Кас обжалование решений налогового органа

Обновлено: 25.06.2024

"Обжалование ненормативных актов налоговых органов в административном и судебном порядке"

После введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, установившего пунктом 7 статьи 3, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации презумпцию добросовестности и невиновности налогоплательщика, все более частыми стали случаи обжалования результатов налоговых проверок. Отсутствие обязательности административного порядка обжалования стало причиной того, что жалобы на решения налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в таком привлечении подавались сразу в суд.

С 1 января 2009 года вступил в силу пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции закона от 27 июля 2006г. № 137-ФЗ - норма, закрепляющая обязательность предварительного административного обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Это означает, что, прежде чем идти в суд с заявлением об оспаривании решения налоговой инспекции, налогоплательщик обязан подать жалобу на спорное решение в вышестоящий налоговый орган. И только после решения вышестоящей инстанции организация вправе обращаться в суд. Остальные акты налоговых органов ненормативного характера можно будет по-прежнему сразу оспаривать в судебном порядке.

У новой нормы, как и у любого нововведения, есть как положительные, так и отрицательные стороны. Целью введения этого положения является снижение нагрузки на суды.

Предполагается, что преобладающее число налоговых споров будет рассматриваться во внесудебном порядке. И только в случае, если спор не решится мирным путем, передаваться в суд. В связи с этим число заявлений от налогоплательщиков, поступающих в суд, должно уменьшиться. Тем самым суды станут более продуктивно работать над поступающими делами. Также предполагается, что вышестоящими налоговыми органами жалобы будут рассматриваться более оперативно. Отрицательным же моментом можно назвать понятное недовольство налогоплательщиков, вызванное недоверием к налоговым органам. Налогоплательщики считают, что вышестоящий налоговый орган вряд ли будет объективным и скорее встанет на сторону налоговой инспекции, чем на сторону налогоплательщика.

Изменилось ли что-либо для сторон, участвующих в разбирательстве с введением изменений в Налоговый кодекс РФ?

Пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. То есть если решение вышестоящего органа не удовлетворит организацию, она может обратиться в суд.

До 1 января 2009 года внесудебный порядок обжалования таких решений не был обязательным, это было правом, а не обязанностью налогоплательщика. Организация или индивидуальный предприниматель, узнав, что в отношении них вынесено подобное решение, и не согласившись с ним, могли по своему усмотрению подать жалобу либо в вышестоящий орган, либо сразу в суд согласно пункту 1 статьи 138 НК РФ. Причем в соответствии с указанным пунктом НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключала права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Не все юридические лица и индивидуальные предприниматели ранее пользовались возможностью обжаловать решение инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган. Если все же обжаловали, и решение вышестоящего налогового органа не удовлетворяло их, и они обращались в суд, то при подаче таких заявлений в суд возникали и сейчас возникают проблемы, связанные с выбором надлежащего ответчика. Податель жалобы указывает в качестве ответчика налоговую инспекцию, вынесшую оспариваемое решение, и (или) вышестоящий налоговый орган, утвердивший оспариваемое решение. Как показывает практика, в случае изменения вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа (как вступившего, так и не вступившего в законную силу), именно последнее, с учетом внесенных изменений, будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа.

В связи с этим, предметом обжалования является решение налоговой инспекции (с учетом изменений, внесенных решением вышестоящего налогового органа), а не решение вышестоящего налогового органа и, как следствие, ответчиком в данном случае является инспекция (постановления ФАС ЦО от 14.04.2008 № А09- 6968/07-16, от 22.04.2008 № А09-7013/07-21 и т.д.).

Позицию судов по данному вопросу стоит принять к сведению и сейчас, когда порядок административного обжалования таких решений инспекции стал обязательным.

Обжалование решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения возможно в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение, вступившее в силу решение может быть обжаловано путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения данного акта налогоплательщику согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ. Именно этот срок отведен налогоплательщику для подачи апелляционной жалобы. Иные акты ненормативного характера вступают в силу с момента их принятия налоговым органом.

После рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке.

В этом случае срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ. Поскольку специальный срок для обращения в суд в данной ситуации законом не предусмотрен, действует общий срок 3 месяца, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), который следует отсчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Налоговым законодательством возможность восстановления срока для апелляционного обжалования не предусматривается, ввиду этого срок подачи апелляции является пресекательным. Пропуск срока означает невозможность использовать апелляционный порядок рассмотрения материалов дела.

Поданная за пределами срока апелляционная жалоба останется без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения по формальным причинам - пропуск срока согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 140 НК РФ. Нужно отметить, что налоговый орган не вправе по аналогии с судебной властью оставлять поданную жалобу без движения (без рассмотрения), НК РФ не предусматривает таких правомочий.

Если решение вступило в силу, а налогоплательщик не успел подать апелляционную жалобу, он обжалует в вышестоящий орган решение, вступившее в силу в соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ. Жалобу на вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности организация вправе подать в течение одного года с момента его вынесения согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 139 НК РФ. По итогам рассмотрения этой жалобы вышестоящий орган вправе: оставить ее без удовлетворения; отменить решение инспекции и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение ИФНС или вынести новое.

По ходатайству подателя жалобы в соответствии с пунктом 4 статьи 101.2 НК РФ вышестоящая инстанция может приостановить исполнение спорного решения.

Решение по жалобе вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен для получения необходимых документов и информации у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. Вышестоящая инстанция согласно пункту 3 статьи 140 НК РФ письменно сообщает подателю жалобы о вынесенном решении в течение 3-х дней со дня его принятия.

Если же налогоплательщик обратится в суд без предварительного обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган, суд в соответствии с частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не примет его к производству, оставит без движения, а если заявление было принято - оставит без рассмотрения согласно части 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на следующий момент.

Предположим, налогоплательщика не удовлетворило решение вышестоящего налогового органа, и он обращается в суд. Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что заявление в арбитражный суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В пункте 5 статьи 101.2 НК РФ указано, что в случае обжалования решения ИФНС в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, подать заявление в суд необходимо в течение трех месяцев с этого момента.

Если вышестоящий налоговый орган затягивает с принятием решения по вступившему в силу оспариваемому решению ИФНС, то у налогоплательщика возникает проблема: результата обязательного административного обжалования еще нет, а срок для подачи заявления в суд уже начал течь. Бывает, что вышестоящая инстанция не принимает решение в течение нескольких месяцев, а между тем срок для подачи иска в суд уже истекает.

Ранее, когда указанный пункт 5 статьи 101.2 НК РФ еще не применялся, ВАС РФ высказывал мнение, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом (месяц со дня ее подачи).

В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07. Вышестоящий налоговый орган около года не давал ответа на жалобу. Получив ответ с отказом в удовлетворении жалобы, налогоплательщик обратился с заявлением в суд об оспаривании решения налогового органа и при этом ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока. Сослался на то, что пропустил его по вине вышестоящего налогового органа, который нарушил все предусмотренные НК РФ сроки. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока. ВАС РФ с такой позицией судов не согласился. При этом Президиум исходил из того, что правовые нормы, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны препятствовать реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление на обжалование решения налогового органа может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. ВАС РФ отмечает, что данная норма должна применяться в совокупности с положениями НК РФ, если речь идет о налоговых правоотношениях.

Статья 140 НК РФ закрепляет, что вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу в течение месяца с момента ее подачи. В данном же случае жалоба рассматривалась почти год, что свидетельствует о явном нарушении сроков и как следствие - о нарушении прав налогоплательщика. Значит, моментом, когда последнему стало известно о нарушении его прав, считается день истечения срока на рассмотрение жалобы вышестоящей инстанцией. Именно с этого момента, по мнению высших судей, и должен был исчисляться процессуальный срок для обращения в арбитражный суд.

Кроме того, подчеркнули высшие судьи, срок подачи искового заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Что можно предпринять в таком случае, чтобы не пропустить установленный срок на обжалование решения налогового органа?

Во-первых, не дождавшись ответа на свою жалобу от вышестоящей инстанции в установленный месячный срок, налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа незаконным.

Во-вторых, если сроки для обращения в суд пропущены, а решения вышестоящего налогового органа еще нет, можно оспорить обжалуемое решение ИФНС в суде, не имея результата рассмотрения из вышестоящей инстанции. Вместе с заявлением необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенных сроков.

Суд может признать причину пропуска срока уважительной и рассмотреть дело по существу, учитывая состоявшийся факт обжалования решения в вышестоящий орган и саму попытку налогоплательщика разрешить спор в досудебном порядке. При этом в заявлении следует указать сведения о соблюдении досудебного порядка в соответствии со статьей 125 АПК РФ, а также приложить к заявлению документы, подтверждающие его соблюдение согласно статье 126 АПК РФ.

Арбитражной практики по новому порядку обжалования решений ИФНС, разумеется, пока нет.

Пока идет разбирательство в арбитражном суде по заявлению о признании решения ИФНС о привлечении к налоговой ответственности недействительным, налоговая инспекция может начать исполнять оспариваемое решение.

В пункте 2 статьи 70 НК РФ указано, что налоговая инспекция в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляет налогоплательщику требование об уплате налогов (пеней, штрафов). Данное требование в соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения.

Если же налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок, налоговый органа взыскивает недоимку (пени, штраф) принудительно, направив в банк инкассовое поручение о бесспорном списании средств со счета согласно статье 46 НК РФ.

Также налоговая инспекция может прибегнуть к обеспечительным мерам в соответствии с главой 11 НК РФ, в частности - приостановить операции по банковским счетам налогоплательщика согласно статье 76 НК РФ.

Получается, что решение не рассмотрено по существу в суде и по результатам рассмотрения дела решение могут признать недействительным, и тем не менее оспариваемое решение пытаются исполнить.

Чтобы обезопасить себя в подобной ситуации, налогоплательщик может одновременно с заявлением о признании решения ИФНС недействительным подать в суд ходатайство о принятии обеспечительных мер.

Заявитель, как указано в статье 90 АПК РФ, на любой стадии судебного разбирательства может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или своих имущественных интересов. Налогоплательщик может выбрать какую-либо из обеспечительных мер, установленных статьей 91 АПК РФ. Обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба.

Защита налогоплательщиками своих прав при вынесении решений налоговыми органами - безусловно, очень острая тема, и любые изменения в ней ощутимы и важны для налогоплательщика.

Налогоплательщики не всегда верят в объективность разрешения жалобы внутри системы налоговых органов. Решение этой проблемы зависит полностью от эффективности работы структур налогового аудита. Очевидно, одним из основных критериев успешной деятельности сотрудников подразделений налогового аудита будет результат рассмотрения в дальнейшем налогового спора судом.

В заключение отметим, что внесение необходимых дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях надлежащей регламентации административного обжалования является насущной потребностью и должно способствовать эффективности досудебной процедуры урегулирования спора.

Информация о судебном и административном порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб, федерального агентства, организаций и их должностных лиц

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 9 статьи 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В соответствии с частью 2 статьи 55 КАС РФ представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов, иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
  2. Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
  3. Наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования.
  4. Сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
  5. Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
  6. Наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.
  7. Ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи.
  8. Требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 данной статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебный порядок оспаривания решений, обжалования действий (бездействия) Минэкономразвития России

Согласно части 1 статья 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 85 КАС РФ суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

В соответствии с частью 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
  2. Орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
  3. Наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
  4. Сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
  5. Иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве.
  6. Сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
  7. Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
  8. Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 указанной статьи и соответствующие ходатайства.
  9. Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
  10. Требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

О рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Порядок рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в арбитражных судах установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

  1. Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
  2. Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий.
  3. Права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
  4. Законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт. решение и действие (бездействие).
  5. Требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения:

  1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
  3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.
  4. Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
  6. Копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска.
  7. Документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
  8. Проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
  9. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых, Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Административный порядок обжалования

Согласно пункту 11.2 Регламента Минэкономразвития России поступившие в Минэкономразвития России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Министру экономического развития Российской Федерации (заместителям Министра экономического развития Российской Федерации). Обращения граждан, адресованные в структурные подразделения, направляются структурным подразделением, на которое возложены функции по документационному обеспечению деятельности Минэкономразвития России, в соответствующие структурные подразделения.

Обращения граждан, поступившие в Минэкономразвития России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в федеральные службы и федеральное агентство, территориальные органы федеральных служб, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Минэкономразвития России, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа заявителю.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов) Минэкономразвития России, направляются в соответствующие структурные подразделения (в том числе в Правовой департамент) для рассмотрения и подготовки ответа.

В этом случае ответ заявителю дается заместителем Министра экономического развития Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Верховный суд пересчитал срок на подачу иска по КАС

Человек продал квартиру, ему доначислили налоги. Он обжаловал это решение в УФНС, в саму ФНС, но все тщетно. Судебное обжалование тоже оказалось неудачным. Три инстанции решили, что он пропустил трехмесячный срок на подачу иска. Суды считали его со дня вынесения решения УФНС. Дальнейшее досудебное обжалование не является обязательным, и обращение в ФНС не мешало подать иск, пояснили они. Так ли это, разбирался ВС.

В 2017 году Виктор Климов* продал две квартиры. Он занес полученный доход в декларацию, заявив налоговый вычет в сумме фактических расходов на покупку недвижимости. В итоге сумма налога к уплате получилась нулевой.

Через два месяца, 16 сентября, мужчина обжаловал решение инспекции в Центральном райсуде Тюмени. Там не стали исследовать обстоятельства дела и отклонили иск, посчитав, что Климов пропустил срок на подачу заявления. Первая инстанция решила, что трехмесячный срок следует исчислять со дня, когда решение вынесло УФНС, потому что только этот этап досудебного обжалования является обязательным. Обращение в ФНС не мешает налогоплательщику подать иск. Таким образом, Климов почти на два месяца опоздал с обращением в суд, подчеркнула первая инстанция. Ее выводы подтвердил сначала Тюменский областной суд, а следом за ним и Седьмой кассационный СОЮ.

Такой результат Климова не устроил, и он подал жалобу в Верховный суд.

Судьи Верховного суда с коллегами не согласились.

Согласно п. 2 ст. 138 и п. 2 ст. 139 НК, решения налоговых органов по жалобам можно оспорить в вышестоящем налоговом органе или в суде. Климов выбрал первый вариант, и это уважительная причина пропуска срока на подачу иска, решила тройка судей под председательством Валентина Александрова. Это, по мнению судей, следует из природы досудебных способов разрешения споров. После их исчерпания сторону нельзя лишить права на доступ к суду, которое гарантировано ст. 46 Конституции.

То обстоятельство, что Климов не подал заявление о восстановлении срока, не означает, что его нельзя было восстановить. Согласно ч. 2 ст. 14 КАС, суд руководит процессом, разъясняет сторонам их права и обязанности, предупреждает о последствиях их процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав. В такой ситуации суд должен был сам указать заявителю на пропуск срока, выяснить причины опоздания, предложить представить доказательства их уважительности. Ничего из этого сделано не было, а это нарушение ст. 14 КАС, подчеркнула тройка.

ВС отменил акты трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение в райсуд (№ 89-КАД20-5-К7).


Обжалование решений налогового органа по жалобам в вышестоящий орган – это не самая распространенная практика. Обычно так делают граждане. Бизнес после соблюдения обязательного досудебного порядка не тратит время, а обращается напрямую в суд.

Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг. ×

Если налогоплательщик все же обращается с жалобой в ФНС и из-за этого пропускает срок на подачу иска, суды зачастую признают такую причину неуважительной (например, дело № 33-4564/2016). Теперь же ВС прямо заявил об обратном, и в перспективе его кассационное определение должно поменять судебную практику, замечает консультант юркомпании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6 место По количеству юристов 17 место По выручке 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × Александр Пчелин.

нормативный правовой акт, который применен в отношении заявителя или регулирует отношения, субъектом которых является заявитель, и которым, по мнению заявителя, нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы

административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части

Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга

срок исковой давности

в течение всего срока действия нормативного правового акта

срок рассмотрения административного искового заявления

два месяца со дня подачи административного искового заявления

2. Судебный порядок

обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)

основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 24)

гражданин, организация, иные лица в защиту своих прав, свобод и законных интересов;

общественное объединение в защиту права, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения, в случае, если это предусмотрено федеральным законом

решения, действия (бездействие) администрации, должностного лица, государственного служащего администрации, которыми, по мнению заявителя нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности

ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) администрации, должностных лиц администрации, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности

административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего

заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга;

суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом

Арбитражный суд Санкт‑Петербурга

срок исковой давности

три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд

десять дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов при оспаривании решений, действий (бездействия) администрации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным администрацией предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения

три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов

в течение одного месяца, если иное не предусмотрено КАС РФ

не более 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

3. Административный (досудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия)

основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования

гражданин, юридическое лицо

гражданин, объединение граждан, юридическое лицо

нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) администрации, должностных лиц, государственных служащих администрации при предоставлении государственных услуг

ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие)

письменно, в том числе посредством направления по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта администрации, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя

письменно, в том числе посредством направления почтой (электронной почтой)

администрация, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных услуг Красносельского района Санкт‑Петербурга

В случае если предметом жалобы заявителя являются действия главы администрации района, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице-губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность администраций районов

в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы в администрации;

в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в администрации (при обжаловании отказа администрации, должностного лица, государственного гражданского служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок)

в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации жалобы (обращения) в администрации

4. Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

основные нормативные акты

физическое лицо, юридическое лицо

постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным лицом администрации

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

место подачи жалобы

На постановление, вынесенное:

коллегиальным органом (административная комиссия) – Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга;

должностным лицом администрации - вышестоящему должностному лицу либо в Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга

сроки для подачи жалобы

в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления

срок рассмотрения жалобы

десять дней со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;

Читайте также: