Каковы меры применяемые к нарушителям бюджетного и налогового законодательства

Обновлено: 17.05.2024

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетным кодексом Российской Федерации)

Меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства

Привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Составление протоколов, являющихся основанием для наложения штрафов (п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Иные меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами

Списание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Приостановление в предусмотренных бюджетным законодательством случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операций по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета (п. 3 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Предупредительные, компенсационные и карательные меры

Предупреди- тельные меры

Компенсационные меры Кара т е ль н ы е меры



Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст.ст. 282, 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Блокировка расходов (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Изъятие бюджетных средств (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Списание в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета

субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями (п.п. 1, 2 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях

Взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 1 ст. 284, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное

исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Списание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование средствами

бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (п. 1 ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Приостановление в предусмотренных бюджетным законодательством случаях в

порядке, установленном Правительством РФ, операций по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета (п. 3 ст. 284

Бюджетного кодекса Российской Федерации)

Привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (п. 2 ст. 284, п. 2 ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)


Собственная финансовая система определяет внутренний суверенитет государства, без которой ни одна из взятых на себя государством функций не может быть реализована [3]. Противоречивость норм, регулирующих финансовое законодательство, отсутствие правовой определенности и, как следствие, — отсутствие качественного механизма реализации мер ответственности за нарушение финансового законодательства, самым негативным образом сказываются на социально-экономическом развитии государства [9].

Качество правовой охраны бюджетных отношений определяет достижение цели и успешную реализацию задач в области бюджетной политики страны. Настоящая статья посвящена анализу мер бюджетного принуждения и мер административной ответственности, применяемых при нарушении бюджетного законодательства.

Статья 306.1 БК РФ определяет бюджетное нарушение как действие либо бездействие финансового органа, распорядителя (главного распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, которое совершено в нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, которыми регулируются бюджетные отношения и соглашения (договоры) о предоставлении средств из бюджета бюджетной системы РФ. Глава 30 БК РФ предусматривает применение бюджетных мер принуждения к нарушителям.

Правоприменителем четко определен круг участников (потенциальных субъектов) бюджетного нарушения, что позволяет определить их перечень как исчерпывающий.

Основания разграничения юридической ответственности лиц, относящихся к участникам бюджетного процесса и не являющихся участниками бюджетного процесса, а также разграничение ответственности юридического лица либо органа публичной власти и ответственности виновного должностного лица определены ч. ч. 2 и 3 ст. 306.1 БК РФ.

Теория права различает меры принуждения и меры наказания в отношении совершенного противоправного деяния. Довольно четко описанные в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ меры принуждения направлены на приостановление либо прекращение противоправных действий. Бюджетные меры принуждения, перечень которых содержится в ст. 306.2 БК РФ, имеют смешанную природу. В данной статье содержится перечень мер пресечения, направленных на прекращение противоправного деяния и выражающиеся как бесспорное взыскание суммы средств, предоставляемых из одного бюджета бюджетной системы РФ другому, и мер, которые в праве относятся к способам обеспечения исполнения обязательств: пени, бесспорно взыскиваемые за несвоевременный возврат средств бюджета; сокращение (приостановление) межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача части полномочий получателя, главного распорядителя либо распорядителя бюджетных средств уполномоченному по соответствующему бюджету, а также специфические санкции (бесспорно взыскиваемые суммы платы за пользование средствами, предоставляемыми из одного бюджета бюджетной системы РФ другому.

То есть, меры бюджетного принуждения, их применение, носит правовосстановительный, обеспечительный характер.

Нам представляется неудачным наименование акта с юридико-технической точки зрения: речь должна идти о представлении документа, содержащего требования по совершению определенных действий, а не о уведомлении как документе информационного содержания, поскольку орган финансового контроля обладает властными полномочиями.

Ст. 306.4 БК РФ определяет нецелевое использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств и направление средств бюджетов бюджетной системы РФ на цели, частично либо полностью не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, бюджетной росписью (сводной бюджетной росписью), соглашением (договором), иным документом, служащим основанием предоставления средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также принятие бюджетных обязательств в превышающих лимиты бюджетных обязательств либо утвержденных бюджетных ассигнований размерами.

Полагаем, что необходимо определить процессуальный порядок признания деяния, отличного от нецелевого использования бюджетных средств, нарушением, влекущим юридические последствия в виде применения бюджетных мер принуждения.

Теперь обратимся к анализу ряда административных санкций, внесенных в КоАП РФ Законом N 252-ФЗ. В отношении административных штрафов, налагаемых на должностных лиц, обращает на себя внимание серьезный разброс между минимальной и максимальной суммами штрафа: от 10 до 30 тыс. рублей, а также от 20 до 50 тыс. рублей. Такой значительный разброс создает излишнюю дискрецию у правоприменителя, являющуюся почвой для злоупотреблений правом. Все представленные правонарушения являются существенными по негативным последствиям, поэтому следует применять уровень санкции, близкий к предельному — от 40 до 50 тыс. рублей. Аналогично и с административным штрафом, выраженным в процентах от определенной суммы, — разброс минимального и максимального размера процентов очень дискреционен.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что бюджетные отношения активно развиваются и требуют надлежащей правовой охраны. Нормы БК РФ, регулирующие вопросы правового принуждения в связи с бюджетными нарушениями, и законодательство об административной ответственности за нарушения в данной сфере требуют доработки на концептуальном и юридико-техническом уровнях.

Основные термины (генерируются автоматически): БК РФ, нецелевое использование, бюджетная система РФ, РФ, бюджетное законодательство, бюджетный кредит, мера, нарушение, нарушение условий предоставления, средство.

Комментируемая статья устанавливает перечень мер принуждения, применяемых в случае совершения нарушения бюджетного законодательства РФ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 281 Кодекса), закрепление таких мер в Кодексе является признаком наказуемости нарушения бюджетного законодательства.

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Данная мера носит частно-превентивный характер, т.е. направлена на недопущение нарушений бюджетного законодательства лицом, допустившим нарушения бюджетного законодательства.

Следует отметить, что в ст. 284 Кодекса рассматриваемая мера названа как представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Согласно п. 2 указанной статьи вынесение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса входит в полномочия Росфиннадзора и его территориальных органов.

В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса правом выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, ОМСУ и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса наделены руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

Введенным Законом 2007 г. N 63-ФЗ п. 5 ст. 166 Кодекса министру финансов РФ предоставлено право выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления федеральными ГВБФ предписания о ненадлежащем исполнении бюджета (организации бюджетного процесса). При этом установлено, что указанные предписания являются обязательными для исполнения органами, в адрес которых они вынесены.

Рассматриваемая мера также носит частно-превентивный характер.

Содержание блокировки расходов бюджета определено в п. 1 ст. 231 Кодекса: сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. В указанной статье также установлены случаи и порядок блокировки расходов бюджета.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ ст. 231 Кодекса с 1 января 2009 г. утрачивает силу. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 217 Кодекса), такая мера принуждения в отношении нарушителей бюджетного законодательства РФ, как применение режима блокировки расходов, исключена в рамках нововведений указанного Закона.

Изъятие бюджетных средств.

Данная мера является правовосстановительной, устанавливается и применяется в целях обеспечения сохранности бюджетных средств.

В пункте 1 ст. 284 Кодекса установлено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета списывать в бесспорном порядке:

суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;

суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Согласно п. 2 указанной статьи руководители Росфиннадзора и его территориальных органов в установленном порядке при наличии оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

В соответствии с п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право списывать в бесспорном порядке:

суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других предусмотренных случаях;

суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил.

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Право руководителей органов Федерального казначейства и их заместителей (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца предусматривалось в ранее действовавшей редакции ст. 284 Кодекса.

Согласно п. 3 действовавшей редакции указанной статьи руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

В соответствующих статьях Кодекса речь идет о наложении административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ, т.е. о применении мер ответственности за совершение административных правонарушений. Как указано в п. 2 ст. 284 Кодекса, полномочием привлекать к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ наделены руководители Росфиннадзора и его территориальных органов. Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

Пени являются правовосстановительной мерой принуждения, устанавливаются и применяются в целях возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе.

В пункте 1 ст. 284 Кодекса предусмотрено, что руководители ФОИВ и их территориальных органов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Согласно п. 2 ст. 284.1 Кодекса руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в установленном порядке имеют право взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Иные меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Речь идет прежде всего об уголовной ответственности, установленной соответствующими статьями УК РФ.

Следует отметить, что меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ могут быть предусмотрены не только Кодексом, КоАП РФ и УК РФ, но и иными законодательными актами. Например, ст. 70 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливалась ответственность российских юридических лиц за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (см. комментарий к ст. 289 Кодекса).

Другой комментарий к статье 282 Бюджетного Кодекса РФ

В ст. 282 комментируемой главы представлен перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

1. Первым в списке мер принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 комментируемой главы руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств (ст. 284.1 Кодекса). Анализ главы 28 Бюджетного кодекса позволяет установить, что такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения бюджетного законодательства:

- непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);

- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294);

- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);

- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296);

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);

- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299);

- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

- осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301);

- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);

- за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 306).

2. Следующей мерой принуждения является блокировка расходов.

Блокировку расходов можно рассматривать как сокращение лимитов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Данное действие влечет за собой невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований.

3. Изъятие бюджетных средств можно отнести к правовосстановительным мерам, то есть мерам, которые направлены в первую очередь на предотвращение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Изъятие бюджетных средств производится в отношении:

- бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289);

- бюджетных средств, полученных на возвратной основе при их невозврате или несвоевременном возврате (ст. 290);

- бюджетных средств при финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись (ст. 296);

- при финансировании сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

- при предоставлении бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298);

- при предоставлении с нарушением установленного порядка бюджетных инвестиций (ст. 299);

- при размещении бюджетных средств на банковских депозитах либо при передаче их в доверительное управление (ст. 302);

- при несоблюдении обязательности зачисления доходов бюджета (ст. 303).

4. Право приостановления операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 комментируемой главы закрепляет право руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

5. Наложение штрафа за нарушение бюджетного законодательства также впервые было введено Указом Президента Российской Федерации N 1556 от 08.12.1992 и Положением о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 864 от 27.08.1993, в соответствии с которыми органы Федерального казначейства были наделены правом выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

В Постановлении, вынесенном Конституционным Судом РФ N 20-П от 17.12.1996, установлено, что взыскание штрафа с юридических лиц без их согласия производится только в судебном порядке.

Данная мера ответственности является наиболее распространенной и применяется в качестве санкции за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 Бюджетного кодекса:

- нецелевое использование бюджетных ассигнований (ст. 289);

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290);

- неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

- непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);

- неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст. 293);

- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294);

- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);

- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296);

- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);

- предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298);

- предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299);

- предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

- нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302);

- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст. 303);

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304);

- несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305);

- несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст. 306).

Размеры штрафных санкций устанавливаются в определенных количествах минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Согласно ст. 5 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" N 82-ФЗ от 19.06.2000 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000 по 31.12.2000 исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

6. Начисление пени производится в следующих случаях, установленных Бюджетным кодексом:

- невозврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290);

- неперечисления или несвоевременного перечисления процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

- несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304);

- несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305).

К числу иных мер, применяемых в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами, можно отнести:

1) ответственность, установленную Бюджетным кодексом, за нарушения бюджетного законодательства:

- сокращение или прекращение других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе представление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет (ст. 290),

- выплату компенсации в размере недофинансирования (ст. 293);

2) ответственность, установленную КоАП РФ за следующие нарушения бюджетного законодательства:

- нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ),

- нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ),

- нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ);

3) ответственность, установленную Уголовным кодексом РФ за нарушения бюджетного законодательства:

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ),

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ).

Комментарии и консультации юристов по ст 282 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 282 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.


Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом;

несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным Кодексом;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;

иные основания в соответствии с Бюджетным Кодексом и федеральными законами.

Задания для закрепления.

Задание 1. Вопросы для самоконтроля:

1) Что понимается под государственным финансовым контролем?

2) Назовите задачи финансового контроля.

3) Назовите классификацию государственного финансового контроля по времени проведения.

4) Назовите органы финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

5) Укажите полномочия федерального казначейства в области финансового контроля.

6) В чем заключаются контрольные полномочия главного распорядителя бюджетных средств?

7) Какой орган осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ?

8) Что понимается под нарушением бюджетного законодательства?

9) Перечислите меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.

10) Что является основаниями применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства?

Задание 2. С использованием Бюджетного кодекса РФ определите меры воздействия за следующие нарушения бюджетного законодательства:

1) Нецелевое использование бюджетных средств;

2) Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов;

3) Несвоевременный возврат бюджетного кредита;

4) Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита;

5) Не перечисление процентов за пользованием бюджетным кредитом.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: