Кому принадлежало право вотирования налогов в германских княжествах

Обновлено: 18.05.2024

Борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала ее с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического пространства, что и позволило ей в значительной мере преодолеть местный сепаратизм. Образование Германского союза не решило проблемы экономического и таможенного объединения Германии.

XIX в. в Германии промышленный переворот обусловили выбор унификации норм торгового и вексельного права в качестве приоритетной общегерманской задачи. В 1847 г. на очередной конференции Таможенного союза, проходившей в Лейпциге, был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота - важнейшей части всего кредитно-денежного обращения. Его принятие в значительной мере укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, принимая во внимание тот факт, что в основу устава был положен проект Вексельного закона, разработанный прусскими юристами. Не желая останавливаться на достигнутом, на 10-й конференции Таможенного союза, проходившей в Берлине, германские правительства обратились к Пруссии, которая в это время вела активные кодификационные работы, разработать проект Общегерманского торгового уложения. На обсуждение законодательной комиссии Союзного сейма в 1857 г. были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права более лаконичный и ясный прусский проект. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения в политически раздробленной стране стало беспрецедентным событием. Оно окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии, подорвав местные сепаратистские настроения. В том же году Пруссия выступает с меморандумом о реформе Германского союза, создании "национального представительства при центральном органе Союза". Прусский канцлер Бисмарк широко начинает использовать в качестве козыря обещание введения всеобщего избирательного права. Но главные препятствия, стоящие на пути создания единой Германии, Пруссия устраняет на поле брани, используя свою военную мощь. В 60-х годах XIX в. со всей очевидностью проявилось отношение Пруссии к объединению Германии как к универсальному способу завоевания германских государств, подчинения их прусскому владычеству.

Война с Данией, закончившаяся подписанием мирного договора в 1864 г. и последующим присоединением к Пруссии Шлезвига и Гольштейна, а затем с Австрией в 1866 г. привели к изменению соотношения сил на международной арене, к окончательному определению "малогерманского" пути объединения страны без участия Австрии. В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли Германии, увеличив свою территорию за счет лишения трех германских князей их тронов. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южнонемецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн. человек. В 1867 году была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Создавался на основе всеобщего избирательного права Общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. При разработке конституции О. Бисмарк, главный вдохновитель и исполнитель объединения Германии "железом и кровью", заявил о своем стремлении единолично управлять делами Союза, утверждая, что с введением "коллективности пропадает ответственность". Впоследствии в объединенной Германии был создан лишь ряд управлений и ведомств, подчиненных непосредственно канцлеру. Это создавало условия для усиления роли прусских министров. Победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии. Так называемые "оборонительные договоры" Северо-Германского союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен-Дарм-штадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I.

Важной особенностью политического развития Германии в средние века является ее постепенный распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого XIX в. Экономические и политические условия развития Германии способствовали ее раздробленности. Экономическое развитие Германии было неодинаковым в разных районах, интересы которых нередко расходились. Недостаточное развитие внутренних сношений привело к тому, что и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось, В пользу усиления местных сил сложилась и политическая обстановка как внутри страны, так и вовне. Королевская власть, сравнительно сильная в X-XI вв., преследуя свои политические интересы, поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями, как, например, Отгон I, которому, однако, не удалось сокрушить герцогов. Епископы с королевской помощью превратились во владетельных князей и наряду с герцогами ста' ли в дальнейшем главными противниками королевской власти. Еще более пагубными для монархии и государственного единства оказались результаты внешней политики государства.

Походы в Италию и приобретение императорского титула, по сути дела, не усилили положения короля внутри страны и не сплотили германских феодалов, а, напротив, благоприятствовали росту враждебных королю сил и укреплению внутреннего партикуляризма. Стремясь получить римскую императорскую корону и удержаться в завоеванной стране, германские короли шли на все новые политические уступки магнатам, что подрывало их позиции внутри страны. Кроме того, с середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения. Императорская власть не сумела установить связь с городом и сделать его своей опорой. Вследствие всех перечисленных причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. В то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад. "Золотая булла" 1356 г.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей Империи вести войны против друг друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты.

Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль. Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получили все права самостоятельных властителей. Объединившая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы. Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название "избирательных капитуляций".

В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

Общественный строй. С развитием феодализма происходили изменения в сословно-классовой структуре общества. Существовало довольно значительное различие между верхни- ми слоями - аристократией - небольшой группой светских и духовных феода- лов- курфюрстов и низшим дворянством. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дво- рянства с XIV в. составляли мннистериалы. Как господские слуги они имели право вступать в рыцари. Таким образом они становились свободными и получали дворянство. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно сформировалось мнение, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Позднее, с развитием капиталистических отношений, рыцарство потеряло свое значение, большинство рыцарей разорилось, и в поисках источников дохода они не пренебрегали простым грабежом, в частности городов.

Государственный строй.

Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.

Рейхстаг. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. В 1495 г. на рейхстаге, созванном в Вормсе, были приняты три важных решения: был установлен вечный земский мир, т.е. запрещены частные войны; введена подать на имперские нужды (так называемый имперский пфенниг), предназначенная на содержание администрации и армии; учрежден имперский суд (рейхскамергерихт). Но эти решения не достигли своей цели. Ландтаги. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две- духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.

Судоустройство.

Распад франкской монархии и развитие феодализма привели к созданию феодальных судов в поместьях землевладельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Феодальные суды возникали до XVI в. Наряду с феодальными существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Третий вид составляли городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями - шеффенами, в других - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Судебные функции имели и управители округов- амтманы. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией. В Вестфалии широкое распространение получили особые судилища, так называемые фемы. Здесь сохранилась довольно значительная прослойка свободного населения, вследствие чего отправление правосудия производилось "свободными графами" и "свободными шеффенами" в силу полномочий, данных императором, а не феодальными владельцами.

Наряду с открытыми заседаниями проводились и закрытые, имевшие особое значение. Члены судилища производили расследование о преступных или пользующихся дурной славой лицах, почему-либо не привлеченных к уголовной ответственности, приговор выносился обычно без вызова обвиняемого. Суды фемов нередко приговаривали к смерти. Приговор приводился в исполнение одним из членов судилища. Такие суды появились и в других германских землях.

Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. была для Германии подлинно национальной катастрофой. Она истощила силы народа и надолго задержала его развитие. Она углубила и ускорила экономический, политический и культурный упадок Германии, начавшийся еще в XVI в. в результате поражения крестьянства в 1525 г. и перенесения торговых путей на запад. Последствия Тридцатилетней войны давали себя знать почти до конца XVIII в.

В то же время по Вестфальскому миру Германия лишилась ряда территорий с немецким населением, отошедших к Швеции и к Франции.

Экономические и социальные последствия Тридцатилетней войны

Тридцатилетняя война нанесла германскому народу прежде всего громадный материальный ущерб. Некоторые районы Германии (Пфальц и Вюртемберг на западе, Бранденбург, Мекленбург и Померания на северо-востоке) в результате военных действий и сопутствовавших им голодовок, эпидемий и массовой эмиграции потеряли до пяти шестых населения. Погибла значительная часть скота, в Северной и Северо-Восточной Германии треть пахотных земель превратилась в пустоши и заросла лесом, прекратилось производство ряда сельскохозяйственных продуктов.

Экономический упадок городов лишил их былого политического значения. Они один за другим становятся жертвами княжеского абсолютизма. Многие из тех имперских городов, которым удавалось до середины XVII в. сохранять свое самоуправление и независимость, были вынуждены в конце концов подчиниться территориальным князьям. Должностные лица городского самоуправления (бургомистры и пр.) превращаются в этих городах из выборных представителей общины в чиновников, назначаемых или утверждаемых князем и послушных его воле. Только немногие города (Аугсбург и др.) сохранили статус имперских, т. е. автономных, городов-республик. С упадком городов затормозился процесс превращения немецкого бюргерства в национальную торгово-промышленную буржуазию.

Политическое устройство Германии. Развитие княжеского абсолютизма

Наиболее крупными княжествами были Бранденбург, Саксония и Мекленбург на северо-востоке и в центре, Гессен, Ганновер и Брауншвейг — на западе, Вюртемберг, Бавария, Австрия — на юге и юго-востоке. Из духовных княжеств самыми крупными продолжали оставаться три архиепископства-курфюршества — Майнцское, Трирское, Кельнское и архиепископство Зальцбургское.

Князья полностью использовали все предоставленные им Вестфальским трактатом возможности обособиться в пределах своих княжеств, как бы мелки они ни были в качестве независимых государей. Император лишился последних остатков своего влияния. В конечном счете он сохранил за собою, кроме титула, только право жаловать дворянство. Правда, он оставался еще главою Верховного имперского суда, но для проведения в жизнь решений последнего у него не было реальной силы.

Рейхстаг, наряду с императором олицетворявший единство империи, стал с 1663 г. непрерывно заседающим конгрессом посланников от упомянутых 300 государств. Он по-прежнему делился на три курии: первую — князей-курфюрстов, вторую — более мелких князей и представителей от рыцарства и третью — курию городов, и в таком виде существовал до 1806 г., когда он был ликвидирован вместе с самой Священной Римской империей. Олигархия князей провела через рейхстаг несколько важных решений, усиливших их абсолютную власть: право облагать своих подданных налогами на военные нужды без утверждения их местными ландтагами (1654 г.), запрещение ландтагам собираться на свои сессии без согласия князя и подавать на него жалобы в рейхстаг (1658 г.). Но князья обычно расширяли прерогативы своей власти и без общеимперских постановлений. Рейхстаг являлся лишь ничего не значащей вывеской фиктивного единства империи.

Узурпировав право вводить в своих владениях новые налоги, князья постепенно свели на нет унаследованные от средневековья органы территориального сословного представительства — ландтаги. Во многих княжествах ландтаги вообще перестали заседать в полном составе, передав свои функции выделенным из их среды комитетам, которые легко было подчинить воле государя. Но и там, где ландтаги продолжали созываться регулярно, их роль свелась к простой регистрации решений государя. Законодательные функции полностью перешли к князьям.

Сосредоточив в своих руках законодательство и финансы, многие князья получили возможность осуществить в своих землях централизацию управления. Они создают разветвленную администрацию, многочисленную полицию и постоянную армию. Содержание непомерно разбухшего государственного аппарата и пышного княжеского двора с его жадной сворой прихлебателей должно было оплачиваться в основном крестьянством. Начиная с 1650 г. налоги, взимаемые с крестьян, непрерывно растут.

Не менее губительной для страны была внешняя политика князей, которые продавали национальные интересы Германии иностранным государствам, в первую очередь Франции. Будучи гарантом Вестфальского мира, Франция имела своих постоянных предетавителей при рейхстаге в городе Регенсбурге и оказывала путем подкупов и дипломатического давления решающее влияние на внешнюю политику германских князей. Мелкие и средние князья, обладая каждый в отдельности слишком малым значением, чтобы оказывать какое-либо влияние на международные дела и заслужить получение французских субсидий, стали кооперироваться в региональные союзы.

Среди немецких княжеств во второй половине XVII в. выделяется Бранденбург-Пруссия. Это княжество становится в силу ряда благоприятных исторических условий существенным фактором в европейской политике.

Территориальный рост и экономическое развитие Бранденбурга

В начале XVII в. Бранденбург представлял довольно обширное княжество, земли которого были разбросаны в разных местах Северной Германии. Ядром его являлось Бранденбургское маркграфство, государи которого уже в середине XIV в. принадлежали к числу семи крупнейших германских князей-курфюрстов, присвоивших себе право выбирать императора Священной Римской империи.

Столицей Бранденбурга был Берлин, основанный на реке Шпрее около 1240 г. В княжестве имелось и много других мелких городов, жители которых занимались ремеслами. Однако ни в XVI, ни в XVII в. край нельзя было назвать развитым в промышленном отношении. Занятием подавляющего большинства населения являлось земледелие, сочетавшееся с широко распространенным овцеводством.

Географическое расположение владений бранденбургских курфюрстов на важнейших немецких реках (Рейне, Эльбе, Везере и Одере) приносило им большие выгоды, особенно с того времени, когда Восточная Германия стала все более втягиваться в северную морскую торговлю и увеличивать вывоз за границу продуктов своего сельского хозяйства. В правление Фридриха Вильгельма, так называемого великого курфюрста (1640—1688), был проведен ряд мероприятий, содействовавших дальнейшему экономическому подъему страны.

Централизация и бюрократизация управления

Этот результат был достигнут в значительной мере благодаря крайней централизации управления и бюрократизации всего государственного аппарата. С 1651 г. Тайный государственный совет стал центральным правительственным органом. Была учреждена Финансовая палата, находившаяся в ведении группы тайных советников. Другая группа членов Тайного совета заведовала юстицией, третья составила Военную комиссию. Два-три особо доверенных лица возглавили Канцелярию курфюрста, сохранившего за собой единоличное руководство иностранными делами. Рядом законодательных актов были введены акцизы и чрезвычайные налоги на содержание постоянной армии, численность которой к концу правления Фридриха Вильгельма достигла 27—30 тыс. солдат. Затем последовали перемены в системе местного управления. Прежние органы местной власти, зависевшие от ландтагов, были заменены чиновниками, подчиненными непосредственно Берлину. Ландтаги, хотя и продолжали собираться, потеряли всякое влияние на дела управления.

Дворянство, господствовавшее в Бранденбургском ландтаге, легко примирилось с новыми порядками, получив за это от курфюрста полную свободу действий в отношении своих крестьян. Эдикты курфюрста узаконивали крепостное состояние крестьян, давали помещику право преследовать беглых крепостных без срока и водворять их обратно в свои имения. Тогда же принимает массовый характер сгон крестьян с земли (Bauernlegen), обративший значительную часть их в крепостных батраков—коссетов (Kottsassen).

Превращение Бранденбургского курфюршества в Прусское королевство

Фридрих III (1688—1713), продолжая действовать теми же методами лавирования и предательств, сумел извлечь выгоды из двух крупных конфликтов, охвативших всю Европу: Северной войны 1700—1721 гг. и войны за Испанское наследство. Обещанием поддержать Австрию против ее врагов он добился у императора королевского титула и в 1701 г. провозгласил себя королем Пруссии под именем Фридриха I. Бранденбургский курфюрст стал, таким образом, независимым от империи прусским королем.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

История. § 16. Германия: на пути к единству.

По решению Венского конгресса был создан Германский союз, в который входили 35 суверенных монархий и 4 вольных города: Гамбург, Любек, Бремен, Франкфурт-на-Майне. В последнем заседал представительный орган Союза (бундестаг). Союз был создан, чтобы сохранить старые порядки, но он не мог быть прочным, т.к. сильнейшими его членами была Австрия и Пруссия, которые воевали между собой за лидерство в Союзе.

Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны.

В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. В это время капиталистические методы ведения хозяйства внедряются в сельское хозяйство и в промышленность. Крупным торгово-промышленным центром становится столица Пруссии - Берлин. Юнкерские хозяйства становились капиталистическими. Из-за этого крестьяне в поиске работы уезжали в города. Но также появлялись и зажиточные крестьяне (гроссбауэры), использовавшие труд батраков. В 1834 г. был создан Немецкий таможенный союз, в который входило 18 государств. Строились железные дороги.
В немецких государствах активно развивалось фабричное производство, выросла богатая торгово-промышленная буржуазия, увеличилась численность наёмных рабочих.
Либеральная буржуазия требовала общегерманского сословного представительства, расширения Таможенного союза и уничтожение юнкерских привилегий. Вопрос об объединении государства становился главным в жизни немцев.
Король Пруссии (Фридрих Вильгельм IV) в 1847 г., из-за того, что казна опустела, созвал собрание сословных представителей (ландтаг). Но конституцию вводить он не собирался. Из-за этого ему отказали в кредитах и собрание было разогнано.

Берлин, март 1848 г.

Революционный взрыв во Франции и Италии ускорило восстание в Берлине. К центру Берлина двинулись тысячи ремесленников, крестьян, приняли участие также студенты и бюргеры. Восстание победило. Король согласился на создание национальной гвардии. Также оно победило и в других германских государствах. Крестьяне отказывались платить налоги. На юго-западе они добились отмены феодальных прав.

18 мая 1848 г. открылось первое заседание общегерманского парламента - Франкфуртского национального собрания. В 1849 г. собрание приняло имперскую конституцию, частью которой были "основные права немецкого народа". Впервые в немецкой истории были провозглашены свободы граждан: Свобода личности, вероисповедания, равенство перед законом и др. Ликвидировались сословные привилегии, феодальные повинности. Законодательную власть должен был представлять двухпалатный парламент. Императорский трон предложили прусскому королю, но он не желал "поднять корону из грязи". И затем конституцию отвергли. И в июне 1849 г. парламент разогнали. Король хотел разогнать Национальное собрание, однако боязнь революционного взрыва заставила его издать указ о "даровании" конституции, закреплявший сословный строй и право veto короля, вводивший ограниченное выскоим имущественным цензом избирательное право, и созвать парламент (ландтаг).
Революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи - национального объединения. Но в ряде государств были введены конституции, проведены социально-экономические преобразования, способствовавшие процессу модернизации.

Эти слова писал кронпринц (престолонаследник) Вильгельм. После смерти Фридриха Вильгельма IV королём становится в 1861 г. его брать Вильгем I. Ему уже было 60 лет. Вильгельм стремился иметь сильную армию. Его любовь была к военному делу. Он считал, что национально объединение страны может произойти только вооружённым путём. Вильгельм нуждался в сильном главе правительства (канцлере). В 1862 г. Отто фон Бисмарк, политический деятель, назначается на пост канцлера.

"Сильный всегда прав". Первые шаги "железного канцлера".

Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией. В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну с Данией. Война была недолгой, датские войска пали. И территорию Шлезвига и Гольштейна они разделии между собой. Но в 1866 г., стремясь ослабить Австрию, Пруссия пошла против неё. Новым союзником Пруссии стала Италия, которая хотела вернуть себе Венецианскую область. В июне 1866 г. австрийская армия была наголову разбита около города Садова. Австрия вышла из Германского союза и отдала земли Шлезвига и Гольштейна Пруссии. Бисмарк вёл переговоры с германскими государствами - Насау, Гессеном и Франкфуртом. Но с ними не церемонились и захватили. А правителям выделели денежные компенсации.

Образование Северогерманского союза.

В 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. Члены союза Сохраняли монархическое устройство, династии, армии, законы. Во главе Союза стоял президент, которым всегда назначался прусский король. Северогерманский союз имел свой парламент, конституцию и Союзный совет, состоявший из представителей всех государств и министров. Успех Бисмарка поднял его авторитет. Часть либералов образовала Национальную партию. Они решили, что Бисмарка надо поддержать. И канцлер мог опираться и на консерваторов, и на либералов. Тем самым устранились препятствия для развития единой немецкой нации, а политическая раздробленность не могла больше мешать развитию хозяйства и культуры. Но в центре Европы возникла военно-бюрократическая монархия.
Современники оценивали это событие как революцию, проведенную "сверху", в результате которой произошёл слом старых порядков и обособленности немецких государств. В центре Германии возникло национальное германское государство - Северогерманский союз. Кончилась история старой Пруссии, началась история новой Германии.

Читайте также: