Кодекс этики налогового инспектора

Обновлено: 17.05.2024

Ныне понятием “этика” охватывается теория морали, которая отражает явления, отношения людей в процессе социальной деятельности. Следовательно, этика - это наука о морали, ее происхождение, роль в общественной и личной жизни человека.

Термин “профессиональная этика” появился в результате классификации трудовой деятельности, возникновения различных профессиональных групп.

Итак, объектом профессиональной этики является человек. Поэтому вполне закономерно существование различных видов профессиональной этики, вытекающие из разнообразия профессий: врачебная, юридическая, военная, инженерная, научная и т.д. Существует и надпрофесійна этика: административная, управленческая, этика общения и т.д., поскольку ее нормы распространяются на все виды трудовой деятельности и касаются каждой профессии.

Основные функции и задачи профессиональной этики заключаются в моральном регулировании профессиональных отношений, повышении профессионального мастерства специалиста, развитию его профессионализма, выработке направления совершенствования профессиональной морали, дополнении ее новыми нормами, традициями и обычаями, формировании устойчивых нравственных качеств специалиста, установлении границы между правомерным и неправомерным профессиональным поведением, обосновании профессионального идеала и др.

Профессиональная этика как наука не создает моральных норм, не диктует и не навязывает их членам общества, иначе она скатилась бы на позиции морализаторства. Она изучает эти нормы и своим творческим развитием лишь побуждает к их образованию.

Термин “профессиональная этика” обычно употребляется для определения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, отрабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди других профессий выделяется определенная группа таких, где они возникают чаще, которые требуют особого внимания. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми существуют специфические “нравственные кодексы” людей этих профессий, специальностей.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, которые обусловлены профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования. Как система норм профессиональная этика-это кодекс правил, определяющий поведение специалиста в служебной обстановке, норм, которые соответствуют существующим законам и ведомственным нормативным документам, профессиональным знаниям, отношениям в коллективе, глубокому осознанию моральной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная этика в обоих случаях регламентируется не только нормами морали, но и нормами права, что имеют моральное происхождения и нравственное содержание.

Этика работника государственных налоговых органов тесно связана с философией, педагогикой, психологией, правом и культурологией.

Профессиональную этику следует рассматривать в двух аспектах.

Как наука - это система знаний об определенном порядке служебных и внеслужебных отношений, правомерное поведение, культуру профессиональных действий работника государственных налоговых органов, которые характеризуются моральной чуткостью и регламентированы существующими в обществе социальными нормами, общечеловеческими ценностями, существующим законодательством.

Как система норм профессиональная этика работника государственных налоговых органов - это совокупность законов, нормативов, регулирующих отношения с другими работниками юридических органов и гражданами, определяют уровень моральной ответственности налоговика и выполнения им служебных обязанностей.

Этика налоговика является специфическим видом профессиональной этики, которая анализирует действие, причем закономерную, общих принципов и норм морали в рамках деятельности налоговиков.

В деятельности налоговика можно выделить три этапа:

q Процесс осознания налоговиком своего назначения, адаптации, ознакомление с должностными и функциональными обязанностями и спецификой работы налоговых органов. Это фактически первые служебные действия под контролем наставника.

q Процесс формирования налоговика как профессионала. Он характеризуется полной самостоятельностью в служебной деятельности, приобретением отдельных навыков, выработкой своего стиля и культуры в работе и т.д.

q Достижение вершин мастерства, сформированности налоговика как профессионала. Этот этап наступает после многих лет профессиональной деятельности или иногда вообще не наступает.

В основу профессиональной этики сотрудников ДПС должны полагаться прежде всего профессиональные знания, умения и навыки, моральные нормы и принципы, а также основные аспекты профессиональной, социальной (в том числе моральной, педагогической, политической, дипломатической, внутренней, эмоциональной) культуры и служебный этикет. Профессиональная этика налоговика основывается на следующих основных принципах: верность народу и закону, законность, самодисциплина, объективность, справедливость, вежливость, терпимость, уважение, правдивость, активная жизненная позиция.

Основные задачи этики работника государственной налоговой службы:

- повышать доверие и уверенность общества в его этических действиях;

- узаконить наложении санкций за неэтичное поведение;

- уменьшить количество неэтичных поступков путем их осуждения и наказания за них;

- воспитывать отзывчивость и повышать подготовленность работников государственной налоговой службы до принятия более этических вариантов решений;

- преодолевать неуверенность в выборе между этичным и неэтичным поведением;

- развивать способности и умения анализировать этический и стоимостный результат;

- помочь работникам государственной налоговой службы в решении дилеммы соотношения этики поступка и собственного интереса;

- повышать нравственное развитие государственных служащих.

Работник налогового органа должен:

- уважать себя как личность и с уважением относиться ко всем посетителям;

- осознавать, что профессиональная репутация превыше всего;

- помнить, что ничто так не компрометирует, как растерянность;

- быть терпимым к недостаткам посетителя.

Деятельность налоговиков носит государственный характер, поскольку они - должностные лица, представители власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан. Закон определяет государственный характер решений, которые они принимают, потому что от них зависит процесс наполнения государственного бюджета. Органы ГНС наделены двумя основными полномочиями: собирать государственные налоговые доходы и осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

Этика работника налоговых органов способствует правильному формированию сознания, взглядов работников налоговых органов, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение справедливости, защиты прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Сотрудник ДПС должен помнить, что влияние на налогоплательщика осуществляется не только с помощью налогового законодательства, методов административного воздействия, но и за счет личных качеств, обеспечивающих ему доверие и уважение налогоплательщика. Также важными для результативности діяльнності налоговика есть его интеллект, менталитет, способности, знания механизмов государственной налоговой службы. Сотрудник ДПС должен придерживаться границ добрых взаимоотношений с налогоплательщиками. Это нужно для того, чтобы в нужный момент проявить беспристрастность, чтобы интересы дела собираемость налогов не вступили в противоречие с личными интересами работника ГНС и налогоплательщика.

Ознакомление с особенностями профессиональной этики позволяет сформировать у работников налоговых органов более совершенное представление не только об обществе, не только о человеке вообще, но и о самих себе. Познание самого себя, установление нравственных границ своего существования, осознание возможности и бесконечности самосовершенствования жизненно необходимые для сотрудника налоговых органов.

Налоговая служба должна иметь свой имидж и авторитет среди налогоплательщиков. Это фактор доверия налогоплательщиков к государству и закону, а значит - это инструмент национального благосостояния. Однако имидж - это тонкое понятие. Стоит один раз налогоплательщику столкнуться с непрофессионализмом или грубостью - и репутация самого учреждения может резко пошатнуться. Поэтому имидж налоговой службы зависит от всех работников, занятых в учреждении. Для профессиональной этики налоговика характерна особенно тесная взаимосвязь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Нормы морали профессиональной группы могут быть и системой “неписаных законов”, но жизнь убеждает в необходимости их изложения в определенном письменном своде правил, принципов, этических вимог.Практично во всех странах Европы, в США существует этический кодекс полицейского, работника правоохранительных структур. Он действует одновременно с присягой, дополняя ее, раскрывая более детально и понятно морально-этическое содержание принципов, норм и общепринятых правил поведения работников во время службы, в повседневной жизни, его отношении к выполнению профессионального долга, до граждан и коллег, начальников и старших. В частности, курсы полицейской этики преподаются в полицейских академиях и колледжах. Этические кодексы полицейского широко используются в профориентации, подготовке кадров полиции, в системе профессионально-нравственного воспитания кадров, моральном регулировании их поведении, в оценке деятельности и контролі.Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Создан также проект Кодекса профессиональной этики работников государственной налоговой службы (См. Приложение №)

1. Как Вы понимаете понятие “этика”?

2. Что Вы понимаете под “профессиональной этикой работника государственной налоговой службы”?

3. Назовите основные принципы профессиональной этики работника налоговой службы

4. Назовите основные этические принципы профессиональной деятельности работников налоговой службы

5. Как должен вести себя сотрудник ДПС при возникновении конфликтной ситуации?

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

– Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;

– законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;

– поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;

– полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;

– допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

– представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;

– свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;

– проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4]. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.

Читайте также: