Конфликт интересов в налоговой инспекции пример

Обновлено: 24.04.2024

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.

Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Документ: "Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3".

Понятия "конфликт интересов" было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году "Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" (2003 г.).

Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.

Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:

работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;

выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;

выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;

получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).

Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.

Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.

Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.

Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.

Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).

На что еще необходимо обратить внимание.

Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.

Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.

Читайте также: