избежать уплаты налогов (но не подачи налоговой декларации – это обязательно!), благодаря сложной системе налоговых льгот и вычетов. Чтобы быть уверенным, что все сделано правильно, Ваши обязательства выполнены, и Вы не переплатили налоги, следует обратиться к профессионалу, работающему в сфере налогового права.

Автор статьи Natalia Pierson, Pierson Books.

Чтобы получить гражданство или вид на жительство в США через инвестиции в бизнес, обращайтесь за консультацией:

Читайте также: