Камеральная проверка уточненной декларации по ндс

Обновлено: 15.05.2024

С октября 2020 года ФНС России запустила пилотный проект по сокращению срока камеральной проверки по НДС до 1 месяца. В своём письме от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 она объяснила, что это означает.

Причины введения нового срока

Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).

Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:

  • позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
  • улучшит деловой климат;
  • повысит деловую активность.

Новые сроки проверки и какая это декларация НДС

В отношении деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение НДС из бюджета (ст. 176 НК РФ), камеральная проверка может быть завершена (т. е. не обязательно в этот срок) по истечении 1 месяца со дня подачи декларации, а не двух.

В этом случае день сдачи декларации по НДС это одно из двух:

  • 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • день подачи уточненной декларации НДС (но не ранее истечения предельного срока за соответствующий налоговый период, за который сдаёте уточненку).

Как проверяют декларацию по НДС: круг первый

Не позднее 10 календарных дней со дня представления декларации, идёт её оценка на соответствие следующим условиям:

УСЛОВИЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Соответствие другим условиям: круг второй

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

На какие декларации НДС распространяется новый порядок

В пункте 6 письма-поручения ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129 особо отмечено, что оно касается деклараций по НДС, сданных после 1 октября 2020 года за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

Как могут действовать налоговики при камеральной проверке декларации по НДС, описано в Готовом решении в КонсультантПлюс:


Вывод

Таким образом, при одновременном соблюдении всех перечисленных выше условий камеральная проверка декларации по НДС (уточнёнки) должна закончиться по истечении 1 месяца со дня подачи этой отчётности.

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
  • назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
  • проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Сроки камеральных проверок

ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Углубленная камеральная проверка

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Как оспорить результат камеральной проверки

Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).

Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.

По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

В отношении налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления декларации.

Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Приведены условия, которым должен соответствовать налогоплательщик, представивший налоговую декларацию по НДС не позднее 10 календарных дней со дня ее представления и по истечении одного месяца.

Предусматривается, что при проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Установлено, что, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, выявлены обстоятельства, свидетельствующие:

  • о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),
  • о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 НК РФ),
  • о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),
  • о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ,

налоговым органам надлежит незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 октября 2020 г. N ЕД-20-15/129@

О ПРОВЕДЕНИИ

КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НДС

Федеральная налоговая служба в целях повышения деловой активности и предоставления комфортных условий налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, сообщает следующее.

I. В отношении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Для целей настоящего письма днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Не позднее 10 календарных дней со Дня представления налоговой декларации по НДС, осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

  • налогоплательщик в соответствии с данными ПП "Контроль НДС" относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;
  • возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации ;

Совокупная суммы уплаченных налогов в целях применения настоящего письма рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390, при этом учитывается не 3 календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.

II. По истечении одного месяца со Дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

1. Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю:

1.1. Еженедельно, не позднее третьего рабочего дня, формировать перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "а" пункта I настоящего поручения, и в течение двух рабочих дней, следующих за днем формирования перечня, доводить его до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) по месту учета, указанных в перечне налогоплательщиков;

Пункт действует до введения автоматизированной индикации декларации по НДС налогоплательщика в окне оперативной работы ПП "Контроль НДС".

1.2. По готовности к использованию программного обеспечения по автоматизированному формированию указанного в пункте 1.1. перечня, довести до Управлений, МИ ФНС России по КН инструкцию на рабочие места по использованию соответствующего программного обеспечения при администрировании НДС.

2. Управлениям, МИ ФНС России по КН не позднее 1 рабочего дня, со дня получения перечней налогоплательщиков, указанных в пункте I настоящего поручения, формировать итоговый перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "б" пункта I настоящего поручения и доводить его до территориальных налоговых органов, подведомственных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в тот же срок.

4. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со Дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.

5. В случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, установлены обстоятельства, свидетельствующие:

  • о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),
  • о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса),
  • о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),
  • о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, налоговым органам в соответствии с положениями Рекомендаций ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в Управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

6. Управлениям, МИ ФНС России по КН, Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю обеспечить применение настоящего поручения в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.10.2020 за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

7. Управлениям, МИ ФНС России по КН представлять информацию в Межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю в срок не позднее 10 декабря, 10 марта, 10 июня, 10 августа по форме, согласно приложению, к настоящему поручению.

8. Управлениям, МИ ФНС России по КН довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.


Вопрос: Проводит ли налоговый орган камеральную проверку в случае, если НДС заявлен к возмещению?

Да, в таких случаях камеральная проверка декларации по НДС обязательна (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 176, п. 11 ст. 176.1 НК РФ).

Вопрос: Требуется ли специальное решение руководителя налогового органа для проведения "камералки" декларации с суммой возмещения НДС?

Нет, в данном случае специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Вопрос: Прекращается ли камеральная проверка декларации по НДС, если до ее окончания подана уточненная декларация?

Да, если уточненная декларация подана до окончания проверки первичной декларации, последняя прекращается и начинается камеральная проверка "уточненки" в те же сроки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вопрос: Какой срок отводится на проведение камеральной проверки при возмещении НДС? Можно ли его продлить?

Срок камеральной проверки составляет два месяца со дня подачи налоговой декларации. Его могут продлить до трех месяцев, если будут найдены признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Вопрос: Можно ли приостановить срок проверки декларации по НДС с суммой возмещения налога?

Налоговый кодекс не предусматривает такой возможности, поэтому приостановить проверку нельзя.

Вопрос: С какого момента начинает течь срок "камералки" декларации по НДС с суммой возмещения налога?

Срок камеральной проверки при возмещении налога (впрочем, как и срок другой проверки по НДС) начинает течь со дня подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Вопрос: Что означает "углубленная камеральная проверка" при возмещении НДС?

Углубленная камеральная проверка, проводимая при возмещении НДС, кроме автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки по СУР АСК НДС-2 предполагает дополнительные контрольные мероприятия. В частности, в силу норм НК РФ налоговики вправе:

- потребовать документы у проверяемого лица (п. 8 ст. 88);

- затребовать у контрагентов налогоплательщика информацию о деятельности налогоплательщика в рамках встречной проверки (п. 1 ст. 93.1);

- осмотреть в присутствии понятых территорию проверяемого лица, помещения, документы и предметы (п. 2 ст. 91, п. 1, 3 ст. 92);

- потребовать представить пояснения или внести исправления в отчетность, если есть ошибки в декларации, противоречия в документах либо данные декларации (документов) расходятся с данными, которые есть у проверяющих (п. 3 ст. 88).

Вопрос: Какие документы могут затребовать инспекторы при камеральной проверке декларации с возмещением НДС?

При камеральной проверке декларации с возмещением НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Это счета-фактуры, первичные и иные документы. (Заострим внимание: под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают только декларации по НДС, предполагающие возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств, - п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.)

Вместе с тем, если в декларации выявлены противоречия или ее данные расходятся с отчетностью контрагентов проверяемого лица, налоговый орган может в том числе запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@).

Вопрос: Каким способом необходимо подать документы, истребуемые налоговым органом по п. 8 ст. 88 НК РФ? Какова ответственность за их непредставление

Документы можно сдать в виде бумажных копий, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если документы представлены не будут (будет нарушен срок их представления), налогоплательщика оштрафуют (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ): 200 руб. за каждый не представленный в срок документ.

Вопрос: Обязан ли налоговый орган сообщить налогоплательщику о том, что по результатам камеральной проверки декларации с возмещением НДС ошибок не обнаружено?

Если по результатам камеральной проверки нарушений не обнаружено, налоговый орган никакого решения не выносит (не сообщает он и об окончании проверки). Этой обязанности Налоговый кодекс не предусматривает (ст. 88, 100).

Исключение установлено лишь для возмещения НДС в заявительном порядке. При отсутствии нарушений в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки налоговый орган обязан письменно сообщить об окончании проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Вопрос: Как узнать, что камеральная проверка декларации с суммой возмещения НДС в обычном порядке окончена?

После окончания "камералки", если нарушения не выявлены, руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Срок вынесения решения - не позднее семи рабочих дней после окончания проверки. О принятом решении налоговый орган сообщает письменно в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 2, 9 ст. 176 НК РФ).

Вопрос: В каком порядке оформляют результаты камеральной проверки возмещения НДС, выявившей нарушения?

Если нарушения выявлены, результаты камеральной проверки оформляются в следующем порядке:

- в течение десяти рабочих дней после окончания проверки составляется акт налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ);

- в течение пяти рабочих дней с даты составления акт вручается налогоплательщику (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с актом проверки, в течение месяца со дня получения акта он может подать в инспекцию письменные возражения и подтверждающие документы (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По результатам рассмотрения акта проверки, возражений, других материалов проверки руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Решение по результатам проверки должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений по акту. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).

Принятое решение вручают налогоплательщику в течение пяти рабочих дней после его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Отметим: налогоплательщик вправе принимать участие в процессе рассмотрения материалов проверки. О времени и месте рассмотрения его должны известить (п. 2 ст. 101 НК РФ).

В отношении суммы НДС, заявленной к возмещению, одновременно с решением по результатам камеральной проверки может быть принято одно из следующих решений (п. 3 ст. 176 НК РФ):

- об отказе в возмещении полностью суммы НДС (если проверяющие отказывают в возмещении налога в полной сумме);

- о возмещении полностью суммы НДС (если проверяющие полностью возмещают налог);

- о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению (два решения: о возмещении правомерно заявленной суммы налога и о запрете возврата той части НДС, которая заявлена неправомерно).

Кратко приведем основные выводы. "Камералка" декларации к возмещению НДС обязательна; она проводится в течение двух месяцев со дня подачи отчетности, но срок может быть продлен до трех месяцев.

Если по итогам проверки нарушений не выявлено, инспекция примет решение о возмещении налога не позднее семи рабочих дней после окончания проверки.

При обнаруженных нарушениях в возмещении НДС могут отказать полностью или в части. При этом инспекция вынесет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Читайте также: